Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования сознания вето связи с социальной динамикой 15
1.1 . Культурно-нравственный аспект сознания и место нравственных ценностей в системе общественных отношений 15
1.2. Социальные аспекты культурно-нравственной активности личности 30
Глава II. Динамика культурно-нравственных ценностей студенчества в условиях стабилизации общества ... 55
2.1. Влияние социальных реформ на динамику культурно-нравственных представлений студенчества 55
2.2. Тенденции к восстановлению традиционных ценностей в молодежном сознании в условиях стабилизации 65
2.3.Средства формирования нравственной культуры студенчества.85
Заключение 113
Библиография 117
- Культурно-нравственный аспект сознания и место нравственных ценностей в системе общественных отношений
- Социальные аспекты культурно-нравственной активности личности
- Влияние социальных реформ на динамику культурно-нравственных представлений студенчества
- Тенденции к восстановлению традиционных ценностей в молодежном сознании в условиях стабилизации
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Нравственное сознание определяет основные идеалы и ориентиры личности. Оно регулирует его поведение во всех сферах общественной жизни -в политике, в семье, в производственно-трудовой сфере, в науке, в межличностных, внутри групповых, межклассовых и международных отношениях. Имея различные, а подчас противоположные нормы, принципы нравственного сознания сами по себе, как таковые, имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений в данном обществе и на данном этапе. В социологическом плане сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей окружающего мира вместе с реальными интересами и представлениями социальных групп и общества в целом. Будучи в принципе отражением всей совокупности условий жизни человека и последствий его жизнедеятельности, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах.
В общем и целом, будучи зависимым от общественных изменений, нравственное сознание обладает относительной самостоятельностью, имеет свои закономерности развития и трансформации. Именно это обстоятельство и обеспечивает перманентную актуальность его исследований. Особенно важным представляется исследование особенностей становления и изменения нравственного сознания молодежи, в частности - студенчества, как специфического социального слоя, содержащего в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества.
Актуальность данного выбора объясняется следующими основаниями.
Во-первых, проблема формирования нравственного сознания подрастающего поколения была и остается одной из актуальных проблем общества во все времена, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную
жизнь. Это становится еще более важным в период реформирования социума. Пока пет ясного представления, с каким качеством знаний и ценностей, направляющих энергию молодых, входит российское общество в нынешний сложный, противоречивый век. Вместе с тем, исходя из ситуации переходного времени, нельзя не придавать ведущего значения нравственным ценностям, как источнику формирования социума, осуществления двуединой тенденции -самосохранения и развития общества.
Во-вторых, изучение такого социального слоя, как студенчество, характеризующегося наибольшей нацеленностью па завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми элементами структуры общества.
В-третьих, рассмотрение динамики культурно-нравственной ориентации студенчества через призму социальной специфики региона и его традиций способствует обогащению нравственной культуры каждого отдельного человека, что представляется особенно актуальным в период реформирования и стабилизации общества. Деидеологизация, кризис идеалов и ценностей, отчужденность основной массы студенчества от культури о-исторического прошлого, следствием которого является трагический разрыв между поколениями, с неизбежностью ставят вопрос изучения роли традиций и национальной специфики региона. Это важная составляющая процесса становления будущего специалиста, какова бы ни была сфера его деятельности.
В-четвертых, изучение динамики культурно-нравственных ориентации студенчества способствует внесению дополнительных социальных оценок реформ и современных стабилизационных процессов региона и страны в целом.
Изменения, произошедшие в нашей стране, способствовали не только
значительному усложнению и так достаточно сложных социальных
отношений и связей, но и обострили многие общественные противоречия,
ранее считавшиеся нормальными и даже позитивными. Появилась и
продолжает усиливаться диспропорция между культурой и
нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и
социально-групповой поляризацией ценностных ориентации - с другой. Изменение социально-экономических отношений привело к тенденции формирования разных культур внутри одного общества. Более того, даже внутри одного и того же социального слоя или группы можно наблюдать подобную тенденцию.
Сказанное вполне относится и к жизни студенчества. Непрерывные реформы последних лет в высшей школе значительно изменили условия жизнедеятельности студенчества. В то же время она, эта жизнедеятельность, во многом определяет содержание, направление, масштабы и темпы осуществляющихся в высшем образовании реформ.
Настоящее время характеризуется тем, что после многолетних поисков каких-то новых путей и ориентиров, страна вступила в период стабильности,, позволяющей восстановить гуманистические и общечеловеческие приоритеты в содержании процесса обучения, преодолеть авторитетно-вербальную систему взаимоотношений студента и преподавателя, помочь студенту стать активным субъектом учебного процесса, а также управления вузом и самоуправления студенческого коллектива.
Подобные проблемы, связанные с реформированием высшего образования, становились на повестку дня многих стран мира. Более того, эту проблему можно смело назвать перманентной во всем мире. Об этом свидетельствует, например, не снижающееся недовольство уровнем и системой обучения и воспитания в самых высокоразвитых странах западной Европы и США1.
Спецификой нашей страны, по сравнению с вышеназванными, можно считать тот факт, что у нас процесс перестройки высшей школы сопровождался снижением финансирования вузов, снижением материального положения основной массы студенчества, а также ростом неуверенности в возможности трудиться по избранной специальности. Эти обстоятельства не могли не влиять
' Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом. Научно аналитический обзор.//Под ред. Можасвой Л.Г.: 11НИОНРЛН.2001.С.2
на сознание и социальное самочувствие молодежи вообще и студенчества в частности.
Падение экономики, ухудшение материального положения вуза негативно сказывается во всех сферах духовной жизни общества. Падают возможности и влияние культурно-просветительской работы, значительная часть молодежи теряет ясные и четкие нравственные ориентиры. Важнейшие культурно-нравственные общечеловеческие ценности оказываются невостребованными определенной частью молодежи. И вес этой части начинает катастрофически возрастать.
В настоящее время можно уверенно утверждать, что в результате разрушения советской системы ценностей, на первый план выступили те идеалы и ценности, которые долгие годы высмеивала и третировала советская литература. Буржуазный чистоган, который презирался советским человеком и из-за которого он «на буржуев смотрел свысока», превратился в самоцель, поглощающий вес силы и время, не оставляя их для саморазвития и творческих поисков. А высокие нравственные требования, предъявлявшиеся когда-то к члену советского общества, отходят на второй план и, если о них и вспоминают в СМИ, то только для их критики.
Немалую роль играют и средства массовой информации, и отнюдь не только молодежные, пропагандирующие преимущества западного образа жизни, индивидуалистическое поведение, уже успевшие вызвать в студенческой среде мировоззренческий и нравственный кризис и ныне активно работающие над его углублением. В сознание молодежи внедряются сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали их отцы и деды. Следствием является трагический разрыв между поколениями.
Эти обстоятельства с неизбежностью ставят вопрос о разработке новой системы формирования нравственной культуры студентов. Это важная
составляющая процесса становления будущего специалиста, какова бы ни была сфера его будущей деятельности. Во главе угла этой системы должна стать органическая связь профессиональной подготовки и формирования высокого уровня нравственной культуры. Для своего дальнейшего развития и совершенствования общество нуждается только в таких специалистах.
Многие современные исследователи данной проблемы придерживаются именно такой точки зрения.
Таким образом, в центре реформирования высшей школы должны находиться не только проблемы квалификации специалиста, но и культурно-нравственная сторона образования и воспитания, единство профессионализма и нравственности, как основы формирования гуманистического общества, способного при самом интенсивном техническом развитии не терять нравственные ориентиры.
Степень разработанности проблемы. Научные исследования, связанные с нравственной культуры подрастающего поколения начинаются с трудов выдающихся зарубежных и отечественных социологов и философов прошлого, таких как Э. Дюркгейм, П, Бурдье, Т. Джафарли, Дж. Коулмен, Дж. Клауд, П. Сорокин1 и др. В нашей стране (по крайней мере, в советский период) проблемы нравственной культуры всегда находились в поле зрения органов образования, являясь предметом острых дискуссий, что объяснялось ее связью с коммунистической идеологией и коммунистическим воспитанием. Но большее внимание они, как правило, привлекали в некоторые наиболее острые моменты развития общества, например, в 20-е годы XX в., когда молодежная проблема буквально захлестывает страну; послевоенные годы, когда страна, долго жившая в условиях жесткой военной дисциплины, постепенно входит в мирное русло, снова возвращаясь к мирным ценностям. В 60-70-ых г.г. повышение интереса к проблемам нравственной культуры вызывается целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера, главными из которых
' Дюркгейм Э.О разделении обществен ного труда. Метод социатожн. M. 1999. Джафарли Г. Что делает нас людьми. М.І997. Сорокин П.Система социологии. В 2т.Сп-г.1920.Ьго же. Челонск.Цивилизация.Общество.М.1992.
представляются крах сталинской диктатуры и время "оттепели". Они создали предпосылки для исследования духовной составляющей справедливого общества, обострение же противоречий социализма в условиях жесткой системы запретов толкало обществоведов в основном к концентрации своих усилий вокруг нравственно-эстетических и историко-философских проблем.
В работах Л.М Архангельского, В.И. Бакштановского, В.А. Бачинина, Д. Ж. Валеева, Л. Б. Волченко, В.Т. Ганжина, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, В. П. Коблякова, Н. В. Рыбаковой, Ф. Б. Садыкова был заложен фундамент для системного анализа понятия
нравственной культуры . При этом следует учесть, что многие из этих авторов за редким исключением нравственную культуру в основном оценивали в плане исследования нравственного сознания.
К концу столетия в исследованиях данной проблематики произошел поворот в сторону исследования проблемы социокультурной динамики духовности. Наиболее интенсивно изучались проблемы современной «революции в образовании», роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и канала социальной мобильности, жизненные планы учащейся молодежи, социальный облик и нравственные ориентиры молодежи. Работы С. Ф. Анисимова, 10. Г. Волкова, В. А. Миронова, В. А. Бачинина, В. С. Библера. Л. Б. Волченко, И. М. Галкиной, А. В. Лукьянова и других3 способствовали выявлению существующих связей между понятиями духа, нравственности, культуры.
Этап коренных общественных преобразований чрезвычайно обострил необходимость разработки проблемы нравственной культуры в современном
"^Архангельский ЛМ. Моральное сознание и нравственные отношения. МЛ999. Бакштановский Б. Культура нравственного сознания и поведения. М. 2001.Бачили Ви. Нравственная культура и личность.М. 1998.Валсев Д.Ж. Мораль как важнейшая сущностная сила. М.2000.Волченко Н.Б. Ценности культуры и морали. М.»2001. Ганжин В.Т. Эгика и формирование нравственностн.ч.1998.
"' Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потреблепнс.М.,1998. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 1999. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы. М., 1998. Нечаев В.Л, Социология образования. М., 2002. Бенин В.Л. Парадигмы я парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования. Екатеринбург, 2001. Сабиров А.Г. Формирование отношения студентов к социально-гуманитарным дисциплинам // Социологическое исследование: 1998. .Чїі 1 С.84.
мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Однако работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы, не так много. В этом плане можно выделить работы Н.Б. Крыловой, Л.И. Недели, Л. И. Рувинского, посвященные отдельным аспектам нравственной культуры студенчества и молодежи. В то же время надо отметить, что достаточно весомый вклад в исследование формирования этой культуры внесли работы В. И. Астахова, Р. М. Байгильдина, А. П. Ветошкина, Б. С. Галимова, Г. Е. Зборовского, Э. А. Карамышева, В. Т. Лисовского, М II. Рутксвича, В. Н. Гурченко, И. П.Яковлева.
Пути наилучшей организации и оптимизации формирования нравственной культуры и социокультурных ориентации рассматривались в работах И. И. Зарецкой, В. С. Барулина, Д.Ж. Валеева, Р. Б. Камаева, Н. В. Кузьминой, В.И. Курбатова, Т.Н. Кухтевич, Г. И. Михалеве кой, Н. В. Мясищева, Р. Т. Насибуллина, 10.Н. Никифорова, К. К. Платонова, А. А. Свенцицкого, В. А. Сухомлинского, II.Ф. Талызиной, В.И. Чупрановой и других4.
Вопросы формирования нравственной культуры прямо или косвенно затрагивали В.Н.Бондаренко, Ф.А.Гайсин, А.Ф.Кудряшев, М.К.Мамардашвили, Д.А.Нуриев, В.Н.Финогентов и другие.
Можно также выделить отдельную группу работ, посвященных проблемам гуманизации и гуманитаризации высшего образования. К ним относятся работы Ю.Н.Дорожкина, И.С.Иткиной, А.Б.Курлова, И.М.Орешникова и других.
К освещаемой проблеме имеют непосредственное отношение труды
" Зарецкая И.И. Культура поведения.М. 2001. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2003. Валссв Д.Ж. Происхождение морали. М. 200.Сухомлинский А В. Рождение гражданина. М.Ї991. Талызин А Н.Ф. Чупралова В.И.Концепция молодежной полшнки: поиск взаимодействия общества я молодежи//Социалыю-политические науки.М.1999, №3.
представителей русской гуманистической общественной мысли М.М. Бахтина, В.В. Розанова, П. Флоренского, С.Л. Франка, B.C. Соловьева, которые подробно освещали вопросы нравственного формирования личности, связывая их с различными сторонами общественного бытия и национального духа.
Проблемы национального нравственного формирования личности освещены в трудах Афасижева Т.И., Ибрагимова Г.И, КазановаХ.М., Ляушевой С.А., Хагурова А.А., Тхакушинова А.К., Ханаху Р.А., Эфендиева СИ., Шадже А.Ю. и других5.
Однако проблема освещения формирования нравственной культуры студенчества не может быть исчерпана этими и другими работами. Этот процесс очень важный и противоречивый, имеющий свои особенности на каждом этапе развития общества. Этот важный аспект нравственности и определил главные цели и задачи настоящего исследования.
Объект исследования данной работы - современное студенчество, как специфический социальный слой, представители которого являются выходцами из различных социальных групп, но находятся в примерно одинаковых условиях российских вузов.
Предмет исследования - выявление новых нравственных ориентиров студенчества, вызванных радикальными социальными изменениями, а также особенностей формирования его культурно-нравственных ориентиров, как сложного и динамичного социального явления периода стабилизации общества.
Цель диссертации состоит в социологическом анализе особенностей формирования культурно-нравственной ориентации студенчества, как особо сложного и многогранного социального явления современности, и выявление
"Афасижев Т.И.О социальной защите студенчества в условиях рынка. Социальные проблемы молодежи.
Майкоп. 1993. Афасижев Т.И.. Тхак;шннов А.К. Гуманитаризация общества. Социологическое исследование.
1995, }й5. Иконникова С. Методолгическне проблемы исследования нравственной
культуры.//Методологические проблемы проблемы изучения культуры. Л. 1998.Казанов Х.О ценностных ориентациях молодежи. М.1998.Халаху Р.Национальный менталитет: эпюкудыурологическин анализ/Этническая культура: проблема самосохранения в современном гошекпе. М. 1997.1 IJадже А.Ю.Национальные ценности и человек. Майкоп.1996.
социально-педагогических условий целенаправленного управления этим процессом в условиях стабилизации общества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:
выявление и социологический анализ структуры и характера нравственной культуры современного студенчества;
рассмотрение оснований нравственной культуры студенчества
выявление мотивов и предпочтений морально-нравственного выбора современного студенчества;
анализ влияния процессов реформирования и стабилизации общества на динамику нравственных ориентации молодежи;
классификация и анализ методов и средств формирования современной нравственной культуры студентов;
Методологическая основа и источники исследования. Настоящее диссертационное исследование основывается на базовых положениях социологии образования и воспитания, как части духовной жизни общества; на идеях, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных социологов, а также психологов и педагогов - специалистов по проблемам культуры и нравственности человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры. Источники диссертации: труды выдающихся социологов, философов, педагогов, современные исследования.
Эмпирическую базу диссертации составили учебные планы, статистические данные, программы, материалы социологических исследований, проведенных в Кабардино-Балкарском и Адыгейском государственных университетах, а также в Майкопском государственном технологическом университете, в том числе и автором. Им также были изучены материалы аналогичных исследований в вузах Северного Кавказа.
Научная новизна диссертации состоит в:
- анализе разрыва современных ценностных ориентации студенчества с
нравственным идеалом; установлении характерного для студенчества снижения
роли эмоциональных аспектов и предпочтения рассудочно- позитивисте ко го
отношения к реальности;
- установлении рационализма как характерной черты современного
нравственного сознания студентов, приобретающей статус преобладания: в
условиях выбора конкретная и практическая (материальная) выгода становится
предпочтительной;
выявлении усиления эгоцентрических настроений в студенческой среде, как результат кризиса нравственности вообще, а также поляризации типов личности студентов, являющейся обычным внешним поводом для создания конфликтных ситуаций в вузе;
выявлении ориентиров нравственного Боепитания студенчества и, в связи с этим, необходимости выработки новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей новые жизненные реалии и потребности общества и государства;
обосновании и формулировке положення о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания в условиях углубления духовного кризиса;
- определении наиболее приоритетных направлений формирования
нравственной культуры студентов с учетом специфических возможностей вуза.
Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии содержания, сущности понятий духовно-культурных и нравственных ценностей, их значения для общества и государства, а также характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры студенчества, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих па этот процесс, что может быть использовано в процессе проведения дальнейших научных исследований в этой важной области.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами нравственного воспитания, в совершенствовании процесса формирования нравственной культуры в вузах. Некоторые конкретные рекомендации, разработанные в процессе исследования, использовались при проведении занятий со студентами Кабардино-Балкарского государственного университета, а также Майкопского государственного технологического университета.
На защиту вынесены следующие основные положения:
различные системы нравственной регуляции - неизбежная реальность морального сознания и поведения студентов в условиях как кризиса, так и стабилизации общества;
социальный кризис закономерно приводит к полицентризму ценностей, как отличительной черты системы нравственных ориентации студенчества;
усиление кризиса нравственности, проявляющегося в эгоцентрических настроениях и рационализме студентов-реалии переходного периода;
генерация новых и регенерация бывших позитивных норм - следствие процессов стабилизации общества;
- приобщение студентов к процессу нравственного обновления посредством
гуманитаризации образования, представляющей собой важнейший путь
формирования нравственного сознания личности студента.
Апробация работы: По теме диссертации автором опубликованы четыре статьи и брошюра. Разработан спецкурс для преподавателей факультета социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета. Материалы и результаты работы обсуждались на кафедре философии и социологии Майкопского государственного технологического университета и
прошли апробацию на ежегодных научно-практических конференциях данного вуза.
Структура диссертации: Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Содержание работы представлено введением, двумя главами, состоящими из пяти параграфов, заключением, списком использованной литературы, включающим 167 наименований.
Культурно-нравственный аспект сознания и место нравственных ценностей в системе общественных отношений
Система образования и его важнейшие институты всегда были неразрывно связаны с проблемой формирования нравственной культуры, как одной из важнейших своих задач. В научной литературе разработаны различные аспекты нравственной культуры, накоплен значительный опыт по изучению проблем ее формирования. Не ставя перед собой целью освещение всех имеющихся подходов, важно в начале установить общее понимание данного явления.
Основой выяснения сущности нравственной культуры должны стать научные дефиниции таких ключевых понятий, как "мораль", "нравственность", "духовность11, "культура", "нравсхвепная культура". При рассмотрении понятия "мораль" наиболее близкой к ее сущности представляє гея ее определение «как системы ценностей и императивов, ориентирующих людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения, выражающегося в примиренности, солидарности и братской (милосердной) любви"1.
Как практически-поведенческая сторона морали, нравственность включена в понятие «мораль», то есть понятие "мораль" шире по объему, включает в себя и "нравственность".
Многие исследователи считают, что нравственность является одним из условий выживания человечества, "Человеческий мир спасет не красота, а разумная нравственность,,,- пишет один из авторов. - Обладая истинным сознанием, которое необходимо достичь с помощью соогвстствуюгиего воспитания и образования, человек исключает всякую возможность с кем-либо бороться или что-либо и кого-либо завоевывать/ ".
Мораль не может целиком исчерпать содержание культуры, она лишь выполняет лишь одну из ее функций. Как относительно самостоятельное явление она развивается по собственным законам в противоречиях добра и зла? должного и сущего, общественного и индивидуального и многих других категорий, находящихся между собой в живой взаимосвязи.
В соответствии с теорией этического эволюционаризма мораль является результатом естественного отбора и биологической эволюции формирующегося человека, скорректированной влиянием социума. Так, представитель нового направления эволюционной этики профессор Майкл Рьюз считает мораль квинтэссенцией человека. "Быть моральным, по его убеждению, это нечто большее, чем просто обладать способностью выносить суждения и поступать на их основе. Мораль требует, взывает к чувству долга, налагает обязательства, суть которых нечто большее, чем простое оценивание" . По мнению Рьюза. сам факт биологического совершенствования человека функция морали. Мы биологически совершенствуемся в силу того, что моральные нормы "побуждают нас делать то, что в обычных условиях мы, как правило, не хотели бы делать- Таков смысл морали. Она служит источником особых стимулов и побуждений, когда непосредственные склонности и желания пасуют1Г\
При генетическом подходе, предложенном в монографии Б. Диденко "Сумма антропологии" (М.,1991), мораль предстает как коренная обличительная характеристика человека. Все эти взгляды являются неординарными и в истолковании целого ряда этических проблем выживания человечества на современном этапе.
Мораль является связующим звеном между человеком и обществом, одним из социокультурных механизмов, управляющих взаимоотношениями людей, согласовывающих личные и общественные интересы. На наш взгляд, четкое определение указанной особенности дано А. Г, Харчевым, который отмечает, что мораль "представляет собой способ утверждения социального в индивидуальном"1.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, чю мораль - это механизм перевода всеобщих нормативно-императивных принципов и норм осуществления нравственной практики в достояние индивидуальной нравственности. Отсюда следует, что мораль представляет собой диалектическое единство общественного и личного моментов.
Социальные аспекты культурно-нравственной активности личности
Нравственная культура, являясь существенной стороной развитой личности, в то же время выступает в качестве предпосылки ее дальнейшего развития. Постановка проблемы в таком аспекте на первый план выдвигает определение критериев, по которым можно выделить нравственную культуру личности.
Целенаправленное формирование нравственных качеств,
соответствующих социально значимым ценностям общества у студентов позволяет выработать единый, направляющий стержень моральной и социально творческой позиции личности,
В этой области фундаментальными являются исследования М. Ачилова. Н. Б. Крыловой, Л, И, Неделя, С. Ш.Пашаева, Ю. Г. Волкова, В. Т. Пулясва, Е. Н. Селезневой и других1,
С. III, Пашаев особое внимание уделяет студенческой среде, находит в ней особенности, связанные с возрастом, спецификой жизнедеятельности, в которой доминирует познавательный процесс, а также с уровнем довузовской подготовки. Эти особенности, по мнению автора, составляют основу нравственной культуры студентов, понимаемой в виде относительно устойчивого образования, и которая характеризует достигнутый уровень развития. Н, Б Крылова так определяет нравственную культуру студентов: ,гНравственная культура будущего специалиста - это система этических знаний, нравственных убеждений норм профессиональной этики, умение регулировать поведение и общение с помощью нравственных принципов. Она реализуется во всей струкіуре его деятельности, что указывает на ее инюфирующий и всеобщий характер. Нравственная культура не существует как некое автономное образование. Она всегда конкретно связана с деятельностью и проявляется в общении с людьми" Структура нравственной культуры личности включает в себя: а) когнитивный аспект. Сюда относятся совесть, нравственное сознание, нравственная образованность, нравственные ценности, моральная рефлексия, нравственные чувства, этическое мышление, нравственный идеал, нравственные качества; б) мотивацией но-волевой аспект, включающий в себя нравственное еа_човоспитание, моральную волю, моральную мотивацию; в) практически-деятельный аспект, состоящий из нравственного поведения, внешней культуры, соблюдения норм морали, этикета общения. Нравственное сознание есть мысленное выражение моральной нормативности и моральной оценочное в форме некоторых общих представлений и специфических понятий. В жизни оно выступает как форма мыслительной деятельности человеческого сознания, которое опосредствуется его активностью, имея многосторонний диффузный характер.
Структура нравственного сознания включает в себя, наряду со знаниями, моральной рефлексией, чувствами, убеждениями и волевые качества индивида, которые по сути своей внеморальны, но без них невозможно обойтись, когда речь заходит о превращении желаемого в действительное, должного в сущее, намерения в поступок.
На этой стадии важное значение приобретает понятие «ценность», которую можно определить как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться»
Ценностная ориентация на уровне сознания представляет собой систему социальных установок па общезначимые ценности и идеалы; на уровне же деятельности она определяет осознанный выбор вариантов поступков и линии поведения в процессе освоения ценности.
Моральные ценности представляют собой не только результат духовного производства, но и саму суть человеческого осознания мира, основу сопереживания, содействия. Моральные же свойства человека- это его личностные свойства, в которых отражены социальные требования к поведению личности. Общечеловеческие ценности - своего рода моральные универсалии, которые обеспечивают гуманность при взаимодействии субъектов общения. В настоящее время происходит смена системы нравственных ценностей. Анализ научных исследований и реальной практики показывает, что формирование новой системы ценностей идет как бы по трем направлениям: 1) новые ценности формируются, принимая форму целевой установки, идеала из-за отказа от отношений и ценностей, господствовавших до настоящего времени; 2) на основе терпимости по отношению к старым ценностям; 3} в результате приспособления старых ценностей к новым.
Приобретение человеком нравственных качеств осуществляется в двух формах: как восприятие уже созданных людьми нравственных ценностей (освоение) и выработка им ценностей в результате собственной активности (творчество).
При рассмотрении нравственной культуры в ее отношении к нравственным ценностям современного студенчества целесообразно обратиться к исследованиям не только социологов, но и психологов. Так, Б.Д-Парыгин1 выделяет такой важный пласт в структуре личности, как система ее индивидуальных значений, включая в нее всю совокупность представлений, впечатлений, символов, ценностных ориентации и других элементов психического.
Влияние социальных реформ на динамику культурно-нравственных представлений студенчества
На данный момент реформа высшего образования не способствует в полной мерс выходу высшей школы из кризиса, что обусловлено множеством проблем и трудностей как экономического, так и социального характера.
Общество должно дать молодежи нравственные и духовные ориенжры, выработать уважительное отношение к человеку духовного труда, включить этот труд в систему общечеловеческих ценностей. В этом плане необходимо обеспечить молодежи и, в первую очередь, молодым специалистам надежное место в обществе в системе общественных отношений, достойные материальные условия для жизни. Сегодня. После затяжного кризиса, в котором страна находилась с конца XX столетия, наметились такие положительные сдвиги в области экономики и политики, которые позволяют говорить о наступлении периода стабилизации, позволяющем сделать первые шаги в данном направлении.
Поскольку сегодняшние изменения в нравственном сознании накладываются на уже сформировавшиеся ценности и идеалы в предыдущий период, представляется целесообразным более подробно рассмотреть процессы, происходившие в студенческой среде и сознании с 80-х гг проникно века до начала нынешнего.
Сложности процесса реформ, обострение экономической и политической ситуации в стране наложили естественный отпечаток на сознание и поведение студентов, в первую очередь - на их нравственное сознание и нравственное поведение, 13 этой нестабильной и далеко неординарной обстановке нравственная культура студентов формируется больше под воздействием средств массовой информации и социальной среды, чем учебно-воспитательным процессом. Этому способствуют и негативные явления самой высшей школы; такие как медленные темпы реформы вузовской жизни (с точки зрения большинства студентов), слабость и чисто формальное существование большинства студенческих организаций. Процесс становления нравственной культуры студенческой молодежи затруднен перечисленными обстоятельствами, ими и порождены основные проблемы формирования нравственной культуры и нравственного сознания па современном этапе.
Высшее образование само по себе не является мерилом нравственной культуры. Последняя развивается только как результат внутренней работы разума, нравственною чувства и воли, как результат применения нравственных знаний, способностей и убеждений в самой общественной практической деятельности человека.
Это тем более является актуальным, что перед всей системой высшего образования стоит проблема его гуманитаризации и фупдаментализации. Высшая школа призвана, в первую очередь, готовить специалистов, обладающих соответствующими духовными качествами. В этом плане преодоление технократизма, элементов дегуманизации образования, усиление гуманистического содержания образования, стало важнейшей задачей всей высшей школы1.
Нравственная культура студенческой молодежи характеризует состояние нравственной культуры всего общества, имеет свою специфику, которая обусловлена, на наш взгляд, возрастными особенностями и особым положением студенчества в социальной структуре общества. Поэтому логичным было бы, прежде всего, выявить саму специфику, а также социальный статус данной социальной группы.
Студенчество - одна из самых проблемных групп общества, претерпевающая динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей, различного рода отношений и взаимоотношений со всеми элементами социальной структуры общества. Отсюда вытекает и многогранность проблемы определения дефиниции студенчества, сложность определения его социального стагуса. К этому нам следует добавить и то, что сложность вопроса о студенчестве определяется постановкой и исследованием целого комплекса проблем, среди которых на первое место выходя г проблемы, связанные с социальной мобильностью и образованием нояых специфических социальных групп, будучи функционально непосредственно не связанных ни с материальным, ни с духовным производством ,
По-прежнему остаются дискуссионными вопросы о месте студенчества в социальной структуре общества, границах данной группы, характере и специфике процессов ее социализации. Хотя проводятся немало исследований но проблемам студенчества.
Анализ литературы по проблемам высшего образования показывает, что студенчество называют социально-демографической группой (Шсндрик А.И.), социально-профессиональной группой (В.И. Астахова, С.Н. Иконникова, А.Н. Семашко), особой общественной группой (МН. Руткевич. Ф.Р. Филиппов. ЛЯ Рубина, ВТ. Лисовский, А.В. Дмиїриев, Л.В. Топчий, А.П. Ветошкин), а иногда представляют его в качестве реальной части слоя интеллигенции (И.Г. Митюкова, О.Л. Репина).
Тенденции к восстановлению традиционных ценностей в молодежном сознании в условиях стабилизации
В современных условиях на процесс формирования нравственной культуры оказывают влияние социальные и экономические проблемы реформирования общества. По нашему мнению, особую ценность представляют конкретно-социологические исследования по изучению состояния нравственной культуры студентов,
В этом плане настоящая диссертационная работа основывается на анализе анкетного опроса, проведенного автором среди студентов, Кабардино-Балкарского государственного университета, Адыгейского государственного университета, Майкопского государственного технологического университета в 1999-2001 гг. и в 2006 г.
В большинстве исследований приводятся общие данные без учета специфики вуза, но мы полагаем, что целесообразно сконцентрировать внимание на проблеме становления нравственной культуры студентов вузов различного профиля.
Выбор вузов в нашем исследовании обусловлен двумя обстоятельствами: а) избранные вузы представляют различные отрасли экономики, б) данные вузы находятся в условиях урбанизации различного уровня, что позволяет выявить совокупность факторов, лежащих в основе социальной мобильности молодежи и уровня нравственной культуры.
Помимо всего, высшее учебное заведение предполагает интенсивное общение между студентами и преподавателями различных факультетов и на этой основе происходит активный обмен информацией, да и сам широкий диапазон вузовских специальностей обусловливает развитие многообразных интересов студенчества. Но анализ анкет показал, что общая картина неоднозначна по своим оценкам.
Контингент опрошенных по основным характеристикам оказался относительно однородным в каждом вузе. Большинство из них - студенты от 17 до 25 лет. Были опрошены студенты всех курсов па разных факультетах.
Рабочие гипотезы исследования следующие: Во-первых, нравственное развитие-это процесс, формирующий нравственные качества личности, которые помогают не только познавать нравственную культуру общества, но и преобразовывать ее. Уровень нравственной культуры, являющейся одним из компонентов духовной культуры, определяется не только биолого-психическими задатками, но и социальными функциями.
Во-вторых, студенческий период - это время самоанализа и самооценок, время интенсивности роста творческого поіенциала личности. Несмотря на известную специфику вузов, содержание процесса формирования личности специалиста-интеллигента носит однотипный характер, что вытекает из единства однотипности социальных функций вузов. На развитие нравственной культуры студента оказывают влияние в основном две группы характеристик: а) стремление к самовыражению, романтизм, способность к усвоению большого объема .знаний, разнообразие увлечений, активное общение, эмоциональность, тяга к творчеству, устремленность к будущему; б) стереотипность оценок, максимализм, скептицизм, узоеіь суждений, недостаточность жизненного опыта.
Первая группа характеристик в основном положительно влияет на формирование нравственной культуры в целом, вторая - тормозит его.
В-третьих, у значительной части студентов не сформирована потребность в дальнейшем развитии нравственной культуры, особенно мира нравственных чувств.
Приступая к выполнению сложнейшей задачи по формированию современной нравственной культуры студентов, субъектам формирования необходимо иметь представление о состоянии их нравственного сознания, об уровне и направленности их нравственной деятельности в условиях сегодняшнего развития.
Нравственное сознание студентов формируется не на пустом месте, у них уже имеются значительные нравственные знания, сформировались определенные нравственные оценки современных событий, представления и мнения о нравственной культуре общества. Конечно, студентам не хватает теоретических нравственных знаний, общемировоззренческой подготовки, по игнорировать имеющийся уровень нравственного сознания, даже если он низкий, нельзя. Субъектом воспитательного воздействия обязательно должен учитываться тот факт, что студенты реагируют на внешние воздействия избирательно, в зависимости от имеющихся у них установок, личностных и гражданских интересов, представлений, чувств, ценностных ориентации. Исходя из этого, преподавателю и другим субъектам воспитательного воздействия в вузе, вступая в субъект-объектные отношения, важно иметь представления о состоянии нравственного сознания студентов на данный конкретный момент.
Среди студенческой молодежи, как и в целом в обществе, идет дифференциация по уровню жизни. Изменения в психологии сгудешов в этом отношении состоят в том, чти постепенно растет численность юношей и девушек, признающих такое положение нормальным.
Например, долгие годы советское общество жило, не зная безработицы, В доперестроечное время было много различных минусов в жизни населения, однако, массовой безработицы как постоянного социального явления в обществе не было, В связи с переходом к рыночной экономике безработица становится (в большей или меньшей степени) постояшіьім явлением. У студенческой молодежи начинает формироваться свое отношение к этой социальной проблеме.
На вопрос "В какой мере Вы обеспокоены стать безработным?», заданный в 2001 году, были получены такие отвегы: обеспокоен отчасти - 42%, не испытывает беспокойства - 33,64%, затруднились ответить 16,62% респондентов.