Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к социологическому изучению политического сознания молодёжи .
1.1 Особенности политического сознания молодёжи. 21
1.2 Противоречия политического сознания молодёжи в период трансформации российского общества. 44
Глава 2. Социокультурные механизмы формирования политического сознания молодёжи .
2. Щелеориентированные механизмы формирования политического сознания молодёжи . 62
2.2 Механизмы саморегуляции в политическом сознании молодёжи. 87 *
Глава 3. Институциональные и саморегуляционные факторы формирования политического сознания молодёжи .
3.1 Политические партии как факторы институционализации политического сознания молодёжи . 109
3.2. Участие в молодёжных организациях как форма саморегуляции полити ческого сознания . 115
3.3 Направленность формирования политического сознания молодёжи 134 "
Заключение 157
Библиография 166
- Противоречия политического сознания молодёжи в период трансформации российского общества.
- Щелеориентированные механизмы формирования политического сознания молодёжи
- Политические партии как факторы институционализации политического сознания молодёжи
- Участие в молодёжных организациях как форма саморегуляции полити ческого сознания
Введение к работе
Актуальность исследования.
Продолжающиеся изменения во всех сферах российского общества по-прежнему дают основания для анализа данного процесса в категориях трансформации. Претерпевают изменение социокультурные механизмы включения молодёжи в политическую жизнь, формирования её политического сознания. В предыдущие периоды эта сторона жизни была достаточно четко регламентирована и моделировалась по заданному вектору. В современных условиях большей либерализации общественной и политической жизни варианты включения различных групп молодёжи в сферу политических отношений значительно расширились. Вместе с тем, вектор либеральных преобразований, сохранив свою доминирующую направленность, постепенно утрачивает экстремальные проявления, направляясь в сторону построения новых ценностных оснований общественно-политического порядка. При- этом актуальной является проблема формирования и детерминации направленности ценностных ориентации молодёжи в политической сфере в новых условиях, способы, формы и особенности ценностного выбора молодёжи в сфере политических отношений.
Изменения, происходящие на данном этапе трансформации, отличаются от тех, которыми была отмечена ее предыдущая фаза. Современный этап трансформации характеризуется наметившимися перспективами устойчивого развития, связанного с реализацией президентского курса на возрождение России. В известной степени он является следствием реализации мер, направленных на преодоление системных противоречий, отразившихся во всех сферах, в том числе и в политической. Складываются- условия для выхода российского общества из кризиса, наступившего в период полной неопределённости, вызванной развалом Союза и радикальными изменениями политической структуры, общественно-политических отношений и политического сознания разных групп. Так, за последние годы удалось избежать территориального распада российского общества, политической дестабилизации в субъектах РФ. Были приняты меры, направленные на преодоление ряда экономических проблем, следствием чего стали рост показателей развития промышленности, капиталовложений, инвестиций в экономику страны. Достигнутые положительные результаты позволили обратиться к социальным вопросам. Предпринимаются шаги по реализации национальных проектов, призванных решить актуальные проблемы здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилищного строительства.
Динамика положительных изменений отражается в сознании индивидов и групп. Характерной чертой современного этапа трансформации является ослабление прежде яростного идейного, ценностного противостояния в обществе, и, напротив, возрастает общественный запрос на консолидацию, стабильность и порядок, устойчивое и сбалансированное развитие, что находит выражение в политических ориентациях многих социальных групп, в том числе и молодого поколения.
Учитывая особую роль молодёжи в общественном воспроизводстве, формирующиеся в её сознании ценностные образцы и установки детерминируют дальнейшее развитие политической системы российского общества. Как известно, в условиях трансформации процесс формирования политического сознания молодёжи претерпевает существенные изменения. С одной стороны, он отражает накопившиеся противоречия предыдущего этапа, с другой - нарождающиеся, но до конца не оформившиеся, а поэтому переходные и противоречивые в своей основе новые социокультурные паттерны. Так и нынешние условия социокультурной и общественно-политической трансформации одновременно отражают образцы социально-экономической, политической и социокультурной неопределённости, характерной для 90-х гг. прошлого столетия и вновь возникающие риски, связанные с переходом от полной неопределенности к наметившейся стабилизации.
Вместе с тем проблематика социальной неопределённости и её влияния на сознание молодёжи по-прежнему является недостаточно изученной в социологии. Современные теоретические разработки и эмпирические исследо вания содержат обоснование особенностей формирования сознания и поведения в условиях радикальной смены основ общественно-политического порядка при переходе от определённости к неопределённости, но не наоборот. Изучение социологических механизмов формирования политического сознания молодёжи в наметившемся процессе перехода к более определённому состоянию общества выявляет новые закономерности и тенденции. Поэтому необходимость теоретической разработки механизмов формирования политического сознания молодёжи именно в этих переходных условиях, обоснование особенностей политического сознания и способов его социокультурной регуляции определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Поскольку основными элементами сознания выступают ценности, нормы, установки как элементы культуры, являющиеся регуляторами потенциального или реального взаимодействия в политической сфере, то проникновение в механизмы их формирования, изучение способов социокультурной регуляции позволяет выявить особенности политического сознания молодёжи как результата интериоризации различных социокультурных образцов. Эта сторона проблемы пока не получила осмысления со стороны социологической науки, что и предопределяет проблемную направленность данной работы.
Обоснование проблемы исследования. Наметившаяся тенденция к устойчивости в развитии российского общества отражается в характере взаимодействия политической системы с различными социальными группами. Особым образом складываются отношения с молодёжью, что обусловлено, с одной стороны, особенностями самой молодёжи как группы, с другой стороны - общественно-политическими целями и задачами, а также реальными трендами в развитии политических процессов. Эти особенности находят отражение как в целенаправленном воздействии на формирование политического сознания молодёжи со стороны общественных институтов, так и в появлении новых форм ее самоорганизации.
Однако во взаимодействии общественных и молодёжных структур возникает множество противоречий. В основе большинства из них лежат социокультурные факторы, связанные с различными потребностями, интересами, ценностями, политическими взглядами различных групп молодёжи, что проявляется в способах их саморегуляции. Недостаточное внимание к социокультурным особенностям молодёжи со стороны общественных институтов не может не отражаться в механизмах и тенденциях формирования её политического сознания. Идентифицируясь с одними политическими идеями, отвергая другие, индифферентно относясь к третьим, молодое поколение способствует воспроизводству соответствующих идей, норм, ценностей, реализации тех, или иных социально-политических интересов, формируя собственное отношение к действующим в обществе политическим институтам. В процессе социализации под влиянием существующих социальных механизмов в сознании молодёжи складывается особая система взглядов, ожиданий представлений и убеждений не только о сущности политики, но и о своем месте в данной сфере, что и составляет основу её политического сознания.
В нынешних условиях наблюдается активизация целевого воздействия на молодёжь, но в большей степени, чем прежде проявляются и саморегуляционные факторы формирования её политического сознания. Характерные тенденции, связанные с проявлением групповой специфики молодёжи и способов социальной регуляции её сознания позволяют говорить об особенностях формирования социокультурных образцов политического сознания современной российской молодёжи. Эти особенности, хотя и несут на себе отпечаток продолжающейся трансформации, отнюдь не идентичны тем, что проявлялись на предшествующей стадии перехода от определённости к полной неопределённости.
Отличительной особенностью современного поколения российской молодёжи является её чрезвычайная дифференциация по многим основаниям, что выражается в дифференциации её политического сознания. На сегодняшний день политические интересы молодёжи практически не структури рованы, поколенческая идеология отсутствует, большинство молодых людей дистанцируются от любых форм политической жизни, оказываясь между объектами политического манипулирования, что порождает противоречивое отношение к политическим структурам, нигилистически-инструментальный вектор политических установок и интуитивный поиск образцов приспособления устоявшихся политических форм под свои потребности.
Таким образом, проблема исследования вытекает из противоречия между целеориентированными и саморегуляционными способами формирования политического сознания молодёжи при переходе от неопределённости к определённости; насущной потребности в активном включении её в общественно-политический процесс возрождения страны и недостаточным вниманием со стороны общественных институтов к социокультурным особенностям саморегуляции в молодёжной среде. Степень научной разработанности проблемы. Исследование сущности политического сознания в философии и социологии, прежде всего, связано с изучением феномена общественного сознания. В западной и российской социально-философской мысли выделение общественного сознания в качестве предмета исследования относится к концу XIX - началу XX в. Рассмотрение механизмов подражания и внушения заложило представления об основных способах формирования политических установок различных групп, как в социологическом, так и психологическом аспектах (Г. Лебон и Г. Тард, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский1).
Важную роль в понимании природы, способов формирования и функционирования политического сознании как формы общественного сознания сыграло обоснование зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности отражения общественно-политической реальности в сознании индивидов и групп, что нашло отражение в марксистской теории классового характера политического сознания, в соответствии с которым источником его формирования выступает позиция индивида или группы в классовой структуре общества (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, А. Грамши и др.1) и немарксистской концепции политического сознания как отражения социально-статусных позиций (К. Мангейм), в теориях становления и эволюции политического сознания, как формы общественного сознания классиков социологии (М. Вебер, Э. Дюрк-гейм, X. Ортега-и-Гассет и др. ).
В современной отечественной социологии и философии разработка структуры общественного сознания, выделение его уровней, элементов и форм послужили основой системного подхода к пониманию политического сознания как формы общественного сознания (А.Г. Спиркин, А.К. Уледов, Б.А. Грушин, Э.Я. Баталов, Н.М. Сапожников, В.П. Тугаринов и др.3). Применение аксиологического подхода при исследовании формирования- политического сознания (И. А. Лебедев, М. М. Бахтин4) позволило в дальнейшем рассматривать его через призму культуры в целом,.а уровни, формы и структурные элементы политического сознания изучать как отражение социокультурных позиций группы в сознании её представителей (Л.И. Лазебный, Д.В. Ольшанский, А.И. Соловьев, Е.Б. Шестопал, Э. Баталов, С. Ю. Лисовой, А.А. Хвостов, А.Н. Щуров и др.5, польские социологи М. Михалик, Е. Вятр). Обоснование концепции массового общества послужило основой для даль нейшего изучения политического сознания как феномена массовой культуры в условиях индустриального и постиндустриального обществ (Г. Г. Дили-генский, Г. С. Литвинович, Н.Ф. Калина и др.1). Подобно тому, как усилившаяся маргинализация и социальная дезориентация обусловили появление универсальных ценностных ориентиров, образцов жизнедеятельности, стандартов поведения, в политической сфере появление общедоступных и понятных смыслов и значений способствовало интеграции индивидов и групп. Между тем, в постиндустриальном обществе воздействие на массовое политическое сознание осуществляется с помощью коммуникативных технологий, заменяющих прямолинейные стратегии латентными, прямое воздействие - соблазном (Ж. Бодрийяр), назидание - стимулированием желания (Ж. Де-лез, Ф. Гваттари) и т.д.
В последние два десятилетия изучение формирования общественного сознания, в т.ч. в его политическом выражении, осуществляется в контексте исследования механизмов социальной трансформации (П. Штомпка, П. Бур-дье, Э. Гидденс, 3. Бауман и др.", Т.И. Заславская, В.А. Ядов, С.А.Кравченко, А.С. Ахиезер, и др.3) и более конкретно в ее социокультурном выражении как процесса изменения ценностей и ценностных ориентации в переходном обществе (А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, Ф.И. Минюшев, Ж.Т. Тощенко, и
ДР-) На теоретическом и эмпирическом уровнях трансформация в социально-экономической, социально-политической и социокультурной сферах является предметом многолетних разработок учёных ИСПИ РАН, осуществляемых под научным руководством академика Г.В. Осипова. Исследуются и обобщаются теоретико-методологические подходы к исследованию современного трансформирующегося общества (В.П. Култыгин и др.), разрабаты ваются механизмы социальной трансформации и изменения направленности сознания различных социальных групп (В.В. Локосов, В.И. Староверов, СВ. Бабакаев, Н.В. Мерзликин, А.В. Иванов и др.), исследуются механизмы социальной стабилизации и устойчивого развития российского общества (А.С. Капто, В.И. Ковалев, В.К. Левашов и др.), изучаются механизмы трансформации в ее взаимосвязи с социальной неопределённостью1 и риском (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др.). Разрабатываются концептуальные подходы к изучению сознания в аспекте его идеологического содержания и политических ориентации в социально-философской, культурологической и социологической парадигме (Э.М. Андреев, А.Л. Маршак, В.В. Серебрянников, Б.Ф. Славин и др.).
Изучение феномена политического сознания в целом, а также исследование особенностей переходного общества позволяет исследовать-специфику политического сознания отдельных социальных групп, в том числе молодёжи как особой социально-демографической группы.
На разных этапах развития социологии молодёжи проблематика политического сознания молодого поколения выступала одной из основных. Разрабатывались концептуальные основы изучения политического сознания молодёжи, исследовались политические идеалы и ориентации, участие молодёжи в общественно-политических партиях и движениях с позиции различных подходов. В большинстве своем социологами успешно применялась социокультурная парадигма, предоставляющая возможность изучения политического сознания молодёжи через призму феноменологии культуры (В.Т. Лисовский, В.А. Мансуров, В.Н. Шубкин, А.И. Шендрик, В.Ф. Левичева, Ю.Г. Волков и др.1) и как процесса формирования конкретных типов политических ориентации в условиях трансформации (Л. Я. Гозман, Е.Б. Шестопал и др.1). Основы исследования формирования политического сознания как системы тезаурусов заложены и реализованы в трудах В.А. Лукова, Я.В. Мине-вича и др. Теоретические подходы к изучению политического сознании как совокупности ценностно-нормативных образцов, усваиваемых в процессе социализации и служащих показателями её результативности в контексте гражданственности, содержатся в трудах А.И. Ковалевой, Е.А. Гришиной и др.2. Исследование социокультурных аспектов формирования сознания различных групп молодёжи осуществляется в работах И:М. Ильинского, Т.Н. Кухтевич и В.И. Добрыниной, научного коллектива под- руководством В.К. Сергеева, в исследованиях И.А. Селезнева, O.K. Степановой, в работах М.А. Калугиной, И.П. Якушевой, С.А. Калиничевой, Х.М. Халидова, М.М. Буга-кова, В.А. Кодакова и др. . В них процесс формирования политического сознания молодёжи рассматривается в-различных условиях (советского и постсоветского общества); применительно к разным социальным группам (студенческой молодёжи, жителей малых и средних городов, страны); с позиций институционального влияния на формирование ценностных составляющих политического сознания.
Разработка концепции политического сознания молодёжи" с позиций целостного подхода к изучению данной социально-демографической группы во всем многообразии ее связей и отношений с обществом как части с целым осуществляется Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН. Данный подход, реализация- которого осуществлялось в- рамках концепции молодёжи как субъекта общественного воспроизводства, разрабатываемой под руководством В.И. Чупрова, позволяет раскрыть место и роль молодёжи в процессе воспроизводства социально-политических отношений, выявить механизмы развития молодого поколения в данной сфере. Исследовать изменение сущностных характеристик политического сознания молодёжи в условиях трансформации и присущей ей неопределённости и риска позволило разрабатываемое Отделом социологии молодёжи другое направление - рискологиче-ское (Ю.А. Зубок 1).
Различные аспекты формирования политического сознания в условиях трансформации исследуются коллективом авторов под руководством чл.-кор. РАН М.К. Горшкова. Проведённые ими исследования позволили выявить направленность изменений политического сознания молодёжи периода кризиса и его преодоления.
Цель исследования состоит в социологическом изучении социокультурных механизмов формирования политического сознания молодёжи в условиях трансформации современного российского общества.
Для достиженияпоставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- разработать концепцию социологического изучения политического сознания молодёжи в переходных условиях;
- выявить особенности политического сознания молодёжи как социально-демографической группы на современном этапе трансформации российского общества;
- определить характер и направленность целеориентированного регулирования политического сознания молодёжи в условиях трансформации;
- раскрыть механизмы и особенности социокультурной саморегуляции политического сознания молодёжи;
- исследовать влияние современных форм самоорганизации молодёжи на формирование её политического сознания;
- рассмотреть взаимодействие политических партий и молодёжных организаций как факторов формирования политических ориентации молодёжи и возможностей её самореализации в политической сфере;
- проанализировать характер взаимосвязи целеориентированной и саморегуляционной детерминации политического сознания современной российской молодёжи.
Объектом исследования является политическое сознание молодёжи.
Предмет исследования — социокультурные механизмы формирования политического сознания молодёжи в условиях трансформации общества.
Гипотеза исследования: переход общества от состояния неопределённости к определённости, сопровождающий процесс трансформации, предполагает формирование в политическом сознании молодёжи новых социокультурных образцов. Они формируются не только под влиянием активизации целеориентированного воздействия на молодёжь, но и посредством саморегуляции в молодёжной среде. Противоречия, возникающие между целеори-ентированными и саморегулирующимися- формами преодолеваются в результате активизации взаимодействия между ними.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений, философские и общесоциологические принципы исследования - развития и всеобщей связи, диалектического единства анализа и синтеза, объективности, системности, историзма; детерминизма. Использование названных принципов выразилось в диалектическом подходе к анализу молодёжи, её сознания и поведения как сложной целостной системы, осмысливаемой в её взаимосвязях с общественными изменениями и с её собственными групповыми особенностями. Теоретической базой настоящей работы послужили труды ранее названных отечественных и зарубежных учёных, заложивших фундаментальные основы общесоциологических теорий общественного сознания, современных концепций нелинейной социокультурной динамики. Социокультурная парадигма позволила рассмотреть аксиологические аспекты общественно-политического развития молодёжи, формирования политического сознания молодёжи через призму трансформации ценностно-нормативных структур и новых практик социального взаимодействия. Применение рискологиче-ского подхода и его разработок в рамках современной социологии молодёжи позволило раскрыть сущностные характеристики сознания молодёжи как становящегося субъекта в условиях нелинейности. Теории социокультурной регуляции стали основой исследования ценностно-нормативных основ институционального регулирования и саморегуляционных процессов в сознании современной российской молодёжи.
Эмпирическую базу диссертации составили: - результаты Всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодёжи» (2002-2006 гг.), проведенного Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН под руководством д. соц. н., проф. В.И. Чупрова в 12 регионах РФ. Выборка молодёжи в возрасте 15-29 лет составила в 2002 г. -2012 чел.; в 2006 г. - 2000 чел.
- результаты исследовательского проекта «Молодёжь новой России: чем живет и к чему стремится», проведенного Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН в 2006 - 2007 гг. под руководством д. соц. н. Ю.А. Зубок и д. соц. Н., проф. В.И. Чупрова при непосредственном участии диссертанта среди молодёжи в возрасте 15-29 лет в 12 регионах РФ 19 регионах (объем выборки составил 1200 чел.) и среди участников молодёжных движений, сгруппированных по идейной направленности (объем выборки - 556 чел.)
- вторичный анализ данных исследований, проведенных социологическими центрами Института социологии РАН, Всероссийского центра изучения об щественного мнения, Фонда "Общественное мнение", Фонда развития информационной политики.
- анализ содержания программных документов молодёжных политических партий, общественных движений и объединений.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции формирования политического сознания молодёжи и в выявлении его особенностей в переходных условиях трансформации российского общества. К наиболее существенным результатам, полученным автором, относятся следующие:
-разработаны концептуальные теоретические подходы к социологическому изучению процесса формирования политического сознания молодёжи в условиях социальной трансформации, уточнено определение базового понятия «политическое сознание молодёжи»;
- выявлены сущностные особенности политического сознания молодёжи как социально-демографической группы;
- выявлены противоречия в формировании политического сознания молодёжи в условиях трансформации;
- раскрыты механизмы изменения целеориентированного регулирования политического сознания молодёжи;
- обоснован механизм социокультурной саморегуляции в политическом сознании молодёжи, выявлены и концептуализированы его формы на современном этапе трансформации российского общества;
- раскрыто содержание термина «молодёжная организация политической направленности» как формы саморегуляции политического сознания молодёжи;
- определены аксиологические основания взаимодействия современных политических партий и молодёжных объединений, как фактора формирования политического сознания молодёжи;
- выявлено влияние социальных факторов, связанных с социально- демографическими различиями, характером занятости, региональными условиями, трансгрессивными особенностями сознания, объективными и субъективными условиями риска на формирование политических ориентации различных групп молодёжи;
- определены тенденции изменения политических ориентации молодёжи под влиянием целеориентированных и саморегуляционных форм воздействия. Положения, выносимые на защиту:
1. Социологическая концептуализация исходного понятия основана на понимании политического сознания молодёжи как способности отражения- рациональных и чувственных, теоретических и эмпирических, ценностных и нормативных, осознанных и подсознательных представлений о сущности, принципах политической системы и реальных процессах в политической жизни общества в непосредственной связи с её групповыми и индивидуальными интересами, возникающими в процессе её становления как субъекта общественного воспроизводства и фиксируемых в знаках и символах.
В процессе формирования политического сознания проявляются сущностные групповые особенности молодёжи, придающие ему отличительные черты. Они вытекают из переходного характера молодости как социокультурной фазы жизненного пути и связаны с транзитивностью социального положения и мотивационной сферы сознания молодёжи, незавершённостью процесса формирования социальной зрелости и социальной субъектности, а также необходимостью преодоления острых социальных противоречий, самостоятельного поиска референтных образцов в политическом пространстве и социокультурной дифференциацией условий жизни. Как следствие политическое сознание молодёжи отличается неоднородностью, маргинальностью, лабильностью, экстремальностью и трансгрессивностью.
2. В условиях переходного общества процесс формирования политического сознания молодёжи приобретает противоречивые формы. Основные противоречия формирования политического сознания российской молодёжи при переходе общества от полной неопределенности к устойчивому разви тию связаны с продолжающейся дисфункцией многих институциональных форм регулирования политического сознания и активизацией саморегуляционных механизмов; с противоборством целеориентированных и саморегуляционных способов формирования политического сознания; со столкновением двух моделей формирования политического сознания: традиционной и современной; с разнонаправленностью изменения объективных условий формирования политического сознания, продуцирующих средовые и деятельно-стные риски, которые, в свою очередь, детерминируют различную направленность политического сознания. Социокультурный аспект, содержащийся в названных противоречиях, обусловлен тем, что в их основе лежит трансформация основных составляющих политического сознания - социальных потребностей, интересов, установок и ценностей молодёжи в политической сфере.
3. В условиях трансформации изменяется механизм формирования политического сознания молодёжи. Ослабление влияния целеориентированных механизмов формирования политического сознания молодёжи сопровождается активизацией механизмов социокультурной саморегуляции в среде молодёжи. На разных стадиях трансформации данный механизм проявляется неодинаково. На стадии полной неопределённости, характерной для периода 90-х гг., имеет место дисфункция социокультурных механизмов в форме разрушения традиционных ценностно-нормативных структур в политическом сознании молодёжи, а саморегуляция проявляется в тотальном падении доверия, росте социально-политического отчуждения, снижении социально-политических интересов, росте нигилизма молодёжи. Переход от неопределённости к определённости и поиск новых форм устойчивого общественно-политического развития связан с переструктурированием ценностно-нормативных образцов, переориентацией на новые ценностно-нормативные структуры, самостоятельным поиском новых социокультурных паттернов и усилением самоорганизации.
4. В переходный период возрождаются целеориентированные формы влияния посредством традиционных институциональных механизмов в лице политических партий, движений, объединений, в т. ч. и целенаправленно создаваемых молодёжных организаций.
5. Образцы социокультурной саморегуляции, сочетающие в себе совокупность определённым образом выстроенных потребностей, интересов, ценностей, идеалов в политической сфере, направленных на рационализацию индивидуальной жизненной ситуации молодого человека в его взаимодействии с существующей политической системой, формируются в диспозицион-ной структуре личности и приобретают характер установок. Наиболее характерными для современной российской молодёжи типами установок являются дихотомичные установки на стабильность и на риск; традиционные коллек-тивистско-патерналистские и современные либеральные образцы с явно выраженной индивидуалистической установкой. Их соединение в социокультурных ориентациях обуславливает особенности политического сознания молодёжи;
6. В саморегуляционном механизме формирования политического сознания молодёжи воспроизводятся преимущественно социокультурные образцы, соответствующие современному типу индивидуализированного общества риска. Таковыми являются индивидуализация, риск, стабильность, имитация, трансгрессивность. Каждая из форм проявляется в виде соответствующих установок и политических ориентации.
7. Процессы саморегуляции проявляются в форме самоорганизации молодёжи. Самоорганизация в политической сфере выражается в развитии новых форм социально-политического участия молодёжи путем объединения в молодёжные организации политической направленности. Молодёжная организация политической направленности отражает специфический способ объединения молодёжи, направленный на реализацию её групповых политических интересов, политических программ, на воспроизводство социально-политических отношений в обществе. Отражая групповые политические ин тересы и ценности, они выступают формами саморегуляции молодёжи в политическом пространстве и формируют тот или иной тип мотивации.
На современном этапе трансформации в процессе самоорганизации молодёжи выделяется экспрессивная, идейная и инструментальная мотивации.
8. В политических ориентациях молодёжи на этапе перехода от полной неопределённости к новым формам общественно-политического порядка отмечена, во-первых, тенденция повышения уровня определённости в его идейной направленности; во-вторых, признаки объединения молодёжи на основе идеи возрождения России, «державносте», а также на национально-патриотических идеях при сохранении риска националистических проявлений в ее среде.
9. Направленность политического сознания молодёжи различается в зависимости от воздействия целеориентированных и саморегуляционных механизмов. Следствием влияния целеориентированного регулирования властных структур становится преимущественно авторитарный тип ориентации, с характерной доминантой индивидуализма и одновременно с декларативным национально-патриотическим оттенком. В свою очередь, саморегуляционный механизм является предпосылкой формирования преимущественно демократичных ориентации с умеренными либеральными тенденциями.
Научно-практическая значимость работы состоит в разработке механизмов формирования политического сознания молодёжи в условиях социальной трансформации. Методологический подход, реализованный в диссертации, выявление реальных противоречий в формировании политического сознания, раскрытие ценностно-нормативных механизмов регуляции и саморегуляции политической интеграции служат более углубленному пониманию роли молодёжи в политической жизни, становления ее социально-политической субъектности, и способствует эффективному формированию её политического сознания.
Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Социология молодежи», «Со циальная ювенология», «Социология культуры», «Социология управления» и ряда спецкурсов по политической культуре и политической активности молодежи, а также для совершенствования государственной молодежной политики в современных условиях.
Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены на заседаниях Отдела социологии молодёжи ИСПИ РАН, изложены на научно-практических конференциях:
1. Всероссийской научно-практической конференции «Молодёжь и будущая Россия» (Москва, 22-23 ноября 2005 г., ИНИОН РАН);
2. Всероссийской научно-практической конференции «Россия: приоритетные национальные проекты - инновации - молодёжь» (Москва, 16-17 ноября 2006 г., ИНИОН РАН);
3. VI Международном социальном конгрессе «Глобализация: настоящее и будущее России» (Москва, ноябрь 2006 г., РГСУ);
4. XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2007», секция «Социология» (Москва, 11-14 апреля 2007 г., МГУ им. М.В. Ломоносова);
5. Научно-практической конференции «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России» (Санкт-Петербург, 26 апреля2007 г., Дом ученых им. М. Горького);
6. XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2008», секция «Социология» (Москва, 8-11 апреля 2008 г., МГУ им М.В. Ломоносова).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Противоречия политического сознания молодёжи в период трансформации российского общества.
Применительно к молодёжи отличительные особенности политического сознания детерминированы преимущественно и, прежде всего, ее возрастной спецификой, придающей процессу её формирования переходный и незавершенный характер. Между тем, молодёжь является относительно самостоятельной социальной группой, выделяемой в связи с её ролью и функциями в общественном воспроизводстве. Связанные с этой ролью социально-групповые сущностные свойства также придают особенности политическому сознанию молодёжи, отражаясь в формировании его составных элементов. Поэтому перейдем к рассмотрению сущностных особенностей политического сознания молодёжи.
Итак, во-первых, эти особенности обусловлены спецификой социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей1. Являясь становящимся субъектом общественного производства и общественной жизни, молодёжь осуществляет воспроизводство социальной и политической структуры, реализуя при этом социальные функции преемственности социокультурного опыта, его инновационного преобразования и его трансляции последующим поколениям. Данная специфика придает особый характер политическому сознанию этой социальной группы, поскольку передаваемые от поколения к поколению образцы ментальносте находят выражение и в характере политических предпочтений, и ожиданий, и в виде ценностно-нормативной саморегуляции в политическом пространстве.
Во-вторых, нахождение в стадии транзиции, т.е. перехода во взрослое состояние, критерием которого является достижение молодёжью социальной 44 зрелости и социальной субъектности предопределяет особенности её социального статуса. Переходный характер социального статуса в основных сферах производства (в материальном и духовном производстве, в сферах распределения, обмена и потребления)1 является сущностной особенностью молодёжи как группы и находит отражение в механизме формирования её социально-политического сознания.
В-третьих, молодёжь, выделяемая на основании выполняемых ею социальных функций в качестве относительно самостоятельной, когерентной социально-демографической группы, по своему составу не однородна. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская), по экономическому, социокультурному и другим признакам. Соответственно дифференцируется и политическое сознание молодёжи, ее политические интересы и ценности. При этом дифференциация политического сознания определяется и различиями в условиях жизни, и разным уровнем политической социализации. Так молодые люди подросткового возраста в целом менее информированы о политике, обладают меньшим объемом знаний о политической реальности по сравнению со старшими возрастными группами молодёжи, которые имеют больший опыт участия в политической жизни. Студенты высших учебных заведений при трактовке явлений политической реальности больше полагаются на научные знания, приобретенные ими в процессе обучения. Городская и сельская молодёжь отличаются неодинаковой протестнои и политической активностью в зависимости от размера, удаленности поселения и остроты социальных проблем. Среди молодёжи, обладающей низким уровнем материального достатка, наиболее сильны идеи социальной справедливости, что выражается порою в экстремистских действиях со стороны данных групп молодёжи. Поэтому судить о политическом сознании российской молодёжи в общем, по средним показате 45 лям не приходится. Отражение признаков социальной дифференциации составляет специфику разных идеологий, политический течений и субкультур в молодёжной среде.
В-четвертых, постоянное изменение социального положения, переход из одного статусного состояния в другое определяют еще одну сущностную особенность данной социальной группы - маргинальность. Последняя связывается с неопределённостью положения молодёжи, которое в политической сфере выражается, с одной стороны, размытостью её политических интересов и ценностей, с другой стороны - слабым представительством молодёжи во властных структурах. Маргинальность как особенность социального положения усиливается в период общественных трансформаций, дополняя сущностные групповые особенности политического сознания молодёжи текущими социально-историческими, экономическими, политическими, правовыми и социально-политическими особенностями, связанными с конкретным этапом в развитии общества и формами его взаимодействия с молодёжью.
Перечисленные групповые особенности молодёжи находят свое выражение в сознании, которое характеризуется такими особенностями как лабильность, экстремальность, трансгрессивность. Проявляются они и в политическом сознании молодёжи.
Переходность социального положения молодёжи, недостаточность политического опыта и статуса в сравнении с другими возрастными группами-участниками политических отношений незавершившийся этап формирования устойчивых идентификаций, неустойчивым набором социальных ролей и постоянно меняющимися образцами социальной идентичности выступает основанием лабильности как особенности политического сознания молодёжи. Лабильность - «объективная возрастная особенность, проявляющаяся в неустойчивости представлений и позиций, как следствие незавершенности процессов развития личности, её ценностных структур и духовного мира»1. Причем, данная «проблема характерна для развития личности в т.н. переходном возрасте (от 16 до 22-23 лет) .... и тесно связана со спецификой психического развития, темпераментом и другими чертами характера молодого человека»1.
Как особенность политического сознания молодёжи, лабильность, выражается в множественности интерпретаций одного и того же политического события, в отсутствии четких мировоззренческих позиций, делающих молодежь крайне податливой по отношению к различному влиянию. Зачастую множественность интерпретаций сводится к крайним взглядам в трактовке, политических событий и символов. Лабильность политического сознания молодёжи особенно часто проявляется в период трансформации, кризисов, аномичного состояния всего общества, когда четкие политические цели, статусы и роли отсутствуют не только у молодых людей, у которых они размыты по определению, но, прежде всего, они слабо структурированы в самом обществе.
