Введение к работе
Актуальность темы исследования. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво. Однозначно оценить ее возможности и перспективы влияния на функционирование и развитие современного общества невозможно. Опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии - либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения ее былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет значительную роль в жизни общества, но столь же очевидно, что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
Процесс формирования и возрождения религиозности молодежи в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, своеобразной формой компенсаторной идеологии, переводе отношений между российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога, признании религии одной из важнейших форм общественного сознания и в необходимости формирования традиционного типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.
Республика Ингушетия относится к числу так называемых «исламских» регионов России, население республики исповедует суфийский ислам суннитского направления шафиитского мазхаба. Согласно переписи 2010 г., численность населения Ингушетии составляет 385, 5 тыс. человек. Мусульмане составляют подавляющее большинство жителей республики – 98%.
В современный период религия является важным фактором, определяющим состояние общества и происходящие в нем процессы. Применительно к Северному Кавказу можно сказать, что ислам здесь в новейший исторический период, начиная с последнего десятилетия ХХ века, выступает в качестве одной из основных сил, определяющих общественно-политическую ситуацию в регионе. Роль ислама в этом отношении неоднозначна. Он может выступать в качестве стабилизирующего начала и в качестве конфликтогенного фактора. Наиболее четко это проявляется, наряду с Дагестаном, в Ингушетии в виде противостояния т.н. «традиционного», суфийского ислама и исламского радикализма в форме ваххабизма. Ингушетия относится к числу республик, где вопросы общественно-политической роли ислама, его влияние на разные стороны жизни социума, на формирование ценностных ориентиров современной ингушской молодежи имеют особо важное значение, что во многом обуславливается особенностями истории ингушского народа XX-XXI вв. Этим и объясняется актуальность темы предложенного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы религиозного сознания населения в отечественной науке исследовались преимущественно социальной философией. В социологической науке вопросы, связанные с определением критериев религиозности личности, в том числе молодежи, разрабатывались преимущественно в рамках частных отраслевых социологических теорий: социологии социального управления, социологии личности, социологии религии и т.д.
Для социологического исследования сущности религиозных ценностей молодежи важное теоретическое значение имеет изучение и описание специфики религиозной веры, сущности и содержания религиозных взглядов, соотношения веры и знания, смысла и цели человеческой жизни. Эти аспекты нашли свое отражение в трудах известных философов Ф.Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля, П. Гольбаха, а также в работах русских философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, П.И. Новгородцева, В.С.Соловьёва, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и др.
Крупнейшие социологи М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Г.Зиммель исследовали проблему религиозного сознания, описали его возникновение и развитие. М.Вебер считал религию явлением европейским по происхождению. В своих исследованиях он пытался указать на то, каким образом западная религия разрушала власть магии и тем самым оказывала решающее влияние на рационализацию экономической и социальной жизни, независимое от экономических интересов.
В «Первичных формах религиозной жизни» Э. Дюркгейм исследовал природу «коллективного сознания» в более простых обществах. Изучение религиозных убеждений и действий в самых примитивных формах стало основой многих современных социологических исследований религии. Основная цель Дюркгейма заключалась в определении функции религии в качестве символического представления общества, в котором убеждения и действия в отношении «священного» непрерывно вновь подтверждают общинные ценности.
Г. Зиммель понимал религию как процесс, происходящий в человеческом сознании: «…религия – помимо всего прочего – это социальные формы отношений, которые в ней отделяются от своего эмпирического содержания, делаются самостоятельными и проецируются на собственные субстанции».
Как сама религия, так и связанные с ней сложные социальные явления могут быть исследованы только на основе междисциплинарного подхода. На детерминацию религиозных доктрин религиозным опытом обращали внимание Р. Отто, Ф. Шлейермахер, У.Джеймс, М. Йингер, Э. Фромм, Ф. Шлейермахер, З. Фрейд, К. Юнг и др., отмечая, что основу религии составляет религиозное чувство, а над ним уже «надстраиваются» теологические системы. На роль чувств в формировании религии обращали пристальное внимание Г. Тард, Г. Лебон и др.
В отечественной литературе философско-социологический анализ религиозного сознания занимает значительное место в трудах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, В.В.Кудрявцева, В.С.Кулика, Ю.А.Левады, Б.А.Лобовика, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и др.
В последние годы в центре внимания исследователей религии, в частности, ислама на Северном Кавказе находятся национальные отношения, этнические ценности как факторы трансляции исламской идеологии. Анализ современной ситуации в области межэтнических отношений в нашей стране выявил значимость работ, нацеленных на осмысление этнических культур, выявление их ценностного потенциала, способствующих гуманистическому взаимоотношению между людьми и установлению толерантного отношения в обществе. В этой связи следует отметить работы Р.Г. Абдулатипова, М.Г. Алиева, Б.А. Бекмурзаева, К.Г. Гусаевой, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже и др.
Исследования по религиозным верованиям ингушей в научной литературе представлены отрывочно и не всегда полно. Большая часть из них рассматривает религиозные процессы ингушей в общевайнахском историческом контексте, что не всегда четко отражает картину духовной жизни первых. К фундаментальным работам по вопросам религиозных воззрений, в частности, домусульманских верований и языческих культов ингушей, следует отнести «Первобытную религию чеченцев и ингушей» Б. К. Далгата, где автором на основании фольклорно-археологических данных показана картина религиозных представлений ингушей и чеченцев в исторической ретроспективе. Не менее значимым является труд ученого-краеведа Ч.Э. Ахриева «Ингуши», где он в жанре историко-этнографического исследования создал целостный образ своего народа, с его героическим нартским эпосом, в котором отразились языческие и христианские поверья ингушей.
Содержательный материал об ингушах содержится в периодической печати – «Терские ведомости», «Русский инвалид», «Кавказ».
Следует выделить также работы исследователей В.Б. Виноградова, Е.И. Крупнова, Н.Ф. Грабовского, Н. Яковлева, в которых дается характеристика религиозных воззрений ингушей в дореволюционный период.
Фундаментальным трудом по историческому характеру эволюции ислама является работа А. К. Аликберова «Эпоха классического ислама на Кавказе».
Проблемы распространения ислама среди ингушей, чеченцев и народов Дагестана, его эволюции и современного состояния, влияния ислама на культуру вайнахских народов рассматриваются в трудах В.Х. Акаева, М.Б. Мужухоева, А.Д. Яндарова, А.Ш. Исмаилова, К.М. Ханбабаева, О.С. Павловой, Т.С. Чабиевой.
Вопросы взаимоотношения ислама и суфизма, мистико-психологические особенности суфизма, место культа святых в исламе получили освещение в трудах зарубежных исследователей И. Гольдциэра, Аннемари Шиммель, Юсуфа Хаттара Мухаммада, Хадрата Мавланы, А. Ле Шателье.
Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, его эволюции, ритуальным особенностям и основам учения, уделено в работах таких отечественных исследователей, как А. В. Авксентьев, В. Х. Акаев, М. Рощин, Г. М. Керимов, С. М. Прозоров, М. Вачагаев, С.-У.Г. Яхиев.
В 90-е гг. XX века в России произошел институциональный переход от атеизма к религиоведению, от идеологически нагруженной критики религии к ее научному и философскому осмыслению. Такие исследователи, как А. О. Булатов, В. Х. Акаев, М. В. Вагабов, К. М. Ханбабаев, А. Д. Яндаров, А. Ш. Исмаилов, Э. Ф. Кисриев, В. О. Бобровников являются ведущими специалистами в изучении ислама на постсоветском пространстве, в работах исследователей рассматриваются как общетеоретические, так и конкретно-региональные особенности и проявления суфийского ислама.
С конца 1990-х гг. одним из главных объектов исследования становится проблема ваххабизма, предпосылки его возникновения на Северном Кавказе, взаимодействие с традиционным исламом, особенности и перспективы дальнейшего развития. Здесь следует отметить работы А. О. Булатова, А. А. Ярлыкапова, В. Х. Акаева, В. О. Бобровникова. Проблемам исламских вероучений и сект посвящена работа М. З. Мамиргова.
Целостную картину этнополитических и этнорелигиозных составляющих современной действительности народов Северного Кавказа отражают труды В. Тишкова. Определенный ракурс видения этих проблем содержится в работах А. Малашенко и С. И. Муртузалиева.
Однако при всем обилии теоретических работ по проблеме религиозного сознания в настоящее время в отечественной социологии существует ряд не исследованных еще аспектов. Прежде всего, возникла потребность в конкретизации теоретико–методологических основ религиозного сознания и поведения различных социальных групп населения, и, в особенности, молодежи. Для углубленного социологического исследования проблем возрождения и развития религиозности молодежи возникла необходимость формирования социологического понятийно–категориального аппарата. Решение указанных выше двух проблем дает возможность для социологического диагностирования важных аспектов развития религиозности в молодежной среде. При этом на данном этапе процесса развития религии конкретно–социологические материалы должны и могут быть получены относительно социальных причин, социокультурных факторов и форм формирования и выражения религиозности молодежи, специфики религиозных ценностей и места этого явления в социальных процессах современного общества. Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования является религия в современном российском обществе как социокультурный институт.
Предмет исследования — религиозные ценности современной российской молодежи.
Цель исследования — проанализировать особенности формирования религиозных ценностей молодежи в современной России на примере Республики Ингушетия.
Для достижения данной цели были поставлены и разрешены следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к рассмотрению религиозного сознания и поведения молодежи;
- показать исторические особенности развития религиозных представлений ингушей;
- показать определяющее место ислама в социокультурной картине ингушского общества
- выявить причины и факторы возрождения религиозности ингушской молодежи;
- проанализировать ценностную основу этнической и религиозной идентичности ингушей;
- рассмотреть основные формы выражения молодежью своей религиозности и различные проявления религиозного фанатизма.
Гипотеза исследования. Системообразующей основой ценностных ориентаций современной ингушской молодежи выступает совокупность следующих параметров: социальная структура ингушского общества, этнические традиции и обычаи, моральный кодекс ингушей ГIалгIай эхь эздел, ислам и нормы мусульманской этики.
Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий исследовать религиозное сознание и поведение молодежи в современных условиях реформируемой России. В диссертации использованы также адекватные поставленным задачам элементы структурно-функционального, диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящих в современном российском обществе. Анализ документов и научных источников по проблеме исследования; контент–анализ документов использовался для обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из их общей генеральной совокупности. В работе также использовано сочетание принципов исторического и логического. Методы конкретного исторического исследования позволили обозначить влияние ценностных ориентаций и традиций на формирование религиозного сознания и поведения молодежи в Республике Ингушетия.
Эмпирической базой исследования являются материалы социологического исследования молодежи Ингушетии, проводившегося в течение 2011-2012 гг. при непосредственном участии автора. Этим исследованием было охвачено 880 человек, проживающих в г. Назрань и других населенных пунктах республики. Гендерный состав выборки – 530 юношей и 350 девушек в возрасте 18-24 года.
Были использованы результаты этнопсихологического изучения ингушского народа, проведенного в 2007 – 2011 гг. в Республике Ингушетия, а также в Москве и Санкт-Петербурге, где проживает достаточно большое число представителей ингушского этноса (О.С. Павлова); результаты социологического опроса населения Ингушетии (выборка – 300 человек), проведенного в 2011 г. Т.С. Чабиевой.
Кроме того, автором был осуществлен контент-анализ периодической печати Ингушетии (газеты «Ингушетия», «Ас-Салам», «Сердало»), а также ряда Интернет-ресурсов (; и др.) для выявления актуальности проблемы радикализма в республике. Также широко применялся метод включенного наблюдения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- показана специфика развития религиозных представлений ингушей в исторической ретроспективе;
- выявлено значение особенностей социальной структуры ингушей в социокультурном развитии общества;
- определено влияние суфизма на религиозные ценности современной молодежи;
- показаны основные характеристики этнической и религиозной идентичности ингушской молодежи;
- выработаны предложения по усилению роли образовательных учреждений в противодействии радикальным и экстремистским настроениям в молодежной среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Значимое место в жизни ингушского народа занимают традиции и обычаи. Они и в настоящее время являются регуляторами поведения ингушей. Это такие обычаи как: уважение к старшим; гостеприимство; свадебный обычай; обычаи, связанные с нормами ингушской этики и этикета; обычаи, регулирующие взаимоотношения в семье; обычаи, связанные с воспитанием детей; похоронно-погребальные обычаи; кровная месть. В отдельную группу необходимо выделить обычаи, связанные с выполнением предписаний ислама. Религия в жизни ингушского общества играет огромную роль, определяя духовную сферу жизни, а также социально-бытовые практики. Религиозные мировоззрения являются источником ценностей ингушского народа.
2. Ингуши исповедуют ислам суннитского толка, который представлен двумя суфийскими тарикатами: накшбандийя и кадырийя. В каждом из тарикатов существуют религиозные братства последователей шейхов, которые носят название вирды. Разделение на вирды связано с определенными религиозными и социально-бытовыми практиками, социальной структурой и институтами религиозного и социального управления.
3. Тейпово-вирдовая структура ингушей – вовсе не «отживший элемент», а система отношений, представляющая реальную ценность в современном ингушском обществе. Более того, вирдовая структура приобрела национальный характер, и ее суфийская основа претерпела глубочайшие изменения.
4. В структуре этнической идентичности ингушей более значим аффективный компонент; особенно он выражен у мужчин, приобретая иногда характер агрессивно-аффективной демонстрации своей этнической принадлежности, в которой негативные оценки себя как представителя своего этноса сочетаются с гордостью за свой народ. В целом, подавляющее большинство респондентов выразили позитивные чувства (гордость и спокойную уверенность) в связи с принадлежностью к ингушскому этносу.
Коллективизм, принадлежность к этносу, этнические традиции и этноэтика, моральные нормы мусульманской этики являются фундаментом ценностной структуры ингушского общества.
5. Поскольку существует перспектива того, что в ингушском обществе значение традиционного ислама и обычного права будет лишь возрастать, то это неизбежно будет приводить к конфликтам с молодежью и представителями фундаментального ислама. В вопросах сохранения стабильности роль Муфтията будет в этом отношении возрастать, и, безусловно, ему стоит учитывать, что общественное духовное равновесие имеет важное значение не только для республики, но и для ситуации на всем Северном Кавказе.
Теоретическое и практическое значение работы состоит в разработке и апробации модели социологического исследования религиозности молодежи, которая может применяться исследователями при изучении религиозных ценностей в обществе.
Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов социологии и культурологии. Материалы исследования могут быть применены в разработке конкретных мероприятий по изучения религиозных ценностей сознания современных верующих, в работе среди молодежи, а также в законотворческой деятельности при разработке российских и региональных программ социального развития.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК РФ. Специфика темы и объекта исследования определила исполнение работы в соответствии с паспортом специальности ВАК РФ 22.00.06 – социология культуры: п.15. Религия как социокультурное явление. Социальные функции религии.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета.
По теме диссертации опубликовано 8 публикаций, 2 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка литературы. Общий объем работы 150 страниц.