Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Философско-этическое своеобразие романов 40х годов («Между небом и землей», (1944), «Жертва (1947)) 30
Глава 2 Личность и общество в романах Сола Беллоу (1950-е гг.) 79
Глава 3 Особенности художественной системы произведений Сола Беллоу в 60-е годы («Лови мгновение» (1956), «Герцог» (1964)) 127
Заключение 171
- Философско-этическое своеобразие романов 40х годов («Между небом и землей», (1944), «Жертва (1947))
- Личность и общество в романах Сола Беллоу (1950-е гг.)
- Особенности художественной системы произведений Сола Беллоу в 60-е годы («Лови мгновение» (1956), «Герцог» (1964))
Введение к работе
Художественная проза С. Беллоу - заметное и своеобразное явление в современной литературе США. Наследие этого писателя - к настоящему моменту он написал 11 романов - яркий пример, с одной стороны, жизненности реализма в американской литературе последних десятилетий, а с другой, - выразительная иллюстрация тех преобразований и модификаций, которые претерпело понятие «традиционного» реализма, сосредоточенного преимущественно на реалиях внешнего мира.
Философичность, психологизм, умение воссоздать реальность, ироничность, юмор высоко оцениваются американской критикой, особенно интеллектуалами, которые видят в С. Беллоу преемника плеяды классиков американской литературы межвоенной поры, включая У. Фолкнера и Э. Хемингуэя. Каждая его новая книга воспринималась с большим интересом читателями, романы писателя попадали в списки наиболее читаемых и наиболее продаваемых изданий.
Уже в начале 1962 года, когда журнал «Сатердей ревью» провел опрос среди группы преподавателей с целью выявить американских писателей, которые на их взгляд создали после 1941 года наиболее значительные произведения художественной литературы, в первых рядах оказался С. Беллоу. Присуждение в 1976 году Нобелевской премии принесло писателю мировое признание.
Сол Беллоу родился в 1915 году в Канаде, в правоверной еврейской семье, эмигрировавшей из России. Бурная языковая стихия окружала писателя с детства, в доме звучали четыре языка: английский, французский, идиш, древнееврейский. В 1924 году семья переезжает в Чикаго, город, который впоследствии будет часто появляться на страницах его книг. В 1937 году после получения ученой степени бакалавра в Северозападном университете С. Беллоу поступает в Висконсинский университет, где продолжает изучать антропологию и социологию, и уже в декабре покидает его, чтобы заняться писательской деятельностью. После окончания второй мировой войны, во время которой С. Беллоу служил в торговом флоте США /1941 - 1945/, писатель преподает, путешествует по Европе, участвует в издании Британской энциклопедии.
Нам представляется важным отметить тот факт, что творчество С. Беллоу тесно связано с русской традицией. Для романиста идеи, моральные принципы и быт предреволюционной России, которые перенесли с собой в Новый Свет родители писателя, и сегодня лежат в основе эстетике романиста. С. Беллоу с ранней юности увлекается чтением русской литературы, преклоняясь перед талантом рано прочитанных Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, А.П. Чехова. Герои романов С. Беллоу рассуждают о русской классике со знанием дела, полемизируя с суждениями персонажей, уподобляя себя им. A.M. Зверев пишет о том, что «диалог Беллоу с миром нашей классики определяет многое в его книгах многое, если не главное, - характер основных коллизий, круг наиболее устойчивых художественных идей».
Творческое наследие романиста представлено произведениями разных жанров, как художественных, так и документальных - это романы, повести, сборники рассказов, пьесы, публицистика. «Малая проза» С. Беллоу во многом варьирует и развивает тематику его романов. Его рассказы печатаются в таких престижных журналах, как «Commentary», «Hudson Review», «Esquire», «Partisan Review» , «The New Yorker» и других. Особой стилистической искусностью отмечены сборники «Воспоминания Мосби и другие рассказы» /1968/ и «Простофиля» /1984/.
Среди множества наград, которые были вручены С. Беллоу на протяжении его плодотворной творческой карьеры три Национальных книжных премии: за роман «Приключения Оги Марча» в 1953 году, «Герцог» в 1964 году, «Планета доктора Сэммлера» в 1971 году; в 1975 году за книгу «Дар Гумбольдта» Беллоу была присуждена Пулитцеровская премия.
Считается общепризнанным тот факт, что выносить твердое заключение относительно еще не до конца сложившегося, «неотстоявшегося» литературного материала - особенно рисковая затея. А суждения по поводу творческого наследия С. Беллоу далеко не завершены, поскольку автор продолжает свою писательскую деятельность. Последняя повесть писателя «Тот самый человек» (1997) вышла всего два года назад.
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению определенного этапа романного творчества С. Беллоу, заключающего в себе значительные, на наш взгляд, художественные достижения писателя и во многом связанные с основными тенденциями американской прозы этого времени. При исследовании романов, написанных писателем на протяжении 1940 - 60-х годов, мы исходили из приверженности писателя реализму.
Число критических работ, посвященных произведениям Беллоу, давно превышает все то, что написал сам романист. Мимо его романов не прошел ни один серьезный исследователь современной прозы. А между тем приходится признать, что отечественное литературоведение, давно «присматриваясь» к этому американскому писателю, ограничивается, однако, статьями об отдельных произведениях Беллоу и сравнительно частыми упоминаниями о нем в исследованиях по истории послевоенной литературы США. Среди тех, кто писал о его творчестве можно назвать имена таких известных американистов, как Т.Н. Денисова, A.M. Зверев, Г.П. Злобин, М.О. Мендельсон, Т.Н. Морозова, A.C. Мулярчик.
Достаточно показательным мнением для отечественного литературоведения можно считать суждение Я.Н. Засурского, который писал о том, что творчество Беллоу «не приобрело той оригинальности, которая придает искусству особое значение, заставляя читателя не только увидеть в книге полное воспроизведение тех или иных сторон жизни, но и по-новому осмыслить то, что сегодня волнует человека».
В 1990 году в антологии «Писатели США. Краткие творческие биографии» помещается статья A.M. Зверева, в которой дается высокая оценка идейно-эстетическому содержанию произведений С. Беллоу. Выделяя умение писателя передать сам дух американского общества середины XX века, ощущение каждого как трагически-одинокой, отчужденной личности, A.M. Зверев отмечает, что, поскольку такое состояние героя не является результатом социального опыта, оно обусловлено, предопределено рождением, воспитанием, авторская постановка проблемы отчуждения личности, гуманизма, духовных ценностей не вполне исторична. По мнению исследователя, именно в силу отчуждения от общества, герой Беллоу носил скорее страдательный, нежели активный характер. В то же время, A.M. Зверев пишет о творческой эволюции романиста, подчеркивая, что с каждым новым романом С. Беллоу все настойчивее подвергает экзистенциалистскую этику испытанию реальными нравственными коллизиями американской повседневности.
В книге, посвященной влиянию философии экзистенциализма на современный американский роман, Т.Н. Денисова также соотносит произведения писателя с данной философской концепцией, отмечая, что все герои Беллоу «всецело погружены во внутренний мир, замкнуты на самих себе». Однако литературовед приходит к выводу о том, что конформизм романиста противоположен «стоическому гуманизму лучшей, прогрессивной части писателей и мыслителей, исповедующих экзистенциализм».
