Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Никитина Бэла Анатольевна

Экологическая культура и ее формирование у современных школьников
<
Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Экологическая культура и ее формирование у современных школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Бэла Анатольевна. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08. - Москва, 1996. - 144 с. РГБ ОД, 61:96-22/9-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Методологические основы изучения экологической культуры и процесса ее формирования .

1.1. Экологическая культура: сущность, генезис, структура и функции 14

1.2. Экологическая культура общества и экологическая культура личности 38

1.3. Экологическое образование и воспитание как межпоколенная трансляция экологической культуры 51

Глава 2. Практические аспекты экологического образования .

2.1. Развитие и современное состояние экологического образования в России 67

2.2. Состояние и перспективы развития экологического образования в Самаре 94

2.3.Экологическая культура современных школьников (на материалах г.Самары) 107

Заключение 124

Приложение 128

Список использованной литературы 131

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Испокон веков прогрессивное развитие человечества связывалось с научно-техническим прогрессом. Современная мировая цивилизация достигла такого его уровня, который обусловил противоречие между создаваемой и естественной средами обитания человека. Со второй половины XX века развитие науки и техники сопровождается интенсивным разрушением природы, вызывая негативные социальные последствия. Возникла одна из самых серьезных социальных проблем глобального характера - экологическая проблема. В полной мере она характерна и для России. В нашей стране решение экологических проблем отягчается тем, что сложная экологическая обстановка сопровождается серией мощных политических и социально-экономических кризисов. Это отвлекает внимание общества от проблем деградции окружающей среды, оставляя их на заднем плане общественного сознания, и позволяет руководящему эшелону не принимать всерьез экологические аргументы при планировании экономического и политического развития. Принимаемые же меры являются эпизодическими, бессистемными, не носят характера государственной политики. Научный социально-экологический анализ, выработанные на его основе рекомендации не являются органическим элементом социального управления.

В связи с этим природоохранные мероприятия направлены в основном на ликвидацию пагубных последствий уже осуществленной деятельности. Главная же детерминанта экологической нестабильности - человек и его повседневная деятельность - не только не изменяются в экофильную сторону, но, как правило, даже не являются для общества объектом осуждения. Вопрос о том, на что более разумно потратить деньги, на очистные сооружения или на экологическое образование специалистов, которые сами будут осознавать недопустимость загрязнения вод, до сих пор не осмыслен в нашем обществе. Но именно экологическое образование и воспитание являются одним из путей оздоровления ситуации. Сегодня как никогда возрастает необходимость работы как над формированием элементарной бытовой и производственной экологической культуры, так и над мировоззренческими убеждениями людей, и особенно подрастающего поколения.

Суть проблемной ситуации, исследуемой в диссертации, состоит в том, что общество недооценивает острейшую необходимость изменить свою эко- культурную парадигму, соответственно практически игнорируется необходимость оптимизации социальной экологической культуры путем улучшения экологического образования и воспитания. Реально вопрос о необходимости школьного экологического образования ставится на правительственном уровне, начиная с 1977 года, когда Межправительственная конференция в Тбилиси рекомендовала внедрение в школьную программу экологии как предмета или факультатива. Тем не менее г за почти два истекших десятилетия реализация этих рекомендаций минимальна в сравнении с бурным развитием за последние несколько лет таких предметов, как, например, информатика, экономика. Это свидетельствует об отсутствии социального заказа на эко-образовательную деятельность. Учитывая неотложность решения экологических проблем и рассматривая вопросы формирования высокого уровня экологической культуры у населения как залог будущего устойчивого развития страны, автор акцентирует внимание на сфере экологического образования. Вместе с тем не упускается из поля зрения проблема воздействия экологической культуры на всю социальную систему.

Представляется, что реальное решение социально-экологических проблем будет возможным лишь тогда, когда оно будет опираться на фундамент экофильной культуры своих граждан, их экологическую грамотность и активность. В теоретическом и практическом поиске путей и методов достижения такой ситуации в стране видит автор актуальность своей работы.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы социальной экологии начали активно развиваться с конца 60 - начала 70-х годов, со времени докладов Римского клуба. С того момента зарубежная наука продвинулась по данному вопросу столь значительно, что ее приоритет в методологических проблемах социальной экологии очевиден. Важную роль для понимания современных эко-социальных проблем играют работы таких зарубежных авторов, как П. Агесс, В Джиакомини, Б.Китанович, Б.Коммонер, П.Кууси, О. Леопольд, Р.Парсонс, А.Печчеи, Ф.Сен-Марк, Г.Хефлинг, А.Швейцер. Они по существу составляют методологическую основу любого значимого социально-экологического исследования. Особенно значимыми для исследователей экологической культуры современного общества являются положения о необходимости личной экологической ответственности для каждого человека, руководящем принципе экологической этики - "благоговении перед жизнью", выдвинутым А.Швейцером, актуальности деятельностного пессимизма в эко-социальных установках и др.

Принципиальное значение для современного общественного развития идеи В.И.Вернадского о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера.2 Отечественные авторы с некоторым запозданием (объясняемым социально-политической ситуацией в Советском Союзе) также внесли значительный вклад в эту проблематику. Такие положения, как экологический императив и обратная экологическая связь разрабатывались академиком Н.Н.Моисеевым, систематизацией экологических и эко-социальных законов занимался Н.Ф.Реймерс4 , весомый вклад в разрабтку 1 Агесс П. Ключи к экологии. Л. 1982, Джиакомини В. Экология и общество. М.1981, Б.Китанович. Планета и цивилизация в опасности. М. 1985, Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.1974. С. 65., Коммонер Б. Технология прибыли. М. 1976., Кууси П. Этот человеческий мир. М. 198 7., Леопольд О. Календарь песчаного графства. М. 1976, Парсонс Р. Природа предъявляет счет. Охрана природных ресурсов в США. М. 1969., Печчеи А. Человеческие качества. М. 1987, Сен-Марк Ф. Социализация природы. М. 1977., Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: бомбы замедленного действия на нашей планете. / Пер. с нем. М. Мысль. 1990., Швейцер А. Культура и этика. М. Прогресс. 1973 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М. Наука. 1977. Он же. Философские мысли натуралиста. М. Наука. 1988, Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1989.

Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М. 1988.С.8., Он же. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. 1990, N 6., Он же. Общественная эволюция, рациональное общество. // ПОЛИС. 1992, N 3, Он же. Универсальный эволюционизм.// Вопросы философии. 1991, N 3. 4 Н.Ф.Реймерс. Экология. М. 1994. Он же. Экология человека: основные проблемы. // Проблемы природоохранительного просвещения. Новосибирск. 1980.

социологии "зеленых" движений внес О.Н.Яницкий , проблемы экологической деятельности исследовал А.Д.Урсул2 .

Ряд интересных исследований проведен под руководством Э.В.Гирусова. Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах Бганба В.Р., Танеевой A.M., Гиренка Ф.И., Зеленкова А.И. и Водопьянова П.А., Кислева Н.Н., Никоноровой А.И. и др.4

Начиная с середины 80-х гг. эко-социальная проблематика стала предметом ряда диссертационных исследований5. Лесколько диссертационых исследований посвящены непосредственно экологической культуре,6 в том числе несколько диссертаций, посвященных процессу формирования эко-культурных явлений.7 Несмотря на достаточно большое количество публикаций по данным вопросам, значительных качественных сдвигов в изучении проблемы не произошло. Большое количество работ привело к нарастающему количеству определений эко-культурных феноменов, таких как экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. В последующих работах, как правило, не происходит аналитической обработки предыдущих определений, синтеза наработанной информации и даже научных дискуссий. В качестве исключений можно привести только некоторые примеры: сводную таблицу определений экологического сознания можно обнаружить в работе Э.А. Эзимовой1 , попытку типологизации определений экологической культуры в работе Е.И.Карпенко. Наибольший интерес представляет полемика относительно места, отводимого экологической культуре, между "экологистами" (Н.Ф.Реймерс, А.Д.Урсул, Н.А.Храменков и др.) и "культурологистами" (Э.С.Маркарян).

К сожалению, практически отсутствуют методологические работы относительно процесса формирования экологической культуры у школьников, что лишь в незначительной мере можно заменить работами общетеоретического плана таких отечественных социологов, как А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, В.А.Ядов и др.

Наиболее ценными в прикладном плане являются работы таких авторов как Иоганзен Б.Г., Рыков. Н.А., Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В., Аушева А.Н., Докторов Б.З., Сафронов В.В., Г.Шагун, В.И. Павлов, П.Е.Рыженков.3 Цель и основные задачи исследования.

Целью работы является раскрытие специфики формирования экологической культуры у подрастающего поколения на современном этапе.

Данная цель предполагает решение следующих основных задачу-раскрыть содержание и основные особенности понятия "экологическая культура общества" на основе анализа ее структуры, генезиса и функций;

-конкретизировать соотношение понятий "экологическая культура общества" и "экологическая культура личности" ;

-проследить историческую эволюцию условий формирования общественной и индивидуальной экологической культуры;

-исследовать уровень экологической культуры современных школьников;

-проанализировать современные условия формирования экологической культуры подрастающего поколения;

-определить основные тенденции в развитии современной системы экологического образования и воспитания;

-выработать рекомендации по оптимизации процесса формирования экологической культуры школьников конкретно для Самарского региона.

Объектом исследования является система социо-природных отношений, сложившаяся в современном обществе, ее ментальные и материальные проявления.

Предметом исследования выступает процесс формирования экологической культуры современных школьников. Теоретико-методологическая база исследования.

В исследовании экологической культуры и процесса ее формирования автор исходил из общенаучных принципов изучения социальных явлений: социального эволюционизма и историзма, социальной опосредованное™ эко- культурных явлений и процессов, их зависимости от культурных, политических, экономических и географических условий общества в прошлом и настоящем, а также социальной детерминации эко-социальных процессов и активнопреобразующей роли индивида в этом процессе.

При подготовке и проведении исследования использовались труды российских и зарубежных ученых, которые имеют общеметодологический характер и дают ключевые принципы для анализа социо-природных проблем с точки зрения философии, социологии и социальной экологии, а также раскрывают принципиальные основы понятия экологической культуры, ее сущности, генезиса и функций, соотношения общественной и индивидуальной экологической культуры.

Эмпирической базой диссертации явились результаты практической и исследовательской работы Центра экологического образования при Историко-эко-культурной Ассоциации "Поволжье" (г.Самара) в сотрудничестве с областным комитетом экологии, а также Главным управлением народного образования при администрации Самарской области.

В диссертации были использованы;

-результаты опроса учащихся 5-11 классов шести школ города Самары, дифференциированных на четыре типа: школы с экологическим и экономическим уклоном, гимназия и средние общеобразовательные школы (из разных районов города), проведенного в марте - мае 1994 г. Центром экологического образования по собственной программе автора "Экологическая культура школьников г. Самары". Объем выборочной совокупности 978 человек;

- результаты контент-анализа работ участников областной экологической олимпиады, проведенной автором (февраль 1995 г.), в которой приняли участие 99 школьников 8-11 классов из различных школ Самарской области;

-результаты опроса относительно необходимости эко-педагогической литературы (учебных и методических пособий) и курсов переподготовки и повышения квалификации для учителей, проведенного в рамках предварительного этапа осуществления комплексной региональной программы развития системы экологического образования и воспитания Центром экологического образования через структуры Управления народным образованием среди педагогов области (октябрь-декабрь 1994 г.);

-данные, полученные в ходе проведения экологических игро-фестивалей, проводимых Центром экологического образования, в ходе которых учащиеся занимались проектированием определенных ситуаций, поиском возможных выходов из смоделированных экологических кризисов и иными вариантами деловых игр по эко-социальной оптимизации. В четырех игро-фестивалях участвовало 144 школьника старшей и средней возрастных ступеней;

-материалы исследования экологической культуры школьников под руководством А.Н.Аутлевой (1991 г.), охватившего различные регионы страны (гг.Санкт-Петербург, Майкоп, Новгород, Череповец), а также пилотажного исследования экологического сознания детей и подростков авторским коллективом Г.Шагун, В.И.Павлов, П.Е.Рыженков (Новосибирск, 1994 г.) под руководством Г.Шагун и Э.Мезенхолль.

Автор использовал разнообразные источники информации, в том числе официальные документы по исследуемой проблеме, в перечень которых входят как резолюции и рекомендации международных, межправительственных и всесоюзных конференций по экологическому образованию, так и постановления министерств и правительства по данному вопросу.

Научная новизна исследования.

Диссертация является комплексным теоретико-прикладным исследованием, посвященным современному процессу формирования экологической культуры школьников. В ней с новых позиций:

-уточнена специфика экологической культуры, которая рассматривается которая определяется не только как ментальное образование, но и как совокупность элементов духовной культуры общества и его материальной социально-экологической инфраструктуры. В этом контексте автор, присоединившийся к определению Э.В.Гирусова, вкладывает в его понимание экологической культуры как той части культуры общества, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды, новое содержание. Принципиально новым является определение экологической культуры личности как индивидуального варианта функционирования человека в общесоциальной экокультурной системе, обуславливаемой образом жизни и мышления конкретной личности;

-предложена модель механизма межпоколенной трансляции экологической культуры и рассмотрено современное состояние и условия функционирования этого механизма. В соответствии с прелагаемой моделью эко-культурная трансляция осуществляется по четырем каналам: два непосредственно эко-культурных канала - практический и теоретический, и два общекультурных канала - также практический и теоретический. Автором отмечаются снижение значимости практических каналов передачи экокультурной информации, эко-дест ктивные тенденции в общекультурных каналах трансляции и повышение роли теоретического непосредственно эко-культурного канала. Подчеркивается также появление в последнем спекулятивных тенденций;

-дан двусторонний анализ современного состояния системы экологического образования как со стороны объекта эко-педагогического воздействия, так и со стороны его субъекта, который выявил парадоксальную ситуацию: при наличии глубокой интеллектуальной проработки основ экологического образования и государственно-административной инициативы среднее адмиистративное звено оказалось неготовым к внедрению экологического образования в школу в массовом масштабе. В результате экологические аспекты отсутствуют в большинстве случаев в школьном преподавании или присутствуют в бесполезно-декларативном виде; і-разработана комплексная региональная программа развития системы экологического образования и воспитания, которая включает в себя следующее: социологическое обеспечение, в том числе анализ материально-технической базы и естественно-природного окружения школ, кадровое и квалификационное обеспечение и др.; кадровое и учебно-методическое обеспечение; систематизация и обобщение эко-педагогического опыта; развитие системы внеклассной и внешкольной эко-педагогической деятельности и др.;

-обоснованы и предложены основные показатели сформированности высокого уровня экологической культуры, которые включают в себя озабоченность экологической проблематикой, информированность в данной сфере, социально-экологическую ответственность, экофильные принципы и социальные установки и другие значимые факторы;

-выработаны конкретные рекомендации по улучшению процесса формирования экологической культуры современного подрастающего поколения, в частности, системность и долгосрочное планирование во введении экологического образования в школы, создание экологического информационо-педагогического пространства, демократизация и гуманизация преподавания, акцент на исследовательский подход и саморазвитие и др.;

-эмпирическим путем установлены некоторые характеристики экологической культуры современных школьников и процесса ее формирования, в частности, обеспокоенность состоянием окружающей среды, недостаточный уровень экологической информированности, пассивность по отношению к экологическим проблемам, зависимость уровня экологической культуры от типа учебного заведения и др.. информированность.

Практическая значимость проведенной диссертантом работы заключается в возможности применения полученных результатов и основных выводов как в педагогической практике, так и в работе органов управления народного образования, а также в деятельности областных и городских комитетов экологии и экологических фондов. Анализ эко-педагогической деятельности и основные рекомендации по дальнейшему развитию системы экологического образования и воспитания дают необходимый материал для начала реализации следующего этапа формирования системы экологического образования и воспитания как в Самарском регионе, так и в других регионах России.

Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке и чтении лекций, спецкурсов, факультативов по различным аспектам экологии (главным образом, по социальной экологии), социологии личности и социологии управления. Апробация работы.

С отдельными аспектами разрабатываемой в диссертации проблемы автор выступил на следующих конференциях: "Региональные экологические проблемы и пути их реализации" (г.Самара 22-24 декабря 1994 г.) на секции "Теоретические и практические проблемы формирования экологической культуры"; на конференции "Социо-естественные проблемы истории" (г.Феодосия, 20-27 сентября 1993 г.); на Первой межкафедральной научной конференции Социологического и социально-психологического Центра РАУ в декабре 1993 г., Второй межкафедральной научной конференции РАГС (май 1994 г), на заседании проблемной группы кафедры социологии РАГС при Президенте РФ.

По теме данного исследования автором опубликованы четыре статьи в научных изданиях, а также статьи в местных и региональных поволжских газетах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделяемых на три параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Экологическая культура: сущность, генезис, структура и функции

Экологическая культура оказалась сегодня в центре оживленных дискуссий ученых и практиков. Без нее не мыслится ныне ни отдельный человек, ни политическая, ни экономическая, ни другие сферы общественной жизни. Однако в современной науке до сих пор не существует однозначного представления об экологической культуре как о социальном феномене, недостаточно разработаны теоретические вопросы ее исторической эволюции, типологии, структуры и социальных функций, несмотря на то, что данная тема поднималась многими авторами в различных ракурсах. Этому способствует то, что "неоднозначность общего понятия культуры и неопределенность общего понятия экологии раскрывают широкие возможности для их сочетания".1 В современных научных дискуссиях нет единомыслия относительно определения экологической культуры как общества, так и личности. Все многообразие точек зрения на экологическую культуру социума2 принципиально несводимо друг к другу. В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический. В рамках первого экологическая культура понимается как культура так называемой "экологической деятельности" общества, под которой понимается эко-оптимизирующая, природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность. В частности, такой точки зрения придерживаются Д.А.Урсул, Н.Н.Храменков, Е.И.Карпенко, Э. В. Гирусов и др. Близок к данному подходу взгляд на экологическую культуру как на "исторически возникающую форму преодолевания опасных изменений окружающей среды, вызванных предметнопреобразующей деятельностью человека". Автор этого определения полагает, что должны возникнуть опасные природные изменения для возникновения экологической культуры социума. Общим в этих подходах является то, что экологическая культура не воспринимается как сфера общественной жизни, имманентная любой стадии развития общества. Очень точно, на наш взгляд, характеризует сущность экологической культуры Э.В.Гирусов, определяя ее как "часть культуры, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды". 3 Однако сам автор данного выше определения считает, что экологическая культура подразумевает совокупность достижений экологического знания, экологически продуманную технологию и инфраструктуру общества, всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества. То есть, его определение так же принадлежит к той группе мнений, которая видит в экологической культуре этап в развитии интеллектуальной культуры общества, являющийся во многом перспективой и олицетворяющий собой экологично устроенное, гармоничное общество постиндустриального типа. Подобные взгляды подразумевают, что экологическая культура общества появляется с момента возникновения экологии как науки и проявляется в полном объеме с развитием материальной культуры общества до того уровня, когда начинаются экологическое обоснование всякого рода человеческой деятельности. Но если быть корректным в семантике, то вышеописанная ситуация являет собой пример реализации экологичной (экофильной) культуры или высокого уровня развития экологической культуры общества. Большинство авторов, работающих над вопросом экологической культуры, относят ее к явлениям, непосредственно связанным с научно-экологическим развитием общественного и индивидуального сознания. Мы согласны с утверждением, что "в современной литературе понятие экологической культуры большей частью рассматривается вне связи с конкретно-историческим процессом развития человеческого общества". Данное же выше Э.В.Гирусовым определение отражает, на наш взгляд, истинное историческое время существования экологической культуры как социального феномена: экологическая культура - это имманентно встроенный элемент общей культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития, так как социальная деятельность всегда соотносилась с требованиями жизнепригодности среды. Следовательно, всегда существовала сфера культуры, отвечающая за социо-природные отношения. В то же время авторы целого ряда работ по данному вопросу подчеркивают, что развитие духовных ценностей и норм, регулирующих взаимоотношения человека и природы, являются важным аспектом общекультурного развития, и обосновывают необходимость культурологического подхода к проблемам взаимодействия общества и природы. Ими подчеркивается, что речь идет не просто о "понимании и оценке последующего вмешательства человека в природные процессы, но именно о культуре в целом, где воздействие человека на нее неразрывно связано с формированием основополагающих ценностей и норм общежития". Специфический культурологический подход к определению экологической культуры, выходящий за рамки данного недостатка, дает Э.С. Маркарян. Он предлагает выделять в системе общесоциальной культуры три подсистемы, из которых две обращены к внешней среде, а третья к самой социальной сфере. Последнюю Э.С.Маркарян обозначает как "интрасоциорегулятивную" (регуляция внутренних параметров общественной жизни людей), выделяя наряду с ней - "интерсоциорегулятивную" или общественно-экологическую (регуляция отношений между различными обществами) и "природно-экологическую" подсистему, регулирующую взаимоотношения между обществом и природой.2 При таком взгляде на экологическую культуру она изначально включается в общесоциальную культуру как ее неотъемлемая часть.

Экологическая культура общества и экологическая культура личности

Относительно проблемы сущности экологической культуры на индивидуальном уровне в современной научной литературе также нет единомыслия. Некоторые из авторов считают, что экологическая культура это обязательный компонент общей культуры личности. Так, Е.А.Плеханов считает, что экологическая культура является лишь частью общей культуры человека: "...Выпадение из арсенала личной культуры экологической составляющей демонстрирует случаи, когда наряду с образованностью, интеллектуальной и нравственной воспитанностью, высокой культурой поведения и общения человек в самых простых житейских ситуациях проявляет экологическое невежество, не задумываясь, совершает действия, несовместимые с элементарными требованиями охраны окружающей среды."

С ним согласна А.И. Антипенко, которая тоже считает, что "экологическая культура лишь одна грань общей социальной культуры" 2.

В то же время существует подход к определению индивидуальной экологической культуры как к четко очерченному набору благоприобретенных качеств, который реально может присутствовать только у человека со специальным образованием. Так, В.А. Дубровин считает, что "экологическая культура - это целостная система естественно-научных знаний о Земле, процессах, протекающих в биосфере для осуществления рационального природопользования, сознание регуляции своих отношений с природой, совокупность философии, нравственно-эстетических идей и взглядов на природу и место в ней человека, активной жизненной позиции по охране природы как наивысшей национальной и общечеловеческой ценности." Таким образом, экологическая культура общества - как совершенно специфическая личностная характеристика - может быть свойственна не каждому, а только некоторым отдельным индивидам. Как правило, в современной научной литературе экологическая культура рассматривается дифференцированно: либо на уровне общества, либо на уровне личности. В этом смысле исключением является работа Н.Н.Храменкова "Экологическая культура общества и личности".

Определяя экологическую культуру личности как "единство разумных экологических потребностей и способностей экологически активного человека, включенного в систему экологических отношений и осуществляющего экологическую деятельность в качестве агента того или иного социального института" (экологические потребности он определяет как склонности к природоохранной деятельности, экологические способности как мотивационную сферу "экологической" деятельности.4 ), Н.Н.Храменков считает, что экологическая культура личности и экологическая культура общества изоморфны - совпадают по составу (те же элементы), по структуре (по порядку организации этих элементов), но не совпадают по объему, масштабам, степени развитости этих элементов таким образом, что приоритет остается за обществом. Априори предполагается, что речь идет исключительно о ментальных явлениях.

Такое сопоставление будет верным только в том случае, когда социуму в общем свойственны экофильные тенденции, а индивид частично участвует в осуществлении и развитии этих тенденций. Кроме того, только в обществе, стабильно поддерживающем социально-экологический гомеостазис, оптимальной будет экологическая культура личности такого индивида, который наиболее полно ус воил общественную экологическую культуру, но в обществе с кризисной экологической культурой только перешагнувший за ее рамки индивид будет обладать действительно экологичной экологической культурой. В соответствии с нашей концепцией, экологическая культура общества представляет собой комплексное образование с материальным и идеальным блоками. В целях определения сущности индивидуальной экологической культуры рассмотрим роль отдельного человека в эко-культурном процессе.

Посредством включенности индивидов в структуру экологической культуры происходит реализация и развитие, как материального блока, так и идеального, включающего в себя не только блок знаний об окружающей природе и законах ее функционирования, но и систему контроля и социально-экологической ответственности, систему традиционных эко-культурных стереотипов поведения, их реализацию в повседневной практической (как производственной, так и бытовой) деятельности. Совокупность носителей определенной культуры, практически реализуя ее, получает фактические результаты, значимые для отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Значимость этих результатов для различных социальных субъектов варьируется в зависимости от уровня культуры общества. В первобытном социально-недифференциированном обществе результаты большинства видов деятельности сказывались непосредственно на всех членах племени, осмысливались, запоминались и контролировались всеми. На современном этапе экокультурная ситуация осложняется проблемой тотального отчуждения, о которой уже упоминалось выше.

Развитие и современное состояние экологического образования в России

В соответствии с нашей концепцией непосредственное экологическое образование - это деятельность по осознанной и осмысленной передаче позитивного эко-культурного опыта общества из поколения в поколение, то есть наиболее действенный на современном этапе инструмент оптимизации индивидуальной экологической культуры. Эта деятельность протекает в виде формального и неформального экологического образования, дифференциация которых практикуется, начиная с Тбилисской конференции 1977 года.

Формальное экологическое образование - это специально организованный и структурированный процесс передачи экологических знаний, умений и навыков, происходящий через специально предназначенные для этого образовательные структуры. Неформальное экологическое образование идет через увеличивающийся объем биологической, экологической и природоохранной информации по каналам средств массовой информации, через художественную и научно-популярную литературу, через музейную пропаганду, деятельность Добровольного общества охраны природы и Общества "Знание" и т.д.

Сегодня переоценить значение неформального экологического образования, однако нашей основной задачей является освещение состояния формального экологического образования.

С возникновением и обострением экологических проблем усилились интерес и внимание к экологическому образованию как во всем мире, так и в СССР. Однако, экологическое образование населения как государственная задача рассматривается совсем недавно, вследствие недавнего возникновения экологической проблемы вообще и придания ей значимости на уровне просвещения и образования в частности. Так, после Второй мировой войны природоохранительному просвещению стали уделять внимание ООН и ее специализированные учреждения. После

Стокгольмской конференции по охране окружающей среды 1972 г. в ООН была разработана долгосрочная международная программа по охране окружающей среды (МПООС). В рамках этой деятельности в октябре 1977 года в Тбилиси состоялась межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, которая положила начало юридическому оформлению эко-педагогической деятельности в СССР. Конференция выработала ряд рекомендаций, которые легли в основу дальнейшей работы по данному направлению. В последующий период на всесоюзном уровне был проведен ряд научно-практических конференций (Минск, 1979; Таллин, 1980; Иваново, 1884 ) по проблемам экологического просвещения, воспитания и образования,1 на министерском уровне была разработана и принята "Программа по образованию в области окружающей среды на 13 пятилетку и на перспективу до 2005 года", подписанная Госкомприроды СССР, Гособразованием СССР, Госкомнаукой СССР, а также Академией наук СССР, Академией педагогических наук СССР и Всесоюзным Обществом Знание. Но эта программа так и не была выполнена, а рекомендации конференций и совещаний не стали руководством к практическим действиям.

В то же время, по официальной версии эко-педагогическая деятельность успешно осуществлялась и развивалась. Общеизвестны несколько различных научных и педагогических школ, занимающихся теорией и практикой экологического образования. Это специалисты из Московского государственного университета (К.Н.Благосклонов, В.Н.Тихомиров), Московского государственного педагогического университета (Н.М.Чернова, В.М.Галушин), Академии педагогических наук (И.Д.Лаптев,

И.Т.Суравегина, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев) и др.1 За период с 1977 года в этих учреждениях разрабатывалась концепция эко-педагогической деятельности, в соответствии с которой, формирование ответственного отношения учащихся к природе достигается усвоением научных знаний, практической деятельностью и эмоционально эстетическим развитием личности. Определенное внимание уделялось содержательному аспекту экологического образования: его естественно научному направлению, социально-экологическому, техническому, правовому, а также нравственно-эстетическому направлению, что отразилось в какой-то мере в новых учебных планах и программах,введенных в школе с 1986 года. Соответственно, велась работа по расширению комплекса экологических знаний в содержании специальной психолого-педагогической и социально-политической подготовки учителей.

Деятельность координировалась Проблемным Советом по педагогическим аспектам окружающей среды Академии педагогических наук России, опирающимся на исследования одного из институтов АПН России и многих кафедр педагогических вузов по проблеме "Педагогические аспекты охраны природы".

Однако масштаб осуществляемой деятельности ограничивался теоретической проработкой проблем и экспериментальным внедрением некоторых разработок в отдельных классах и учебных заведениях. Практическое состояние экологического образования в России до сего дня оставляет желать много лучшего. Однако, на сегодняшний день появились новые перспективы и предпосылки для дальнейшего развития этой сферы. Во-первых, определенные предпосылки для развития экологического образования содержатся в юридических документах Российской Федерации, затрагивающих данную сферу. Так, в Законе Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" N 2061 от 19.12.1991 г., раздел XI "Экологическое воспитание, образование, научные исследования" указывается на обязательность преподавания основ экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Правлением внебюджетного Федерального эко-фонда Российской Федерации принято Решение о ежегодном выделении 5% от общего объема привлекаемых финансовых средств на реализацию конкретных экологических проектов в области информационно-просветительской и издательской деятельности, экологического образования и общественного движения.

Состояние и перспективы развития экологического образования в Самаре

Самарская область по своим гео-биологическим характеристикам, богатству и многообразию природных форм и эко-культурным традициям является очень примечательной. К ее естественной специфике можно отнести пограничное во многих отношениях географическое положение, сочетание различных типов ландшафтов и разнообразие рельефа, протекание по ее территории крупнейшей русской реки Волги, наличие уникального заповедника и национального парка "Самарская Лука" и многое другое. Однако, за годы Советской власти Самарская область приобрела новую специфику в качестве чрезвычайно индустриализованной и экологически проблемной территории. Это и большое количество предприятий военно-промышленного комплекса в Самаре, развитая химическая и нефтехимическая промышленность в Новокуйбышевске и Чапаевске, Самаре и Тольятти, мощное автомобильная индустрия ВАЗа, Волжская ГЭС им.Ленина, создавшая проблемы Жигулевского моря, карьерные разработки в Жигулях и т.д. Все это создает чрезвычайно экологически неустойчивое сочетание крупнейшей городской агломерации и сравнительно дикой и незатронутой разрушительными антропогенными процессами окружающей природы. Глобальным становится противоречие между экономическими и экологическими интересами населения. Причем приоритет в общественном сознании некоторой, причем довольно значительной части населения на данном этапе остается за интересами экономическими. С другой стороны не всех оставляет равнодушными деградация окружающей среды, что демонстрируют эко-краеведческие начинания жителей области: эко-активистов, специалистов-экологов, ученых, в том числе некоторых педагогов, работников системы образования и внешкольных учреждений. В качестве примера можно привести активную эко-образовательную позицию научного отдела ГПНП "Самарская Лука" под руководством Ю.К. Рощевского. Здесь предпринимаются попытки создать земские школы, где изучение законов экологического равновесия будет преподносится как основа школьного обучения, создаются туристические образовательные пункты. Эта деятельность может быть квалифицирована как неформальное экологическое образование. Что касается формального экологического образования в Самаре и Самарской области, то его состояние, которое можно характеризовать как зачаточное, является типичным для Поволжского региона. До недавнего времени в общеобразовательном обучении в России практически повсеместно отсутствовали элементы специального экологического образования, пропаганда и воспитание экологической культуры у населения, в том числе и у подрастающего поколения, носили крайне однобокий характер силу того, что критика эко-деструктивной экологической культуры общества, его зачастую губительной для природы социальной практики явилась бы критикой самого строя, что далеко не поощрялось в нашей стране. Только в послеперестроечные годы стало возможным заниматься реальной эко-педагогической работой, основанной на всестороннем рассмотрении местной и глобальной экологической ситуации. Однако, социальный заказ на подобного рода деятельность до сих пор очень слаб, что порождает ряд проблем для экологического образования. Данные проблемы являются общими почти повсеместно - слабое материально-техническое, нормативно-правовое, научно- методическое, психолого-педагогическое, информационное и кадровое обеспечение. На 1995-1996 учебный год в Самарской области по системе Л.В. Тарасова работают две школы - в Самаре и Тольятти, в ряде элитарных учреждений Самары и Тольятти ведутся спецкурсы и предметы экологической направленности: спецкурс по экологии в экономическом лицее г.Самары, курсы экологии промышленных технологий в Самарском техническом лицее, факультатив "Информатика и экология" в Аэрокосмическом Лицее и т.д. Многие школы ( NN 90, 32, 43, 92, 149, 154, 57, 9, 127 и др. всего более 20-ти) ведут активную эко-воспитательную, эко-образовательную работу, рассматривают экологическое направление как перспективу для дальнейшей специализации. Однако, сегодня это не находит активной поддержки в органах управления образованием, так как переведение школ на экологическую специализацию встречает затруднения как теоретического, так и материального характера и потребует вложения определенных средств. 1995-1996 учебному году в большинстве школ осуществляются попытки преподавания дисциплин, факультативов и спецкурсов с экологическим уклоном. Вообще, в настоящее время интерес среди самарских учителей к эко-педагогике значительно вырос, о чем говорит опыт деятельности ЦЭО ИЭКА "Поволжье". Спросом пользуются как учебно-методические пособия, так и экообразовательные семинары, проведение внеклассных мероприятий и т.п. В Самарской области, которая не является положительным исключением среди других регионов России, очень слабо развиты каналы получения новой эко-педагогической информации. В работе в основном используются широко известные методики Ассоциации "Экологическое образование", которая специально занимается распространением своих разработок. Сложность настоящего момента заключается в том, что по ряду объективных причин затруднено тиражирование уже созданных под эгидой Минобразования материалов и учебников. Сегодня они издаются малыми тиражами ротапринтным способом в лабораториях научно-исследовательских институтов. Выпущенные же к 1995-1996 учебному году большими тиражами в издательстве "Просвещение" несколько учебников (См.С.83-85 диссертации) не освоены учителями и соответственно не используются в школьном образовании. Для оказания же учебно-методической помощи в этом процессе сегодня в системе образования Самарской области не существует специализированных органов и учреждений.

Похожие диссертации на Экологическая культура и ее формирование у современных школьников