Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Нальгиева Ханифа Лячиевна

Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ)
<
Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нальгиева Ханифа Лячиевна. Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Майкоп, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:05-22/212

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические подходы к феномену толерантности 16

1.1. Социокультурные предпосылки эволюции толерантности как социального явления 16

1.2. Понятие толерантности и её сущность 34

1.3. Толерантность - важнейший путь к социальной стабильности 52

1.4. Этнический статус в условиях социальной напряженности в обществе 73

Глава II. Социокультурные факторы обеспечения согласия в условиях социальной напряженности 98

1. Социополитическое и социокультурное положение Чечни накануне конфликта 98

2. Трансформация социокультурных ценностей в условиях не стабильности в Чеченской Республике 115

3. Взаимодействие уровня толерантности и социокультурных факторов в республике 130

Заключение 151

Список использованной литературы 158

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования

Актуальность изучения проблемы социокультурных аспектов толерантности как условия регулирования социальной напряженности в Чеченской Республике в современных условиях имеет под собой глубокие корни, связанные с историческим прошлым, глобализациоиными процессами в мире, со всеми противоречивыми явлениями, происходящими в целом в России. Исключительность этой проблемы обусловлена сложным, многогранным, порой трудно поддающимся анализу кризисом, охватившим все сферы социума. С этим связаны и маргинализация, и рост агрессивности среди населения.

Проблема толерантности (точнее соотношение толерантности и агрессии) всегда являлась очень важной для социума. Структура, жизнестойкость, развитие общности (общества) зависят от многих факторов, в том числе и от меры толерантности.

В двадцатом веке все отчетливее прослеживались апокалипсические мотивы. Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» предрекал гибель западной цивилизации, а Макс Вебер размышлял о мировой тенденции рационализации социальных действий и связанной с этим опасности. Как отмечает Кравченко С.А., предвидения Вебера о возможности "иррациональной рациональности" вскоре подтвердились на практике и служат тому примером. Все основные характеристики рациональной организации были у Халокоста:

невиданная никогда машина массового уничтожения людей, строгий кон-

1 троль всех с помощью нечеловеческой технологии.

Идеи "заката цивилизации" высказывались и такими великими мыслителями как Сорокин П.А., Ильин И.А., Й.Хейзинга и другие. С.Л.Франк утверждал, что человечество вступило в эпоху разрушительных войн и значи-

1 Кравченко С.А. Социология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003. - 512 с. - С. 149— 150

тельных внутренних потрясений.

Тенденции разрушения культуры, общества нарастают и в XXI веке. В этих условиях вопросы стабильности ценностей общества обостряются. Вследствие этого — актуальность общечеловеческих идеалов (справедливость, свобода, толерантность и т.д.) возрастает на порядок. Эти идеалы как раз способны приостановить сползание человечества в трясину глубоких потрясений.

Глобализация мировых процессов ставит перед цивилизацией угрожающий вопрос: быть или не быть человечеству? Глобальные проблемы явно показывают, что народы зависимы друг от друга при решении этих задач. В третьем тысячелетии необходимо изменить, переориентировать мировоззренческие установки рассудков эгоистических, агрессивных на дружеские, толерантные. Все сложности и затруднения в современном мире коренятся как раз в недостатках самого человека и человечества.

Поэтому толерантное общество - основа для решения глобальных проблем. Отсутствие этой основы привело в XIX веке к гибели 35 млн. человек, а в XX веке - от ПО до 140 млн. человек. А сегодня, когда человечество имеет ядерный потенциал, актуальность проблемы меры толерантности — агрессивности, как и во все времена, является архиважной.

В условиях трансформации российского общества тема толерантности (мера толерантности-агрессии) остается сверхактуальной. Если в мире общая напряженность возрастает (экология, войны, демография), то Россия находится как бы в эпицентре этой напряженности. Общество находится в болезненном состоянии, что подтверждается повышением уровня самоубийств в стране с 1986 по 1995 годы на 79%, число убийств - в 4 раза, разбоев - в 6 раз, а общая преступность - в 2,2 раза. При анализе этих данных выявлена корреляция динамики нравственного и физического состояния. Повышение

1 Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. - 511 с. - С.406.

2 Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. — С.45.

3 Назаренян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика психолога и
футуролога. - М,: Персэ, 2001. — 239 с.

преступности знаменовалось повышением смертности, и наоборот. Следовательно, выход из создавшейся ситуации лежит в плоскости духовной, отсюда понятия справедливость, толерантность, свобода и т.д. являются базой для построения высокодуховного и личностно-достойного мира.

Сегодня одним из регионов напряженности в мире является Россия, а Чечня как точка пересечения экономических, культурных, этнических и геополитических проблем является таким же носителем напряженности и опасности на Кавказе.

В силу вышесказанного приходит понимание того, что проблема толерантности (мера толерантности-агрессии) является архиактуальной в России и особенно в Чечне. Поэтому глубокая теоретическая разработка данной проблемы необходима как для лучшего понимания положения дел, так и для стабилизации и развития Чечни, в которой как нигде переплетаются социально-экономические, религиозные, этнические и политические проблемы.

