Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида 17-54
Глава II. Поэтика приключенческого романа Майна Рида 55-95
Глава III
1. Антиколониальный приключенческий роман Майна Рида «96-133
2. Исторический приключенческий роман Майна Рида 134-156
3 Детективный приключенческий роман Майна Рида 157-169
Библиогафия 172-190
- Жизнь и творчество Томаса Майна Рида
- Поэтика приключенческого романа Майна Рида
- Антиколониальный приключенческий роман Майна Рида
- Исторический приключенческий роман Майна Рида
Введение к работе
В современном литературоведении одной из основных проблем является проблема романа как литературного жанра. Изучение различных видов романа естественно усиливает интерес исследователей к историко-литературному анализу этого жанра во всем его многообразии. Вопросы типологии романа» по утверждению М.Хралченко, приобретают особую научную актуальность /123,257/. В связи с этим нам представляется важным изучение малоисследованного в современном литературоведении жанра приключенческого романа.
Приключенческая литература играет в мировом литературном процессе роль Золушки. Читаемая взахлеб, издаваемая миллионными тиражами, она считается второсортной, недостойной внимания исследователей. Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной", более низкий эстетический уровень, критика чаще всего не пыталась разобраться в специфике этой литературы, объяснить ее популярность среди читателей.
Долгое время необычайную популярность приключенческой литературы объясняли лишь испорченным или неразвитым читательским вкусом. Но многие взыскательные читатели относились с любовью к приключенческим произведениям. Из воспоминаний Лафарга известно, с каким удовольствием читались книги Ф.Марриэта, П.де Кока, Ч.Левера, А.Дюма в семье Карла Маркса, который проявлял особый интерес к рассказам, богатым приключениями /11,552/,
М.Горький, вспоминая свое детское увлечение романами Густава Эмара, писал жене:"Это, знаешь, вакцина была - вакцина против обломовщины". Именно в романах А.Дюма-отца великий писатель встретил - в противовес мещанству - людей "сильной воли, резко очерченного характера... которые живут иными радостями, страдают иначе, враждуют из-за несогласий крупныхт7бО,479/.
Но если читатель достаточно единодушен в своем признании приключенческой литературы, то в литературоведении сложилось пренебрежительное отношение к ней. Критика связывает распространение приключенческих жанров в середине XIX века с появлением массового неприхотливого читателя» Установка многих произведений этого жанра на развлекательность, некоторую облегченнооть характеров, которая делала их часто похожими на лубочные картинки, привлекала нового читателя. Нельзя не признать, что некоторые представители этой литературы так и остались лишь развлекателями, тем самым выведя свои произведения за рамки искусства. Именно благодаря им приключенческая литература стала в целом тоже восприниматься как второсортная. Критика, отметив раз и навсегда эту второеортность приключенческой литературы, отказалась рассматривать ее специфику, законы, по которым строятся ее произведения. Любое удачное произведение исследователи "дотягивали" до большой литературы и оценивали его по законам этой литературы. Само противопоставление "большая", "серьезная" литература и какая-то другая, на наш взгляд, является искусственным. Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием. Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.
Несмотря на сложившуюся традицию не замечать приключенческой литературы, писатели, критики не раз подходили вплотную к проблемам ее специфики.
Антонио Грамши, сам пройдя через увлечение приключенческой литературой, пытался понять, что привлекает читателя в ней,
Бертольт Брехт, оценивая жанр детектива, призывал "учитывать тягу читателя к необычным приключениям, к напряженности и т.п., которой этот роман удовлетворяети/48,206/.
А.В.Луначарский объяснял приверженность читателя к подобной литературе романтизмом народных масс, их тягой к сильным чувствам,
Б.Грифцов в работе "Теория романа'71927/ ратует за необходимость изучения специфических законов приключенческого жанра, так как "без них совсем были бы неверно истолковываемы некоторые явно серьезные произведения и таким образом не делалась бы понятной природа романа вообще11. Он пишет о расхождении мнений читателей и критиков: "Так не было согласия между исследователями и читателями. Одни произведения обследовались, чтились, были окружены всяческим почетом, входили в круг обязательных для образованности предметов, и нередко потом оставались на полках в полной неприкосновенности их великолепных изданий, другие просто читались и зачитывались до дар на их страницах"/63,13/.
Приключенческая литература является бесспорно фактом литературы, но теоретические проблемы, связанные с нею, настолько не разработаны, что ее природа, история, специфика до сих пор еще не выяснены и требуют историко-литературного анализа.
Сложность расрнтия термина "приключенческая литература" заключается в том, что не совсем ясно, с жанром или явлением приходится иметь дело. Б литературоведении довольно часто можно встретить выражение - "жанр приключенческой литературы", "приключенческие жанры"».» Долгое время в качестве синонима определен нию "приключенческая" использовались слова "авантюрная литература", что неизбежно усложняло уяснение содержания терминов*
А.Цейтлин в статье "К социологии литературного жанра", размышляя о природе жанра, отказывается признать единым монолитным жанром авантюрный роман, который "бытовал в Древней Греции, был характерен для средневековья, широко развернулся в ХУШ в. и достиг высокого развития во французской бульварной литературе".
А.Цейтлин перечисляет несколько исторически сложившихся типов романа, которые несмотря на большую функциональную роль приключений в них, остаются отдельными, самостоятельными жанрами и не могут быть объединены одним определением /124,9/«
Но отказавшись от термина "авантюрный" в значении "приключенческий", литературоведение не уточнило нового определения,
А.Наркевич в статье, помещенной в КЛЭ, дает такое объяснение: "Приключенческая литература - понятие, не имеющее строго очерченных границ, применяемо для обозначения многих литературных жанров, объединяемых лишь приключенческой тематикой, фабулой /сюжетом/ или мотивами,717б,973; подчеркнуто мною - 0*0*/,
Интерес к необычным ситуациям, приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом. Датировку
приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".
Обязательны приключения в греческом романе. Приключения в нем играют столь важную роль, что Г.Поспелов называет их любовно-приключенческими /96,255/, а Н.Гуляев - авантюрно-приключенческими /64,140/.
Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли пикаро получить богатство и положение в обществе.
Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле*
Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью, В этих произведениях сложно переплетались вымысел и реалистические детали, создавая прихотливую литературную
- 7 -мозаику, Романы-путешествия, расширяя географию повествования, рассказывали о путешествиях и приключениях героев. В "Путешествиях Гулливера" Свифта даже больше приключений, чем в "Приключениях Робинзона Крузо" Дефо,
Роман ХУШ века в значительной мере был приключенческим. Герои Смоллета, Филдинга волею судьбы, "логикой случайности1' /М.Бахтин/ оказывались в самых удивительных ситуациях, с ними все время что-то "приключалось".
В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.
Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.
Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в какой-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.
Литература XX века с ее углубленным, преимущественным вниманием к внутренней жизни человека, а не внешней событийности в то же время достаточно широко использует приключения героев, т.е. заостренность обстоятельств для раскрытия характеров.
Итак, приключения являются постоянным элементом поэтики романа на всем протяжении его развития. Но приключенческим его можно назвать далеко не всегда. Чем же отличается приключение в разных видах литературы? Чтобы разобраться в этом, обратимся к толкованию самого слова "приключение".
Словари В,Даля, С«Ожегова, Д.Ушакова определяют; "приключение" - это то, что произошло; то, что случилось. В этом значении слово "приключение" воспринимается как синоним слова "событие". Но если "событие" еще и значительное явление в общественной или личной жизни, то "приключение" - ряд неожиданных, часто занимательных происшествий с кем-либо, положений, в которые попадает кто-то. У Д.Ушакова "приключение" - это случай, авантюрное похождение.
На наш взгляд, оттенки в значении слов "событие" и "приключение" могут стать определяющими в понимании специфики приключенческой литературы.
Большую литературу интересует прежде всего событие* Именно значительное событие обнаруживает различные типы связей в жизни человека, отражает внутренние, устойчивые отношения действительности, раскрывает и определяет характер человека*
В приключенческой же литературе случайные, необязательные приключения не становятся событиями, т*е, не становятся значительными явлениями в общественной или личной жизни* Человек проходит через эти приключения почти не изменяясь, они мало влияют на его дальнейшую судьбу, не определяют ее.
Приключения отражают в основном внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, они случайны в жизни человека.
Безусловно, очень часто простая случайность в жизни становится переломной, определяющей дальнейшую судьбу, тогда эта случайность становится событием, переставая быть лишь приключением в жизни человека. Но приключение, ставшее событием, редко бывает предметом изображения в приключенческой литературе. В ее основе лежат не события» влияющие на судьбы людей, изменяющие героев, определяющие внутренние развитие характеров, а лишь те случай-
- 9 -ности, которое оставляют заранее заданный характер без видимых изменений. Приключения, даже порой очень драматичные, не становятся событиями, что, на наш взгляд, является главным признаком приключенческой литературы* Эта литература, делая предметом изображения случайность * предлагает читателю своеобразную игру, правила которой определены ее поэтикой.
В свою очередь условность, игровое начало в приключенческой литературе определяют ее воздействие на читателей. Высказывание академика А.Микулина позволяет уточнить его специфику;"Когда я очень устаю, когда голова нуждается в полном переключении от концентрированного, напряженного творческого мышления, я стараюсь всегда найти книжку приключенческого содержания или детективную. В десятый раз я перечитываю Іюля Верна, Майна Рида../766,178/* Эта же особенность приключенческой литературы объясняет огромную тягу к ней детского читателя.
Особое пристрастие к приключенческому роману, детективным произведениям наблюдается в наши дни, что объясняется некоторыми психологами потребностью "в компенсации недостаточной эмоциональности повседневной жизни"/163,3/.
Существующее понятие "приключенческая литература" начинает складываться в середине XIX века.
Достижения реализма XIX века способствовали выдвижению на первый план в повествовании образа "маленького человека" с его бедами, горестями и радостями* Середина XIX века отмечена в литературе, например Англии, появлением целого ряда значительных художественных произведений, изображающих острые классовые противоречия, столкновения борющихся общественных сил /Диккенс, Текке-рей/. В то же время анализ литературной жизни 50-60-х годов позволяет Ю.Кондратьеву, исследователю английской литературы, определить основной ее призрак этих лет как кризис социального романа.
- 10 -Он подчеркивает, что ученики Диккенса и Теккерея не смогли "выйти за рамки умильного описания повседневной жизни поэтизируемого мещанского захолустья"/76,т.2,32/. В литературе Англии появляются произведения, в которых романтика необыкновенных приключений оказалась вытесненной будничной, серой жизнью обывателя. "Если для прежнего романа был характерен заголовок "Жизнь и приключения* ,", то роман второй половины XIX века можно было озаглавить "Жизнь без приключений", - пишет другой исследователь - Б.Кузьмин /76,т.2,40бА
Но существовала тяга и к другой литературе, литературе высокого эмоционального накала, богатой сильными чувствами, необыкновенными героями, которые с успехом и сказочной легкостью проходили через все, выпавшие на их долю, испытания.
Эта литература была близка к романтической, так как ее отличительной чертой стала романтика как особая идейно-эмоциональная направленность повествования» Романтика, присущая романтическому искусству, возможна и за его рамками как отражение определенного мироощущения. Приподнятость чувств, героичность поступков, обязательная вера в благородство человека, торжество добра над злом - вот те черты, которые свойственны литературе, проникнутой романтикой.
Как ответная реакция на литературу приземленную, которую интересовали только будни обыденной жизни, возникли произведения, предлагающие читателю удивительный, таинственный, захватывающий мир приключений, в котором действовали сильные и красивые люди.
В различные периоды истории человечества мироощущение, соответствующее природе приключенческого романа яли выступало на передний план, или отодвигалось назад* Наиболее ярким был его путь в английской литературе,который привел этот жанр к расцвету в середине XIX века. Это было связано как с социальными факторами
.- II -
/развитие географических исследований, усиление колониальной политики Англии/, так и влиянием романтизма, усилившего значение критерия сюжетной увлекательности. Немаловажную роль в бурном развитии приключенческой литературы сыграло и появление массового читателя, который во многом только начинал приобщаться к литературе. Непритязательный вкус требовал несколько облегченной формы, определенности в обрисовке характеров, яркой сюжетности повествования, четкой ориентации симпатий и антипатий автора. Именно приключенческая книга оказалась наиболее доступной для восприятия новым читателем.
Приключенческий роман бурно развивается в XIX веке в различных национальных литературах. Во Франции романы Александра Дюма предлагали читателю фейерверк искрометных похождений блистательного гасконца, младший современник Дюма Густав Змар продолжал традиции своего предшественника. В Италии на рубеже веков появляются произведения Сальгари.
В литературе Англии, отличавшейся "емкостью и разнообрази-ем"/140,21/, приключенческий роман бурно развивается в творчестве Ф.Марриэта, Ч.Левера, Майна Рида, А.Конан Дойля, У.Коллинза, позже - Р.Хаггарда, Р.Сабатини,
Многие произведения приключенческой литературы прошли испытание временем и стали бесспорно фактом истории литературы, поставив исследователей перед необходимостью изучения ее своеобразия.
Важность изучения приключенческой литературы объясняется также и тем, что в условиях усиления идеологической борьбы, кризиса буржуазной культуры законы жанра приключенческого романа, его приемы часто используются для романтизации откровенно аморальных похождений суперменов, сомнительных подвигов колонизаторов, преступников. Все это настойчиво заставляет разобраться в специфике приключенческого романа с тем, чтобы понять, при каких
- 12 -условиях этот жанр остается в рамках искусства*
На необходимость пересмотра отношения к приключенческой литературе указывал Г.Марков на УН съезде писателей СССР, говоря о недооценке ее воспитательного значения /107,13/.
В последнее время отношение к приключенческой литературе в силу названных ранее причин медленно, но настойчиво меняется. Если еще в 1978 году "Краткая литературная энциклопедияи не могла привести ни одной работы в статье "Приключенческая литература", то сейчас можно с уверенностью сказать, что детектив и научная фантастика, тесно связанные е приключенческим романом, имеют не только свою теорию, но и богатую историографию. Но многочисленные статьи, монографии, диссертации рассматривают чаще всего детектив и научную фантастику изолированно, а не в контексте всей приключенческой литературе, на что указывают в своих работах Е.Тамарченко, А.Вулис и др./184,170,174/. Вследствие этого не выявляются общие законы, особенности приключенческих жанров.
Выявить специфику приключенческой литературы ставят целью в своих работах А.Бритиков, А.Вулис, Л.Мошенская.
А.Бритиков в статье "Детективная повесть в контексте приключенческих жанров" /1976г./ пытается решить проблему своеобразия приключенческой литературы на материале советской прозы. Его работа является редким примером глубокого литературоведческого анализа специфики этой литературы. Он доказывает, что одна только структура сюжета не может выдвигаться в качестве типологической доминанты, так как с этой точки зрения понятие приключенческой литературы в конце концов распадается. А.Бритиков подчеркивает, что только специфический тип обстоятельств, в которых развивается действие, может определять характер этой литературы и делать эстетически привлекательным новый, необычный, уникальный жизненный материал, представляющий "ценность для непосредственного чи-
- ІЗ -тательского восприятия'7167,417/. Статью А*Бритикова можно считать первым в советском литературоведении подступом к проблемам приключенческой литературы*
Статья Л.Мошенской "Мир приключений и литература" /1982г./ посвящена выявлению главных художественных принципов приключенческой литературы во всех ее компонентах: собственно приключенческий роман, детектив, а также научная фантастика* Отмечая неизученность генезиса приключенческой литературы, ее эволюции, своеобразия художественного мира, структуры, ее связей с большой литературой, автор останавливается на основных проблемах поэтики этой литературы, определяя ее как особый вид, занимагаций все большее место в жизни современного человека и в современной литературе. Главный вывод работы Л.Мошенской заключается в том, что мир приключений - это "мир, построенный по особым законам", и лишь выявление этих законов позволит "раскрыть это многообразное явление во всех его взаимосвязях, познать его специфику, закономерности развития"/174,202/.
А.Вулису принадлежат две работы, посвященные проблемам приключенческой литературы* В 1978 году появляется его статья "Поэтика детектива", в которой автор сетует на отсутствие теории детектива. Цель работы -"выявить внутренние закономерности жан-ра"/169,244/. Ограниченность анализа рамками детектива, который А.Вулис называет вспомогательным жанром в приключенческой литературе, мешает автору, и следующую свою работу он уже посвящает проблемам всей этой литературы, ее поэтике* В статье "Приключенческая литература: о теории и практике"/1982г./ А.Вулис приходит к выводу, что приключенческая литература - "некий наджанровый жанр, который имеет свою nofcTHKyVIVCm/. Эта статья А.Вулиса, построенная на материале узбекской прозы, является своеобразной посылкой для дальнейшей работы исследователей.
Работы указанных авторов» на наш взгляд, являются отражением того перелома, который происходит в современном литературоведении по отношению к приключенческой литературе. Вслед за этими работами появляются другие, в которых авторы пытаются подойти к анализу приключенческой литературы с различных сторон /160; 164;179;183/, Немало работ посвящено приключенческим жанрам в кинематографе /172;178/.
В зарубежном литературоведении также усилился интерес к приключенческим жанрам /193;195;197/. Среди работ, посвященных так или иначе проблемам приключенческой литературы, выделяется книга Дж.Кейвелти "Приключения, мистерия и романтический роман" /1976г./ В ней автор очень подробно останавливается на тех приемах, схемах, которые характерны для приключенческих жанров. Но, анализируя богатый материал, делая интересные замечания и выводы, Кейвелти останавливается лишь на внешних, формальных признаках приключенческих жанров. Идейная направленность, гуманистический пафос произведений приключенческой литературы, которые только и определяют их принадлежночть к искусству или выводят за его рамки, не рассматриваются в этой книге /193/.
Перечисленные работы, посвященные приключенческой литературе, безусловно, не исчерпывают всех проблем, связанных с нею, в то же время подтверждают все возрастающий интерес как советских, так и зарубежных исследователей к этой литературе, свидетельствующий о необходимости пристального изучения ее специфики и определяющий актуальность_данной диссертации.
Научная новизна работы заключается в целостном подходе к проблемам приключенческой литературы, взятой в контексте общего литературного процесса, исследованию ее поэтики, проблемы характера. Значительное место в работе уделяется вопросам творческого метода, освоения приключенческим романом различной тематики.
Исследование специфики приключенческого романа основано на материале творчества одного из классиков приключенческой литературы английского писателя Томаса Майна Рида. Данная работа является первой диссертацией, посвященной творчеству этого писателя» Яркий демократизм, высокий гуманизм лучших произведений писателя позволяет выявить большое воспитательное значение приключенчес^ кой литературы, ее участие в борьбе искусства за демократические идеалы.
Цель работы - выявление особенностей жанра приключенческого романа на материале малоизученного творчества Майна Рида - определяет задачи исследования:
дать монографический анализ творчества Майна Рида;
определить взаимозависимость сюжетостроения, характера обстоятельств и системы образов;
показать определяющую роль романтического эмоционального пафоса в приключенческом романе;
проследить развитие различных типов приключенческого романа в творчестве Майна Рида»
Цели и задачи диссертации определили основной метод исследования как сочетание историко-генетического и сравнительно-типологического подхода к явлениям литературы в их историко-^ункциональ-ном осмыслении*
Мет_одоло_тоіеской и теоретической основой исследования являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, а также достижения современной теории и истории литературы*
Апробация диссертации имела место на конференции молодых ученых в Воронежском государственном университете в 1982 г. ,где был прочитан доклад "Своеобразие жанра приключенческого романа"* Работа была обсуждена на заседании кафедры литературы Липецкого государственного педагогического института* Результаты исследова-
-гения регулярно обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МОШ им.Н.К.Крупской. Основные положения работы нашли отражение в трех статьях.
