Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические преобразования, происходившие в жизни России в течение последних десятилетий, наложили существенный отпечаток и на социокультурную сферу общества. Процессы глобализации и культурной интеграции, происходящие в современном мире, повлекли за собой постепенную вестернизацию сферы массовой культуры российского общества, что не могло не оказать трансформационного воздействия на общественное сознание россиян. Наиболее сильным изменениям подверглись система ценностей, поведенческие стереотипы и образ жизни российской молодежи.
Индивидуализация и атомизация социума, являющиеся одним из непременных спутников модернизации, повлекли за собой, с одной стороны, кризис национальной и общегражданской идентичности россиян, но, с другой стороны, способствовали поискам возможных путей конструирования идентичности, в том числе и посредством создания различных субкультурных сообществ, которые в настоящее время частично восполняют потребность молодых людей в принадлежности к коллективу единомышленников, помогают им пройти определенные этапы социализации.
В настоящее время наблюдается тенденция к широкому распространению субкультур в молодежной среде современного российского общества. Растет количество молодежных субкультур, объединяющих молодых людей по общности мировоззренческих установок и досуговых интересов, эстетических предпочтений. В крупных городских центрах, и в особенности в мегаполисах, в субкультурные сообщества оказывается вовлеченным гораздо большее количество молодежи, чем в провинциальных населенных пунктах, где вследствие определенной социокультурной отсталости и большей приверженности консервативным ценностным и поведенческим установкам молодежь предпочитает традиционное проведение досуга.
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует быстрому получению информации о новейших субкультурных тенденциях в странах Запада, вследствие чего достаточно быстро формируются сообщества российских поклонников и сторонников западных новейших субкультур. Широкая субкультурная дифференциация молодежной среды не позволяет нам сегодня рассматривать молодежную субкультуру как некое единое явление, настолько многообразны и отличаются между собой неформальные сообщества, объединяющие молодых людей и подростков.
Молодежные субкультуры во всем своем многообразии – явление для российского общества относительно не новое, но только после трансформации советской системы и демократизации социокультурной и политической жизни в стране наметилась тенденция к легализации субкультур, постепенной демократизации отношения как государства, так и основной массы российского населения к их существованию. Некоторые субкультуры активно вовлекаются в общественную жизнь, в том числе и в конструктивную социальную деятельность, становясь кадровым ресурсом определенных социальных движений.
В этой связи особо актуализируется вопрос о природе молодежных субкультур, их роли и месте в жизни российского общества, детальное исследование которого позволяет нам с большей вероятностью выявить возможный позитивный потенциал молодежных субкультур, который можно использовать в интересах государства и общества, а также представить возможные тенденции и перспективы дальнейшего развития и трансформации молодежных субкультур. Потребностью в изучении данной темы и обосновывается актуальность настоящей диссертационной работы.
Степень научной разработанности темы исследования.
Массовое распространение молодежных субкультур в мировом масштабе началось в период после окончания Второй мировой войны, в 1950-е гг., что детерминировало рост исследовательского интереса к феномену молодежных субкультур в зарубежной, а затем и отечественной социологической науке.
В основу социологических концепций, рассматривающих феномен молодежных субкультур, легли прежде всего исследования трансформации межгенерационных отношений в современном мире, проводившиеся такими авторами, как К. Мангейм, М. Мид, работы представителей Франкфуртской школы социологических исследований (в первую очередь Г. Маркузе).
В американской социологии молодежные субкультуры стали предметом исследования представителей структурного функционализма – Р. Мертона, А. Коэна, Р. Клоуорда, Л. Олина. В частности, Р. Мертоном появление молодежных субкультур рассматривалось как следствие социальной аномии. Н. Смелзер молодежные субкультуры связывал с проявлением девиантного и делинквентного пове-дения.
Молодежные выступления в развитых странах Запада и некоторых азиатских государствах в 1960-е гг., оказавшие существенное влияние не только на образ жизни и ценности молодежи, но и на общество в целом, заставили социологов обратить внимание на социально-революционный потенциал молодежной контркультуры. Данный вопрос подробно освещается в работах Г. Маркузе, Ч. Рейча, Т. Роззака.
В частности, Г. Маркузе утверждал, что контркультурная молодежь является важнейшей движущей силой грядущих социальных преобразований, «марксовым пролетариатом» современного мира, который заменяет традиционный рабочий класс, интегрированный в «общество потребления». Ч. Рейч рассматривал молодежные субкультуры как носителей нового революционного сознания.
Т. Роззак видел в молодежных субкультурах одно из следствий актуализировавшихся в современном мире межгенерационных противоречий, которые привели к бунту молодых против диктатуры взрослых, навязывающих свою систему ценностей и поведенческих установок.
В английской социологии 1960–1970-х гг. превалировал неомарксистский подход к изучению феномена молодежных субкультур. Дж. Кларк, М. Брейк, Д. Хэбдидж рассматривали молодежные субкультуры сквозь призму марксистской концепции классовой борьбы, понимая молодежные протесты как выражение противостояния буржуазии и «нового пролетариата» в социокультурной сфере.
В 1970–1980-е гг. для исследования молодежных субкультур стал использоваться и понятийный инструментарий постструктуралистской философии. Согласно номадологии Ж. Делеза и Ф. Гваттари молодежные субкультуры можно рассматривать как «современных кочевников», которые противостоят традиционной линейной структуре социальных институтов. М. Маффесоли, Дж. Катц и некоторые другие исследователи обращают внимание на сходство молодежных субкультурных сообществ с архаическими племенами, которое проявляется в наличии символики, системы ритуалов и традиций, внешних признаках, применительно к криминальным субкультурам – в собственной «территории влияния», которая отстаивается от проникновения «чужих».
В отечественной социологии исследование молодежных субкультур началось на рубеже 1980–1990-х гг., после политической либерализации советской системы. Следует отметить работы таких авторов, как С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.Ф. Левичева, П.С. Гуревич, В.А. Луков, Т.Б. Щепанская, В.В. Костюшев, С.И. Левикова, З.В. Сикевич и т.д. Так, важный интерес в контексте нашего исследования представляют работы Т.Б. Щепанской, в центре которых – особенности «Системы» как феномена отечественной субкультурной среды, близкого американским и европейским хиппи. С.И. Левиковой проделана значительная работа по исследованию молодежных субкультур, отраженная в книге «Молодежные субкультуры» (М., 2004).
Проблемы классификации молодежных субкультур, существующих в современной России и на постсоветском пространстве, рассматриваются в работах С.А. Сергеева, С.И. Левиковой, С. Белановского, А.Н. Тарасова. Каждым из данных исследователей предложена собственная оригинальная концепция типологизации молодежных субкультур на основании определенных признаков.
Необходимо отметить также исследования С. Белановского, Д.В. Громова, С.Стивенсон, посвященные молодежным субкультурам агрессивно-криминальной направленности (люберецким, казанским молодежным группировкам), активно действовавшим и действующим в СССР и России в 1980–2000-х гг.
Следует обратить особое внимание на работы А.Н. Тарасова, который представляет марксистское направление в отечественной ювенологии и рассматривает молодежные субкультуры в русле концепций зарубежной неомарксистской социологии второй половины ХХ в. Ряд работ А.Н. Тарасова также посвящен анализу особенностей политизированных молодежных сообществ, многие из которых по своей сути являются не политическими организациями, а молодежными субкультурами.
Вместе с тем существуют определенные пробелы в изучении отечественных молодежных субкультур, что связано с крайним динамизмом молодежной культуры как таковой, ее постоянными трансформациями, которые подразумевают и необходимость в обновлении и совершенствовании научного знания о субкультурах. Этим и объясняется в первую очередь потребность в настоящем диссертационном исследовании.
Цель данной работы – определение тенденций трансформации и перспектив дальнейшего развития молодежных субкультур в современном российском обществе.
Для реализации поставленной перед исследованием цели необходимо решение следующих задач исследования:
– определить основные тенденции развития и трансформации молодежных субкультур в современном мире;
– рассмотреть проблематику классификации молодежных субкультур в современном обществе;
– выявить основные факторы влияния на формирование и трансформацию субкультур молодежи в современной России;
– проанализировать ключевые особенности молодежных субкультур в современной России на примере конкретного типа субкультур;
– изучить динамику формирования и развития молодежных субкультур в современной России;
– исследовать специфику восприятия молодежных субкультур в сознании современных российских граждан.
Теоретико-методологическая основа данного диссертационного исследования представлена работами отечественных и зарубежных социологов, философов, культурологов, в которых рассматриваются основные факторы формирования и тенденции развития молодежных субкультур в современном мире.
Данное научное исследование автор основывает на комплексном синтезе социально-гуманитарных дисциплин – социологии, социальной философии, культурологии, который представляется наиболее адекватным подходом к анализу феномена молодежных субкультур в современном мире.
При рассмотрении феномена молодежных субкультур в современном мире автор опирался на исследования К. Мангейма, Г. Маркузе, М. Маффесоли, Ч. Рейча, Т. Роззака. Для изучения особенностей классификации и типологизации молодежных субкультур в современной России привлекались работы С. Белановского, С.А. Сергеева, С.И. Левиковой, А.Н. Тарасова. Исследуя специфику тенденций развития конкретно взятых молодежных субкультур современной России, автор привлекал работы С. Белановского, Г. Боевой, Д.В. Громова, В.А. Лукова, С. Стивенсон, А.Н. Тарасова.
В качестве методологической основы исследования использовались принципы сравнительно-исторического, системного, структурно-функционального анализа.
Эмпирическую базу работы составили материалы авторского социологического исследования и социологических исследований, в различное время проводившихся в ряде регионов Российской Федерации и позволяющие выявить закономерности трансформации восприятия молодежных субкультур в массовом сознании современных россиян, принадлежащих к различным социальным группам и поколениям.
Автором диссертации было проведено социологическое исследование «Восприятие молодежных субкультур населением Ростовской области» (см. Приложение). Исследование проводилось с августа по октябрь 2011 г. в трех населенных пунктах Ростовской области (Ростов-на-Дону, Шахты и хутор Нижнеясиновский Каменского района РО), в результате которого опрошено 380 респондентов и выявлены различия в восприятии молодежных субкультур гражданами, проживающими в населенных пунктах трех типов – мегаполисе, городе областного значения и сельском поселении.
Среди других использованных материалов в первую очередь следует отметить исследования, проведенные:
1. А.В. Антохиным (Молодежные субкультуры: опыт социологического исследования // http://studentiko.ucoz.ru/publ/molodezhnye_ subkultury_opyt_sociologicheskogo_issledovanija/1-1-0-1);
2. Ю.П. Марущенко (Особенности общественного восприятия молодежных субкультур в России // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. М., 2011);
3. исследование «Молодежные субкультуры региона», проводившееся в 2009 г. в Ярославле (Результаты социологического исследования «Молодежные субкультуры региона». Ярославль, 2009 // );
4. исследование «Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма» (Под ред. А.А. Козлова, В.А. Канаяна. СПб., 2008);
Также автором привлекались материалы выступлений и публикаций политических и общественных деятелей, работников учреждений образования и правоохранительных органов, статьи периодической печати, посвященные молодежным субкультурам, воспоминания бывших и действующих участников молодежных субкультурных сообществ.
Объект исследования – молодежные субкультуры в современном российском обществе.
Предмет исследования – тенденции и перспективы формирования, функционирования и трансформации молодежных субкультур в современной России.
Гипотеза исследования. В процессе социально-экономических и социокультурных трансформаций современного российского общества значительные изменения претерпевают и получившие широкое распространение в России молодежные субкультуры. Молодежная культура российского общества плюрализуется, что характеризуется появлением целого ряда новых субкультур в результате усвоения российской молодежью зарубежных субкультурных моделей и их трансформации к отечественным реалиям. Укрепляется толерантное отношение общества к молодежным субкультурам, обусловленное их популяризацией в молодежной среде, а также постепенной декриминализацией молодежных субкультур, конструктивизацией их позиционирования в социуме.
В процессе диссертационного исследования нами были получены результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:
– рассмотрены основные особенности развития и трансформации молодежных субкультур в условиях плюрализации социокультурной сферы современного мира;
– проанализированы существующие классификации молодежных субкультур и сформулирован авторский подход к их типологизации;
– выявлены особенности формирования молодежных субкультур в современной России и их отличия от зарубежных прототипов, обусловленные историко-культурной спецификой российского общества;
– исследовано развитие конкретной молодежной субкультуры в современной России на примере «индустриальных» субкультур;
– изучены основные тенденции динамики и трансформации молодежных субкультур в современном российском обществе в контексте происходящих социальных и социокультурных процессов;
– выявлены основные причины трансформации восприятия молодежных субкультур в общественном сознании современных российских граждан.
Новизна данного диссертационного исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Процессы глобализации и урбанизации современного мира, связанные с ними культурная интеграция, универсализация культуры и одновременно ее плюрализация влекут за собой и трансформационные процессы в сфере молодежных субкультур. Современная молодежная субкультура ризоматична, характеризуется множественностью форм проявления и в то же время их взаимопроникновением. К основным тенденциям развития молодежной субкультуры на современном этапе следует отнести плюрализацию и эклектичность, транснациональность, интерактивность, при этом данные тенденции усиливаются по мере распространения информационно-коммуни-кационных технологий, приобретения все более широким количеством молодежи различных стран мира доступа в сеть Интернет.
2. Классификация молодежных субкультур на современном этапе их существования затрудняется вследствие растущей плюрализации и эклектизации культурных стилей современной молодежи, препятствующих выделению четких критериев, на основании которых можно было бы выстраивать типологию субкультурных сообществ. Обобщение моделей классификации молодежных субкультур и их переосмысление с учетом происходящих трансформаций субкультурной среды позволяют выделить три основных типа субкультур, в рамки которых можно включить многочисленные и многообразные субкультурные сообщества: это идеологические, досугово-развлекательные субкультуры и субкультуры «образа жизни». Однако для перечисленных типов субкультур характерна тенденция к взаимопроникновению и смешению, которая будет лишь нарастать по мере дальнейшей плюрализации молодежной культуры современности, поскольку значительная часть субкультур совмещает ориентированность на досуг определенного характера с наличием собственного мировоззрения, идеологии и специфического образа жизни участников.
3. Современные российские молодежные субкультуры сформировались на фундаменте советской субкультурной среды, развивавшейся во второй половине ХХ в. в процессе социокультурной глобализации, затронувшей и советское общество. Последствия трансформационных процессов
1990-х гг., в первую очередь социального характера, в совокупности с дальнейшей интернационализацией культуры обусловили появление в России значительного количества субкультур, которые являются отражением зарубежных аналогов, трансформировавшихся с учетом российской социальной реальности, отличий в менталитете и культуре россиян (аполитичность большинства субкультур; сохранение их участниками традиционалистских ориентиров и ценностей; антивестернизм субкультур, проявляющийся в использовании антизападной символики и риторики). В России сформировалось единое межсубкультурное коммуникативное пространство – «неформалы», т.е. те, кто не идентифицирует себя с конкретной субкультурой, но в целом подчеркивает принадлежность к субкультурной среде.
4. Появление в России молодежных субкультур «новой волны» и их трансформацию в соответствии с отечественной реальностью можно изучить на примере «индустриальных» субкультур, к которым относятся риветхеды, киберготы и киберпанки, сталкеры, диггеры. Появление в России «индустриальных субкультур» стало не только следованием зарубежным новациям, но и ответом на техногенные катастрофы и коллапс промышленности после распада Советского Союза. Для «индустриальных» субкультур характерны: футуристи-ческие и постапокалиптические взгляды; приверженность музыке в стилях «индастриал» и «пост-индастриал»; интерактивность, активное позиционирование в киберпространстве; интерес к «индустриальному туризму» (сталкингу и диггерству); акцентирование внимания на мировоззренческих и эстетических компонентах субкультуры; отсутствие ярко выраженной антисоциальной и делинквентной практики при наличии критического восприятия современной техногенной цивилизации. Развитие «индустриальных» субкультур отражает общий ход развития субкультур молодежи в России: синтез зарубежных и отечественных компонентов мировоззрения и практики, трансформацию в контексте социальных процессов российского общества.
5. Для современной России характерны следующие процессы, характеризующие развитие и трансформацию молодежных субкультур: рост видового разнообразия субкультурных сообществ; виртуализация части субкультур, их перемещение в интернет-пространство; декриминализация субкультурной среды в крупных городских центрах и снижение численности агрессивных молодежных субкультур, выступавших в 1990-е гг. кадровым резервом организованной преступности (люберы, гопники и т.д.); политизация части молодежных субкультур, прежде всего в связи с проблемами миграции и этнической ксенофобии в социуме (наци-скинхеды, футбольные фанаты правого толка); расширение социальной базы субкультурных сообществ и их распространение за пределы крупных городских центров; выход значительной части сформировавшихся в советский и ранний постсоветский (1990-е гг.) периоды субкультур (хиппи, панки, металлисты) за пределы ювенального возраста в связи со старением основного ядра участников. Данные тенденции динамики российских субкультур подразумевают их дальнейшее усложнение и расширение влияния не только на молодежь, но и на общество в целом.
6. Социокультурная модернизация российского общества способствует повышению толерантности социума к молодежным субкультурам. Социологические исследования свидетельствуют о том, что негативное восприятие субкультур молодежи сохраняется в провинции, особенно – в сельской местности. В крупных городах превалирует нейтральное отношение к молодежным субкультурам. Данная ситуация объясняется следующими причинами: плюрализацией культуры и ростом коммуникативности общества; переходом в средний возраст тех граждан, чье взросление проходило уже в период существования молодежных субкультур, что предполагает знакомство с ними, в том числе и на личном опыте; популяризацией различных субкультур и стилей жизни в средствах массмедиа; конструктивизацией образа субкультуры посредством социальной активности представителей субкультур, их сотрудничества с государством, традиционными конфессиями, общественными организациями.
Научно-практическая значимость исследования. В результате данной диссертационной работы был сформулирован авторский подход к определению тенденций развития и перспектив молодежных субкультур в современном российском обществе, углублено научное знание о феномене молодежных субкультур как таковом и трансформации восприятия субкультурной среды российским социумом. Проведено исследование «индустриальных субкультур» как относительно нового в социокультурной жизни России феномена, на примере которого выявлены особенности популяризации и трансформации в России субкультур «новой волны».
Проанализированы данные авторского исследования и иных социологических исследований, позволяющие сделать вывод о постепенной либерализации общественного мнения населения страны по вопросу о существовании молодежных субкультур.
Практическое приложение материалы данной работы могут найти в профессиональной деятельности работников органов молодежной политики, образования и социальной защиты населения, специалистов – психологов и ювенологов, сотрудников правоохранительных органов, представителей общественных движений и политических партий.
Материалы настоящего исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по социологии культуры, социологии молодежи, девиантологии, культурологии, социальной философии.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных статьях и других публикациях автора. Некоторые результаты работы были использованы в практической деятельности комитета по молодежной политике Ростовской области при разработке областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области». Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии, политологии и обществоведческого образования ЮФУ от «26» сентября 2012 г. и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 – социология культуры; СООТВЕТСТВУЕТ ПАСПОРТУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.00.06 (П.4 КУЛЬТУРНАЯ НОРМА И ДЕВИАЦИЯ в развитии общества. Субкультуры и культурная маргинальность).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы из 173 наименований на русском и иностранных языках.