Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Осинцева Валентина Михайловна

Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени
<
Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Осинцева Валентина Михайловна. Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Тюмень, 2003.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/439-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы социологического исследования досугового потребления культурных услуг молодежью

1.1 . Молодежь и проблема потребления культурно - досуговых услуг 10

1.2. Социальные особенности развития молодежного досугового потребления 22

Глава 2. Деятельность учреждений культуры в сфере молодежного досуга 37

2.1. Деятельность учреждений культуры в современной социальной ситуации 37

2.2. Социальная эффективность деятельности учреждений культуры 60

Глава 3. Исследование потребления культурно - досуговых услуг молодежью города Тюмени 84

3.1. Особенности молодежного досугового потребления культурно -развлекательных услуг 84

3.2. Структура и формы потребления культурно- досуговых услуг молодежью города Тюмени 107

Заключение 126

Список использованной литературы 130

Приложения 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью научного осмысления одной из важных характеристик духовной жизни молодого поколения - востребованности молодежью культурных благ социума, которые фактически предопределяют жизненные позиции и поведенческие ориентации представителей молодого поколения. Культурные потребности сельской молодежи по вполне объективным причинам не совпадают с культурными потребностями городской молодежи, одни молодежные сообщества отличаются по этому показателю от других. Ложно понимаемый молодыми людьми плюрализм способствовал расширенному воспроизводству различных и нередко не лучших образцов молодежной субкультуры. Так, например, в городе Тюмени не исчерпаны конфликты между "неформалами" и "гопниками", вспыхнувшие три года тому назад. Важно подчеркнуть, что глубинные причины этих конфликтов лежат именно в области различного понимания значения тех или иных культурных благ, раздела сфер влияния в культурно - развлекательных центрах города. А если принять во внимание, что свободное время в молодом возрасте является весьма существенным как по продолжительности, так и по жизненному значению, поскольку именно это время - время наиболее полной личностной реализации молодого человека, то изучение досугового потребления культурных услуг, как показателя выбора личностью социокультурных приоритетов^ дает существенную информацию для формирования научного представления о поведенческих ориентациях молодежи. Инстанциям, формирующим культурную и молодежную политику в регионе, явно недостает концептуального видения процессов трансформации досугового молодежного потребления. Научно организованная информация должна служить необходимым фундаментом для формирования эффективной молодежной политики, осуществляемой различными организациями региона, от учреждений культуры, общественных молодежных объединений до специальных комитетов областной и

городской администраций.

Теоретико-методологические основания исследования и степень научной разработанности проблемы. Актуальность исследования досугового потребления молодежью культурных благ можно обусловить и степенью научной разработанности данной проблемы. Дело в том, что в современной социологической литературе данная область социального бытия еще не нашла должного внимания. И если современная социокультурная ситуация в общероссийском масштабе так или иначе анализируется в политологических, социологических, культурологических научных публикациях, то местной, самобытной региональной специфике развития этих процессов пока не уделяется достаточное внимание обществоведов.

Тем не менее, нужно подчеркнуть, что настоящее исследование опирается на широкий круг идей, затрагивающих наиболее важные аспекты настоящей работы. В его методологической и теоретической основе лежат исследования отечественных и зарубежных социологов, философов, культурологов, так или иначе посвященных вопросам осмысления феноменов в области молодежной культуры, досугового потребления услуг, предоставляемых учреждениями культуры, а также процессов их функционирования.

Так основополагающими для данной работы в области исследования молодежи как социальной группы и молодежной культуры в целом явились труды Ю.Г. Волкова, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Л.И. Михайловой, В.Г. Попова, В.И. Чупрова и др.

Продуктивные предпосылки для исследования социально -культурной ситуации и ее влияния на молодежную среду почерпнуты диссертантом в трудах П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, В.И. Полищука, К. Разлогова, Э.В. Соколова, а также зарубежных исследователей Г. Андерса, А. Кробера, А. Моля, Ф. Тенбрука.

Вопросы культурно - досуговой деятельности как естественного и необ-

ходимого процесса в социальной жизни человека, оказывающего влияние на развитие как молодежной культуры, так и культуры общества в целом нашли развитие в трудах Г.М. Галуцкого, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т.Г. Киселевой, Н.А. Михеевой, Л.И. Михайловой, Е.Е. Новаторова, И.Ф. Петрова, В.В. Попова. В работе также использовались статистические материалы, документы департамента по делам культуры, молодежи и спорта администрации Тюменской области, комитета по культуре администрации города Тюмени.

Социологическую базу исследования составили работы А.С. Ахиезера, Г.С. Батыгина, З.Т. Голенковой, Н.И. Дряхлова, Л.Г. Ионина, Л.Н. Когана, А.И. Кравченко, В.А. Мансурова, В.В. Маркина, О.М. Роя, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядо-ва, зарубежных социологов Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Миллса, А. Моля, Н. Смелзера. Апробированные и надежные методологические подходы к социологическому исследованию региональных проблем, применимые и к исследованию проблем молодежи в Тюменском регионе, содержатся в работах К.Г. Барбаковой, О.М. Барбакова, В.И. Бакштановского, М.Л. Белоножко, Ю.М. Беспаловой, В.В. Гаврилюк, В.А.Давыденко, Н.Д. Зотова-Матвеева, А.Н.Силина, С.Н.Симонова, Н.Г. Хайруллиной. Вместе с тем, необходимо отметить, что работ, непосредственно посвященных социологическому исследованию досугового потребления культурных услуг молодежью в конкретном регионе, автору обнаружить не удалось.

Проблема диссертационного исследования заключается в противоречии между богатством культурных благ и услуг социума и реальным досуговым потреблением их молодежью. Исходя из актуальности темы, степени ее научной проработанности, постановки проблемы, автором определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, основная гипотеза.

Объектом исследования является культурная социализация молодежи города Тюмени, а предметом исследования выступило досуговое потребление культурных услуг молодежью, социальная регуляция культурной деятельности в городе.

Основной гипотезой и основанием социологического дискурса выступа

ет положение о том, что сфера досуга имеет определяющее значение в социализации молодежи, однако полноценной самореализации в этой сфере препятствует не только и не столько финансовое положение молодых людей, сколько неэффективная организация молодежного досуга в городе.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации явилось выявление особенностей досугового потребления культурных услуг молодежью, предоставляемых соответствующими городскими учреждениями, и определение возможных корректирующих мер в осуществлении местной молодежной политики в области организации молодежного досуга.

Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:

1. Содержательно определить понятия "потребление", "молодежь",
"культура", "культурные услуги", "массовая культура", "молодежная культура"
применительно к целям настоящего исследования.

  1. Выявить социальные особенности молодежного досугового потребления.

  2. Определить роль и функции учреждений культуры в сфере досугового потребления культурных услуг молодежью.

  3. Выявить характеристики социальной эффективности работы учреждений культуры в этой сфере.

  4. Определить особенности потребления культурно - развлекательных услуг молодежью.

  5. Выявить структуру и формы потребления культурно - досуговых услуг молодежью города Тюмени.

  6. Выявить факторы, понижающие уровень региональной молодежной политики, и позитивно - созидательные тенденции в развитии процессов досугового молодежного потребления культурных услуг, предоставляемых учреждениями города.

Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса моло-

дых тюменцев, проводимого автором в 2002 году по проекту диссертации, данные, полученные диссертантом в составе других исследовательских групп, результаты вторичного анализа социологических исследований социокультурной ситуации в регионе, проведенных учеными Тюменского государственного нефтегазового университета и Тюменского института искусств и культуры, статистическая информация органов госстатистики, данные региональных органов управления и средств массовой информации.

В исследовании использовались методы композиции статистической информации, анкетные и экспертные опросы.

Научная новизна работы. С точки зрения автора диссертационной работы, элементами научной новизны обладает, во - первых, сама постановка проблемы и задачи исследования, социологическое изучение досугового потребления культурных услуг молодежью в городе Тюмени. Эта проблема до настоящего времени не являлась предметом научной разработки.

Во - вторых, проведено содержательное уточнение категориального аппарата применительно к решению задач настоящего исследования, в частности таких базовых для данной работы понятий как "потребление", "молодежь", "культура", "культурные услуги", "массовая культура", "молодежная культура"

В-третьих, в контексте избранного социологического дискурса выделены и проанализированы наиболее актуальные социальные особенности молодежного досугового потребления.

В-четвертых, определена специфическая роль учреждений культуры в сфере организации молодежного досугового потребления.

В-пятых, выявлены и проанализированы характеристики социальной эффективности работы учреждений культуры в этой сфере.

В-шестых, зафиксирована структура и формы досугового потребления культурных услуг молодежью города Тюмени.

В-седьмых, выявлены факторы, понижающие уровень региональной молодежной политики и позитивно-созидательные тенденции в развитии про-

цессов досугового молодежного потребления культурных услуг, предоставляемых учреждениями города.

Практическая значимость исследования. Представленный в данной диссертационной работе подход и полученные выводы имеют определенное практическое значение, в частности, определенные в диссертации теоретические положения и отслеженные тенденции развития молодежного досугового потребления в. городе Тюмени могут служить предпосылкой концептуального подхода к совершенствованию организации и управления этой деятельностью. Реальная область практического применения полученных результатов - определение новых подходов к современному развитию молодежного досугового потребления в русле формирующейся молодежной политики, принципов взаимодействия различных социальных сфер, определение направлений корректирования деятельности соответствующих структур по организации воспитательной работы в молодежной среде. Положения и выводы диссертационного исследования могут содействовать более точному прогнозированию комплексного развития культурных процессов в регионе. Использование материалов диссертационной работы осуществлялось автором в процессе преподавания курсов "Социальный менеджмент", "Менеджмент в культуре", "Статистика культуры".

Апробация работы. Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на заседаниях теоретического семинара кафедры социального менеджмента Тюменского государственного нефтегазового университета, докладывались на научно - практических конференциях:

1.Городская научно-практическая конференция: "Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия", Тюмень, 1997.

2.Всероссийская научно-практическая конференция: "Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири", Тюмень, 1998.

3.Международная научно-практическая конференция, посвященная 25-

летию Тюменского государственного университета, Тюмень, 1998.

4.Научно-практическая конференция "Проблемы региональной культурологии: история, современное состояние, перспективы", Тюмень, 1999г.

5.Всероссийская научно-практическая конференция "Культура. Литература. Искусство. Регион", Тюмень,2000.

6.Всероссийская научно-практическая конференция: "Глобализация, федерализм и региональное развитие», Тюмень,2001.

7.Региональная научно-практическая конференция: "Художественная культура как феномен", Тюмень,2002.

8. Региональная научно-практическая конференция: "Региональная культура", Тюмень,2003.

Молодежь и проблема потребления культурно - досуговых услуг

В диссертационном исследовании автор исходит из того, что социологический подход к изучению молодежи предполагает понимание ее как большой социально-демографической группы, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества. С этим связаны социальные особенности молодежи, ее социально политическая неоднородность в современном обществе, специфика ее социального положения.

В социологии молодежь является широко изучаемой категорией населения. Более трети всех исследований, проводимых в стране, так или иначе связаны с молодежной проблематикой, однако в последние годы все острее ощущается потребность как науки, так и практики в фундаментальном анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия общественных связей и проявлений молодого поколения. Без такого анализа невозможно построение обоснованной молодежной политики властных структур, организация культурной деятельности и воспитательной работы на всех ее уровнях.

Молодежь является одним из активных участников современного социального процесса. В некоторых случаях молодежь имеет гораздо больше возможностей, чем пожилые люди. В известной степени это связано с тем, что на молодежь возлагаются различные надежды (карьера, политическая и культурная активность, предпринимательство и т.д.), вне зависимости от существующего в данном социуме политического режима. Именно это служит основанием для фактически тотального контроля со стороны общества ситуации становления молодого поколения, посредниками которого являются как социальные институты (семья, школа и т.д.), так и отдельные индивиды (родители).

Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским : Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет" [159, с.32]. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: " Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально - психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации" , с.478].

В различных источниках выделяются такие, например, признаки молодежи как социальной группы: 1) «Молодость и молодежь - это: определенный возраст; некое состояние, определяемое социокультурными критериями; некая группа или поколение с присущими ей ценностями...». [125, с. 13];

2). Молодежь - «социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют людей в возрасте 14 -30лет»[146, с.297].

3). В Российском энциклопедическом словаре молодежь определяется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных обществу закономерностей социализации. В социологии современные возрастные группы молодежи определены с 14-16 лет до 25-30 лет [147, с.973].

Как видно, в различных вариантах определения «молодежи» так или иначе проявляется наиболее характерный признак этого понятия - возраст. Это, на наш взгляд, основополагающая черта, которая отличает «молодежь». В понятии «возраст» можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и т.д. Биологический возраст - с момента рождения и до текущего момента жизни. Если биологический возраст значит для человека нечто определенное, психологически же человек часто размывает эти физические границы как в одну, так и в другую сторону. Именно психологический возраст определяет состояние молодости. Не секрет, что многие люди прибывают в состоянии молодости более чем до 30 лет. Социальная неоднородность молодежи побуждает определять "верхнюю" возрастную границу молодежи от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных ее групп. Так социальное и профессиональное становление рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого к 30-35 годам. Возрастные границы молодежи зависят также от особенностей конкретно-исторической ситуации в той или иной стране, ее общественного строя. Например, применение труда подростков существенно сдвигает "нижнюю" возрастную границу молодежи к более ранним годам [146, с.297].

Социальные особенности развития молодежного досугового потребления

Проблема измерения культуры человека всегда вызывает некоторое недоумение: как и чем можно измерить культуру человека? Но если от абстрактного человека перейти к исторически-конкретному обществу и конкретной социальной группе, то можно для определенного периода их развития, и даже для человека, установить некоторые показатели. Характеристики последних можно определить, начиная от формальных, на которые ориентированы данные официальной статистики, до содержательных, которые можно выявить посредством проведения социологических, культурологических и прочих исследований.

Если касаться специально такой социальной группы как молодежь, то можно выделить характерные черты ее социального функционирования и развития. В соответствие с целями нашего исследования мы обратим особое внимание на досуговое потребление культурных услуг молодежью. Прежде всего нужно отметить, что в сознании молодежи присутствуют черты обособления, конформизм, что создает психологическую основу для распространения в молодежной среде неординарных вкусов и увлечений. В связи с этим С.Н. Иконникова говорит о специфической молодежной культуре, своеобразной мини-культуре, ориентированной на молодежные вкусы, интересы, развлечения. Ее отличают собственная мода, символика, жаргон, манера общения. Она проявляется главным образом в сфере досуга, почти не затрагивая сферы труда и семейных отношений. Общие интересы и настроения, потребности в развлечении способствуют взаимопониманию в молодежной среде. [53, с.9,11].

Выделение молодежной субкультуры, о которой говорит С.Н.Иконникова, имеет весьма важное значение в методологическом плане. Действительно, для молодежной субкультуры характерны специфические черты ее внутреннего развития. Это имеет место вследствие того, что культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым так или иначе ограничивая свободу человека. В этой связи характерно определение феномена культуры, данного З.Фрейдом, который определял ее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни [178, с.95].

Наряду с этим важно обратить внимание на широко распространенное, но совсем не банальное положение о том, что в современном российском обществе происходит демократизация культурного пространства. Это возрождает к жизни новые продукты художественного творчества молодежи, которые становятся и символами новых видов молодежного потребления. Так, например, одним из таких видов творческого освоения действительности в современных условиях является граффити. Надписи на стенах как предмет исследования современного городского пространства изменяются в зависимости от автора, его культурного стиля, интересов, национальности, возраста, пола. Это также зависит от материалов и традиций искусства граффити, которым следует человек. В современной России могут быть выделены несколько типов подобной традиции, которые репрезентируют различные формы и размеры букв и знаков, а так же язык и контекст, места и инструменты, которыми пользуются для написания граффити. Местные традиции граффити во второй половине двадцатого века репродуцируют нанесение слов и картинок, содержащих инвективы, любовные и угрожающие сообщения, в 70-х годах появились воззвания музыкальных и спортивных фанатов. В 90-х годах мы наблюдаем две важные инновации в этой практике. Первая по хронологии - это воззвания политического содержания, которые обычно содержат имена политических лидеров, пропагандистские лозунги или инвективы, адресованные оппоненту. Этот тип практики настенной живописи активизируется во время предвыборных компаний и исчезает после их окончания. Продукт, тем не менее, часто остается на стене, даже если герой потерял доверие у электората.

В российской действительности это находит применение и для других целей. В локальное культурное сознание такая практика внедряется "сверху", путем культурных посредников, используя особые события и программы, которые представляют новый тип искусства российской молодежи. Новое искусство представлено как полупрофессиональная деятельность, выполняемая талантливой и лояльной к правительству молодежью для социального благосостояния, в противоположность тем,, кто стыдился делать надписи на стенах в прошлом. Новая деятельность выдвигается как позитивный канал для выхода досугрвой энергии молодежи, как культурная практика, которая инициируется и контролируется в большинстве обществом и государством. Пример - "Фестиваль уличной культуры" в Саратове поддерживался региональной администрацией и частными фондами и включал, в том числе, поощрение художников граффити, которые демонстрировали публике их процесс производства новых культурных артефактов. В конце девяностых годов двадцатого века многочисленные граффити появились во многих городах России, в том числе и в Тюмени.

Глобализация потребительской культуры предполагает объединение стратегий потребления, включая потребление культурных стилей. Вслед за падением "железного занавеса" произошло открытие информационных каналов массовой культуры, и это имело как ожидаемый, так и неожиданный эффекты. Порой политические деятели первыми использовали информацию о молодежных культурных стилях, перенося ее в другой контекст и с другим назначением - в качество социально одобряемой деятельности, нового официально признанного "искусства". И все же, в России, в локальном культурном знании, западная практика граффити не воспроизводится без изменения, но становится культурным гибридом.

Не останавливаясь подробно на подобной конкретике отметим, что в целом можно определенно говорить о молодежной субкультуре не только в творческом, созидательном ее измерении, но и в измерении потребительском, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию развития человека, ко торый еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается воспроизводя и присваивая внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап формирования собственного культурного пространства в единстве его творческого воспроизведения и потребительского присвоения, что и составляет ведущие тенденции в развитии молодежной субкультуры.

Деятельность учреждений культуры в современной социальной ситуации

Досуговое потребление культурных услуг в молодежной среде в современных условиях носит самый разнообразный характер. Оно может реализоваться через общение со средствами массовой информации, художественное творчество, чтение литературы и т.п. В то же время нужно отметить, что в силу возрастных особенностей, ограниченной самостоятельности молодежное досуговое потребление в целом имеет организованные формы и осуществляется в различного рода учреждениях -учебных, производственных, а также специальных учреждениях культуры, причем последние являются наиболее востребованными в этом отношении и играют особо значимую роль в культурной социализации молодого поколения. Основным продуктом деятельности этих учреждений являются специфические культурные услуги, от качества и направленности которых во многом зависит воспитание современной молодежи.

С переходом к рыночным отношениям и трансформацией общества социально-культурная сфера России находится в процессе реформирования. Одним из основных направлений этого процесса является дальнейшее развитие государственных и негосударственных учреждений культуры и удовлетворение потребительского спроса на их блага. Эти процессы в полной мере затрагивают и сферу молодежного досугового потребления, что в соответствие с поставленными в данной работе задачами обосновывает необходимость анализа деятельности учреждений культуры в этом направлении.

Учреждения культуры не просто занимаются созданием особого рода услуг, но и организованно объединяют людей, создают необходимые условия для удовлетворения культурно -досуговых потребностей молодежи. Предоставляя услуги, они охватывают не все многообразие рекреационных услуг, а лишь их часть, которая связана с повышением общей культуры человека, с его самообразованием и самовоспитанием, развитием творческой потенции личности, организацией отдыха и культурно-развлекательного общения. Основную часть таких услуг оказывают: а) культурно - досуговые учреждения (дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, и т.п.), имеющие государственную форму присвоения (федеральную, региональную или муниципальную) резуль татов своей экономической деятельности; б) культурно - развлекательные центры (ночные, технокультурные элит ные клубы, боулинг - клубы, казино и т.п.), имеющие коллективную форму присвоения (коллективные, арендные, акционерные предприятия, товарищест ва, ассоциации и т.п.).

Говоря об услугах, методологически важно уточнить то значение, которое мы вкладываем в это понятие. Специфика данного понятия заключается в том, что услуги - это благо, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности [144,с.352.]. Например, результатом деятельности учреждений культуры являются культурные услуги или культурные блага. Благо, в свою очередь, - это все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие [144, с.35]. В социально - культурной сфере в качестве блага выступают продукты культурной деятельности. Они носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменом сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.) и не поддаются складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма и т. п.). В отличие от товаров и услуг материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные блага в процессе потребления наращивают свою ценность.

Продукты культуры имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человеческие потребности. Эти потребности раскрывают внутреннее состояние человека, его своеобразный эмоциональный настрой и вызывают желание присвоить определенное культурное благо. В современной социологической литературе такие потребности чаще всего относятся к вторичным или высшим, так как они связаны с духовной и интеллектуальной деятельностью человека т.е. с социализацией.

В этом русле развивают свои теоретические позиции Н.А.Михеева и Л.Г. Галенская, которые концентрирует внимание на-понимании продукта (результата) деятельности учреждений культуры как культурного блага, формирующего и удовлетворяющего культурные потребности и различают культурные блага по степени материализации: материальные (средства производства) и нематериальные (услуги) [112 с. 33-36].

Близки к ним Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, которые рассматривают одно из основных понятий социально-культурной деятельности - "культурные блага" - как условия или услуги, предоставляемые организациям, другим юридическим и физическим лицам, гражданам для удовлетворения их культурных потребностей [68,с.7].

В этой связи непродуктивным для решения задач настоящей работы представляется подходы авторов, которые весьма обобщенно определяют это словосочетание. Например, В.В. Попов называет услугами учреждений культуры их конечную продукцию [135, с.42].

Названные авторы дают определения "услуг культуры", как конечной продукции учреждений культуры или как услуги для удовлетворения культурных потребностей. Такая позиция, как представляется, является весьма односторонней. Дело в том, что эти авторы не подразделяют услуги культуры по содержательности, например развлекательные, увеселительные, просветительные и т.п.. По нашему мнению, такое понимание термина "культурные блага", невозможно в полной мере использовать для анализа и прогнозирования и деятельности учреждений культуры. Поэтому их необходимо дифференцировать на культурно-развлекательные и культурно- просветительные.

К культурно-просветительным услугам культуры мы относим услуги музеев, библиотек, выставочных залов, галерей и т.п. Бесспорно, через услуги этих учреждений молодежью приобретаются знания, постигаются закономерности объективного мира, тем самым удовлетворяются потребности в интеллектуальном и духовном развитии. Большая часть таких услуг предоставляется государственными учреждениями культуры. Основными направлениями деятельности учреждений культуры клубного типа являются проведение смотров, конкурсов, фестивалей; возрождение, сохранение и развитие самодеятельного художественного и народного творчества; выставочная деятельность; учеба, подготовка и переподготовка кадров и т.п. Во время проведения всех мероприятий проводятся творческие лаборатории и мастер -классы. Например, дворец культуры и искусства "Геолог" г. Тюмени является современным центром культурно-просветительной работы и организации досуга молодежной аудитории, центром развития самодеятельного творчества и искусства. Основными направлениями в деятельности ОДКиИ "Геолог" является создание оптимальных условий для культурного отдыха, развитие способностей и дарований.

Особенности молодежного досугового потребления культурно -развлекательных услуг

В современной социологической литературе исследование проблемы поведения молодежи как потребителя на рынке услуг учреждений культуры и досуга еще не получила достаточно полного решения. Следует отметить, что такие исследования обычно носят общий теоретический характер и имеют отношения, как правило, к поведению потребителей товаров материальной формы. Такое положение дел парадоксально, ибо сектор услуг в социальной жизни за последние два десятилетия увеличился почти в три раза по сравнению с производственным. [120,с.24]. Потребительское поведение молодежи на рынке культурно - досуговых услуг, как было показано выше, связано с удовлетворением потребностей в отдыхе и развлечении. В связи с этим немаловажным для исследователя досугового потребления представляется тот факт, что удовлетворение потребностей зависит от полезности услуги, ее цены и дохода молодого человека, незевисимо от источников, его составляющих.

Ценность культурно - досуговой услуги, как и другого социального блага, мы будем рассматривать через предельную полезность услуг учреждений культуры и отдыха, на которую влияют и закон убывающей предельной полезности, и принцип редкости или ограниченности. Полезность одной и той же услуги может быть различная, что очень четко определяет потребительское поведение молодежи. Одни предпочитают концерт рок -группы, для других он - громкая музыка и ничего более. Совершенно очевидно какую роль в социальной судьбе этого концерта могут сыграть те, кто потребительское предпочтение отдает ему (позитивная оценка), и конечно же, те кто его не воспринимает (негативная оценка).

Безусловно, досуговое потребление молодежи поведенчески субъективно. Также понятно, что молодежь, как потребитель, конечно же не чертит кривую своего спроса на услуги учреждений культуры и досуга. Но мы в своих рассуждениях исходим из того, что молодежь как потребитель культурно - досуговых услуг, пытается наилучшим образом распорядиться своим свободным временем, сопоставляя свои социально - культурные запросы со своими возможностями. Именно совокупность этих двух факторов является определяющим моментом в формировании индивидуальных поведенческих моделей в сфере досугового потребления. На таких предпосылках мы в дальнейшем будем рассматривать потребительское поведение молодежи на рынке услуг досуга и развлечений.

Потребительское поведение молодежи методологически можно представить как исходящее из теории предельной полезности или кардиналистской теории полезности (от англ. cardinal - количественный). Применяя эту теорию при изучении молодежного досугового потребления, можно предположить, что совокупная (общая) полезность (TU), которую получает молодежь от потребления определенного количества услуг учреждений культуры и досуга возрастает, но в меньших масштабах, а предельная полезность (MU), получаемая от потребления каждой дополнительной единицы такой услуги падает так же в уменьшающихся масштабах.

Молодежь, приобретая услуги в учреждениях культуры и досуга для удовлетворения своих потребностей, хочет получить определенную полезность от них, то есть удовольствие, наслаждение или удовлетворение. Приобретаемая полезность от культурно - досуговых услуг, имеет свои особенности: во-первых, ее невозможно измерить количественно; во - вторых, в глазах потребителей она обладает свойством порядковой измеримости, то есть различные полезности чисто субъективно могут быть расположены (ранжированы) в порядке убывания.

Известно, что более ранний количественный подход к анализу полезности и спроса основан на предоставлении возможности измерения полезности различных благ в субъективных гипотетических единицах - ютилях (англ. utility). Теория субъективной полезности опирается на законы, открытые Генрихом Госсеном, относящиеся к поведению потребителей товаров материальной формы. Что касается услуг учреждений культуры и досуга, как и все нематериальные услуги, они имеют свои особенности (неотделимость, изменчивость, несохраняемость, неосязаемость), которые влияют на поведение потребителей их прдпочтения.

Городские учреждения культуры предоставляют молодежи дифференцированные услуги, у которых высокая степень замещаемости и заменяемости. Любители дискотек и баров, посетившие один раз дискотеку или бар и удовлетворившие свои потребности в отдыхе и общении, будут ходить и далее. Если человеку не понравилось в одном ночном клубе, то в следующий раз он пойдет в другой ночной клуб и получит похожую услугу. Потребитель услуг кинотеатра может ходить в один и тот же кинотеатр, но на разные кинофильмы. На поведение потребителя влияют его личные предпочтения той или иной услуги, ее полезность, повышение или понижение цен на услуги и ограниченный бюджет. Следовательно, в сфере культуры не всегда можно применить теорию субъективной полезности, опирающуюся на первый закон Госсена. Госсен предполагает, что потребление товаров идет непрерывно, а мы рассматриваем услуги, которые прерываются. Исходя из аксиомы снижения предельной полезности, объем спроса убывает вместе с ростом цен, чего нельзя сказать о всех услугах досуга и развлечений. Например, анализ социологического исследования культурно - досуговых потребностей молодежи показал, что большая доля потребления услуг приходится на кафе (бары), дискотеки.

Вместе с тем, на такого рода услуги идет небольшое, но постоянное повышение цены. Следовательно, по аналогии с товарами материальной вок формы, такую ситуацию, при которой повышение цены увеличивает спрос на культурно - развлекательные услуги, можно назвать "парадоксом потребления". Причину "парадокса потребления" объяснить не трудно: цены на услуги баров, кафе, дискотек значительно ниже цен на билеты спектаклей, концерты эстрадных артистов, концерты поп - групп, концерты классической музыки, конкурсы красоты и т.п. Здесь можно возразить: "Что мешает молодым людям посещать конкурсные мероприятия КВН, "Студенческая весна" и т. п. " Но, во - первых, количество таких мероприятий ограничено, и они не охватывают всю молодежь; во вторых, на досуг молодежи влияет реклама, которая призвана подсознательно формировать потребительский спрос на товары и услуги. Например, в Тюмени идет мало рекламы или идет такая реклама, которая не вызывает интереса в посещении досуговых мероприятий таких, как областной фестиваль искусств, проходящий ежегодно в г. Тюмени, выставок- конкурсов, фестивалей эстрадной и камерной музыки, посещение дневных музыкальных гостиных по абонементам тюменской государственной филармонии (музыка Барокко в органном зале, "Озорной круиз", знакомьтесь -"Ренессанс" и т.п.).

Похожие диссертации на Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью : На материалах исследований в г. Тюмени