Введение к работе
Актуальность темы исследования
В последнее десятилетие российское общество характеризует не только экономический, политический и социальный кризис, но и кризис духовной сферы, ослабление социокультурной идентичности В этой связи возрастает значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества, равно как и социальная роль религиозных институтов Протестантские общины, являясь традиционным элементом духовной жизни российского общества, предлагают свой вариант видения мира, и сегодня социологи-религиоведы все чаще говорят о процессах религиозной переориентации регионов в сторону протестантизма Распространению этой конфессии способствует ряд факторов во-первых, активное продвижение протестантизма со стороны его последователей, во-вторых, совпадение протестантской этики и либеральных ценностей, способствующих формированию моделей поведения, предпочтительных в обществах с рыночной экономикой, в-третьих, разрушение форм социальной общинное, существовавших в течение XX в в российском обществе, с одной стороны, и желание реализовать коллективную субъектность определенной категорией населения — с другой
Принципиально значимым является изучение социокультурного статуса протестантских общин, определение их места и роли в религиозном пространстве современного российского региона Необходимо формирование адекватного представления об их социокультурной деятельности, которое должно стать одним из аспектов гармонизации религиозной сферы российского общества
Актуальность исследования связана также с необходимостью проведения научных исследований и теоретического постижения социокультурных основ религии Дальнейшее теоретико-методологическое осмысление социокультурного статуса протестантских общин дает возможность более глубокой интерпретации данных феноменов религиозной жизни Участие в этом осмыслении специалистов в области социологии способствует минимизации некорректных оценок трансформационных процессов, происходящих в религиозном пространстве российского общества
Состояние научной разработанности проблемы
В отечественном и зарубежном социогуманитарном знании можно выделить следующие направления в изучении социокультурного статуса религии
Философское направление
Проблема ценностей интересовала Аристотеля и Платона и в дальнейшем выступала предметом специального анализа в работах Р Декарта, И Канта, Г Лотца, Ф. Ницше, Г Риккерта, М Шеллера, Д Юма и др., а также получила свое развитие в концепциях отечественных философов Н.А Бердяева, О.Г Дробницкого, М С Кагана, Н О Лосского, В.П. Тугаринова.
Особое место в социологии религии занимает методология социального познания, разработанная в русской религиозной философии Многие социологи обращаются сейчас к трудам русских философов конца XIX - начала XX в. Н А. Бердяева, С Н Булгакова, В С Соловьева, Е Н Трубецкого, С Л Франка и пытаются выделить социологическую компоненту их творчества Эта социологическая составляющая обозначается в литературе как «христианская социология» В центре данной проблематики стоит категория «смысл», которая сопрягается с понятиями «ценности» и «цели», носителем которых является человек В представлении русских философов наиболее глубокое объяснение социальных реалий есть объяснение, выявляющее религиозную направленность и духовные силы, лежащие в ее основе
Социально-психологическое направление
Социальным установкам и ценностным ориентациям посвящены работы В Г Алексеевой, Б Г Ананьева, Г.М Андреевой, Л И. Анцы-феровой, М М Бахтина, А В Битуевой, С С Бубновой, Д А Леонтьева, В А Петровского, С Л Рубенштейна, Д Н Узнадзе и пр.
Социологическое направление
В социологии ценности изучались ЛМ Дробижевой, А.Г. Здра-вомысловым, Н И Лапиным, Н Ф Наумовой, В.Г Немировским, В А Ядовым и др Особенность социологической трактовки категории «ценность» заключается в возможности ее использования для описания культур или социальных систем
Специфика трансформационных процессов, происходящих в социокультурной сфере российского общества, отражена в работах Т И Заславской, С Г. Климовой, И М Поповой, Ж Т Тощенко и др
Социокультурная методология исследования социальной реальности берет начало в работах М Вебера, П Сорокина и развита в исследованиях А С. Ахиезера, Н А. Лапина, А А Пелипенко, Ю М Резника П Штомпки, И Г Яковенко и др
Интегрирующие и дезинтегрирующие общество функции религии, изученные Р. Беллом, П Бергером, М Вебером, Э Дюркгеймом, Г Зиммелем, Дж М Йингером, Н. Лукманом, К Марксом, Р Мерто-ном, Т Парсонсом, АР Рэдклифф-Брауном, С Хантингтоном, разви-
вались в современной российской социологии Ю П Зуевой, Ф.Г Овси-енко, Н А Трофимчуком, А А Нуруллаевым и пр
Исследованию религии как основы этнокультурного развития общества посвящены работы В В Карачаровского, С Г Кирдиной, В А Найшуль, Ф Фукуямы, О И Шкаратана и пр Значимость этно-конфессионального фактора в развитии российского социума рассмотрена Э Афанасьевой, Дж Билингтоном, Г Гловели, Е В Жижко, М М Жупиным, Н Н Зарубиной, В О Ключевским, Т Б Коваль, Л Мясниковой, О А Платоновым, В Фальцман
Конфессиональные особенности религии и ее социальные функции проанализированы в научных трудах Ю А Гаврилова, Е Н Кофа-новой, М П Мчедлова, А Г Шевченко и пр
Особенности формирования религиозных групп наиболее полно представлены в концепциях Э Трельча, М Вебера, Ч Глокка, Р Старка, Р Нибура
Анализ проблематики веротерпимости и возможных путей диалога религий в поликонфессиональном обществе является одним из наиболее развитых направлений исследований в современной социологии религии Он представлен в научных трудах зарубежных исследователей Дж Э Вуда, Дж О Донелла, С Феррари, Р Хаммеля и отечественных ученых Б Фаликова, В Шохина, Л С Рубана, В Н Добренькова, Е Б Черняка, Т А Кудрина, А А Нуруллаева, В Н Рагузина, М И Одинцова, А А Радугина, Л Н Салаева, А И Клибанова, М П Мчедлова
Исследованию воздействия религиозных ценностей на социально-экономическую и политическую сферы общества посвящены работы М Вебера, Т Парсонса, М Кастельса, А Китахары, А Гелена и др
Малоизученными остаются вопросы, связанные с особенностями функционирования протестантских общин в социокультурном пространстве современного российского общества
Исследование протестантских общин как элемента социокультурной системы осуществляется в отечественной и зарубежной науке по следующим направлениям
-
История становления протестантизма в России, изучение социальной базы этого религиозного учения в прошлом и настоящем (А Э Алакшин, Т И Буткевич, А В Верещагина, В Л Гентшке, А И Клибанов, О В Курило, Л Н Митрохин, Д Цветаева и др )
-
Влияние протестантской этики на возможность становления либерально-демократических ценностей и формирования предпочтительных для рыночного общества моделей поведения
(М Кастельс, М Л Калужский, Т Б Коваль, Л Колесникова, И Д Ла-данов, В Перекрестов, В А. Пронников).
-
Особенности организации и основные направления деятельности протестантских деноминаций в России и за рубежом (В П Андронова, А X. Богатырев, К С Гаджиев, Е В Галкина, П И Дамьян, Г И Зверева, С И Иваненко, Е В Конев, С В Соколовский)
-
Сравнительный социокультурный анализ ценностной основы православия и протестантизма (А И Будов, П Гиллквист, Ю Е Григорьева, НН Груздеев, М Дронов)
В целом проблема исследования социокультурного статуса протестантских деноминаций представляется недостаточно разработанной и требующей более глубокого и системного эмпирического изучения и теоретического осмысления
Объект исследования - социокультурный статус протестантских общин в религиозной жизни российского общества
Предмет исследования - специфика социокультурного статуса протестантских общин и особенности его проявления в религиозной жизни Алтайского края
Цель диссертационного исследования - изучение социокультурного статуса протестантских общин и особенностей его проявления в условиях социокультурной трансформации современного российского общества
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
Проанализировать и обобщить основные социологические подходы к исследованию социокультурного статуса религиозных организаций
-
Определить теоретико-методологические основы социологического анализа протестантских общин в российском обществе
-
Выявить специфику социологического изучения религиозных ценностей религиозных протестантских организаций
-
Разработать методику комплексного эмпирического социологического исследования социокультурного статуса протестантских общин в современном российском обществе
-
Осуществить анализ основных направлений деятельности протестантских общин в социокультурном пространстве российского общества
-
Изучить особенности ценностного сознания членов протестантских общин Алтайского края
-
Исследовать структуру мотивации верующих протестантского вероисповедания
Основная гипотеза исследования социокультурный статус протестантских общин противоречиво проявляется в трех аспектах российской социокультурной системы мировоззренческом, организационном, индивидуально-личностном
Гипотезы-следствия:
-
Возможно использование концепции социологического витализма для изучения социокультурного статуса религиозных сообществ
-
Ценностное сознание верующих протестантских общин в Алтайском крае дифференцировано в смысловом континиуме от полюса либерально-демократических (прозападных) ценностей индивидуализма и рационализма до полюса традиционных национальных ориентации соборного и альтруистического характера
-
Доминирующим мотивом верующих религиозных протестантских организаций выступает потребность в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины
-
Распространение протестантских общин обусловлено эффективной реализацией их коллективной субъектности в социокультурном пространстве Алтайского края
-
Ценностная основа протестантских общин не оказывает существенного влияния на мировоззренческую компоненту социокультурной жизни российского общества
Теоретико-методологическая основа исследования:
теоретические положения социологической концепции жизненных сил человека и общества (С И Григорьев, Ю Е Растов, Л Г. Гуслякова и др),
методологические установки, сформулированные в рамках социокультурного анализа явлений и процессов (П. Сорокин, М Вебер, Н Лапин, А С Ахиезер, Л Г Ионин),
принципы структурно-функционального (Т Парсонс) и функционального анализов (Э Дюркгейм),
идеи и положения российских исследователей протестантизма и особенностей процесса его институализации в российском обществе (Л Н Митрохин, Т Б Коваль, Е В Жижко, А И Клибанов и др ),
- принципы исследования динамических социальных явлений
(П Штомпка, П Бурдье и др)
Информационная база решения диссертационных задач и проверки выдвинутых гипотез сформирована в результате
- изучения идей и положений, сформулированных в работах за
падных и отечественных исследователей ХІХ-ХХІ вв по различным
направлениям социогуманитарного знания,
анализа законодательных актов федерального и регионального уровней, содержательно и нормативно определяющих деятельность религиозных протестантских организаций в России начала XXI в ,
проведения социологических исследований социокультурного статуса протестантских общин городов Алтайского края, реализованных диссертантом в 2005-2007 гг,
вторичного анализа вероучительной литературы и религиозной периодики протестантских общин Алтайского края по основным темам проповедей;
вторичного анализа данных эмпирических социологических исследований по проблемам, близким рассматриваемым в диссертации,
анализа статистической информации, предоставленной краевой регистрационной службой Алтайского края о количестве зарегистрированных религиозных протестантских организаций в Алтайском крае
Методы исследования
-
Общенаучные методы типология, классификация, гипотетико-дедуктивный метод построения теории, индуктивный метод, вторичный анализ литературы и эмпирических данных, теоретическое моделирование и экстраполяция
-
Методы сбора информации традиционный анализ данных, анкетный опрос, метод наблюдения
-
Методы обработки эмпирической информации корреляционный и факторный анализы, построение таблиц сопряженности признаков, статистическая проверка гипотез, проведенные с использованием пакета прикладных программ «SPSS 13 0»
Научная новизна диссертационной работы
-
Дано авторское определение понятия «социокультурный статус религии»
-
Предложена теоретическая модель изучения социокультурного статуса религиозных организаций в современном российском обществе в трех аспектах российской социокультурной системы мировоззренческом, организационном и индивидуально-личностном
-
Выделены компоненты ценностного сознания членов протестантских общин в Алтайском крае рационально-протестантский, православно-духовный и общехристианский типы ценностных ориентации
-
Изучена мотивация включенности верующих-протестантов в деятельность протестантских общин Алтайского края, в которой доминируют потребности в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины «коммуника-
тивно-духовные», «коммуникативно-групповые» и «коммуникативно-познавательные»
-
Обосновано, что показателями коллективной субъектности протестантских общин Алтайского края являются эффективная внутри-групповая организационная структура, использование маркетинговых технологий в поиске и вовлечении в общину потенциальных прихожан, регламентация повседневной жизни членов общины, готовность участвовать в решении социальных проблем общества
-
Разработана и апробирована методика изучения социокультурного статуса протестантских общин
На защиту выносятся следующие положения
-
Социокультурный статус религиозной организации - это роль и значение религиозных ценностей, норм и образцов поведения определенной религии для культуры и общества, в рамках которого существует то или иное религиозное направление
-
Анализ особенностей социокультурного статуса религиозных организаций на современном этапе развития российского общества целесообразно осуществлять в трех аспектах его реализации мировоззренческом, организационном и индивидуально-личностном
-
Ценностное сознание членов протестантских общин в Алтайском крае включает в себя следующие компоненты рационально-протестантскую, иллюстрирующую ценностную основу протестантской этики, православно-духовную, сопряженную с духовным ядром православия, и общехристианскую, отражающую христианскую направленность ценностного сознания верующих без конфессиональных особенностей
-
Доминирующими мотивами верующих протестантских общин Алтайского края являются потребности в реализации членами группы своей социальной субъектности в жизненном пространстве общины (коммуникативно-духовные», «коммуникативно-групповые» и «коммуникативно-познавательные»), которые являются показателями значимости реализации социальной субъектности верующих в жизненном пространстве общины
-
Распространение протестантских общин в Алтайском крае обусловлено эффективно сформированной коллективной субъектностью этих религиозных организаций, показателями которой являются эффективная внутригрупповая организационная структура, использование маркетинговых технологий в поиске и вовлечении потенциальных прихожан, регламентации повседневной жизни членов общины, готовность участвовать в решении социальных проблем общества
6 Ценностная основа религиозных протестантских организаций влияет на мировоззренческую компоненту жизненного пространства российского общества несущественно, что обусловлено незначительной поддержкой протестантской этики со стороны верующих-протестантов
Теоретическая значимость исследования состоит в укреплении эвристического потенциала социологической концепции жизненных сил человека и общества для изучения социокультурного статуса религиозных организаций, а также в разработке и апробации инструментального комплекса социологических средств исследования социокультурного статуса религиозных протестантских организаций в современном российском обществе
Социологическое осмысление особенностей проявления социокультурного статуса религиозных протестантских организаций открывает новые возможности для выявления ценностных ориентиров представителей этих религиозных организаций, а также способствует прогнозированию и предотвращению социальной напряженности на религиозной почве
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов специалистами муниципалитетов и органов власти, занимающимися вопросами религиозной сферы российского общества Материалы диссертационной работы могут найти применение при подготовке и чтении лекционных куров и спецкурсов социологического, религиоведческого, культурологического и социально-философского характера
Апробация работы
Основные идеи диссертанта нашли отражение в докладах и выступлениях на российских и международных конференциях, а также методологических семинарах и социологических школах
научно-теоретические и научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Алтайского государственного университета (Барнаул, 2005,2006, 2007),
XII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2005» (Москва, 2005),
Всероссийская конференции «Человек философская рефлексия» (Барнаул, 2006),
Всероссийская конференция «Потенциал ученых России» (Барнаул, 2006),
итоговая научная конференция, посвященная 50-летию Алтайского государственного медицинского университета (Барнаул, 2004)
Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в семи публикациях общим объемом 2 п л, в том числе в реферируемом журнале «Регионология», рекомендованном ВАК для публикаций результатов диссертационного исследования.
Объем и структура диссертации