Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа этнонационального фактора корпоративной культуры 7
1.1. Основные теории и методологические подходы к изучению этнических и национальных факторов 7
1.2. Этническая и национальная культура как объект социологического анализа 26
1.3. Этнонациональный фактор в структуре корпоративной культуры 51
Глава 2. Влияние этнонационального фактора на корпоративную культуру современных российских организаций: состояние и перспективы 94
2.1. Межнациональные отношения в современном российском обществе и их воздействие на корпоративную культуру 94
2.2. Перспективы развития корпоративной культуры в современных российских организациях 118
Заключение 144
Список использованных источников 152
Приложение 163
- Основные теории и методологические подходы к изучению этнических и национальных факторов
- Этническая и национальная культура как объект социологического анализа
- Межнациональные отношения в современном российском обществе и их воздействие на корпоративную культуру
- Перспективы развития корпоративной культуры в современных российских организациях
Введение к работе
В современном мире практически не осталось моноэтнических государств. На фоне процессов глобализации и расширения сфер деятельности транснациональных компаний, все чаще можно услышать о борьбе за сохранение этнокультурной самобытности и желании народов создавать свои государства, основанные на этнической принадлежности граждан. Взаимные претензии государств осложняют межэтническое взаимодействие, вызывают напряженность в межгосударственных отношениях.
Миграционные процессы постоянно перемешивают этносы и нации, усугубляя и без того сложные межэтнические отношения. Борьба за сохранение этнических культур и религиозных традиций нередко перерастает в массовые беспорядки и неподчинение властям. Слабо контролируемый характер миграции во многих странах инициирует серьезное недовольство со стороны коренного населения и вызывает вспышки национализма и популярность политических партий националистического толка. Как правило, процессы снижения или устранения социально-этнической напряженности, носят силовой характер, устраняя лишь следствие, а не причину противостояний, тем самым, лишь притупляя остроту происходящего. Эти проблемы затрагивают большинство полиэтнических государств, в том числе и Россию, в которой по данным Всероссийской переписи населения 2002 года проживают 145,2 млн. человек 160 национальностей.
В мировоззрении части населения России, основанном в эпоху СССР на принципах интернационализма, стали появляться сомнения в идее солидарности народов и проявляться националистические настроения, что способствует возникновению очагов межэтнических конфликтов. Легальные и нелегальные мигранты из стран СНГ, активно включаясь в экономические, трудовые и бытовые процессы, усложняют социально-этнические взаимодействия в российском обществе.
Национальная и миграционная политика в стране не учитывает всей
глубины межэтнических противоречий в обществе, не способствует
формированию этнокультурной толерантности и мирному сосуществованию
» народов. Принципы межэтнических взаимодействий стихийно и
организованно устанавливаются в социальных общностях и группах, члены которых имеют прямые или косвенные контакты.
В организациях, как институционализированных социальных группах, преследующих собственные цели и выполняющих определенные общественные функции, совместная деятельность людей принимает формы непосредственных связей. Коммерческие или государственные организации, предприятия или учреждения, малые или большие компании и фирмы и т.д. представляют собой организованную группу, внутри которой происходят разной степени интенсивности, но постоянные социальные взаимодействия.
С середины 90-х годов прошлого века на волне перехода к рыночным
отношениям первоначально в коммерческих, затем и в остальных российских
организациях, активно стал апробироваться опыт западного менеджмента.
Дискутировалась эффективность стилей руководства, факторов успеха,
особенностей организационной структуры, подходов к внутрифирменному
управлению и т.д. Обратили также внимание на корпоративную
(организационную) культуру, которую в западной теории и практике
! управления по праву называют одним из важнейших факторов
конкурентоспособности организации.
Формирование и развитие корпоративной культуры в любой стране имеет свои особенности, которые обусловлены общим уровнем культуры общества, спецификой политических, экономических, правовых и других институтов, структурой социального неравенства и т.д. Важным фактором, влияющим на характер организационной культуры, является система стандартизированных ценностей, норм и принципов, стихийно сложившихся, формально установленных или декларируемых, в самой организации. Именно здесь, испытывая влияние внешней среды, формируется не только
корпоративная культура, но и культура социальных взаимодействий и отношений сотрудников. В повседневных общениях людей кристаллизируются социально-значимые свойства каждого человека, его способность к признанию интересов других людей, терпимость к отличным от его качеств чертам характера коллег, стремление содействовать достижению целей организации и т.д.
Признание роли и места каждого конкретного человека в обществе, его права на развитие, самореализацию и достойную жизнь является «ядром» эффективной корпоративной культуры. При этом провозглашаемые ценности организации должны опираться или, хотя бы, не противоречить базовым представлениям людей, которые основаны на их психологических, этнокультурных, ментальных и социальных особенностях индивидов.
В условиях социальных трансформаций и динамизма этносоциокультурных процессов в обществе, теоретическое осмысление и поиск закономерностей влияния этнонационального фактора на отношения внутри организации, а также разработка принципов эффективной корпоративной культуры, становятся актуальными задачами науки управления.
Цель диссертационного исследования - выявить влияние этнонационального фактора корпоративной культуры на управление, функционирование и развитие современных российских организаций.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решались следующие задачи:
изучить и обобщить теории и методы познания этносов и наций;
проанализировать понятие и содержание культуры в целом, а также понятия и особенности этнической, национальной и корпоративной (организационной) культур;
исследовать особенности этнонациональных отношений в России и специфику корпоративной культуры современных российских организаций;
выявить степень влияния этнонационального фактора на культуру внутрикорпоративных отношений в современных российских организациях;
определить тенденции и перспективы влияния этнонационального фактора на корпоративную культуру современных российских организаций;
разработать рекомендации для повышения эффективности корпоративной культуры в управлении организацией с учетом влияния этнонационального фактора.
Объект исследования - корпоративная культура современных российских организаций.
Предмет исследования - этнонациональный фактор в структуре корпоративной культуры и его воздействие на функционирование современных российских организаций.
Основные теории и методологические подходы к изучению этнических и национальных факторов
Проблема этносов и наций нашла широкое отражение в творчестве российских и зарубежных социологов.
Этническая терминология появляется в научной литературе еще во второй половине XIX века. Первая обстоятельная характеристика этносов в отечественной науке была дана русским этнографом СМ. Широкогоровым. Согласно его определению «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличаемых ею от таковых других».1 Такое понимание этноса сочетается с причислением этой общности к биологической.
С начала 70-х годов прошлого столетия развернулась дискуссия вокруг понимания этничности, в ходе которой выявились основные позиции по определению этого феномена.
Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально-культурном явлении, сформулированные Ю.В. Бромлеем. Этнос (греч. ethnos - племя, народ) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.
Согласно данному определению, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти черты формируются только в соответствующих условиях; территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Этнос -это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей и составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественным историческим путем. Она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей, способна к устойчивому многовековому существованию за счет само воспроизводства и осознаваема самими людьми, находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы.
Введение в научный оборот термина «этнос» обусловлено, прежде всего, многозначностью слова «народ», которое употребляется для обозначения различных социальных образований (население государства, поселенческая группа, толпа и т.д.).
В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса - народность, свойственный эпохе рабовладения и феодализма. Таким образом, народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляют языковую, территориальную, экономическую и культурную общность, по численности превышающая племя, а кровнородственные связи не охватывают всю группу.3
На их основе в эпоху капитализма формируются нации - высший исторический тип этноса. Они возникают в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются и достигают высокой степени развития политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территории, языка и экономики складывается единый национальный характер и психический склад.
Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты это признаки того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Рыночная экономика - основа капитализма - требует свободного перемещения капиталов, товаров, рабочей силы в пределах широкой территории. Капитализм всегда ощущал себя скованным в рамках небольших городов-государств. Ему необходим простор, Капиталы и товары легко пересекают политические границы. Формируются мощные централизованные государства, под которые создается международный рынок труда, капиталов, товаров. Именно эти два фактора - рыночная система и мощные централизованные государства - выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим признакам групп населения в единое целое.
Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Большинство из них консолидируются на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные этнические группы.
В зарубежной и отечественной литературе сложились две традиции в понимании нации: этатическая (от франц. etat - государство), присущая англо-романским странам; этническая (от греч. ethnos - народ), свойственная Германии и России. Этот вопрос тщательно изучил В.А. Авксентьев4 и вот что он выяснил. В англо-романской трактовке понятием «нация» обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принадлежности. Это можно сказать и об американце, канадце.
Благодаря тому, что английский язык функционирует в современном мире как основной язык международного общения, отождествление нации и государства приняло статус международного эталона. Когда говорят об Организации Объединенных Наций, то под нациями фактически подразумевают государства.
Этническую трактовку нации принято называть германской. Она получила практическое применение: для того чтобы въехать в Германию на постоянное место жительства и получить германское гражданство, претенденту необходимо доказать, что он - немец по происхождению, что у него хотя бы кто-то из родителей - немец, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются.
Такая трактовка имеет широкое распространение в Центральной и Восточной Европе. Учитывая, то влияние, какое оказала на русскую культуру во второй половине XVIII - XIX веков немецкая культура, нетрудно понять, что у нас прижилась именно этническое понимание нации. Однако, право российского гражданства получают у нас благодаря политическим, а не национальным признакам. Человек может быть курдом, русским, украинцем или кем угодно еще, главное, чтобы он не был одновременно гражданином другого государства и по доброй воле попросил российское подданство. Таким образом, в нашей стране прижилась и англо-романская версия.
Этническая и национальная культура как объект социологического анализа
Многочисленные определения культуры условно можно разделить на несколько групп. В первую входят описательные, в которых она рассматривается как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - определения, которые связывают ее с традициями или социальным наследием общества, а сама понимается как социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. К третьей группе относится значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях она трактуется как средство приспособления общества к природной среде либо как продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как совокупность материальных артефактов (физических объектов, созданных человеком), в другом - как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.
Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками - одежду и книги, прокатные станки, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты. А также все, что делает человек как существо разумное. А именно, манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.
Понятие культуры в социально-гуманитарных науках употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Другими словами, это производство и распространение духовных ценностей.
Во-вторых, это совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. То есть, элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.
В-третьих, выражение высокого уровня качественного развития духовных достижений. Такое толкование, по существу уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или человека, лишенного культуры.
«В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - «широком» и «узком». В широком смысле это все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни -обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» - сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тейлор - выдающийся английский социолог и этнограф, один из основателей антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, но суть остается неизменной.
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры -широкое и узкое.
Также она понимается как совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы, благодаря этому они различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
Для социологии важным является то, что культура - это объективно-субъективное явление, что предопределяется ее взаимодействующим единством с личностью и обществом. Она субъективна, поскольку основным действующим лицом ее является субъект, личность, человек.
Человек - есть создатель культуры, так как каждый человек вносит свой вклад, больший или меньший, положительный или отрицательный, в формирование культуры уже в силу самой активности своей деятельности. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности и наделяет их смыслом.
Человек - есть хранитель культуры, он сохраняет культуру в своем сознании, в своей памяти. Он осуществляет формирование ценностей, воплощение их в материальном виде, что позволяет обеспечивать их сохранность сколь угодно долго.
Человек - есть носитель культуры, так как запечатленные в памяти, сохраненные путем воплощения в формализованном виде и материализации в конкретных вещах ценности передаются другим людям: от человека - к человеку, от одной социальной группы - к другой, от одного народа - к другому.
Человек - есть потребитель культурных ценностей. Именно он должен воспринимать культуру. В какой мере она будет воспринята человеком, зависит от него самого как от личности. Если он не воспринимает ее, то для него она потеряет смысл и человек окажется вне поля данной культуры. Таким образом, распространение и использование культурных ценностей зависит от возможностей конкретных субъектов (людей, организаций, групп, народов) к их восприятию.
В то же время культура объективна как атрибут общества, вне которого нет и самого общества. Она есть продукт человеческой цивилизации.
Как атрибут общества она структурирована не только по предмету, но и по субъекту социокультурного процесса. Субъект общечеловеческой культуры - человечество в целом. Этнос, конфессиональная группа, нация -это субъекты соответствующих этнических, конфессиональных и национальных культур. По отношению к общечеловеческой культуре -субкультуры, а она для них является мегакультурой. В свою очередь, этнические, конфессиональные и национальные культуры также подразделяются на соответствующие субкультуры.
Межнациональные отношения в современном российском обществе и их воздействие на корпоративную культуру
Реформы начала 90-х годов в нашей стране привели к смене политического строя, изменению принципов функционирования экономики, модификации правовой базы, трансформации системы общественных, групповых и личностных ценностей, а также способствовали усложнению этнонациональных отношений. Произошел переворот политического строя и мировоззрения населения. На смену политике интернационализма, активно применявшейся в СССР, пришло сомнение в необходимости солидарности народов и борьба за независимость в бывших советских республиках. Конденсация отрицательных установок и стереотипов сознания у части русских в значительной мере обусловлена событиями 80-х гг. в СССР и 90-х гг. в России, когда на волне демократических преобразований вся ответственность за социально-исторический негативизм была возложена различными слоями нерусского населения на русских. Взаимные территориальные, финансовые, политические, исторические претензии бывших республик Советского Союза, создали негативный фон на пути интеграции народов.
В настоящее время одним из значительных дестабилизирующих факторов, обостряющих межнациональные взаимодействия в российском обществе, стали усиливающиеся миграционные процессы. Только за период с 1991 по 2001 г, в Россию въехало, по официальным данным, 7,1 млн. человек, среди которых представители бывших советских республик и более чем 60 стран мира.63 При девальвации идеи интернационализма они способствуют, во-первых, спонтанному возникновению реакции непринятия среди коренного населения к мигрантам и, во-вторых, агрессивному отчуждению пришельцев от местных жителей.
На территории Российской Федерации сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием своих этносоциальных элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существования, так и по специфичности, своеобразию их этноисторической культуры. К этнокультурным компонентам относятся и русские, численность которых по переписи 1989 года составляла 120 млн. человек, как ороки (179 человек) и энцы (198 человек). Общее же число народов России достигает 1501.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, обнародованной министром по национальной политике Владимиром Зориным, в стране живут 145,2 млн. человек 160 национальностей. Самым многочисленным народом, как и следовало, ожидать, оказались русские. Их, по данным Госкомстата, 116 млн. человек, или 80% всего населения страны.
Следующим в списке самых многочисленных народностей (больше 1 млн. чел.), идут татары - их 5 млн. 560 тыс. Украинцев в России живет 2 млн. 940 тыс., башкир - 1 млн. 670 тыс., чувашей - 1 млн. 640 тыс., чеченцев - 1 млн. 360 тыс. и армян - 1 млн. 100 тыс. человек. Кроме того, зарегистрировано 23 национальности численностью более 400 тыс. человек: это мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты и др.
Как заявил министр национальной политики РФ, в последние годы в России на треть уменьшилось число украинцев и белорусов. Армян, азербайджанцев, чеченцев и таджиков стало, напротив, больше. Например, численность чеченцев возросла в полтора раза, что позволило им войти в «первую семерку». Число армян в России тоже раньше не превышало миллиона. А число мордвы и белорусов, которые считались одними из семи самых многочисленных национальностей, резко снизилось.
По словам В. Зорина, общая картина изменилась из-за нескольких факторов. В частности снизилась рождаемость в целом по стране. Кроме того, на национальный состав повлиял и активный процесс миграции. Представители многих народностей эмигрировали: например, в России стало меньше евреев - их численность снизилась с 540 тыс. в 1989 году до 230 тыс. в 2002 году. Уменьшилось и число российских немцев - с 840 тыс. до 600 тыс, А представителей коренных малочисленных народов стало больше, чем раньше. Хотя, как отметил министр, зависело это не от повышения рождаемости: ситуация с коренными народами Севера остается очень тяжелой. Это связано с тем, что гражданам предложили самим определить, кто они по национальности. А отказались самоопределиться 1,5 млн. жителей России, две трети из них проживают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.
По существу, перепись населения развенчала многие мифы, касающиеся этнического состава российского населения.
В полиэтнической структуре населения Российской Федерации как совокупности отличающихся друг от друга этнических и национальных общностей зафиксировано их существование в определенном пространственно-временном континууме и одновременно локализованы их особенности в духовной жизнедеятельности, определяющие культурно-историческую специфику. Этнонациональные культуры являются сложно дифференцированными и структурированными системами, в которых помимо этнических компонентов того или иного народа (обычаи, традиции, язык, самосознание) включено все многообразие ценностей материального и духовного производства. Их типология сопряжена не только с историческими, стадиальными параметрами развития конкретных этносов (народов), но и с выявлением компонентов межэтнического, межнационального содержания, возникающих в результате непрерывного процесса культурной диффузии этнических элементов.
После распада Советского Союза одним из самых значительных дестабилизирующих факторов, обостряющих этнокультурную конфликтогенность, стали усилившиеся этномиграционные процессы. При отсутствии необходимой культуры межнационального общения они способствуют, во-первых, спонтанному возникновению реакции непринятия среди коренного населения к мигрантам и, во-вторых, агрессивному отчуждению пришельцев от местных жителей.
В современном российском обществе все чаще встречаются проявления национализма. С одной стороны, это реакция общества на все увеличивающиеся потоки миграции и не эффективную национальную политику, с другой субъективное представление о представителях других этнонациональных (не русских) группах и их культуре. Такое явление как подростковый национализм, далеко не редкость. Именно молодежь как наиболее активная и подверженная политическим спекуляциям часть общества образует наиболее опасную, с точки зрения национальной терпимости группу. Особенно ярко это явление проявляется в крупных городах Российской Федерации, наиболее характерными примерами могут служить Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж. Однако в большинстве случаев, национализм носит бытовой характер, и его следует именовать нацизмом, так как нацизм - есть крайняя форма национальной нетерпимости, основанная на субъективных суждениях. Люди склонны обвинять в своих проблемах не себя, а других, согласно теории «козла отпущения». Рост безработицы, низкие заработные платы и многие другие факторы, заставляют коренное население обвинять мигрантов. Это очень многогранная проблема.
Перспективы развития корпоративной культуры в современных российских организациях
В Российской Федерации как уникальном полиэтническом государстве в последнее время становятся все актуальнее проблемы этносов и наций, возникает необходимость говорить об этнонациональном факторе в обществе и организации.
Этот вопрос очень сложен и характерен для всех полиэтнических государств, ибо уже в силу объективных обстоятельств доминирующее значение сохраняется за численно преобладающим сообществом. Но во имя безопасности страны, ее стабильности, предупреждения конфликтов и межэтнического противостояния важно своевременно выявлять ситуации возможных напряжений, дискриминации, связанной с восприятием людьми угрозы потерять рабочее место, участие во власти, личную безопасность, культурную самобытность.
По данным ряда социологических исследований, этнические группы, а иногда и сама сохраняющаяся этническая идентичность и чувства воспринимаются как нежелательное явление, а культурное разнообразие -как препятствие социальным инновациям.
Анализ состояния российского общества, результаты исследования ВЦИОМ, проведенные в 2002 году свидетельствуют о неоднозначном отношения русских, как титульной нации к мигрантам: 65% россиян «заражены антиазиатской ксенофобией» в отношении приезжих с Кавказа и Средней Азии, выходцев из Вьетнама, арабских, и африканских стран. Правда, данная тенденция не затрагивает 30% сограждан, а 5% вообще не испытывают никаких чувств, связанных с этническими принадлежностями людей.
Согласно данных другого исследования ВЦИОМ, проведенного в 2002 году, 27% опрошенных недовольны привлечением иностранной рабочей силы, создающей конкуренцию на рынке труда.8fi
По данным того же опроса, россияне считают, что в настоящее время доля нерусских жителей составляет в среднем 40% населения России и это, не смотря на обнародованные данные переписи населения. Подобное мнение в некотором смысле объясняет рост национализма среди русских, хотя это суждение и является субъективным.
Также более половины респондентов, или 51% убеждены, что приток миграции в Россию остановить невозможно. В данном случае, распределение ответов, свидетельствует о недовольстве властными структурами и законодательством в отношении мигрантов. А в том, что необходимо ввести политику, которая бы запретила въезд иностранной рабочей силы и мигрантов выступило 45% опрошенных, против 33% людей, считающих, что этот поток сдерживать не стоит и попытаться использовать его на благо развития России, так как во многих странах применяется подобный опыт привлечения иностранной рабочей силы. Хотя не всегда происходит наполнение рынка труда высококвалифицированными специалистами, как правило, используется труд мигрантов в сферах, не востребованных у коренного населения. Так, например, 16% респондентов считают, что русские не стремятся торговать на рынке, считая это не престижным. Однако это не снижает числа недовольных привлечением иностранцев для работы на территории России, 62% от общего числа всех отвечавших убеждены, что мигранты, в частности представители южных республик, выжили русских из многих сфер бизнеса, в том числе с рынка силой и подкупом местных властей.
Полученные результаты указывают на недовольство населения властными структурами и недоверие к ним, считая их коррумпированными.
А также на то, что приезжие заняли экономическую нишу торговли не благодаря своим организаторским или иным качествам, а криминальным путем.
Особого внимания заслуживают ответы, полученные на вопрос: «Россия для русских?» Самый распространенный вариант ответа на вопрос об отношении россиян к идее «Россия для русских» звучит так: «Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах». Так считают около 40% опрошенных россиян. Треть россиян отрицательно воспринимает эту идею приравнивая ее к идеологии фашистов, тогда как 17% видят необходимость в приведении ее в исполнение. Десятую часть респондентов не интересует эта проблема. Если соотнести результаты опросов 1998 и 2002 годов, то прослеживается все большее количество ответов, свидетельствующих о националистических настроениях, что показывает перспективу развития национальной нетерпимости в российском обществе.
В августе 2005 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-центр) был проведен репрезентативный опрос, с целью выяснить отношение россиян к людям других национальностей.
Исходя из полученных результатов, наибольшую негативную реакцию среди опрошенных вызывают выходцы с Кавказа 50% и азиатских республик 46%. Это может быть связано с возможностью создания сильной конкуренции в определенных сферах экономической деятельности и конкуренции рынка труда, а также недовольством населения в поведении прибывающих мигрантов, то есть сильном различии этнонациональных культур и практически полным отсутствием ассимиляции. О необходимости ограничения проживания данных групп на территории России заявили 50% респондентов. Цыгане и евреи также вызывают раздражение у 30% и 18% соответственно, по мнению диссертанта, это связано с предрассудками, бытующими относительно этих народов.
Большинство опрошенных заявили о желании ограничить приток миграции в Россию, причем число их с 2002 по 2005 годы увеличилось на 16%. Таким образом, тенденция недовольства властями и миграционной политикой не только не ослабевает, но и увеличивается.
По результатам опроса 2005 года, в обществе существует мнение о том, что русские, то есть титульная государствообразующая нация, живут беднее или намного беднее, чем представители других народов, об этом заявили 46% респондентов. Эта тенденция отражает мнение русских о своем бедственном положении по отношению к другим этнонациональным группам, возникающую зависть и недовольство, особенно среди малоимущих слоев населения.