Введение к работе
Актуальность предлагаемой диссертации обувловлена недостаточной изученность? ХУД0Н5(ЗД!ЗД()Г0 историзма романов Теккерея, относящихся к числу крупнейяих историко-литературных явлений XIX в., и "самой проблемы художес",венного историзма» а также тем значением» какое придается сегвдня исследованию исторической поэтики и созданию истории жанрових фори романа,, q необходйМР-сти изучения которых писая М,М,{5ахтин,
Цель исследования - изучая художественный историзм квй ка» чество идейно-образного строя произведения! определить место» которое занимают зрелые романы Теккерея. в. ряду вершинных произведений этого жанра в сопоставлении с предыдущей тра* дицией» идущей от романов В.Скотта» а также от французского pea-диетического романа 1820-1830-х годов» - и тем обозначить кон^ кретине проявления и тенденции эволюции жанра рриана о прошлом.
Теооетико-методологическим фундаментом диссертации являются ІРУДН классиков марксизма-'Ленинизыа, - прежде всего ленинская теория познания» а также его идея историчности научного цшвде* ния: "Весі, дух марксизма» вся его сиотема требует, чтобы каддде положение рассматривалось лишь (J ) исторически? (} ) лишь в связи о.другими! Q) - лизь в связи с конкретным опытом истории1' . В основе методики исследования лежит сравнительный метод» одним из базовых понятий которого является понятие общего типологического ряда. Это понятие относится к тем основным категориям современной филологической науки» которые необходимы для построения высшего историко-литературного синтеза! оно фиксирует "сущностную близость Систем художественного мышления", проявлявшее я: а) "в определенном сходстве оодеркательцнх и форя мальдых очертаний"! б) "я сходстве своих обдеотвеннцх функций"'*, В настоящей работе рассматривается преимущественно первый аспект "сущностной близости" той системи художественного мышления» которую являет собой классический европейский роман первой поло-
1 Ленин В.й. Поля. собр. соч. - Т. 49. - С. 329.
- Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. - 11.» 1976. - С. 155.
* з =
вины - Середини XIX столетия.
Новизна .1&nfации: впервые изучается собственно ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ йскзризы романов Теккерея с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной теоретической и историко-литературной мысли в области исследования историзма литературного произведения. Особое вйимаййе уделяется анализу главного шедевра Теккерея - роману "Ярмарка Тщеславия"! что само по себе ново» ибо авторы дассертационных Исследований» затрагивающих проблему историзма и исторической темы в творчестве писателя (В.С.довго-пол» 19731 В.М.Вексельман» І9Й8) до сих пор не включали "Ярмарку" в круг рассматриваемых ими произведений. Объектом исследования для названных авторов являются романы» эссе» пародии, литературно-критические и публицистические статьи» высказывания Теккереяі таким образом художественные и нехудожественные жанры оказываются в едином ряду» который исследуется бее учета того колоссального различия» которое существует между явлениями обще гуманитарными и собственно художественными. В названных диссертациях практически не затрагивается вопрос об уникальном воплощении авторского видения социально-исторического бытия в образной ткани его произведений і поэтому вопрос о ХУДОЖЕСТВЕННОМ историзме Теккерея остается открытым и является предметом настоящего исследования.
Зрелые романы Теккерея рассматриваются нами не как ы а -г е р и а л, из которого извлекается система
философско - исторических идей» формировавших авторское мировоззрение» но как явление
словесного искусства. Предмет нашего исследования - идейно-художественный комплекс, возникающий в н у т-р и художественной ткани произведения и создающий особенную содержательную форму» которая передает образ определенной исторической эпохи в контексте общеисторического процесса как его понимает автор» и дает специфически художественную оценку ее. Впервые историзм писателя исследуется посредством анализа конкретики художественных деталей* такой анализ позволяет обнажить художественную плоть романов» в которой реализуется филооофско-историческая концепция Теккерея, и, следовательно, выявить некоторые существенные особенности поэтики и стиля Теккерея-ромаяясха.
- k -
ниє работы. С учетом новых подходов к изучению структуры художественного произведения и взаимосвязей национальных литератур в диссертации исследуются новые грани искусства Теккерея-романиста и уточняется место его произведений в общем движении жанра классического романа о прошлом. Диссертация иогет служить материалом при изучении творчества Теккерея и исследовании путей развития европейского романа ХП в.» а также использоваться при чтения курса истории зарубежной литературы второй трети XIX в. и разработке специальных курсов и семинаров» посвященных истории английского романа и проблемам генетических и типологических взаимосвязей в европейских литературах.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсукдалкоь на заседаниях кафедры зарубежной литературы МГПК им.Б.И.Левинаі на Всесоюзной научной конференции "Пуришевские .чтения" (Москва» КГШ им.В.И.Ленина» 1989 г.), на Крымской научной конференции "Зарубежная литературная критика: проблемы изучения и преподавания" (Симферополь» 1989 г.).
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит кз введения» трех глав» заключения. Список литературы включает 383 названия.