Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Федорова Надежда Анатольевна

Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект
<
Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федорова Надежда Анатольевна. Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08.- Саратов, 2000.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-22/205-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Национальная политика как степень выражения государственности 15

1. Этнонациональная политика как форма осуществления политической власти 15

2. Национальное самосознание как качество государственного строительства 41

Глава II. Сущность межнациональных конфликтов 56

1. Этнонациональные конфликты: методология анализа 56

2. Национальный конфликт как качество национальных отношений 69

Глава III. Государственная политика в условиях национальных конфликтов 97

1. Пути и средства решения государством национальных конфликтов 97

2. Процедуры решения национальных конфликтов 117

Заключение 132

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. Общественные перемены, произошедшие в последние годы в СССР, затем и в Российской Федерации, феномен этнического возрождения, рост национальных движений, обострение межэтнических противоречий - вызвали огромную потребность и интерес в обществе к этнической тематике, к теории межэтнических взаимодействий, эволюции и функционированию этносов. Современная социально-политическая ситуация в стране характеризуется ростом значимости этнического фактора во многих сферах жизнедеятельности людей. Сфера национальных отношений оказалась наиболее чувствительной к происходящим политическим изменениям, особенно радикального характера. Процесс демократических реформ в Российской Федерации, происходящий на фоне роста национального самосознания, стремления народов к самостоятельному устройству основ общественной жизни проходит не гладко. Вместе с тем в условиях социально-экономического и духовного кризиса, переживаемого страной, этот процесс вызывает ослабление государствености, нарастание политической нестабильности, следствием чего является угроза целостности России. Проблемы межнациональных отношений, наряду с социально-экономическими вопросами, несомненно, являются, основными для политической жизни страны.

Сегодня совокупность скрытых, и явных национальных конфликтов угрожает Российской Федерации. Следует признать, что обострение межнациональных взаимоотношений в XX веке носит в значительной мере объективный характер. Общая тенденция к демократизации политической жизни европейских стран неизбежно ведет к росту национального самосознания. Национально-этническая ориентация как основная ценность в политике внутригосударственных образований с роковой неизбежностью ведет к распаду многонациональных государств. Современные посттотали гарные (постсоветские) многонациональные государства ищут оптимальную составляющую внутренней национальной политики, которая бы позволила сохранить целостность демократического государства без ущерба прав и свобод ее граждан и национальных образований.

В Российской Федерации ситуация осложняется тем, что обострение национальных отношений налагается на экономический, политический и социальный кризис и продолжает «подпитывать» нестабильную социально-экономическую ситуацию. Миграционные потоки вынужденных переселенцев, экономические блокады территорий, локальные военные операции делают отдельные национальные регионы недоступными для инвестиций и других компонентов экономической реформы. Такое положение создает благоприятные возможности для прихода к власти в ряде регионов России деструктивных сил националистической ориентации. При этом необходимо отметить, что националистические настроения охватывают не только представителей национальных меньшинств.

Сегодня, когда страны СНГ охвачены пламенем межнациональных конфликтов, а число погибших в них исчисляется сотнями тысяч, когда по стране скитается полмиллиона беженцев, проблемы, связанные с управлением и функционированием государственной власти в полиэтнических обществах как никогда актуальны. Именно поэтому одной из задач современной науки является исследование методологии национальных конфликтов, моделирование и прогнозирование конфликтных ситуаций, нахождение приемлемых путей их разрешения. В этой связи возникают сложные научно-методологические проблемы анализа и управления национальными процессами в стране, тем более что в предшествующие годы эта проблема находилась за пределами і отечественной общественной науки. Одной из наиболее трудных практических проблем является вопрос о целостном подходе ко всему разнообразию межнациональных конфликтов, происходящих на территории бывшего СССР и роли государства в управлении этими конфликтами в системе укрепления политической стабильности Российского государства.

Пока отсутствует государственная программа национальной политики, которая носила бы комплексный характер и рассматривалась в контексте всей жизнедеятельности государства и общества. Она должна учитывать динамику процессов, способствовать преодолению противоречий в межнациональных . отношениях, определять пути и средства достижения межнационального согласия и сотрудничества. Национальная политика может стать серьезным консолидирующим фактором, если она в полной мере будет отражать многообразные интересы народов, проживающих на территории Российского государства. Подписание Федеративного договора явилось одним из решающих факторов на пути преодоления межнациональных конфликтов, распада государственности. Федеративный договор, фиксируя большие полномочия общефедеральных органов власти, сохраняет исторически сформировавшуюся российскую государственность, открывает огромное пространство для реализации полномочий самих субъектов, создает механизмы качественно нового демократического уровня развития российской государственности. Федеративный договор, ставший содержательной частью Конституции, является одним из главных внутриполитических приоритетов современной Российской Федерации.

В области реформы национально-государственного устройства еще предстоит создать систему разрешения конфликтов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проектируя пути выхода из конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, исследования должны идти, прежде всего, по линии углубления принципа «центр» — «республика», «центр» — «регионы». Именно такой подход позволит ослабить напряженность путем децентрализации управления. Все это и обусловило актуальность темы. Важно подчеркнуть, что нарастающая острота и неразрешенность межнациональных конфликтов обусловлены

6 множеством причин. К числу негативных факторов относятся: негибкость политической системы; слабость конституционной, законодательной основы национально-государственных отношений. К этому надо добавить отсутствие четкой и глубоко обоснованной национальной политики. Теоретическая мысль оказалась неподготовленной к поиску механизмов принятия общественно-значимых решений с позиций новой концепции общественного и национального согласия, то есть подхода основывающегося на стабильном консенсусе, достигнутого между всеми сторонами, заинтересованными в разрешении конфликта. Именно это предопределяет необходимость формирования комплексного видения современной национальной политики, имея в виду раскрытие ее генезиса, структуры, функций и развития.

Исследование этой проблемы позволит не только углубить и расширить диапазон актуальных теоретических и практических проблем, охватываемых современной наукой, но и сформировать новые положения, направленные на усиление связей науки и политики в сфере межнациональных отношений.

Степень научной разработанности. Проблема этнонациональных конфликтов и их управления рассматривается в социологических научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы по этнонациональным отношениям в целом и конфликтам в частности позволяет выделить несколько направлений исследования этого феномена.

Первое направление связано с исследованиями социального конфликта в работах В.А. Арсентьева, B.C. Дудченко, Ю.Г. Запрудного, В.Н. Константинова, М. Руткевич, В.И. Сперанского.1 В западной 1 Авксентьев В.А. Этнический конфликт: история и типология // Социс. 1996. N 12.; Дудченко B.C. Отосинтез конфликта: к методологии исследования // Социс. і 996. № 10.; Запрудный Ю.Г. Социальные конфликты. / Ростов. 1997г. Социология конфликта // Конфликты и консенсус. 1993г. №3.; Руткевич М. Природа конфликта// Свободная мысль. !Ч94. № 6.; Сперанский В.И. Конкретные факторы и причины конфликтов // Социально-политический журнал. 1996. № 3.; Сперанский В.И. Конфликтная ситуация и инцидент // Социально-политический журнал. 1995. № 4.; Сперанский В.И. Кочфликтогенные факторы социальной напряженности'// Социально-политический журнал. 1996. № 2. социологии выделяется несколько подходов при анализе конфликта. Одни считают его стимулом социального сознания и разновидностью социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (Р.Э. Парк), другие - патологией (Т. Парсонс), результатом сопротивления и элементом в системе господства подчинения (Р. Дарендоф). В работах Л. Козера, Р. Дарендофа, Л.Крисберга обстоятельно проанализирован вопрос о конфликте как норме социальных отношений. Однако конфликтология в качестве предмета своего исследования избирала группу, коллектив, межличностные отношения, расовые, классовые проблемы, но не сферу межнациональных взаимодействий.1

При изучении сферы межнациональных отношений особое значение имеет изучение национального самосознания, так как именно национальное самосознание является важнейшим элементом в построении национальной политики государства в условиях этнонациональных конфликтов. Изучение этнического самосознания неразрывно связано с вопросами этнологии, с теорией этноса и этногенеза (Л.Н. Гумилев, Ю.В.Бромлей). Значительное влияние на освещение зарубежного опыта развития этнологической теории оказали В.И. Козлов, М.В. Крюков, В.А.Тишков, С. А. Токарев.3 В отечественной науке изучение национального самосознания отражено в работах Ю.В. Арутюняна, 1 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1994.; Козер Л.А. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.; Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликта // Социс. 1990. №11.; Darendorf R. Soziall Klassen und Klussen conflict in Industrialen Gesellschaft. Bonn. 1959.; Darendorf R. The modern sozial conflict: an Essay of the politics of liberty. London. 1988. 2 Бромлей Ю. Выступление на круглом столе Национальные процессы в СССР: итоги, процессы, проблемы //История СССР. 1987. № 6.; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М, 1985.; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1986.; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 3 КозловВ.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры // СЭ, - 1979. №3.; Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Рассы и народы. М., 1989.; Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополис.1992. №1; Тишков В.Л. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. №4.; Тишков В.А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, 'ехнологии разрешения. - Вып. 2. VI., 1992.; Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в 'юсткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1,2.; Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. М., 1996, № 3.; Тишков В.А. Очерки теории этничностн М., 1995.; Токарен С. А. Проблема типов этническое общности // Вопросы философии. 1964. № 11.;. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Н.С.Джунусова, Л.М. Дробижевой.1

В отечественной науке долгое время основной научной установкой было представление о бесконфликтном социалистическом обществе, о победе интернационального над национальным, господствовал принцип об исчезновении проблем в межнациональных отношениях.

В начале 90-х годов наблюдается объективное отношение и более глубокое внимание к этнонациональным вопросам, этносоциология получила новое развитие, появляется комплекс исследований, способствующих изучению межнациональной напряженности и динамики этнонациональных отношений. В настоящее время интерес к исследованию этнонациональных особенностей в России стремительно растет. В этом плане необходимо отметить работы А. Виммера, Л.М. Дробижевой, B.C. Агеева, З.В. Сикевича, В.Н. Иванова,

А.О. Бороноева, А.Г. Здравомыслова, А.А. Мацнева, Л.А. Рыкалиной, B.C. Семенова. Работы В.Н. Ярской, СИ. Замогильного, Н.Г. Козина, К.А. Крашенинникова, Л.В. Константиновой, Т.А. Сафроновой,

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.; Джунусов М.С. Принципы обновленной концепции национальной политики // Социально-политические науки. 1991. № 1.; Дробижева Л. М. Динамика культуры и национального самосознания народов СССР. Социологические теории и социальные изменения в современном мире. Навстречу XI Всемирному социологическому конгрессу. М., 1986.; Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М., 1994. 2 Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.; Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.; Бороноев А.О. Основы этнической психологии. Спб., 1991.; Виммер А. Межэтнический конфликт. К объединению исследовательских подходов // Социальные и гуманитарные науки. . Социология. 1996. № 4.; Дробижева Л. М. Динамика культуры и национального самосознания народов СССР. Социологические теории и социальные изменения в современном мире. Навстречу XI Всемирному социологическому конгрессу. М., 1986.; Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. M., 1994.; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс. 1997.; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс.1996.; Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. 1993. № 8.; Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // Полис. 1996. №2.; Иванов В., Котов В,, Ладодо И., Назаров М. Национальные отношения в регионах России: результаты социологического исследования // Этнополис. 1995. № 2.; Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социс. 1993. № 7.; Иванов В.! I. Межнациональные конфликты: социально-политический аспект /<' Социс. 1992. N» 4.; Мацнев А.л. Этнополитцческие конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал, і 9 !6. № 4.; Рыкалина Л.А. О природе этнонапионалыюго конфликта // Социально-политический журнал. 1995. № 5.; Семенов B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // Сопис. 1993. №7.

М.Э. Муталимова, Л.Н. Татариновой - представляют саратовскую научную школу в области этносоциологии и этноконфликтологии.1

Анализ этнонациональных конфликтов как объекта управления в отечественной социологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепции: Н.В. Варламова, Г.А. Дробот, В.С.Дудченко, Б.Б. Задорновская, Л.В. Константинова, Е.В. Крицкий, А.А.Мацнев, Ю. Римаренко, Э. Степанов.2

Следует отметить, что основные направления изучения этнонационального конфликта нашли отражение в литературе не столько как фундаментальные разработки, сколько в виде небольших статей, выступлений на научных симпозиумах. Анализ литературы показывает, что пока еще недостаточное внимание уделяется прогнозированию конфликтов, методам преодоления конфликтов и тупиковых ситуаций, переговорному процессу, роли посредника. На сегодняшний день говорить о появлении целостного учения об этнических конфликтах еще рано.

Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде // Материалы международного симпозиума в г. Туапсе. Ростов-на-Дону: Изд: СКАГС.1999.; Социодинамика культуры управления // Управление, экономика, культура. Сборник статей под ред. В.М. Толдонова. Саратов: Изд.-во «Газета», 1994.; Культура русских и немцев в поволжском регионе // История, теория, культура. Вып.1,2, Саратов: изд-во «Слово», 1993.; История и культура Российских немцев // Сборник статей под ред. СИ. Замогильного. Вып. 3, Саратов: Изд.-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996; Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления // Сборник научных трудов под ред. СИ. Замогильного. Часть 1-2, Саратов: Изд.-во. Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996; Тенденции развития государственной службы в Российских регионах // Материалы Всероссийской конференции. Саратов: ПАГС, 1998; Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) // Учебное пособие под ред. СИ. Замогильного. Саратов: ПАГС, 1998; Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Части 1-2. Саратов: ПАГС 1999; Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений // Сборник статей. Части 1-2. Саратов: ПАГС 1999; Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998.; Проблемы управления России в XXI веке: глазами молодых // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Части 1-2. Саратов, 1999. Козин Н.Г. Бегство от России. Саратов: Изд-во «Надежда», 1996.; Муталимов М.Э. Этническое самосознание (принцип исследования). Саратов, 1996. " Варламова Н.В. , Похоленко Н.Б., Общественный консенсус: подходы к проблеме.// Государство и право. 1992.; Дробот Г.А. Куинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политические науки. 1991. № 1.; Дробот Г.А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования // Социально-политический журнал. 1990. № 2.; Дудченко B.C. Онтосинтез конфликта: к методологии исследования // Социс. 1996. № 1и.; Задорновская Б.Б. Эпицентры национальной политики России // Национальная политика в Российской Федерации, М., 1993.; Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности: на примере Северной Осетии // Социс. 1996.; Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

На наш взгляд, при анализе проблем государственного управления этнонациональными процессами и конфликтами в частности необходимо представлять многоуровневый характер этого явления, требующий междисциплинарного подхода, который учитывал бы экономический, политический, этнокультурный, социально-психологический аспекты в тесной взаимозависимости. В изучении данной проблемы необходим всесторонний, комплексный подход, целостное рассмотрение проблемы.

В качестве объекта исследования выступают этносы и национальные группы.

Предмет исследования - национальные конфликты как форма выражения государственной национальной политики, их место и значение в жизни государства, связь и взаимозависимость, а также роль государства в предупреждении, вскрытии, разрешении национальных конфликтов.

Целью работы является изучение роли органов государственной власти в решении конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.

В работе были поставлены следующие задачи: проанализировать и обобщить существующие в отечественной и зарубежной научной литературе подходы к пониманию национальной политики, национальных конфликтов и роли государства в их решении; уточнить сущность, структуру, содержание национальных конфликтов; дать общую оценку уровня межнациональной напряженности; исследовать факторы, определяющие уровень и развитие национальных конфликтов, такие как национальное самосознание, национальная культура, исторические традиции и обычаи; дать описание правовой основы национальной политики, показать ее связь с правовой системой Российской Федерации; изучить природу и объекты этнических конфликтов, дать характеристику конфликта как объекта моделирования и управления; исследовать основные этапы протекания конфликта, их виды и основания для классификации; исследовать формы урегулирования межнациональных конфликтов.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала. Проводился анализ политической практики, действующего законодательства, учитывались данные смежных отраслей обществоведения — философии, истории, психологии, этнологии, истории политических и правовых учений, конституционного права. Характер исследования обусловил необходимость использования междисциплинарного подхода к изучению этнических конфликтов.

Эмпирическую базу диссертации составили материал Всесоюзной переписи населения 1989 года, сборники статистических сведений о развитии народного хозяйства Российской Федерации, демографические отчеты ведущих специалистов, опубликованные в периодических изданиях, данные отчета о работе Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы ПАГС за 1999г., сведения энциклопедических изданий, материалы социологического исследования «Культура и самосознание русских немцев в Поволжье» 1997г.

Использовались личные наблюдения диссертанта в процессе интервьюирования и анкетирования респондентов разных национальностей, а также вторичные социологические данные.

Используемая источниковая база в диссертации позволяет ввести в научный оборот новый материал.

Научная новизна работы определяется самой постановкой ее пели и. подходом к изучению комплекса проблем, которые касаются межнациональных отношений.

К числу наиболее существенных выводов, полученных в процессе исследования, можно отнести следующие: - уточнено определение нации как этнического сообщества, сформировавшегося на основе единства языка, культуры, территории, национального самосознания, обладающего правом на самоопределение, на свою государственность, национально-территориальную и культурную автономию; по-новому рассмотрено положение о структурно-функциональном, системном характере национальной политики, который обеспечивает существенный сдвиг в понимании способа научного управления процессом совершенствования национальных отношений; новым является взгляд, что основная ведущая и определяющая функция национальной политики - интегративная функция, которая носит универсальный характер и содержит несколько уровней (личностный, социальных групп, национальный и межнациональный, глобальный); впервые проанализирована сущность межнационального конфликта, как качество межнациональных отношений; - показана взаимосвязь между качеством политической власти государства и его способностью выходить из межнациональных кризисов; - национальная политика государства рассматривается как критерий и показатель устойчивости и эффективности государственного устройства; - в работе дается всестороннее обобщение понятия, сущности, природы межнациональных конфликтов; раскрывается механизм государственного воздействия на национальный конфликт как объект управления. Положения, выносимые на защиту: - этнонациональная политика выступает как форма осуществления политической власти; - этничность не всегда напрямую связана с необходимостью формирования национально-государственного устройства, что является особенно важным для формирования систем управления в полиэтнических обществах; - одной из легитимных форм выражения национальных интересов является культурно-национальная автономия, которая представляет интересы и потребности данной этнической общности перед законодательными и исполнительными органами; - национальная политика может и должна с функциональной стороны рассматриваться как разновидность динамического социокультурного процесса в широком значении этого понятия; - национальное самосознание выступает в качестве специфического интерсубъективного феномена, в концентрированном виде отражающем способ национально-культурного бытия этноса, проявляющийся в соотнесении людьми себя с другими как с представителями определенной национальной общности; - межнациональный конфликт выступает в качестве формы отношений между субъектами социального действия, как качество межнациональных отношений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в исследовании актуальной проблемы современной этнополитической ситуации Российской Федерации. Материалы исследования углубляют представления о роли государства в разрешении национальных конфликтов. Вполне вероятно, что полученные выводы используют в своей практической деятельности многочисленные политические структуры, занятые разработкой разного уровня программ стабилизации межнациональных отношений. Результаты данной работы могут использоваться в исследованиях не только по этнополитической проблематике, но и этнических процессов в целом, в системе государственного управления в условиях национальных конфликтов, в лекционных курсах по социологии межнациональных отношений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы управления России в XXI веке: глазами молодых» (апрель 1999г.) конференциях молодых ученых ПАГС (1998г., 1999г.), использовались при чтении курса лекций «Административное деление» в Саратовском Государственном Университете. Теоретические сообщения по теме диссертации излагались на заседаниях Центра информационного и социологического обеспечения государственной службы Поволжской академии государственной службы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Политическая стабильность как фактор блокирования национальных конфликтов // Актуальные вопросы научных исследований. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997.С.159 - 163.

Управление межнациональными конфликтами в практике госслужбы. // Актуальные вопросы научных исследований. Часть I. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института,. 1998. с.31-34

Проблемы национального самосознания // Проблемы управления России в XXI веке: глазами молодых. Часть II. Саратов: Изд-во ПАГС, 1999. с. 170-172.

Этнонациональная политика как форма осуществления политической власти

Политизация общественной жизни, происходящая под влиянием процесса демократизации и гласности, остро поставили вопрос о необходимости внесения существенных коррективов в комплекс проблем, которые касаются государственного управления и, следовательно, об уточнении того, какое место в практике государственного управления занимает проблема регулирования и контролирования процесса межэтнического социального взаимодействия и общения.

Отметим, что в последнее время идет оживленная дискуссия о социальной политике. Пока нет единого понимания сущности социальной политики государства ни среди теоретиков, ни среди практиков. Одни под социальной политикой понимают только государственную поддержку социально уязвимых групп населения. Близко к этому пониманию лежит отождествление социальной политики с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Именно такое понимание социальной политики бытует сегодня на официальном уровне. Практическая реализация такого понимания означает, что государство снимает с себя ответственность в целом за протекание социальных процессов в своем обществе, за формирование социальных отношений между его членами, за распределение социальной справедливости, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни1.

Проблема полиэтничного общества в целом и проблема этнических меньшинств в частности касается на сегодняшний день всех без исключения стран Европы.

Это проблема европейских стран, поскольку на их территории проживают меньшинства, стремящиеся сохранить и преумножить свои языковые и культурные особенности. Это, с другой стороны, общеевропейская проблема, в том числе и острейшая проблема Российской Федерации, так как те народности, которые принадлежат к меньшинствам в собственной стране, являются титульными нациями в соседнем государстве, а, следовательно, внутриполитические конфликты в любой момент могут перерасти во внешнеполитические.

Любое общество имеет определенную социальную структуру, одним из элементов которой является этническая, национальная составляющая. Общества отличаются друг от друга совокупностью взаимопереплетений и взаимодействия человеческих отношений. Индивид осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в условиях данной социальной среды, а не изолировано. Социальная среда, в процессе этого взаимодействия, оказывает постоянное воздействие на индивида. «Историю делают не фантомы, а живые, конкретные люди, которые вступают в активное историческое и культурное творчество не просто как индивиды, а как социально-экономически и этнокультурно объединенные сообщества».1

По мнению Г. Зиммеля, общество представляет собой взаимодействие индивидов.2 Взаимодействие выражает характер отношений между людьми и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающихся социальными позициями, статусами и ролями. П. Сорокин отмечал, что «взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим на части самые сложные социальные явления».

Конструирование социальной реальности требует пересмотра роли сознания и самосознания в этнической и национальной истории, для этого необходимо привлечение этнометодологии, социологии знания.

«Радикальная этнизация европейского пространства бывшего Советского Союза привлекла к новой постановке проблемы изучения и осмысления закономерностей протекания этнических процессов. Сегодня стало нормой управленческой практики разрешение национального вопроса ограничивать решением наиболее острых и открытых конфликтов».

Понимание динамики процессов межнационального взаимодействия, детерминирующих групповые и межгрупповые отношения и взаимодействия, напрямую связано с решением ключевых проблем национальной политики. Для эффективного функционирования и развития государственного управления необходимо отслеживать и учитывать уровень этнического (национального) самосознания, этнокультурную и конфессиональную специфику этнических групп. «Этнокультурные общности имеют куда более глубокие исторические корни, которые входят к родоплеменным формам общности, по сути к кровнородственным, и обладают исключительной устойчивостью перед натиском исторических преобразований».

Российская Федерация является сложным в этническом отношении государством. Помимо 120 миллионов русских на его территории проживает более 100 народов общей численностью свыше 25 миллионов человек. Существующие на сегодняшний день законодательные документы, принятые на уровне федерального и местных правительств, а именно - Конституция Российской Федерации (1993 г.), Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (1991 г.), Федеральный Закон «Об общественных организациях и объединениях» (1993г.), Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» (1996г.), Федеральный Закон «О преодолении переходного периода для осуществления территориальной реабилитации репрессированных народов» (1996г.), Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996г.), Концепция национальной политики Саратовской области (1997г.), Уставы различных национальных общественных организаций в Саратове и области и многие другие - призваны снизить создавшееся напряжение в области межнациональный отношений. Однако большая часть из названных документов и еще ряд других нормативных актов не исполняются из-за отсутствия профессионалов в области межнациональных отношений среди чиновников государственной службы, как федеральной, так и субъектов федерации.

Национальное самосознание как качество государственного строительства

Детерминантой становления национально-культурной среды определенного этноса, основой и следствием ее функционирования является состояние национального самосознания данного этноса. Национальное самосознание представляет собой специфический интерсубъективный феномен, в концентрированном виде отражающий способы национально-культурного бытия этноса, проявляющийся в соотнесении людьми себя с другими как с представителями определенной национальной общности. Национальное самосознание является источником национальной общности, корпоративности и преемственности и функционирует независимо от территориального и политического объединения этноса.

Дело в том, что в марксистском представлении отличительными признаками нации являлись - культура, язык, история и экономика. Но за последние годы в науке этносоциологии произошел перелом. Важными стали считаться психологические характеристики и национальные интересы, представления людей о самих себе (автостереотип), то есть их представления о своей истории, культуре. Совокупность этих характеристик и составляет национальное самосознание. Иными словами, объективные черты народа (язык, культура) являются опорными пунктами в осознании своей особенности.

В условиях разрушения прежних устойчивых структур во всех областях функционирования государства, привычных экономических связей, юридических догм, демифологизации сознания и, в конечном счете, кризиса и нестабильности в обществе личность, естественно, стремится найти ту социальную нишу, которая позволит ей устоять в условиях нестабильности общества. И такой нишей оказывается во многих случаях постоянная категория - этнос.

В качестве составляющих национальное самосознание факторов и характеризующих его уровень и состояние в исследовании используются следующие показатели: - национальная самоидентификация различных народов (соотнесения себя с определенной национальностью), ее уровень, способы и критерии; - национальные чувства и степень их выраженности у различных народов; - отношение представителей различных этнических групп к своей национальной принадлежности (гордость, подавленность, безразличие, стыд и тому подобное); - выделение черт национального характера и их самооценка (завышенная, заниженная); - наличие (отсутствие) комплексов национальной неполноценности; - степень выраженности чувства национального превосходства и национализма; - степень интегрированности в Российскую культуру, уровень и тенденции стремлений к ассимиляции.

Национальная идентичность оказывается той категорией, которая приходит на смену прежним идеологическим мифам лозунгового интернационализма. Именно национальное самосознание как фактор социальной идентификации позволяет личности подняться до уровня гражданского самосознания, что является важным фактором в процессе построения гражданского общества.

Однако в условиях кризиса рост национального самосознания может провоцировать развитие националистических настроений и идеологии национализма, сепаратизма и экстремизма. Тоталитаризм, как свидетельствует исторический опыт, побеждает в обществах, в которых культивируется особое предназначение нации, народа. В этих случаях вопросы демократии представляются вторичными по сравнению с "национальной идеей", "исторической миссией".

В период общественных потрясений социальные процессы наполняются национальным содержанием и принимают нередко национальную форму. Межнациональные конфликты в свою очередь дестабилизируют социально-экономическую, социально-политическую обстановку. Вместе с тем было бы в корне неверным национальные проблемы сводить исключительно к категории социально-экономических. Они значительно шире и устойчивей. Ущемленность национальных интересов, нерешенность национальных проблем и так далее, являются объективными факторами, которые обусловливают возникновение национального недовольства, что естественно провоцирует поиски виновников ситуации, то есть поиски врага.

Одной из особенностей современного состояния национальных отношений является то, что русские среди национального населения острее ощущают взрыв национального самосознания, который сейчас наблюдается повсеместно от Татарстана до Саха-Якутской республики, от Коми, Карелии до Северной Осетии, Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.

Исторический материал по психологии межнационального общения свидетельствует, что при кажущейся простоте и примитивности, этнические установки и стереотипы представляют собой весьма сложные образования в силу включенности их в ряд систем отношений: социально культурных, социально-экономических, социально-психологических проявившихся на межнациональном, групповом, даже на межгосударственном уровнях. Эти образования могут годами дремать в социальном организме, чтобы вдруг ожить для выполнения функций интеграции, общности, психологической мобилизации, компенсации, замещая пустоты, образовавшиеся в результате дисфункций их регуляторов.

Этнонациональные конфликты: методология анализа

Рассматривая национальную политику, ее предмет и структуру, ее функциональную эффективность и рациональную организацию управления, особое внимание следует уделить формированию общей концепции конфликта и, прежде всего, межнационального конфликта.

Говоря об общей теории конфликта, следует отметить наличие разных идей как в отечественной, так и зарубежной политологии и социологии. Существует множество определений конфликтов. Вероятно, поэтому было бы целесообразно сконцентрироваться на том, что общего во всех этих определениях, и с этой точки зрения перейти к анализу реального и к выяснению того, чего не хватает для разработки рекомендаций, направленных на прогнозирование возможных конфликтов, с одной стороны, и на выявление способов разрешения конфликтов — с другой. Социальный конфликт в мировом обществознании признается в качестве неотъемлемого атрибута социальных отношений. Социальный конфликт имеет сложную природу потому, что складывается из объективной и субъективной составляющей. С этой точки зрения конфликтология является междисциплинарной наукой, поскольку объективную и субъективную компоненту затрагивают, как правило, разные науки. Нет ни одной научной дисциплины, которая могла бы полностью и всесторонне проанализировать эти компоненты.

Социология конфликта — одна из противоречивых концепций, которая противостоит социологическим теориям системного типа. С позиции последней, общество воспринимается как некая целостность, стремящаяся к равновесию, к сбалансированности и потому конфликты рассматриваются как отклонение от нормы. Понятно, что с этих позиций конфликты не характеризуются как ведущие компоненты общественной жизни.

В соответствии со вторым подходом — конфликт есть форма отношений между субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена несовпадающими интересами или потребностями. Несовпадение и противостояние интересов обнаруживается как в различных оценках одних и тех же событий, так и в реальном поведении.1 Иными словами — конфликт есть неотъемлемая часть социальной сферы. Можно сформулировать, таким образом, две базовые парадигмы конфликтов. Это — конфликтная модель и консенсуальная модель. В соответствии с одной концепцией конфликт представляется как позитивная ценность, а в соответствии с другой — конфликт рассматривается как нежелательное социальное явление, неизбежное зло, которое нужно устранить.

Так, М. Вебер считал конфликт необходимым и универсальным атрибутом социальной жизни. Для него — это конфликт несовместимых и уникальных ценностей. Необходимо сделать выбор между этими ценностями. Естественным местом культурных ценностей группы является нация. Поэтому значение нации основано на превосходстве или незаменимости культурных ценностей, которые могут быть сохранены и развиты только в этой этнической общности.

Однако изложенная дифференциация концепций в значительной мере является условной. Как бы мы не подходили к оценке названных позиций, вряд ли удастся полностью отделить конфликт от консенсуса. Там, где возникает конфликт всегда потребуется набор условий и процедур, направленных на его разрешение с помощью компромисса, переговорного процесса и т.д. Это как бы две стороны этого феномена.

Социальный конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга, то есть одновременно они не могут быть достигнуты сторонами, точнее, одной стороной, без ущерба для реализации целей другой стороны. С этой точки зрения важно не только понимание целей, но и того, что стоит за этой целью. А это уже субъективная составляющая, которая характеризуется индивидуальными мотивами поведения, теми общественными потребностями, вырастающие из этих мотивов, и теми интересами социальных групп, которые интегрируют эти потребности.

Отметим тот факт, что тех, кто занимается проблемами конфликтологии, условно можно дифференцировать на две группы. Одни полагают, что каждый конкретный конфликт настолько уникален и неповторим, что бессмысленно искать среди них какие-то параллели, сравнения, обобщения. Этому противостоит другая точка зрения, которая утверждает, что, сколько бы ни были индивидуальны конкретные конфликты, между ними существуют некоторые общие сущностные характеристики, в том числе закономерности и тенденции развития. Отрицать возможность существования общих моделей конфликта вообще или типовых моделей, например, международного конфликта, этнонационального конфликта, социального, экологического, экономического, политического и тому подобного — означает ставить под сомнение возможность теоретического обобщения социальных процессов, не признавать системного характера социальных отношений. Системный подход к социальным отношениям в целом, к этнонациональным в частности, предполагает признание некоторых общих закономерностей, тенденций функционирования данного типа социальных отношений. Если исходить из того, что конфликт это все-таки отношение субъектов, то закономерности, которые действуют в нормальных отношениях, присутствуют и в конфликте.

Конфликтную проблематику можно условно подразделить на две части. С одной стороны, это конфликтный анализ — оценка конфликтных процессов. А, с другой стороны, это управление конфликтом, которое приобретает различные формы — урегулирование, разрешение, предотвращение и так далее.

При этом надо иметь в виду и то, что выводы общей теории должны быть переведены на эмпирический, прагматический уровень не напрямую, а с помощью, так называемой теории «среднего уровня», то есть адаптации, приспособления общих категорий на уровень специальных, специфических особенностей, частных вопросов той или иной проблемы. Это позволяет разрабатывать развернутые программы эмпирических исследований.

Отметим и то, что, как правило, все крупные работы по конфликтологии относятся к исследованиям макроуровня, направленным на формирование общей теории конфликта на основе междисциплинарного подхода. В отечественной конфликтологии сейчас формируются оригинальные подходы и идеи, относящиеся к пониманию природы конфликта и конфликтных процессов.

Пути и средства решения государством национальных конфликтов

Конфликты имеют место почти во всех сферах общественной жизни, но о политических конфликтах, можно говорить в связи с властными отношениями между людьми, как членами определенного политического сообщества. Для разрешения конфликтов могут использоваться разные пути и средства, что, в сущности, и находит выражение в факте существования различных форм правления, режимов, правительств, политических организаций, партий и так далее. Поэтому необходимо тщательное изучение этих институтов, как средств разрешения конфликтов.

Одним из средств решения национальных конфликтов является достижение государством политической стабильности. Существует широкий диапазон подходов к пониманию категорий политической стабильности. Поскольку государство является по своей сущности политическим инструментом, то его стабильность связывается, прежде всего, с жизнью соответствующего национального общества, и в той мере, в какой государство ощущает воздействие со стороны этого общества, говорят о внутренней стабильности, имея в виду, что воздействие со стороны других обществ инициирует проблемы внешней стабильности.

В литературе господствует представление о том, что стабильность необходима для выживания и существования любого государства. Под стабильностью часто понимается способность основных элементов его политической системы оставаться в рамках определенных и заранее установленных ограничений, даже если система испытывает активное воздействие со стороны среды. При этом нередко различается структурная стабильность государства, то есть продолжение функционирования государственного механизма без каких-либо значительных изменений его существенных элементов, и динамичная стабильность государства. Под последней понимается движение государственного механизма к восстановлению равновесия после внешних воздействий. Обладая достаточно динамичной стабильностью, государство, с этих позиций, погашает испытываемые воздействия среды за счет изменений в своем механизме, видоизменяя лишь отдельные его элементы. Структурная же нестабильность государства является, как утверждают, уже следствием таких воздействий, которые приводят к изменению самой системы, к комплексному преобразованию всех ее существенных элементов.

Проблема политической стабильности действительно возникает в связи с процессом взаимодействия государства как политической системы и общества как его среды. Любое государство, каким бы оно ни было по своей природе, всегда взаимодействует с обществом и поэтому ощущает и реагирует на его воздействия. Однако, когда политическая система подавляет общество, проблема стабильности действительно решается насильственной позицией государства на неизменность своей структуры. Если же государство воспринимает стратегию развития, поворачиваясь лицом к современной цивилизации, то оно не может не изменять свою структуру с учетом процессов развития, происходящих в обществе, не соразмерять свое устройство, режим и власти с постоянно меняющимися условиями как своей внутренней, так и внешней среды.

Концепция стабильности как неизменность политической системы, являвшаяся в годы "застоя" самоцелью советского государства, в результате изменений государственного устройства страны событиями 1991 года не может ныне не уступить место концепции стабильности как "устойчивости" политического развития, исходящей из возможности управлять социальными процессами, контролировать их функционирование, изменяя политическую структуру. Понятно, что чем более устойчивой является политическая система, тем значительнее ее влияние на блокирование социальных, в том числе национальных конфликтов, подрывающих условия ее функционирования.

Проблему политической стабильности государства в связи с этими измерениями структуры его политической системы можно, таким образом, рассматривать как сумму стабильности общности, стабильности режима и, наконец, стабильности властей. Такое разграничение необходимо, поскольку бывают ситуации, когда действия, направленные на дестабилизацию властей, не ставят своей задачей дестабилизацию режима. Могут быть другие, хотя и более редкие ситуации, когда власти стабильны, но сам режим испытывает дестабилизирующее воздействие со стороны общества. Или, наконец, возможна третья ситуация, когда объектом дестабилизации является сама общность, хотя режим и власти могут оставаться стабильными.

Взаимодействие государства и общества в техническом смысле может быть представлено как управление исполнением и санкциями, с одной стороны, и народная поддержка, с другой. Иными словами, взаимодействие политической системы и социальной среды можно рассматривать в диапазоне взаимодействия от сотрудничества до конфликта. И если одна или обе стороны в этом взаимодействии встают на путь внутреннего конфликтного поведения, то стабильность политической системы начинает на прямую зависеть от ее способности управлять возникающими в обществе конфликтами. Это прямо относится и к национальным конфликтам.

Сохранение системы является результатом: влияния общества на власти; правительственные санкции по предотвращению и подавлению возникшей оппозиции; поддержки властей, режима или общности государства со стороны общества. Очевидно, что при недостатке поддержки со стороны общества и неэффективности санкций воздействие оппозиции может достичь такой степени, при которой нестабильность приведет к изменению власти, режима или целостности государства. Стабильность системы, следовательно, зависит от уровня и интенсивности, происходящих в ней конфликтов (политических, национальных и тому подобных), через которые и проявляются как поддержка и недовольство обществом властей, режима и целостности государства, так и правительственные санкции против общественных позиций.

Модель конфликта, будучи центральной категорией внутренней стабильности, является все-таки верхушкой айсберга всей проблемы. Ее же фундамент составляют конфликты, возникающие в природной, демографической, национальной, географической, экологической среде соответствующего общества в его этнокультурной, экономической и социальной сферах. Специальные виды конфликтов, по-разному взаимодействуя друг с другом, могут подниматься на политический уровень и становиться подлинным источником внутренней нестабильности. Это предполагает необходимость создания специальных моделей конфликтов и объяснения механизма их преобразования в политический конфликт, непосредственно дестабилизирующий власти, режим или целостность государства.

Похожие диссертации на Этнонациональные конфликты как объект государственного управления : Социологический аспект