Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Юсупов Ильшат Фаритович

Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе
<
Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юсупов Ильшат Фаритович. Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Юсупов Ильшат Фаритович; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. - Уфа, 2008. - 153 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-22/37

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические вопросы изучения влияния национального искусства на человека 13

1.1. Национальное искусство в структуре духовной культуры общества 13

1.2. Механизмы воздействия национального искусства на человека 43

Глава II. Проблемы повышения эффективности воздействия национального искусства на развитие человека 75

2.1. Развитие уровня удовлетворения национально-культурных потребностей как основа повышения воздействия искусства на человека 75

2.2. Пути совершенствования механизма воздействия национального искусства на развитие человека 116

Заключение 136

Список литературы 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальное реформирование российского общества в конце XX века после распада СССР отразилось не только на общественно-политической, социально-экономической ситуации в стране, но также резко обострило ситуацию в его духовно-нравственной сфере. Трансформационные процессы, происходящие в современном мире, демократизация общественных отношений, обусловили формирование качественно иной социокультурной системы на основе новых ценностных ориентации, идей, принципов и стандартов, которая стала отвергать прежде устоявшиеся нравственные идеи и моральные принципы общественного развития. В этой связи проблемы, связанные с воспитанием человека и формированием его как личности, как никогда вышли сегодня на передний план в современной науке и практике.

Все это значительной степени усилило и актуализировало значение таких институтов социализации и формирования личности, как национальная культура и искусство, которые всегда считались основными инструментами формирования высоконравственной личности, поскольку именно в традициях своей национальной культуры человек находит тот стержень и духовную опору, которые возродят его и отгородят от сегодняшней духовно-нравственной «опустошенности». Не случайно, представители научной общественности Республики Башкортостан, занимающиеся вопросами социально-политического, экономического и духовного развития региона, не обходя стороной существующие проблемы, пишут, что «поиски духовности отражают сегодня глубокий кризис в нашем общественном сознании, связанный с разрушением прежних идеалов, оказавшихся надуманными, казенными, неистинными. Поэтому возникает потребность в поиске глубинных, надежных корней, основ народной жизни и одновременно в новых идеях и путях культурного построения жизни, ее обновления. И все

4 это соединяется в потребности постичь духовные основы нашей жизни и выразить их в нашей сегодняшней деятельности» 1.

Наблюдаемая в последние годы демократизация национальных отношений, рост национального самосознания и процессы, связанные с национальным культурным возрождением в полиэтничных регионах Российской Федерации, значительно повысили значение вышеуказанных социальных институтов формирования личности в этническом контексте духовной жизни многонационального российского общества.

Национальная культура и искусство всегда поддерживали и выражали духовный и нравственный потенциал народа, без которого существование и духовное развитие как этноса, так и отдельной личности, не представляется возможным и, скорее, утратило бы всякий смысл. Известно, что любой народ, который лишен традиций, народного фольклора и искусства, обречен на исчезновение, именно в них сосредоточены многовековые фундаментальные ценности народа, его духовно-нравственный и социально-культурный опыт, который оказывает сильнейшее влияние на внутренний мир человека, укрепляет его духовный потенциал, способствует формированию его личностных качеств.

Актуальность темы исследования особенно возрастает в условиях демократизации национальных отношений в Российской Федерации, когда стали активизироваться проблемы формирования личности и ее этнической идентификации в этнокультурном пространстве.

Актуальным становятся выяснение удельного веса национального искусства в общей системе художественных интересов и духовно-эстетических запросов населения республики, а также определение этнокультурных ориентации молодежи как динамично развивающейся части общества.

1 См.: Социальное развитие Республики Башкортостан / Под ред. акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина. - Уфа: Гилем, 2001.-С. 256.

5 Республика Башкортостан - полиэтничный регион, поэтому разработка социальных аспектов проблем национальной культуры остается сегодня наиболее актуальной, и дает возможность глубже изучить и рассмотреть вопросы национальной художественной культуры различных народов, проживающих в Республике Башкортостан, и наметить дальнейшие пути их оптимизации.

Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что большинство аспектов данной проблемы практически до сих пор не были предметом специального теоретико-методологического и социологического анализа в научных кругах Республики Башкортостан.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, охватываемые темой диссертации, изучались представителями различных наук: социологами, философами, искусствоведами, музыковедами, культурологами, историками, педагогами, этнографами, фольклористами и

др.

В зарубежной и отечественной научной литературе представлены
многочисленные методологические и теоретические разработки проблем
взаимодействия искусства и общества. По данной проблеме существуют
многочисленные подходы (социокультурный, философский,

искусствоведческий, этнологический, психологический, педагогический и

др-)-

В зарубежной обществоведческой науке уже с XVIII века, с эпохи просвещения в работах таких исследователей, как И. Гердер, Ш. Монтескье, Э. Таймп, Г. Клеми, Л. Уайт и др., начал складываться этнологический взгляд на культуру ".

Особый интерес при разработке темы нашего исследования представляют работы отечественных ученых советского периода, а также современных российских исследователей по проблемам художественной

2 См.: Садохин А.Н., Грушевская Т.Г. Этнология. - М., 2001.

жизни общества, значимости искусства как социального феномена в становлении и формировании человека как личности.

Социальная природа и социальная значимость искусства представлены в работах таких исследователей советского периода, как А. Луначарский, М. Коган, А.' Куклин, Н. Киященко, Н. Лейзеров, Е. Волкова, Ю. Фохт -Бабушкин, Ю. Капустин, Ю.Перов, Ю. Давыдов. Особое значение для нас имели работы А. Сохора, которые можно назвать теоретическим фундаментом отечественной социологии искусства и художественной жизни общества.

Значительную помощь при разработке данной проблемы оказали труды западноевропейских исследователей в области социологии и философии искусства Т. Адорно, А. Банфи4. Среди современных отечественных исследователей следует особо отметить работы Е.Ю. Ладенкова, В.В. Сергеева, В.Н. Холоповой, Е.В. Дудкова, B.C. Жидкова, Ю.В. Осокина и др.5

Исследования Г. Ломидзе, А. Егорова, К. Гизатова, Е. Зингера, Н. Шахназаровой и мн. др. посвящены национальной специфике искусства и его социальной и общественной значимости, в которых широкое распространение получили такие понятия, как «национальная специфика искусства», «национальные особенности искусства», «национальная форма искусства».

См.: Луначарский А.В. В мире музыки. - Изд. 2-е. - М., 1971; Коган М.С. Вопросы социологии искусства. - Л., 1980;Коган М.С. Социальные функции искусства. - Л., 1987; Куклин А. Введение в социологию искусства. - Л., 1978; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. — М., 1983; Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. — М., 1979; Фохт- Бабушкин Ю.У. Искусство и формирование личности. — М., 1987; Капустин Ю. Музыкант исполнитель и публика: Исслед. -Л.: Музыка, 1985; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1980; Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. - М., 1968; Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. -Л.: «Советский композитор», 1980.

4 См.: Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. - М.: СПб, 1999; Банфи А. Философия искусства /
Предисл. К.М. Долгова; Пер. с итал. Г.П. Смирнова. - M.: Искусство, 1989.

5 См.: Ладенкова Е.В., Сергеев В.В. Человек и музыка. Влияние музыкальных жанров на формирование
личности в условиях мегаполиса. — М.: ИСПИ, 2003; Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб.
пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2000; Введение в социологию искусства: Учеб. пособие для
гуманитарных вузов / Е.В. Дудков, B.C. Жидков, Ю.В. Осокин и др.; М-во культуры Рос. Федерации; РАН;
Гос. ин-т. искусствознания. -СПб.: Алетейя, 2001.

6См.: Ломидзе Г. Единство и многообразие. Советский писатель. - М., 1960; Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. Советский писатель. - М., 1959; Гизатов K.T. О развитии национальной формы литературы и искусства. - Казань, 1968; Зингер Е.А. Проблема интернационального развития советского искусства. Советский художник. - М., 1977; Шахназарова Н.Г. О национальном в музыке. - М.: Музгиз, 1963.

Среди современных исследователей большой интерес для нас также представляет работа Л.И. Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности»7, где затронуты актуальные проблемы социального характера национальной художественной культуры в современных условиях развития России.

Различные подходы к сущности этнической культуры (философский, культурологический, искусствоведческий, этнографический, исторический и др.) нашли отражение в работах таких современных исследователей В.И. Добрыниной, Л.Г. Ионина, Л.С. Выготского, А.Я Флиера и др.8

Философские проблемы теории и практики национальных отношений, и в частности, вопросы национального сознания и самосознания, проблемы развития национальной духовной культуры, широко рассмотрены учеными Башкортостана. Они нашли отражение в частности в исследованиях: А.Р.Абдуллина, Д.Ж. Валеева, P.M. Валиахметова, Б.С. Галимова, И.Г. Галяутдинова, Дж. М. Гилязитдинова, С.А. Галина, И.И. Зайлалова, А.Я. Зарипова, Р.И. Ирназарова, А.В. Лукьянова, Л.И. Нагаевой, З.Я. Рахматуллиной, Р.А Султангареевой, P.M. Тухватуллина, Ф.С. Файзуллина и

др.9

7 См.: Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и
закономерности. Монография. - М.: Вузовская книга, 1999. - 240 с.

8 См.: Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры 20 века. - М.: Общ-во «Знание» РФ, 1993. - 190 с;
Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 293 с; Выготский Л.С. Психология
искусства. - M.: «Политиздат», 1968.-94 с; Флиер А.Я. Культурогенез. - М., Академия. 1995. - 130 с.

9 См.: Абдуллин А.Р. Культура и символ. —Уфа, 1999; Валиахметов P.M. Национально-культурное развитие
башкир в сельской местности на современном этапе: Дис. ... канд. соц. наук. — Уфа, 1993; Галимов Б.С,
Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. -
Уфа, 2001; Галяутдинов И.Г., Халфин С.А. О новой модели культурной политики в Республике
Башкортостан в условиях реформирования страны (1990-2006 гг.) // Национальная политика и культура в
современных условиях: Материалы Всероссийской науч-практической конф. (7 декабря 2006 г.): В 2-х ч. Ч.
2. - Уфа: Гилем, 2006. - С. 103.; Гилязитидинов Дж.М. Трансформация российского общества и этнические
процессы. - Уфа, БашГУ, 2005 - 364 с; Галин С.А.Башкирский мифологический эпос. - Уфа, БИРО,1998.-
103 с; Зайлалов И.И., Рахматуллина З.Я. Функционирование культуры в многонациональном обществе. -
Октябрьский, 2007. - 152 с; Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и самосознание - Уфа:
Гилем, 2000; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. - Уфа: Гилем, 1997; Лукьянов
А.В., Файзуллин А.Ф. Эстетическая культура: ее социальные и нравственные доминанты // Культура
народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной науч. конф. «Культурное
наследие народов Башкортостана», посвященной памяти Д.Ж. Валеева (Уфа, 18 апреля 2003 года). - Уфа:
РИО БашГУ, 2003. - С. 95.; Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. - Уфа, 1995; Рахматуллина
З.Я. Духовное наследие башкир: прошлое, настоящее и будущее. — Уфа, 2001; Султангареева Р.А. Семейно-
бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. - Уфа, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного
мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных

Хочется отметить, что, несмотря на значительные успехи в изучении актуальных проблем национальной культуры и искусства как на региональном, так и на общероссийском уровне сегодня не до конца затронуты вопросы социально-регулятивных функций национального искусства.

Объектом исследования является искусство как феномен духовной культуры общества.

Предмет исследования - национальное искусство как социальный институт.

Цель диссертационной работы — исследование специфики национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе на материалах Республики Башкортостан. В соответствии с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:

Цель исследования — осуществить теоретико-прикладной анализ особенностей национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе. В соответствий с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:

- уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию
роли национального искусства в формировании личности в современном
российском обществе;

- раскрытие функциональных особенностей искусства как социального
института и механизмов воздействия искусства на формирование личности в
условиях трансформации общества;

проведение анализа национально-культурных потребностей населения Республики Башкортостан и запросов на основные виды национального искусства (театральное, музыкальное, художественная литература);

отношений. — Уфа, 1997; Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и самосознание. - Уфа: Башкнигоиздат, 1988.-208с.

9 - разработка рекомендаций по совершенствованию механизма воздействия национального искусства на духовное развитие личности. Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования являются принципы структурно-функционального, институционального и системного подходов, с использованием методов социокультурного анализа. Теоретическую базу диссертации составляют труды зарубежных, отечественных и региональных исследователей прошлого и настоящего в области социологии, социологии искусства, социологии культуры и духовной жизни, философии, социальной философии, этнополитологии, этносоциологии, этики, эстетики, искусствоведения, культурологии, психологии, истории, педагогики и др.

Эмпирическую базу исследования составляют:

  1. данные статистики Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые отражают основные показатели деятельности учреждений культуры и искусства; статистические данные Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, в ходе исследования автором были также привлечены неофициальные статистические данные;

  2. результаты российских и региональных социологических исследований, проведенных Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан; сектором социально-правовых исследований Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук совместно с Государственным Комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике; Центром социально-политических исследований Академии наук Республики Башкортостан, таких, как:

1. «Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей

10 народов республики Башкортостан»10. Опрос проводился в Республике Башкортостан и был двухуровневым, были опрошены население и эксперты - члены наиболее активных и многочисленных национально-культурных общественных объединений республики, а также работники Министерства культуры и национальной политики Республики .Башкортостан. Выборочная совокупность составила 968 человек: 679 населения и 289 экспертов. Респонденты характеризовались следующими признаками: национальность, возраст, пол, семейное положение, образование, род занятий и место жительства. Среди опрошенного населения республики было 30,0% русских, 29,6% башкир, татары составили 26,1%, чуваши - 2,4%, марийцы - 2,0%, украинцы - 1,4, евреи - 2,6% и 6,0% - представители других национальностей. Среди экспертов башкир - 43,3%, русские составляют 15,4%, татары — 17,9%, чуваши - 2,0%), марийцы - 2,5%, украинцы - 2,0% и представители других национальностей).

2. исследования «Молодежь Башкортостана: социально-экономический
портрет», где объектом изучения была молодежь Республики Башкортостан
14-34 лет, объем выборки составил 1600 человек ''.

3. В исследовании «Социально-политический портрет молодежи
Республики Башкортостан» ~ автор принимал непосредственное участие.
Объектом данного исследования выступили молодые жители Башкортостана
в возрасте от 15 до 34 лет, представляющие демографические, этнические,
тендерные, территориальные и социальные группы. Опрос был проведен в г.
Уфе, ряде других городов и сельских районов республики по месту
жительства методом самозаполнения по стандартизованному опроснику.
Объем выборки составил 1000 человек.

10 См.: Отчет по социологическому исследованию «Государственная политика в сфере сохранения
национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов
республики Башкортостан». (Темы № РБ-08-04 от 30.09.2004.) - Уфа. 2005.

11 См.: Молодежь Башкортостана: социально-экономический портрет. -Уфа: Гилем, 2006.— 148 с.

|2См.: Академия наук Республики Башкортостан. Центр социальных и политических исследований. Аналитический отчет. «Социально-политический портрет молодежи Республики Башкортостан». - Уфа. 2006.

11 В ходе работы над диссертацией автором частично были использованы также результаты других социологических опросов.

Научная новизна работы и положения выносимые на защиту:

определена «сущность искусства» как социального института, в котором в концентрированном виде выражается дух социальных отношений, ценности, нормы, которые могут формировать в человеке его личностные качества;

обосновано концепция о сущности национального искусства как специфического социального феномена, вида духовно-практической деятельности определенного этноса, основу которой составляют историческое своеобразие условий жизни и продукты национального художественного творчества;

раскрыты особенности механизмов воздействия национального искусства на человека выражающиеся в реализации им (искусством) познавательной, эстетической, воспитательной функции с использованием художественных средств;

на основе обобщения материалов общероссийских и республиканских
статистических данных, результатов социологических исследований,
выявлены, основные причины снижения динамики потребления населением
продуктов искусства в последние годы;

разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию
уровня национальной художественной жизни в Республике Башкортостан и
повышению эффективности воздействия положительных национальных
традиций на развитие личности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего осмысления роли национального искусства в социокультурном развитии личности, а также могут стать методологической основой исследования других социокультурных проблем.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены в процессе изучения проблем по социологии культуры, духовной жизни, социологии искусства, культуры Башкортостана, социальной философии, эстетики, культурологии, этнографии, при чтении лекций и специальных курсов по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на республиканских, межрегиональных и всероссийских, научно-практических конференциях и были опубликованы в различных научных изданиях: «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации» (Уфа, 2005), в республиканской школе-семинаре молодых ученых «Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций» (Юматово, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006), на международной научно-практической конференции «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), на международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО, «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2007) и т.д.

Общий объем публикаций автора по теме диссертации составил 3.1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований.

Национальное искусство в структуре духовной культуры общества

Искусство есть один из сложнейших и многогранных социальных феноменов человеческой культуры, поэтому проблема его изучения всегда оставалась и остается одним из сложных в системе социально-гуманитарных наук. Он продолжает в наши дни оставаться объектом пристального внимания широких научных кругов. Различные его аспекты рассматриваются философами, социологами, искусствоведами, музыковедами, историками, фольклористами, этнографами, культурологами, педагогами, психологами и т.д.

Как художественное отображение социальной жизни человечества, искусство возникло еще в глубокой древности. Оно сопровождало человечество, принимая различные формы, веками и тысячелетиями, на протяжении всей его истории существования, запечатлело в художественной форме окружающий социальный мир человека, его общественную жизнь, особенности сознания и житейский облик. Как пишет П.В. Соболев в своей книге «Художественная культура личности», «сама история искусства являет собой образную летопись человечества, его исканий, направленных на освоение мира и совершенствование социального бытия»13.

Методологический фундамент современного понимания проблем взаимосвязи искусства и общества, формирования культуры личности был заложен еще древнейшими мыслителями. Первые идеи об искусстве как о социальном явлении можно найти в философских и эстетических трудах великих мыслителей древней Греции, Индии, Китая и др. Они, говоря об искусстве и его различных видах, уделяли особое внимание двум основным социальным аспектам искусства, это: 1) социальные функции, 2) общественное восприятие искусства. Эти и другие вопросы по сей день остаются актуальными в такой науке, как социология искусства.

Мыслители древности выявили, что искусство способно оказывать сильнейшее воздействие на природу и на внутренний мир человека. Отсюда и вытекают его практическая значимость и социальные функции: социально-организаторская, лечебная, и воспитательная, магическая, которые особо выделены в трактатах древних мыслителей .

В эпоху европейского средневековья теоретики также обращались к вопросам общественной значимости искусства. Особенно важной является работа средневекового теоретика (начала XIV века) Иоанна де Грохео «Музыка», которого смело можно назвать первым в истории музыкальным социологом-эмпириком. Он выделил музыку: 1) гражданскую или народную, 2) ученую или сочиненную, 3) церковную. Это можно считать прообразом классификаций современной теории музыкальных жанров и различных форм культур: массовая культура, народная культура, элитарная культура и т.д.

В эпоху средневековья искусство, в частности музыка, преимущественно служило нуждам церкви, и стало основным средством приобщения человека к божественному началу. Лишь в эпоху Возрождения искусство вновь повернулось к человеку и к его внутреннему миру. Если в эпоху средневековья служило оно богу, то в эпоху Возрождения в центре искусства вновь становится человек и социальные отношения.

В эпоху Возрождения научный интерес к искусству не исчезает, появляются труды Иониса Тинкториса, Бальдараре Кастильони, Козими Бортоли и др., в которых говорится о большой социальной значимости музыки в жизни общества и о конкретных формах ее бытования .

Не останавливаясь на всей истории зарождения общественной мысли об искусстве и опираясь на сказанное, отметим, что уже с древних времен люди искали ответы на насущные вопросы сущности искусства как социального явления и отмечали его социально-функциональные особенности. И это позволяет нам полагать, что именно тогда зарождались первые социальные идеи об искусстве, что привело в конечном итоге к становлению искусства как общественной самостоятельной силы и легло в основу возникновения такой новой науки, как социология искусства, т.е. науки, которая изучает проблемы функционирования искусства в обществе, или другими словами, науки, изучающей художественную культуру общества. В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова мы находим следующее определение понятия «социология искусства» — это «отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности»16. Как наука она отпочковалась от социологии культуры и стала дифференцироваться с основными видами искусства, в результате от нее отпочковались: социология ; театра, социология музыки, социология литературы, социология кино и т.д., каждая из которых стала определяться как самостоятельное направление внутри социологии искусства как науки. Основная задача социологии искусства как науки состоит в системном исследовании условий распространения, освоения и потребления искусства населением и указании возможных путей оптимизации этих процессов в обществе.

Нужно сказать, что отечественное искусствознание традиционно рассматривало и исследует искусство как общественное, социально значимое явление. Отечественные ученые довольно часто обращаются к таким проблемам, как социальная природа искусства, его взаимодействие с обществом, отражение в нем социальной, общественной действительности. Традиции подхода к искусству как к чему-то социальному или социологическому в широком смысле слова были заложены в советский период видными отечественными учеными, такими, как А.Н. Сохор17. Его можно отнести к одному из первых отечественных исследователей, которые попытались систематизировать накопленные в различных дисциплинах знания об искусстве и свести их в единую систему социологии искусства. Такие труды А.Н. Сохора, как «Музыка и общество», «Вопросы социологии и эстетики музыки», «Социология и музыкальная культура» представляют собой научную теоретико-методологическую базу социологии искусства как новой науки.

Большой вклад в разработку вопросов о социальном значении искусства и его общественной роли внесли также и другие отечественные ученые советского периода. Работы таких известных исследователей, как Луначарский А.В., Каган М.С. Коган Л.Н., Куклин А., Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Волкова Е.Н., Фохт-Бабушкин Ю.У, Капустин Ю., Перов Ю.В., Плотников С.Н., Давыдов Ю.Н. и др.18, свидетельствуют об активных попытках разработки теоретико-методологических основ изучения проблем искусства как социального явления.

Механизмы воздействия национального искусства на человека

Становление человека как личности в современных условиях предполагает его развитие во всех сферах жизнедеятельности общества: политике и экономике, образовании и науке, праве, в сфере религиозных отношений и нравственности и т.д. Но не менее важную роль в этом процессе играет культурная сфера, точнее искусство ее концентрированное выражение которое является важнейшим социальным регулятором его духовно-практической жизни в этнокультурном пространстве. Как отметил П.А. Флоренский, «Культура есть среда, растящая и питающая личность ... культура есть язык, объединяющий человечество» 6. Перефразируя слова П.А. Флоренского, можно смело сказать, что «искусство есть среда, растящая и питающая личность».

Во все времена формирование гуманной, духовно-нравственной, моральной личности было целью любого нормально развитого,

44 цивилизованного общества. И не секрет, что уровень развития общества и его культуру судят по личностям, деятелям, высшим представителям данного общества. Именно они представляют интеллектуальную основу общества и являются продолжателями и носителями высоких духовных и культурных ценностей своего народа в обществе и становятся трансляторами их последующим поколениям.

Наблюдаемый в последние годы большой всплеск развития национального самосознания в нашей стране предопределил интерес многих исследователей к вопросу развития личности в системе национальной культуры. В частности наш интерес предопределил его основной элемент -искусство. Поэтому для нас особенно важным стало определить и выявить основные механизмы искусства, которые влияют на духовную жизнь человека, т.е. на становление и формирование его как личности.

Многие исследователи справедливо, на наш взгляд, относят искусство к числу важнейших социальных механизмов формирования личности в обществе. Как отмечают Ю.В. Волков и И.М. Мостовая, «...искусство является существенной частью социального механизма формирования личности» . В действительности культура и искусство, как и остальные формы общественного сознания, всегда считались важнейшими социальными механизмами формирования личности.

Процесс формирования личности представляет собой форму диалектики взаимоотношений социума и формируемой им личности. Как утверждает М.Н. Руткевич в своей книге «Диалектика и социология», «формирование личности является ... наиболее общим понятием, характеризующим взаимодействие личности и социальной среды» . В данном случае, этнокультурную общность, в которой живет человек, справедливо было бы рассматривать как особую социальную среду, где формируется личность, ее мировоззрение, внутренний духовный мир и важнейшие человеческие качества, такие как гуманность, нравственность и духовность.

Личность - это социальный феномен, наиболее полное воплощение всех человеческих черт, социально значимых в общественной жизни. На данный момент существует множество определений понятия «личность». В.Г. Ананьев определяет личность как «вершина всей структуры человеческих свойств» . Следовало бы сюда добавить, что личность - это вершина всей духовной структуры человеческих свойств и отношений. Именно духовные свойства делают человека в полной мере личностью. В энциклопедическом словаре по социологии под редакцией Г.В.Осипова, личность определяется как относительно устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия .

Важнейшей отличительной чертой личности, кроме всех вышеперечисленных, является, прежде всего, ее духовная зрелость, т. е. это устоявшееся духовное сознание человека. В нашем понимании сформировавшаяся личность - это зрелый в духовно-нравственном плане индивид, с широким культурным кругозором, с активной гражданской позицией, ответственный перед собой и другими.

Духовное в человеке - это один из основных составляющих его внутреннего нравственного мира, и искусство занимает в нем особое место, так как является основным механизмом и регулятором его духовно-практической и культурной деятельности. Общечеловеческими константами духовности всегда были добро, истина, красота и вера, которые выражают качественные характеристики человека. Именно духовность определяет выбор культурных ориентиров человека и его способность к самосовершенствованию. Духовность - это личностное начало в человеке, являющееся необходимым условием его полнокровного, гармоничного бытия в мире, установления, основанных на ценностях Добра, Истины и Красоты взаимоотношений с другими 71.

Что касается самой проблемы искусства в социологии, то это, на наш взгляд, прежде всего вопрос о том, какое место занимает искусство в духовной жизни человека и каковы основные функциональные особенности искусства в жизни человека, которые способствуют формированию его личностных качеств?

В наши дни в науке наметилось достаточное количество методологических и теоретических подходов к выявлению функциональных особенностей искусства. Мы попытаемся рассмотреть три основные функции, это:

познавательная;

эстетическая;

воспитательная.

При раскрытии функциональных особенностей искусства, мы будем анализировать и опираться на следующие основные активно функционирующие виды искусства: музыкальное искусство, изобразительное искусство, театральное искусство, кино искусство, художественная литература. Именно они, на наш взгляд, в наши дни являются наиболее востребованными и активно функционирующими видами искусства в художественной жизни общества.

Познавательная функция - это одна из основных функций искусства. Безусловно, человек посредством искусства способен познать окружающий его мир, сразу же следует заметить, что не в повседневной обыденной форме, как привык он видеть его, а в особо художественной форме и с оценкой окружающего его мира. Мы уже отмечали, что познание окружающей действительности посредством искусства следует относить к весьма условному познавательному процессу. Тем не менее, данный вид познания остается одним из важнейших.

Что касается самого термина «познание», то в социологических словарях указывают его как «процесс постижения действительности и приобретения знаний» ". Познание есть общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, который непосредственно связан с духовно-практической деятельностью человека. В философском словаре указано, что искусство - это «вид духовного освоения действительности»73. Из сказанного ясно, что духовное освоение действительности есть процесс познания действительности.

Любое познание окружающего мира так или иначе связано с человеческой практикой, а познание в искусстве осуществляется непосредственно художественной практикой, т. е. связано с художественной деятельностью самого человека. Художественная деятельность - это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведения искусства7 .

Развитие уровня удовлетворения национально-культурных потребностей как основа повышения воздействия искусства на человека

Этнический фактор всегда затрагивал основные сферы нашего общества: сферу политики, экономики, образования, религии и культуры. Присутствие его в последней является одним из важнейших принципов ее развития и совершенствования в современном многонациональном обществе.

Что касается рассматриваемого нами вопроса удовлетворения потребностей этнической общности в сфере культуры и искусства, то он всегда оставался и остается наиболее острой и актуальной проблемой культурной политики не только в Республике Башкортостан, но и во всех полиэтнических субъектах нашей страны. Особенно она стала актуализироваться с демократизацией национальных отношений и с ростом у многих народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза, этнического самосознания, который неизбежно повысил спрос и интерес народов Российской Федерации к своей национальной культуре и ее таким элементам как национальное искусство.

Республика Башкортостан, как и многие другие субъекты Российской Федерации, полиэтнический и в культурном отношении уникальный регион, отличается многовековыми этнокультурными обычаями и традициями. Результаты последней Всероссийской переписи населения, которая была проведена в 2002 году, показали, что в.республике в. мире и согласии проживают представители более 113 национальностей, а также последователи всех мировых религий. Среди них большинство населения составляют представители русского этноса (36,32%), на втором месте расположилось коренное население118 республики - башкиры (29,75), на третьем - татары (24,14%), остальные этносы представлены в меньшем количестве . Культура каждого народа самобытна, имеет свою неповторимую уникальную этническую природу.

Любая этническая общность, независимо от своего количественного состава, всегда стремилась и стремится.к самореализации, самоутверждению и удовлетворению своих духовных, этнокультурных потребностей. Эти потребности, в зависимости от некоторых условий, могут быть реализованы и учтены, или могут быть проигнорированы, и только благодаря выявлению и удовлетворению собственных этнокультурных потребностей в полной мере существует и духовно развивается этническая общность.

Национальные потребности - это нужда в воспроизводстве и развитии этнических и социальных характеристик (качеств) определенного народа и его представителей. Для того, чтобы последний мог сохранять и приумножать свою определенность, он должен делать это постоянно. Такая нужда возникает из-за того, что непрерывно меняется как сам этнос, так и условия его существования. Потребности этноса выражают его объективную зависимость от внешнего мира. Так, с утратой монопольного положения этноса в результате появления рядом с ним более многочисленного возникает для него необходимость защиты своих этнических элементов " . Нужно сказать, что жизнедеятельность любого человека во многом зависит от качества- его окружающей культурной среды. Только в полной мере удовлетворяя свои этнокультурные потребности, человек способен почувствовать комфорт от своего пребывания в обществе, что является немаловажным фактором, особенно в период формирования и становления его как личности. «Содержание и острота этнических потребностей, пишет Б.Х. Бгажноков, - во многом определяют характер и динамику этнического развития. И это понятно: этническая потребность ищет удовлетворения в определенном уровне этничности, стимулирует деятельность, направленную на достижение или поддержание такого уровня»121.

Этнокультурные потребности и интересы всегда выступали и будут выступать структурными элементами этнического сознания. А оно в свою очередь остается основным признаком этнической идентификации этнической общности. Удовлетворение этнокультурных потребностей в сфере искусства как основного элемента национальной культуры, всегда считалось важнейшим способом и залогом духовного развития этноса, его мировоззрения и самосохранения, в общемировом этнокультурном пространстве.

В структурном отношении искусство, как и язык, традиции, обряды и обычаи, всегда входило в число востребованных элементов национальной культуры, и оставалось неотъемлемой и составной частью духовных и нравственных ценностей, обеспечивая духовное и социокультурное существование этнической общности. Оно, как и остальные элементы национальной культуры, всегда служило основным механизмом трансляции этнокультурной и художественной информации во времени, обеспечивая коллективную культурную память этноса. В целом нужно сказать, что искусство никогда не отрывалось от этнической почвы и не уходило от Бгажнаков Б.Х. Основания гуманистической этнологии // ЭО. - 2000. - №б. - С. 19. насущных духовных потребностей любого народа, его диалог с искусством обнаруживался всегда и во все времена.

Пути совершенствования механизма воздействия национального искусства на развитие человека

Духовное развитие и формирование человека как личности на основе имеющихся этнокультурных ресурсов должны стать в настоящее время одним из основных приоритетных направлений социально-культурной политики нашего государства. Поэтому социологические исследования не должны сводиться только лишь к описанию и анализу этнокультурных потребностей населения и его состояния. Они должны служить также действенными ориентирами для дальнейшего совершенствования- и оптимизации национально-культурной деятельности общества и каждого его представителя.

В целом анализ статистических данных и результатов проведенных социологических опросов показал, что в последние годы идет существенное снижение посещаемости населением республики различного типа культурно-массовых учреждений. Причины данного явления мы попытались рассмотреть и проанализировать в предыдущем параграфе нашего исследования. Такая ситуация в сфере художественной культуры не может не настораживать многих исследователей, в том числе и нас, и невольно заставляет задаться вопросом: как можно скорее выйти из сложившейся ситуации, как улучшить и оптимизировать художественную деятельность населения?

Совершенствование механизмов воздействия искусства на развитие человека, на наш взгляд, в первую очередь связано с активными мерами и действиями со стороны государственных институтов культуры, различных общественных организаций, национально-культурных объединений, а также творческой интеллигенции, от деятельности которых во многом зависит культурное обслуживание населения и процессы, связанные с его совершенствованием. Тут, на наш взгляд, возникает необходимость в координации действий этих институтов и их ресурсов с тем, чтобы в дальнейшем повысить их функциональную эффективность в деле совершенствования художественной деятельности общества.

Развитие культуры и искусства представляет собой сложный, многоуровневый процесс, поэтому воздействие институтов культуры, обеспечивающих существование и развитие культуры и искусства, мы решили условно разделить на два фактора: внешние и внутренние.

К внешним факторам мы относим роль и значение государственных институтов, это работа министерств и ведомств, комитетов и агентств культуры, а также деятельность различных общественных организаций, национально-культурных объединений, деятельность которых направлена на обеспечение и создание базовых условий для развития национальной культуры и искусства, а также на регулирование процессов, связанных с их управлением. Необходимо заметить, что механизмы их воздействия больше носят, как мы уже отметили, «внешний» характер, в отличие от институтов творчества, деятельность которых больше связана с процессами «внутреннего» развития культуры и искусства.

Опираясь на материалы наших исследований, а также результаты исследований республиканских ученых, оценивая в целом состояние культуры, мы можем констатировать, что в республике в наши дни принимаются довольно активные меры со стороны органов республиканских властей и общественных объединений, которые стали усиливать свои действия в деле совершенствования культурной деятельности различных народов, проживающих на территории Башкортостана.

Вот как выглядят ответы на один из вопросов социологического исследования, связанный с оценкой населением и экспертами современной ситуации в сфере межнациональных отношений в РБ, в части удовлетворения этнокультурных потребностей народов РБ1 (см. диаграмму

1). Затруднились ответить

Как видим, большинство как населения, так и экспертов ситуацию в части удовлетворения этнокультурных потребностей оценили как относительно благополучную. При этом эксперты гораздо чаще оценивают ситуацию как «благополучную» и «скорее как благополучную, чем неблагополучную». Подобное расхождение оценок населения и экспертов мы можем объяснить тем, что эксперты гораздо чаще имеют возможность приобщиться к своей этнокультуре по долгу своей работы.

Необходимо отметить, что особое внимание в последние годы в республике стали уделять развитию профессионального искусства, народному творчеству, а также в целом культурно-досуговой деятельности населения. Подтверждением этому служат ежегодно проводимые в различных городах республики фестивали и конкурсы профессионального искусства, народного творчества, национальные фольклорные праздники, культурно-массовые мероприятия, которые все больше стали популяризировать среди населения национальную культуру и искусство различных народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Хороший знак, что количество этих мероприятий с каждым годом все больше увеличивается.

Традиционным стало проведение таких масштабных культурных мероприятий международного значения, как международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», международный фестиваль народного фольклора «Бердэмлек», международный фестиваль балетного искусства им. Р. Нуриева и мн. др. Активизировалась в этом направлении, особенно в последние годы, также работа республиканских СМИ, в частности, радио и телевидения. Объем выпускаемых телепередач, которые освещают национальную культуру и искусство народов Башкортостана, увеличился в последние годы в несколько раз. Немаловажно, что из года в год увеличивается также выпуск художественной печатной продукции на языках народов Республики Башкортостан.

Необходимым условием для успешного и целостного развития культуры является успешно проводимая культурная политика государства, которая представляет собой - «комплекс мер, предпринимаемых различными социальными институтами и направленных на формирование субъекта творческой деятельности, определения условий, границ и приоритетов в сфере творчества, организацию процессов отбора и трансляции создаваемых культурных ценностей, норм и благ и их освоение обществом» . Данное определение, на наш взгляд, наиболее применимо к поставленной проблеме и отражает ее суть.

Похожие диссертации на Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе