Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея Шадже Азмет Аскерович

Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея
<
Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шадже Азмет Аскерович. Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Шадже Азмет Аскерович; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2009.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/43

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В 1998-1999 гг., когда в результате острого межэтнического конфликта жизнь адыгов в Югославии оказалась под угрозой, вопрос о возвращении этнических адыгов на историческую родину был решен на федеральном и республиканском уровнях власти. Из Косово в Адыгею по собственному желанию возвратилась малочисленная группа этнических репатриантов (около 200 человек). Косовские адыги были не просто репатриантами, но еще и беженцами. С этой точки зрения их возвращение и прием оценили в отечественной науке как гуманитарную акцию. К тому же проблема решалась на определенной правовой основе. Тем не менее, косовских адыгов неоднозначно восприняли как в России, так и в самой Адыгее, усматривая в репатриации некоторую угрозу этнокультурной стабильности региона. В современных условиях проблема «миграция - репатриация - этнокультурная безопасность - национальная безопасность» не утрачивает своей актуальности на практическом и теоретическом уровне.

Прожив в Югославии более 150 лет и на территории России 10 лет, косовские адыги сохранили субкультурную идентичность. Изучение этого уникального феномена для социологической науки важно, поскольку, живя в иноэтничной среде, являясь гражданами разных государств, группа югославских адыгов сохранила язык, менталитет, этнокультурные ценности.

Возрастающий теоретический и практический интерес к проблеме этнической репатриации обусловлен также изменившейся методологической ситуацией в отечественной социологической науке. На смену доминировавшим социологическому реализму и социологическому номинализму пришла конструктивистская парадигма, которая позволяет одновременный анализ общественной среды (макро-, -мезо- и микроусловий) социальной жизни1. Данная методологическая стратегия дает возможность исследовать сознание и поведение человека как члена определенной социальной и этни-

'Тощенко Ж.Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура // Проблемы теоретической социологии. Вып. 6: межвуз. сб. / Отв. ред. А.О. Бороно-ев. СПб., 2007. С. 53-54.

ческой группы, представителя определенного общества, определенной социокультурной среды. В связи с этим возникла потребность концептуального осмысления активизировавшихся этнокультурных миграционных процессов и репатриации, а также проблем социокультурной адаптации этнических групп в России.

Важность данного исследования диктуется несколькими факторами. Первый - наличие внутренних (трансформационных) процессов в России, необходимость адаптации переселенцев к новым условиям, включенность их в формирующуюся российскую идентичность, поиск основы социальной интеграции всех этнических групп и интеграции их в российскую нацию. Второй - влияние внешних факторов, в частности глобализационных, на социокультурные процессы в нашей стране и ее регионах. Наконец, как отмечали ученые Фонда Карнеги, репатриация косовских адыгов может стать пилотным проектом обще федеральной программы по возвращению в страну ее уроженцев независимо от их этнического происхождения.

Все вышеизложенное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие репатриации, в частности этнической репатриации, до сих пор мало использовалось социологами для научного анализа. Некоторые аспекты исследуемой проблемы разрабатывались учеными разных направлений.

В отечественной гуманитарной науке одной из особенностей было повышенное внимание к этнической проблематике. Однако в советское время интерес к изучению проблем этносов оставался в рамках классической науки, в частности классической социологии. В рамках марксистско-ленинской теории этносоциальные процессы односторонне освещались и оценивались через классовое измерение.

Начиная с конца XX в., изменились исследовательские подходы к социальному познанию. В частности этносоциальные процессы и этнос как феномен социальной реальности стали анализироваться в рамках неклассической и постнеклассической социологии. Появление этих исследовательских новаций было обусловлено еще влиянием зарубежной социологии на отечественную в области изучения этносоциальных вопросов. Имеющаяся литература позволяет ут-

верждать, что на социологические и антропологические дискуссии по проблемам этнической группы повлияли норвежские антропологи, в частности их работа «Этнические группы и границы: социальная организация культурных различий» в конце 1969 г. под редакцией Ф. Барта1.

В отечественной науке теорию этнических групп, типы взаимоотношений между ними анализируют ученые Э.К. Асп, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Иванов, Н.Г. Скворцов2 и др.

Исследовательской проблемой этнических групп, оказавшихся за пределами своей исторической родины, т.е. диаспор, занимаются историки, политологи, культурологи, психологи и социологи, выделяя различные аспекты адаптации к иноэтничной среде3.

В последнее время проблемы репатриации стали рассматриваться в контексте эмиграции в работах В.А. Ионцева, Н.М. Лебедевой, М.В. Назарова, А.В. Окорокова4, Т.Н. Юдиной 5 и др.

Для определения содержания репатриации, в частности этнической репатриации, важны исследования Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробижевой, СВ. Рязанцева, А.А. Сусоколо, В.А. Тишкова и др. в области методологии изучения и теории этноса.

В рамках этнической феноменологии новое осмысление получили проблемы народов Северного Кавказа, открылись ранее закрытые

1 Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organisation of Culture Difference I
Ed. by F. Barth. Bargen; London, 1969.

2 Асп Э.К. Введение в социологию. СПб., 1998; Волков Ю.Г., Добрень
ков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред проф.
Ю.Г. Волкова. М., 2000; Иванов В.Н. Национальная (этническая) группа // Со
циологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. Гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003; Сквор
цов Н.Г. Проблема этичности в социальной антропологии. СПб., 1997.

3 Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И Диаспора как объект социологического ис
следования // Социологические исследования. 1996. № 12; Чаптыкова Т.И. На
циональная диаспора как объект этносоциологического исследования: дисс ... канд.
социол. наук: 22.00.01. М., 1997; Аствацату ров а МА. Диаспора как социокуль
турный, экономический, политический феномен в полиэтничном макрорегионе. Рос
тов-на-Дону, 2007; Попков В. Д. Феномен этнических диаспор. М., 2003. С. 272.

4 И о н ц е в В.А., Лебедева Н.М., Назарова М.В., Окорокова А.В. Эмиграция и
репатриация в России. М., 2001.

5 Юдина Т.Н. Социология миграции. Учебное пособие для вузов. М., 2006.

страницы из их истории. Это способствовало переосмыслению социальных процессов, в частности проблемы этнической репатриации.

Осмыслению социокультурных процессов зарубежных адыгов способствовали исследования А.Х. Касумова и Х.А. Касумова, С.Г. Кудаевой, Т.Х. Кумыкова, А.В. Кушхабиева, Р.Б. Унароковой, С.Х. Хотко1 и др.

Важно отметить тот факт, что о югославских адыгах никто не писал до их возвращения на родину за исключением одного ученого-этнографа Батрая Езбека. Его книга «Рассказы последних черкесов Косово», вышедшая на немецком языке в Бонне2, стала доступной в России совсем недавно. О возвращении потомков мухаджиров на историческую родину на примере репатриации косовских адыгов написан исторический очерк участника этих событий Г. Чемсо3.

По возвращении репатриантов проблемы косовцев обсуждались в основном в средствах массовой информации России, однако они не стали предметом научного анализа. Т.М. Мастюгина, Л.С. Перепел-кин, В.Г. Стельмах, анализируя социально-политическую ситуацию в Республике Адыгея в контексте политических процессов на Кавказе, обращаются к перспективам репатриации зарубежных адыгов. В единичных научных публикациях давалась неоднозначная оценка репатриации косовских адыгов4.

Особенно заметна исследовательская активность проблемы косовских адыгов в 2007-2008 гг. Научный интерес представляет рабо-

1 Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992; Куда-
ев а С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX в.: процессы транс
формации и дифференциации адыгского общества. Майкоп, 2006; Кумыков Т.Х.
Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Нальчик, 1994;
Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX - XX вв.). На
льчик, 1997, Унэрэкъо Р. Тыркуем ис адыгэхэр. Мыекъуапэ, 2004, Хотко С.Х.
Очерки истории черкесов. СПб., 2001 и др.