Г.П. Злобин отмечает, что в произведениях Беллоу намечена характерная для умонастроений американцев «оппозиция души - разуму, интуитивистского озарения - знанию, немотивированного внутреннего побуждения - сознательному действию, сакральной реальности - действительному опыту». Однако, литературовед указывает на то, что проза Беллоу плохо сбалансирована «артистическим чувством, эстетическая образность заранее подчинена заданной идее». A.C. Мулярчик пишет о том, что интеллектуальный герой Беллоу чрезвычайно близко стоит к самому автору. Как верно утверждает литературовед, «мысли героя при всей их хаотичности и противоречивости подчас буквально, а иногда и в несколько перефразированным виде повторяли и развивали темы публицистики Беллоу 1950- начала 60-х годов» .
Отмечая, что движение реализма в послевоенные годы получало специфические черты, концентрируясь в морально-этической сфере и устремляясь вглубь индивидуального сознания, A.C. Мулярчик пишет о том, что в книгах Беллоу, от романа «Между небом и землей» до «Герцога», можно было «видеть жертв как социальной, так и эмоционально- психологической неустроенности, пытающихся - с переменным успехом - гармонизировать свои отношения с внешним миром». Высокую оценку исследователя получил роман «Герцог».
Несмотря на то, что романы С. Беллоу хорошо известны и в самой Америке и на Западе, а сам писатель уже давно признан современным классиком, в отечественном литературоведении пока еще нет ни одной монографии, ни одной книги целиком посвященной творчеству писателя. Одной из основных причин замалчивания стало участие Беллоу в международной редколлегии журнала «Континент», известного своей антисоветской направленностью. Основатель «Континента» Владимир Максимов изначально задумывал журнал как орган духовной оппозиции советской России. Усилиями наших литературоведов в 1971 году в сборник «Американская новелла. 60-е годы» вошел рассказ Беллоу «В поисках мистера Грина».
И только спустя двадцать лет в журнале «Новый мир» в 1990 году публикуется повесть «Лови мгновение», а затем в 1991 году в серии «Библиотека: Лауреаты Нобелевской премии» выходит роман «Герцог».
Свидетельством пробуждающегося интереса к прозаику можно считать опубликование в 1998 году в №4 журнала «Иностранная литература» первого романа Беллоу «Между небом и землей». В том же году все три произведения - «Между небом и землей», «Лови момент», «Герцог», переведенных и опубликованных ранее - выходят отдельным изданием «Лови мгновение».
Зарубежная критика творчества Беллоу намного объемнее. Широкий круг вопросов рассматривался в различных рецензиях, заметках и статьях, публиковавшихся в периодике на протяжении пятидесяти лет. Появляется несколько монографий, исследующих все, написанное к тому времени. В Нью-Йорке с промежутком в несколько лет вышли два сборника «Сол
Беллоу и критика» (1967) под редакцией И. Мэлина и «Сол Беллоу. Сборник критических заметок» (1975) под редакцией Э. Ровита. В эти сборники были собраны статьи многих литературных критиков, занимающихся творчеством Беллоу (Р. Олтера, И. Хассана, Л. Фидлера и других).
В современном американском литературоведении о Беллоу написано множество работ, особенно активно исследуется творчество писателя в 1960- е годы, когда в свет вышли сразу пять монографий, посвященных его творчеству.
Первая монография о творчестве Беллоу выходит в свет в 1965, спустя двадцать лет после опубликования первого романа прозаика. В этой небольшой по объему книге, Т. Тэннер представил обозрение тем, стилистических приемов, идей, отраженных в романах писателя. И сегодня, спустя тридцать лет, книга остается интересной, поскольку в ней определены наиболее важные направления критических работ, посвященных романистике Беллоу.
Первым основательным исследованием творчества Беллоу по праву можно считать книгу К. Опдала "Романы Сола Беллоу" (1967), автора первой диссертации по Беллоу ("Краб и бабочка: основные темы в творчестве Сола Беллоу", 1962).Основной проблемой, волнующей литературоведа, является конфликт в эстетике писателя между скептицизмом и верой, между требованиями разума и силой любви. Критик полагает, что этот неразрешимый конфликт не только обусловливает стиль Беллоу- прозаика и структуру его романов, но также определяет психологический склад характеров главных героев.
В том же 1967 году публикуется работа Е. Ровита "Сол Беллоу" , в которой исследователь обстоятельно анализирует романы писателя, подчеркивая автобиографические мотивы многих его произведений. Е Ровит тщательно изучает философию и психологию главных героев, манеру повествования и художественно-изобразительные средства, которые использует Беллоу, чтобы показать насколько далеко стоит прозаик от писателей школы "черного юмора" и тех, кто практикует нигилистическую теорию абсурда.
И еще одна монография выходит в том же 1967 году - Р. Детвейлер "Сол Беллоу" . Основное внимание автор книги уделяет той противоречивости и ироничности ситуации, когда еврейский по происхождению писатель вынужден в своих произведениях отводить большое место христианским темам. В книге представлена концепция христианства, данная Детвейлером на основе анализа романов Беллоу.
В следующем году публикуется исследование Дж. Клейтона "Сол Беллоу: В защиту человека" (1968). Рассматривая в основном «психологические аспекты» беллоувской прозы («отчуждение и мазохизм», «сотворение собственного «я» и окружающего мира», «темнота и перевоплощение»), литературовед дает подробный анализ идей, заявленных еще в работе Т. Тэннер. В прозе Беллоу исследователь выделяет три взаимодействующих противоречия: последовательно выступая противником философии нигилизма, Беллоу в то же время беспощадно рисует бесцельность и пустоту жизни современного человека; отрицая отчуждение и провозглашая братство и единение с людьми, писатель рисует героев, которые носят мазохистский, страдательный характер; и, наконец, хотя Беллоу, как кажется, утверждает ценность отдельной личности, он рисует героев, которые не в силах достойно встретить страдания, выпавшие на их долю. Клейтон представляет прозаика убежденным гуманистом, который "презирает ту часть своего "я", которая соглашается с пророчествами гибели человека и провозглашением пустоты".
В книге "Проза Сола Беллоу" (1969) И. Мэлин впервые обращается к анализу первого рассказа писателя "Два утренних монолога"(1941). В монографии дается краткий анализ тем, образов и стиля автора.
В книге Р. Даттона «Сол Беллоу» (1971), по признанию автора, романы писателя анализируются как всецело художественный вымысел, оставляя за рамками события, которые имели место в жизни С. Беллоу. По мнению исследователя, дилемма главных героев романиста заключается не только в их отчужденности от общества, они выступают также против отказа от своего «я», своей индивидуальности, что и порождает неразрешимый конфликт. Р. Даттон рассматривает персонажей, созданных творческим воображением Беллоу, как некий «почти ангелический» (subangelic) тип людей, характерной чертой которых является сила «преодолеть себя» и «наполнить свою жизнь смыслом».
Постоянный интерес и сегодня вызывает работа С. Коухен "Таинственный смех Сола Беллоу" (1974), в которой представлен новой подход к анализу произведений писателя. Исследовательница рассуждает об источнике беллоувского юмора и иронии, полагая, что они используется прозаиком в качестве ответного хода перед лицом отчаяния, которое охватило человека XX века. Доказывая, что комическое начало набирает силу в произведениях 50-х годов, Коухен показывает, что за комичностью героев С. Беллоу скрывается их стремление сохранить значимость собственной личности.
Другим оригинальным исследованием, на сей раз - неофеминистского склада, стала работа Дж. МакКэдден "Бегство от женщины. Проза Сола Беллоу" (1980) . Отличительной чертой романистики С. Беллоу, американский критик считает тот факт, что подобно Н. Мейлеру, Ф. Роту, Б. Маламуду, писатель рисует женские образы исключительно с позиции мужчины. МакКэдден полагает, что для понимания прозы С. Беллоу женские характеры играют чрезвычайно важную роль, поскольку именно с ними связаны как надежды героя на будущее счастье, так и его страдания, поскольку женский образ в романах писателя символизирует иррациональность современного мира. В работе подробно анализируется модель отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой и раскрывается психологическая драма главного героя.
М. Брэдбери открывает свою работу "Сол Беллоу" (1982) утверждением, что литература послевоенных лет значительно отличается от литературы первой половины XX века. Здесь дается краткая характеристика литературы на современном этапе и определяется в ней место Беллоу. Литературовед предлагает свою теорию комичности произведений писателя, полагая, что она придает законченную форму беллоувскому радикализму. В книге впервые делается попытка определить место С. Беллоу в контексте мировой литературы XX века.
В работе Л. Голдман "Нравственные предвидения Сола Беллоу: Критическое исследование еврейского опыта" (1982)' рассматривается проблема влияния иудаизма на моральные критерии С. Беллоу и тем самым, предлагается альтернативная версия источника нравственных ценностей в прозе писателя. Исследовательница отвергает положение о доминировании в романах прозаика традиции романтизма в ее религиозно-мистической интерпретации.
По видимому, среди наиболее значительных книг, посвященных творческому наследию Беллоу, можно, по праву, считать книгу Д. Фукса "Сол Беллоу: Взгляд и его переосмысление"^ 984). Эта работа уникальна тем, что в ней впервые исследуются неопубликованные рукописи, письма и переработки уже опубликованных романов С. Беллоу, которые до сих пор остаются недосягаемыми для других исследователей.
Наиболее заметным отклонением из общего, сравнительно однообразного потока критики о творчестве С. Беллоу служит работа Дж.
Вильсон "На планете Сола Беллоу: ее темная сторона" (1982) . Критик считает, что наступило время для нового прочтения романов писателя, отрицая общепризнанную в целом точку зрения о том, что С. Беллоу является жизнеутверждающим романистом. Центральным положением исследования Дж. Вильсон является утверждение, что прозу С. Беллоу формирует "статичная диалектика". Такие противоречия, как порядок и хаос, свобода и ее ограничения, структурируют романы, но ничего не зависит от их разрешения. Сами герои страдают "энергией полного бессилия". Одержимые муками сердца, которые всецело, по мнению Дж. Вильсон, являются прерогативой женщин, такие герои не в силах разрешить ни своих финансовых, ни духовных, ни философских и даже супружеских проблем.
Одной из последних монографий о С. Беллоу является работа Р. Кирнена «Сол Беллоу» (1989). В книге С. Беллоу представлен выдающимся писателем на «интеллектуальную тематику». Автор полагает, что ни один из ныне здравствующих писателей не исследует столь глубоко и тонко те нравственные противоречия, что мучают современного городского интеллектуала. Кроме того, Р. Кирнен отмечает важную роль иронии и юмора в произведениях С. Беллоу, полагая, что в смехе герои высвобождают свою душевную боль и отчаяние, обретают силы для духовного поиска.
Многие известные литературоведы трактовали романное творчество писателя в рамках широких концептуальных исследований современной западной и американской литературы.
Так о творчестве Беллоу неоднократно писал И. Хассан. Реализм писателя, его умение наблюдать жизнь, традиционные поиски свободы, знания и любви делают С. Беллоу, по мнению критика, одним из значительных писателей второй половины XX века. Основным противоречием, структурирующем романы писателя, критик считает противоречие между смертностью человека и его «извечной наивностью», полагая, что истинным антагонистом героев является не столько общество, сколько неустранимость смерти. Настоящим подвигом беллоувских романов является, по мысли И. Хассана то, что хотя здесь описываются в полной мере страдания и хаос, произведения писателя звучат утверждающе.
По мнению другого американского критика М. Клейна, С. Беллоу, в отличие от великих мастеров прошлого У. Фолкнера и Э. Хемингуэя, всецело писатель-урбанист, выразитель дум и настроений жителя современного мегаполиса. Критик полагает, что в центре романов С. Беллоу находится проблема личности, исследуемая писателем в духе экзистенциалистских антиномий. М. Клейн заявляет о том, что все проблемы, сокрушающие героев С. Беллоу, сводятся «к одной единственной — суметь достойно встретить требование общества отказаться от своего «я».
В свою очередь, Н. Скотт также утверждает, что «социальные условия ни в коей мере не определяют основные параметры внутреннего мира героев Беллоу», главным для них остаются те моменты существования, когда человек способен выйти за пределы давления своего окружения и условий социальной жизни, ограничивающих его свободу. Именно в такие минуты, герой мучается над «вечным вопросам» о природе своего «я».
Д. Гэллоуэй видит в героях С. Беллоу тот тип людей, который растрачивает свои силы и энергию в бесплодном, зачастую комичном поиске и спасении своего «я». Неприкаянными, по утверждению ирландского критика Д. Донохью, являются все герои Беллоу, поскольку они «осознают не причины их душевного кризиса, а его симптомы».
По мнению американского исследователя JI. Лутвака, в своих романах С. Беллоу постоянно использует метафору путешествия Одиссея, поскольку каждый его герой стремится открыть путь, позволяющий активно жить в эпоху всеобщего кризиса.
Интересно отметить, что писатели послевоенной Америки часто критично относятся к таланту Беллоу-романиста. Так, анализируя своеобразие проблематики романов С. Беллоу, известный прозаик Н.
Мейлер, с чьим творчеством не раз сопоставляли произведения С. Беллоу, писал, что «определенные круги еще долгие годы будут зачитываться его произведениями, но ему [С. Беллоу - Н.М.] вряд ли удастся ухватить дух нашего времени и оказать на него влияние». Другой видный представитель современной американской литературы Дж. Гарднер назвал романы С. Беллоу «замаскированными эссе», скорее напоминающие беллетризованные трактаты, нежели художественное произведение.
Однако, на наш взгляд, именно публицистичность, интеллектуальность произведений С. Беллоу до конца 1960-х годов и определяет их оригинальность. В своих романах прозаик стремится проследить и проанализировать американскую психологическую и социальную подпочву, ментальность американской интеллигенции, показать ее духовные и творческие установки. Все внимание писателя обращено к сути социально- психологического естества «цивилизованной» Америки.
В 1991 году публикуется биографическое описание жизни С. Беллоу, написанное близким другом писателя Рут Миллер . В книге в хронологической последовательности освещаются основные жизненные вехи романиста, а также, приводятся фрагменты из критических статей, появляющиеся в печати после выхода его очередной книги. С большой обстоятельностью и искренней симпатией к Беллоу-человеку и Беллоу- писателю автор книги прослеживает судьбу романиста, перемежая свое повествование личными воспоминаниями прозаика.
В 1997 году в свет выходит номер известного журнала «Америкен стадиз интернешенел», ведущей темой которого становится творчество С. Беллоу. Во вступительной статье редактор журнала, профессор Б. Мерген давая высокую оценку писательскому таланту романиста, отмечает, что «подобно историку, одаренному богатым воображением, С. Беллоу в своей прозе ведет своеобразную летопись последних пятидесяти лет общественной жизни в Америке, и поэтому его произведения будут читаться всегда теми, кто жаждет понять американскую культуру и кто способен оценить то, как обновляется язык посредством искусства». Ему буквально вторит исследователь творчества С. Беллоу, литературовед Дж. Бах: «Вот уже в течение полувека, Сол Беллоу остается наиболее преданным летописцем беспрестанного поиска американским обществом определения «я», который высказывается наиболее последовательно и значительно чем кто-либо из его современников о проблемах американского общества» . Другой исследователь Т. Алвез относит героев Беллоу к новому типу людей - «американусам», тому очаровательному порождению иммигрантской Америки, ритму ее языка, где багаж воспоминаний не обременен ощущением обреченности и абсурдности жизни» .
Итак, едва ли не главной темой творчества С. Беллоу, по справедливому мнению зарубежных литературоведов, является обращение к духовным основам и возможностям человека, попытка определить критерии морального поведения личности в условиях сложнейшего нравственного выбора. Писателя часто сравнивают с Г. Мелвиллом, Т. Драйзером, Н. Уэстом, Ф. М. Достоевским, JI. Н. Толстым, Т. Манном, А. Камю и другими писателями. Но при этом признают, что его произведения являются достаточно самобытным явлением, переосмысливающим содержание многих классических для литературы образов и идей.
В своих произведениях С. Беллоу нередко обращается к теме судьбы еврейских эмигрантов в Америке. Однако содержание его произведений не может быть истолковано в границах одного национального опыта, писатель выходит на общечеловеческий уровень, представая перед читателем замечательным художником и гуманистом. «Жизнь всего человечества», говоря словами Герцога, стала в итоге основной темой писателя. Именно под ее знаком Сол Беллоу становится одним из крупнейших писателей Америки.
Романы С. Беллоу выражают духовную атмосферу, царившую в послевоенные годы в США. Эти книги по праву можно назвать романами идей, в которых дискуссии, диалоги и монологи героев играют куда большую роль, нежели внешнее развитие сюжета. Появление подобных романов в американской литературе предугадал один из самых авторитетных критиков культурно-исторического профиля Л. Триллинг, который в своей нашумевшей книге «Либеральное воображение» (1945) писал о том, что американский роман был самым непосредственным образом вовлечен в идейную жизнь общества.
Романы писателя акцентируют внимание читателя то на могуществе общества, то на бунте индивидуума. Подобная тематическая противоположность способствует возникновению как бы двух различных обликов Беллоу-прозаика и порождает неоднозначность мнений, как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении, по поводу соотнесенности романов С. Беллоу с определенной модификацией реалистического творчества.
В отечественном литературоведении 60-8 Ох годов при обосновании концепции реализма указывается на его формальную гибкость и творческое освоение действительности. Так, например, В. Д. Днепров писал: «Одно из важнейших преимуществ реализма состоит как раз в его необычайной формальной гибкости, - без такой гибкости ему не удалось бы ... выразить дух и стиль жизненных перемен... Реализм широк и многообразен, как широка и многообразна лежащая перед ним действительность. Он претворит и усвоит все формы, которые находятся в живом контакте с эпохой». И. Ф. Волков подчеркивал, что реализм «не просто изображает, а творчески осваивает реальные отношения человека и общества в интересах вполне определенных сил общественного развития, в частности применительно к искусству критического реализма в общедемократических интересах европейских народов».
Сама художественная практика доказывает неисчерпаемость сути реалистического метода, его способность к развитию, обновлению, усвоению достижений мирового художественного опыта разных направлений. Это особенно характерно для современной американской литературы, в которой, как указывает известный американист A.C. Мулярчик, «на протяжении всей послевоенной эпохи реализм оставался столбовой дорогой». В последних работах некоторых западных ученых все больше утверждается мысль, что реализм получает новое наполнение в литературе в последней трети XX века. Например, английский историк литературы М. Брэдбери в новой редакции своего исследования о современном американском романе пишет о «возвращении к реализму», «возрождении реализма», «пусть насыщенного иронией и крайне непоследовательного в своих формах». Он также утверждает, что это явление становится главным движением в становлении общемирового литературного процесса «конца века» (прежде всего — в США). Среди тех, кто является представителем реализма в современной литературе, исследователь называет и С. Беллоу.
Действительно, творчество писателя - яркий пример ориентации на реалистическое воспроизведении жизни, поскольку С. Беллоу стремится к правдивому изображению действительности, жизни общества в ее закономерном самодвижении и типических характеров. Сам прозаик в одной из статей пишет следующее: «Сегодня реализм в литературе представляет собой некое соглашение, которое обусловлено тем фактом, что человек, является вовсе не тем, за кого его принимали в течение веков. Человек — это нечто другое, он живет в мире, лишенном иллюзий без какой-либо определенной цели, как это убедительно показывает наука. Однако он все же стремится вести жизнь достойную человека. И это немного странно, поскольку в новом взгляде на природу человека индивид представляется жалким, заурядным, подверженным животным инстинктам». Дискуссия о природе творческого метода С. Беллоу, как в отечественном, так и зарубежном литературоведении, до сегодняшнего дня остается весьма актуальной.
М. Каули относит С. Беллоу к группе писателей, названных им «персоналистами», поскольку все эти прозаики «в конце концов, приходят к утверждению значения и ценности отдельной человеческой личности («персоны») в столкновении с обществом». По его мысли, в персоналистских романах происходит смещение от «социологии к психологии, от проблем политических к проблемам личным, одним словом, от общественного к частному». Созвучен этому высказыванию взгляд английского литературоведа М. Брэдбери. Критик полагает, что идейная структура произведений таких писателей, как С. Беллоу, Т. Капоте, Б. Маламуд, Дж. Сэлинджер «переведена в план «метафизического поиска», размышления о судьбе и назначении человека, потерявшего прежние точки опоры, оказавшегося в мире тоталитарного омассовления безликих социальных сил». Об том же рассуждает другой американский исследователь X. Эйзингер в книге «Романы 40-х годов».
Несколько иной позиции придерживается И. Хассан, который рассматривает романы С. Беллоу, как пример «тех трудностей, с которыми сталкивается романист, когда подобно некоторым писателям 30-х годов он еще оказывает большое доверие социальным фактам, но в отличие от них, в конечном итоге принимает метасоциальный взгляд на человека». К. Опдал, автор первого диссертационного исследования, посвященного творчеству С. Беллоу, также видит в произведениях писателя конфликт между социальными реалистами и персоналистами. Герой Беллоу стремится жить в обществе, однако на фоне катаклизмов XX века с его коренной ломкой социальных, исторических и психологических норм, он все острее ощущает свое «я», восприятие окружающего мира становится специфическим, абсолютно все переживается как исключительно важное для этой личности, затрагивает сокровенные глубины.
Общим местом в исследовательских работах зарубежных критиков, посвященных творчеству Беллоу, стало положение о том, что писатель является ярким представителем «литературы утверждения». Нельзя находиться в историческом контексте и игнорировать все и вся — вот, по мысли американских литературоведов, основной постулат всего творчества С. Беллоу. В статье «Сол Беллоу: Эволюция современного романиста» Р. Франк впервые определил прозу романиста, как пример «скрытого утверждения» («reserved affirmation») и отнес Беллоу к таким писателям, кто «способны изображать традиции, современные войны и депрессию спокойно, глядеть в лицо будущему безбоязненно, с надеждой, серьезностью и чувством юмора». Несколько иной взгляд высказывал Ч. Эйзингер, который видел в творчестве проявление «неуверенного утверждения» («hedged affirmation»), которое отражается на героях, сначала отказывающихся от бремени своего «я», а затем, ищущих пути восстановления своей индивидуальности.
В ряде исследований отечественных авторов (и, прежде всего у Д.В. Затонского) ведущей модификацией реалистического романа II половины XX века назван «центростремительный роман» или «субъективная эпопея». Определяющим свойством данного направления реалистического творчества является познание окружающего мира с помощью описания внутреннего мира личности, ее морально-психологических проблем. А. С. Мулярчик полагает, что ранние произведения С. Беллоу по праву могут считаться прообразом многих последующих «центростремительных романов». В одной из своих последних публикаций A.C. Мулярчик рассуждает о возможности наименования данной модификации художественного качества «косвенным реализмом», который «оперировал как бы со «смазанными» трагикомическими пропорциями действительности, но, несмотря на всю ее, казалось бы, углубляющуюся хаотичность, не порывал с ней устоявшейся связи».
На наш взгляд, все перечисленные выше модификации реалистического творчества являются синонимами и соотносятся с таким понятием, как «моральный реализм», одним из центральных направлений в европейской литературе после второй мировой войны, которое заставило человечество в который раз обратиться к миру личности, задуматься над всей сложностью и противоречивостью самого феномена «человек». В литературе послевоенных лет стал особенно очевидным тот факт, что как раз в произведениях, которые вроде бы замкнуты кругом вопросов, имеющих прямое отношение к бытию личности, процессы, охватывающие нынешнее общество, выявляются с особой наглядностью. Потрясения, которые переживают персонажи в своем как будто индивидуальном, замкнутом существовании, непременно отражаются коллизии общественного характера. Знакомство с романным наследием С. Беллоу убеждает, что писатель стремится придать остросовременное звучание «вечным проблемам», высказывает требование сохранить нравственный идеал, отсутствие которого приводит к гибели духовности.
Наряду со многими американскими писателями послевоенных лет С. Беллоу тяготеет к европейской прозе с ее техникой изощренного психологического самоанализа. В своих романах писатель создает особое интеллектуальное напряжение, которое, однако, не давит на читателя, поскольку С. Беллоу мастерски снимает его с помощью иронии и парадоксальных сатирических ходов.
Иронический, и, отчасти, сатирический дух романов писателя неоспорим, его рождало умонастроение «разлада», однако относить их полностью к жанру сатирического романа, как это делает М.О. Мендельсон, причисляя Беллоу к сатирикам-реалистам, было бы, на наш взгляд, неверно. Поскольку в этих романах сильна тоска по идеалам, стремление к истинным ценностям.
Именно поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения Т.Н. Денисовой. Определяя общую направленность творчества С. Беллоу как модернистский «черный юмор», литературовед пишет о том, что романам писателя присущ «безнадежный пессимизм, высмеяние всех и всего, и, прежде всего самоосмеяние» . Отмечая несомненное отличие прозы С. Беллоу от писателей «черного юмора», тем не менее, Т. Н. Денисова полагает, что кризис современного мира воспринимается романистом как крушение всей цивилизации, и подобное мировосприятие порождает глубочайший скепсис и пессимизм.
Похожий взгляд на романное творчество С. Беллоу встречается и в зарубежном литературоведении. В статье «Литературные воспоминания. Постмодернизм» (1979) Джон Барт, обращаясь к анализу постмодернистского романа 60-70-х годов и причисляя его к «литературе восполнения» или «истинному реализму», относит к видным постмодернистам себя, писателей школы «черного юмора», Н. Мейлера, В. Набокова, С. Беккетаи С. Беллоу.
Да, С. Беллоу, несомненно, знакомо чувство безнадежности. Но доминирует в нем другое - мощь нравственного сопротивления. В своих произведениях прозаик обращается к гуманистической традиции западноевропейского и американского искусства, прославляющего несгибаемость человеческого духа перед лицом зла. У С. Беллоу нет пристрастия к «наркотику пессимизма», типичного для представителей модернистского течения. Принадлежа к «школе гуманистов», провозглашенной У. Фолкнером, писатель вслед за своим предшественником отказывается принять «конец человека». И это не просто декларация прекраснодушного оптимиста.
Наоборот, в каждом своем романе С. Беллоу идет к этому гуманистическому кредо как бы «от противного», безжалостно подвергая своих героев проверке подчас непосильными испытаниями. Его романы представляют собой исследование тех путей и возможностей, с помощью которых можно освободиться от лжи, прорваться к подлинности чувств и взаимоотношений, отыскать родственных по духу людей. Величие человека для С. Беллоу в самопознании, в котором человек обретает силы жить в современном мире. Интерес к собственной личности, своему «я» ведет страждущих героев Беллоу не к успеху, и даже не к просвещению, но к принятию достоинства жизни как таковой. Ключом же к пониманию ироничности автора по отношению к своим героям, могут служить слова Гете, определявшего иронию как «сострадание великого сердца к малому».
Не вызывает сомнений тот факт, что С. Беллоу, обладающий культурной изощренностью, ассимилирует в своих произведениях различные философские взгляды, начиная античным наследием и заканчивая неофрейдистскими теориями. В то же время, однако, анонсируя ту или иную идею, писатель тут же отходит от нее, демонстрируя полную независимость от философского и религиозного наследия. И это следует понимать не как признание безыдейности творений С. Беллоу, у которого нет своего взгляда на мир, но как отражение внутренней борьбы противоположных взглядов в сознании писателя, не находящей окончательного разрешения и воплотившейся в стиле его произведений. В этом С. Беллоу является прямым последователем великого русского мыслителя JI.H. Толстого, который полагал, что любая теория несовершенна. Русский философ не признавал готовых концепций, развивая каждую из них, он тут же ее разрушал, откидывая "работу всего человечества", чтобы "сделать по-новому и по- своему". Ум, который ценил JI.H. Толстой в себе и в других - это ум, не приемлющий известных истин.
В своих публицистических работах (среди них "Университеты в роли злодея" (1957), "Вдумчивые читатели мира, остерегайтесь" (1959)) Беллоу обрушивается на интеллектуальное позерство, предостерегая от поклонения культурному наследию, упадка силы воображения. В 1976 в Стокгольме в своей Нобелевской речи Беллоу заявил о своем нежелании следовать всеобщим идолам знания, выявил глубокое противоречие в среде интеллектуалов, которое заставляет заново осмысливать тщательно "выверенный перечень положений" в отношении общества, политики, искусства и человеческих возможностей. Прозаик выступил против интеллектуальной закоснелости. Он утверждал: "В наше время необходимо сбросить с себя обузу искусно поданных банальностей, выступающей под личиной образования, надо учиться выносить собственные суждения, действовать самим" . Не знание, говорит писатель, но воображение является по-настоящему реальной силой, способной преобразовать мир. Надо отметить, что подобное заявление одного из признанных писателей интеллектуальной прозы в США немало шокировало публику.
На протяжении всего творческого пути писатель строит свои доводы о природе "я" исходя из духовного багажа личности. С. Беллоу считает, что художник должен апеллировать к той части бытия, которая является духовным даром, а не жизненным приобретением. Писатель взывает к способности человека восхищаться и удивляться, испытывать боль и чувство жалости, к священному чувству своей принадлежности к человечеству, неразрушимой связи с ним. Произведения С. Беллоу притягивают читателя, поскольку это романы о духовной борьбе личности, о жизненных перипетиях, наказании и нравственном очищении. Практически любому человеку нашего столетия знакома та борьба, что происходит в душе и жизни героев Беллоу. Романист призывает искать нравственное в обыденности, считая, что духовное начало в человеке определяется его обыденной, каждодневной жизнью.
В то же время для писателя реальность сюжета не является главным, основополагающим в его произведениях. Действительность, созданная силой воображения, может быть, по мнению романиста, более реальной, нежели фактографическое описание мира.
В своих работах писатель утверждает ценность человеческой жизни, возлагая на писателя ответственность за раскрытие величия человека посредством изобразительной силы его произведений.
Романное творчество Беллоу может быть, на наш взгляд, условно подразделено на два периода. К первому мы относим романы, созданные писателем в 1940-начале 1960-х годов. В ранних романах Беллоу сказывается влияние философии экзистенциализма, почерпанной из европейских источников и широко распространенной в 1940-60-е годы в США. Беллоу придает романам «Между небом и землей» (1944) и «Жертва» (1947) сугубо моральное, но отнюдь не социальное или политическое звучание. Сам писатель говорит о том, что его первые произведения были написаны в традиции литературы, представляющей человека жертвой («victim- literature»). В одном из интервью писатель заявил: «Я думаю, что реалистическая литература изначально была литературой, представляющей человека жертвой. Противопоставьте обыкновенного человека, — а реалистическая литература пишет именно об обыкновенных людях - внешнему миру. И внешний мир, несомненно, подомнет его».
Однако в последующих романах писатель старается вывести свои произведения за рамки подобной трактовки («victim-literature») реалистической литературы. Теперь главной задачей для романиста становится «желание найти подлинный смысл бытия, бытия, что предшествует социальному очертанию» . Романы 1950-х годов - "Приключения Оги Марча" (1953) и "Гендерсон - повелитель дождя" (1959) - это произведения пикарескного плана, но принадлежащих XX веку, поскольку описывают не только похождения главного героя, но и приключения его души.
Наиболее ярким, самобытным произведением, на наш взгляд, по праву можно считать роман "Герцог" (1964). В романе заметно усложняется композиция, меняется герой, становясь более зрелым, образованным, творческим человеком.
Последующие произведения С. Беллоу - «Планета доктора Сэммлера» (1970), «Дар Гумбольдта» (1975), «Зима профессора» (1982), «Многие умирают от инфаркта» (1987), «Кража» (1989), «Связи Белларозы» (1989), «Тот самый человек» (1997) и другие, которые не являются непосредственным предметом рассмотрения данного диссертационного исследования, могут быть отнесены ко второму, «позднему» этапу творчества писателя. Они также представляют собой повествования об интеллектуальном герое, способном сопротивляться давлению реальности и жертвовать многим во имя ценностей, без которых человеческая жизнь лишается содержательности. Человек должен обладать моральной силой и поэтому ему, прежде всего, должно быть присуще чувство нравственной ответственности, считает писатель. И именно это положение занимает особое место в творческой концепции С. Беллоу, что было неоднократно отмечено как отечественными, так и зарубежными литературоведами.
Следует отметить, что романы, написанные в 1970-90-е годы, представляют собой как бы условный сплав, своеобразную мозаику того, о чем автор писал раньше. Подобно многим другим писателям, С. Беллоу начинает возвращаться к одним и тем же ключевым для него темам, персонажам, ситуациям. Отсюда возникают сюжетные повторы, самоцитирование.
В силу того, что в отечественном литературоведении еще не дано всестороннего анализа прозы С. Беллоу - видного американского писателя, лауреата Нобелевской премии, нам представляется необходимым написание данного диссертационного исследования, посвященного наиболее содержательному этапу его творчества.
Предметом анализа в нашей диссертации являются наиболее значительные произведения Беллоу, созданные в рассматриваемый период (1940-е-начало 1960-х годов).
Цели и задачи диссертации - представить эволюцию творчества Беллоу, на протяжении ее первого, занимающего двадцать лет этапа: с 1944 года, когда он опубликовал свой первый роман «Между небом и землей», написанный в духе, близком к концепциям экзистенциализма, до романа «Герцог» (1964); проследить истоки формирования философско-эстетических взглядов писателя; а также определить место эстетической и этической позиции писателя в общем контексте литературной жизни США во второй половине XX века, выявить степень новаторства в современной романистике.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в данной диссертации впервые в отечественном литературоведении делается попытка осмыслить определенный этап творчества Сола Беллоу, как единый идейно- эстетический комплекс и определить при этом его закономерности. Обращение к творчеству Беллоу объясняется как его актуальностью, так и малой его изученностью. Романы писателя рассматриваются под углом особенностей их объемного, глубокого аналитического познания социально- психологической действительности «цивилизованной» Америки.
Актуальность работы определяется необходимостью осмысления заново, с позиции исторической дистанции, творчества американских писателей 1950-60-х годов. Наследие С. Беллоу во многом представляет собой скрещение различных эстетических и философских влияний. Изучение его творчества позволяет более точно оценить стержневые линии развития американской литературы на первом послевоенном этапе ее истории.
Методологической основой исследования является системный подход к явлениям литературы, предполагающий сочетание историкё-литературного и структурно-типологического принципов.
Методика исследования базируется на конкретно-текстовом, сравнительно-историческом и эстетическом анализе художественной прозы Беллоу.
Научно-практическая ценность диссертации определяется тем, что изучение творчества С. Беллоу способно дать дополнительный материал для понимания общих закономерностей развития современной зарубежной литературы, базирующейся на жизнеспособном, адекватном действительности способе ее воспроизведения и изображения. Полученные в ходе исследования разработки и выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества С. Беллоу. Результаты исследования могут быть применены для более углубленного изучения проблем истории и теории послевоенной американской литературы, в том числе и при разработке
Философско-этическое своеобразие романов 40х годов («Между небом и землей», (1944), «Жертва (1947))
Творчество американского писателя С. Беллоу, пришедшееся на 40-90- е годы, можно, на наш взгляд, условно подразделить на два этапа. Наиболее плодотворным при ретроспективном рассмотрении представляется ранний период, увенчанный романом «Герцог».
В первых произведениях С. Беллоу «Между небом и землей» (1944) и «Жертва» (1947) чаще всего привлекает их моральный аспект. При выходе в свет исследуемых романов С. Беллоу сразу же зарекомендовал себя писателем, который владел техникой тонкого психологического анализа, характерной для новейшей европейской прозы (М. Пруст, Ф. Мориак, М. Фриш и другие). Эти романы были отмечены «субъективностью мироощущения, потеснившей объективность авторского взгляда» . Тонко чувствуя противоречивость современной личности, писатель стремился быть аналитиком всего неустоявшегося в человеческой душе. «Биография души», самовыражение центрального героя становятся содержательной осью повествования. Наиболее притягательным и значительным как в анализируемых романах, так и во всех последующих, было и остается стремление автора выразить свою реакцию на окружающий мир и социальную действительность через «преимущественное отношение к внутреннему миру личности, ее морально-психологическим проблемам, неразрывно связанным с общим социально-историческим колоритом и духом времени» .
