Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Правовое сознание как феномен духовной жизни общества 11
1.1. Сущность и структура правового сознания 11
1.2. Правовое сознание и правовой менталитет: механизм взаимодействия 47
Глава 2. Правовое сознание российского общества в современных
условиях 67
2.1. Трансформация правового сознания в условиях становления правовых
отношений демократического общества 67
2.2. Трансформация правового сознания в условиях формирования
правовых отношений информационного общества 87
2.3. Правовые ценности российского общества в современных условиях 118
Заключение 142
Список литературы 148
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Смена социально-экономического строя, которую Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела к стремительной ломке существующей системы ценностей, установок и форм поведения. Важнейшим ценностным ориентиром и одной из центральных задач современного этапа развития России является построение гражданского общества и правового государства. Решение этой задачи возможно лишь на базе прочного правового порядка. Такой порядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. В результате своего эволюционного развития человеческое общество выработало различные способы регуляции социальных процессов и установления правопорядка. Особое место среди них отведено праву, законодательству, правовой системе.
Право обладает мощным потенциалом воздействия на социальные процессы. В переломных, кризисных ситуациях оно несет в себе средства защиты от тенденций размывания суверенности и целостности государства, сохраняет наработанные человечеством фундаментальные культурные и духовные универсалии. Результаты правового регулирования, его эффективность зависит от того, насколько развито сознание индивида и, прежде всего, такая его сторона, как правосознание. Правосознание лежит в основе социально-правовых практик, то есть системы устойчивого, взаимосвязанного и взаимно ориентированного поведения социальных субъектов в различных сферах жизнедеятельности общества и, в первую очередь, в сфере правовой реальности. Степень изменения социально-правовых практик с ростом культуры правосознания является наиболее надежным критерием глубины институциональных сдвигов в обществе.
Актуальность предлагаемой работы заключается и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера социального развития и поиском методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных
4 процессов. Отход от экономического детерминизма, присущего формационной теории, полемика по вопросу о сущности и социальной роли права в обществе и культуре являются, на наш взгляд, выражением основополагающих проблем научной мысли в осознании характера и тенденции современных глобальных политических процессов и социальных сдвигов.
В этой связи происходит процесс изменения содержания понятий и перестройки категориальной системы в целом, что вызывает необходимость анализа феномена правового сознания, социально-правовых практик, определения их места и роли в системе социального знания в соответствии с современным уровнем его развития.
Актуальность предлагаемой работы развертывается в рамках проблемного поля, связанного с необходимостью поиска социологических методов определения социально-правовых практик и сопряженных с ним таких базовых понятий, как право, правовое сознание, правовая культура, правовой менталитет, а также проблемы перехода от теоретических конструктов к их практической технологизации.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер проблемы, включающий в себя философские, культурологические, социологические, психологические, правовые вопросы, потребовал включения широкого круга источников, концепций и методологий.
Первостепенное значение при изучении данной темы имеют труды классиков философской, социологической, культурологической и правовой мысли: Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Фихте, М. Вебера, В. Зомбарта, Вл. Соловьева, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, И.А. Ильина и др., в трудах которых заложена традиция исследования правосознания в тесной связи с сущностью самого человека.
Различные аспекты правового сознания, его роль в регулировании общественных отношений, формы взаимодействия правосознания с другими
5 факторами общественной жизни рассматривались в трудах Е.В. Аргановской,
Г.И. Балюк, С.А. Батовой, Р.С. Байниязова, В.А. Бачинина, Н.Л. Гранат, И.И.
Гвоздина, А.С. Гречина Н.Г. Кузнецова, С.Н. Кожевникова, А.П. Лыскова, В.П.
Малахова, Е.Н. Маркова, Д.А. Керимова, Е.Я. Соколова, и др.
Так как правовое сознание является элементом и формой духовной и социокультурной системы, то в своей работе автор опирался на исследования в области духовной жизни и сознания на труды А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.Е. Давидовича, Э.В.Ильенкова, Ю.А.Жданова, И. Михайловской, С.Л.Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Р. Ла-Пьера, Р. Минарда и др.
Анализ правовых аспектов процесса трансформации социальных практик в условиях информационного общества осуществлялся на основе работ Р.Ф. Абдеева, Т.И. Заславской, А.И. Ракитова, X. Сколимовски, О. Тоффлера, М.А. Шабановой и др. Хотя в работах этих авторов нашла отражение техническая сторона трансформационных процессов, но затронутые проблемы существенно важны для понимания становления новых правовых отношений.
Вместе с тем следует отметить то, что пока еще не было специального исследования социальных механизмов трансформации правового сознания, правовой культуры, социально-правовых практик вообще и в переходный период российской истории в частности. Сегодня возникла необходимость всесторонне исследовать социокультурные условия, характер, пути, механизмы, методы и направления формирования правового сознания и правовой культуры и социально-правовых практик в ходе становления новой государственности. Все это и обусловило определение объекта и предмета исследования, его целей и задач. \/ Объектом исследования данной работы является феномен правового сознания, в контексте политико-правовой культуры российского общества. \/ Предметом исследования выступает динамика правового сознания в условиях трансформации социокультурной системы.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в выявлении и концептуальном осмыслении социокультурных оснований и механизмов трансформации правового сознания в условиях современного российского общества.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи: ^
Уточнить сущность правового сознания, выделить и охарактеризовать его структурные элементы, выявить непосредственные и опосредованные связи между ними;
Проанализировать диалектику правового менталитета и правосознания в контексте социокультурной динамики;
Изучить процесс формирования правовых отношений в условиях перехода от авторитарного к демократическому обществу и его влияние на трансформацию правосознания.
Определить направления трансформации правосознания под влиянием новых информационных технологий в условиях постиндустриального общества;
Провести анализ современного состояния правосознания общества в культурно-цивилизационном контексте современной России.
Теоретико-методологические основы. В качестве методологической основы в диссертационном исследовании выступают принципы диалектики, единства исторического и логического, системности и «нового» детерминизма, связанного с синергетикой, социологические и культурологические методы и методики.
Теоретическую основу исследования составляют общие методы социологического анализа (Т.Парсонс, М.Вебер, В.Зомбарт, К.Манхейм, Г.Тард, П.Бурдье, П.Лазарсфельд, У.Липман и др.), культурно-антропологические и психологические (С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе Л.С. Выготский, В.Л Васильев Б.Ф.Поршнев, В.Ф. Шкуратов и
7 др.), философские (М.К.Мамардашвили, Э.В. Ильенков, П.С.Барулин) и философско-антропологические методы анализа, которые позволяют раскрыть сущность правосознания как культурно-цивилизационного и духовного феномена.
Эмпирической базой проводимого диссертационного исследования являются собственные исследования, проведенные в 2001 году на территории
Курской области с объемом выборки 450 человек среди представителей всех возрастных и социальных групп. В качестве методики сбора данных применялся социологический опрос по анкете. Выборка строилась по квотно- пропорциональному принципу, классифицирующему население по основным социальным и демографическим показателям: месту жительства (город-село), полу, возрасту, уровню образования, социальному положению. На последнем этапе выборки единицы наблюдения отбирались случайным образом.
Кроме того, для анализа были привлечены данные серии социологических опросов, проведенных группой «ОМНИБУС» (руководитель И.Михайловская) в 1995-2000 годах в десяти регионах России, представляющие основные социально-экономические, геополитические и социокультурные зоны страны. Объем выборки - 5000 человек.
Результаты данных социологических исследований напрямую или косвенно подтверждают и взаимно дополняют друг друга, а самое главное -позволяют дать развернутую характеристику правосознания в условиях российской действительности.
Научная новизна диссертации состоит в следующем.
Уточнена сущность, структура и формы правосознания как сложного духовного образования и культурного феномена; выявлены источники и категориальная база его осмысления; '^ Прослежена и проанализирована диалектическая взаимосвязь правового менталитета и правового сознания, позволяющая утверждать, что духовная и культурная жизнь правосознания в значительной мере
8 детерминирована особенностью правового менталитета, алгоритмом его действия в координатах общественного сознания и культуры. ^ В ходе проведенного исследования установлено, что в российском обществе начался процесс структуризации правосознания и его интеграции в целостную правовую культуру;
Раскрыто влияние информационно-телекомуникационных и интеллектуальных технологий на правовую культуру, взаимосвязь информационной и правовой культуры, показана роль информационной составляющей в ценностных установках правосознания.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовое сознание - это синтезированное восприятие сложного комплекса социокультурной и культурно-правовой реальности, составляющее существенный элемент духовного мира человека и общества. Оно является сложным системным образованием, в состав которого в качестве подсистем входят знание (информационный элемент правосознания), правовая идеология, правовая психология. Ядром правосознания и средством реализации социально-правовой установки, определяющей сущность и внешнее выражение правового сознания, является воля.
2. Правовое сознание имеет культурно-историческую природу, его формирование и воспроизводство предполагает включение в этот процесс культурно-цивилизационных и ментальных структур, определяющих специфику формообразования правового сознания и правовой культуры личности и общества.
3. Социально-правовые практики, как система устойчивого, взаимосвязанного и взаимно ориентированного поведения социальных субъектов в сфере правовой реальности, выступают в качестве институционального основания соционормативной структуры общества.
4. Процесс перехода к информационной цивилизации и демократическому обществу, является решающим фактором на современном этапе развития, влияющим на формирование правового сознания и новой правовой системы.
5. Несмотря на трудности современного этапа развития нашего общества, осознание ценности правовых знаний становится характерным для значительной части населения. Процесс такого осознания идет неравномерно применительно к различным социально-демографическим группам. Указанная неравномерность определяется, главным образом, следующими факторами: степенью прочности стереотипов социалистического образа жизни, характерной чертой которого являлись ограниченные возможности юридических средств защиты повседневных интересов людей; уровнем образования и уровнем доступности юридической информации. Степень вовлеченности социально-профессиональной группы в негосударственный сектор экономики определяет то обстоятельство, что функционирование людей в сфере рыночной экономики объективно актуализирует потребность в юридических знаниях как средства решения профессиональных (деловых) задач.
Практическая значимость диссертации состоит в следующем:
Анализ современного состояния правосознания в российском обществе позволяет определить точки бифуркации, вокруг которых начинается процесс структуризации правовой культуры, и наметить практические пути выхода из культурно-цивилизационного кризиса.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах и спецкурсах по социологии, культурологии, философии, психологии, теории права в разделах, посвященных проблеме сознания и правосознания как его составной части.
Предложенная автором методика исследования в форме социологической анкеты может быть использована для сравнительного анализа или выявления тенденций происходящих в сфере общественного сознания.
10 Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции «Правовая система современной России: состояние и перспективы» (Курск, март 2001 г.), на Региональной межвузовской научно-практической конференции «Методологическая и мировоззренческая культура: проблемы исследования и опыт преподавания» (Курск, ноябрь 2000 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Россия на рубеже веков: история и современность» (Курск, сентябрь 2002 г.), в публикациях автора.
Структура работы Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов; заключения и списка литературы