2 Ozbek Batray. Erzahlunden der letzten Tscherkessen auf dem Amselfeld.
Bonn, 1986.

3 Чемсо ГК. Возвращение. Исторический очерк. Майкоп, 2000.

4 Мастюгина Т.М. Проблемы этнической репатриации: на примере России
и Кавказа // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004. С. 138-147;
Миграция и безопасность в России. Коллективная монография под ред. Г. Витковс-
кой и С. Панарина. М., 2000. Гл.4; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования
по социально-культурной антропологии /В.А.Тишков. М., 2003. С. 452^159 и др.

та М.А. Джандар1, основанная на этнографическом и фольклорном материале. Культурологическому осмыслению содержания процессов социокультурной адаптации косовцев посвящено диссертационное исследование Т.А. Панеш2.

Работа в рамках исследовательского проекта «Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона» (руководитель проекта - профессор А.Н. Соколова) позволила рассмотреть широкий круг вопросов по проблемам косовских адыгов3 и разработать диагностику социального самочувствия репатриантов. Ученые Г.С. Кудаева, С.Х. Мусхаджиев, А.Н. Соколова, Г.Г. Тхагапсова, М.Ю. Унарокова и др. рассмотрели различные стороны жизни репатриантов, характерологические особенности группы, ценностные ориентации и предпочтения. Работа, проведенная группой авторов, раскрыла исторические, психологические, этнографические, семантические аспекты адаптации косовских адыгов.

Интересным и значимым для нашего исследования являются научные работы ученых республики Т.И. Афасижева, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, РА. Ханаху, РД. Хунагова, А.Ю. Шадже4 и др., которые обращаются к проблемам духовной жизни адыгского этноса, межэтнического взаимодействия в Республике Адыгея, культурной идентичности в полиэтноконфессиональном регионе, социокультур-

1 Джандар М.А. Остались адыгами: Этнографические исследования. Май
коп, 2007.

2 Панеш Т.А. Особенности социокультурной адаптации репатриантов (ко
совских адыгов) в условиях поликультурной среды Северного Кавказа: дис. ... канд.
культуролог, наук. Краснодар, 2009.

3 См.: Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее. Материалы
круглого стола / Гл. ред. и научный рук. проекта А.Н. Соколова. Майкоп, 2007; Ко
совские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие
региона. Сб. статей / Сост. Научный рук. проекта А.Н. Соколова. Майкоп, 2008.

4 Афасижев Т.Н. Северный Кавказ в современной геополитической струк
туре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы
стабильности. М., 2004. С. 123-137; Казанов Х.М. Ценностные ориентации в
современном российском обществе. Ростов н/Д, 2004; Эволюция религиозных ве
рований адыгов: история и современность (философско-культурологический ана
лиз). Ростов н/Д, 2002; X анаху РА. Традиционная культура Северного Кавказа:
вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997; Ху наго в Р.Д.
Кавказ в контексте глобальных трансформаций // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы
стабильности. М., 2004. С. 16-19; Шадже А.Ю. Этнические ценности как фило
софская проблема. Москва-Майкоп, 2005.

ным процессам этнических культур в условиях трансформации России и активизирующейся глобализации.

Аналитический обзор специальной литературы, посвященной адаптации косовских адыгов, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, социокультурная адаптация этнической группы репатриантов - косовских адыгов - не стала предметом социологического осмысления. Во-вторых, социокультурная адаптация косовских адыгов оценивается исследователями неоднозначно, что создает проблемное поле в социологии. В-третьих, после десятилетнего пребывания косовских адыгов в Адыгее в их жизни стали открываться совершенно неожиданные повороты: с одной стороны, некоторые косовцы получили двойное гражданство, с другой стороны, жизнь в Югославии заметно изменилась после войны, о чем свидетельствуют рассказы очевидцев, побывавших там. Возможно, это привнесет некую амбивалентность и напряженность в адаптационные процессы репатриантов.

