Введение к работе
Актуальность псследованпп Фрэнсис Скотт йіпдяєральд пги-наддакит к выдавшейся плеяде американских- художников, выдвинувшихся із порвое десятилетие посла первоП мировой войны. Пмокно он
явился зачинателем литературы так называемого, "потерянного поколения", а творчество его открыло собой второй этап литературы СИ'.'; П столетия, "золотой период.*., ког/-. по общему призкаша), она достигла своего высшего расцз.та . К тома этой вслед за Фиц-Дйііральг.о:.: обращаются другие видные американские писатели -3.Хемингуэй, У.Фолкнер, Э.Какмингс и прочие. Проблемы, поднятие этой когортой худонншсов, - вопросы войш и .мира, судьба человека в современном буржуазном оОестве л пути сохранения нравственного потенциала личности - - не потеряли своей актуальности и сегодня.
Своеобразие художественного осмысления мира -Фппдзеральдом -одна из важнейших составляющих американской литературы 20-х -30-х годов. Коз учета произведений этого писателя нельзя нэ только составить объективного представления о периоде, который получил в американской кіатикз название "второго литературного Возрождения", но и проследить важнейшие закономерности становления и развитая вообще критического реализма в современной литературе
ал/.
. При казни писателя литературная критика, за редким исключением, относилась к его творчеству откровенно пренебрежительно а необъективно. Причем значение бипддеральда игнорировалось и прикидалось не только в статьях и гчягах, рассматривавших специально ту илд инуп дроблєііу в искусстве, но ив фундаментальных трудах, посвященных исторпа американской литературы. Так, в своей книге -"Американская литература" (I9-J) профессор Двозеф 7оррен Бпч вообще "забывает" о романах Фицдясералъда, а известний литературовед Джордз Снелл *> своем асследоваяиа - "Форма американского ро-»«таа: 1798 - 1947" (1947) ограничивается в нем лишь повврхностннм раэбором "Великого Гэтсби". Лишь в 1950-м году появилась развер-
1 Коренева М.Ф.С.Фипдявральд. Человек. Писатель. Судьо«.//Тернбулл Э.Ског: Фивдаеральд. - М*: Мол.Гвардия,1981. - с.ю
нутая научная работа, посвяценная собственно Фицдаеральду, -^Далекая сторона рая" Артура Ктиэенеса.
Начиная с этого периода как читательский, так и научный интерес к Фнодкеральду неуклонно растет. Правда, в оценке роли писателя в литературном процессе G2JA первой половины века мнение критики оща в значительно* каре "базируется" на преаних, выверенных тише. Однако постепенно в зарубежной литературоведении все отчетливей проявляется тенденция к объекть-ному рассмотрен*») творчества Фяодяоральда, сумєввему в своих лучших произве"ениях я на самом высоком худовественном уровио показать следствия ис-торичєсюїх потрясений, который стал свидетелем, - дергая шцювая война, "великая депрассяя'} пришествие фашизда и так далее, - утрату веры своих ровесников - американцев в "американскую мечту", шщурность понятия "американский образ казни" и прочее. Так, профессор Фс-рдгэмского колледжа Мариус Была в этой связи, в частности, подтэержл"т, что "Великий Гатсба" Фаоджеральда - это оа-мая резкая и точная критика "американской мечты в литературе США".2
Собственное оригинальное видение Фвпдаеральда и его литературного наследия было аредлохено советской литературоведческой школой, выделившей две важнейшие линии в.творчестве писателя -дирико-романтическую и социально-критическую, органически сушась вующие рядом и, дополняя одна другую и причудливо меж собой дере платаясь, образующие гармоническое целое.
Важнейшие работы по Фипдаеральду принадлежат ученым - Я.Н. Засурскому {"Американская литература XX века", 1УВ4), М.О.Мендал сону ("Творческий путь Фрэнсиса Скотта Фицдаеральда":, 1970), А. Горбуногу ("Франсис Скотт Фицджеральд", 1974), А.Старцеву ("Скот Фипддерельд и "очень богатые люди", 1972), М.Ландору ("Трагедия американского писателя, I960), А.Зверсву ("Франсис Скотт Фицджеральд, 1984), Т.Н.Денисовой ("Экзистенциализм и современный американский ыман", 1984), Ю.Я.Лидскому ("Скотт Фицджеральд, Творчество", 1982). В них предпринимается попытка дать объективную
Bewlly М. Scott'в Flteerald's critics of America.//F.Scott
Fltzeruld, A collection of critical essays. - Rentioe Hell*
* 1963. - Ы21-.34.
оценку эстетическим воззрениям лисйте;-л, выявить его профессио
нальные пристрастия, обосноват:. творческую связь его с литератур--,
ніш его предшественниками, подробно анализируются важнейшие про-
извздэния Фиодаеральда. .
В СССР вышел ряд значительных дчосестацкокннх работ, посвя-їїснннх отдельны?.! аспектам флцдг.еральдастики- Б./!.Бельчука("Традиции д новаторство в творчестве Ф.С.Оявдязйльда", 1981), Н.А.Куба-неэа ("Ф.С.Фпцдявральд и литература'потерянного поколения",1981), К.Б.Колесниковой ("Творческий путь Ї.С.Флпдязральда? 1971), А.Н. Горбунова ("Романы Скотта Фицджеральда", 1968), ЗЛ.Кухалашвили ("Кесто Фрэнсиса Скотта Флцдявральда в г. ;ериканско1 литературе 20-х - 30-х годов", 198Г).
Таким образом, мокго с полным основанием констатировать, что отечественным литературоведением было удалено значительное внимание наследив Фиоджвральда. Однако ряд вопросов фаадаерглистики еще здет своих заинтересованных исследователей. Один из них -вопрос о концепции личности в его творчестве.
Фааджвэатьд бил поезде всего художником а не оставил посла себя .'.акой-либо стройной с;:стз.\:ы собственных представлений о человеке. Однако, обладая незаурядным писательским таланам, он су-мол недвусмысленно выразить свое отнлззние к личности а к проблема";, с неп связанным. Мастер создания рзатастичасклх картин окружающего мира, Фицджзральд- выводит на страницах своих произведения . тилячзекпх представителей современного ему американского общества, и делает это настолько художественно точно и психологически достоверно, что произведения эти воспринимаются, как документы эпохи. Роль, место з значение личности в бур..дгазной деЗствитвльноста XX века - есть главнкй предмет художественного исследования Фицдже-ральда, а пото(.у трзбукф'З cat того дрисгалького научного изучения. Воспроизведенав коллизий современной жизни в капиталистическом обще тве в собственном трагическом ах осмыслении представлялось писателю единственной реальной возможностью возвышения человека над мелочным миром его повседневного бытия. "Трагическое" для Фипджеральда равнозначно "реалистическому". Именно так пытается выразить он всю полноту жизненных проявлений, когда борьба человека с дредоппделенной ем} судьбой - главное средство для выявления его духовного потенциала.
В идеологии Фядджеральда особое место занимает "трагедия
-.-4--
безнадежной наденды", то исконно заложенное в индавидуіг стрем
ление к заведомо иедостпяимоьу, которое, по мнению писателя, на
полняет смысле,'человеческую кизнь, делает со'содержательной и
значимой. Источником трагизма в мироощущений лирических героев
Фиїдаеральда является, в первую очередь,-.разлад между "мечтой" л
"реальностью", то есть тот конфликт :.:озду "аелае..ш" и "действи
тельным",, который и определяет- отчузденность и неприклонность лич
ности во:ві-аздейноіі ей изначачыю мире. Крах "американской мечты",
девальвация некогда провозглашенных "отцами нации", идеалов -пос
тоянный предмет тревоги йпндясральда, тема его мучительных разду
мий. . ' '
Противопоставляя своих героев окруяающей их' американской действительности, Фиццавральд во многом с; шл объективно отобра-т зить в написанных им произведениях реалыше общественно-нстори-, ческие противоречия эпохи, вндвчі-ув на первый план одну из важнейших социальных проблем своего времени - проблему отчуздешш Человека. Закоко... :ости процесса "отчуадшиш", вакно отметить, .прослеживаются им не только в оригинальных художественных произведениях, но такие в автобиографических ассе. Насколько волнует аго эта тема, мокло судить и из зшістолярногс наследия писателя, с которые совотсіліі читак-, .ь познакомился из книги - "Фрэнсис' Скотт йщцкаршвд . ІІс?трі;т в документах" (1984). Разобщенность людей видится Завдкер&яьду как фатально-трагическая, независимо от того, к какому'общественному слои они принадлеаат, но, в отличаг от "чистых" романтиков, в объяснении этого явления Фицджеральд не ограничивается дашь "личностными" рамками, рассматривая проб- ' лему"в аспекте социальной.
На во ^произведение концшпш личности Фаддаераліда. оказала значительное влаяшо собственная судьба писателя. Автобиографический характер фяодааральдовокого творчества, признаваемый'многими исследователями, в еначителыюй «ере целает докумеатально-обосію-' ванными его х>до&есг'вєшцо произведения. Персонажи у писателя мо-гут разительно отличаться друг от друга, однако все ощ обьадияе -ны общей авторской идеей,. газволяюцей выявить ''идеальную юдель личности" по'Фйодаеральду, Такойличностью, в его'понимании, яр-іяг-ся индивидуум, наделенный яшвш проницательным умом, тво'рчас-киы сіиадом шпиленая, «еловак большой души и нравственной силы, человек?' бунтарского духа,, неравнодуший г любим проявлениям не-
справедливости и к разного рода потока.-.! общества, человек.думающий, размышляющий, икающий всегда собственный взгляд на вещи.
Фиїдаераіьд - один из немногих писателей своего времени, кого, не захватил "водоворот" фрейдистской психоаналитики. Тонкий и оригинальный психолог, он но признает за подсознательным доминирующего, решающего значения во всем строе человеческой личности, какое оно приобретает у модернистов. Его интересует но душевные аномалии и уродства, но глубокое г полное постижение человека.
В эстетическом so плане классические произведения писателя, внесапэ значительный вклад в соворэенствованле cor .змеиного реалистического романа, слали блестящим конграргумзнток! против идеологов "разрушения романа", лишения последнего настоящего героя, протиз тенденции ограничить литературу лишь поискам.}! выражения "иррациональной стихии", "эротических комплексов", идеи "абсурдности человеческого бытия".
О Фпцадеральде существует обширная литература, однако до сегодняшнего времени нз имеется специального исследования, посвял'-зк-ного вопросу об этическом идеале ввдсл'Д'ігося американского пасате- ля. Этот пробел призвала восполнить настоящая работа.
Цель п задачи исследования. Автор диссертации на Материале двух романов - "Великий Гэтсбл" п "Ночь не.таа" - Зппддарэльда предпринимает попытку выявления концепции личности у американского писателя, а такза рассмотрения конкрэтшк методов художественного Барахсния ого нравственного идеала. Кроме того, в предлагаемой работе значительное внимание уделяется специфіко психологического мастерства и уточнена^ творческого предо Фппддеральда,
лясателя-реатпета, зоркого принципам многогранного и объемного
изобракгшя человека и явление гдізни. Наконец, ка основе анализа
биографии писателя, исследуются характерные моменти художественно
го ЄГС МКЗЛЗКИЯ. "
Научная новизна работы, состоит в том, что в ней впервые делается попытка специального рассмотрения идейных воззрений Фщ-дяоральда на личность, конкретизации характера отношения писателя к проблеме "личность и общество", определения этическом ого идеала н степени реализации этого идеала в йапджеральяозеккх литературных персонажах.
Кромэ того, в диссертации предложен оригинальный анализ ос-
новых аспектов худояественно-психологического мастерства.С-ицдке-ральда, под новы:/, углом зрения рассматриваются отдельные стилистические приемы и образы в классических произведениях писателя.
Наконец, в общем контексте фицдяеральдовской концепции личности, диссертант рассматривает важнейшие проблемы философии и психологии, касающиеся "сознательного" и "подсознательного"ьчело-веческой ПСИХИКИ .
Принципы исследоЕашш. Методологической основой диссертации явились труды известных советских и зарубежных психологов 1.3.Вы- ' 'годскай, Г.Оллорт, Р.Мейли и др.), литературоведов Ш.Бахтин, Д. Лихачев, В.Паррингтон, С .«гинкелстайн и др.) и конкретно американистов (А.Майзанер, Г.Пайнер, Я.Засурскпй, В.Кухалазвили, Т.Денисова и др.). Автор, кроме того, в настоящем исследовании опирается на ряд важнейших полонений З.Фрейда. В свое» анализа проблемы героя в творчестве Фацджератьда и психологических аспектов его мастерства диссертант основывается на диалектико-материалистичес-ком понимании роли'и значения личности в истории. При этом теоретический аспект исследования тесно сочетается с-аспектами истори-ко-члитературнш и литературно-критическим.
Практическое значение работы состоит в той, что изучение идейной и психологической спецификц в творчестве Фицджеральда позволяют с большой объективностью типологизировать худояестьенное наследие этого автора, четче уяснить его 'этико-эстетический феномен, углубить представления вообще о развитии аспекта психологизма в современной американской реалистической литературе. Работа может бить использована при составлении учебников и учебных пособий по зарубежной литературе IX века, в лекционной и практической научной работе по проблемам психологического мастерства в литера-турпо-худоЕествешюм произведении, при проведении литературных диспутов по вопросам, относящимся к темо настоящего исследования.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедра зарубеяпоЬ литературы Азербайдканского педагогического института 'русского языка и литературы им.М.Ф.Ахундова, а также докладывались ка прошедших в г.Баку двух научных конференциях-- молодых ученых и аспирантов азербайднанских вузов. По теме работы вышли
четыре научные публикации.
; Структура и объом.работы..Проблематика'и хар дтор рассматри-. ваемых в исследовании вопросов определила его структуру. Оно сое-
tout из взодония, двух глав, заключения и библиографии.
Во "Введении" обосновывается актуальность теглы исследования", определяются цшіа и задачи раооты, оговариваются еа научная новизна и практическое значение.
Гервая глаза - "Проблема героя, и личности в творчестве зре
лого іицдкеральда" состоит из двух подглав, в тоторых рассматри
вается взаимоотношения ).:едду идейным и художествен ш аспектами
образов рог,:анов пи саг е. л, соответственно. - "Великий Гэтсби" и
"Ночь нелна".
Сановное содсглание первой из подглав - характеристика главных персонажей "Великого Гэтсби" и их функционального места в романе, а также рассмотрение творческой специфики Фигдаеральда в создании образа.
3 искусстве П века происходит глубокое осмысление проблем личности как в философском, так и в эстетическом алане. Психоанализ, открытие "диалектики души", метод "потока сознания" - все это расширило возмошости художественного отображения личности. При этом искусство XX столетия дает весьма разюрочивие ответы на вопрос о сущностном аспекте "личности", тщетно пцет способы приведения к гармон;:п, "личность" и "общество". Современное реалистическое искусство, нащупывая лути духовного развития человоческой цивилизации, провозглашая гуманистические идеалы, утвервдает человека как shc3jto з система іді;овілс ценностей. В творчостве таких писателей, как У.Фолкнер, Э.Хемингуэй, A.JeHT-Экзппери, таких корифеев кинематографа, как Л.Бергмлн, М.Антониони, С.Кремер, других худонсников-реалпетов, мы встречаемся с концепцией, пытающейся опровергнуть тезис неизбежной обреченности человека на одиночество, о фаталььости его бктня.
л это глубоко закономерно. XX век оказался особенно жесток в отношении личности. Ни d какое другое время зависимость человека от "золотого тельца", его полная незащищенность перед ч-^сто гибельными поел дствиями научно-технического прогресса, перед бездуиием "машинного r/iipa" но были столь очевидны. Следующие один за другим социальные катаклизмы - революции, мировые войны, экономические депрессии и т.д. - их масштабы зачастую обескураживали мировую
. .-8-
интеллигенціш, не умеюцузо долїшш образо:.', осмыслить эти события. "Потребительское" общество как бы самопроизвольно' завершало процесс разрушен::.! личности, отдаляло людей друг от друга глухой стеной "некоммуникабельности". Происходил тотальный процесс "отчуждения".
Первая мировая война явилась толчком, заставивші, по-новому взглянуть на себя и на мир -многих художников и мыслителей XX века. В значительной степени обусловила она и характер всей западной послевоенной литературы, в частности - литературы СИЛ, в которой выделилось целое направление, получившее.название - "потерянного поколения". Перед читателем возник новый тин героя -трагичесі.ая фигура, противостоящая в одиночку враждебному миру и обретающая опору только в сила собственного характера.
Впрочем,.литература США 20-х годов характеризуется отнюдь не только лишь развитием сугубо социального и лирического романов. Так,_ зрелый роман Фицпдеральда представляет собой сложную промежуточную форму ме;зду ними, будуча совершенно иначе организован, чем, скажем, романы Хэмднгуэя и Драйзера. Совершенно иначе разрабатывает он ряд традиционных для писателей его поколения тем, в частности - тему богатства, одну из главных в его творчестве. Свое особенно концентрирование л вырахсение находит она в наиболее значительном его произведении - "Великий Гэтсби". ,
Центральный персонаж романа - Дг.ай Гэтсби, в котором, в значительной мере, нашло свое отражение отношение Фипдкеральда к личности. Образ этот слокен и" многогранен. Писатель подспудно-дает понять свошл читателям - все очевидно положительные качества
зі'ого персонажа ("душевная щедрость", "редкостный дар надежды"), проявись они в другую здаху и при других обстоягеліствах, эгла бы быть разрешены как черты подлинно "героя времени".
Многие критики соотносила между собой образы Джоя Гэтсби и Клайда.ГрїфТщтоа (Ю.Лидский, А.Горбунов и др.), Действительно, сходство мезйду шили достаточно явственно. Обоих обуревает неистово^ 2;сл5.ииа аонг-іть в общественную элиту и обоих на этом пути подстерегает моральный я физический крах. Однако если Др'айзер, как зерно подмечает Л.Горбунов , повержен "научной" стихии (не-
Горбунов Л.Н, Романы Фрэнсиса Скотта Фиццяеральд' - M.':lIavKa,
ISy4. - С.73-74 '-
- 9-.
спроста в своем анализе героя он стхо; іт от проблем сугубо социальных), то, романтик н поэт, мшддьральд действует строго наобо- -рот - ого видение социального базируется строго на индивиду ашю-нравствешюм моменте. Таким образом, Фицдяоральд дает в романе собственный вариант "американской трагедии", при этой какое-либо влияние одного автора на другого практически исключается, поскольку оба романа выниш .очти одновременно. Как и судьба Гриф^итса, участь Гэтсби - по.сути, приговор исторической судьбе Америки.
Опцядсральдовский герой - личность сильная, пптащаяся противостоять среде, принадлежать к которой било её «начальной целью. В какой-то г.омєнт ота активная темпераментная натура самоизолируется от своего нового окружения. 3 этом емкеле Гэтсби -типичный герой-одипочка, которого, в ряду центральных персонажей других романов писателя, не зачисляла з "идеальные" ни западная, ни отечественная критика* Для автора "Великого Гэтсби", писателя-реалиста, "идеал" на является продуктом собственного воображения, но как бы растворен, пусть фрагментарно, в сагой действительности.
"Великий Гэтсби", - яипет биограф писателя Э.Теркбулл, -оказался ... более глубоким произведете;.! Фявд~еральда, нскелл два ого первых романа. \\ герой ого нес з себе мгіїьтз автобиографических черг, чем Эморн Блейн и Энтони Пэтч. Прообразом Гэтсби... послужил...фермер из Миннесоты, а точнее, - связанная с ним история-..' При этом тот яе автор утверждает: "Любовь Гэтсби к Деза - но что иное, к:.к окрашенная лиризмом Кягса любовь Фишшэральда к Зельде* Ю.Лидский отмечал ущербность "грубо биографического подхода к проблеме художественного претворения действительности" применительно к Фяццяеральду, однако, как для расшифровки непосредственно образа Гэтсби, так и для выяснения внутренней его связи с другим главным ларегчаяем романа - Ником Карраузэм следует обратить'вншшше на ряд существенных "биографических'' аналогий..
Как я Фпцдяерзльд, Гэтсби был екпом фермера-неудачника. Правда, в отлично от своего героя, Фицдйаральд происходил пз семьи
4 Торпбулл Э.Скотт Фпвдаёоаяьд. - М.-.Мол.Гвардия, IS3I. - С.І47
5 Там ко- - С.148
6 Лидсклй Ю.Д. Скотт Фицддеральд. Творчоство. - Кпев:Наукова думки,
1982. - C.25G
более благополучной, однако профессиональная карьера его отда рано окончилась полним крахом, и к Скотту, которого "снедало честолюбие", довольно скоро пришло сознание того, что он,,, главный муетина в семье и что именно от него ожидают больших свершений" , Можно спорить о том, насколько прав пли нет был Хемингуэй, когда, писал в "Снегах Килиманджаро", что Знцдверальд считал богатых "особой расой, окутаннойдамкой таинственности, и когда он убедился, что они совсем не такие, это согнуло его больше, чем что-либо другое" . Однако то, что основания для такого высказывания Хэмин- ' гуэй, хорошо лично знакомый с йицдзеральдом (и кстати, сам какое-то время аналогично воспринимавши толстосумов), имел, не подлежит сомнению. Весьма ваэдое заі/ечаннє в этой связи принадлежит Я,За-сурскому, который отмечает, что богатые не для человека, а именно для писателя - Фпидаеральда били "особой расой, но не биологически, а социальна, Богатство, с точк:* зрения Фнцджеральда, - явление не'только экономическое, оно имело для него и определенные моральные, этические нормы" , Таким образом, tLxaio о достаточным осйс:-а-. ішем говорить о том.чго в своем персонале писатель вывел погложешь собственной, романтической "мечты" и, с беспрастраотичссвЮ ученого проанализировав ее, прадед к ршантико-раалистнчЬско:"/ вг-раженио и смерти,
Исходя аз этого шйно по-цовому взглянуть и.на Кика Kappaycji, которому в юмаке отводится роль "суды:, выносящего ЕрасстввклШ: приговор" , Ник - судья Г-этсби - мечтателя - ото, форм'эльно, судья - Фацдавральд мечтателя Фапдазральда, Поэтому "двойственность а романе і замеченная многими исследователями, бы.;а, так сказать, изначально обусловлена "двойственностью" его автора, продолжавшего находиться в п єну собственных шокасках иллюзий и,в то ке время, будучи взрослым человеком аналитического ума, беспощадно их развешивающего. Это "двойное видение (а точнее, "восприятие")- іара, подмеченное : cade фиццкералідом еще в заключительной сцена "По ату сторону" і, ая", в своем йаі0олее'художественно коицентрикованиом
' Терцбулл Э.Скотг фаэдаеральд, - 0.24
-е Хэмингуэй it Избранное, - Кишинев; Хартя Уллдозеняокэ, 1974, -0,358
ЗасурскиЙ Я,Н. Американская литература XX века. М.;11эд-во Московского унивор^тота, ЇУЬ4. - о.іуь
^ Дидский Ю.Я. Скотг іицдкеральд. - 0.:,53
- II -.
гармоничном виде поедетало в "Великом Гэтсби", Две полярности -Ник и Дяей, вот составляющие «Ле>с еро автора в.романа. Этим же, кстати, объяснявтея и двойственность восприятия обоях этих персонажей непосредственно Фицпдеральдо;.;, как цолостнш продуктом из двух начат - инертно-мечтательного г.дияаулко-рацшшмюго.
Образ Гэтсби в особенной море несет на собе печать авторского "двойного видения'.'. С одной стороны он - ир»о$ракчсшшй хлыщ", служитель "вульгарной я мишурной красоты", с другой - наивный романтик, Еивущий прозлюл я верящий * возкозпость реального его возвращения. Образ этот дан в развитли, в ходо которого личность Гэтс-би претерпевает качественные изменения. Отсутствие j Америка глубоких культурных традиций "компенсировалось" фетаиизациоЯ идеи материзлыгого благополучия. Ккг-шо в этом - корень анфантиличес-кой бсзнравсгвенрстп Гэтсбп, По сутя, он гхзет быть отнесен к "без вины виноватым". Взращенный на aMeu!K2ircKoiT*no4B9w, он искренна не отдает себе отчета в той, насколько аморальны избранные им пути к успеху, коль скоро последний именно а постулируется как главная цель жизни. Л в этом скисло Гэтсби - герой часто американский* При всей сложноста фигуры Гэтсби во всех проявлениях своих он откровенно прпі-зтпвен. Фицдкеральду вклачо одаоїу яз пегвых нащупать корни этой "безнравственности no-arapHKaHCKn", безоговорочно ее отвергнув. Именно это осознание, в конечном счма, стало причиной, по какой писатель отбыл весной 1924-го Года из Нового Света в Европу. "Легенда" была .таковой в язрзуя очередь для него самого а, отброс;:з ее, оп намеревался вдали от родины обрести свой новый "идеал", свое новое- "я".
В отличие от Гэтсби, Ник вослуйшкаотся как личность целостная, хотя и в ро:.:шв последовательно формирующаяся. Однако при внимательном рлссьитреіиа этого образа становится очевидным, что "двойствен" п оя, однако : :з только в читательском и писательском воогіратакка, не и функционально, поскольку выступает не только-как наблюдатель к "версификатор" событий в романе, но и как одно из главных в нем действующих лиц.
Имешо Ник представлен Фицдяеральдом как типический представитель "потерянного поколения", с его скепенсом, разочарованность*), утратой идеалов, и именно Ник является выразителем нравственной идеи произведения. Ник порнзает о Дяордек, шлем не мотивируя перед ной своегю решеїшя, и формально' совершает бесчестный посту-
цок, однако как раз таким способом он возвращает себе главное, что ценит, в человека,. - достоинство. Смерть Гэтсбп знаменует собой возрождение и утверждение в Пике нравственных начал, которые он сам в себе культивировал, но которым не всегда реально следовал, "Предательство" - "благородство", "физическая смерть" - "духовное возрождение" - такова специфика художественного мышления Фднд-неральда, его универсальный творческий прием.
Образы Гэтсби и Ника - это две "ипостаси" Фиыдкеральда, как било сказано. Однако внутренне писатель, разумеется «е, стремился привести обо их к некоему общему знаменателю, и на только как беллетрист, выполняющий определенную сабе конкретно этико-эсте-тнческуэ задачу, но как всякая духовно-развитая личность, стремящаяся к обретению собственной цельности. Формально это мояет быть выведено из непосредственно стилистики ' произведения, "Романтизм" Гэтсбч выступает не "автономно", но как бы "пропущенный" через призму душ самого Ника, а следовательно,' ' мокат быть расценен к&кшроощущеше, в'равной мере присущее им -Обоим', Однако в романе -ыы находив прянув констатации ідейного единства двух героев. '"Когда я прочитал приведенный лакеем ответ Вулфаиша, -говорит в конца романа Ник, - во мне поднялось чувство гнева,' смеианнрго с отвраазнаем, и в этом чувстве ми с'Готсби бшш за одно -що'гщ? всех,"1 їіц - аго мертвый 1'этсба и нивой Кар- . рауай,
Как отмечалось, основной кудокествишцЗ прием, используемый в "Великой Гатсби" у^поздцёо; е.."Ночь веіша", таї; 'называемой "двойное видение" {". йоцЦе. viaioa " ,.как окрестил его критик . Ц.Каули), Суть этого приема -г в постоянном совмещении изначалышх яроачавЬяблокдосгаЗ» а "коатрастностн".дксьма, ощутимой в прдол-яеэда всегр де^хвая швда» Именно'такая манера письма, как отмечал. Л.Майзенер, позволяла ощутить "наивность полного эмоционального растворения с беодщотрастдабтьа почта научного наблюдения"-". :. Констатация весьма вазашя для понимания часта педологического аспекта» '.леадаго в основе создашщ Фицадеральдом своего' "двуедшюго"
" фаідааральд'І'«С, Избр.псаїізв/в чцх томах, Т,1. - С,419
Швеавр Д, їЬє Уег Side pt paraaioa, A biography ot i\Sodtt Htzerald. - Boston..- 1951.- J?,"331
- ІЗ
лирического героя: Джей - "наивное" начало, Ник - "аналитическое". Поляризованность мы встречаем в произведении повсюду и во цсем: сочетание лирического повествования и безличного, ирошічесісого и трагического, историко-социального и философского, смещение временных и пространственных перспектив и прочая. Именно способность Финднеральда отобракать мир,' расс:дат: '.вая его как da с разных точек зрения, в двух измерениях сообщает его произведение особую пластичность.
Однако "двойное видение" - но единственный основополагающий художественный п„лем в произведении. Широко используются в нем и гротеск, и ирония, и гипербола. Именно отступление от внешнего правдоподобия позволяло' Зицдзеральду утвердить объект изображения, одновременно подчеркивая-и отрицая его негативные стороны, обнажая социальный характер персонлшицироваїпюго писателем зла.
В этой связи характерно описание Гзтсбп в начало романа, где он предстает как фигура почти гротескная, ирреальная, абсурдно-комическая, Однако наиболее ярок з этом отношении образ Тома Бью-кенена.. .
В отличие от Гэтебя, Том на участвовал в война, и потому пи- как .на їлокет быть расценен как представитель "потерянного поколения", ровесник Ника, он но гжет быть отнесен к "потерянным" истории США. Инфантилизм"- вот сущость.хараетора Тема, и Фипдже-ральд с наблйдательностьэ истинно выдающегося 'з^докиика выявил .' оту типическую черту, народившихся' в 20-х годах "новых-богачей". Едва не лишившийся'йена, перекнв трагическую гибель любовницы, спровоцировав, до-сущаству, две последующие смерти в романа, он воспринимает это лишь как достаточно неприятный, однако аа лишь "проходной" эпизод в своєі-t йизни, что достаточно'очевидно из эпизода случайной встречи:его 4"Наком в конце романа. Том - откровенное "никто" дааа для собственной веска д?покой от классической морали йены* Деньги изначально отграничила Тока от реальной жизни, она - еддасг-вяная опора под такими» как он. Появление людей такого склада - есть окончательная двградацая рошантн лла, присущего порзопссалещам Амерпкр, п ")ед властью чистогана, - стрэгшзнае к* богатству ваконойерно' превращается в тотальну» фатииазовзш денег, ."древний остров""иатронутоо аалеіюа доко нового мара" последовательно трансформируется в, "долкау ылака", населенную "іЕлаі.овиш человвч-'ка.тї
Весьма примечательны в романа женсше образы - Дэзи, Дкордан, Миртл. Однако аиболее интересен из них, безусловно, дзрвый. Дэзи-центральная героиня произведения, именно вокруг нее разворачивается главная коллизия. Она столь не инфантильна, как а ее мук, однако в решающие моменты ккзни пюлвляет известную расчетливость. Гэтсби, пробудивши в ней скорее интерес, нежели хотя и сиюминутное, но искреннее чувство, богатый, как индийский'набоб, и готовый принести к ее ногам главное, что она ценит в ккзни, - деньги, для нее - всего ;:ііціь нувоцш -плебей. К в отоы смысле она дане не предает Гэтсби - она остается ве,діа себе, своей природе, и, в конечном счете, своеіі социальной среде. Острые жизненные ситуации пугают ое, лишают пег личной опоры, становятся причиной депрессии. Именно в таког. состоянии совершает она преступление, за которое, как она отлично понимает, расплачиваться придется не ей. Однако это не волнует ее. Все естество Дэзи направлено лишь к обретения прежнего душевного комфорта, как у всякого в подобных условиях инфаптнда-эгонста.'Таким образом, характерная черта бьюкенцев именно в Дэзи доводится до своего качественного абсолюта.
Бо второй подглавеї главы подобным ке образом исследуется затронутая проблема на материале романа - "Ночь наяна", кратко рассматривается предыстория его написания, отмечается чак содержательное, так и формальное его сходство с "Великим Гэтсби".
Действительно, как и Гэтсби, главный персонаж "Ночь неяна" Дик Дайвер - герой "чисто .v -'капский", а потому трагедия, постигшая его, кокет быть расценена как "чисто американская трагедия" или, с литературоведческой точки зрения, - как одна из ее разновидностей. Таким образом, названный роман выступает как законное продолжение тематлческого ряда - "Уроки каст ера" Г.Дке&\:са и . "Гения" Т.Драйзера,-'гозже дополненного хешнгуэвеким "Снега Кили-мандасг.ро". Как и в "Великом Гэтсби", в "Ночь некна" автор, посуше ству, связывает личную судьбу своих персонажей с исторической судьбой США, на сей раз, однако, претворяя свою задачу рассказом не о молодом романтике - миллионере, а о добропорядочном интеллигенте-честолюбце. При этом важно отметить, что трагедия Дайвера -человека Фаццяеральдом обоснованна столь же добротно, как и трагедия Дайвел-а - .социально-исторического типа.
Склонность ФЕЦЦжеральда наделять качествами лирического героя не единый пе'рсоиак, адаа, отмечавшаяся нами при рассмотрении
"Ввликого Гэтсби", находит очередное своа подтвєрздеіше и в "^очь нежга". Внимательное изучение биографии Фвидаеральда в период но-писания романа позволяет сделать предполоаеиие, что образ Даіївора ц второго по значению персонажа в произведении - Эйба Норта писатель, образно говоря, ^шшплл из одного'и того ао материала. Их прототипом был он сам и его равьерскпй знакомый Даеральд Мврфи. Только если Дайвер -это романтичный,- слабохар ктерпый и в быту беспринципный Фицдяеральд, наделенный безупречными (.'ливрами Мэрфи и лишенный худоаествеишк задатков, то Корт - это внуїренне-цвльный и бескомпромиссной Мэрфи, наделенішй худоаоственнъм даром и'склонностью к алкоголизму Фипдяеральда, при отсутствии, соответственно, светского лоска, В предположении таком нот ничего 'паса--доксального, одну и ту se фактуру использовали еще отцы Возрождения, скажем Леонарда да-Винчи в своей "Тайной вечерне" и Рафаэль Санти в ''Сикстинской мадонне",.а кроме того, это вполне соответ-ствов&то "автобиографическое методу", который был замечен за Фиодяе^альдом над зарубежной, так л отечественной критикой.
Центральные женокае образы В" романах Фнндавральда обнаруживают значительную дола сходства, Красиввя, лленатэльно-изящная, но уже' безнадеяно психически больная cv-пруга писателя получила в очередном его произведении очередное своз "воплощение", Характерный момент іромантичвшш влюбленный, в свою йену, как Гэтсби ъ Дэзи и Дайвер (и НортУ в НиколЬц Фпцджёральд, однако, и здесь, как всегда, хладнокровно препарирует предмет своей любь ., зорко как худошшк. распо знавал аа втшо 'привлекательной оболо.чкой крадущего его зздзнь хищника* їакиїл образом, "двойное видение" ти-сателл выступало не только аго апробированным творческим методом, во органически. присущим, ему свойством Восприятия вещей.
В развитии линии ІІиколі привлекает одна существенная деталь. Именно больная, она в большей степени нес зт в себе асконно-чело-Ввчоокиа чёрта, последоватольно исчез&адце в ней по мере выздоровления, Однако есть еще одна существенная деталь е огом образе, до сяк пор оставиаяся вне-внимания фшдаоралидастов, Ликоль - столь зе Достсйная созалэнн;. жертва j романа, «е.. Дайвер и По:лг, »л>р-йа уорронов и их. богатства, в связи с чем тема "богатства" получает благодаря <>то'му образу савеззенно бригянальнуц тракгояку. Богатство 'предает, ео двазды - став причиной ве-ґілозші, а зато < отторгнув от обреташіих е<э девдюстэй. Николь, таїіим' образец.
- іе -
"больна" на..всем протяжении романа и всегда является фигурой "зедошн", дечому, строго говоря, ее нельзя отнести ни к "блоку" уорренов и барбанов, ни к дайзето-нортозскому "блоку". Характерно в этом смысле отношении к ней Дика - видящего в Шжоль накую Га-латею,'Корта - воспринимающего ео как-великолепное произведение искусства, и, наколец, Барбана, для которого она - лишь удачно заполученная им дорогая и весьма кукная вещь. Поэтому отнесение Киколь к строго "уорреновокому" типу - мнение в критике достаточно распространенное - представляется зна.ителько упрощенным. Николь-зто своеобразный связующий модуль мезду сторонами, участвующими в конфликте романа, .-причем не только в идейном смысле, но я функционально.
Как к в 1'омэ из "Великого Гэтсби", так и в Барбане из "Ночь некна" ощутимо затаенное восхищение Фипдкоральда физической силой. Однако в художественном осмыслении Фиіщхеральда сила, в бяологичес-коы смысле и в своем концентрированном выражении, неизменно выступает как атрибутный признак зла. В работе выдвигается предположение, что и Том и Барбан имели, в известной мера повторяли облик, знакомца Фицддеральда Томми Хичкока (на что намекает и сходство их кмен) .Однако если сила физическая и духовная Хичкока, соответствующим образом авто-"фйодкеральдизировашыо", а следовательно, "ослабленные", предстают в "положительном" Нбрте, то.в своем "чистом", го есть при отсутствии л^ризации, виде они отданы именно его идейному антиподу -' Тошс > ,о*ану»
Розмэри, имеющая своим прототипом голливудскуі: приятельницу Фицдаеральда Луизу Норан, в той ке мере чукда уорреном, как и Дик (и Эйб), так яв навсегда оторвалась от мира вощей, в котором всегда пребывала. Успех уже приоткрыл перед ней двери, ведущие в верха общественной пирамиды, в тот момент, когда Дик был выталкиваем лз них взашей. Они повстречались на пороге к неминуемо доля-ны были разойтись. Именно зыбкостью социальных статусов обоих этих героев, согласно художественной геометрии Фицдкеральда, мотивирована возникшая между ниш близость. Графически Функциональная схема их взаимоотношенияЧїогла бы быть выражена как устремивепшея в разные стороны и с неравной скоростью два луча, исходящие из одной точки. Возможные два пути развития судьбы Розмори - это либо повторение успеха, а следовательно, закрепление и постепенная'адаптация в оветском обществе, либо крах, подобный дайверовскому.
Особенности художественного мышления Фшвд'шральда обусловил.: своеобразие его отношения к своим персонажам и катод создания их образов. Повышенная эмоциональность писателя в ощущении г.яра делала особенно яркими н ;;шво воспринимающимися героев его произведений. Практически все глазные действующие лица з романах Фішднераль-да имели свои реальный прототипы, а, как правило, люди ото были достаточно жизнерадостные. Однако в своем художественном воплощении, наделенные чертами самого упцдяеральда к близких ему людей, носящими созвучный его дуие отпечаток трагичности, они неизменно выступали носителями некоего "фатума". Однако ощущение собствен-ной обречеішосги и обреченности мира - есть не просто особенность психики художника, трагизмом прошкігуто само время, когда писались его произведения, явившеся в той ке мере объективным, СКОЛЬ II субъекгмно-фиццазральдовским отражением эпохи. И Гэтсби, д Кар-рауэй, и Дайвер, и Корт - все она люди разные, ко все они, ступив в мир, вынуздены бшш войти с ним в схватку, чтобы в схватке этой неотвратимо быть перемолоты. И сильная личность, и слабая, и талантливая, и еще не нашедшая себя - любая, если в ней есть чувство протеста против существующего порядка вещей и способность выразить этот протест на деле, если есть в ней целомудренный идеализм и стремление этот мир изменить, миром этим будут отторгнут. Таковы объективные законы общественной структуры, постулирующей бо-г'атство - как высшую человеческую ценность, резюмируется в работе.
Bo_j^cj5oji_j^aae - "Мастерство Фицдг.серальда - психолога" -рассматривается специфика реалистического создания писателем художественного образа и некоторые основные приемы,им при этом используемые. В зачине главы автор диссертации кг ітко останавливается на наиболее популярных литературных течениях, бытовавших на Западе в 20-х - 30-х годах, на влиянии, оказанном на западную литературу фрейдизмом.
Внутренне отторгая новогодние в его время дуоекопанпя и эстетские вычуры, Фипджеральд, тем не менее, дает ряд оригинальней--шкх и блистательных психологических портретов, рис.,я их евгмо, технически чрезвычайно раг юобр'чзяо и.художественно убедительно." Наряду с хорошо осознапнимистромленипяі, желаниями, чувствами а мыслями своих "ерсоначсой он умеет проследить и те эмоциональна проявления, которые остаются за порогом осмысления их. ге^а..;.-п, однако, и.'ійзмєнно'попятные самому автору, а знг.чит, и читате^
произведешь. Примером току может служить, в частности, эпизод з "Ночь неша", когда Дик подсознательно понимает, что катится-по наклонной, что личность его надломлена и крах неотвратим. Истинный художіпк, йвдяеральд тотчас хе не подтверждает это конкретно, л лиїль спустя время, дз отрывочных к малоприметных мыслей и слов' Даіівера .мы .констатируем "включенность" в нем подсознания в развитие "мотива" этого его рассуздания.
3 свое;;: психологическом анализе гчцц:херальд исходит из понн-маппк гармонічного присутствия в человека сознательного и бессознательного. Знутре якії кір персонажа для него - это сло&.ая суб-стангдя, в которой одновременно сосуществует разіша сферы, разные плоскости, pas'fflc уровни сознательного і; подсознательного начая. Очень часто у Фпщцсеральда именно последние продиктованы проявления высоких чувств у того или иного героя - глубоко нравственные поступки совершается последним как бы ломимо разума, а лого.*: - и вопреки ему. Таї., толу ;;;е Даідзеру решение покинуть tap Уорренов било "подсказано" неким властным, не терпящим возражения гласом. При атом сам Даїізєр тщетно пытаясь ответить ка вопрос, во имя чего кивет, и будучи раздираем собственными противоречиями, продолжает оставаться конформистом по сьсей природе.
Впрочем, рисуя сцену объяснения Дэзи с Томом и Гэтсбп, Фннд-геральд умоет великолепно г лазать я обратное - когда сознание человека с далеко не высоки..-* моральными принципами, берет верх над подсознанием, в данном случае "подсказызетщпм" ему благородные чувства. 3 начале разговора в Дэзи выступало именно подсознательное, когда взгляд ее был "олапоіі" и "невидацпн". "Прозревая", Дэзи перестает быть категоричной а повторяет сказанное ранее уде "через силу". Наконец, "сознательное" включается полностью, и перзона- -чалышэ утверждения Дэзи ею не начисто отрицаются. І,ікогнє иссле-дователи считают подобную метаморфозу актом предательства ею Гэтсбк. Однако Дэзи не предает никого, напротив она остается, верной, но - сабо, причем во всех своих проявлениях - и в ослеплении своем, и в протрезвешш. Она искренна в каждом из своих "перевоплощений", потому что каздый раз произносит слова и производит действия, точно соответствующие настоящему состоянию ее души. Гаскаченный маятник закономерно стремит ся к покою, таким "пбкоєм" для Дэзи было сохранение существующего "статуса-кво", и она обретает его, "предав" Гэтсби, вернувшись к привычному ей миру вещей.
Таї: идейная писательская задача получает у Фицднсральда совершенно точноо психологическое обоснование.
Фивдяоральд искукои и в тої.;, что касается изображения в человеке создавать в своем сознании некое подобие заслона, не допускающего проникновения в дуну героя чувств и почятий, изначально определенных им каїУ вредных для себя. Гегоії как бы отодвигает их от себя, однако они продолжают mwb в его подсознании, пока не настает момент, когда никакие "заслоны" удог.дать их оказываются не в силах. Самообмет, как правило, мстит горояіл «Зшдаеральда, и осознание его приходит к шл слишком поздно. Так, полуосознанные компромдеен дика Даішера в результате приводят к точному пониканию им того,-что "весь его арсенал оказался упрятанным в уор-реновских сейфах".
Внутренний монолог у Фпвдхеральда, как к у его корифея -Достоевского, неотделим от "диалектики души" и является способом познишя личности в ее развитии, изменчивости, в тосной ее взаимосвязи с обществом. Воспроизводя в этих монологах сложный внутренний мир своих героев, Фицднеральд исходит из принципиального полонення - в противовес модернистам - о познаваемости последнего. Он ставит психические процессы под контроль разума, а непосред-ствешюе воспроизведение психическое деятельности человека сочетается в его произведениях с тонким авторским комментарием. Однако писателю доступна и техника "потока сознания", применяемая игл с большим чувством меры и лишь тогда, когда это продиктовано спецификой поставленной им перед собой конкретной твортаескоі. задачи.
Внутренний монолог в "Зеликом Гзтсби" и "Ночь не;:;на" функцно-нально многообразен, Иногда он призван лишь некоим образом "оп-вить" персонаж, добавить какие-то уточняющие черточки к ранее уне намеченному характеру, иногда ;хе сообщает о конкретній явлениях, происходящих в мире внешнем. Художественное это сродство позволяет Фипджаг.альду с новой точки зрения лредставить того или иного героя. Оно может выступать в'форме .замечаний, выззанних впечатлениями от тех или иных черт персонажа, свойств его натуры, как то видно на примере Инка Каррауэя, "наблюдавшего" Д'.ел Гзтсби, а кроме т-го, монет пре; іагаться в качестзе ;. .коничной. сде;;кл того или иного образа-, 'важной с точки зрения его детализации.
Большое значение имеет t рочаках Фиидмеральда авторск'-Й комментарий, проясняющий нравственное самочуЕотзаа *"ероя, уточнят"-;:/.
то, что самому герою но вполне ясно, помогая часто читателю обнаружить несоответствие меяду кь'слл..-д герия и его внутренним состояние:/;. Так, в частности, комментируется в "Зеликом Гэтсби" улыбка Д::-;ея.
Среди способов раскрытия внутреннего w-іра в человеке в романах Фподнеральда вампое мосто принадлежит яортрету. Характерно, что "портрет" дается ФнціЕіеральдоїл непременно в развитии. Так, в процессе дейс-зия в "Ночь негліа" писатель "нфпсаа" обрисовывает Бьби Уоррен, намеренно ахронологачно - "тайна отступает" от этой героини задолго дс того, как читателя їло г бы заиктеросовс-.ъ образ "высокой бр'тнеткц'Ч С'кцдкеральд, как правило, сникает образ последовательно, однако "правило" sto не всегда н:леет у него универсальный характер.
7 &:ндквральда взаимоотношения мезду героями выступают нсиз-.ыенно, как способі уточняющий их "типизация", а лица, фОі.ь;а?ьно приближенные к герою, носят черты, косвенно являэцпеся подтверждением его собственных. Так, лэбовнлца Выокепека - '.'лртл, это то :::е лішуаее здоровье, та >::е энергия к сила и та ко бесцеременкость в обращении с ближними. Однак), склонная к инфантильности по своей природе - ото, в частности, видно из эпизода с собачкой, -ІДиртл, тем не мої. J), в отличие от Дэзл, не выступает как хсрактер концентрированно инфантильный, она является как бы "телесным" дополнением їо.ла. Неудивительно поэтому., что именно Дози, хрупкая, совершенно назаллнщзнксл г ^чзнк я постоянно ре^иексирующая, является второй, "духовкой кп^-м^сьв" своего мука, будучи во всех смыслах антиподом его любовнице. Приведенный пример - лишь одно из подтверждений диале^тичности художественного млшлєпия йпдае-ратьда, илліострирувдік на только психологическое мастерство писателя, ко и психологию непосредственно его творчества.
Много написано о "контрастности" письма Фкпдкеральда, однако противопоставление у него - не только чисто эстетический прием, это один из способов мотивации поступков персонажей и коллизии романа в целом в читательском сознании, то есть один из инструментов психологического воздействия на читателя.С этой точки зрения привлекает эпизод доездки Розмори и Николь. С-їочь но;-::на") в такси. Финдкеральд намеренно "помещает" двух героинь, происходящії из разных сословий, ь "похожие" дома, ш стоящие "напротив", как бы подчеркивая их из- ачально идейное противостояние в романе.
Принципу "контраста" Финдяеральд следует буквально во всем. Это мояно наблюдать даяо в пейзажах в "Великом Гэтсби" и 'Лочь некна". Причем в обрисовке пейзажа так яо просматривается недюжинное психологическое мастерство шеателя. Характерно в этом отношении описание Долины,'Йлаха" ("ВеликийГэтсби"). Читатель только что успел познакомиться с роскопьш в доме Бкокепежз и' едва-едва рассталс.. с Гэтсби, глядяшдм в "неспокойной темноте" на "зеленый огонек" - прообраз своей мечты, как.перед ним возникает контрастно иная картина - полная "пыли", "дама",-и "лязга". Дав столь яркое "световое пятно" накануне непосредственно завязки сюжета, <йщдйеральд применяет, щеуществу,чисто ямпрвеспонисткий прием: теперь все действие, разворачивающееся в романе преимущественно при фешенебельном интерьере, будет неизменно проходить в читательском сознании на "шлаковом" фоне. Таким образом, Долина Шлака исполнение у Фипдаеральда не только символического и художественно-
-эстеклоского значения, замеченного многими исследователями, но и психологически-функционального.
.Однако "дмпрессионпстичность" писателя часто выступает как средство обрисовка тех или иных личностных качеств персонажей.
Это,особенно' явственно ютлю наблидпть уно в начальном эпизоде "Великого Гэтсби", где перед читателем рисуется достойная кисти Конз "зыбкая" картина доїла Бьвксненов. Однако в картине этой есть мзыенти, которые сразу ::се "приникают" намеренно "овоздушенных" в
.ней Дэзн и'Джордан. Так, неспроста ассоциация с "птицамг" дана Фнцдяеральдом сразу ка после нарочито ("исполинская тахта.на которой» как на привязанном к якорю аэростате укрылись две женщины) "отяяелявдзго" картину -упоминания о "якоре", Дззл и Днордан в одинаковой мера духовно легковесны (как птьцы), однако именно в легковесности этой они неизменны, в мораль их - это навсегда прикованной к,якоря аэростат, символ ярочясЛ призбмпвнности их праздных .душ. "Полет" Д.зп и Днордан.- ото "но одухотворенный-.и гесметричес-ка-нанравлешшй, то есть исполненный смысла, птичий полет, но покорное сталий иачанль двух "пустых" "воздушнх шари.сов". Характерен, и'другой момент: и Цззі . и Дюрдая. воспр'шимаются в картино ' не как центральные в ней фигуры, а лишь кок часть.интерьера, что так жа, подспуддг,'приникает их образы". К, наконец, последнее'-появление а сцене Тока, Именно он "запирает" (вольнолюбивый; ветер и именно ол выступает пазке как порсонафцкаїуя социального зла в романо. Фииддерачьд готов я^едъявнть читателю криптограм;^, однаад
- Zl -,
никогда на утаит от tero ключа к-ее"расшифровке. Касательно as конкретно рассмотренного выше случая, обладает на себя внимание, что писатель уже в начале/книги подготавливает читателя (квалифицированного на логическом,,нсгаалифйцироваипого - па подсознательном уровне) к разворачивающейся впереди коллизии.
Регьшруя разговор о психологическог.. мастерстве шюателя, автор диссертации указывает на то, что в своей работе ока имела возможность' досмотреть* лишь основные аспекты "фнц~керальдовского психологизма" и что тема эта требует своей дальнейшей и тщательной разработки.
В Заключении - подводатся основные итога исследования.
Фиццжеі.альд один -»з первых в- американской литературе сумел подметить вазшеышэ социальгпе тенденции своего времени - процесс морального распада личности в условиях современной капиталистической действительности, кравствеїшую ущербность общества, фетишизирующего "денежный мешок" все усиливающееся несоответствие иекду постулируемы-.! приоритетом человека в системе бурзуазных. ценностей и реальн-зі его местом в ней. Романтик и реалист,' Фиидасеральд первым развенчал миф об "американской ма^е", проследив его на судьбах глгвннх героев своих классических произведений. Герои эти несут на себе отпечаток тэагического восприятия izapa самого Фпцдаераль-да, но Так же являются и объективным пюдуктом трагической эпохи, породившей людей - реальніш прототипами коих они были с его од-. .роощущенипм.
Носители конкретной авг , ой идеи, персонажи йицдясральда -при этом воспринимаются как зшвые люда, поступки их всегда строго мотивированы и естественны. А здесь Фиидаеральд явит свой недаяан-ннй талант подлинного "инженера чиїовечєсіщх душ", виртуозно и технически совершенно умея передать их мысли и переживания, то 'подспудг зе, что движет ими и лонуадает к тем или иным действиям. Психологизм писателя проявляется не только в традиционных формах раскрытия внутреннего мира пероонааей - портрет, внутренний монолог, - но и в характере рисуемых им в своих произведениях пейзажей и лейтмотивах в повествовании.
Диссертант отмечает, что рассмотренные им в работе аспекты идвйно-художес'венногб и психологического мастерства Фипдаеральда убездаг-? в животворности' великих реалистических традиций, получивших в его творчестве свое очередное подтверждение и развитие.
Один из самых значительных художников XX столетия, Фицдаеральд
сумел вывести в своих произведениях оригинальный тип "геро.. XX
столетия" - человека высоко нравственного и интеллектуального, ис
полненного трагизма и идлвзлй а бесстрашно принимающего- любые уда
ры судьбы. 7