Маргинальность приводит к неструктурированности политического" сознания молодёжи. Проявляясь совместно, маргинальность и лабильность выступают одним из оснований экстремальности как сущностной особенности политического сознания молодёжи. Под экстремальностью как сущностной характеристикой молодёжи понимаются «различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях» - отмечают В.И. Чупров и Ю.А.Зубок2. Авторы пишут: «Маргинальное положение молодёжи, неполнота её социального статуса проявляются в неопределённости её социальных идентификаций. Неопределённость идентификаций затрудняет отождествление себя с ингруп-пами и аутгруппами, обостряя противоречие в самосознании между «МЫ» и «ОНИ» что в свою очередь проявляется в экстремальности её сознания и поведения. В молодёжной, особенно подростковой среде, деление на «своих» и «чужих» происходит по иным, чем у взрослых основаниям. Ведущую роль, здесь играют субкультурные факторы. ... Поэтому социокультурные особен 47 ности среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодежи»5.
Как имманентное свойство молодости экстремальность может проявиться в разных формах. «В условиях стабильного общества - продолжают В.И. Чупров и Ю.А.Зубок - экстремальность на групповом и индивидуальном . уровнях находит, как правило, общественно значимые институционально-регулируемые формы. В условиях социальных потрясений, неопределённости и риска она приобретает свои крайние, преимущественно спонтанные проявления, под влиянием самых разных объективных и субъективных факторов, усиливающих или ослабляющих этот процесс. То есть процесс становления молодёжи как субъекта общественного воспроизводства сопровождается формированием особого экстремального типа молодёжного сознания, характеризующегося крайними формами отражения реальности. В них доминирует эмоциональный характер восприятия явлений, часто в крайне гиперболизированной, максималистской форме. Такой тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм, либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью»2.
Щелеориентированные механизмы формирования политического сознания молодёжи
Аграрная партия России, Яблоко, Союз правых сил (7,5%), а также другим партиям, не находящимся в оппозиции, но декларировавшим политические программы, отличные от прокремлевских партий — Гражданская сила, Демократическая партия России, Патриоты России (3,9%). Что же общего у этой части молодёжного электората, объединившего сторонников прокремлёвской ЛДПР, коммунистов и оппозиционного Яблока? Можно уверенно предположить, что, с одной стороны, их объединило несогласие с различными аспектами проводимого политического курса. Кто-то считает, что власть наступает на права человека, кто-то не удовлетворен расслоением на богатых и бедных, кто-то признает несправедливым сложившееся распределение собственности. -А с другой, эпатаж, демонстрируемый лидерами этих партий, который сам по себе привлекателен для молодёжи, не очень разбирающейся в хитросплетениях предвыборной борьбы.
Переходность как сущностная особенность политического сознания молодёжи усиливается неустойчивостью социального положения данной возрастной группы. Лабильность сознания и отсутствие устойчивого социального статуса делает молодого человека зависимым от политической игры и пиар-технологий. Степень такой зависимости не одинаковая и определяется, как уровнем определённости политической ситуации для различных групп молодёжи, так и способностью молодых людей к её адекватной рефлексии. В условиях динамичной современности, по мнению Э. Гидденса, молодёжь должна научиться просчитывать открывающиеся перед ней возможности1. То есть, для успешной адаптации индивида к рисковым условиям необходимо формирование, так называемой, риск-рефлексии. Отражая совокупность установок в политическом сознании молодёжи на принятие риска, риск-рефлексия как элемент культуры риска становится естественной частью политической жизни в условиях неопределенности.
Поскольку использование политических технологий чаще всего направлено на отвлечение от истинных политических целей, т.е. не снимает не 63 определённость, а наоборот усиливает её, то возрастает риск неадекватного восприятия молодежным сознанием политической реальности. Рационализируя риск, большинство молодёжи не очень искушенной в политических играх, рефлексирует традиционную конформистскую модель, ориентируясь на официально провозглашаемый политический курс, при том, что среди них лишь 30,8% полностью его одобряют, а 60,8% сомневаются в его реальности. Другая, меньшая по удельному весу, часть молодёжи, хотя и распадается на различные группы по уровню рефлексии, в целом характеризуется совре--менным подходом к рационализации риска, более личностно определяя свой выбор. Разные способы рационализации риска в политической жизни в условиях сохраняющейся неопределённости, опосредованные сущностными социально-групповыми особенностями молодёжи, также предопределяют противоречивость её политического сознания. При этом доминирующую роль играет инерционность традиционных способов саморегуляции.
Традиционные способы саморегуляции политической жизни, отражая исторически сложившиеся общественные, государственные, семейные традиции вступают во взаимодействие с современными образцами и образуют противоречивую картину политического сознания современной российской молодёжи. Это проявляется в трансформации гражданской позиции, которая под влиянием представлений о неограниченной свободе воспринимается с точки зрения того, что дает мне государство, а понятие «Родина» - «с местом жительства, где мне хорошо». Противоречивость сознания прослеживается в низком уровне доверия государству и его органам и, в тоже время, в ожидании помощи от него, в приверженности демократии и одновременно в ориентации на сильное государство, как условия выхода страны из кризиса. Н.И Лапин интерпретирует это явление как «массовую десоциализацию и ресо-циализацию личности, когда индивид, обычно не осознавая, одновременно одобряет (или отрицает) противоположные ценности»1. Таким образом, вто 64 рое противоречие политического сознания молодёжи в условиях трансформации российского общества от полной неопределённости к устойчивому развитию состоит в противоборстве двух моделей его формирования: традиционной и современной. В этих условиях возникающий риск инерционности традиционных механизмов регуляции может привести к воспроизводству молодёжью консервативных идей, либо к росту политического нигилизма в ее среде. Вместе с тем, высока вероятность риска имитации молодёжью иг-раизированных форм политических отношений, что также негативно отразится в её политическом сознании. Очевидно, реализация данного противоречия и рационализация возникающих рисков лежит на пути оптимизации традиционных и современных форм участия молодежи в политической жизни.
В условиях неопределённости продуцированию рисков способствуют сами социальные институты, что определило многие системные противоречия в процессе интеграции молодёжи в систему образования, политики, экономики и т.д. Поиск путей самоопределения молодёжи при переходе от состояния неопределённости определённости сопряжен с новыми рисками. Они возникают в связи с неодинаковым уровнем преодоления неопределённости в различных сферах общества. В результате, снижение общего уровня неопре-" делённости в стране сопровождается возникновением множества неопределённых ситуаций в экономической, политической, социальной и других сферах. Сталкиваясь с такими ситуациями и пытаясь рационализировать их для достижения своих целей, молодые люди вынуждены идти на риск. Так, стабилизация политической системы, достигнутая в результате укрепления вертикали власти и повышения барьера прохождения политических партий при выборе в Госдуму, обнаружила ряд новых ситуаций неопределённости, связанных с централизацией власти. В частности, для молодёжи, они проявляются в ограничении возможностей её самоопределения в политической сфере, реального влияния на политический процесс. Опираясь на концепцию риска, разработанную Ю.А.Зубок, риск в политическом сознании молодёжи можно рассматривать в двух аспектах - объективном (средовом) и субъективном (деятельностном). В приведенном примере, несмотря на снижение уровня объективного риска, молодёжь сталкивается с риском в непосредственном процессе своего участия в политической жизни, т.е. с деятельностной его формой.
Это значит, что в переходных условиях политическое сознание молодёжи оказывается под влиянием объективных факторов риска, таких как нестабильность политической ситуации в стране, влияние оппозиции, непредсказуемость и непрозрачность многих политических решений. А также субъективных - направленности, степени осознания своих политических интересов, возможностей их реализации. Субъективная сторона риска проявляется в деятельностной форме в процессе рационализации молодёжью своего положения в социально-политической сфере. Объективные и субъективные факторы риска в условиях неопределённости усиливают свое влияние на политическое сознание молодёжи, причем молодёжь больше подвержена влиянию внешних условий, угроз и опасностей, т.е. объективных факторов риска1. Это объясняется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом в условиях неопределенности для вертикальной мобильности молодых людей, в том числе и в политической сфере. Пытаясь компенсировать эти ограничения, они полагаются на собственную активность. В результате растет вероятность деятельностного риска. Росту активности молодёжи, а следовательно и активизации деятельностного риска, способствует также наметившаяся в обществе стабильность. Риск при переходе к устойчивому состоянию становится фактором снятия неопределённости. Это подтверждается результатами исследования, полученными в Отделе социологии молодёжи ИСПИ РАН. За период с 2002 г. по 2006 г., когда четко обозначился процесс перехода страны к возрождению и устойчивому развитию, среднее значение показателя объективного (средового) риска снизилось, а субъективного (деятельностного) возросло. Если в 2002 г. оценили свою жизнь как стабильную - 34,3% Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. - М. Мысль, 2007. - С. 102. молодых людей, то в 2006 г. - 43%.. Соответственно отдавали предпочтение изменениям и риску по сравнению с надежностью и спокойствием в 2002 г. -17,4%, а в 2006 г. - 23,1% молодежи.
Политические партии как факторы институционализации политического сознания молодёжи
Политические партии в социуме выполняют функцию посредников между гражданским обществом и властью. Аккумулируя групповые интересы, политические партии реализуют общественные идеалы. Причем системы ценностей у различных партий могут существенно отличаться друг от друга. Однако в процессе взаимодействия в рамках выборного органа власти политические партии достигают компромиссов по вопросам общественно-политического устройства, социально-экономическим, культурным и др. Важным существенным отличием политических партий от остальных групп интересов в обществе является их желание утвердиться во власти. На социокультурном уровне данное стремление проявляется в достижении монополии политической партии над легитимным ценностно-нормативным пространством, символической власти в обществе.
Интересы граждан трансформируются в политические программы, идеологии политических партий. Занимая важнейшее место в системе политических институтов, партии участвуют в производстве идей, представлений, символов о политической реальности, создают новые ценностные сис-„ темы, способствуют их институционализации.
Политические партии играют важную роль в процессе формирования политического сознания различных групп общества. По отношению к молодёжи они являются институтами политической социализации, регулирующими этот процесс посредством ценностно-ориентационных и ценностно-нормативных механизмов. Их деятельность направлена не только на продуцирование, политических ценностей, традиций, идеалов посредством широкого общественного дискурса, но и на их воспроизводство путем закрепления в сознании своих сторонников.
Социализирующее влияние политической партии на формирование политического сознания предполагает принятие её сторонниками политической программы и готовность ее реализации и распространения в публичной политике. Тем самым политические партии формируют и расширяют социальную базу.
Молодёжь является важным ресурсом политических партий. Разделяя идеи, пропагандируемые партиями, молодые люди интериоризируют основные культурно-политические ценности и нормы, соотнося их с собственными потребностями и интересами. Если политические идеалы, которые отстаивают та или иная партия, отражают актуальные интересы молодежных групп в политической сфере, возникает необходимая основа для взаимодействия как двухстороннего процесса. С одной стороны, происходит расширение социальной базы сторонников партии путем привлечения молодежи. То есть реализуется процесс институционализации деятельности партий в молодежной среде. С другой, он отражается в их политическом сознании в форме инсти- туционально закрепленных ценностно-ориентационных и ценностно-нормативных комплексов.
Попадая в сферу влияния политических партий, либо включаясь в активную партийную жизнь, молодые люди становятся объектом и субъектом политической социализации, результатом которой становится формирование политического сознания. В этом процессе выделяется две стадии - первичная и вторичная социализация. В ходе первичной социализации происходит усвоение определенной системы политических ценностей и норм, т.е. формирование ценностно-ориентационного комплекса политического сознания. Вторичная социализация связана с закреплением усвоенных ценностей и норм в сознании, с превращением их в саморегуляционные механизмы. На этой стадии происходит формирование ценностно-нормативного комплекса, политического сознания, определяющего саморегулирование политических отношений на основе не столько внешнего воздействия, сколько самостоятельного выбора. Поэтому институциональная регуляция политического сознания осуществляется как путем непосредственного воздействия на сознание молодежи, так и опосредованно через формирование дискурсивного пространства определенной идейной направленности.
Как было показано в предыдущем разделе, институциональные механизмы не одинаково действуют в стабильном обществе и в условиях неопределённости. В стабильном обществе политические партии являются важными институтами политической социализации, поскольку обеспечивают преемственность молодыми поколениями накопленного политического опыта, знаний, традиций, ценностей. В условиях нестабильности, неопределённости процесс преемственности нарушается в силу дисфункции институциональных механизмов. Интерес политических партий к молодежи приобретает ситуационный характер, а ее активность снижается. По мнению В.И. Чупрова, внимание к молодёжи в этих условиях бывает кратковременным, связанным преимущественно с ее участием в предвыборных кампаниях1.
В условиях трансформации общества изменения политической системы происходят на фоне сохраняющихся последствий неопределённости в организационных и ментальных структурах. Это приводит к неизбежным противоречиям, преодоление которых сопряжено с рисками. Так, наметился курс на создание «молодёжных крыльев» партии власти, организацию прокрем-левских молодежных движений, возрождения федеральной структуры Государственной молодежной политики, т.е. обозначилась определённость в деятельности политических институтов в отношении молодежи. Вместе с тем, отмечается растущая неудовлетворенность в связи с риском манипулирования сознанием молодежи, использования ее различными политическими силами в своих, сугубо партийных, интересах.
Наибольшую активность по работе с молодёжными организациями проявляет «Единая Россия». 28 апреля 2006 г. бюро высшего совета партии «Единая Россия» приняло решение о двадцатипроцентной квоте для молодёжи в списках партии на выборах всех уровней. После этого решения в организации «Молодая гвардия Единой России» был запущен проект «Политза-вод». Данный проект предусматривал выявление активных молодых людей в возрасте от 21 до 28 лет, разделяющих идеи «Единой России», которые в ходе прохождения избирательных туров становятся кандидатами на включение в партийные списки. Кандидат проводит кампанию по сбору подписей для выдвижения себя в качестве кандидата в депутаты, проводит уличные акции, встречи с избирателями, выступает на митингах.
На самом деле предвыборный список, который был сформирован Съездом «Единой России» в октябре 2007, оказался лишь на одиннадцать процентов от общего числа мест представлен молодыми активистами данной партии в возрасте до 35 лет. Тем самым, по мнению оппонентов, «Единая Россия» нарушила свое обещание о двадцатипроцентной квоте.
Участие в молодёжных организациях как форма саморегуляции полити ческого сознания
Молодёжные организации политической направленности играют важную роль в формировании политического сознания молодых людей. Под политической молодёжной организацией мы понимаем специфический способ объединения молодёжи, направленного на реализацию её групповых политических интересов, политических программ, на воспроизводство социально-политических отношений в обществе. В политических программах молодёжной организации отражены ее цели и задачи по отношению к действующей государственной власти, идеологические установки и ориентации, выражающие интересы той или иной молодёжной группы. По своей сути, политической программа - это стратегия практических действий, основанная на теориях, идеях и представлениях о переустройстве политической реальности.
Участие в деятельности молодёжных политических организаций предполагает формирование идеологического уровня политического сознания у молодого человека. Разделяя политическую программу молодёжной организации, включаясь в конкретные политические действия, связанные с реализацией программных положений, он идентифицирует себя с той частью молодежи, чьи интересы представляет организация. Идейная сторона идентификаций закрепляется в его политическом сознании в форме идеологических ценностей, политических ориентации и интересов. Под влиянием идейной направленности организаций у молодых людей, включенных в их деятельность, формируется система ожиданий, связанных с реализацией их политических интересов. Оправданные или неоправданные ожидания лежат в основе представлений о политическом порядке, справедливом государственном устройстве, общественной эффективности политических структур и т.д. Сложившиеся представления, разделяемые большинством, становятся целями конкретной деятельности, которая приобретает организованный характер. Поэтому, молодёжные организации выступают формами саморегуляции молодёжи в политическом пространстве. Выражая осознанные интересы различных групп молодёжи, они способствуют их самореализации в политической сфере. Таким образом, деятельность молодежных политических организаций напрямую связана с социокультурными механизмами формирования политического сознания молодежи.
Объединение молодёжи в политические организации не носит массовый характер. Доля молодых людей, включенных в их деятельность, по разным данным колеблется от 3 до 7 процентов от общей численности молодёжи. Однако в абсолютном выражении она составляет несколько миллионов человек. Более того, расширяется база ее роста. Данные исследований Фонда «Общественное мнение» показывают, что среди российской молодёжи процент желающих участвовать в деятельности политических организаций значительно выше по сравнению с другими возрастными группами (16% среди молодежи и 9% среди остальных возрастных групп)1. Данный факт свидетельствует о заинтересованности молодёжи в участии в активных формах политической деятельности. Изменяется и направленность деятельности молодёжных объединений. По сравнению с 2002 г. заметно увеличилась численность движений экологической, правозащитной, прокремлёвской направленности и сокращается доля протестных и оппозиционных молодежных объединений. То есть в переходный период трансформации российского общества к устойчивому состоянию, активизируются саморегуляционные механизмы формирования политического сознания молодёжи.
Согласно докладу Общественной палаты «О состоянии гражданского общества» за 2006 г., из почти 360 тыс. зарегистрированных общественных организаций 5,5 % (около 20 тыс.) были отнесены к категории «органы школьного самоуправления и молодёжные организации» .
В последнее время повысилось внимание со стороны государственной власти к проблемам молодёжных организаций. Так, 18 июля 2005 г. премьер-министром М. Фрадковым было подписано постановление о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 гг.». В октябре 2007 г.после долгого перерыва был вновь воссоздан Государственный комитет по делам молодежи. Закладываются предпосылки для становления новых принципов молодёжной политики в современной России. Сегодня в Государственной Думе рассматривается законопроект «О государственной молодежной политике в РФ».
Трансформация российского общества привнесла изменения в идейно-политической направленности молодежного сознания. Они нашли отражение в деятельности молодёжных политических объединений и организаций.
Все их многообразие можно сгруппировать в четыре основные идеологические направления.
Первое направление объединяет политические программы молодёжных организаций, выступающих в поддержку нынешнего политического курса.
Оно представлено политическими программами «прокремлёвских» молодежных организаций. Манифест молодёжного Демократического Антифашистского Движения «Наши» является его программным документом, в котором отражены задачи движения. Главными своими задачами «Наши» считают: 1) сохранение суверенитета и целостности России. По мнению идеологов движения, России в современных условиях грозит потеря суверенитета в результате геополитической игры. Россия может стать «сырьевым придатком» развитых экономик других стран. Это может обернуться введением внешнего управления на территории России1. В этих условиях главными противниками «Наших» становятся российские либералы и объединившиеся с ними фашистские организации. Привлечение основной массы молодежи в ряды движения должно способствовать решению данных проблем. Ценности, которые отстаивает движение «Наши», - независимость Родины, личная свобода, справедливое общественное устройство, социальная солидарность. Еще одним выходом из кризисной ситуации, по мнению «Наших» является мо- дернизация страны. Для этого необходимо сформировать новую политическую элиту.
По словам бывшего лидера демократического антифашистского движения «Наши», федерального комиссара Василия Якименко организация «Наши» ставит перед собой задачу подготовки нового поколения молодых людей, новых профессионалов современной России. Это первая часть работы. Вторая часть работы предполагает подготовку патриотов для борьбы с фашизмом. Комиссары движения «Наши» проходят обучение в негосударственном учебном заведении в Высшей школе управления. Обучение комиссаров складывается из двух этапов. Первый год — подготовительный. На первом году изучается 11 дисциплин, среди них «Политическое лидерство», «Социальная психология», «Экономика», «Геополитика», «История». Далее комиссар поступает на очное или вечернее отделение вуза и там он получает. узкую специализацию по дисциплинам «Государственное управление», «Менеджмент», «Организация и экономика», «СМИ» и т.д. Еще одной формой обучения движения «Наши» являются летние подготовительные лагеря на берегу озера «Селигер» Тверской области. Там собираются комиссары, для них ведут мастер-классы ученые, политологи, экономисты, правозащитники.