Введение к работе
Пристальный интерес к проблеме времени становится все более очевидным во многих областях науки и культуры последних десятилетий. В деятельности Международного общества по изучению времени (во главе с Д.Т. Фрезером), главной задачей является развитие новой науки - хронософии. Хронософия и/или темпорология, как глобальная наука о времени, объединяющая исследования в различных сферах знаний, несомненно, была бы неполной без музыки. Проблема времени в музыке рассматривалась до сих пор преимущественно с позиций метроритма. Однако одним из наиболее важных и наименее исследованных аспектов представляется изучение времени в музыке с художественной точки зрения. Именно художественное время, в котором реализуется образно-выразительная сторона произведения, находится в центре внимания в настоящей работе. Художественное время уже становилось объектом исследования в работах, посвященных другим видам искусства, однако в музыкознании специальных исследований по данной проблеме пока мало1. Анализ свойств художественного времени в конкретных музыкальных произведениях встречается очень редко, тогда как в некоторых современных сочинениях именно эта сторона составляет суть выразительного воздействия.
Художественное время произведения - особая категория, в которой закономерности физической реальности не имеют полноправной власти. Образы «живут» во времени, которое, в отличие от реального, не обязательно является направленным только от прошлого к будущему, но может также претерпевать различные изменения - сжиматься или, наоборот, растягиваться, останавливаться и даже возвращаться. Особый интерес в этом плане вызывает современная музыка - вследствие многообразия выразительных приемов, накопленных двумя волнами авангарда (начала и середины века), а также характерной для постмодернизма тенденции к синтезу музыкальных идей и стилей разных эпох.
Цель исследования - выявить и понять свойства, природу художественного времени и особенности его претворения в современной отечественной музыке 70-90-хх гг., прежде всего инструментальной. Уделить особое внимание изучению художественного времени с точки зрения его содержательной, выразительной роли в композиторском воплощении и слушательском раскрьнии замысла, а особенно - в необычных и сложных случаях его решения. В конечном итоге - показать использование ряда приемов для воплощения времени, образующих комплексную систему выразительного
См.: ПритыкинаО.. К методологии анализа художественного времени вербально-музыкальных произведений // Методологические проблемы современного искусствознания: Сб.тр. Л.: ЛГИТМиК, 1985. Вып. 4; Загорский Д. Романтическая концепция «жизнь как роман -роман как жизнь» и проблема художественного времени // Пространство и время в музыке. Сб.тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1992. Вып. 121; Канева М.. «Вечерок» В. Гаврилина и проблема художественного времени // Сб. науч. работ студентов и аспирантов Вологодского ГПУ. Вып. X. - Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2002.
воздействия - художественный метод особого типа. В связи с этим конкретными задачами настоящего исследования являются:
предварительное знакомство с проблемой времени в целом с позиций существующих концепций в сферах точного, естественнонаучного и гуманитарного знаний и попытка определить место музыки и проблемы времени в ней в ряду научных концепций;
выявление характеристик художественного времени в музыке и, соответственно, - выделение и исследование в сравнении основных типов художественного времени;
рассмотрение различных случаев авторского воплощения художественного времени и попытка применить целостный анализ музыкальных произведений с позиций заложенной в них концепции художественного времени на примере отечественной симфонической и камерной инструментальной музыки 70-90-х гг. XX века;
определение конкретных выразительных средств, участвующих в воплощении тех или иных концепций и видов времени в музыкальном произведении.
Всеобъемлющий характер проблемы художественного времени обусловливает комплексную природу методологии исследования. Попытка рассмотреть проблему времени в различных сферах знаний, в том числе и в музыке, с позиций существующих научных концепций потребовала предварительного изучения естественнонаучного и философского подходов, в чем автор данной работы опирался на исследования Г. Аксёнова, А. Бергсона, В.Вернадского, АДугина, Л.Любинской и С.Лепилина, А.Мостепаненко, Р. Полольного, И. Пригожина, Г. Рейхенбаха, С. Хокинга, Д.Т. Фрезера. В аналитических разделах диссертации ведущим становится метод, базирующийся на выработанном в отечественном теоретико-аналитическом музыкознании целостном анализе, но видоизмененный и целенаправленный с позиций изучения художественного времени. В этом аспекте основой методологии являются, с одной стороны, теоретико-аналитические и монографические исследования отечественных музыковедов М.Арановского, БАсафьева, И. Барсовой, Р.Берберова, В.Бобровского, Л.Казанцевой, М.Катунян, Т.Левой, Е. Назайкинского, С. Савенко, Ю. Холопова, В. Холоповой, Е.Чигаревой и др. С другой стороны, важной частью методологического фундамента в выявлении специфики времени в музыке послужили труды М.Аркадьева, Д. Загорского, Дж.Креймера, А. Лосева, Г.Орлова, О. Притыкиной, Т. Цареградской.
Для более глубокого постижения специфики художественного времени конкретного музыкального произведения неоходимо учитывать исторические условия его создания и бытования, а также общекультурный контекст, что естественным образом влечет применение исторического и культурологического методов. В этом аспекте автор настоящей работы опирался на исследования М. Бахтина, Г. Гачева, А. Гуревича, М. Кагана, В. Мартьшова, П. Флоренского, М. Элиаде. Неотъемлемой частью здесь становится пристальное внимание к высказываниям - письменным и устным -
самих композиторов, в которых зачастую глубоко раскрываются особенности некоторых сочинений. Сюда относятся: автобиографии, интервью, авторские комментарии, воспоминания, устные высказывания и т.п. Наконец, возникает необходимость сравнения произведений с целью более рельефного выявления особенностей заложенных в них концепций времени - в этом случае на помощь приходщ:компаративныйметод.
Все вышеперечисленные методы могут оказаться составляющими единого комплексного метода анализа, направленного на изучение художественного времени в конкретном музыкальном произведении.
Материалом исследования является отечественная инструментальная музыка 70-90-х годов XX века. Композиторы, произведения которых попадают в поле настоящего исследования, нередко принадлежат различным школам, а территориально - разным республикам (а ныне - и странам) единого до 1991 г. государства. Некоторые из композиторов эмигрировали в страны дальнего зарубежья (А Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина - в Германию, Н. Корндорф - в Канаду, А. Рабинович - во Францию). Однако в период 70-80-х гг. все они являлись представителями единой музыкальной культуры. Поэтому в данной работе выражение «отечественная музыка» служит синонимом использовавшегося ранее выражения «советская музыка».
Основным материалом для анализа выбраны сочинения, в которых внимание композиторов к теме времени выражено особенно заметно, можно сказать, «демонстративно». Как правило, это проявляется либо уже в самом названии произведения и/или составляет заметную специфическую особенность его концепции и драматургии. Чтобы ограничить и сделать более однородным материал исследования, привлечены жанры инструментальной и, реже, вокально-инструментальной музыки разных авторов. Почти не затрагиваются сценические жанры - опера и балет, в которых художественное время находится под сильным влиянием театрального действия. Таким образом, основой теоретических наблюдений и анализов настоящего исследования послужили произведения Б.Чайковского, А Эшпая, Г. Канчели, С. Губайдулиной, Б. Тищенко, Г. Уствольской, В. Сильвестрова, А Шнитке, А. Кнайфеля, Н. Корндорфа, В. Екимовского, В. Мартынова, С. Загния.
Научная новизна исследования. В диссертации рассматриваются
проблемы художественного времени в целом ряде современных музыкальных произведений, принадлежащих разным авторам, направлениям, техникам. Многие из этих произведений еще не изучались в данном аспекте. Выделяются и исследуются в сравнении основные типы и модусы художественного времени, уже известные в искусствознании, но еще недостаточно исследованные в музыкальном искусстве. Предлагаются возможные варианты применения обновленного метода целостного анализа музыкального произведения с позиций художественного времени. В многочисленных анализах, которые являются основой теоретических наблюдений диссертации, впервые специально показываются специфика воплощения и выразительное значение типов и
модусов художественного времени в их взаимодействии. Уточняются содержательные характеристики видов медитации.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать материал диссертации в вузовском курсе лекций по истории отечественной музыки, по современной музыке, в учебных пособиях по анализу; а также в ходе междисциплинарных исследований по проблеме времени.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях Кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных. Материалы исследования были использованы в курсе лекций по истории современной отечественной музыки (для музыковедов), а также послужили основой при подготовке ряда статей и доклада на научно-практической конференции.
Структуруработы образуют три главы, Введение, Заключение, указатель имен и произведений, список использованной литературы и Приложение с нотными примерами и иллюстрациями.