Научно-практическое значение исследования заключается в том* что полученные данные могут быть использованы как в конкретных целях дальнейшего изучения литературного процесса, так и при чтении лекций, разработке и проведении спецкурсов по эволюции романа.
Цели и задачи работы определяют ее структуру. Диссертация состоит из трех глав* Первая глава представляет собой монографический анализ жизни и творчества Томаса Майна Рида* вторая -посвящена проблемам поэтики приключенческого романа* Третья гла~ ва, состоящая из трех параграфов, рассматривает различные типы приключенческого романа в творчестве Рида: антиколониальный /1/, исторический /2/ и детективный /3/.
Жизнь и творчество Томаса Майна Рида
Творчество Майна Рида для исследователя приключенческой литературы предстваляет особый интерес, так как в нем нашли отражение самые различные тенденции развития этой литературы. Экзотический роман, повествующий о далеких странах, антиколониальный, исторический, детективный и даже роман-утопия - таково жанровое многообразие творчества этого писателя.
Майн Рид вошел в литературу в пятидесятые годы XIX столетия. Его произведения знакомили английского читателя с экзотической природой, обычаями и нравами далекой Америки, страной многообещающей, надеждой многих людей, верящих в возможность обновления общества, Америка середины века была средоточием различных противоречий: она была и ареной борьбы за независимость, против рабства, она же достаточно активно продолжала колониальную политику стран Старого Света, в первую очередь, Англии»
Англичане с интересом следили за судьбой этой страны, были хорошо знакомы с творчеством $ «Купера, с романами об Америке Г.Ферри и Ф.Марриэта.
Существует мнение, что Майн Рид в пятидесятые годы шел по проторенной дороге и не внес ничего нового в литературу /209,5/ С этой точкой зрения нельзя согласиться, Майн Рид, обращаясь к темам, которые уже встречались и у Купера, и у Марриэта, наполнял их новыми оттенками, создавал своих героев, отличных от героев своих предшественников, но вобравших лучшие их черты.
Уже при жизни Майн Рид имел успех, его книги быстро завоевали популярность среди читателей. Первые же пробы пера Майна Рида позволили рецензентам составить о нем мнение как об "исключительном таланте, ярком темпераменте", обладающем "блестящим вооб pameHHeMf7240,III/,
Романы Рида выходили большими тиражами и в Англии, и в Америке, почти сразу же переводились на другие языки Но английская критика мало обращала внимания на его творчество. Первый роман Рида "Вольные стрелки" восхищал Дюма и Дамартина /235 223/, "Молодыми путешественниками" зачитывался Торо /233,190/, и в то же время английская печать молчаливо предлагала читателю новые произведения писателя. Это, вероятно, объясняется открытым сочувствием к угнетенным, резким осуждением колониальной политики Англии, ярко проявившимися в произведениях писателя.
Наибольшее количество откликов вызвала смерть писателя. Газеты писали о значительном вкладе Рида в развитие приключенческой литературы, о воспитательном значении его романов, сравнивали его с Купером, утверждали, что его произведения надолго переживут самого автора, публивовали стихи читателей. Однако этот всплеск внимания к творчеству Рида был непродолжительным. Последующие публикации носили биографический характер. Так, в 1891 г с воспоминаниями о солдате и романисте выступает Мальтус Холиук, подростком переписывавшийся с Ридом, Два издания выдерживает на рубеже веков книга вдовы Рида. В эти же годы личный секретарь писателя Ч.Олливант публикует его письма.
Уже в 1950 г. в журнале "Book Handbook" была опубликована статья С.Хантера "Капитан приключений" также биографического характера /237/. В этой работе подчеркивается, что читательский интерес к романам Майна Рида не ослабевает и в наши дни Статья Хантера является практически единственным в современном английском литературоведении обращением к творчеству Рида,
Американская критика чаще обращалась к произведениям Майна Рида, В последнее десятилетие интерес к его творчеству связан с исследованием традиций литературы американского Юга и Запада. -В работе Э.Гастона "Ранний роман Юго-запада" рассматривается история литературы этого региона с 1819 по 1918 годы. Немаловажное место в развитии этой литературы Гастон отводит Майну Риду. В книге анализируется роман "Охотники за скальпами" как наиболее характерный для этой литературы /234/.
Роу Мейер в статье "Западная проза Майна Рида" приводит высказывания современников Рида, считающих роман "Охотники за скальпами" лучшим романом о диком западе. Мейер говорит о влиянии на Рида литературы фронтира с ее грубоватым юмором, о традициях Купера в создании образов, анализирует различные типы героев в романах с американской тематикой. Мейер отмечает влияние Рида на позднейшую американскую литературу, в частности он говорит, что некоторые реминисценции из его произведений можно найти в творчестве Марка Твена Мейер называет Рида человеком своего времени, в котором отразились все противоречия этого времени /239/ Определенным итогом изучения творчества Майна Рида в американском литературоведении явилась книга Джоан Стил "Капитан Майн Рид", вышедшая в 1978 году /242/ В книге собран большой биографический материал, дается историко-литературный анализ творчества писателя, оценивается его вклад в развитие детской литературы» Характеризуя творческую манеру английского писателя, Дж.Стил связывает ее с жанровыми особенностями "rom iu . понятия, широко используемого в английском литературоведении наряду с "adventure faction " и "ihriiler " для обозначения приключенческого романа Большое место в работе Стил уделяется характеристике развития популярной литературы в конце XIX века, появлению "dirne-novel".
Поэтика приключенческого романа Майна Рида
В творчестве Майна Рида можно выделить несколько групп романов в зависимости от их проблематики, задач, поставленных автором. А.Наркевич предлагает, в первую очередь» разделить произведения Рида на романы, адресованные взрослому читателю, и романы для детей. Действительно, несмотря на устоявшую репутацию детского романиста, Майн Рид лишь часть своих произведений адресовал детскому читателю. Романы для детей - это приключения в традициях "Робинзона Крузо"; романы для взрослых - богаты отзвуками политической борьбы, социальных проблем времени Рида, наполнены сильными страстями, изобилуют достаточно смелы-ми для литературы середины XIX века любовными сценами. Эти две группы произведений Майна Рида надо рассматривать изолированно друг от Друга, так как они отличаются тоном повествования, стилем, содержанием в зависимости от адресата.
Произведения для детей легко выделяются в творчестве Рида: это своеобразные научно-популярные книги, которые знакомят читателя с флорой и фауной Америки, Африки. Ботанические к зоологические сведения организуются неприхотливым сюжетом: как правило, юные герои в с о провожений более опытного человека оказываются наедине с дикой природой и могут ее наблюдать в первозданной красоте. Своеобразной школой становятся эти путешествия для подростков. Картины, которые они наблюдают, динамичны, насыщены острой борьбой. Убежденный сторонник теории Ч.Дарвина, Майн Рид создает яркие зоологические описания, благодаря тому, что показывает животных в действии и борьбе между собой и с людьми. Приключения в мире природы, по мнению Рида, не менее интересны, чем приключения людей, поэтому герои этих произведений обозначены лишь штрихом Майн Рид выделяет одного героя -природу. Человек может только наблюдать или бороться за свою жизнь в случае опасности. В этих произведениях автор не прячется за своих персонажей: ему интересно самому представить чудеса природы, и он открыто вступает в диалог с юным читателем, "Мне говорили, что вам не слишком скучно со мною; взаимно могу вам признаться, что ваше общество мне исключительно приятно. Разве не лучшим доказательством правдивости моих слов служит то, что я еще раз предлагаю вам проделать со мною одно из тех дальних путешествий, которые сопряжены с бесчисленными множеством всяких приключений?" - так начинает Майн Рид свой рассказ об "Изгнанниках в лесу" /266,т.4,5Л Нередко писатель вводит в эти рассказы образ неутомимого охотника-натуралиста В романе "Охотники за скальпами" интересен и глубоко симпатичен образ доктора, Любовь к ботанике увлекла его в Новый Свет из Германии, где он успешно занимался медициной. Он мечтал попасть в такие жеста, которые были еще неизвестны естествоиспытателям. Сохранив в своей беспокойной жизни веселый нрав, простодушие, доктор мечтает описать "еще незнаконфгю ученому миру флору"/264, т.2,422/. Он и погибает, потому что даже в момент смертельной опасности не мог не остановиться, увидев перед собой нечто новое для натуралиста.
В романе "Гаспар Гаучо"/1879/ появится еще один натуралист -Людвиг Гальбергер, "один из тех незаметных и непритязательных людей, которые создают и накопляют для человечества драгоценнейшие знанияи/266,т.8,225/0
Образы бескорыстных тружеников, часто безвестных, но истинных творцов науки, появившиеся в произведениях Майна Рида, найдут свое продолжение в творчестве французского писателя Жюля
Верна, для которого жанр научно-популярной приключенческой литературы станет основным.
Романы "Мальчики на Севере", "Остров Борнео", "Водою по лесу11, "Охотники за растениями", "Ползуны по скалам", "Юные ОХОТНИКИ" были любимыми книгами не одного поколения, В 50-е годы XX века "Юные охотники" выходят вместе с "Квартеронкой" и "Белым вождем" в Соединенных Штатах факсимильным изданием как свидетельство признания заслуженной славы писателя. В проспекте издания указывалось, что книги Майна Рида способствуют изучению и пониманию общественной и литературной истории, культуры и фольклора Америки,
Несмотря на то, что Майн Рид сейчас известен как детский писатель, его творчество не оценено и в этом качестве, не определено то значение, какое оно имеет для развития детской литературы, В книге Н.Демуровой "Из истории английской детской литературы ХЖ-ХІХ веков"/65/ имя Майна Рида даже не упоминается,
В данной работе нас будет интересовать другая группа произведений писателя, первоначально предназначаемых для взрослого читателя, и лишь потом, как это произошло и с романами Купера, Стивенсона, рассказами Конан Дойля, ставшими классическими образцами детской, точнее, юношеской литературы.
Именно эта группа произведений Майна Рида позволяет выявить специфику жанра приключенческого романа, определить своеобразие развития сюжета, композиции, особенности типизации героев. Целью исследования является анализ художественных средств как целостной системы, определяющей поэтику жанра.
Антиколониальный приключенческий роман Майна Рида
Творчество Майна Рида дает право говорить об освоении приключенческой литературой различной тематики и проблематики. Но при всем тематическом разнообразии произведений Майна Рида главной в его творчестве является тема борьбы за свободу.
Чаще всего Майн Рид писал о хорошо ему известной Америке Долгие годы» проведенные в этой стране, его непосредственное общение с индейцами определили внимание писателя к проблеме, которая была рождена освоением американского материка - проблеме взаимоотношений белых и индейцев. Эта проблема привлекала внимание многих авторов в различных национальных литературах, определяя развитие жанра колониального и антиколониального романов.
Творчество Майна Рида, наполненное отзвуками борьбы за независимость индейцев и освобождение негров, сыграло существенную роль в становлении и развитии жанра антиколониального романа в английской литературе Проблема развития колониального и антиколониального романов в английской литературе ХІХ-ХХ веков получила освещение в работах целого ряда советских исследователей /49;?3;IG4;II0;I23/.
Одной из первых в советском литературоведении работ, посвященных данной проблеме, была статья Н Рыковой "Колониальная тематика в литературе Запада", опубликованная в 1933 году. В ней отмечалось, что "эпоха империализма, характеризуясь усиленной эксплуатацией колониальных владений и полуколониальных стран, выдвигая колониальную проблему на одно из первых мест в ряду политических и экономических проблем современности, поставляет специфический материал также и для художественной литературы"/104,
- 97 -43/. Значение работы Н.Рыковой, на наш взгляд, в том, что историю развития колониальных и антиколониальных тенденций в английской литературе автор начинает с ХУШ века, задолго до окончательного жанрового оформления этой тематики.
Придерживаясь точки зрения Н.Рыковой, проявление в литературе двух тенденций, связанных с колониальной политикой Англии, Р.Олюнин видит уже в литературе, возникшей под влиянием "Приключений Робинзона Крузо" Даниэля Дефо и "Путешествий Гулливера" Джонатана Свифта, С одной стороны - это умиление перед дикарем, послушно повторяючим: "Ты -господин, я - слуга", а с другой -убийственная ирония при описании процесса возникновения колоний, который Сви&т изобразил как нападение на неизвестный берег шайки пиратов, объявляющих себя хозяевами по "божественному праву"» Р,0люнин отмечает, что "еще в начале ХУШ века передовые писатели-просветители Англии выступали против захватнической политики английского правительства, а в XIX веке антиколониальные идеи были уже весьма широко распространены в художественной литературе 7219,8/.
Б связи с этим нельзя согласиться с мнением Л.Танажко, ут-верждащей, что только "в конце XIX века в английской литературе явно наметились два пути в раскрытии темы, связанной с миром колонийи/110,311/,
На наш взгляд, датировка рождения колониальной литературы концом XIX века объясняется тем, что в поле зрения исследователей, как правило, не включается приключенческая литература, хотя многие литературоведы отмечают, что "вплоть до конца XIX века едва ли не единственным жанром, претендовавшим на постановку темы колониализма, был роман приключений"/49, 9/.
Отношение к приключенческой литературе только как развлека - 98 -тельной, не способной к демократическим решениям социальных проблем /Н.Рыкова/, изъятие ее из контекста мировой литературы приводит к обеднению анализа истоков антиколониальной и колониальной литератур И, наоборот, анализ освоения темы колониализма приключенческим романом в диссертации Р.Олюнша позволяет вести традиции этих литератуфт произведений Дефо и Свифта.
Р.Олюнин в своей работе говорит о творчестве Томаса Майна Рида Диссертация этого исследователя является единственной в советском литературоведении, рассматривающей творчество писателя. Но, на наш взгляд, несмотря на имеющийся биографический материал и анализ нескольких романов, в работе нет целостной картины развития творчества Майна Рида, что объясняется обзорным характером диссертации.
Неоднозначность взглядов на истоки антиколониальных и колониальных тенденций наблюдается и в зарубежном литературоведении Так, восьмидесятыми годами прошлого столетия датирует рождение колониальной литературы СБоделзен /37/. Д.Мейерс в книге "Rclion дш4 +he Colonial Experience " начинает историю колониальных жанров также с конца XIX века, с Киплинга, тем самым отрицая наличие колониальных и антиколониальных традиций в предшествующей литературе /149/, Автор отмечает, что колониальный жанр формирует два больших течения, одно из которых связано с романтически-приключенческими романами, другое - с психологическими романами. Предметом исследования Мейерса становятся романы, в которых на первом плане - проблемы столкновения цивилизации с диким миром, проверка прочности власти цивилизации над белым человеком. Мейерс считает, что неразвитые страны позволяют человеку заглянуть в свое прошлое, "столкнуться с прошлым лицом к лицу" /Киплинг/, социальные же проблемы, которые предопределяет это столкновение, автора не интересуют.
Исторический приключенческий роман Майна Рида
Бо многих своих произведениях Майн Рид, обращаясь к английскому читателю, проводит параллели между описываемыми событиями и положением в Англии. В 1868 году писатель создает роман "Перст судьбы", действие которого протекает частично в современной ему Англии. Завязка фабульно повторяет "Разбойников" Шиллера, несомненно влияние и "Истории Тома Джонса Найденыша" Филдинга. Младший сын генерала Гардинга Генри, оклеветанный хитрим, жестоким старшим братом, изгнан из дома. Для него начинается жизнь, полная приключений. Но эти приключения, определяющие характер романов Майна Рида, не могут происходить в Англии, стране малопоэтической, символом которой является мистер Вудлет. Образ этого нотариуса, великолепно нарисованный писателем, создан в традициях Диккенса. Перед нами типичный представитель мира дельцов, для которых любой клиент - его жертва, как говорит Рид, Этот мир не может предложить романтических приключений, в нем даже любовь корыстна. Балла, этот вариант Софьи Шиллинга, уже не бежит из дома вслед за своим Томом. Она хотя и понимает, что теряет любимого человека, но все же, подавшись и советам матери и собственному тщеславию, отказывается от нищего Генри» Майн Рид вынужден отправить своего героя в Италию и Америку, где тот и находит возвышенные чувства и высокие идеи. Итак, современная Англия не могла стать предметом изображения в приключенческом романе, и Майн Рид обращается к ее истории. Путешествие в историю было не менее увлекательным, чем путешествие в дальние, неведомые страны. История была богата приключениями, имела она и особый "экзотический" привкус. История стала не только для Майна Рида, но и для других мастеров приключен ченческой литературы тем» практически бездонным колодцем, из которого они черпали темы, сюжеты, характеры» Так, Александр Дюма все свое внимание сосредоточил на приключенческих произведениях о прошлом Его исторический роман оставался приключенческим. Для Майна Рида, испытавшего сильное влияние любимого им Вальтера Скотта, обращение к истории явилось не только способом разнообразить тематику приключений героев: оно дало ему возможность обратиться к революционному прошлому Англии, вскрыть причины зла, понять закономерности прогресса, оценить еще раз итоги английской революции, В "Оцеоле" Рид называет себя летописцем исторических событий. Исторический роман как жанр оформился на рубеже ХУШ-ХІХ веков. Н.А.Добролюбов в статье "О русском историческом романе" писал: "Исторический роман является в то время, когда народное сознание обращается к воспоминанию прошедшей своей жизни", связывая тем самым появление литературного жанра с появлением историчес-кго мышления /67,92/» Б эстетическом отношении рождение исторического романа во многом было связано с романтизмом, его художественными открытиями: мастерством изображения колорита места и времени, остротой восприятия особенного, индивидуального в каждом явлении, интересом к национальным движениям, к национальному прошлому. Творчество Вальтера Скотта представило блестящие образцы исторического романа, знаменуя собой окончательное оформление жанра. В связи с этим творчество Вальтера Скотта стало объектом многих исследований. На материале романов этого писателя В.Г.Белинский определял специфику исторического жанра:"История представляет нам событие с его лицевой, сценической стороны, не приподнимая завесы с закулисных происшествий, в которых скрываются и возникновение представляемых ею событий и их свершение в сфере - 136 -ежедневной прозаической жизни. Роман отказывается от изложения исторических фактов и берет их только в связи с частным событием, составляющим его содержание; но через это он разоблачает перед нами внутреннюю сторону, изнанку, так сказать, исторических фактов..."/42,326/. Исследованию жанра исторического романа посвящены работы А.Вельского, 3,Гражданской, Г.Ленобля, С.Орлова, Б.Реизова, В.Шейнкера и других. Эти исследователи одним из главных признаков жанра исторического романа считают наличие в нем важного ис торического конфликта. Так, Б.Реизов пишет:"...процесс непрерывного становления человечества есть процесс борьбы. Без борьбы немыслимо изменение. Поэтому понять исторический процесс значит понять глубокий внутренний конфликт, в котором заключена причина движения... Чем полнее вскрыш основной конфликт, составляющий самую дулу эпохи и определяющий все ее процессы, тем глубже осуществлено историческое познание. Обнаружить противоречия, характеризующие данную эпоху, - задача исторического романа. Вот почему исторический роман всегда является историей борьбы - не отдельных лиц, но исторических сил, классов, государств"/ЮЗ,8/. А.Елистратова считает, что для "подлинно исторического произведения" необходим значительный исторический конфликтп/76,т.2, 335/.