Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Столяров Игорь Николаевич

Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи
<
Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Столяров Игорь Николаевич. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи : Дис. ... канд. филос. наук : 22.00.06 : Москва, 1996 169 c. РГБ ОД, 61:96-9/256-8

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Понятие ценностей в философии и социологии .16

CLASS Раздел II. Нравственные ценности христианской этики и духовное развитие личности 4 CLASS 7

Раздел III. Особенности духовно-ценностных ориентации современной молодежи (анализ результатов социологического исследования) 87

CLASS Раздел IV. Образование как фактор формирование духовно-ценностных ориентации молодежи 11 CLASS 8

Заключение 148

Список литературы 152

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию духовно-ценностных ориентации молодежи и определению места и роли христианской этики в формировании этих ориентации. Актуальность темы исследования определяется значимостью процессов социальных изменений в нашей стране в последние два десятилетия XX века. Переход России к иному состоянию общества осуществляется, с одной стороны, через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а, с другой - через кристаллизацию новой системы ценностей. Это находит отражение не только в распаде прежнего ценностного видения мира, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход перспективного общественного развития. Именно это сочетание ценностной дезинтеграции общества и практического апробирования противоречивых систем новых ценностей характерно для современного этапа развития нашего общества. Оно проявляется как на личностном, так и на групповом уровнях.

Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные позиции современной молодежи. Неустойчивость и размытость ее ценностных позиций проявляется в агрессивно-депрессивном поведении некоторых групп молодежи, в нервозном восприятии разнообразных явлений действительности, в грубости и невежестве по отношению к старшим, в совершении различного рода преступлений и других формах девиантного поведения.

С другой стороны, как свидетельствуют результаты социологических опросов, проводимых в различных регионах России у молодых людей существует обостренная потребность в идейной определенности, в понимании основных стратегических целей развития общества, в главных

жизненных ориентирах, которые давали бы ощущение ясности, способности оценивать окружающие явления, отделять главное от второстепенного, действительно полезное и нужное для общества и человека на данном этапе от ложного, вредного и опасного. В связи с этим проблема ценностей и ценностных ориентации молодежи является особенно животрепещущей не только в теоретическом плане, но и в практическом значении.

Проблема формирования духовно-ценностных ориентации молодежи актуализируется и в связи с поиском выхода общества из дезинтеграционного состояния, из режима неустойчивого развития. Этот выход из кризиса не может быть быстрым в силу сложности причин лежащих в его основе. Основное время, определяющее период перехода к стабильности, будет связано с периодом социализации молодых людей. В связи с этим ученые указывают на то, что выход общества на путь устойчивого развития напрямую связан с человеком как ценностью, с изменением типа личности, с формированием новых субъективных качеств человека, нового уровня его духовности. Это обстоятельство определяет усилия ученых, направленных на поиск концепции формирования такого типа личности, стержнем которой должна бы стать новая система ценностей. В.П.Тугаринов еще в 60-е годы (годы очередной попытки социальной модернизации) писал, что "решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффективным, а не формальным, должно быть тесно связано с решением проблем личности, с изучением личностных ценностей, в том числе и молодежи. Ценности, будучи осознаны молодежью, определяют ее поведение и деятельность". (205.С.12.)

В основании концепции формирования нового типа личности, на наш взгляд, могла бы быть положена, до недавнего времени отвергаемая, система общечеловеческих ценностей, базирующаяся и на нравственных нормах и принципах мировых религий и, в частности, христианства.

Утверждение общечеловеческих ценностей, непосредственно соотносимых с межиндивидуальными и межгрупповыми отношениями, станет мощным стимулом к переоценке и демонтажу старой системы ценностных регуляторов общественных отношений. Ценностная перестройка в сознании молодежи произойдет только в том случае, если вновь формирующаяся система ценностей действительно проявит свою смыслообразующую и целенаправляющую роль, явится регулятором системы социальных отношений, результирующей которых станет единство благополучия общества и личности.

Актуальность диссертационного исследования определяется также потребностью в поиске такой системы ценностей, которая могла бы стать объединяющей общество идеей, способной одухотворить социальную жизнь. О потребности в такой идее говорят политики, пишут ученые, писатели, публицисты. Ими высказывается мысль о том, что большинство общества пойдет за той силой, которая даст захватывающую и одновременно реальную идею. Именно второе условие - реальность системы ценностей, их действительная адресованность человеку - основа объединения различных социальных групп и солидарного взаимодействия между ними. Идея солидарности может оплодотворить более чем вековую полемику "западников" и "почвенников" о путях развития российского общества.

На уровне обыденного сознания также существует большой разброс в понимании путей общественного развития и ценностных представлений. Ученые связывают этот разнобой в ценностных ориентирах с разрушением монистической системы мировоззрения, скреплявшей ранее в значительной степени все структуры общества. В свою очередь, мировоззрение имело в качестве предельных оснований систему идеологических ценностей, которая массированно внедрялась в общественное сознание средствами массовой информации, а также через систему социализации и просвещения.

Распад этого мировоззрения как аксиологически представленной картины мира, усваиваемой и превращаемой в систему общечеловеческих и личностных поведенческих регулятивов, был определен комплексом причин. Назовем лишь две из множества, анализируемых в научной литературе, причин. Первая причина связана с неадекватностью и несовпадением социальной реальности и провозглашенных идеологических целей и ценностных ориентиров, т.е. с расхождением объективной реальности и отражающей ее картины мира, с перерождением последней в иллюзорные представления. Это раздвоение потенциально единого целого породило напряжение, которое не могло не разрядиться: общественная реальность вошла в противоречие с идеологизированным мировоззрением и утверждаемыми им базисными ценностями. Вторая причина была в том, что фактором, способствующим кризису и фактическому крушению имевшейся картины мира явилось то, что "ни практики, ни теоретики не могли достойно ответить на мировоззренческий вызов времени, не поступившись базисными установками и ценностями, принятого ими мировоззрения. Сама теория долгое время насаждала различного рода мифы, дезориентируя людей и сама попадая под власть этих же мифов". (35 с.20).

Ответ на вопрос о том, какая система ценностей способствовала бы динамичному и цивилизованному развитию нашего общества невозможен также без ясности и в таких вопросах, как-то: где и как искать критерии истинности ценностных представлении, можно ли свести весь их разнобой на уровне как теоретического так и обыденного сознания к каким-то основным фундаментальным ценностям жизни и в чем искать объективные основы этих ценностей?

Исследования, изначально ориентированные на объяснение этих вопросов отразили мировоззренческий и ценностный хаос. Но в этом хаотическом движении мысли и поиске выхода из ситуативно сложившегося мыслительного тупика появилось конструктивное осознание

двух фундаментальных положений: во-первых, стала очевидной недооценка роли религиозных ценностей в практической ориентации жизни общества, поведении личности, социальных групп и общностей; и, во-вторых, стала очевидной потребность в новых исследованиях, которые могли бы органически взаимодействуя с практикой, оказать действительно стабилизирующее влияние на взаимодействия людей, различных групп и общества в целом.

В последнее десятилетие в России осуществился поворот внимания ученых различных научных отраслей к религиозной аксиологии и религиозной этике. "Повторное обращение" к религии в России объясняется той реальной ситуацией, в которой она оказывалась не раз и особенно в последние десятилетия современной истории. Ситуация хаоса, развала, брожения умов, усиленного поиска смысла жизни всегда сильно стимулировала серьезные интеллектуальные попытки разобраться в сущности религии, ее роли в жизни человека и общества. Н.А.Бердяев в' 1940 году писал: "И опять с необыкновенной остротой стоит передо мной вопрос, подлинно ли реален, первичен этот падший мир, в котором вечно торжествует зло и посылаются людям непомерные страдания? Это обращает к религиозной теме, которая мучила меня всю жизнь..., с детских лет меня мучают" "проклятые вопросы", которые Достоевский считал столь характерными для "русских мальчиков" (26 с. 168).

Проблема духовно-ценностных ориентации является актуальной и в плане развития России как части мирового сообщества, в котором также происходят сложные динамичные и противоречивые процессы, когда с одной стороны, созданы невиданные до сих пор возможности развития человеческой цивилизации и, с другой стороны, одновременно с этим существует реальная угроза ее уничтожения. В связи с этим для всех стран мирового сообщества определяющим является преодоление цивилизационного кризиса, в основе которого находится человек - и как объект, испытывающий все тяготы внешнего воздействия, и как субъект,

организующий и воспроизводящий кризисные ситуации в процессе общественного развития. Человек, постоянно, наращивая знания и умения, особенно в последние пятьдесят лет, продает их на "свободном рынке труда" и отчуждается от дальнейшей судьбы произведенных им "продуктов", которые могут быть использованы как во благо, так и во вред самому человеку, обществу, цивилизации. В то же время сознание, мировоззрение человека меняется крайне медленно, сохраняя интересы и цели жизни ( выживания), характерные для ранних форм сознания и систем ценностей .

Характер социальных связей и ориентиров человека определяется системой ценностей, сложившейся в индустриальный период и зависит от целей функционирования индустриальных структур и институтов, превращающих человека в средство их собственного воспроизводства. Система ценностей индустриальной культуры фактически обосновывает идентификацию человека с той или иной государственно-территориальной, социальной, национально-этнической группой. Здесь легко обнаружить главную цель объединения, истоки которого лежат в природно-биологической потребности выживания определенного сообщества, индивида, и связаны с защитой территории и интересов любой ценой. При этом главная ставка делается на молодежь, ее доверчивость, максимализм, ей задается "парадигма жизни, соответствующая идеологическим установкам ангажирующих ее групп. Они как бы "приватизируют" молодежь, навязывая ей свою систему ценностей.

В России негативные последствия социально-экономических реформ способствуют ограничению возможностей полноценного социально-гражданского становления молодежи, "размытости" ее социальных и духовно-нравственных ориентиров. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, средства массовой информации и коммуникации, общественные организации и др. Свое место в этом ряду пытается активно

занять церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее неведомое.

Однако ученые фиксируют впечатление невостребованности духовных устремлений молодежи со стороны официальных религиозных организаций (158; 229; др.). Подчеркивают неготовность религиозных организаций полноценно выполнять функции социального института. Чем более религиозные организации становятся видимым слоем общества (хотя в действительности они, как фиксируют социологи, все ж находятся вне реальной общественной жизни), тем более "религиозный интерес" общества вступает с ними в конфликт и реализуется в квази-религиозных феноменах.

Страна переживает подлинное нашествие экзотических религий. Уже прописались многочисленные миссионерские центры, которые пользуясь тяжелым финансовым положением, широко скупают эфирное время, арендуют лекционные залы, организуют постоянно действующие школы, семинары, лектории, издают обширную миссионерскую литературу, в том числе и учебники по истории религии, вовлекают молодежь в религиозные секты.

Особую тревогу у педагогов, родителей, ученых, богословов вызывает экспансия многочисленных религиозных образований (культов, нетрадиционных религий, "тоталитарных сект"): "Церковь унификаций", "общество сознания Кришны", "Церковь сайэнтологии", "Тайное общество почитателей Сатаны" и др. Применяя изощренную психотехнику, "культы" губительно влияют на психику людей, их личностное сознание. Аналогичные группы возникли и на почве православия ("Великое белое братство", "Богородичный центр", "группа Виссариона" и др.).

"Нередко создается впечатление, - пишет И.Н.Экономцев, - что эти секты не представляют никакой угрозы. Но я не могу отделаться от впечатления, что мы присутствуем при зарождении новой мировой религии, глубинно противостоящей всем историческим религиям и

направленной против человеческой личности. Это - неоязычество ... Самое страшное заключается в том, что Россия вновь стала полигоном для испытания страшных идей, которые могут привести к катастрофе всемирного масштаба". (229 с.60).

Однако в средствах массовой информации господствуют самые
дилетантские представления о таких новообразованиях. Проблемы
обсуждаются на весьма поверхностном морализаторском уровне,
идеализируется история церкви, вычеркивается богатое

материалистическое и антиклерикальное наследие, насаждаются новые мифологемы по принципу "все наоборот". Если при господстве официального атеистического мировоззрения нравственное богословие, как и всякое другое религиозное учение, не могло получить широкого распространения, то теперь публично произносится и печатаются проповеди и статьи о христианской нравственности, о ценностных представлениях верующих. На наш взгляд, это, в свою очередь, должно стимулировать развитие религиозной аксиологии и ее возможностей оказывать влияние на формирование общей теории ценностей.

Вместе с тем необходимо уточнить едва ли не общепринятое представление о том, что Россия переживает бурное "религиозное возрождение", в том числе и в молодежной среде. Следует проанализировать, что на самом деле представляет собой это "возрождение", дань ли это моде или реальный процесс становления нового уровня духовности? Необходимо изучить комплекс преобладающих духовно-ценностных ориентации молодежи, наличие в них христианских этических норм, формы и способы их усвоения. С этой целью нами был проведен конкретно-социологический опрос, результаты которого проанализированы и описаны в третьем разделе. При этом мы учитывали и результаты других социологических исследований, описанных в научной литературе.

В ходе научного исследования духовно-ценностных ориентации
молодежи и определения места и роли христианской этики в их
формировании мы выявили ряд обстоятельств, с одной стороны
способствующих эффективности исследования, а с другой - осложняющих
научные изыскания. Осложняющим обстоятельством являются
несовершенство используемого инструментария при проведении

конкретно-социологических опросов и неразработанность

методологических основ этой проблематики.

Особое социокультурное значение обращения к религии проявляется также в том, что в настоящее время религия, задавая смысл жизни человеку, одновременно важна и для определения целей и содержания образования. Об этом пойдет речь в четвертом разделе нашего исследования.

Новая социальная и духовная ситуация, требует иного подхода к проблеме религии и ее роли в формировании духовного мира человека. Нам представляется, что самые плодотворные результаты в этом направлении могут быть достигнуты в том случае, если философский и социологический подходы в изучении места и роли христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентации молодежи не будут игнорировать теологического учения о нравственности.

В данной работе мы не ставим цель исследования сущности христианской религии, ее теоретического и эмпирического происхождения. Нас интересуют ее нравственные нормы, "откристаллизованные" в текстах Ветхого и Нового Завета, принципы и ценности, условия их усвоения и проявления в системе ценностных ориентации личности.

При этом нам представляется уместной ссылка на высказывание известного русского философа С.Л.Франка о том, что "религия не только не противоречит науке, не только несовместима с последней, но и родственна ей и проистекает из одного общего духа с ней; и этот дух в свою очередь не только не противоречит так называемому "здравому смыслу", т.е. здоровому и практически плодотворному отношению к жизни, но при

внимательном отношении к делу обнаруживается как единственное условие подлинно здорового отношения к жизни, спасающее человека от всякой ограниченности и слабости, от обывательского скудоумия..." (214, с.70.).

Актуальность названных выше проблем и степень их разработанности предопределили объект, предмет, цель и основные задачи исследования. Объектом исследования является содержание духовно-ценностных ориентации молодежи, тогда как предметом исследования -христианские этические нормы и ценности, их место и роль в формировании духовно-ценностных ориентации молодежи.

Исходя из объекта и предмета, главная цель исследования состоит в том, чтобы на основе использования различных научных подходов выявить место и роль моральных заповедей христианской этики, записанных в Библии, в формировании духовно-ценностных ориентации молодежи и определить в этой связи каковы наиболее эффективные пути и формы их усвоения.

Намечанная цель предполагает конкретные задачи исследования:

проанализировать состояние и уровень разработанности проблемы ценностей и ценностных ориентации в философской и социологической литературе;

определить содержание нравственных норм и принципов, установок христианской этики и их роль в духовном формировании личности;

выявить специфику духовно-ценностных ориентации молодежи на основе анализа данных, полученных в ходе конкретно-социологического исследования;

определить и обосновать каковы наиболее оптимальные и эффективные пути формирования духовно-ценностных ориентации молодежи в процессе воспитания и образования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

в нетрадиционной трактовке роли христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентации молодежи;

в том, что в отличие от предшествующих исследований, затрагивающих в той или иной степени эту проблематику, в нем подчеркивается позитивная роль христианской этики как одного из возможных путей духовного формирования молодежи;

- в постановке проблемы, которая до сих пор не была темой
диссертационного исследования. Новизна исследования определяется
также и тем, что в научный оборот вводятся данные, проведенного при
участии автора диссертации конкретно - социологического исследования
по проблеме духовно-ценностных ориентации молодежи.

Методологической основой диссертационного исследования являются общая теория ценностей и совокупность различных методов познания: общефилософский, социологический, методы конкретно-социологического исследования (анкетирование, методы обработки, полученных в ходе опроса данных). В диссертационном исследовании также был использован метод интеграции знаний о роли христианской этики в обществе и жизни отдельной личности.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы западных философов и социологов по общей теории ценностей и по религиозной аксиологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Риккерт, Т.Парсонс. и др.), работы российских религиозных философов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Л.Зеньковский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, С.Л.Франк и др.), нравственные религиозные идеи, содержащие в произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, христианская этическая аксиология, в дореволюционный период излагаемая профессорами нравственного богословия Русской Православной церкви М.А.Олесницким, М.М.Тареевым, в наше время Патриархом Московским и Всея Руси Алексием П, протоиереем А.Менем, митрополитами Кириллом и Питиримом, священниками Б.В.Нечипоровым, И.Н.Экономцевым и др.

Теоретической базой исследования стали также труды современных отечественных философов, социологов, работающих в русле данной проблематики.

Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения и выводы проведенного в диссертации исследования были использованы для комплексного социологического анализа жизнедеятельности молодежи Пензенской области, проведенного Центром социологических и социально-психологических исследований при Пензенском государственном техническом университете по заказу Комитета по делам молодежи администрацией Пензенской области.

Концептуальные подходы и методологические принципы, содержащие в диссертации, нашли свою реализацию в теме "Образование", изданного кафедрой социологии Пензенского государственного педагогического университета им.В.Г.Белинского учебного пособия для студентов "Социология" (Пенза, 1995 год).

Основные положения диссертационного исследования были использованы при составлении программ и проведении школьных факультативов "Основы духовности и нравственного поведения", "История христианской религии и культуры" в школах № 10 и № 29 г.Пензы, при чтении спецкурса "Духовно-ценностные ориентации молодежи" для классных руководителей и завучей по воспитательной работе на курсах повышения квалификации педагогических работников при Пензенском ИПК и ПРО.

Апробация работы. Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования опубликованы в статьях и тезисах выступлений:

1. "Духовно-ценностные ориентации студентов педвуза" (Вуз и школа: новые направления взаимодействия. - Материалы Региональной конференции (Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского). - Пенза, 1995. - 4.1 - С.35-38.

2. Духовная константа образования и воспитания молодежи (Вуз и
школа: новые направления взаимодействия. - Материалы региональной
конференции (Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г.Белинского). - Пенза, 1995. - Ч.П. - С.13-15.

3. Духовно-ценностные ориентации молодежи в условиях
нестабильного общества (Проблемы социализации в нестабильном
обществе; - Материалы Всероссийского научно-практического симпозиума
(Пензенский государственный педагогический университет
им.В.Г.Белинского, Пензенское отделение академии социальных наук). -
Пенза, 1995.-4.1 -С 40-43.

4. Духовные ценности и устойчивость социальной системы (к
проблеме преподавания наук об обществе) (Вуз и школа в новых условиях
общественного развития России. - Материалы Всероссийской научно-
практической конференции (Пензенский государственный университет им.
В.Г.Белинского). - Пенза, 1996. - Ч. С. 164-166.

5. Образование (Социология: учебное пособие. - Пенза, 1995. - С.47-
51.

Основные идеи диссертации докладывались на Всероссийском семинаре симпозиуме "Проблемы социализации в нестабильном обществе" (октябрь 1995г, г.Пенза); на Региональной научно-практической конференции "Вуз и школа: новые направления взаимодействия " (Пенза, 1995); на Всероссийской научно-практической конференции "Вуз и школа в новых условиях общественного развития России" (Пенза, 1996).

Понятие ценностей в философии и социологии

Изучение места и роли христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентации молодежи невозможно, на наш взгляд, без ретроспективного анализа проблемы ценностей в отечественной литературе, так как, опираясь на него, возможным становится целенаправленный поиск современной интерпретации ответов на такие вопросы как, например, что понимается под "ценностями", "духовно-ценностными ориентациями", какое место в них занимают религиозно-этические ценности и какова их роль в духовном становлении личности молодого человека. Это также делает необходимым обоснование научных подходов, с помощью которых возможно было бы по-новому взглянуть на "старые" проблемы.

Аксиология как особая ветвь философии сложилась в конце прошлого в начале нынешнего столетия в трудах Р.Г.Лотце, В.Виндельбанда, Г.Риккерта и др. Затем получила развитие в трудах австрийских ученых А.Мейнонга, Х.Эренфельса, в сочинениях представителей немецкой феноменологии (М.Шелер, Н.Гартман и др.), в работах известных социологов - Э.Дюркгейма, М.Вебера, в середине нашего века и в настоящее время в трудах немецких, английских и американских ученых (О.Краус, Р.Рейнингер, В.Крафт, Г.Штоффер, Р.Лаутман, Р.Б.Перри, С.К.Поппер, Г.Беккер, Д.Дьюи, К.Льюис, Т.Парсонс и др.). Работы этих и других авторов в последние десятилетия стали известны и у нас. "Но едва ли будет преувеличением сказать, - пишет С.Ф.Анисимов, - что эта литература и сейчас известна лишь узкому кругу специалистов" (10.с.35).

В отечественной науке общая теория ценностей стала объектом исследования сравнительно поздно, если не учитывать религиозную аксиологию, развиваемую русскими религиозными писателями и философами: Н.А.Бердяевым, Ф.М.Достоевским, Н.О.Лосским, В.В.Розановым, В.С.Соловьевым, Л.Н.Толстым, С.Л.Франком и др.). (28; 119; 201 и др.).

Примерно четверть века назад отечественным ученым приходилось с трудом обосновывать право на исследование проблемы ценностей, отбиваясь от обвинений в неокантианстве, и в "плоском" морализировании. Тому были причины, заложенные в характере методологии, служившей общим мировоззренческим основанием для социально-гуманитарных наук и которая сама была поставлена в определенные рамки теории познания и социальной философии. Основополагающими принципами этой философии, как известно, являются: материалистическое решение "основного вопроса философии" о взаимосвязи материи и сознания (материя первична, сознание вторично); принцип социального детерминизма (социально-экономическое бытие людей определяет их сознание в целом и в каждом его элементе); принцип историзма (конкретно-исторический подход при объяснении явлений общественной жизни).

Названные принципы бесспорны для всякой социальной теории, претендующей на научность, если только не доводить их до абсурда, например, до примитивного вульгарного социологизма при объяснении явлений духовной жизни. Но эти методологические принципы не отражают специфику аксиологического отношения к действительности, целью которой является установление не столько истин, сколько значений. Поэтому ограничение предмета философии явилось одной из причин отсутствия исследований по многим аспектам философской и социальной мысли, в том числе и по общей теории ценностей, которую невозможно было вместить в рамки гносеологии, социологии или психологии. Поэтому ценностный подход в философском анализе почти не применялся.

Но с начала 60-х годов начал широко обсуждаться вопрос о правомерности и статусе самой теории ценностей, о природе ценности и оценки, об их критериях, принципах и основаниях их классификации, о соотношении научного и ценностного подходов к миру. Следует заметить, что эта дискуссия носила не только ангажированно-идеологический характер, но и имела в своем потенциале конструктивно-творческий подход к обсуждаемой проблеме.

Отечественные ученые (С.Ф.Анисимов, Г.М.Андреева, Л.Ф.Архангельский, В.А.Блюмкин, Л.С.Выготский, И.В.Демин, М.А.Замошкин, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, А.Н.Леонтьев, Н.И.Лапин, В.В.Мшвениерадзе, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, В. П. Тугаринов, А.Н.Титаренко, Д.М.Угринович, В.К.Уледов, А.Ф.Шишкин, В.А.Ядов и др.) внесли серьезный вклад в разработку категорий "ценность", "ценностные ориентации", "духовные ценности", в исследование структуры ценностей, в изучение потребностей, установок и мотивов в их взаимосвязи с ценностями, в обоснование ценностного подхода в социальных исследованиях (10; 11; 16; 18;34; 42; 47; 56; 64; 82; 89; ПО;; и др.).

Большой вклад в российскую аксиологию внесли специалисты по философии и социологии морали. Моральные ценности, их специфика, общечеловеческое и частное в иерархии моральных ценностей, критерии моральной оценки поступков и поведения, их мотивов, нравственный идеал личности и общества, взаимоотношение ценности и истинности, ценности и нормы - вот далеко не полный перечень вопросов, которые обсуждались и обсуждаются в отечественной литературе. Проблемы не только собственно аксиологии, но и деонтологии (морально должного), фелицетологии (учение о счастье), аретологии (о добродетелях), танатологии (о смерти, жизни и ее смысле), вопросы эмпирической этики в той или иной степени представлены в публикациях отечественных ученых (14; 51; 67; 69; 131; 171; 227 и др.).

Нравственные ценности христианской этики и духовное развитие личности

Основными проблемами христианской этики являются, с одной стороны учение о добродетелях и о совести или о сознании долга, с другой -вопрос о свободе воли и высшем благе. Последний вопрос сводится к вопросу о конечных целях. Христианская этика видит высшее благо в том, что христианские богословы называют Царством Божьим, т.е. в совершенном и гармоническом общении высших духовных существ с Богом, с целым миром и друг с другом. Это положение является центральным в христианской этике (159. с.2387).

Христианская этика дает человеку сознание своего достоинства. Она формулирует основания, по которым люди могут ценить себя и друг друга. По этим основаниям мужественный человек выше, чем трус, щедрый человек выше, чем скупой, самоотверженный человек выше чем себялюбец.

Этическая система христианской религии способствует выработке общей концепции бытия, космологии, удовлетворяющей потребность человека в интеллектуально состоятельном объяснении мира. Это система символов, которая таким образом, связывает в нечто целостное определенный тип восприятия и переживания реальности, определенным образом мотивированное и ориентированное поведение и понимание мира, обосновывающее особый взгляд на мир и способ интерпретации смерти, страдания, несправедливости, объясняющий их смысл. Люди хотят знать, почему этот мир существует таким, каким он существует, им нужна уверенность в том, что их жизнь имеет смысл. Христианская этико-символическая система ориентирована на то, чтобы дать объяснение, помогающее переносить страдания и дающее силы жить, объяснение того, ради чего все это - какой смысл имеет человеческая жизнь.

Сильной стороной христианской этики является внешняя простота ответов на сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов, требований, их своеобразная целостность и упорядоченность, способствующие определенной эмоционально-психологической умиротворенности этического сознания людей.

Центрополагающим моментом в христианском учении является учение о человеке, которое является предметом острейшей дискуссии атеизма и богословия. Признавая в отличии от марксизма первенство индивидуального существования, христианство полагает неприемлемым марксистский подход к человеку как "совокупности всех общественных отношений". Оно рассматривает человека как существо не только биологическое, но и в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, органов чувств, воли. Человек рассматривается как храм, вместилище богатейших чувств. Он несет на себе знак иного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток абсолютной личности Творца. Человек в христианском учении обретает некую самоценность, независимую от космологических сюжетов. Он рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Природа, космос, социальная действительность осмысливаются через определенную установку - помещение человека в центр мироздания. Все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Именно христианство явилось почвой философской персоналистской традиции. Личность понимается в христианстве как своеобразная святыня, абсолют. Личность не есть тварное, она представляет собой и божественное начало. То есть речь идет о трактовке человеческой личности как безусловной ценности, подчеркивается духовное, утверждается, что "человек прекрасно устроен на разумной гармонии души и тела" (228. с. 19).

Личность в христианском учении есть категория этическая, духовная. Она есть микрокосм, универсум в индивидуально-неповторимой форме, в силу чего она призвана совершать самобытные, оригинальные, творческие акты. Известный русский философ С.Л.Франк писал: "Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет - начало сверхприродного, сверхестественного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредственном самобытии. Эту высшую инстанцию самости имеет каждый человек в своем духовном состоянии, когда это самое духовное (значимое в самом себе бытие) проникает в душу, когда формулой бытия для самого человека (а главное - для другого) становится: "Я -лично!", ибо личность есть прежде всего персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым- для себя. Именно личность есть то, что составляет подлинное единство нашей душевной жизни, субстациональную и вполне определенную форму" (214. с.408).

Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Быть личностью трудно, а тем более духовно богатой личностью. Это относится не только к великим выдающимся личностям, возложившим на себя бремя ответственности за страну, за народ, за политическое или интеллектуальное движение. Это относится ко всякой личности, личности вообще. Ведь даже если скромная ролью, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс его обязанностей.

Что такое личность, история продемонстрировала в ту эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренесансных индивидуальностей. И ареной этой демонстрации оказалась не столько сама культура Возрождения, сколько религиозное протестантское движение ХУ1 века. Его участники, поднявшиеся против авторитарной римско-католической церкви обнаружили прежде неизвестную способность к самодисциплине и самопринуждению, т.е. к добровольному связыванию себя вновь выбранными нравственно-религиозными требованиями

Особенности духовно-ценностных ориентации современной молодежи (анализ результатов социологического исследования)

Социологические исследования проблем молодежи, ее ценностных ориентации являются наиболее актуальными в связи со спецификой ее положения в социальной структуре общества и реакцией на происходящие социальные изменения, которые вносят в ее сознание мощный поток информации, иногда весьма неоднородной по содержанию. Молодому поколению предстоит решать возникающие проблемы и, от того каких норм, принципов и ценностей оно будет придерживаться, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в России попыток общественной модернизации. Это ставит проблему социологического изучения ценностных ориентации молодежи в разряд первостепенного значения.

Понятие "ценностной ориентации" возникло на стыке ряда дисциплин - аксиологии, социальной и общей психологии, социологии, философской и культурной антропологии, а также многочисленных направлений, теорий и течений в этих областях. В цикле философско-социологических дисциплин оно соотносится с категориями норм и ценностей, нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин - с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических - с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.

Американский социолог Талкот Парсонс в своих работах важное место отводит теории "ценностных ориентации". Этот термин вводится им в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. Аналитически ориентация деятеля на ситуацию разделяется на две категории: мотивационная и ценностная ориентации. Ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора"(182. с. 63-78).

Явление, обозначаемое термином "ценностные ориентации" выступает одним из факторов, характеризующих личность и детерминирует ее отношение к миру, людям, обществу, к самому себе. Ценностные ориентации представляют устойчивое, социально обусловленное, внутренне избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели, средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

Ценностные ориентации выступают с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой - как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. Именно так понимает ценностные ориентации В.В.Водзинская, которая пишет: "Регулятором поведения является система фиксированных установок, система отношений, ценностная ориентация. Среди фиксированных установок есть такие, которые имеют особенный вес, так как они выработаны по отношению к тем элементам действительности, которые имеют особенную ценность для личности. Они то и составляют относительно устойчивую систему фиксированных установок или ценностную ориентацию личности, организующую поведение по отношению к предметам и явлениям объективного мира, к сфере общественной жизни и к самому себе как члену обществу" (130. с. 51).

У.Томас, Ф.Знанецкий, которые впервые ввели в научный оборот понятие "ценностные ориентации личности", рассматривали их в качестве социальной установки (социальный "атитъюд"), регулирующей ее поведение. "Под установкой мы понимаем процесс индивидуального сознания, определяющий реальную или возможную активность индивида в социальном мире... Установка, таким образом, является индивидуальным двойником общественной ценности"(4,с.344).

Под аттитъюдом понимается определенное состояние сознания или нервной системы, выражающее готовность к реакциям, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. В этом подчеркивается зависимость аттитъюда от предшествующего опыта и его регулятивная роль.

Таким образом, социальная установка (аттитъюд) представляет собой общую ориентацию человека на определенный социальный объект, готовность действовать определенным образом по отношению к нему. Обнаружить социальную установку можно только в реальном поведении, т.е. на стадии актуализации, в виде системы реакций индивида на объект. Этот момент подчеркивает и А.С.Прангвишвили, указывая, что установка как раз и является тем научным понятием , которое выражает отношение к объектам (161.с.96). А так как связь между предметом и субъектом деятельности, характеризующаяся с точки зрения первого для второго, есть ценностное отношение, то установка обладает ценностным характером (8.С.40).

Теория установки, разработанная Д.Н.Узнадзе, получила творческое развитие в работах других отечественных ученых. Соотношение понятий "ценность" и "установка" как семантически родственных анализируется в работе Сержантова В.Ф. и В.В.Гречаного(178.с.93).Они рассматривают социальную установку как направленность личности. Направленность личности составляет важнейшую сторону личности, определяющую ее социальную и нравственную ценность. Содержание направленности - это прежде всего доминирующее индивидуально и социально обусловленные отношения личности к действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение. Направленность делает возможным прогноз характера массового действия, нацеленного на разрешение социального противоречия. Если установка имеет положительную направленность, она мотивирует действие положительного, созидательного (творческого) характера, если отрицательную - то разрушительную. Например, положительная установка по отношению к духовному наследию прошлого стимулирует участие молодежи в сохранении этого наследия.

Образование как фактор формирование духовно-ценностных ориентации молодежи

Духовно-ценностные ориентации молодежи формируются в процессе ее социализации. Ведущим и определяющим началом социализации, а также главным инструментом формирования духовности молодежи является образование. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком (учитывая возрастные возможности и ограничения) и процессами его стихийной социализации; оно влияет на предпочтения молодых людей в выборе жизненно важных ценностей на их самоопределение; организует и упорядочивает стихийную социализацию; все остальные факторы социализации под воздействием этих предпочтений то ослабляют, то усиливают свое воздействие на личность, на образ жизни, ее нравственные ценности.

Цель современного образования - предельно полно достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу. Цели личности и общества сложным образом связаны друг с другом, и именно тогда, когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, - развитие, на которое он сам бы научился смотреть как на высшее благо, - тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты. Следовательно, критерием правильности любой образовательной концепции должна быть степень ее соответствия гуманистическим потребностям общества. Особенно важно сохранить духовность, гуманистические отношения между людьми, укрепить духовно-нравственные ценности личности в кризисные моменты развития общества, чреватые серьезными социальными потрясениями. Именно в такие периоды исторического развития неизмеримо возрастает роль и значение образования.

На нынешнем историческом этапе общественного развития российское образование должно стремиться к поиску ясных ответов на действительно кардинальные вопросы: к какому обществу мы идем, что из себя должны представлять его духовно-ценностные основания, какой тип общества для нас является реально достижимым? В свете этих проблем должен быть реконструирован образовательный процесс.

Образование должно ориентироваться в основном на то, что предстоит в будущем, а не на прежние распадающиеся формы социальной жизни. По своему предназначению оно является институтом "культурной селекции", поэтому и программы обучения не могут носить нейтрального социального характера. Они должны содержать рекомендации не только о том, чему следует обучать, но и о том, какие идеи и ценности следует передавать молодежи.

Разумеется, само по себе образование не может служить "достаточным" средством для решения всех социальных проблем, однако главное его значение заключается в том, что оно является для этого необходимым условием исключительной важности, но в то же время может стать конструктивной силой лишь, сливаясь с экономическими и социально созидательными силами культуры. Образование должно взять на себя миссию содействия молодежи в трансформации того общества, в котором оно живет, на основе углубленного изучения этого общества, его духовных и ценностных основ, вести молодых людей от знания об обществе (понятие о том, чем оно является) к познанию его (понимание его сущности, природы, место в мировом сообществе, факторов в процессах и тенденциях его развития).

Именно образование может помочь молодежи включиться активно и с полной отдачей в динамичный процесс реконструкции общества, которое должно трансформироваться не просто в результате каких-либо политических действий, а на более фундаментальной основе - через осознание молодыми людьми, благодаря образованию, опасности нынешнего положения вещей. Образовательные программы должны включать в себя идею нового и более жизнеспособного социального и духовного порядка.

В процессе обучения молодежь, осваивая новые знания, научные положения и принципы, понятия и факты, входит в мир науки, чтобы за тем воспользоваться приобретенным знанием в своей практической жизни, в своих собственных духовных исканиях. С одной стороны, это могут быть знания, необходимые личности в ее специализированной профессиональной сфере деятельности. Но и есть такие понятия, идеи, теории, факты, усвоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования полноты его духовного мира. Следовательно, задача образования заключается не только в том, чтобы сформировать человека знающего ( это важная задача) , но и в том, чтобы у него была сформулирована система ценностной установки на добро, прекрасное, истинное (это первостепенная задача), чтобы человек образованный, получивший знания, был способен цивилизованно жить в обществе, в гармонии с природным окружением, защищая его, развивая и тем самым охраняя и развивая и себя, и общество. Отсюда и приоритеты в образовании будут связаны с формированием человека не только знающего, но духовно развитого, когда он становится действительно "мерой всех вещей". Патриарх Московский и Всея Руси Алексий поэтому поводу поясняет: "Образование происходит от слова "образ".

Похожие диссертации на Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи