Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Пипенко Мария Александровна

Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры
<
Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пипенко Мария Александровна. Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры : 22.00.06 Пипенко, Мария Александровна Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры (на примере русскоязычного сегмента Интернет) : диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.06 Ульяновск, 2007 214 с. РГБ ОД, 61:07-22/338

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию молодежных сообществ в теориях молодежной культуры и субкультуры 20.

1.1. Концепции исследования молодежных культур и субкультур в социологии молодежи 20.

1.2.0собенности подхода к изучению молодежи в теориях массовой кул ьтуры 51.

1.3. Типология молодежных сообществ 63.

Глава П. Феномен фанатства в современных Медиа 73.

2.1. Роль СМК в повседневных молодежных практиках 73.

2.20бщая характеристика феномена фанатства 82.

2.3. Возникновение новых типов молодежных виртуальных сообщество на рубеже XX-XXI 90.

Глава III. Анализ виртуальных фановских практик в контексте молодежной культур 105.

3.1. История и методы исследования Интернет 105.

3.2. Анализ виртуальных фановских практик 121.

Заключение 174.

Список литературы 182.

Приложения 200.

Введение к работе

Актуальность проблемы. На протяжении последних двадцати лет современное российское общество находится в состоянии системной и структурной трансформации, изменения пространства нормативности. Начало нового столетия ознаменовалось ростом внимания к так называемому «молодежному вопросу». Молодежь стала одним из важнейших субъектов потребления, от экономических, политических и культурных выборов которого во многом зависит благополучие всего общества. Сегодня изучением этой темы занимаются исследовательские центры в России и за рубежом. В центре внимания оказываются наиболее актуальные социальные проблемы молодежи, разработка прогнозов поведения различных групп. Традиционно в рамках проводимых исследований анализируются молодежные культурные практики, не вписывающиеся в существующую нормативность. Новые проявления индивидуальной и групповой идентичности воспринимаются как угроза стабильному существованию «взрослого» общества. Опасения, связанные с чрезмерной активностью молодежи, нередко носящей экстремистскую направленность, вызывают многочисленные паники.

Развитие информационного поля (медиа, реклама, видео, Интернет), появление разнообразных практик, связанных со спецификой освоения культурного пространства, обусловили новые темы в исследованиях молодежи.

Индустрия досуга предлагает сегодня множество стилей и направлений. Музыкальные, литературные, спортивные, кинопредпочтения являются не просто выражением личного вкуса молодых людей, но во многом определяют их стиль поведения, жизненную стратегию, ценностные ориентации. Развитие сети Интернет привело к созданию виртуального пространства, ставшего культурной сценой для выражения молодежных идентичностей. Легко меняющееся, неконтролируемое взрослыми, оно стало территорией, где реализуются

4 разнообразные культурные практики. Новая коммуникативная среда вызвала появление таких форм взаимодействия как сетевые конференции, форумы, чаты, интернет-дневники, информационные блоги, которые с каждым годом становятся все более популярными.

В целом, российский Интернет развивается чрезвычайно динамично. Если в мае 1999 года количество его пользователей составляло 1,5 млн. человек, то в октябре 2000 года, это число увеличилось в два раза1. В декабре 2001 года по данным компании Рамблер Интернет Холдинг, число российских пользователей Интернет равнялось уже 4 миллионам 543 тысячам, человек, а в 2002 году оно достигло 6 млн.2. В апреле 2003 в России к услугам Всемирной Глобальной сети обращалось уже 10,2 млн. человек. В 2004 году численность пользователей возросла еще в два раза (18,5 миллионов человек). К концу 2005 года Интернет-пользователем стал уже каждый шестой россиянин (20 млн. чел.). По итогам I кв. 2006 года ежемесячная аудитория Рунета составила 22% от взрослого населения России, то есть около 25 млн. человек.3 К 2010 году прогнозируется увеличение численности пользователей Интернет до 50 миллионов4.

Интернет предлагает ряд существенных ресурсов и преимуществ, отсутствующих в реальном пространстве: стираются географические и временные рамки общения, появляется возможность осуществления коммуникации в режиме реального времени и многое другое. Текстовые, видео, аудио или графические элементы гипертекста доступны пользователям по первому требованию.

Современная молодежь социализируется в свете глобального знания, глобальных достижений и глобальных имиджей. Виртуализация

'Что такое сайт?/Ликбез для руководителей.[Электронный ресурс].-

2 ЯатЫег.Российский Интернет вырос на полтора миллиона человека за полгода [Электронный
ресурс].-

3 Опрос «Интернет в России/Россия в Интернет ».Выпуск 15.Весна 2006. [Электронный ресурс]-
httn://bd. (приложение 1)

АК 2010 году количество пользователей Интернет в России достигнет 10 миллионов, [Электронный ресурс]- ews. п eweco. ru/news/? id =3 70

5 общественных отношений активно включается в повседневность. Однако, несмотря на высокую степень включения виртуального пространства в молодежную повседневность, специфика освоения молодежью новых пространств, особенности солидарностей, формирующихся вокруг новых типов общения, изменения жизненных графиков, особенности их выстраивания в Интернет-коммуникации - эти темы все еще остаются за рамками интереса академического сообщества. На сегодняшний день не только в отечественной, но отчасти и в западной социологической традиции недостаточно представлены исследования, посвященные особенностям культурного использования молодежью возможностей Интернет-сообществ для индивидуального и группового позиционирования.

В тоже время распространение практик, основанных на использовании новейших технологий, вызывает новую волну моральных паник. Внимание исследователей сосредотачивается на изучении формирования Интернет-зависимости. А социологический взгляд на проблемы новой коммуникационной среды - Интернет - пока еще недостаточно разработан и теоретически обоснован.

Проблемная ситуация сложилась и в сфере теоретических и практических подходов к изучению молодежных фановских практик. Это проявляется в многозначности терминов и отсутствии методик исследования. Термины «фанатство», «фановские практики» употребляемые в настоящее время, не получили социологической теоретической разработки, что стало одной из причин их различного толкования.

Виртуальные фановские практики существуют в медиа и теоретических дискурсах исключительно как девиантные, проблемные или субкультурные. В фокус анализа, как правило, попадают их наиболее эпатажные, агрессивные виды и проявления. В тоже время значение виртуальных практик в молодежной повседневности не изучается и

представления о молодежной жизни оказываются урезанными. При этом адекватный теоретический подход для описания повседневных виртуальных фановских активностей отсутствует.

Изучение онлайновых фановских практик имеет важное прикладное значение и с точки зрения разработки новых методов проведения социологических исследований. Интернет позволяет собрать эмпирические данные о специфических группах, к изучению которых зачастую трудно применить традиционные методы социологии.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью социологического анализа фановских интернет-практик как неотъемлемой части молодежной повседневности.

Степень научной разработанности темы. Интерес к изучению молодежной культуры обозначился в начале двадцатого века. Проведенный теоретико-методологический анализ социологических исследований молодежи позволяет говорить об их достаточно широкой представленности как в американской и европейской традиции, так и в отечественной науке.

Возрастной подход представлен тремя направлениями: психобиологическим - ученые, работавшие в его рамках, определяли молодость через психофизиологические особенности пубертатного периода (Г.Стэнли Холл); структурным функционализмом, чьи представители наделяли молодость структурным содержанием и смыслом (Т. Парсонс, Ш.Эйзенштадт). Исторический подход К. Маннхейма рассматривал молодость через наличие определенного поколенческого сознания, связанного с особым переживанием исторической ситуации.

Пионеры субкультурных исследований - факультет социологии и антропологии Чикагского университета в начале 20-х годов изучали поведение молодежных банд. У.Уайт, Ф. Трэшер, Р.Парк изучали образ жизни группировок из городских трущоб американских городов, уделяя внимание механизму трансляции ценностей и норм этой культуры, а

7 также особенностям формирования групповых идентичностей. Их последователи - А.Коэн и Р.Мертон - работали в рамках девиантного подхода, который явился определяющим в дальнейших исследованиях молодежи. Ранние субкультурные теории были представлены работами X. Беккера, С. Коэна, М. Абрамса.

Переходным этапом от субкультурных теорий к постмодернистким прочтениям молодежной активности явились работы ученых Центра современных культурных исследований Бирмингемского университета. С. Холл, Т. Джефферсон, К. Гриффин, П. Уиллис, С. Джонс, А. Макробби, Ф. Коен, М.Брейк, Д. Хебдидж, адаптируя теорию гегемонии

A. Грамши, рассматривали популярную культуру как постоянно
меняющуюся территорию, в которой трансформировались не только
форма, но и содержание. К середине 80-х годов термин субкультура был
подвергнут критике как не объясняющий все многообразие молодежного
поведения. С. Редхэд, С. Торнтон, А. МакРобби, М. Физерстоун, Т.
Беннет ввели такие термины как «гибридность», «племена», «нео
племена», «стиль жизни», «клубные культуры», «вкусовые культуры»,
«псевдо коммуны».

В современной западной социологии, одной из центральных, является дискуссия об изменении современных молодежных сцен, серьезный вклад в которую внесли работы X. Пилкингтон.

В отечественной социологии можно отметить работы Е.Е.Ливанова,

B. Ф. Левичевои и Ф.Э.Шереги (изучение отношения молодежи к
неформальным объединениям и явлениям субкультуры), Н.В.Кофырина
(неформальные молодежные группировки города Ленинграда), И.Ю.
Сундиева, Г.И. Забрянского и В.Г. Еремина (исследования преступных
молодежных группировок). В основном ученые рассматривают
молодежные субкультуры в рамках девиантного подхода (В.Ф.
Пирожков, В.М. Чеснокова, А.А. Кутьина, Г. А.Лукс, А. Матвеева, И.
Б.Громов, В.Н. Леонтьева, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская).

В середине 90-х годов отечественные субкультуры стали предметом анализа ученых-социологов (Т.Б. Щепанская, В.В. Костюшев, Т.Т. Исламшина, А.Л. Салагаев, A.M. Фишер, А.С. Запесоцкий, Т.П. Долгова и Ю.А. Клейберг, Е.Л. Омельченко). В конце 90-х годов появились концепции И.И. Ильинского (молодежь-новаторы), Ю.А. Зубок (молодежная культура в конфликте с господствующей), И.Ю. Сундиева (внешняя инфантильность), И.Н. Андреевой (специфичность отечественных субкультур).

Исследование фановских практик в отечественной науке осуществлялась в рамках исследования субкультур и футбольных фанатов (Т.Т. Исламшина, Т.Б. Щепанская, Е.Л. Омельченко). В зарубежной науке фановские практики рассматривались в контексте взаимодействия молодежи и средств массовой коммуникации (С. Майлз, А. Андерсон, Д. Рашкоф, П. Виллис, Д. Бакингем, Б. Раймер). Исследовались такие девиантные практики как фанатизм, футбольное хулиганство и преследование знаменитостей (Д. Коги, Р. Шикель), фанатство изучалось как способ накопления культурного капитала (Д. Фиск, Д. Радуэй, Э. Кист, Д. Туллок, М. Алварадо), также эта проблема связывалась с потребностью в принадлежности к группе (Д. Рисман).

Изучение виртуальных сообществ только начинается как отечественной, так и в зарубежной социологии. Большой вклад в организацию исследований в смежных с социологией областях внесли специализирующиеся на изучении киберпространства российские ученые Н.В. Борисов, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, В.И.Дрожжинов, С.А.Дятлов, К. К.Колин, А.Н.Кулик, В.Б. Наумов, СИ. Паринов, В.В. Печенкин, Л.В. Сморгунов, В.П. Терин, А.В.Чугунов, Б.З. Докторов, А.Е. Шадрин, Н.О. Арестова и другие. Необходимо отметить работы В.Ю.Нестерова (динамика сетевых сообществ), СВ. Бондаренко (структура сетевых сообществ), М.Д. Кондратьевой (электронная

9 коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ).

В западной социологии изучаются новые виды коммуникаций, культурный обмен и создание идентичностей в виртуальном пространстве (У. Бетус, Д. Миллер, Д. Слейтер, Э. Диани). Д. Хили, К. Бассет, К. Хайн, X. Рейнгольд говорят о новом понимании термина «субкультура» относительно виртуальных сообществ. Тем не менее, непосредственных исследований этой темы крайне мало: отметим лишь исследования фан-сайта группы Phish Н. Уатсона, сайта скейтбордистов И. Бордена, М. Кибби изучал сайт Кентерберийских музыкальных групп, Э. Беннет - сайты, посвященные фильму «Ведьма из Блэр».

Таким образом, сегодня накоплен представительный арсенал научных исследований касающихся молодежных сообществ, но можно зафиксировать недостаточное количество работ касающихся виртуальных молодежных сообществ. Слабо изучены недевиантные формы фановских практик и практически полностью отсутствует материал, касающийся виртуального пространства.

Цель исследования - изучить особенности виртуальных молодежных фановских практик, роль и способы включения данных практик в молодежную повседневность.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

рассмотреть основные подходы отечественных и зарубежных исследований к анализу молодежных культур, дать развернутую типологию молодежных сообществ

выявить современные подходы к социокультурному анализу феномена фанатства

описать новые типы молодежных виртуальных сообществ

рассмотреть специфику виртуальной коммуникации молодежных фан-сообществ

на конкретном эмпирическом материале проанализировать многообразие повседневных виртуальных практик, используемых в фановских сообществах

описать место фановских Интернет-практик в контексте повседневности тех групп молодежи, которые включены в это пространство

выявить соотношение значимости виртуальных и реальных групп в молодежной повседневности

проанализировать соотношение и значимость виртуальной и личной коммуникации

определить значимость коммуникативных практик в структуре коммуникативной деятельности молодежных фан-сообществ, а также стратегии данных практик

Объектом исследования являются молодежные виртуальные фан-сообщства в русскоязычном сегменте Интернет.

Предметом исследования являются повседневные виртуальные молодежные практики фанатства.

Методологическими и теоретическими основаниями

диссертации послужили: постсубкультурный подход X. Пилкингтон, основанный на анализе влияния процессов глобализации на локальные молодежные сцены и концепция жизненно-стилевых стратегий молодежной повседневности Е.Л. Омельченко.

Методология постсубкультурного подхода является хорошей базой для анализа современных молодежных культур, поскольку охватывает все многообразие молодежных сцен, не сводя анализ к какому-то одному конструкту. Социологический анализ молодежных практик в рамках стилевого подхода позволяет сделать акцент именно на повседневных проявления молодежной активности, механизмах формирования новых типов солидарностей в контексте глобально-локальных измерений ее жизненных миров.

Кроме того, в качестве теоретической базы исследования выступили положения о культурном и социальном капитале П. Бурдье, теории обоснования фанатства (Д. Фиске, Д. Радуэйя, Г. Дженкинса).

Теоретический анализ проблемы задан также рамками структурного функционализма и его представлениями об особенностях социализации молодежи и функциях молодежной культуры (Т. Парсонс), субкультурным подходом к молодежным практикам представителей Бирмингемского университета (П. Виллис, М. Брейк, А. Макробби, С. Холл, Д. Хебдидж, К. Гриффин и др.), концепцией поколения К. Манхейма и подходом к анализу молодежной культуры в контексте групп сверстников Ш. Эйзенштадта.

Основные идеи диссертационного исследования формировались в том числе под влиянием Чикагской школы исследований особых типов молодежных сообществ (Ф. Трэшер, У. Уайт, Р. Парк, А. Коен).

В диссертации мы опирались также на этико-эстетическую концепцию массовой культуры X. Ортега-и-Гассета, классовую концепцию массовой культуры представителей Франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, В. Беньямин, Г. Маркузе), теорию конструирования социальных проблем средствами массовой коммуникации (Р. Хеншель, Д. Джонсон), концепцию «глобальной деревни» М, Маклюэна, теорию «постиндустриального общества» Д. Белла, постмодернистские теории массовой культуры (Ги Дебор, Ж. Бодрияр).

Особое значение имеют работы отечественных социологов, в частности, изучение отношения молодежи к неформальным объединениям и субкультурам, исследования преступных молодежных группировок (В.Ф. Пирожков, В.М. Чеснокова, А.А. Кутьина, Г.А. Луке, А.А. Матвеева), субкультурных молодежных объединений в рамках

12 делинквентного подхода (Т.Т. Исламшина, Т.Е. Щепанская, В.В. Костюшев).

Гипотезы исследования.

  1. Виртуальные культурные сцены являются неотъемлемой частью молодежной повседневности, они становятся площадками для разнообразных практик, как аутентичных Интернет коммуникации, так и перенесенных из реального пространства. Организация виртуального пространства способствует организации фан-сообществ, поэтому виртуальными фанами часто становятся те, кто в реальности отказывается от фановских практик.

  2. Первоначальным мотивом поиска фан-сайтов является желание найти информацию о значимом явлении, но по мере интеграции индивида в сообщество, культурный интерес как мотив пребывания на сайте, отходит на второй план или вообще теряет свою значимость, главную роль начинают играть коммуникативные практики.

  3. Успешность и значимость виртуальных коммуникативных практик не означает неуспешность и отсутствие друзей в реальной коммуникации. Общение в виртуальном пространстве не заменяет, а дополняет личное общение.

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты исследования, целью которого был анализ повседневных виртуальных молодежных фановских практик.

На первом этапе исследования был проведен проблемно-поисковый анализ существующих фан-сайтов русскоязычного сегмента Интернет. В поисковую строку основных русскоязычных порталов - Яндекс, Рамблер и Google - было введено «фан-сайт». В среднем, системы выдали около

13 500 сайтов. Чтобы выборка была максимально случайной, шаг равнялся 5. Таким образом, в выборку попало 100 фан-сайтов, из которых были отобраны 10 сайтов, связанные со значимыми явлениями в разных областях культуры и спорта.

На втором этапе, заняв открытую позицию исследователя (согласно этическому кодексу социолога), на форуме каждого десятого сайта, участникам было предложено ответить на вопросы об участии информантов в виртуальных фановских практиках.

На третьем этапе, оценив интенсивность отклика потенциальных информантов, а также на основании теоретического анализа различных подходов к изучению молодежной культуры, феномена фанатства, виртуальных молодежных практик, были выбраны два фановских сайта, на форумах которых велось включенное наблюдение (насколько этот термин применим к виртуальным сообществам). Были проведены глубинные интервью с посетителями данных фан-групп, а также анализ материалов сайтов и форумов.

Интервью проводилось посредством переписки через электронную почту. Информанты подробно и развернуто отвечали на вопросы исследователя согласно гайду. Темы вопросов были посвящены мотивам выхода в Интернет вообще и на фан-сайт в частности, регулярности посещения фан-сайтов, стратегиям поведения на фан-сайтах и причинам выстраивания подобных стратегий, особенностям общения, и др. Переписка с каждым информантов шла в режиме диалога и включала около 10 писем-ответов. По времени проведения интервью были очень индивидуальны в зависимости от возможностей информанта. Они занимали от одной недели до одного месяца. В результате глубинные интервью были проведены с 30 информантами в возрасте от 16 до 29 лет.

Автором привлекались также материалы социологических исследований ФОМ5 (объем вьіборки^ІЗОО); и ВЦИОМ (объем выборки=1600) с целью их вторичного анализа.

Научная новизна работы состоит в следующем:

і. Рассмотрены виртуальные практики фанатства в контексте молодежной повседневности, что позволило существенно расширить представление об этой стороне молодежной жизни.

  1. Реализован анализ виртуальных молодежных фановских практик, причин и способов интеграции.

  2. Разработана авторская методика исследования виртуальных сообществ в русскоязычном сегменте Интернет на основе стилевого подхода к анализу молодежных культур.

  3. Уточнены и выведены за рамки дискурса девиантности понятия «фан», «фан-сообщество».

  4. Предложены новые термины «фановская идентичность» и «web-идентичность».

  5. Подробно рассмотрена взаимосвязь реальных и виртуальных коммуникативных практик.

Положения» выносимые на защиту:

1. Молодежь является активным пользователем всемирной глобальной сети. Степень освоенности виртуального пространства связана с социальным положением семьи, образованием индивида и местом работы/учебы. Активность осваивания Интернет- пространства напрямую связана с доступностью выхода в Интернет, причем решающую роль в частоте и количестве времени проведения играет наличие свободного и бесплатного/недорогого доступа. Наличие домашнего компьютера обуславливает повседневный выход в виртуальное пространство.

5 Футбольный фанат: патриот или безумец.[Электронный ресурс].-

15 2. Наличие Интернет является решающим фактором включения в фановские практики, так как до использования Интернета, субъект чаще всего не осуществляет подобной активности или они сводятся к обычному коллекционированию записей, фильмов, плакатов и т.д. Доступ в виртуальное пространство во многом определяет актуализацию фановской идентичности. Изначально к погружению в виртуальное сообщество приводит интересующий объект или явление, потом он отходит на второй план или вообще теряет свою значимость, и первостепенную важность приобретает общение. Коммуникация в рамках фановских практик позволяет найти друзей, которые не только разделяют общие культурные интересы, но и придерживаются схожих стилевых характеристик. А значимые культурные явления становятся маркером для определения «своих-чужих» в огромном пространстве Интернет. Виртуальные фановские практики дают возможности наращивать культурный капитал и способствует расширению социальных сетей в реальном пространстве. Юноши и девушки-пользователи Интернет приобретают «реальные» знания и «реальных» друзей. Часто, фан-сайты являются единственным местом, где юноши и девушки могут найти единомышленников, получить информацию, обменяться впечатлениями. Особенно это значимо для жителей провинциальных городов, у которых нет доступа к различным фан-практикам вне Интернет. Виртуальное пространство также используется для координации различных фановских практик имеющих место в реальности.

3. Одним из основных отличий реальных и виртуальных фановских практик является то, что глубокие знания об объекте культурного интереса не являются причиной поднятия на вершину фановской иерархии в Интернет (как это происходит в реальных сообществах). Особенность организации виртуального пространства, свободный доступ к любой информации, ведет к тому, что иерархия социальной значимости строится не на основе количества знаний

относительно культурного интереса и не позиции власти, занимаемой индивидом на данном, отдельно взятом фан-сайте, а на основе других качеств. На формирование властной иерархии на исследуемых фан-сайтах чаще всего влияют три фактора: время пребывания на сайте, степень активности участия в виртуальных практиках и степень активности участия в реальных практиках. Власть и статус в фановском сообществе реализуются в основном в регулирующих поведение практиках.

4. Термин «фан» несет в себе отрицательный смысл независимо от того, насколько значимым является культурное событие для молодого человека или девушки. Скорее всего, это связано с растиражированным средствами массовой информации образе фана как агрессивного, истеричного, неадекватного индивида, совершающего противоправные действия.

Всех участников виртуальных фановских практик можно разделить на три группы:

активные фаны (принимающие участие в любых практиках связанных со значимым явлением и в виртуале, и в реальности; использующие виртуальное пространство как дополнительную площадку для фановской активности и координации своих практик в реальности);

скрытые фаны (принимают участие только в виртуальных фановских практиках, сознательно отказываясь от фановских практик в реальности, в связи с социальным положением, нехваткой времени, личными принципами и т.д.);

случайные фаны (в фан-сообщество вступили случайно, но по какой-то причине фан - пространство привлекло их внимание и они остались).

В результате включения в фановские практики у индивида формируется фановская идентичность. Чем интенсивнее осознана эта

17 идентичность, тем более активно индивид включается в фановские практики.

5. Под воздействием виртуальных фановских практик меняется структура повседневности юношей и девушек. Реализация фановской активности в Интернет приводит к тому, что с одной стороны, границы между частным и публичным молодежным пространством становятся более четкими, так как взрослые не имеют возможности контролировать виртуальные практики, с другой - границы становятся более прозрачными, так как при условии соблюдения определенных правил, в этих практиках может принять участие любой человек (в отличие от реальных практик).

6. Трансформируются способы проведения досуга, значимой частью которого становятся Интернет - практики вообще, и виртуальные фановские практики в частности. Интернет становится полноценным досуговым пространством для молодежи, в отдельных случаях превалируя над другими видами досуговых практик.

7. Изменяются механизмы личной коммуникации за счет освоения дополнительного пространств, в результате чего общее количество контактов, как виртуальных, так и личных, значительно возрастает. Виртуальное общение является повседневной практикой современной молодежи и рассматривается большинством как этап реального общения. Темы виртуальных бесед взаимосвязаны с уровнем сближения виртуальных собеседников, чем ближе знакомы индивиды, тем ближе к реальности и повседневности их темы общения. Прямая связь между неуспешностью в реальных коммуникациях и успешностью в виртуальных отсутствует. Юноша или девушка могут быть одинаково успешны и в реальной, и в виртуальной коммуникациях, или одинаково неуспешны и там, и там.

8. В том случае, если Интернет играет для индивида важную роль, и виртуальные практики являются чрезвычайно значимыми, мы можем

18 говорить о возникновении «web-идентичности». В широком смысле под этим термином мы понимаем осознание принадлежности пользователя к всемирной глобальной сети. В узком - осознание себя как члена виртуальной коммьюнити, часто противопоставляя себя участникам других виртуальных, а в отдельных случаях и реальных, сообществ.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется необходимостью всестороннего анализа виртуальных практик. Результаты работы, предложенные термины могут быть использованы как в дальнейших исследованиях по данной проблематике, так и при разработке учебных курсов по социологии молодежи, социологии массовой коммуникации, социологии Интернет.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке новых методологических и методических подходов к изучению виртуальных фановских практик. Проведенное исследование имеет теоретическое и практическое значение для изучения механизмов и процессов функционирования виртуальных сообществ в целом.

В работе рассмотрены различные подходы к социокультурному анализу феномена фанатства, описана специфика виртуальной коммуникации молодежных фан-сообществ.

Выводы диссертации имеют значение для формирования новых инструментов познания виртуальной реальности. Полученные в ходе исследования результаты способствуют обоснованию возможностей и границ применения стилевого подхода для изучения виртуальных повседневных молодежных практик. Вместе с тем, диссертационный материал может стать основной при составлении практических рекомендаций по урегулированию семейных конфликтов, в основе которых лежат вопросы использования Интернет и фановские практики.

Апробация основных положений исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры рекламы факультета культуры и

19 искусства Ульяновского Государственного Университета.(2002-2006 годы), кафедры САР СГТУ, кафедре общей социологии НГУ(2006 год), методологических семинарах молодых ученых УлГУ.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, отражены в публикациях автора и были представлены в докладах на следующих конференциях:

  1. XI Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в культуре России», Ульяновск, 2003,

  2. Всероссийская научная конференция «Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира».!9-20 июня 2003 года. Ульяновск, 2003

  3. XII Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в культуре России», Ульяновск, 2004 год.

  4. «XII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2005», МГУ, Москва.

5. Международная конференция «Молодежная повседневность:
меняющаяся молодежь в меняющемся мире», Тольятти, 2005 .

6. Международный семинар «Социальные идентичности в
трансформирующемся обществе», Новосибирск, 2006-2007.

7. Международный семинар «Экстремизм и ксенофобия», Санкт-
Петербург, 2007.

Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора общим объемом 2,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит наименований, в том числе на иностранном языке. Объем основного текста диссертации - 199 машинописных листа. В приложении, объемом 14 страниц представлены методические материалы, не вошедшие в основной текст рукописи.

Концепции исследования молодежных культур и субкультур в социологии молодежи

Интерес к изучению нового социального феномена молодежной культуры обозначился в начале прошлого века. Это внимание не ослабевает до сих пор. Молодежный вопрос и связанные с ним политические, теоретические и культурные проблемы актуализируется вместе с новыми формами молодежной активности. Как западные, так и отечественные ученые стремились представить свои версии определения молодежи в качестве социальной группы, описать особые формы взаимодействия, характерные для ее формирования, понять смысл и направленность молодежных практик. Эволюция взглядов на молодежь претерпевала значительные трансформации. Со временем менялись подходы и интерпретации.

Устойчивые конструкты, такие как возраст, тендер, класс, использующиеся для объяснения молодежной активности, менялись на более гибкое понятие субкультуры и совсем пластичные «неоплемена», «стиль жизни», «культурные сцены», «клубные культуры», «вкусовые культуры» и т.д. Вслед изменению концептуальных рамок менялся и предмет анализа. Так, например, в результате последовательной критики субкультурного конструкта ученых английской школы культурных исследований6, в фокус внимания начали попадать молодые женщины, исключенные группы, «небелая молодежь», жители нецентральных стран, молодежь нетрадиционной сексуальной ориентации и др.

Большая часть исследований и текстов, посвященных молодежной тематике отмечены проблемным взглядом на саму природу молодости. Можно сказать, на протяжении всей истории социологических, социально-политических и культурологических подходов к изучению молодежных формирований и практик доминировал девиантный конструкт молодежной идентичности

Предлагаемый нами взгляд на современное молодежное пространство, отличает отказ от априорной проблематизации молодежи как некоей единой социальной группы, признание множественности измерений, вдоль которых можно исследовать разные типы молодежных формирований и солидарностей, стремление к пониманию не столько эпатажных, сколько повседневных характеристик жизни российской молодежи.

В данной главе будут рассмотрены основные зарубежные и отечественные концепции и подходы к исследованию молодежных культур и субкультур в социологических и социально-культурных теориях XX века, посвященных молодежной тематике.

Проведенный теоретико-методологический анализ социологических исследований молодежи позволяет говорить об их достаточно широкой представленности в зарубежной и отечественной науке. Так, в зарубежной науке выделим ряд сменяющих друг друга подходов: биопсихополитический или «возрастной», классовый, субкультурный, постмодернистский (или постсубкультурный) и стилевой.

Обратимся к краткому рассмотрению направлений в рамках возрастного подхода: психобиологическое, структурный функционализм и исторический подход.

Возрастной подход предполагает, что в основе выделения молодежи как отдельной социально-демографической группы лежит некий возраст «молодости». Границы этого возраста конструируются исторически и зависят от экономического, политического и культурного режима того или иного государства. Данного подхода придерживаются многие ученые, работающие в различных парадигмах. ( С.Холл, К.Манхейм и ДР-)

Обращаясь к классификации имеющихся по данной проблематике работ, следует отметить возросший к ней интерес в конце Х1Х-начале XX веков. Американский психолог Г. Стэнли Холл рассматривал подростковый возраст как особое время, стержнем которого является половое созревание, которому соответствует духовная и ценностная перестройка личности, сопровождающаяся кризисными и пороговыми состояниями. В своей работе «Психология подростков и ее отношения с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью религией и образованием», Г.С. Холл практически полностью связывал основные характеристики поведения подростка с особенностями его физиологического возрастного созревания [На11,1904]. По мнению ученого, подростковый период отличает эмоциональная неуправляемость. Сконструированный на основе теории «шторма и натиска» (storm and pressure) портрет подростка, движимого «неуправляемым пубертатом» был растиражирован популярными изданиями и средствами массовой информации. Этот образ продолжает доминировать в обыденном сознании взрослых на протяжении всего XX века.

Типология молодежных сообществ

Проблема классификации молодежных сообществ стоит достаточно остро. До сих пор не существует общепринятой системы молодежных групп. Это обусловлено множественностью и разностью оснований, по которым может происходить типологизация молодежных групп.

В контексте нашего исследования важно рассмотреть основные типологии и определить место фанов в ситуации разнообразия молодежных групп.

Типологии молодежных групп выстраивают по разным признакам. В основе могут лежать социальная направленность, особенности иерархии молодежной группы, культурные интересы и т.д.

Из наиболее общих типологий молодежных групп, мы можем отметить типологию С. Фролова. Он выделяет молодежные группы по следующим основаниям:

По принадлежности: . ингруппы-группы к которым юноша/девушка чувствует свою принадлежность, и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для них служит разделение общих чувств, мнений, ценностей и т.д. . аутогруппы-группы к которым юноша/девушка не принадлежит, членов которых он противопоставляет себе. По взаимоотношениям:

. первичные - в них каждый участник группы видит в другом равноправного партнера по общению, разделяют общие интересы, удовлетворяют свои потребности в общении. . вторичные - контакты носят односторонний и утилитарный характер. Групповые действия ориентированы на цель. Дружеские личностные контакты не обязательны. По степени общения: . малые группы - в которых участники имеют личностные контакты с каждым. Роль постоянно действующего фактора социального контроля играет групповое мнение. . большие группы, в которых непосредственного общения со всеми участниками группы нет. Контроль осуществляется сверху вниз. [Фролов,1997:113] Данная типология представляется довольно универсальной, в контексте нашего исследования она охватывает и некоторые существенные признаки организации молодежной активности. В силу своей универсальности подобную типологию можно отнести к любым, не обязательно молодежным, группам.

Типологии Н. Фрадкина, более специфична. Помимо общих характеристик группы, таких как размер, возраст, пол и степень принадлежности, он выделяет социальную направленность молодежных групп, изначально предполагая возможное девиантное поведение молодежи.

Н. Фрадкин выделяет:

просоциальные, асоциальные и антисоциальные . группы принадлежности и референтные . большие и малые . постоянные и случайные . с демократическим и авторитарным подчинением

разновозрастные и одновозрастные . однополые и разнополые [Фрадкин, 1996:44] Следует отметить, что большинство типологий молодежных групп основано либо на особенностях их деятельности, либо на основе культурных интересов. Таким образом, группы классифицируются по одному основанию, сужая таким образом, поле анализа.

Так, типология А. Толстых основывается на направлениях

деятельности молодежных групп: . общественно-политические группы, которые ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов. . радикалы - агрессивная молодежь, деятельность которой направляется взрослыми эколого-этические группы . неформально-молодежные объединения (группы образа жизни) . нетрадиционно-религиозные группы . группы по интересам [Толстых ,1988:71] Данная типология весьма спорна, так как общественно политические группы могут являться группами по интересам, заниматься общественно политической деятельностью, направляться взрослыми и при этом, ее члены могут вести «неформальный образ жизни».

Еще одна типология, в основе которой лежит характеристика деятельности и культурные интересы была предложена С. Сергеевым. Он выделяет: романтико-эскаписткие субкультуры . гедонистическо-развлекательные . криминальные

. анархо-нигилистические (которые также называют радикально-деструктивными) [Сергеев, 1998:96]. Подобное разделение на группы очень узко. Оно не включает полностью все существующие на настоящий момент молодежные группы. Возможно, это связано с тем, что молодежь постоянно воспринимая и преобразовывая различные культурные явления, создает все новые и новые группы, требующие иных типологий.

Возникновение новых типов молодежных виртуальных сообщество на рубеже XX-XXI

Появление Интернет предоставило молодежи ряд существенных ресурсов и преимуществ, отсутствующих в реальном пространстве для реализации фановских практик. В первую очередь, Интернет является пространством, которое можно конструировать и изменять в зависимости от задач конкретного фановского сообщества. Характерным свойством Интернет является редуцирование пространства, - стирание географических и временных рамок вне зависимости от места и времени отправления послания. Коммуникация может осуществляться как в режиме реального времени, так и с отсрочкой получения сообщения.

Другой значимой характеристикой виртуального пространства является относительная легкость доступа к Интернет. Все больше ВУЗов обеспечивают своим студентам возможности бесплатного использования Интернет-ресурсов; цены провайдеров, предоставляющих услуги подключения, снижаются, открывается все больше Интернет-клубов. Одним из главных достоинств виртуального пространства является минимальный контроль со стороны взрослых, которые могут отслеживать лишь количество времени пребывания в online, а не сами виртуальные практики. Наличие свободного, легко конструируемого, неконтролируемого взрослыми пространства, в котором можно легко общаться, является причиной, по которой Интернет стал оккупированной молодежью территорией для реализации разнообразных практик, в том числе фановских.

Появление киберпространства как особой среды обитания человека, привело к модификации социального пространства: моделей экономической деятельности, форм социального взаимодействия и даже эстетических образов. Так, например, с появлением виртуальных денег (web-money) капитал перестал быть привязан к географическим точкам.

При этом социальная система виртуального пространства буквально за два десятилетия прошла путь от уровня «примитивных» к уровню «развитых» обществ. В новой коммуникативной среде социальные группы участников виртуальных сетевых сообществ являются элементами социальной структуры виртуального пространства.

Большой вклад в организацию исследований в смежных с социологией областях внесли специализирующиеся на изучении киберпространства российские ученые Н. Борисов, Е.Белинская, А. Войскунский, В. Дрожжинов, С. Дятлов, К. Колин, А. Кулик, В. Наумов, С. Паринов, Л.Сморгунов, В. Терин, А.Чугунов, Б. Докторов, А. Шадрин, Н. Арестова и другие. Были исследованы психологические аспекты взаимодействия с компьютером, проблема зависимости от Интернета, особенности влияния Интернет на идентификационные структуры личности, тендерная специфика при работе с Интернет и другое. Однако их исследования носят фрагментарный характер, оставляя характеристики и функционирование виртуальных сообществ за рамками своих научных интересов.

Одной из первых работ, исследовавших социальные сообщества, была работа В. Нестерова «К вопросу о динамике сетевых сообществ», выполненная в рамках психологической науки, в которой автор рассматривает характеристики сетевого социума и особенности сетевых сообществ. Автор выделает уникальные черты сетевых сообществ, такие как нестабильность, отсутствие взаимодействия с внешней средой, проблема сохранения традиций. Исследователь приходит к выводу, что у больших стабильных социумов, избегнувших развала вследствие внутренних проблем, можно выделить две характеристики: 1) Достаточно жесткую систему управления социумом — слишком активные и с сомнительной лояльностью члены социума, совокупная энергия которых может угрожать существованию социума, просто-напросто из него изгоняются, дабы удержать в норме давление внутри социума и 2) Традиции в этих социумах не просто поддерживаются, но педалируются, им уделяется первостепенное значение [Нестеров, 2000]. Также можно отметить исследование чата «Сибирские партизаны» С. Кремлевой. Автор рассматривает чат как сетевое сообщество и пытается определить основные принципы его формирования. С. Кремлева определила, что для чата характерна смена поколений, с одной стороны, с другой о наличии постоянного ядра сообщества [Кремлева, 2001].

Одной из основных на сегодняшний день работ, посвященных исследованию виртуальных сетевых сообщества, является монография С. Бондаренко «Социальная структура виртуальных сетевых сообществ». Согласно его исследованию, пользователи телекоммуникационных сетей в процессе социальных взаимодействий объединяются в виртуальные сетевые сообщества. Автор относит виртуальные сетевые сообщества к классу саморегулирующихся и самопреобразующихся социальных структур, в которых структурные связи наравне с мироощущением пользователей придают целостность сообществу. Эти взаимоотношения в сознании групп пользователей складываются в форму оценки реального или потенциального взаимодействия, отражающего успешность осуществляемых процессов коммуникации с точки зрения реализации групповых потребностей. Потребности в коммуникации являются мощным фактором вовлечения пользователей телекоммуникационных сетей в процесс социального действия. Регулирование социальных взаимодействий в таких сообществах осуществляется посредством социальных норм и правил. Составной частью структуры выступают социальные ресурсы: доверие, социальная навигация, контент и социальное время. При этом ресурсы имеют не только пространственный, но и темпоральный характер [Бондаренко, 2004].

Что касается непосредственно исследований российскими учеными молодежных виртуальных сообществ, то здесь мы можем упомянуть работу А. Зайналабидова и В. Черноус «Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона». Анализируя девиантность молодежи в условиях социальной трансформации, авторы относят к виртуальным девиантным сообществам экстремистские религиозные секты, группы политических и экономических террористов, традиционные и новые организованные в оффлайне преступные сообщества, некоторые молодежные группы экстремистской технократической направленности и т.д. [Зайналабидов, Черноус,2003]. Значимым исследованием в этом направлении стало диссертационное исследование М. Кондратьевой, которая исследовала электронную коммуникацию как основу развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ. В частности, изучая виртуальные религиозные сообщества, ученый проанализировала привлекательность «паттернов виртуальных отношений, необходимых для самоидентификации личности молодежи» [Кондратьева, 2005:3].

История и методы исследования Интернет

Сложно переоценить всю важность исследований Интернета, так как сегодня виртуальное пространство оказывает все более возрастающее влияние на природу коммуникаций и социального взаимодействия. Без сомнения, всемирная глобальная сеть стала одной из наиболее существенных форм сжатия времени и пространства связанной с развитием коммуникационных систем. Дерек Фостер утверждает, что Интернет как ничто другое способствует раздвижению границ и сокращению времени социального взаимодействия, а также созданию новых каналов транслокальной и трансвременной коммуникации [Foster, 1997].

Мы уже частично останавливались на исследовании виртуальных сообществ, однако в данном параграфе мы рассмотрим историю и методологию исследований Интернета.

Интернет с самого своего появления является предметом междисциплинарных исследований, в которых объединены усилия специалистов в таких областях как социология, культурология, философия, «взаимодействие человека с компьютером» (Human-Computer Interaction), лингвистика, этнография, психология, педагогика, политология, библиотековедение, а также (бесспорно, в первую очередь по объему исследований) "communication science" — научное направление, для которого в русскоязычной номенклатуре ученых дисциплин нет ни соответствия, ни наименования, разве что относительно недавно предложенное название «коммуникативистика» [Землянова,1995].

Начало гуманитарным исследованиям в Интернет было положено в те годы, когда его прототип в виде взаимосвязанных компьютерных сетей уже существовал и развивался, однако наименование это еще не употреблялось. В 70-е годы речь обычно шла о локальных или глобальных компьютерных сетях и об общении, опосредствованном компьютерами (computer mediated communication, или CMC). На этом материале и в этой парадигме и проводились исследования, в том числе поначалу немногочисленные гуманитарные. В течение 80-х годов был опубликован ряд монографий и сборников ([Griffin Р, Belyaeva А. V., Soldatova G. U,1992; Hiltz S.; J. Siegel, V. Dubrovsky, S. Kiesler, T. W. McGuire,1986) ориентированных на изучение коммуникативных применений компьютерных сетей и/или на анализ воздействия таких сетей на организационные структуры.

В 90-е годы (и особенно во второй их половине) парадигма сменилась, и начались гуманитарные исследования собственно Интернета: модернизация наименования принесла закономерное расширение и обновление проблематики. В настоящее время исследования не ограничиваются лишь опосредствованным общением между людьми, активно изучается также игровая и познавательная деятельность, осуществляемая посредством Интернета. Что же касается сетевых организационных структур, то они все более признаются не привнесенными извне и в какой-то мере навязанными инновациями, а скорее базовым свойством организаций и социальных структур современного «сетевого общества» [Кастельс,2000].

Обратимся к начальному периоду развертывания гуманитарных исследований Интернета. В нашей стране безусловными пионерами в гуманитарном изучении деятельности человека в Интернет (а до того — в компьютерных сетях, как локальных, так и глобальных) выступили психологи. Тому есть ряд подтверждений. Исторический анализ раннего этапа психологических исследований представлен отечественными исследователями в публикации на английском языке [Чугунов,2000].

Качественные исследования Интернет в России, пока все еще малочисленны и в целом они преобладают в сфере психологии.

Можно отметить статью И. Шевченко «Психологические особенности Интернет общения», в которой описывается особенности общения во всемирной глобальной сети, и причины обращение к Интернет [Шевченко, 1999]. А. Минаков рассматривает Интернет как новый слой реальности, исследуя его психологические свойства. Большое внимание уделяется символическому общению в Интернет , замены определенных слов символами, использование акронимов12. В 2001 году А. Жичикина исследовала стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальными идентичностями в контексте своей диссертационной работы в рамках психологической науки. Она также изучала аспект Интернет зависимости [Жичкина,2001].

Что касается чисто социологических исследований, то их еще меньше, и они носят практический характер и связаны с маркетингом и особенностью рекламы в Интернет.

В 1999 году П. Аронсон сделала качественный анализ виртуальных пространств Рунета. Она исследовала особенности восприятия виртуального пространства по сравнению с реальностью, подчеркивая характер эксклюзивности каждого пользователя Интернет в силу трудности доступа к Интернет [Аронсон,1999].

Следует отметить, что наибольшее число социологических исследований Интернет являются диссертационными исследованиями. Так можно упомянуть диссертацию А. Биккулова «Интернет как средство массовой коммуникации», в которой он описывает Интернет как частный культурный коммуникативный институт, рассматривает социально 12 Акроним - это устоявшееся сокращение, которое применяется как самостоятельное слово. К акронимам например можно отнести следующие слова СПИД, ликбез, замполит, США, DOS и т.д, культурные функции Интернет. Автор описывает основные направления эмпирических исследований Интернет и делает социологический анализ аудитории Интернет в России [Биккулов,2003]. И. Прохорова в своей работе изучала социально-культурные аспекты феномена виртуальной коммуникации в русскоязычной сети Интернет [Прохорова, 2006]. Н. Туякбасарова исследовала Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентации личности студентов [Туякбасарова, 2006].

На западе качественные исследования Интернет проводятся в рамках киберсоциологии и затрагивают следующие темы:

Вопросы киберметодологии. Особенности исследования виртуальных пространств.

Вопросы доступа к Интернет

Исследование виртуальных сообществ

Исследование различных киберидеологий

Вопросы киберлюбви, виртуального секса

Политическая активность online

Онлайн религии и техноспиритуализм

Похожие диссертации на Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры