Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Коморникова, Ольга Михайловна

Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами
<
Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коморникова, Ольга Михайловна. Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Коморникова Ольга Михайловна; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина].- Екатеринбург, 2013.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-22/131

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения ценностных ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами 12

1. 1. Социологический анализ толерантности как социально-культурного феномена 12

1.2. Факторы формирования ориентации современной российской молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами 43

ГЛАВА 2. Половозрастная специфика ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с мигрантами 78

2.1. Возрастная специфика ценностных ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами 78

2. 2. Гендерная специфика ценностных ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами 107

Заключение 132

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современность характеризуется интенсификацией миграционных процессов, изменением структуры и направленности миграционных потоков. На фоне этого актуализировалась проблема толерантности во взаимоотношениях принимающих сообществ и мигрантов, поскольку миграционные процессы вызывают к жизни комплекс противоречий между социальными интересами и потребностями сторон, их культурными нормами.

Наибольшее внимание привлекает ситуация в регионах, испытывающих интенсивный приток мигрантов. Однако и там, где эта проблема не стоит столь остро, существуют определённые латентные тенденции в отношениях коренных жителей с иноэтничными мигрантами, которые детерминируют течение ряда негативных социальных процессов и могут проявиться открыто при нарастании противоречий. Одной из важных проблем является и то, к кому и в какой мере нужно проявлять толерантность со стороны принимающего сообщества. При этом ситуация, складывающаяся при взаимодействии местного населения и мигрантов, имеет специфику как в каждой отдельно взятой стране, так и в рамках её отдельных регионов, что обусловлено экономическими, культурными условиями, этнической структурой как местного населения, так и мигрантов.

Учитывая негативные и положительные моменты из опыта взаимодействия с иноэтничными мигрантами жителей ряда западных стран, можно утверждать, что перед современным российским обществом стоит задача формирования у местного населения ценностных ориентаций, которые позволили бы строить отношения с мигрантами с максимально возможным учётом интересов и принимающего сообщества, и мигрантов. Для России эта проблема важна ещё и потому, что наша страна – многонациональное государство, поэтому отношение, формирующееся к иноэтничным мигрантам, оказывает влияние на развитие межнациональных отношений в обществе в целом. Рост интолерантного отношения к этой группе может стать причиной социальной нестабильности.

Взаимоотношения с мигрантами как российского общества в целом, так и населения отдельных регионов страны развиваются в значительной мере стихийно, достаточно ярко выражены негативные настроения, поэтому необходимо изучать эти процессы с учётом специфики современной ситуации, что позволит выявить особенности и факторы формирования ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие в будущем.

Особого внимания требует позиция молодёжи как одной из социальных групп, представляющих принимающее сообщество. Противоречия, порождаемые миграцией, по-особому проявляются в ситуации взаимодействия молодых людей и мигрантов. Возникают проблемы формирования ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами у различных групп молодёжи в современных условиях.

Актуальность исследования процессов формирования ценностных ориентаций молодёжи обусловлена противоречиями между потребностью современного общества в толерантности и отсутствием адекватных действий органов власти по её обеспечению, образовательных учреждений по её формированию или же их недостаточной эффективностью. Эти действия должны учитывать специфику молодёжи как социальной группы, а также существующие противоречия между ценностными ориентациями молодых людей относительно взаимодействия с мигрантами и реальной практикой взаимоотношений с ними.

Практическая значимость, недостаточная теоретическая и эмпирическая разработанность проблемы определяют актуальность и новизну темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Избранный в диссертационном исследовании предмет и ракурс его освещения предполагает обращение к нескольким группам научной литературы.

Первая группа работ затрагивает различные научные подходы к изучению феномена толерантности. Прежде всего, необходимо отметить труды зарубежных и отечественных философов, посвященные проблеме толерантности. В англо-американской политической философии основы теории толерантности были заложены Дж. Локком, Дж. Миллем. Среди зарубежных авторов, занимающихся данной проблематикой, можно также выделить Г. Маркузе, К. Нидермана, П. Николсона, Дж. Роулса, М. Уолцера. Через призму толерантности могут быть рассмотрены идеи таких русских философов как Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой и др. Работы современных российских авторов посвящены проблеме границ толерантности, особенностям ее проявления в российском социокультурном пространстве: Р. Р. Валитова, В. И. Гараджа, В. Е. Кемеров, В. А. Лекторский, М. П. Мчедлов, А. В. Перцев, Н. Н. Федотова, М. Б. Хомяков.

Как норма политического взаимодействия толерантность рассматривается в работах Р. Г. Абдулатипова, С. Г. Ильинской, А. В. Рязанова, Э. Соловьева. В них ставится вопрос о сущности, границах, субъектах, основных проявлениях и потенциальных возможностях толерантности в политических отношениях.

В психологии толерантность рассматривается как достаточно устойчивое качество личности, способствующее ее адаптации к социальной среде. Здесь можно выделить работы таких авторов как А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер, С. К. Бондырева, Г. С. Кожухарь, Д. В. Колесов, Н. М. Лебедева, Г. Олпорт, А. А. Реан, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец.

Собственно социологический ракурс рассмотрения феномен толерантности получил в работах Ю. В. Арутюняна, И. М. Бадыштовой, В. Э. Бойкова, А. В. Дмитриева, Л. М. Дробижевой, В. И. Мукомеля, В. Н. Петрова, Н. А. Победы, Г. А. Пядухова, З. В. Сикевич, Е. В. Сысоева, Е. В. Шлыковой.

Второй блок работ, заложивших основы нашего исследования, затрагивает вопросы о роли и сущности ценностных ориентаций в социальной регуляции. В зарубежной социологии их исследовали М. Вебер, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, У. Знанецкий, Т. Парсонс, Н. Смелзер, У. Томас. В отечественной социологии изучением ценностных ориентаций занимались: В. И. Бакштановский, Е. С. Баразгова, Л. Г. Бызова, Ю. Р. Вишневский, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, С. Н. Иконникова, Л. Н. Коган, Н. И. Лапин, А. В. Меренков, А. В. Мудрик, Л. Я. Рубина, Л. Л. Рыбцова, П. А. Сорокин, В. А. Ядов.

Третий блок работ, составивших основу диссертационного исследования, посвящен молодежной проблематике. Классические научные труды таких западных авторов как К. Манхейм, Т. Парсонс, С. Эйзенштадт посвящены анализу сущности молодёжи, функций этой группы в обществе.

В отечественной науке молодёжная проблематика затрагивается в работах С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, А. В. Мудрика, М. Н. Руткевича, Б. А. Ручкина, В. Т. Шапко, В. Н. Шубкина. Особенности социализации молодежи в трансформирующемся обществе изучают: Ю. Р. Вишневский, И. В. Веселкова, Ю. Г. Волков, В. В. Гаврилюк, Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева. О. Н. Козлова, С. И. Левикова, В. А. Луков, А.В. Меренков, Е. Омельченко, Л. Я. Рубина, Г. А. Чередниченко, В. И. Чупров.

Проблема особенностей толерантности в молодёжной среде также оказалась в поле зрения учёных. Социологические исследования, связанные с формированием ориентированности на толерантность молодежи затрагивают специфику политической толерантности студентов (С. М., Елисеев, И. В. Устинова), особенности её проявления в рамках волонтерской деятельности. (Л. Е. Сикорская), особенности подростковой толерантности (И. И. Демидова, А. В. Пашкевич, В. Д. Шапиро). Предметом исследования стала этническая толерантности молодёжи отдельных регионов (Е. А. Самсонова, Е. Ю. Юдина), студентов отдельных вузов (В. А. Прохода, В. В. Рязанцев).

Также необходимо отметить работы, посвященные анализу различных аспектов явления миграции, её особенностей на постсоветском пространстве: А. В. Дмитриев, В. Л. Иноземцев, Е. К. Кириллова, В. В. Константинов, В. И. Мукомель, Г. А. Пядухов, О. В. Щедрина, Т. Н. Юдина. Достаточно широкий круг публикаций посвящен анализу современной практики взаимодействия принимающего сообщества и иноэтничных мигрантов (И. М. Бадыштова, В. Э. Бойков, И.Б. Бритвина, В. Н. Петров, Н. А. Ткачева, С. М. Федюнин и др.).

При определении методологических основ исследования нельзя обойти вниманием работы, посвященные анализу межэтнических отношений в России (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, З. В. Сикевич), а также исследования в области этнопсихологии, раскрывающие психологическое аспекты межэтнических отношений (В. Г. Крысько, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец).

Анализ научной литературы показывает, что на данный момент наибольшее внимание уделено изучению ситуации взаимодействия принимающего сообщества и мигрантов в регионах, испытывающих их значительный приток, в мегаполисах, а также тенденций развития негативных настроений молодежи, факторов, лежащих в их основе. Значительно меньше исследованы факторы, способствующие формированию толерантности в молодёжной среде малых и средних городов России, противоречивость их проявления.

Таким образом, ряд теоретико-методологических и практических проблем и противоречий определили объект и предмет, обусловили исследовательскую цель и задачи диссертационной работы.

Объект исследования: ценностные ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

Предмет исследования: особенности и факторы формирования ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

Цель работы: выявить особенности и основные факторы, определяющие содержание ценностных ориентаций молодёжи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами в современных условиях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить понятие «ценностные ориентации на толерантное взаимодействие».

  2. Выделить систему факторов, детерминирующих содержание ценностных ориентаций современной российской молодёжи на взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

  3. Выявить влияние возрастных особенностей молодежи на содержание ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

  4. Исследовать роль гендерного фактора в становлении ценностных ориентаций на толерантное и интолерантное взаимодействие молодежи с иноэтничными мигрантами.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы российских и зарубежных авторов, посвященные анализу феномена толерантности, сущностных характеристик молодежи как социальной группы, её социальных функций, особенностей социального взаимодействия российского общества и иноэтничных мигрантов.

Фундаментальные методологические и теоретические основания, из которых исходит автор работы, содержатся в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Манхейма, Л.Н. Когана.

Изучение данной проблемы осуществлялось с позиций системного, сравнительно-исторического и деятельностного подходов в трактовке ценностных ориентаций молодёжи.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы ряда социологических исследований, в которых участвовал автор:

  1. Опрос молодёжи г. Шадринска возраста 15-24 лет, 2011 г. (квотная двухступенчатая выборка - 400 респондентов).

  2. Опрос методом глубокого интервью 2010 г. (35 респондентов: 17 юношей и 18 девушек в возрасте 15-24 лет).

  3. Опрос студенческой молодежи г. Шадринска методом фокус-группового интервью, 2011 г. (4 группы).

  4. Серия наблюдений за взаимодействием молодёжи и иноэтничных мигрантов, 2011 г. (г. Шадринск, 16 эпизодов).

Также осуществлен вторичный анализ данных всероссийских и региональных исследований российских и зарубежных авторов; использовались данные городских и областных органов государственной статистики, федеральной миграционной службы России.

Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении особенностей и факторов, определяющих содержание ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами. Положения диссертации, полученные лично автором и содержащие новизну, заключаются в следующем:

- уточнены основные характеристики толерантного взаимодействия социальных субъектов, к которым относятся: ориентация на необходимость принятия «других» как «своих», взаимные усилия по выработке общих правил взаимодействия в различных сферах повседневной жизни, понимание необходимости и целесообразности изменения стереотипов восприятия культуры других общностей;

- определено понятие «ценностные ориентации на толерантное взаимодействие» как совокупность установок на принятие значимости отношения к «другим» субъектам как «своим» для реализации общих норм и правил повседневной жизни;

- выявлены особенности формирования ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами: постепенность, противоречивость установок, многофакторность, влияние трансформации общекультурных, этнокультурных, этнорегиональных норм, психосоциальных характеристик молодёжи, ее половозрастной специфики;

- систематизированы факторы, детерминирующие ценностные ориентации современной российской молодежи по отношению к иноэтничным мигрантам: культурно-историческая специфика развития межэтнических отношений в России, социальные и культурные характеристики современных мигрантов, стереотипы принимающей стороны, интенсивность миграции, формы и способы организации молодых людей в рамках группы сверстников, система жизненных ориентаций молодежи, сформировавшаяся в условиях рыночных отношений, социокультурные характеристики ее возрастных и гендерных групп, тип поселения;

- выявлена противоречивость факторов, детерминирующих возрастные особенности ценностных ориентаций молодёжи на взаимодействие с иноэтничными мигрантами: младшая возрастная группа в большей мере демонстрирует ориентации на толерантное взаимодействие, но они слабо соотносятся с системой взаимоотношений принимающего сообщества и мигрантов. По мере взросления ориентации на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами слабеют, появляется избирательность во взаимодействии в зависимости от ситуации и их личностных характеристик;

- раскрыта противоречивость действия факторов, детерминирующих гендерные особенности ценностных ориентаций молодёжи на взаимодействие с группой мигрантов: мужчины в большей степени ориентированы на отношения, соответствующие нормам толерантности, а ориентации женщин ограничивает неприятие определенных этнокультурных норм поведения мигрантов с ними;

- разработаны рекомендации по формированию ориентаций разных групп молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы для:

- дальнейшего социологического анализа процессов взаимодействия российского общества и иноэтничных мигрантов, а также факторов развития толерантного отношения при общении с ними;

- получения информации о состояниях и процессах развития взаимодействий современной российской молодежи среднего города и иноэтничных мигрантов;

- разработки социальных технологий по формированию ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами, по профилактике экстремизма и ксенофобии в молодёжной среде;

- разработки курса «Социология миграции», «Этносоциология», а также спецкурсов, связанных с проблемами толерантности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 17 научных публикациях, докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях: Всероссийская конференция II Емельяновские чтения (Курган, 2007); «Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы» (Барнаул, 2007); «Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования ХХI века: (Шадринск, 2008); Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2010» (Москва, 2010); XII Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2009); «Проблемы развития правовой системы современной России» (Курган, 2010); «Проблемы защиты прав несовершеннолетних и профилактики правонарушений в молодежной среде» (Шадринск, 2010); II Международная конференция «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодёжи» (Таганрог, 2011); «Проблемы формирования и развития образовательного потенциала современной России» (Шадринск, 2011); XV Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2012).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 230 источников. Содержание работы изложено на 155 страницах.

Социологический анализ толерантности как социально-культурного феномена

Для изучения ценностных ориентации молодежи на толерантное взаимодействие необходимо уточнить сущность феномена толерантности.

В российскую культурную среду как на уровень обыденного знания, так и в научный дискурс понятие «толерантность» пришло из западноевропейской культурной практики. Его заимствование стало ответом на необходимость осмыслить реалии российского общества, переживавшего трансформацию на рубеже XX-XXI веков. Феномен толерантности изучается во многих науках как гуманитарных, так и естественных.

Философский подход очерчивает общетеоретические рамки изучения места толерантности в системе мировоззрения общества, отдельных индивидов, исходя из рассуждений о смысле человеческого бытия. В современном обществе необходимость толерантности прежде всего связывается с плюрализмом. Именно он является одной из причин возникновения противоречий и перерастания их в конфликты, что оказывает негативное влияние на социальные процессы. С другой стороны, плюрализм играет и положительную роль в жизни общества - это один из механизмов развития культуры.1 Поэтому при осмыслении сущности толерантности акцент делается на том, как на её основе строить отношения людям, разделяющим различные культурные нормы, ценности, взгляды. С ней связывается возможность разрешения конфликтных ситуаций. А. В. Перцев рассматривает толерантность как «промежуточный этап в движении от конфликта к действительному взаимопониманию и взаимодействию». В её основе лежит признание относительности человеческих знаний и убеждений, поэтому имеют ценность и право на существование различные нормы, мнения, в том числе и неприемлемые для данного индивида, группы.

Толерантность рассматривают как инструментальную ценность. В англоамериканской философии она выступает как необходимое условие укоренения других ценностей: прогресса человечества (Поппер, Дж. Ми л ль), свободы (Милль), справедливости (Дж. Роулс). Схожую точку зрения можно встретить и у российских авторов.3

Содержательная трактовка феномена толерантности тесно связана с необходимостью каких-либо изменений существующей социальной реальности, способствующих совершенствованию человеческой природы и социальных отношений путем преодоления присущих им противоречий и недостатков, препятствующих достижению представляющегося желательным уровня развития личностного потенциала и общественного устройства. Поэтому осмысление данного феномена происходит не столько в дескриптивном аспекте фиксации сущего, сколько в прескриптивном ключе выработки сценария будущего.4

Толерантность рассматривают и как этическую категорию. В основе этих взглядов лежат христианские вероучения, различные гуманистические течения, подчеркивающие значимость человеческих добродетелей, ценностного отношения к людям. В. А. Лекторский, рассматривая толерантность как этическую ценность, отмечает, что ей соответствует такое отношение, при котором «я отношусь к другому человеку как к себе, а к себе с точки зрения другого». Философско-этический контекст рассмотрения толерантности позволяет получить представление о том, что должно стать результатом её проявления, и, с другой стороны, о её основаниях, поскольку следование этому принципу может быть сопряжено со значительными морально-волевыми усилиями.

Анализируя данный феномен, необходимо учитывать специфику субъектов и ситуации, где он присутствует. В связи с этим можно привести точку зрения В. Е. Кемерова: «Толерантности нет, пока мы не прояснили вопрос о том, кто взаимодействует, каковы субъекты взаимодействия». То, что сущностные характеристики этого феномена находятся в тесной взаимосвязи с конкретно-историческими условиями, ситуативными характеристиками (статус субъектов, степень воздействия «чуждого» и т. д.), подтверждается возможностью существования различных способов проявления толерантности. В. А. Лекторский выделяет следующие способы ее понимания: толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Различия во взглядах не затрагивают основные ценности цивилизации и не препятствуют нормальному общежитию; толерантность как невозможность взаимопонимания, то есть уважение к другому, которого я не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать. Различия нельзя отодвинуть в сторону при решении насущных проблем, при этом все культуры равноправны, но в то же время несоизмеримы; толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним. Для каждого человека существует привилегированная система ценностей, причём он может показать другим несостоятельность их взглядов. Тот факт, что другие их не принимают, терпимость как расширение собственного опыта. В этом случае толерантность выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

По мнению этого исследователя, последний способ наиболее других подходит для современного общества. Мы вполне разделяем эту точку зрения. Соответственно, в понимании сущностных черт толерантности всё более актуальной становится взаимосвязь этого феномена с активной позицией личности. В рамках философского подхода акцент делается на духовно-нравственной составляющей этой позиции.

Рассмотрение толерантности в рамках политологического подхода тесно связано с основными демократическими ценностями и институтами. Она выступает как одно из непременных условий существования правового государства и гражданского общества. Толкование сущности толерантности определяется спецификой политических отношений, которые изначально подразумевают конфликт, отстаивание своей позиции. Поэтому политическая толерантность проявляется «в форме институционализированной борьбы, или борьбы по определенным правилам». Она предполагает культуру поведения в конфликтогенных ситуациях и процессах.3 То есть толерантность реализуется через выработку определённых правил политических отношений, процедур разрешения противоречий. Она проявляется в уважении к оппонентам, в готовности власти допустить инакомыслие в обществе, разрешить в рамках законодательных норм деятельность оппозиции, в стремлении к достижению консенсуса путем согласования интересов различных субъектов. Соответственно, толерантность - одно из условий реализации прав и свобод человека, поддержания политического плюрализма. При этом, в зависимости от статуса политического субъекта, конкретной ситуации, она может проявляться в различной форме.

Затрагивается в политологии и вопрос о соотношении понятий «толерантность» и «конфликтность». Они не являются взаимоисключающими противоположностями.1 Феномен толерантности рассматривается как неотъемлемая часть конфликтных отношений, он воздействует на процесс их развития и результат, не исключая утверждения своей позиции.

Активно обсуждается и такая проблема, как границы толерантности в рамках политических отношений. Терпимость, писал К. Манхейм, не тождественна пассивному нейтралитету: «Смысл демократической терпимости вовсе не в том, чтобы терпеть то, с чем мириться нельзя, а в том, что граждане британского содружества имеют право ненавидеть и исключать из него тех, кто злоупотребляет свободой с целью ее уничтожения». Толерантность возможна в той мере, пока она способствует безопасности и нормальному функционированию общественных институтов.

Факторы формирования ориентации современной российской молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами

Среди причин, детерминирующих эти различия можно назвать официальную политику властей отдельных государств, деятельность СМИ, политизированность национальных отношений в регионах и странах исхода миграции. России приписывается ответственность за совершение действий как в прошлом, так и в настоящем, направленных против этих народов, государств. В реальной практике это порождает ситуации, когда именно мигранты являются носителями убеждений, которые способствуют обострению отношений с местными жителями, их переводу в плоскость межэтнических противоречий.

После распада СССР возникают конфликты межэтнического характера и внутри страны. В этом прослеживается одно из различий в развитии межэтнических отношений в России и в США. Если афроамериканцы стремились интегрироваться в общество как полноправные члены, то ряд этнических групп в России - к большей автономии или получению национальной независимости.1

Существующие исследования показывают, что настроения молодежи отличаются от настроений старших возрастных групп. Наблюдается тенденция, что идея «Россия - только для русских» становится приемлемой для значительной её части. Студенческая молодёжь выше оценивает объемы миграционного притока, в её составе шире представлена группа, не имеющая четкого мнения о мигрантах, индифферентно относящаяся к проблемам переселенцев, но в тоже время крайне интолерантно по сравнению со взрослым населением. Одной из наиболее широко обсуждаемых общественностью стала проблема молодёжного этнического экстремизма. Однако свойственная молодёжи активность, экстремальность настроений ещё не означает, что она в значительной части готова к радикальным действиям. При всём наблюдаемом росте числа негативно настроенных по отношению к иноэтничным мигрантам к крайне радикальным относится лишь часть из них. По мнению Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова, связь между экстремальным отношением к мигрантам и экстремистским поведением, хотя и прослеживается, но устойчивой её не назовешь.1 Схожую точку зрения высказывают и С. В. Львов: хотя молодежь и можно рассматривать как группу риска в контексте роста межэтнической напряженности, но её «экстремистский потенциал» в целом не высок. Кроме того, крайние проявления интолерантности по отношению к мигрантам вызывают у значительной части молодёжи неприятие. Так, например, негативно оценивается деятельность скинхедов, фашистов. Это связано с неприемлемостью подобных форм деятельности по отношению к другим людям, а также возможностью создания угрозы для безопасности и местных жителей. Таким образом, экстремистские настроения по отношению к мигрантам свойственны незначительной части современной российской молодежи.

На формирование отношения современной молодежи к мигрантам влияет и социальная специфика межэтнических отношений, поскольку этническая принадлежность выступает одним из основных идентифицирующих признаков и для принимающей стороны, и для мигрантов.

Этнос является одной из древнейших и, как показывает история, устойчивых форм структурирования общества, появившейся задолго до сословий, классов, политических объединений. Исторически в традиционном обществе формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом традиционное общество так или иначе имело ввиду проблему общей этнической и личной безопасности. Правила взаимоотношений среди

своего этноса и с другим этносом трактовались как отношения «Мы - Они», «Свой - чужой», «Друг - враг».1 Отдельные этносы, и даже расы, всего несколько веков назад развивались обособленно друг от друга. Некоторые страны сознательно изолировались от внешнего мира. В межэтнических отношениях более ярко выражена тенденция к противопоставлению, выдвижению на первый план интересов «своей» группы, что и определяет специфику взаимодействия социальных групп, позиционирующих себя как этнические - им сложно признать друг друга как равных и схожих субъектов.

Для межэтнических отношений и прошлого, и настоящего свойственна повышенная значимость социальных чувств, настроений. Этнические чувства одни из первых социальных чувств, являющиеся по существу развитием и расширением чувства родства, чувства семьи.2 И здесь ярко прослеживается действие природно-биологического фактора. Это ведёт к тому, что этническое неприятие люди не всегда готовы и способны преодолевать. Тот факт, что идентичность современного человека имеет сложную структуру, а этничность является одной из её составляющих, несколько снижает действие этого фактора. Но для представителей различных этнических общностей степень её значимости отличается. При этом в подавляющем большинстве случаев человек определяет свою этническую принадлежность в процессе социализации один раз и на всю жизнь. Поэтому, каково бы не было место этничности в структуре его идентичности, её актуализация в социальных отношениях детерминирует острые эмоциональные переживания.

Эмоции, как правило, выступают объектом психологического исследования, но они могут быть и объектом изучения в социологии. Их рассматривают как специфическую форму социальной действительности, выступающую «результатом социально-структурных и культурных отношений» и обладающую «возможностью их вызывать, или производить». Их основные социальные функции сводятся к следующему:

1. эмоции структурируют социальные ситуации, определяя позицию индивида в социальной среде через ненависть и любовь, через страх и доверие, закрепляя границу между внутригрупповым и внегрупповым, между другом и врагом и т. д.;

2. эмоции являются внутренними ресурсами индивида. Они образуют мотивационный базис социального действия и служат связующим звеном между окружающим миром, происходящими в нём событиями и внутренними структурными особенностями отдельного индивида. Таким образом, эмоциональные настроения по отношению к группе мигрантов являются фактором, который определяет ценностные ориентации принимающего сообщества.

Существующие в современном российском обществе ориентации на принятие представителей других этнических групп не распространяются на мигрантов. Современность характеризуется появлением социальных и социокультурных угроз, связанных с миграцией, на уровне общества и отдельных территориальных общностей. Один из факторов, который усиливает их - социальные и культурные характеристики мигрантов. Межэтнические отношения изначально противоречивы, поскольку естественно стремление к сохранению самобытности и сложно определить грань, за которой этническая группа рискует её утратить. Поэтому ярко выражено стремление к максимальному сохранению своих традиций.

Возрастная специфика ценностных ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами

Отдельного рассмотрения требуют тендерные особенности ценностных ориентации молодёжи на толерантное взаимодействие с мигрантами, поскольку совокупность факторов, являющихся ведущими при их формировании, порождает различия между требованиями и ожиданиями юношей и девушек по отношению к приезжим. Кроме того, отличается характер и содержание взаимоотношений с мигрантами тендерных групп. Важное значение имеет и то обстоятельство, что в половозрастной структуре мигрантов преобладают мужчины молодого и среднего возраста, то есть в реальной практике юношам и девушкам чаще приходится сталкиваться не с женщинами-мигрантками, а с мигрантами мужского пола.

На формирование целостного представления о группе мигрантов, оценку их социальных и культурных характеристик, а также характер социальных практик, тесно связанных с их присутствием, воздействует система тендерных норм и ролей, присущих принимающему сообществу, система жизненных ориентации современной молодежи. Именно эти факторы в первую очередь детерминируют тендерные особенности ценностных ориентации на толерантное взаимодействие.

Противоречия возникают ввиду значительного отличия социокультурных норм обществ исхода мигрантов, касающихся тендерного статуса, от норм принимающего сообщества. Кроме того, в российском обществе на протяжении последних лет происходило изменение традиционного тендерного порядка, затронувшее в большей степени женщин, чем мужчин, что и повлияло на систему ценностных ориентации молодых людей. Так жизненные устремления, планы на ближайшее будущее местных девушек не совпадают с образом жизни, который свойственен женщинам из обществ исхода мигрантов. Широко распространено представление, что круг их интересов сосредоточен вокруг ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Если же сравнить с современными российскими девушками, то для них на второй план отходит всё, что связано с миром домашней жизни, и ярче выражено стремление к профессиональному и социальному росту. Исследование, проведенное среди молодежи Поволжья, показало, что только 6,5% девушек планируют в ближайшем будущем «посвятить себя дому, семье».1

С другой стороны, культурные образцы мигрантских сообществ могут быть привлекательны. Например, это касается статуса главы семьи, который совпадает с представлениями юношей о приемлемых социальных образцах: «Мне нравится, что они очень уважительно относятся к отцу». (Антон, 24 года) Социальные практики, которые молодёжь может наблюдать как в мигрантской среде, так и при взаимодействии местных жителей и мигрантов, противоречат жизненным целям и планам молодых людей. Интолерантное отношение вызывают факты раннего деторождения среди девушек-мигранток. В российской действительности такие факты свидетельствуют, как правило, о социальном неблагополучии, поэтому современные девушки не стремятся заводить детей в столь раннем возрасте и осуждают за это мигранток:

«Она рожала третьего ребенка. Ей было, по-моему, двадцать лет. Она третьего ребенка уже носила!». (Алена, 22 года)

Традиционная многодетность мигрантских семей также не соответствует установкам молодежи, слабо вписываясь в современные стандарты качества жизни. В целом половина молодёжи Курганской области хочет иметь двух детей, а каждый десятый - только одного ребёнка.2

Несмотря на распространение норм малодетности, семья остаётся для россиян в целом и для молодёжи в частности значимой сферой жизни. Она очень важна для 82% россиян моложе 22 лет, с увеличением возраста её значимость только возрастает. При этом она имеет большую ценность для женщин. Именно поэтому молодёжь в целом, а девушки в особенности, так остро реагируют на отличия, характерные для семейно-брачных норм мигрантов и на ряд социальных практик, возникающих при взаимодействии коренных жителей и приезжих.

Для обществ, из которых прибывает значительная часть мигрантов, характерно достаточно строгое регулирование межгендерных отношений, оказавшись же в российском социуме, они не чувствуют подобных ограничений. Их попытки наладить контакты, при отсутствии знаний о коммуникативных практиках принимающего общества, выливаются в «приставания на улице». Вместе с тем, нужно заметить, что приезжие, даже русские из стран Центральной Азии, высказывают недоумение по поводу слишком свободного поведения местной молодежи (особенно девушек), отмечая отсутствие всякого «стеснения», «уважения». С другой стороны, о существовании отличий культуры межгендерных отношений в полной мере не отдают себе отчет и местные девушки. Противоречие возникает вследствие того, что каждая сторона по-своему определяет поведение другой: мигранты думают, что можно многое себе позволить в отношении местных девушек, а местные жители, в том числе и молодежь, считают мигрантов «наглыми», «развратными», переходящими рамки дозволенного. В результате у взаимодействующих сторон возникают неадекватные представления друг о друге:

«Некоторые ведут себя высокомерно по отношению к нашим, русским, особенно к девушкам, считают их какими-то легкомысленными». (Анастасия, 22 года)

Подобные ситуации воспринимаются остро девушками, поскольку общение с противоположным полом - это одна из сфер самоутверждения и самореализации, жизненного самоопределения для них. При этом они негативно воспринимают ситуации не только затрагивающие непосредственно их, но и ситуации, в которых оказались другие девушки.

Не способствует формированию ориентации на толерантное взаимодействие у девушек и то, что по отношению к ним мигранты считают приемлемым поведение, которое не позволили бы себе представители их этнической группы. Такое несоответствие интерпретируется как отнесение местных девушек к более низкому уровню в социальной иерархии, на основании чего снова подкрепляются стереотипы о предвзятом отношении к местному сообществу. В итоге девушки уверены в том, что мигранты не готовы приравнять их к представительницам своей этнической группы.

С мигрантами связывается нарушение принципа моногамности брака или же возникновение различных ситуаций, нетипичных для принимающей стороны. Например, местная жена вынуждена «принять» жену «оттуда»:

«Приезжаешь ты со своей семьей - живи ты со своей семьей, не надо там как-то русских девушек использовать». (Анастасия, 17 лет)

При этом мигранты демонстрируют слабую ориентированность на заключение межнациональных браков. Для ряда диаспор такая возможность для девушек практически исключена. То есть в этой сфере отношений иноэтничные группы демонстрируют существенную обособленность от российского социума. Местными жителями это может оцениваться как одно из проявлений высокомерного отношения к себе со стороны приезжих. При этом всё многообразие факторов, детерминирующих ценностные ориентации мигрантов, не осознаётся. Например, меньшие по численности этнические группы стремятся сохранить свои традиции, а обособленность в сфере семейно-брачных отношений является одним из способов достижения этой цели.

Соответственно, формирование ценностных ориентации тендерных групп на толерантное взаимодействие происходит в условиях, когда социокультурные характеристики мигрантов в меньшей мере совместимы с традиционным тендерным порядком, касающимся статуса и ролей женщин.

Гендерная специфика ценностных ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами

