Введение к работе
История американской литературы XIX века, особенно второй ее половины, представляет важный объект для исследования. В контексте литературного развития этого периода сосредоточены многие явления, изучение которых помогает глубже понять специфику формирования литературы США и выявить ее место и роль в мировом литературном процессе.
Американская литература переходного периода от романтизма^ к реализму, в этом смысле представляет особый интерес, поскольку вобрала в себя традиции западно-европейских стран, и на этой основе выработала собственный облик, национальное сознание.
Актуальность основной проблемы и темы работы. В современном литературоведении наметилась тенденция изучать вопросы, связанные с национальным своеобразием различных литератур и, в частности, характерных для ник художественных систем, жанров и стилей. В данной диссертации эта проблема решается на материале творчества Фрэнсиса Брет Гарта /1836-1902/, которому отечественная наука уделяла до сих пор крайне мало-внимания. Отчасти это было связано с доминирующим в критике мнением о Брет Гарте как о второстепенном-писателе, творчество которого не выходило за региональные рамки и не оказало заметного влияния на развитие американской литературы. Отчасти, невнимание к нему объясняется тем, что его творческий метод неразрывно связан с "местным колоритом" - понятием, содержание и границь которого довольно расплывчаты и потому трудны для изучения. Исследование творчества Брет Гарта требовало к тому же анализа проблемы взаимодействия романтизма и реализма как в новеллистике самого писателя, так и в литературе его времени. Поэтому, главная проблема настоящего исследования, обусловливающая и его актуальность формулируется как проблема национального своеобразия новеллистики Фрэнсиса Брет Гарта. Для решения ее необходимо определить содержание "местного колорита" как литературоведческого понятия, выявить его связи с эстетическими воззрениями западно-европейских и американских романтиков, а также роль "местного колорита" в формировании национальной новеллистической традиции в литературе США конца Хіх века....
Цель диссертации определяется основной ее проблемой и заключается в том, чтобы объяснить своеобразие новеллистики Брет Гарта в контексте американской литературы, выявить связь творчества писа-
теля с национальными и общеевропейскими, романтическими и реали тическими традициями, определить роль "местного колЬритй"гв; эво ции его творческого метода. "Местный колорит" как принцип худоя венного изображения, как известно, впервые возникает в эстетгке западно-европейских романтиков. Именно поэтому, в данной работе становится предметом сопоставительного анализа соответствующих
явлений'западно-европейской и американской литературы. Это тем
важно, что до настоящего времени понятие "местный колорит" не являлось предметом специального исследования. Восполнить этот пробел, раскрыть его органическую связь с романтизмом является одной из задач настоящей работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые пі принимается попытка показать эстетическое значение "местного кс рита"'в становлении национальной литературы США; проследить ис —"""Т-характер этого явления в новеллистике Брет Гарта; выяснить ei значение для формирования комплекса признаков и свойств, опред< ляющих "национальное своеобразие" его творчества. Отметим, что вопрос о влиянии региональных и национальных традиций на стано; ние его творческого метода обсуждается впервые.и позволяет еде. ряд принципиально новых выводов о развитии американской литера
Практическое применение работы. Материалы диссертации мог быть использованы при чтении лекционных курсов по истории зару ной, в частности, американской литературы XIX века; при провед спецкурсов и спецсеминаров по сравнительному литературоведению также практических занятий по актуальным проблемам американско тературы.и по теоретическим вопросам, связанным с эстетикой ро тизма и раннего американского реализма.
Апробация работу. Основные положения излагались в выступл и докладах на научной конференции Герценовские чтения /Санкт-П бург, 1991-1993 гг./ Содержание диссертации отражено в трех пу кадиях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введение трех глав, заключения и библиографии. Общий объем 208 машиног ных*странитг;' Библиография насчитывает 254 наименования.