Степень разработанности темы указывает на актуальность проблемы как во все времена, так и сегодня. Истоком современного понимания толерантности являются идеи ненасилия, непротивления злу: джайнизм отрицал деление людей на касты, учение Будды призывало к терпимости. Новый Завет учил не противиться злу. Существовали и другие мировоззренческие установки на применение насилия - ненасилия. Например, у Августина признавались войны за справедливость, у Ф.Аквинского право на восстание народов, у И.Канта не исключалась смертная казнь и т.п.

В XVI веке первоначальное понимание толерантности как пассивное терпение дополняется еще другим значением - "сдержанность". Важной вехой становления термина «толерантность» стало Новое время. Например, Ф.Меланктон, М.Сервет, Л.Социн, С.Франк, ПВейгель рассматривали толерантность как свободу совести. М.Лютер выдвинул идеи всеобщего священства, автономии веры, равность в вопросах веры, а Ж.Кальвин сис-

1 Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингозов И.Ф. Проживание населения России. Проблема Сфинкса 21 века: 7-е изд., лерераб./ Под общ. ред. академика В.П.Казначеева). - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2002. - 463 с— С.62^63.

темно развил идею об "абсолютном предопределении", явившемся базой

протестантизма.

Э.Роттердамский, Т.Мор, Я.Бёме и др. внесли свой вклад в развитие

|идеи толерантности, а Я.Бёме понимал терпимость как добро. і*

В XVII веке благодаря Т.Гоббсу, Б.Спинозе, Дж.Локку и др. идеи толерантности набирают силу. Т.Гоббс считал, что люди по природе своей равны, ратуя за терпимость, он обосновал естественное право человека на жизнь. Б.Спиноза ратовал за полную свободу человека, политическую и религиозную, такова была его идея толерантности.

Дж.Локк и его идеи либерализма, толерантности имели огромное зна-чение для эпохи Просвещения. Он в "Послании о вере терпимости" (1689 г.) провозглашает свободу совести, ратует за отделение церкви от государства. Главной задачей государства Дж.Локк считает создание условий для существования в обществе прав на жизнь, свободу и собственность, и их защиту.

Просвещение дало новое понимание проблемы толерантности. Французский ученый, глубокий мыслитель Пьер Бейль (1647-1706) явился духовным отцом Просвещения, стал проповедником веротерпимости.

Значительный вклад в развитие идей свободы, равенства и толерантно-
Ф сти внесли и другие французские мыслители: Вольтер, Гельвеций, Гольбах,

Дидро, Кондорсе, Ламетри,

Как и представители французского Просвещения, германские мыслители обратились к идее толерантности. Представителями немецкого Просвещения были Лессинг Готхольф Эфраим (1729-1781), Гердер Иоганн Готер-рид (1741-1803), чьи идеи оказали большое влияние на Гете, Форстера, а позднее на Гегеля, Фейербаха и других. Лессинг был сторонником веротер-пимости, считал, что нравственность является основной религии. Гердер в работе "Идеи к философии истории человечества" высказал мысль о том, что различные народы своими усилиями приходят к общечеловеческим ценностям, что в себе содержит принципы толерантности,

В развитие идей разума, гуманизма и толерантности внесли большой

вклад американские просветители Б.Франклин (1706-1720), Т.Джефферсон (1743—1862). Эти мыслители, отстаивая разум, честность, гуманность, защищали принципы толерантности.

В XIX веке тема терпимости получила новый импульс благодаря либеральной мысли. По мысли Капустина Б.Г., либерализм исторически содержал множество направлений: от учения о «естественных правах» человека, «общественном договоре» до спонтанной эволюции социальных институтов (Д.Юм, А.Смит, А.Ферпоссон и др.), утилитаризма (Д.Риккардо, Дж.С.Милль и др.) и гегелевской философией "исторического либерализма", утверждающего свободу человека.

Ранними представителями либерализма в России были Анненков Павел Васильевич (1812-1887), Ковелин Константин Дмитриевич (1818-1885) и Чичерин Борис Николаевич (1823-1903). Они считали, что политический прогресс общества, свобода, достоинство личности и проблема терпимости для россиян являются актуальными. Например, Чичерин считал высшей ценностью личность, чью безопасность обязано охранять государство. Тема толерантности проявляется рельефно в сфере общественной жизни.

Философско-социальное и политическое осмысление проблемы толерантности в XX веке мы находим у Толстого Л.Н., Ильина И.А., М.Ганди, М.Кинга и других. Любовь и насилие у Л.Н.Толстого - противоположные понятия. По его мысли, все виды борьбы людей могут прекратиться посредством непротивления. И.А.Ильин же, находясь на позициях абстракно-моралистического отрицания насилия, критикует Л.Н.Толстого.

Проблема терпимости исторична, и в каждой эпохе проявляется по-разному. Поэтому сегодня данная тема имеет свое «лицо», но сущность её остается.

В разработке данной проблемы значительную роль сыграли Соловьев B.C., Э.Фромм, Лекторский В.А., Бгажноков Б.Х., В.С.Библер, Бахтин М.М., Тишков В.А., Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. и другие.

Терпимость - один из основных компонентов ценностей в жизни обще-

ства и человека. Но во взаимоотношениях человека и общества существуют разные подходы: антагонистический, когда общество и человек как бы противопоставлены друг другу, и другая концепция, концепция тождества человека и общества, эвристическая ценность которой несомненна. В этом подходе человек и социум не две разные единицы, а одно начало - двойственное тождество, на что указал русский мыслитель Соловьев B.C., говоря, что общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество.1 Мы придерживаемся в своем исследовании второй концепции. Исходя из нее, можно сделать несколько допущений, и одно из них — следующее: ценности и действия человека и общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому посредством толерантности можно регулировать конкретную меру социальной напряженности в обществе. Для Чечни с сегодняшней высокой социальной напряженностью проблемы терпимости и агрессивности чрезвычайно актуальны.

Толерантность как базовая ценность в человеческой среде и роль культуры толерантности в условиях трансформации российского общества, терпимость перед вызовами глобализации и другие аспекты рассматриваются в работах зарубежных (Э.Фромм, Л.Козер, М.Уолцер и др.)2 и отечественных ученых (Иванов В.Н., Лапин Н.И., Заславская Т.И., Солдатова К.У., Галкин А. А., Красин ЮЛ., В.СБиблер, Бахтин ММ., Тишков В.А., Арупонян Ю.В., Дробижева ЛМ, Сусоколов АА и др.).3

Надо отметить, что проблема толерантности, как и любое важное социально-философское понятие, неоднозначна. В отечественном обществозна-

1 Соловьев B.C. Соч. Т.l.-M., 1990.-С.286.

2 Фромм Э. Ради любви к жизни //....; Его же "Человек для самого себя // ; Козер Л. Функции социально
го конфликта // Американская социологическая мысль, - М, 1996., М.Уолцер. О терпимости. - М., 2000.

3 Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Соиис. 1994. - Jfe 6., Лапин Н.И. Модернизация ба
зовых ценностей россиян // Соиис. - 1996. - № 5., Заславская Т.И. Социальная трансформация российского об
щества. Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002, 2003.; Солдатова Г.У. Психология межэтнической
напряженности. — М, 1998.; Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации
// Социс. 2003. - № 8; Путкевич М.Н. Социальная поляризация // Социс. - 1992. - № 9, Соколов В.М. То
лерантность: Состояние и тенденции // Социс. - 2003. — № 8; Лекторский В.А. О толерантности, плю
рализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. -Ла 11; Библер B.C. От наукоучения к логике куль
туры: два философских введения в XXI век. - М„ 1990; Бахтин М.М. Собр. соч в 7-ми томах, - М., 1977. -
Т. 5; Тишков В.А. Культура толерантности в России // Этнология и политика. — М., 2001; Аругюнян Ю.В.,
Дробижева Л. М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М. 1998; Валитова P.P. Словарь социологических
терминов. - М„ 2004.

$

ний этот термин активно стал употребляться с восьмидесятых годов двадцатого века в силу изменения идеологии государства (от монолитной однопартийное к плюрализму), повышения интереса к этой тематике со стороны общества и гуманитариев.

Термин "толерантность" имеет латинское происхождение. В "Большом словаре иностранных слов" дается такое определение: "Толерантность (лат. tolerantia "терпение") - терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо".1

Смысл этого термина раскрывается в Декларации принципов толерантности, которая подписана 16 ноября 1995 года ЮНЕСКО. (Тогда же была переведена Декларация с английского "Declaration of principles on tolerance" на русский как "Декларация принципов терпимости"). В первой статье отмечается, что "толерантность - уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; не уступка, снисхождение и потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека".

В "Новой философской энциклопедии" толерантность понимается как "качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно-достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения)".

Базовые ценности чеченского народа, особенности его социальной структуры, социокультурных традиций в условиях российско-чеченского

1 Большой словарь иностранных слов. / Сост. А.Ю.Москвин. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО

"Плюс", 2002.

3 Декларация принципов толерантности / Бетти Э. Риодон. Толерантность — дорога к миру. — М. — С.262-263.

3 Новая философская энциклопедия: ВИТ. — М.: Мысль, 2001. -Т.4. — С.75-76.

конфликта на разных его стадиях анализируются в той или иной степени в работах авторов Северо-Кавказского региона Авксентьева А.В.,.Авксентьева В.А, Бгажнокова Б.Х., Темирова У.Е., Коркмазова А.Ю., Беджанова МБ., Га-каева З.Ж., Акаева В.Х., БасхановоЙ Л. С.-Э., Кадырова А.1

Различные аспекты толерантности в условиях полиэтнического Северо-Кавказского региона анализируется в трудах Афасижева Т.И., Исаева Э.А., Шадже А.Ю., Дамениа О.Н., Поляковой Т.М, Черноуса В.В., Медведева Н.П. и других.2

Однако социально-культурные аспекты толерантности как условие регулирования социальной напряженности в Чеченской Республике еще не были предметом специального диссертационного исследования в рамках социологии.

Объект исследования:

Реально существующий феномен толерантности; степень социальной напряженности в Чеченской республике.

Предметом исследования выступает теоретико-социологическая диагностика существующих связей степени толерантности с социальными процессами в обществе.

Основные понятия:

Толерантность, социокультурные аспекты толерантности, социальная

Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности культуры межнационального общения. - Ставрополь, 1993; Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в полиэтнической жизни Северного Кавказа: - М., 2002; Беджанов М.Б., Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века. - Майкоп, 2001.; Гакаев З.Ж. Особенности освещения чеченского конфликта в СМИ /7 Диагностика толерантности в СМИ. - М., 2002; Акаев В.Х. Русские в Чечне: проблемы и перспективы // Путь в науку. - Вып. 4. -4.2. - Ростов-на-Дону, 2003; Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. - M, 1999; Темиров У.Е. Национальный вопрос II Жизнь национальностей. - М., сентябрь, 2000; Басханова Л.С.-Э.. Социально-политическая ситуация в чеченской республике в зеркале общественного мнения II СМИ статей. - Вып. \9. - Ростов-на-Дону, 2003; Кадыров А.. Выбор пути. - Грозный, 2003. 2 Афасижев Т.И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. - М., 2004. Исаев Э.А. Вайнахская этика. -Назрань. 1999; его же: Вайнахская этика. - Грозный, 2002; Шадже АЮ., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе российского общества / Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантного сознания в полиэтнической социально-культурной среде. — Ростов-на-До ну-Май коп. 2003; Черноус B.B, Россия и народы Северного Кавказа: Проблемы культурно-цивилиззционного диалога // Научная мысль Кавказа. — № 3. — 1993; Толерантность как основа социальной безопасности. Монография / Под редакцией Н.П.Медведева. - Москва-Ставрополь. 2002

стабильность, социальная напряженность, урегулирование социальной напряженности, эволюция толерантности, мера "толерантности— атолерантности" и др.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом анализе феномена толерантности как условия социальной стабильности в обществе.

Настоящая цель обусловила постановку следующих задач:

осмыслить понятие толерантности и её сущность;

выявить механизм стабилизации социального положения общества;

определить (установить) характер этнического статуса в условиях социальной напряженности на примере Чечни;

исследовать трансформацию социокультурных ценностей в условиях нестабильности;

сопоставить специфику взаимодействия степени (уровня) толерантности и социокультурных факторов.

Гипотеза

Феномен толерантности актуален всегда, но в ситуации, сложившейся в Чеченской Республике, этот элемент является одним из самых главных, определяющих в смысле стабилизации и развития жизни народа. Отсюда предполагается, что степень толерантности и состояние общества взаимообусловливают друг друга в том случае, когда в социуме превалирует ориентация на толерантное сознание, в обществе действуют взаимопонимание, терпение, доброжелательность и гармония, и наоборот, когда в обществе - ориентация на атолерантность, то в социуме господствуют уныние, вражда, агрессия.

Теоретико-методологические и эмпирические основания диссертационного исследования.

Диссертационная работа основывается на структурно-функциональном (Т.Парсонс и др.)> историческом (генетическом) и сравнительном подходах. Кроме того, широко использованы идеи известных зарубежных ученых (Э.Фромма и др.), отечественных мыслителей (Ильина И.А., Толстого Л.Н. и

др.) и современных ученых Тишкова В.А., Солдатова Г.У., Дробижевой Л.М., Осипова Г.В., Арутюняна Ю.В., Черноуса В.В. и др.

Диссертант опирался на эмпирический метод, на материалы конкретных социологических исследований ВЦКом, а также на опрос, проведенный автором в форме анкетирования на территории Чеченской и Ингушской республик в 1998-2003 годы.

Выборочная совокупность в целом репрезентна генеральному массиву. Эмпирической основой для обобщения и выводов диссертанта послужили также монографические исследования, публикации в специализированных изданиях, контент-анализ текущей литературы по проблеме исследования.

Научная новизна диссертационной работы

Диссертационная работа представляет собой одно из первых исследований проблем социокультурных аспектов как условия урегулирования социальной напряженности в Чеченской Республике. Новизна ее состоит в том, что проанализировано взаимодействие социокультурных аспектов меры "то-лерантности-атолерантности" с уровнем социальной напряженности в обществе. В работе получен ряд новых результатов, которые можно свести к следующему;

осмыслены понятия толерантность и её сущность;

выявлены механизмы стабилизации социального положения;

установлен этнический статус в условиях социальной напряженности;

исследована трансформация социокультурных ценностей в условиях нестабильности взаимодействия степени толерантности и социокультурных факторов;

введен в научный оборот новый эмпирический материал, позволивший автору определить место и роль социокультурных аспектов в регулировании напряженности в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Понятие "толерантность" и её сущность характеризуются неоднозначно-

стью, многосложностью, а потому их развитие имеет многовекторную амплитуду. Считаем, что термин "толерантность" корректнее заменить понятием мера "толерантность-атолерантность" потому, что понимание терпимости и агрессивности относительно и исторично. Термин "мера "толерантности-атолерантности" более содержателен, объёмен и эффективен, ибо не бывает в природе совершенно толерантных или абсолютно атолерантных людей, этносов и обществ. - Механизм урегулирования социальной напряженности включает правовые меры, переговорные процессы и усилия, просвещение, военно-политические меры, различные приёмы психологического воздействия, санкции и т.д.

Идеальных инструментов для снятия социальной напряженности нет, поэтому мы акцентируем внимание только на одном механизме урегулирования социальной напряженности — направление толерантности.

Гуманизм является принципом меры "толерантности—атолерантности", что в жизни означает следующее: терпимость отторгает несправедливость, зло, агрессию и т.д.

Мера "толерантности-атолерантности" и состояние общества взаимообусловливают друг друга. Бытие тождественно Разуму, в основе которого лежит диалог, толерантный по своей сути.

Специфика трансформационных социокультурных ценностей в условиях нестабильности в Чеченской Республике заключается в том, что при низком уровне толерантности возобладает в обществе агрессия.

Особенности взаимодействия степени толерантности социокультурных факторов в конкретном социокультурном реальном социуме.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования 1. Теоретическое; а) основные положения и результаты исследования могут быть использованы в государственных органах власти, системе

образования и воспитания; б) в СМИ в целях формирования толерантности в обществе; в) в искусстве, литературе и учебных заведениях.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях, проходивших в разные годы в республиках Чечне, Ингушетии, Адыгее, Северной Осетии. Результаты и анализ данных исследований также апробированы в учебном процессе: в лекциях и семинарах по истории Отечества, по социологии.

На основе выводов разработана "Программа семинарских занятий для учащихся старших классов и студентов высших учебных заведений".

По теме "Толерантность - основа межэтнического согласия" проводятся занятия для старшеклассников и студентов Северо-Кавказских республик: Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Теоретические положения и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе социологических исследований, проведенных автором.

На основе выводов разработана программа исследования социокультурных аспектов толерантности как важное условие регулирования социальной напряженности.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

  1. Толерантность ~ основа межэтнического согласия: Программа семинарских занятий. - Грозный-Назрань, 2001. - 30 с.

  2. Толерантность как условие социальной стабильности. - Майкоп, 2002. — 24 с.

  3. Демографические проблемы в социально-экономических условиях нестабильности (на материалах Чеченской Республики) // Молодые голоса в науке. - Вып.П. - Майкоп, 2003. - С. 41^*6.

  4. Толерантность - путь к межэтническому взаимопониманию // Молодые голоса в науке. - Вып. III. АГУ.- Майкоп, 2004. - С. 24-30.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и политологии ЧГГШ, а также на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета в 2004 году.

Объем и структура диссертационной работы.

Цель и специфика исследуемой проблемы определили логику решения основных задач и структуру диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 167 страниц текста, список литературы включает 249 источников.

Социокультурные предпосылки эволюции толерантности как социального явления

Проблема меры "толерантности—атолерантности" является важной, но в разные исторические эпохи в понимание этого термина вкладывались разные смысловые оттенки. С нашей точки зрения, понятие "толерантность" близко понятиям "ненасилие" и "непротивление злу". Идеи ненасилия являются истоком современного понимания толерантности.

Понятие ненасилие (с санскрита "ахимса", английскогго "nonviolence", немецкого "Gewaltlosigkeit") сформировалось, по КЛсперсу, в осевое время, в связи со становлением антропоцентрической картины мира. Идея толерантности занимает достойное место во всех высоких культурах древности. Джайнизм был против деления людей на касты. Учение Будды предназначалось для всех людей независимо от происхождения, статуса в обществе, пола, возраста. Идеи терпимости этого учения способствовали превращению его в мировую религию. В даосизме одним из главных принципов является недеяние, смысл которого заключается в непротиводействии окружающим вещам и существам, а в конце концов, - всему сущему.

В западную культуру проблема терпимости пришла из Нового Завета: "... не противиться злому... кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ..."1 "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...".2 Хотя, конечно, существовали и другие мировоззренческие установки на применение насилия (ненасилия). У Августина признавались войны за справедливость, Фома Аквинский давал право на восстание народа, а И.Кант не исключал смертную казнь.

Понятие «tolerantia» первоначально переводилось с латинского как пассивное терпение. В XVI веке это значение дополняется другим - "сдержанность". Здесь оно трактуется как снисходительность к свободе веры. Терпимость веры - первая форма толерантности. Важной вехой в становлении термина "толерантность" является Новое время. В эту эпоху решались кардинальные вопросы о соотношении различных конфессий и взаимоотношениях церкви и государства.

Ф.Меланктон, М.Сервет, Л.Социн, Ф.Социн, С.Франк, П.Вейгель рассматривали тему толерантности как свободу совести. М.Лютер выдвинул идеи всеобщего священства, автономии веры и церковного самоуправления. Ж.Кальвин логично и системно развил концепцию об "абсолютном предопределении", которая является базовой идеей всего протестантизма. Ульрих Цвингли поддерживал некоторые положения Лютера: 1) Библия - главное хранилище истины; 2) все равны в вопросе веры; 3) вера, а не дела, является главной в религии; 4) предопределенность жизни человека.

Гуманисты, критиковавшие протестантизм, также рассматривали толерантность как автономию совести, Э.Роттердамский критикует глупость христианских авторов, мудрствующих о спасении. Чистая вера, светлая надежда и неподдельное милосердие — вот что необходимо для христианской жизни. Т.Мор в "Утопии" рисует идеальное общество, где отсутствует частная собственность и все люди равны как в имущественном, так и в социальном смысле. Граждане общества очень миролюбивы. В "Утопии" допускаются различные религии, а люди разных конфессий отличаются терпимостью. Я.Бёме понимал терпимость как добро. Он прожил совершенно простую, скромную мистическую жизнь и был очень терпимым человеком. А соответственно и в творчестве он призывал к исправлению традиций и вечной веротерпимости. Усталость человека достигается благодаря смирению, вследствие чего душа восстанавливает субстанциональное тождество с Духом.

В XVII веке идеи толерантности набирают силу. Т.Гоббс считал, что люди по природе равны. Кроме всего прочего, мыслитель ратовал за миролюбие, терпимость и обосновал фундаментальное естественное право человека на жизнь. Он писал: "Естественное право ... есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, то есть собственной жизни"1. Государство строится Гоббсом из натуралистической природы человека. Общество в своем развитии проходит две фазы. На первой — человек находится в естественном состоянии, по которому он может поступать как ему хочется, но желание одного может противоречить желанию другого. Принцип "человек человеку волк1 и "война всех против всех" может всех уничтожить.

Опираясь на инстинкт, разум и на "золотое правило" нравственности: поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступили с тобой, основываясь на этом правиле, люди заключают общественный договор для образования государства. Индивиды отдают часть естественных прав Суверену «Левиафану», взамен получают безопасность, цивилизованность, собственность и т.д.

Бенедикт Спиноза (Барух д Эспиноза) ратует за полную свободу человека. Спинозовское правовое государство схоже с "естественным правом" у Гоббса, где человек живет определенным способом. Философ приводит пример с рыбами: они естественным образом плавают в воде, и сильные питаются более слабыми. Таким образом живут и люди: имея какие-то страсти, они становятся "естественными врагами".

Понятие толерантности и её сущность

Сегодня невозможно переоценить актуальность проблемы толерантности в мире. На планете происходят титанические перемены, связанные, по-видимому, и с внешними, космическими, и с внутренними, имеющими место в мировом сообществе, процессами. В обществе при переходе от одного этапа к другому возникают разные силы и стратегии. Безусловно, в это время перед обществом стоит и огромное количество проблем, и не факт, что они все решатся позитивно.

В этих условиях феномен толерантности сам, естественно, сразу все вопросы не решит. Но толерантность, вернее конкретная мера толерантно-сти-атолерантности, создает благоприятные условия для решения комплекса проблем. Эти размышления аналогично переносятся и на Россию. К тому же в России происходят глубокие социально-экономические трансформационные процессы. А если учесть, что Россия крупная по размерам и количеству населению страна, то важность толерантности здесь усиливается. Является Россия и многоконфессиональным, многонациональным обществом, поэтому толерантность в стране необходима как воздух. В Чечне все, о чем мы размышляли выше, присутствует, и к тому же накладывают свой отпечаток конфликтные годы конца двадцатого - начала двадцать первого века и социальная напряженность, присутствующая и сегодня,

В предыдущем параграфе мы проанализировали проблему толерантности в истории человеческой мысли. Сопоставив социально-философские подходы к вопросам добра и зла, терпимости и насилия, применения силы и ненасилия у Толстого и Ильина, мы глубже осмыслили тему толерантности.

Рассмотрев проблему терпимости, мы видим, что она исторична, то есть в конкретной эпохе проявляется по-разному в обществе и человеке. Поэтому сегодня данная тема имеет, безусловно, свое лицо, проявление, хотя сущность остается той же.

В этом параграфе мы поставили задачу: пояснить понятие и сущность проблемы "толерантность". Безусловно, терпимость - один из основных компонентов ценностей в жизни общества и человека.

Во взаимоотношениях человека и общества существуют разные подходы. Во-первых, антагонистический, когда общество и человек как бы противостоят друг другу (в концепции Общественного Договора граждане объединяются из-за злой природы человека, чтобы не уничтожить человеческий род). Во-вторых, концепция тождества человека и общества, эвристическая ценность которой несомненна. В этом подходе человек и социум не две разные единицы, а одно начало — двойственное тождество. Русский мыслитель В.С.Соловьев писал: "Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество" . Исходя из данной концепции, можно сделать несколько допущений, и одно из них - следующее: ценности и действия человека и общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому посредством толерантности можно регулировать конкретную меру социальной напряженности в обществе. Для Чечни с сегодняшней высокой социальной напряженностью проблемы терпимости и агрессивности чрезвычайно актуальны.

Надо отметить, что проблема толерантности, как и любое важное социально-философское понятие, неоднозначна. А в отечественном обществозна-нии этот термин активно стал употребляться с восьмидесятых годов двадца того века в силу изменения идеологии государства (от монолитной однопартийное к плюрализму), повышения интереса к этой тематике со стороны общества и гуманитариев.

Термин толерантность имеет латинское происхождение. В "Большом словаре иностранных слов" дается такое определение: "Толерантность (лат. tolerantia "терпение") 1. Полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма. 2. Способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда. 3. Терпимость, снисходительность к какому-либо, чему-либо".1 Здесь можно выделить биологический аспект значения понятия и гуманитарную составляющую.

Раскрывается смысл этого термина в Декларации принципов толерантности, которая подписана 16 ноября 1995 года ЮНЕСКО. (Тогда же была переведена Декларация с английского "Declaration of principles on tolerance" на русский как "Декларация принципов терпимости"). В первой статье отмечается, что "толерантность - уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; - добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; - не уступка, снисхождение и потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, ус-тановленные в международных правовых актах в области прав человека".

Социополитическое и социокультурное положение Чечни накануне конфликта

Причины социального напряжения на всем "постсоветском пространстве", особенно в Чечено-Ингушской республике, анализ её социополитиче-ского и социокультурного положения перед военным конфликтом указывают на то, что их истоки находились не только во внутренних процессах. В новых социокультурных условиях, понимая весьма большую значимость их при формировании толерантного сознания и поведения в полиэтнической среде

Северного Кавказа, следует учитывать и другие факторы и подходы к этой проблеме. В этом плане у отечественных ученых нет единства. В основном причину конфликтной ситуации в "постсоветском пространстве" связывают только с сепаратистскими устремлениями ряда этнических элит, которые поставили под угрозу "целостность российского государства, демократические преобразования в стране".

Однако нам представляется, что причины "сепаратистских устремле ний" возникли при определенных условиях, и они находятся глубже, а потому требуют учесть ряд моментов, о которых пишут другие отечественные авторы. В частности, отмечают реальную ситуацию, сложившуюся накануне конфликта в Чечено-Ингушетии. В основе её "пестрота компактно проживающих этносов, их культурное разнообразие, конфессиональные различия, циви-лизационная разнородность, сосредоточение на весьма ограниченном пространстве" обусловливали необычайно высокий уровень сложности социо политического и социокультурного положения в регионе.

В то же время следует учесть и другую особенность России и ее севе рокавказского региона, а также и то, что в России проживает 76 этносов. Каждый из них имеет святое право на свой образ жизни, данный через культуру. Этнической её подкладкой в России выступает универсальный российский суперэтнос, сложившийся в консолидации многих народов.1

Как писала газета "Кавказский край", "осенью 1992 года в Грозном было неблагополучно. Криминальные структуры вооружали народ, на улицах открыто продавалось оружие... По фальшивым авизо к тому времени было украдено 6 миллиардов рублей, да еще 20 миллиардов, по прикидкам аналитиков, находилось в руках чеченской мафии за границей, и она успешно осваивала рынки Германии и США. А между тем в самом Грозном все более криминализировалась обстановка, ухудшалось социально-экономическое положение всех слоев населения, останавливались предприятия, пустовала земля, школьники не приступали к занятиям... Полным ходом шло вытеснение казачества из Сунженских станиц, которые в свое время были переданы из-под юрисдикции Ставропольского края Чечено-Ингушской республике".

В этих условиях не могла идти речь о толерантности в республике. Окраины не могли нормально развиваться ввиду волюнтаристского обмена деятельностью с центром еще при СССР. Не улучшилась ситуация и в России, первое лицо которой выдвинуло лозунг "бери столько суверенитета, сколько сможешь", тем самым провозглашался тезис "Слабый центр -сильная провинция" — сугубо анархистский лозунг. Сумма данных слагаемых повлекла усиление центробежных тенденций, опасность державной фрагментации России.

В то же время наиважнейшим приоритетом федеральной политики Центр признает сохранение целостности Российского государства. Но при этом не учитывался ряд важнейших моментов, на которые указывают отечественные ученые. В частности, "если Центр смотрит на регионы только как на субъекты Федерации (полагаясь лишь на закон), не учитывая практике, что у каждого региона, помимо всего прочего, есть и свои собственные интересы, то он тем самым, по сути дела, рубит сук, на который опирается целостность государства, поскольку для регионов сохранение единого государства не самоцель, а условие удовлетворения в первую очередь их специфических потребностей. Поэтому если в совместном пространстве региону не очень уютно, начинаются претензии на повышение уровня автономности, самостоятельности, а это уже питательная среда для взращивания сепаратизма".1

Сепаратизм в свете сказанного явление вторичное, но это не исключает возможности, что данный феномен может со временем приобрести качество разрушающей силы стать реакцией на неадекватную интересам регионов политику Центра. Для того, чтобы избежать этих опасных проявлений, Центр должен скорректировать свой курс: добиваться сохранения и упрочения целостности государства через максимальный учет специфики и самобытности регионов, что ведёт к совпадению интересов государства и его регионов.

Отсюда и возникает вопрос: в какой мере накануне конфликта совпадали "интересы государства с интересами регионов", в частности, Чечено-Ингушской республики? На наш взгляд, без анализа этой проблемы, особенно политической, социоэкономической и социокультурной ситуации в республике, трудно разобраться в этой сложной проблеме.

Трансформация социокультурных ценностей в условиях не стабильности в Чеченской Республике

На общественном форуме народов Кавказа и Юга России, проходившем в Сочи в марте 2004 года, В.В.Путин подчеркнул, что Северный Кавказ - уникальный край, "где переплетено множество культур и религий, где проживает поистине огромное число народов... Наша общая задача - превратить Северный Кавказ в процветающий край".3

В этом уникальном крае в 1957 году была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, но появилось немало точек правового столкновения народов: между осетинами и ингушами, между чеченцами и дагестанцами и т.д., что наглядно свидетельствовало об отсутствии серьезной продуманной политической федеральной программы по межнациональным отношениям, как в послевоенном, так и в 90-е годы XX века в стране. Между тем вся кавказская история показала, что силовые методы неприемлемы при решении территориальных споров между этносами, проживающими в этом благодатном крае, и один непродуманный выстрел может столкнуть народы на столетия.

Оглядываясь на прошлое, можно сказать, что к середине XIX века чеченцы по численности были вторым после адыгов горским народом Кавказа.

По данным авторов "Истории народов Северного Кавказа", в 1840 году чеченцев насчитывалось 138 тысяч человек, а каждый из других горских этносов исчислялся в совокупности меньше 50 тысяч человек.1 Согласно переписи января 1989 года, чеченцы были самым многочисленным горским народом Северного Кавказа, и они составляли 967 тысяч человек.

Как и черкесы, имеющие самоназвание адыги, чеченцы себя называют "нахчо", произошедшее от названия большой чеченской народности. Центром этого племени был крупный населенный пункт - аул Большой Чечен на берегу реки Аргун, где утвердилось название — чеченцы. Это было в начале XVIII столетия.

Чеченцы исторически горский народ, потому что преимущественно жили до XV-XVI столетия в основной массе в горах. Позже они стали появляться на плоскости и создавать свои аулы. В XVI веке на берегах реки Сун-жа начали возникать чеченские аулы по соседству с одновременно поселившимися здесь гребенскими казаками. Между ними установились мирные отношения, перешедшие позже в отношения куначества.

В течение веков у чеченцев были устойчивые тейповые (тайповые) кровно-родственные связи. Тейп - это фамилия, род. Характеризуя их, иссле дователи этнических проблем и культуры межэтнического общения Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А, указывают: "Ни у одного из других народов Северного Кавказа так долго и такие крепкие родственные связи не сохранились. Советская власть и её органы всячески пытались разрушить эту этническую систему чеченцев, но полностью это сделать не удалось.

Язык чеченцев, как и ингушей, принадлежит нахской (вайнахской) группе кавказских языков. Письменность была создана в годы Советской власти на основе арабской графики. В 1927 году она была переведена на латинский алфавит, ас 1938 года— на русский.

Верующие чеченские мусульмане - суниты. Ислам среди чеченцев начал постепенно распространяться с XVI века из Дагестана. До этого они исповедовали культ природы. Среди части населения было раньше распространено и православие, занесенное сюда, как и ингушам, из Грузии.1

В силу своего географического и геополитического положения Ставрополье, граничащее с Чечней, стало центром миротворческих инициатив, местом проведения Конференций миротворческих организаций Северного Кавказа, местом обеспечения условий для проживания и свободного равноправного развития в числе других национальных групп и чеченцев. Так, в 1990 году здесь проживало 15 тысяч чеченцев.

В контексте современных реалий весьма очевидно, что такое проживание небольшими этническими группами в инонациональной среде предполагает возможность противоречий и конфликтов. Вероятность такой ситуации возрастает, когда одна из сторон совместно проживающих этносов отрицает или пренебрегает культурными традициями другого народа. Особенно в условиях трансформации социально-культурных традиций и ценностей, сложившихся в многонациональной среде, столкновение с другой культурой может привести к болезненному ее восприятию. Важно научиться контролировать, а то и держать в рамках разумного "полиэтнизм" общества.

Похожие диссертации на Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (Социокультурный анализ)