Введение к работе
Актуальность диссертации определяется тем, что роман Томаса Манка "Признания авантюриста СЕеликса Круля" рассматривается
> в контексте творчества. Особенности творческой истории произведения, вбирающего в себя проблемы раннего и позднего творчества 'писателя, возникающие в сщзж с этим трудности исследования общего замысла, творческой концепции рошна, его внутреннего развития, убеждают в необходимости рассмотрения "Признаний авантюриста еликса Круля" в развитии тем и мотивов, соотнесенном с эволюцией творчества Томаса Манна. Такое соотнесение представляется плодотворным не только с точки зрения более полного про-
никновения в ждей-нохудожествеиную структуру "Круля", осознания его специфики, выраженной в нем меры нового, общезначимого, определяющего ценность произведения, но и для постижения единства творческой деятельности большого художника.
- г -
Цель данной работы * проанализировать своеобразие проблематики, определить специфику художестве гной образности, прос-лэдить эволюцию вдейно-эстетической структури романа, рассмотреть этот процесс в связи с общими закономерностями художественного мышления писателя.
Цель определяет конкретние задачи исследования:
1. Выявить истоки проблемы "Художника-авантюриста" в
раннем творчестве Томаса Манна.
-
Определить проблзкатику и художественное своеобразие, первого фрагмента романа.
-
Проследить идейно-художественную эволюцию творческой концепция "Книги детства" в связи с развитием мировоззрения и эстетических принципов Томаса Манна.
-
Исследовать проблему плутовства в системе нравственно-эстетических ценностей писателя.
-
Установить изменения в творческой концепции автора в главах рала на, возникших в І95І-І955 годах.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые в отечественной германистике роман Томаса (Ланка "Признания авантюриста Феликса Круля" выдвигается в качестве самостоятельного объекта диссертационного исследования, это позволяет не только определить художественное своеобразие произведения, но и способствует углублению и расширению представлений о художнических и нравственных исканиях писателя.
Методологической и теоретической основой для работы является марксистско-ленинское понимание искусства как специфической формы общественного сознания. Методика исследования базируется на сравнительно-историческом и типологическом анализе.
В исследовании диссертационной темы мы опирались на работы советских ученых В.Г.Адмони, С.К.Апта, Н.Н.Вильмонта, Н.М.Кака-бадзе, Е.Книпович, М.С.Кургинян, Т.Л.Мотылевой. А.В.Русаковой, Т.И.Сильман, А.А.їедорова, книги зарубежных литературоведов Р.Баумгарта, Х.Вислинга, К.Гамбургер, Н.Ендрайека, Х.Коопман-на, Кл.Хермсдорфа, посвященные проблемам творчества Томаса Манна, а также труда советских ученых С.С.Аворинцева, В.Л.Днепрова, Л.В.Затонского, А.В.Карельского, В.В.Кокинова, Н.С.Лейтес, Е.М.Мелетинского, Н.С.Павловой, Б.Л.Сучкова, направленные на изучение различных аспектов развития теории западно-европейского романа.
Научно-практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории зарубеяной литературы XX века, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам романа XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МГПИ им. Ленина, докладывались на всесоюзных научных конференциях (Москва, МГПИ юл. Ленина, 1908, 1989 гг.), на областной конференции молодых ученых "Актуальные проблемы филологии в ВУЗе и школе" (Воронеж, 1989).
Структура диссертации обусловлена целями и задачам исследования. Диссертация' состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография включает 309 названий. Общий объем исследования