Философские и этические вопросы, которые ставил и решал писатель в своих произведениях, во многом совпадали с духовными запросами значительной части американской интеллигенции, обеспокоенной необходимостью обретения ею мировоззренческой почвы для создания новых идейных ценностей.
Общественно-политическая ситуация послевоенных лет характеризовалась неудачами левого движения, достигшего своего пика в 30- е годы. В 1948 году большое жюри Нью-Йорка вынесло обвинение против двенадцати руководителей компартии США, подозреваемых в шпионаже. На основе закона Смита 1940 года их признали заговорщиками, сторонниками свержения правительства и приговорили к пяти годам заключения. Затем от государственных служащих, учителей, «работников идеологического фронта» стали требовать подпись под «присягой на верность Америке». Комиссию, созданную конгрессом США еще до войны для расследования «неамериканской» деятельности, сразу же возненавидели. Вопрос о партийности в глазах американцев выглядел попранием демократических прав. Однако люди, стоящие у власти, испугавшись, что государство обвинит их в покровительстве коммунистам, стали создавать «черные списки» и увольнять членов партии. Проблема переросла из политической в моральную. Хотя преследуемых коммунистов не сажали и не расстреливали, их стали считать жертвами «охоты за ведьмами», «маккартической истерии» и окружать сочувствием.
В то же время все более нагнетается атмосфера «холодной войны» и неприятия инакомыслия. Все это создавало мрачный духовный климат и способствовало актуализации проблемы отчуждения США. В условиях дефицита традиционных ориентиров становилось все сложнее мыслить в терминах реальных процессов, сил и движений, с ними связанных, проводить грань между уходящим и нарождающимся. Крушение рационалистического идеала американской интеллигенции усугублялось бездуховностью «среднего американца».
Как в Европе, так и в США возникают самые разнообразные нигилистические философские течения. Тотальный нигилизм становится едва ли не господствующим типом мышления. Немецкий философ К. Ясперс писал в 1952 году, что «в настоящее время мир подвержен обаянию такого философствования, которое ищет истину в нигилизме, призывает к странному героическому существованию без утешения и надежды, к принятию суровости и беспощадности, к якобы посюстороннему гуманизму» . Утверждение нигилизма неизменно связано с преодолением «слишком человеческого», гуманного начала в природе человека, поэтому наравне с пессимизмом большую популярность получили антропологические теории, рассматривающие человека как существо «биологически неполноценное», а человеческий род - как биологически тупиковую ветвь. Необыкновенно сильное влияние на американское искусство, как и в 20-е годы, оказывала теория психоанализа 3. Фрейда. С новой силой начинает муссироваться концепция веры и спасения, уходящая корнями в христианство. Эта концепция развивала идею собственных заслуг индивида и его полной ответственности за свою судьбу.
Человек многогранных интересов и большой эрудиции, Беллоу- писатель, испытал на себе влияние самых разных литературных направлений и философских теорий, по-своему определявших пути развития человеческого общества и понимания природы человека. Мировоззрение писателя в значительной степени определяется также фактами его биографии. С одной стороны, Беллоу воспитывался в интеллигентной семье эмигрантов из России на наследии русской культуры, ему была и остается близка идея русской соборности. С другой - писатель разделил судьбу многих других эмигрантов, воспитываясь в бедных кварталах Чикаго во времена Великой депрессии (1929-33), мечтая получить хорошее образование и возвыситься над своим уделом. В условиях второй мировой войны, которая породила чувство неуверенности и ощущение непрочности всяких моральных и нравственных ценностей, молодой романист, получивший высшее образование и возможность путешествовать по миру, открыл тяжелую истину: «американская мечта» является всего лишь желанной иллюзией. Писатель пытается по-новому осмыслить самою «мечту», объяснить, почему «мечта» оказывается все дальше от осуществления и что именно ведет к неразрешимым общественным конфликтам и растущим социальным антагонизмам. Таким образом, можно говорить о том, что русская духовная традиция и «американская мечта» тесно переплелись и привели к глубоким противоречиям в философских и этических взглядах писателя, что особенно ярко нашло отражение в ранних романах «Между небом и землей»(1944) и «Жертва»(1947).
Личность и общество в романах Сола Беллоу (1950-е гг.)
Романы С.Беллоу «Приключения Оги Марча» (1953) и «Гендерсон - повелитель дождя» (1959) резко отличаются от всего написанного им ранее своим стилем, тоном, формой, хотя в идейном плане эти произведения продолжают и развивают тематику предыдущих романов писателя.
В своих первых романах «Между небом и землей» (1944) и «Жертва» (1947) С. Беллоу поднимает вопросы морали, нравственности и долга. Однако в ранних произведениях для писателя более важна определенная идея, мораль, нежели правдоподобие социальных типов и обстоятельств, и поэтому они по праву могут быть названы произведениями моралиста, «решающего поучительную проблему»1. Раннее творчество С. Беллоу отличает субъективная манера повествования. Это произведения сумрачного метафизического колорита, где герои всецело погружены во внутренний мир, замкнуты на самих себе.
В романах 1950-х годов «Приключения Оги Марча» и «Гендерсон повелитель дождя» С. Беллоу не занимается исследованием темных глубин человеческой души и не питает характерного для ранних романов острого интереса к конкретному процессу бытия. Он рисует широкую социальную панораму, критически осмысленную картину общества; из узеньких, закрытых миров Джозефа и Левенталя, центральных персонажей романов «Между небом и землей» и «Жертва», не покидающих пределов Нью-Йорка и Чикаго, читатель попадает в распахнутый мир Оги Марча и Гендерсона.
Справедливым является замечание американского критика К. Ботсфорда о том, что романы С. Беллоу представляют собой «наилучшую парадигму Америки начиная с 1930-х годов». Романы 1950-х годов становятся выражением нового американского мироощущения, особенно привлекает их бодрая, жизнеутверждающая интонация. Действие анализируемых произведений обращено преимущественно во внешний мир, сам герой показан через поступки, «приключения внешние».
В романах «Приключения Оги Марча» и «Гендерсон - повелитель дождя» С. Беллоу обновляет романную форму, синтезируя разные жанровые структуры: яркое пикарескное повествование, роман воспитания, лирические размышления, трагифарс. Стержневым моментом всех структур является идея реализации человеком собственных возможностей, поиска, распознания и спасения своего «я». Желанием расширить границы своего опыта, быть самими собой, раскованными, свободными от всякой избитой морали, руководствуются в своих поступках Оги Марч и Гендерсон, центральные персонажи рассматриваемых в данной главе романов. И Оги, и Гендерсону присущи черты свойственные традиционному герою-пикаро - тяга к разнообразию, приключениям, колоритность, непочтительность, отсутствие идеалов.
Американский критик П. Льюис отмечает, что романы С. Беллоу 1950-х годов могут считаться пикарескными в том смысле, что «они представляют собой цепь эпизодов, взятых наугад из жизненного путешествия героя. Однако это - пикарескные романы и в более узком смысле. Они рассказывают о приключениях пикаро: плутов, изгоев... Совершенно ясно, что эти герои скептически настроены по отношению к ценностям и установлениям американского общества» . Если своеобразный протест героев ранних романов автора выливается в пассивное отношение к обществу, то в последующих романах, центральными персонажами которых тоже движет забота о сохранении собственной индивидуальности, они противопоставляют себя обществу и общественному в себе.
Ситуация 1950-х годов была уже в те годы весьма последовательно осмыслена С. Беллоу. В эти годы под влиянием политики «холодной войны» проявилось одно из самых уродливых явлений внутренней политики в США - маккартизм. Духовный застой характеризовал все сферы жизни страны. Именно в эти годы возникает термин «массифицированное общество», подразумевающего под собой распространение обезличивающего стандарта.
Стандартизация массового сознания привела к появлению «конформной» личности. Конформизм становится преобладающим типом мышления. Унификация взглядов и мнений в сочетании с господствующим стандартом, подчинение всей духовной жизни общества официальной линии получает широкое распространение в американском обществе. Благодаря широко развитой системе «масс медиа», человек начинает продавать свой досуг, а вместе с ним и свою личность. Личность уравнивается, стандартизируется и перестает существовать. Духовное убожество жизни американцев становится особенно нестерпимым на фоне возросшего материального комфорта. Постепенно американское общество, которое в качестве основного принципа общественной, политической, духовной жизни в США провозглашало индивидуализм, опору на личность, «доверие к себе», превращается в «общество потребления».
С. Беллоу, который написал свой новый роман «Приключения Оги Марча» в эпоху «молчаливого» десятилетия, с горечью говорил о том, что в обществе царит «поклонение сытым богам благополучия, которые ниспровергают всякое нравственное начало и возвышают ложь,... при этом выступая под личиной нормы» . Прозаик обращает внимание на узкоутилитарную, приобретательскую направленность мышления американцев, их крайнюю приверженность предпринимательскому духу. В 1950-е годы устремленность людей на общественные цели спала, доминировал частный интерес.
Наравне со многими американскими писателями (среди них Б. Маламуд, Дж. Сэлинджер, Ф. Рот и некоторые другие) С. Беллоу видел в либерализме, господствующем в то время в американском обществе, не символ веры, а сумму сложностей и противоречий человеческой натуры, основу для сатирического взгляда на мораль своего времени, его осмысление с позиций иронической отстраненности.
Особенности художественной системы произведений Сола Беллоу в 60-е годы («Лови мгновение» (1956), «Герцог» (1964))
60-е годы в истории США отмечены пробуждением демократических сил страны. Правящие круги Америки были не в состоянии справиться с внутренними противоречиями. Невиданный раннее разворот принимает движение национальных меньшинств за гражданские права и против расовой дискриминации. В стране усиливаются массовые протесты студенческой молодежи против вовлечения США в гражданскую войну во Вьетнаме (19571975) - войны, противной совести и разуму американской нации, - которые сочетаются с борьбой за демократизацию высшего образования, расширения прав студенческого самоуправления. Недаром этот отрезок истории американского общества называют «бурным», «критическим» , «сердитым» . Различные исследователи сходятся во мнении, что 60-е годы были отмечены «самым жестоким социально-политическим кризисом в истории страны за последние десятилетия» , а также, что «затянувшийся духовный и идейный кризис, вызванный, прежде всего, последствиями маккартизма» , характеризовал политическую, социальную и духовную жизнь страны.
В ходе военного и послевоенного экономического бума внутренний рынок США до отказа заполнили автомобили, телевизоры, холодильники и прочие товары, ставшие доступными широким слоям населения. Началась настоящая «эйфория потребительства» . В то же время в богатейшей стране капиталистического мира происходит все более заметное расслоение общества. Америка становится первой страной в мире по количеству преступлений и распространению наркотиков. И если раньше Америка гордо именовалась Новым Светом, страной открытых дорог и равных возможностей, то теперь все чаще американское общество называли «больным». «Задумайтесь, чем могла бы стать Америка для всего мира, - восклицает профессор Герцог, герой одноименного романа С. Беллоу. - И посмотрите, чем она стала. Какая порода могла бы в ней вывестись. И посмотрите на всех нас... Почитайте газеты, если еще можете» .
Первыми против конформизма выступили «битники». Однако их бунт носил бесцельный и анархический характер. Их мировоззрение отличало ощущение краха, утраты всех ценностей, отчуждение от «американского образа жизни», презрение к личному преуспеянию, успеху. Крайний пессимизм «битников» определял их отвращение ко всякой общественной деятельности, к политике, болезненное отношение к сексу и наркотикам, увлечение восточной мистической философией, культ бродяжничества и автомобильных гонок.
«Разбитое поколение» выдвинуло своего лидера-писателя. В романе Дж. Керуака «На дороге»(1957) был впервые показан образ жизни удалившихся от общества и семьи людей, свободных от каких-либо социальных обязанностей. Однако творчеством Дж. Керуака практически исчерпывался вклад «битников» в художественную прозу. Поэтическим манифестом «разбитого поколения» становится поэма Аллена Гинсберга «Вопль» (1956).
Однако общий подъем американской литературы конца 50х-60х годов сказался в появлении большой группы писателей и драматургов, продолжавших традиции реалистического письма: Дж. Херси, Дж. Чивер, Дж. Апдайк, Т. Уильяме, А. Миллер и другие. Их реализм был новым явлением, поскольку они, прежде всего, испытывали на себе влияние фрейдизма и экзистенциализма. В то же время эти писатели объективно исследуют образ жизни американцев и совершенно самостоятельны в его литературной интерпретации. При этом они обращаются, преимущественно, к морально-этическим проблемам человека и общества, взаимоотношениям между ними. Они не только освещают те или иные стороны американской действительности, но и исследуют процессы происходящие в душе и сознании американца, не довольствующегося видимостью явлений.
С начала 60-х годов не сразу, но неуклонно происходит укрепление эпического начала, возрождается активная роль автора, имеет место широкая дифференциация жанровых форм. Переход от преимущественно субъективной поэтики к испытанным принципам социально-аналитического художественного исследования сопровождался резким подъемом критического настроения. Провозвестником грядущих изменений явился ряд произведений известных писателей: «Особняк» У. Фолкнера (1959), «Зима тревоги нашей» Дж. Стейнбека (1961), «Ближе к дому» Э. Колдуэлла (1962). Произведения молодых писателей Ф. Рота «Она была такая хорошая» (1967), К. Оутс «Сад радостей земных» (1967) обнаруживали самую тесную связь с идейно- художественным с опытом 30-х годов.
Именно на фоне этих политических, социокультурных и литературных событий в свет выходит новый роман С. Беллоу «Герцог» (1964), который не только вызвал одну из самых оживленных дискуссий в критике США, но занял первые строчки списков бестселлеров. Являясь на момент публикации самым ярким и характерным произведением писателя, «Герцог» и сегодня, с учетом произведений, созданных С. Беллоу включая 90-е годы, является вершиной всего творческого пути писателя.
Идейные предпосылки создания «Герцога» были связаны с кризисом сознания американской интеллигенции, который достиг особого напряжения в радикальные 60-е годы. С. Беллоу дает беспощадные и достоверные зарисовки современной американской действительности. И как верно отмечает Т. Мотылева, новизна и значение романа заключается, главным образом, в том, что «герой романа - человек напряженно мыслящий, и что содержание этих размышлений, органически входящих в ткань повествования, связано с коренными проблемами эпохи» .