Критический анализ степени разработанности темы и неисследо-ванность социокультурной адаптации косовцев в Адыгее в социологическом ракурсе свидетельствуют о том, что тема диссертационного исследования носит проблемный характер.

Цель исследования - выявить особенности социокультурной адаптации косовских адыгов в Республике Адыгея, что достигается через постановку и решение следующих задач:

раскрыть содержание концептов «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» и установить их соотношение;

рассмотреть концептуальные модели социокультурной адаптации, разработанные в рамках социологии;

определить взаимосвязь исторической памяти и идентичности в этнической группе репатриантов;

дать социокультурную характеристику косовским адыгам через их культурные потребности;

рассмотреть этническую культуру как форму и способ адаптации;

исследовать включенность косовских адыгов в российский социум в контексте формирующейся национальной идентичности.

Объект исследования - репатриация как социокультурный феномен в постсоветской России.

Предмет исследования - процесс социокультурной адаптации косовских адыгов к условиям жизни в Адыгее в условиях радикальных реформ в России.

Гипотеза исследования состоит в следующем: основой социокультурной адаптации (реадаптации) косовских адыгов на исторической родине является этнокультурная идентичность, обеспечивающая им социально-психологическую устойчивость и чувство принадлежности к своему этносу в условиях реформирующейся России; процесс социокультурной адаптации косовских адыгов можно оценить как успешный, но незавершенный.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы, поскольку в ней косовские адыги впервые становятся предметом и объектом специального изучения в социологическом аспекте. В диссертации:

произведен социокультурный анализ понятий «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» и установлена их взаимосвязь;

раскрыты концептуальные модели социокультурной адаптации в социологии и концепция современного мультикулыурализма представлена как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации;

установлена взаимосвязь между исторической памятью и идентичностью на примере адыгского этноса;

исследованы социокультурные потребности косовских адыгов как определяющий фактор адаптации;

показана ценность этнической культуры как формы и способа адаптации в иноэтничной среде;

изучена степень включенности этнической группы репатриантов в российский социум в условиях формирования национальной идентичности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Проблема этнической репатриации и социокультурной адаптации анализируется в социологическом ракурсе, однако она носит междисциплинарный и полипарадигмальный характер, входит в предмет исследования этнографии, этнополитологии, психологии и т.д. Этим и объясняется комплекс разных методов, применяемых в работе.

Методологической основой послужили общесоциологические концепции развития этнических групп, классические, неклассичес-

кие и постнеклассические концепции социокультурной адаптации, концептуальные парадигмы исторической памяти и идентичности, являющиеся сущностными храктеристиками этнической группы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

В качестве методологической основы для решения поставленных задач использовался метод системного анализа, предполагающий подход к социокультурной адаптации этнических репатриантов как социальному процессу, и изучение многоуровневого и многоаспектного феномена «мультикультурализм» как оптимальный вариант этого процесса, т.е. социокультурной адаптации этнических групп в иноэтничной среде.

Автор использует систему методов научного познания: эмпирический (наблюдение, описание) и теоретический (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный). Руководствуясь принципами объективности и конкретности, автор анализирует социокультурные проблемы этнических репатриантов в условиях радикальных реформ в России. Сравнительно-исторический анализ позволил выявить особенности социокультурных ценностей косовских адыгов.

Методологической ориентацией в процессе исследования косовских адыгов явилась концепция французского социолога Мориса Хальбвакса, которая позволила установить взаимосвязь между исторической памятью и идентичностью. Этот подход дал возможность определить ценность исторической памяти, заключающаяся в том, что она соединяет человека с прошлым, формирует представление родины и чувство самосознания.

Эмпирическую базу исследования составили результаты глубинного неформализованного метода интервью. Выбор метода глубинного интервью объясняется двумя причинами: во-первых, ввиду языкового барьера и наличия необразованной части людей среди исследуемой группы; во-вторых, только с помощью гибкого («мягкого») метода можно объяснить и понять «человеческую сущность» социальных явлений и социокультурных процессов.

Социологическое исследование было осуществлено в г. Майкопе и ауле Мафэхабль в два этапа: в 2007 и 2008 годах. Нами выбирались три вида интервью: индивидуальное, семейное и групповое. Всего опрошено 70 человек. Использовался также и антропологический

метод, т.е. посредством включенного наблюдения был получен эмпирический материал.

Автором также был осуществлен вторичный анализ результатов доступных социологических исследований и использованы статистические отчеты.

Тезисы, выносимые на защиту:

  1. Главными существенными признаками этнической группы являются культура, культурные ценности - язык и историческое прошлое (историческая память). Диаспора представляет собой открытую саморазвивающуюся систему, наиболее устойчивым элементом которой выступает этническая группа; источником саморазвития диаспоры могут выступать социокультурные практики. Репатриация представляет собой сложный открытый, незавершенный процесс добровольного или принудительного возвращения этнической группы на родину. Понятия «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» взаимосвязаны.

  2. В социологии сложились различные концептуальные парадигмы социокультурной адаптации к иноэтничной среде. Одним из оптимальных вариантов социокультурной адаптации является концепция современного мультикулыурализма, не приводящая к ассимиляции и насильственной аккультурации этнических групп, а нацеленная на социальное, в частности социокультурное взаимодействие и взаимообогащение, с одной стороны, с другой - на самосохранение и самовоспроизводство этнических групп. Поэтому ее следует рассматривать как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации.

  1. Между исторической памятью и идентичностью существует взаимосвязь, которая характеризуется тем, что историческая память детерминирована идентичностью. Эта взаимосвязь активно проявляется в этнической культуре, в которой происходит идентификация личности со своей этнической группой, формируя образ исторической родины.

  2. В социокультурной характеристике косовских адыгов главной составляющей является удовлетворение их социокультурных потребностей, которые обеспечивают социализацию личности и понимание жизни, определяют основу образа жизни и формирования мировоззренческих ориентации, а также готовность к тому или иному виду деятельности в новых условиях.

  1. Для косовских репатриантов этническая культура явилась формой и способом адаптации в иноэтничной среде Югославии и реадаптации к условиям исторической родины. Причем, особенность этнокультурной идентичности у косовцев определяется во многом через религиозные ценности, отождествляемые с этнокультурными традициями. Религиозные ценности диктуют образ жизни, соблюдение адыгэ хабзэ подчинено мусульманству.

  2. Несмотря на сложные трансформационные процессы в России, косовские адыги включаются активно в формирующуюся национальную идентичность и российскую нацию. Низкий уровень относительной депривации, характерный для этнических репатриантов, усиливает тенденцию к их интеграции в российское социокультурное пространство. Косовские адыги убеждены в том, что национальная политика в России будет способствовать воспроизводству адыгского этноса.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении проблем диаспоры и репатриации.

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в работе региональных органов власти и особенно на уровне муниципального управления при совершенствовании миграционной политики и разработке программ культурной адаптации различных этнических групп.

Ряд положений диссертации может представлять интерес в практике государственных органов власти при разработке социальных проектов, политических стратегий и управленческих технологий как эффективных инструментов демократических преобразований применительно к конкретным этническим сообществам.

Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в разработке лекций по курсу «Социология культуры» и спецкурсам по этнодисциплинам.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни. Основные положения и результаты исследования излагались автором на 10 научных конфе-

ренциях (всероссийских и региональных). Некоторые положения диссертации нарабатывались при проведении научного исследования по гранту РГНФ «Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона», проект № 07-06-00767а» (рук. проекта проф. А.Н. Соколова), в котором принимал участие автор в качестве исполнителя. Результаты исследования опубликованы в 15 статьях общим объемом свыше 4,1 п.л.

Структура диссертации. Цель и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея