Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Кобозева Наталья Николаевна

Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона
<
Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кобозева Наталья Николаевна. Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Кобозева Наталья Николаевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2008. - 184 с. РГБ ОД, 61:08-22/67

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа социального самочувствия трудовых мигрантов в принимающем регионе 15

1.1. Социальное самочувствие: социокультурный аспект анализа 15

1.2. Трудовые мигранты как социокультурная группа 38

1.3. Социокультурная среда региона, принимающего трудовых мигрантов 58

ГЛАВА II. Особьенности социального самочувствия трудовых мигрантов принимающего региона: на примере ставропольского края 78

2.1. Социокультурные условия Ставрополья как принимающего региона 78

2.2. Социокультурный портрет трудового мигранта 97

2.3. Типы социального самочувствия трудовых мигрантов 116

Заключение 141

Библиографический список использованной литературы 145

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Миграция стала знаковым явлением современного мира, охватив различные социальные слои и группы, сферы общественной жизнедеятельности. Масштабность и многомотивированность миграции характеризует всю сложность и глубину миграционных процессов. Это связано с социальными изменениями и личностными- преобразованиями, обусловленными проблемами как мигрирующих в новый социум, так и их восприятием теми, кто его представляет. В современных условиях внимание науки и практики все чаще привлекается к проблеме трудовой миграции, что обусловлено рядом реально обозначившихся в социуме тенденций. В частности, сокращением местного трудоспособного населения, когда мигранты могут заместить выпадающую рабочую силу, появлением рабочих мест, малопривлека-; тельных для местных жителей, ростом числа предприятий, действующих с участием иностранного капитала и т.д. В?этих условиях проблема «чужих» и «своих» переходит в плоскость поиска конструктивных результатов- трудовой миграции, отражающих интересы, как общества, так и мигрирующей личности.

Высокую-эвристичность попыток в этом отношении демонстрирует осмысление феномена социального самочувствия как обобщенной эмоционально-оценочной реакции людей на социальные и культурные изменения среды их жизнедеятельности, позволяющее оценить сдвиги, происходящие в общественном сознании, и культуре общества, выявить зоны социальной напряженности, изучить представления1 о жизни общества через групповое и индивидуальное восприятие социальных изменений. Социальное самочувствие в процессе трудовой миграции отражает общую тональность-настроений социальной группы мигрантов через проводимые сопоставления возможностей удовлетворения своих потребностей в новых социокультурных условиях региона, в который они вносят свой «человеческий ресурс».

С этой точки зрения актуальным является определение особенностей состояния мигрантов, детерминируемого культурными условиями принимающих

4 регионов, включенных в многоплановый процесс трудовой: миграции как. К числу таких регионов, относится Ставропольский край, традиционно испытывающий повышенную миграционную нагрузку. В последние годы это связано с притоком трудовых мигрантов, численность; которых составляет около 30% в общем потоке въезжающих вкрай.

Ставрополье, где проживает около 120 национальностей, составляющих единое сообщество, имеет исторические миграционные традиции, и; как социокультурный^ регион' приема: отличается г полиэтничностью^ полйконфессиональ-ностью и поликультурностью. Несмотря* на, это; присутствие, мигрантов: в; регионе часто вызывает проблемы межкультурного взаимодействия; и противоречия социальных интересов; Мигранты в большинстве случаев: не находят поддержки со: стороны местного населения, властных структур в решении проблем адаптации, трудоустройства: и интеграции в местное, сообщество. Все: это за-;> трудняет жизнедеятельность мигрантов, отрицательно ;влияет на эмоционально^ оценочное состояние4 и активность личности. В'результате нарушаются;: само-; идентификации^ искажаются:мотивы;и модели группового-и индивидуального поведенияі взаимодействия, теряется возможность раскрытия- культурологиче-.;, скогопотенциалатрудовой миграции и развитие сообщества как принимающег горегиона;

Всестороннее изучение-социального самочувствия трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона позволяет выработать обоснованную систему мер по формированию адекватного восприятия; личностных и общественных изменений со стороны местного населения и*стабилизации социального; самочувствия мигрантов.

Все это указывает на теоретическое и практическое значениезаявленной темы и: ее актуальность. . .

Степень научной разработанности проблемы; Комплексный и междисциплинарный характер проблематики социального самочувствия; трудовых мигрантов определяет широту и разнообразие научных источников^ так как исследовательская работа проходила в двух направлениях: с одной стороны -

5 рассмотрение феномена социального самочувствия как культурного явления, с другой - изучение процесса трудовой миграции.

В гуманитарных науках сложились две традиции исследования социального самочувствия. Первая, более близкая к обыденному знанию, нашедшая отражение в философии и истории, трактует социальное самочувствие как состояние физических и душевных сил человека в целом, акцентирует внимание на экзистенциональном и нравственном состоянии (Демокрит, Платон, Лафатер И.К., Лосев А.Ф., Радищев А.Н., Шевырева СП.)1. Вторая традиция, уходящая корнями в изыскания российских ученых-естественников начала XX века (Бехтерев В.М., Викторов П.П., Войтоловский Л.Н. и Петражитский Л.И.)2, определяет социальное самочувствие как систему субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности.

С позиции социокультурного подхода социальное самочувствие детерминируется щенностно-мотивационным, комплексом личности, включающим в себя процессы формирования ценностных ориентации, норм, правил и мотивов поведения, а также процесс социализации. Так, концепция социологизма Э. Дюргейма, рассматривающая социальную реальность как социальный факт, обращает внимание на то, что индивид при рождении находит готовыми законы и обычаи, религиозные верования, систему ценностей и их приоритеты, функционирующие независимо от него. Общество не может развиваться, если угнетается личность, оказывается давление на формирование ее собственной системы ценностей. Нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы способны глубоко воздействовать на индивидуальную сущность личности, расширяя'ее социальные устремления, и формировать тот или иной тип социального самочувствия.

«Понимающая» социология М. Вебера, выделяющая субъективный смысл социального действия, обосновывает факторы и причины того, что чело-

1 См.: Швырев С. Теория изящных искусств // Десан. - 2000. - №4. - С.4 - 8.

2 См.: Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма. - М., 1990. - С. 34-49

век воспринимает его как объективный, опираясь на эмпирические сведения о нем. Рассмотрение личности как продукта межчеловеческих, межиндивидуальных отношений в социуме, Г.Зиммель отмечает роль культурного духовного фактора в определении ее целей, стремлений, потребностей.

П. Сорокин, развивая социокультурную обусловленность поведения человека, выделяет значимость таких детерминант, которые являются фундаментом всякой культуры и личности, где центральными качествами определяются идеи, ценности, значения, детерминирующие характер и особенности культурной реальности1.

Культурологическому исследованию особенностей жизнедеятельности личности уделяли внимание Л.Г. Ионин, Л. Коган, Л.И. Михайлова, В.А. Ядов, и другие2. Так, Г. Францев, Н. Чавчавадзе, отмечают, что человек, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия требованиям культуры. Это создает ощущение собственной социальной полноценности, которая является, условием нормального самочувствия, и, напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества, погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний.3 А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов характеризуют зрелость и социальную полноценность человека через наличие у него устоявшихся ценностных ориентации4.

Э. Фромм подчеркивает, что большинство людей, колеблясь между разными системами ценностей, никогда не развиваются полностью в том или ином направлении, испытывая разные ощущения.

Осмысление ценностных оснований состояния личности позволяет выделить такой социокультурный феномен как социальное самочувствие.

1 См.: Социология культуры: Учебное пособие / В.Г. Волков / Под. ред. Волкова В.Г. - М.,
2000. - С.58-67.

2 См.: Человек в мире культуры: Учебное пособие / В.А. Фортунатова / Под. ред. В.А. Фор
тунатовой. - Н. Новгород, 1998.-С. 12-19.

3 См.: Социология личности: Учебное пособие / А.И. Артемьев / Под. ред. А.И. Артемьева. -
Алматы, 2001.-С. 12-22.

4 См.: Жизнь культуры: Курс лекций / В.И. Маркелов / Под. ред. В.И. Маркелова. - Кемеро
во, 1999.-С. 11-19.

7 В зарубежных исследованиях 60-х годов социальное самочувствие рассматривается как аналогия субъективного благополучия общества и отдельных социальных групп («subject well beining»).1 В современной отечественной социологии понятие «социальное самочувствие» формируется как широкое и многозначное, что находит отражение в трудах ученых. Так, Б.Д. Парыгин, Т.И: Заславская, определяя и развивая методологические основы исследований социального самочувствия, рассматривают его как интегральный показатель общественного настроения. В.Э. Бойков выделяет подходьтк определению социального самочувствия; согласно которым оно определяется как интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, определяющая ее самоидентификацию.

В трудах современных исследователей наметились определенные направления- в изучении социального самочувствия- как специфического социокультурного объекта, которое рассматривается* с точки зрения' эмоционально-оценочного отношения индивидов к окружающей1 социальной реальности и своему месту в.ней (А.С.Балабанов). Суть понятия сопряжена с эмоциональным состоянием оценочного характера, связанным с субъективным восприятием реальности и себя в ней относительно тех или иных ситуаций, проблем, событий, процессов, где наиболее четко проявляются мотивационно-ценнностные факторы поведения и действия (Н.Е.Тихонова, О.Л. Барская, Т.Н.Юдина, Т.Т. Тарасова)2. Изучение социального самочувствия исследуется относительно удовлетворенности различными аспектами жизни (0.Л. Барская)3. Изменение состояний социального самочувствия, основывается на теории депривации и учитывает свойственную обществу соревновательность (Н.Е. Тихонова). Социальное самочувствие анализируется с точки зрения актуальной социальной проблематики, которая отражается в социокультурной, социально-экономической, поли-

1 См.: Добрынина Е. У реформы есть дети и пасынки // Российская газета. - 2006. - 24 апр.

2 См.: Тихонова Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях
населения // Социс. - 2006. - №4. - С. 22-27.

3 См.: Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы
исследования. Автореф. дис.канд. философ, наук. - М., 1989. - С. 16-28.

8 тической, миграционной и других сферах. Выделенные индикаторы позволяют производить «замеры» общественных настроений (Т.Т. Тарасова).

Все большее внимание исследователей привлекает тема социального самочувствия мигрантов. Так, О.А.Хасбулатова выделяет тендерный аспект в вопросах формирования социального самочувствия мигрантов; Н.А.Зотова исследует взаимосвязь процесса формирования< социального самочувствия и материально-экономического положения трудового мигранта; Е.Ю.Садовская изучает социальное самочувствие- мигрантов как фактор, сопутствующий- адаптации' личности в новом социуме; Т.Н'.Юдина социальное самочувствие мигрантов исследует относительно динамики в течение жизни в.новом социуме1.

Несмотря на значительный пласт публикаций по проблеме социального самочувствия мигрантов, оно практические не исследовалось у трудовых мигрантов, находящихся в социокультурных условиях принимающего их региона.

Объектом исследования является социальное самочувствие трудовых мигрантов.

В-качестве предмета исследования выступают факторы, содержание и типы социального самочувствия трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей социального'самочувствия трудовых мигрантов.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Провести социокультурный анализ, социального самочувствия и* определить его типы.

  2. Охарактеризовать трудовых мигрантов как социокультурную группу.

  3. Определить особенности8 социокультурной среды региона, принимающего трудовых мигрантов.

  4. Раскрыть социокультурные условия Ставрополья как принимающего региона.

1 См.: Юдина Т.Н. Социальное самочувствие мигрантов, проживающих в Центральном и Северо-Западном федеральных округах // www.

5. Разработать социокультурный портрет трудового мигранта на Ставропо
лье.

6. Выявить типы социального самочувствия трудовых мигрантов.
Гипотеза. Социальное самочувствие как культурно обусловленное оце
ночное восприятие реальности в контексте трудовой миграции детерминирует
ся, объективными социокультурными условиями принимающего региона и лич
ностными ценностно-мотивационными особенностями трудовых мигрантов.
Наиболее распространенным типом социального самочувствия трудовых ми
грантов в Ставропольском крае выступает позитивный тип, тяготеющий к по
граничному. Социокультурный портрет трудового мигранта характеризуется
ценностно-мотивационным комплексом, включающим ценности семьи, труда и
права.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции отечественных и зарубежных ученых в области ценностных ориентации личности и ценностей социальных групп, социальных потребностей, а также произведения классиков мировой и отечественной' социологии, психологии, труды советских ученых, современных зарубежных и российских исследователей, внесших вклад в изучение различных аспектов социального самочувствия.

Методологическую и теоретическую основу исследования составил социокультурный подход, разработанный П.А.Сорокиным, А.С. Ахиезером, Н.И. Лапиным. Его использование позволило представить сущность и детерминанты ценностного мира личности и трудовых мигрантов как социокультурной группы.

Сложность и многоплановость избранной темы, недостаточная-ее разработанность обусловили использование комплексного подхода изучения социального самочувствия трудовых мигрантов во взаимосвязи с идеологией, экономикой, политикой, образом жизни сообщества принимающего их региона.

Для проведения исследования использовались эмпирические методы получения первичной и вторичной социологической информации, такие как анализ документов, анкетный опрос.

10 Эмпирическую базу исследования социального самочувствия трудовых мигрантов составляют результаты исследований:

исследование ВЦИОМ «Социальное самочувствие мигрантов январь-август 2006 г.», проведенное в 153 населенных пунктах и 46 областях, краях и республиках России. Выборка - 1800 человек;

исследование под руководством Н.А. Зотовой «Трудовая миграция» из Таджикистана». Материалы полевого исследования, проведенного в Москве и Самаре в феврале-мае 2006 г. Выборка- 1600 человек;

исследование под руководством С.Олимовой «Адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России: роль образования», проведенного в Москве и Московской области в 2005 г. Выборка - 500 человек;

исследование под руководством Л.Е Петровой «Социальное самочувствие молодых людей - трудовых мигрантов» 2006 г., проведенного -Уральским* государственным педагогическим институтом. Выборка - 300 человек;

исследование под руководством Е.Ю. Садовской «Трудовая'миграция'И' ее перспективы». Проведено в Москве 2005-2006 г.г. на выходцах из Казахстана. Выборка - 3000 человек;

исследование под руководством О.Н Хасбулатовой «Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России», проведенного в г. Ярославль в 2005 г. Выборка - 700 человек;

исследование под руководством Т.Н.Юдиной. «Социальное самочувствие мигрантов, проживающих в Москве и Московской области», проведенного в 2004 г., выборка-3400 человек;

исследование Южного научного центра РАН «Социальное самочувствие населения Юга России в условиях реформ», проведенного в Южном Федеральном округе. Выборка - 2300 человек, 2004 г.

Собственную эмпирическую базу исследования составляют результаты анкетирования трудовых мигрантов, находящихся на территории Ставропольского края. Выборочная совокупность - 200 человек, что составило 10% от ге-

неральной совокупности, которая представлена зарегистрированной частью трудовых мигрантов.

Наряду с результатами социологических исследований, эмпирическую базу диссертационного исследования составили: статистические данные Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю и статистические данные Министерства труда и социальной защиты- населения Ставропольского края.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

уточнено понятие социального самочувствия как» феномена культуры, в котором подчеркивается, что социальное самочувствие детерминируется; соотношением объективных социокультурных условий w личностных ценностно-мотивационных особенностей;

дана характеристика трудовым, мигрантам как социокультурной группе; обладающей следующими1 чертами: гибкостью, открытостью, динамичностью ценностно-мотивационного комплекса;

установлено, что при характеристике^ социокультурной среды принимающего региона учитываются: тип культуры хозяйствования, особенности'ЭТт ноконфессиональной среды, характер правового поля региона, специфика миграционных традиций, уровень конфликтности, качество доминирующих ценностей;

выявлено, что для социокультурных условий Ставропольского края, как принимающего региона, свойственны востребованность миграционного потенциала, полиэтничность, поликонфессиональность, а также разрыв между сложившейся и модернизационной культурами хозяйствования;;

составлен социокультурный «портрет» трудового мигранта, отражающий специфику ценностно-мотивационный комплекса, основными составляющими которого выступают семья, трудовая деятельность, материальный достаток и мигрантские социальные сети;

12 выявлена иерархия типов социального самочувствия трудовых мигрантов и сделан вывод о том, что наиболее распространен позитивный тип самочувствия, тяготеющий к пограничному.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социальное самочувствие - это эмоционально-оценочная характеристика социальной группы, которая детерминируется спецификой социокультурной реальности и ценностно-мотивационными особенностями индивидов: В зависимости от степени адаптивности социальной группы к социальным изменениям можно сконструировать следующие типы социального самочувствия: позитивный, отражающий устойчивую совокупность ценностных ориентации и мотивов практической деятельности; пограничный - рассогласованность нравственных приоритетов и мотивов деятельности; негативный тип самочувствия, отражающий кризис ценностных ориентации, социальных установок, ведущий^ к социальной апатии.

  2. При характеристике трудовых мигрантов как социокультурной'группы выделяются'такие качества, как готовность адаптироваться^ к особенностям принимающего региона; способность к восприятию новых форм взаимодействия;., потребность в признании их компетентности и профессионального опыта; стремление к сохранению приверженности ценностям своей культуры и к поддержанию кровнородственных сетей. Показатели трудовых мигрантов как социокультурной группы включают соотнесенность ее этнической и конфессиональной принадлежности, языка, обычаев и традиций культурным особенностям принимающего региона.

3. Социокультурная среда принимающего трудовых мигрантов региона харак
теризуется теми качествами, которые, в первую очередь, оцениваются мигран
тами и оказывают доминирующее влияние на их социальное самочувствие. К
данным качествам относятся: тип и состояние культуры хозяйствования, осо
бенности миграционных традиций, качество доминирующих ценностей; харак
тер этноконфессиональной среды, уровень конфликтности, состояние правово
го поля региона.

  1. Социокультурные условия Ставропольского края как принимающего региона рассматриваются трудовыми мигрантами как благоприятные. Это определяется широтой и многообразием поля трудовой самореализации, толерантностью социально-трудовых отношений, близостью культур местного населения и значительной* части мигрантов, исторически сложившимися миграционными традициями-, наличием национальных центров и диаспор, с которыми идентифицируют себя-мигранты.

  2. Эмпирически сконструированный социокультурный «портрет» трудового мигранта определяется, его ценностно-мотивационным- комплексом. Составляющими данного комплекса является социальная установка на самореализацию в. трудовой деятельности с целью заработка и повышения материального уровня* своей семьи. Основным ресурсом трудового мигранта для занятости в регионе, развития жизненных, перспектив его семьи выступают кровнородственные и этноконфессиональные социальные сети, сложившиеся в принимающем регионе.

6: Социальное* самочувствие трудовых мигрантов, проживающих на» Ставрополье, дифференцируется в зависимости от соотношения их личностного ценно-стно-мотивационного комплекса и социокультурных условий принимающего региона. По совокупности оценок трудовых мигрантов своего самочувствия в различных сферах социокультурной реальности, наиболее распространенным типом их социального самочувствия- на Ставрополье представляется позитив-ный.тип. Наблюдается устойчивая совокупность таких социально значимых качеств, как трудолюбие, целеустремленность, и целедостижение, организованность, неприхотливость. В: то же время отмечается нестабильность, морально-психологического состояния, обусловленного правовой незащищенностью трудовых мигрантов в социально-трудовой сфере. Это размывает границы, позитивного типа самочувствия и создает признаки пограничного.

Теоретическая, значимость исследования. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для расширения знания о связи социального самочувствия с миграционными процессами и социокультур-

14 ными особенностями личности; о взаимосвязи особенностей социокультурной реальности и социального самочувствия трудовых мигрантов; о социальном самочувствии как индикаторе качественного состояния социокультурной группы в условиях трудовой миграции.

Практическая, значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для разработки социальной, миграционной политики в. регионе; в пополнении информационно-методической базы планирования» целевых социальных программ по снижению конфликтности1, вызван-нойтрудовой миграцией:

Результаты и методики исследования- социального самочувствия» трудовых мигрантов могут быть использованы в процессе вузовского образования.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии, социологии и социальных технологий Северо-Кавказского социального институтам и рекомендована к защите по специальности 22Ю0.06 - Социология- культуры, духовной жизни.

Отдельные положения, результаты и выводы диссертационного исследования представлены на Всероссийском молодежном конкурсе «Моя законотворческая инициатива» (г. Москва, 2007 г.), на межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы миграции на Ставрополье» (г. Ставрополь, 2007 г.), «Ломоносовские чтения 2007» (г. Севастополь, 2007 г.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в 12 публикациях общим объемом 3,5 п.л., в том числе в двух статьях, опубликованных в ведущих научных журналах, утвержденных Высшей' аттестационной комиссией.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения,.библиографического списка использованной литературы, состоящего из 171 наименования и приложения. Общий объем диссертации 184 страницы машинописного текста.

Социальное самочувствие: социокультурный аспект анализа

Общечеловеческим критерием социального прогресса в современном мире является степень объективного соответствия существующих социальных условий потребностям и интересам свободно развивающейся личности в изменяющемся пространстве. Степень этого соответствия находит отражение в эмоционально-оценочном состоянии индивидов по отношению к окружающей социальной реальности и своему месту в нем - в состоянии, которое определяется как социальное самочувствие.1 Роль социального самочувствия человека за= ключается, прежде всего, в его регулирующей функции: становясь мотивом поведения, оно может выражаться в различных формах активности (пассивности) личности, отражать латентные причины стратегий изменениями корректировки жизненных программ. Bf современном социологическом подходе аккумулиру-: ются комплексные характеристики понятия «социальное самочувствие», методологическая и теоретическая основа которого сложилась в зарубежной и отечественной науке.

В исследованиях социального самочувствия выделены две традиции анализа трактования понятия.

Первая - связана с использованием данного термина, скорее, интуитивно и метафорически; вторая, - уходящая корнями в изыскания российских ученых начала XX века - В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Л.Ні Войтоловского и Л.И. Петражицского; - с «психологизацией» социального самочувствия.

Первая традиция изучения самочувствия человека, более близкая к обыденному знанию, без серьезной теоретической базы, трактует его как «состояние физических и душевных сил человека» в целом, акцентируя внимание на экзистенциональном и нравственном состоянии.

Истоки и отражение такого понимания находим в философии, истории, классической литературе. Так, в истории, философии и ее течениях — материализме, идеализме и экзестенцианализме определены первые образы знания и самопознания как онтологические конструкции. Качество мыслящего интеллекта ставится в прямую-зависимость от «гладкости и тонкости» материи атомов. (Демокрит), от причастности человека надлунному или земному миру (знание и мнение у Платона);1 Познание, в котором объект играл более активную и важную роль, чем субъект, просто не могло быть понятно как неистинное. Этому не противоречат многочисленные критические замечания досократиков по поводу ложности чувственного восприятия. «Чувственные явления трактовались у Демокрита именно как истина даже прямо отождествлялись с тем, что познается разумом... Субъективное есть результат объективного». То есть, сущность понятия кроется, в той области, где современная психология1 видит единство психической жизни субъекта.

Такое представление находит отражение в философии XIX века, которая, являясь по преимуществу идеалистической, выделяет два класса психических явлений: «душевные» - связанные с особенными, исключительно присущими человеку, переживаниями или побуждениями, и «телесные», - связанные с его психофизиологической организацией. Свидетельство того, что здесь мыслилось не просто выделение, но противопоставление, можно обнаружить.у Радищева А.Н., который писал: «...Бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы. Ужели... природа толико скупа была к своим чадам, чтоот невинно сокрыла истину на веки, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Я человеку на 17 шел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен будешь». 1

Интенсивный позитивный эмоциональный тон («блаженство») ясно определяется как существеннейшая черта душевных переживаний человека; проводится мысль о противоположности истинно человеческого познания, которое связано с достижением состояния «блаженства», и познания, основанного на иллюзорности телесного бытия и связанного с «бедствиями». С точки зрения современной науки понятие «бедствия» можно-интерпретировать как негативное самочувствие, так как весь мир человек пропускает через свои чувства.

В русской философии и классической литературе XIX века существует схожее с понятием «самочувствие» понятие «блаженство».

Лафатер И.К., писал: «Чувство и радость бытия есть цель всего, чего мы искать можем. Мудрый и слабоумный ищут только средств наслаждаться бытием своим или чувствовать его - ищут того, через что они самих себя сильнее ощутить смогут. Всякое чувство и всякий предмет,, постигаемый которым-нибудь из наших чувств, суть прибавление нашего самочувствия; чем более самочувствия, тем более блаженства. Мудрый отличается от слабоумного только средствами самочувствования. Чем простее, вездесущее, всенасладительнее, постояннее и благодетельнее есть средство или предмет, в котором или через который мы сильнее существуем, тем существеннее мы сами, тем вернее и радостнее бытие1 наше...»2 Термин «блаженство» представлялся более предпочтительным - прежде всего, в силу своих религиозных ассоциаций. Но важно иметь в виду, что кроме соответствующих феноменологических признаков (положительный эмоциональный тон), существует не очевидная связь с физиологическими потребностями - это «размытость локализации»: при отсутствии конкретного предмета, который вызывает данное эмоциональное переживание, оно все же связано с определенной ситуацией. Здесь не объект предстает перед субъектом, а субъект пребывает в ситуации,1 при этом в том или ином как позитивном так и негативном чувственном состоянии.

Социокультурная среда региона, принимающего трудовых мигрантов

Феномен социального самочувствия, в его качественном измерении, наиболее полно и актуально проявляется в процессе адаптации социальных акторов к изменившимся условиям. Учитывая, что адаптация- на новом месте представляет одну из стадий трудовой миграции1, остановимся на анализе содержания и типов социального самочувствия трудовых мигрантов в условиях адаптации в новом социуме. Связь социальной адаптации и социального самочувствия состоит в том, что процесс адаптации мигранта взаимно зависит от типа-социального самочувствия, на что указывает Я.Н. Крупец, которая отмечает зависимость между успешностью процесса адаптации и типом социального самочувствия. «Мы.полагали, - пишет она, - что чем успешнее прошел процесс вписывания человека в новые условия, тем лучше должно быть его социальное самочувствие. Наша гипотеза полностью подтвердилась. Большинство успешных адаптантов чувствуют себя «очень хорошо» и «скорее хорошо» в сегодняшних условиях. В группе неуспешных дезадаптантовболыыая. часть респондентов характеризуется «скорее плохим» или «очень плохим» самочувствием».2

В контексте данного исследования процесс адаптации определятся как аспект жизнедеятельности личности и (или) группы, в котором реализуется их фундаментальные свойства к самосохранению и развитию- в конкретных условиях существования.3 Именно конкретные условия существования составляют специфику адаптации личности, определяющей пути и стратегии адаптации, влияющие на формирование социального самочувствия.

В процессе адаптации трудовых мигрантов используются стратегии, среди оторых выделяются две — открытая и закрытая. Закрытая стратегия адаптации связывается с компенсационной адаптацией, в ходе которой реализуется противодействие, уравновешивание, нейтрализация.

Открытая стратегия адаптации классифицируется как модификационная. адаптация, сопровождающаяся вживанием, усвоением, освоением, когда природа воздействующего фактора становится частью природы объекта воздействия:

Склонность-к определенному виду адаптивной стратегии определяется не только-возрастом, но и индивидуальными свойствами психики, типом социального самочувствия: в одних и тех же условиях люди одного возраста адаптируются- по разной стратегии3, так как изначально имеют разные типы социального самочувствия. Иногда возможностей выбора нет - приходится адаптироваться, по той стратегии, которую допускают обстоятельства жизни1 на новом месте4. От этого; по мнению Б.Ф. Ломова, во, многом зависит степень удовлетворенности мигранта своей новой жизнью5 и формируется определенный тит социального-самочувствия. Отсутствие стратегии1 создает помехи в адаптации, негативно сказывается на социальном самочувствии. Сочетание двух стратегий с распределением их в семейной и общественной жизни на» новом месте определяет жизнеспособность личности. В этом случае, как показывают исследования трудовой миграции, мигрантам удается и сохранить свою самобытность, элементы собственной культуры, обычаи и традиции и, вместе с тем, преуспеть на новом месте, причем в самых разнообразных условиях.6 Не случайно мигранты нередко живут лучше, чем1 местное население «в среднем». Мигрант изначально имеет определенные перспективные планы в отношении своей дальнейшей жизнедеятельности, соответственно по этому и формируется выбор адаптивной стратегии — и как следствие — определенный тип социального самочувствия. Достижение или поиск своей стратегии адаптации зависит от ряда взаимосвязанных факторов, которые подразделяются на внешние и внутренние, и сопровождают жизнь человека в социуме. Отсюда, при социологическом анализе миграции требуется выявить диалектику взаимосвязи внешних и внутренних факторов, вызывающих смену места жительства индивидов, влияющих на их адаптацию в новом сообществе.

Под внешними факторами стратегий адаптации понимаются все условия жизнедеятельности мигранта в стране исхода, воздействующие на возникновение установки на перемещение в другую страну. Внешние факторы, специфически действующие в стране исхода и в стране предназначения, преломляются через социально-групповые особенности трудовых мигрантов, и, таким?, образом, дают вариативность.проявления факторов, что приводит к многообразию как сценариев самого перемещения, так и адаптационных стратегий и тактик, используемых в стране предназначения.

К совокупности внешних факторов, обусловливающих типизацию социального самочувствия трудовых мигрантов, автор диссертации относит следующие: новая геополитическая ситуация, сложившаяся в стране; изменение социальных условий, экономической ситуации, падение уровня жизни, особенности государственной миграционной политики и другие.

Под внутренними факторами, носителями которых являются трудовые мигранты понимаются - потребности, цели, ценностные ориентации; интересы, мотивы, установки, чувства, стереотипы, личностно-психологические особенности, детерминирующие становление миграционного поведения. Иными словами, внутренние факторы — это способность к самоопределению, формированию целевых ориентации и выбор линии поведения, позволяющие охарактеризовать взгляды, а также волевое и эмоциональное развитие, своего рода — это система ценностей, личностные качества, содержащие физическое состояние, состояние деятельностной активности (готовности действовать), то есть условия, которые соотносятся с характерными состояниями субъекта.1

Диалектический подход анализа факторов, влияющих на процесс адаптации и формирование типа социального самочувствия, позволяет определить две группы факторов: факторы, способствующие успешной адаптации и формированию позитивного социального самочувствия, и факторы, затрудняющие процесс адаптации и формирующие негативное социальное самочувствие.

Так, Ж.Т. Тощенко, СВ. Харченко, указывая на связь социальной адаптации и социального самочувствия, выделяют факторы, способствующие успешной адаптации и позитивному типу социального самочувствия в стратегиях трудовых мигрантов. Данные факторы условно можно сгруппировать следующим образом:

1. Энергетические ресурсы. Новое место и сама ситуация переселения выявляет ресурсы энергии, если они у индивида есть в принципе. Известно, что есть потенциально энергичные индивиды, которым для. проявления энергии нужен интенсивный стимул, и тогда они способны проявить себя очень ярко.

2. Направление имеющейся энергии в нужное русло. На новом месте нет прежних невидимых пут и накатанных направлений действия, которые связывают (ограничивают) индивида с детства. Иногда разрыв этих пут (что и происходит на новом месте) как раз и ведет к мобилизации его скрытых психических ресурсов, включая собственно энергию, которая получает новое и порою неожиданно-успешное направление.

Социокультурные условия Ставрополья как принимающего региона

Зависимости социального самочувствия трудовых мигрантов как субъектов миграционных процессов находят отражение в формах взаимодействия с окружающим миром (социумом), где происходит их адаптация, через восприятие новой среды (географической, социальной, культурной), через отношение к себе в ней, через оценки местного образа жизни, складывающихся межличностных, социальных, трудовых отношений в принимающем регионе.

Принимающий регион, или регион въезда, - это территория, характеризующаяся особым, притягательным для мигранта экономическим, геополитическим, социокультурным состояниями. Трудовые мигранты осознанно выбирают регион и занимают определенные ниши на рынке труда, пополняя его экономически активное население. Ставрополье - один из таких регионов, где присут- ствие мигрантов формирует особую среду, когда действуют факторы изменения и развития, сопровождаемые тем или иным состоянием социального самочувствия населения, включая мигрантов как его части.

Учитывая, что социальное самочувствие зависит от внешних воздействий на личность и от того, как она их воспринимает и оценивает, остановимся на особенностях региона, как территории въезда, отражающих общие характеристики края, оказывающие влияние на социальное самочувствие трудовых мигрантов.

С позиции традиционного анализа территориальных образований к ним относятся особенности приграничного географическое положения края, геополитическая ситуация на Северном Кавказе: полиэтничность, поликонфессио-нальность, поликультурность местного сообщества, особенности экономического положения, рынка труда, а также состояние социального самочувствия местного населения, во взаимодействии с которым находится трудовой мигрант на протяжении всего времени присутствия на территории края.

Другая сторона особенностей Ставрополья, как принимающего региона, влияющая на социальное самочувствие трудовых мигрантов, содержит комплекс факторов, актуализирующих трудовую миграцию,.это: тенденции ухудшения демографической ситуации, снижение доли трудоспособного населения, большая привлекательность регионов!Юга России для рабочей силы и ее востребованность на региональном рынке труда в перспективе.

Данные группы особенностей взаимосвязаны и имеют свою специфику, проявляющуюся в состоянии социального самочувствия трудовых мигрантов. Рассмотрим каждую из особенностей, начиная с геополитической и географической, сделавших край традиционно мигрантским.

Ставрополье исторически являясь приграничной зоной, определяется как район многолетнего миграционного притока. На характер изменения, миграционных процессов в Ставропольском крае оказывали как общие для страны, так и региональные факторы. К числу основных региональных факторов.относятся:

1. Изменение геополитического" положения- Ставропольского края (распад СССР, отделение Карачаево-Черкессии).

2. Центральное положение в Предкавказье - своеобразном этническом- перекрестке.

3. Южное географическое положение Ставрополья в зоне с удачным сочетанием природно-климатических условий, плодородными землями и обширными пастбищами.1

Положение Ставрополья1 на стыке равнинной и горной зон, отличающихся по характеру хозяйственной специализации, трудовым навыкам населения, этническому составу и типами воспроизводства создает предпосылки развития хозяйственных иммиграционных связей. Как показывает практика, данный процесс, включая миграционные стратегии въезжающих в край, отражает не только социально экономические интересы трудовых мигрантов, но и связанные с ними притязания на определенные условия пребывания, включая благоприятные климатические условия.

Край, как и другие южные регионы, имеет естественное преимущество — более благоприятный климат, способствующий здоровью и долголетию. Ожидаемая продолжительность жизни населения края была и остается выше средней по стране мужчины и женщины соответственно 61,3 и 73,4 года, чем в среднем по стране (58,9 и 72 года соответственно). Мужчины края живут на 2—3 года дольше, чем средний россиянин. Географические, в частности, климатические особенности Ставрополья влияют на формирование уровня социального самочувствия, затрагивая психическое и физическое состояние здоровья.1

Край относительно плотно заселен (почти 40 человек/кв. км), за исключением засушливого востока, и имеет густую сеть крупных сельских поселений.

Процессы урбанизации начались в крае значительно позже, чем в целом по стране, отсюда доля городского населения (56%) намного ниже, чем в среднем по России. Среди 19 городов преобладают малые и средние, только в краевом центре - Ставрополе - численность населения достигает 354 тыс. человек. Особенность края - «двоецентрие». Столица расположена на периферии, в степной зоне, а в предгорьях сформировался второй «сгусток» достаточно больших городов курортной зоны Кавказских Минеральных Вод. Пятигорск стал вторым, неофициальным центром края. В нем размещаются краевые учреждения и организации, сформировался крупнейший на Северном Кавказе региональный торговый рынок, обеспечивающий товарами не только Ставрополье, но и большую часть республик региона. На территории КМВ наиболее густо проживают трудовые мигранты,2 составляя определенную часть населения и занимая ниши в экономическом и социокультурном пространстве. Участие ми 81 грантов, втом числе трудовых, в демографических процессах края часто постепенно делает их «своими».

По характеру протекания миграционных процессов территорию Ставропольского края можно разделить на две зоны: западную, для которой характерен высокий миграционный прирост и достаточно напряженная ситуация- на рынке труда, и восточную; где узкая специализация рынка труда «выталкивает» население за пределы районов. В современных условиях обе зоны подвержены трудовой иммиграции в той или иной мере. Осуществление трудовой миграции - это процесс, который, затрагивает не только социальные мотивы, но и проблемы, связанные с условиями проживания мигрантов.

Демографические особенности края определяются присутствием в нем мигрантов. В ходе анализа миграционной ситуации в этническом аспекте установлены принципы расселения различных народов .на.территории Ставрополья . в новых геополитических условиях.

Перваятруппа мигрантов — славянские народы, ищущие убежище в условиях выталкивания с прежних территорий проживания в странах CHF и некоторых российских республиках, которому они подверглись,в,ходе суверенизации этих стран

Вторая группа народов - армяне, азербайджанцы, греки, татары, начавшие активное переселение в край, а некоторые даже «экспансию». Например, удельный вес армян в миграционном приросте почти в 4 раза превышает этот показатель в составе постоянно проживающего населения.

Типы социального самочувствия трудовых мигрантов

Особенности социального самочувствия в процессе трудовой миграции предполагают осмысление условий принимающего сообщества как объективной социокультурной реальности, целостность которой существует благодаря взаимодействию ценностей, норм, интересов, потребностей индивидов и социальных групп с действующими статусами, социальными институтами и их функциями.1 По отношению к социальному объекту социокультурная реальность выступает как окультурное пространство его жизнедеятельности, самосуществования и в качестве культурно-исторического фактора.2

Трудовой мигрант в контексте исследования его социального самочувствия рассматривается, через призму культурных форм и моделей, социальных процессов и явлений, личностных преобразований, которые определяют состояние взаимодействующих субъектов и актров.

Социальное самочувствие отражает меру достижения целей и положения трудового мигранта в новой социокультурной среде в процессе адаптации, представляющей различные сферы жизнедеятельности мигранта. Под различными сферами жизнедеятельности понимается система взаимосвязанных компонентов и частей, то есть образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальный сектор, рынок труда, материальное благосостояние, социальное партнерство, этнические особенности, менталитет, правовое положение, эмоционально-психологические характеристики.3

Изучая социальное самочувствие, другие авторы (Юдина Т.Н., Зотова Н.А., Садовская Е.Ю., Хасбулатова А.О.) выделяют иные аналогичные сферы: социально-бытовая, материальная, психологическая, социальная, культурная.

Анализ социального самочувствия в данном исследовании акцентируется в двух приоритетных для статуса трудового мигранта сферах: социально-трудовой поскольку главная цель его пребывания на новую территорию — трудовая занятость, а также связанная с ней материальная сфера; и согщокультур-ной, воспроизводящей взаимообусловленность культурных и социальных детерминант жизнедеятельности мигранта.

В» социально-трудовой сфере социальное самочувствие отражает отношение трудового- мигранта к своему положению на рынке труда, взаимоотношения в трудовом-коллективе, удовлетворенность условиями труда и его оплатой и т.д.

Сфера социально-трудовых отношений, в которую мотивированно включаются трудовые мигранты объективно разделяет взаимоотношения в тру-довомколлективе. В своем исследовании мы разделили взаимоотношения трудовых мигрантов с работниками из местных жителей и работниками - трудовыми мигрантами; отношения-работодателя к работникам. Как отметили 54,3% респондентов, взаимоотношения между трудовыми мигрантами и местными-жителями в трудовом-коллективе хорошие; 27,2% считают, что они «скорее хорошие, чем плохие» и только 0,6% считают, что их взаимоотношения плохие. Этому способствует, во-первых, пролонгированная заинтересованность трудовых мигрантов работать в крае, во-вторых, их позитивный настрой на работу, часто, при любых условиях.

По большее мере позитивная ситуация выявилась в процессе взаимоотношений между трудовыми мигрантами. Отношения как «хорошие» охарактеризовали 45,1% опрошенных, хотя эта доля несколько ниже, чем в группе оценок взаимоотношений между мигрантами и местными. Отношения как «скорее хорошие, чем плохие отметили» 30,6% респондентов. Однако, отношения как- совсем плохие также как и в первой группе отметили 0,6%.

Соответственно полученным данным, можно сделать вывод о том, что в целом отношения трудовых мигрантов в коллективе, где они работают, носят положительный характер. Это подтверждается оценками отношений к ним работодателя с точки зрения сравнения с их отношениями к местным работникам. Возможно, это связано с тем, что мигранты занимают признанные традиционно мигрант-скими ниши на рынке труда.

То есть, подавляющее большинство опрошенных (75%) отмечают, что не существует разницы в отношениях; 15% придерживаются негативной точки зрения, то есть к ним относятся хуже и 10% - что к ним относятся лучше. (См.рис.№6). Как видим, несмотря, в целом, на положительные оценки, отмеченные большинством, 15% указали на то, что к ним относятся хуже, чем к местным. Спектр причин здесь достаточно разнообразен: «больше работаю, а платят одинаково»; «поздно платят»; «приоритет по национальному признаку». Из позитивных оценок отмечено: «помогают в работе», «есть чувство благодарности». В целом можно сказать, что работодатели относятся к трудовым мигрантам достаточно позитивно.

Многие (80,9%) отмечают, что в сфере занятости их устраивает все: взаимоотношения с руководством (80,7%), взаимоотношения с коллегами (86,7%). Более половины (52,6%) отметили удовлетворенность условиями оплаты труда, менее половины (41,6%) - условиями труда. Даже нарушения трудовых прав, например, не нормированный рабочий день, отсутствие социаль 119 ного пакета, неудовлетворительные условия труда, несвоевременная выплата заработной платы и другое, устраивает около трети (27,2%) опрошенных и не устраивает 48,0%. При этом 33,5% респондентов не собираются менять работу.

В исследованиях Н.А. Зотовой конкретизируются причины оценок взаимоотношений в трудовом коллективе. У мигрантов, работающих в одной и той же фирме (например, по отделке квартир и офисов) по 5 и более лет, хорошие отношения с работодателями, они имеют выходные или могут позволить себе их взять (30% респондентов). В случае болезни работодатель может оплатить, расходы на лечение. В одном случае на работе-(стройка, г.Москва) бесплатно кормят обедом и ужином, график работы нормированный, до 18.00. Примечательно, что ни один из опрошенных не трудоустроен легально. Это относится и к тем, кто занимает достаточно высокооплачиваемую должность в коммерческих компаниях. Ответы респондентов на данный вопрос выглядят следующим образом: «Зачем светиться, зачем мне и работодателю эти проблемы?» или «Работаю нелегально. Постоянно проблемы, есть».1

Похожие диссертации на Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона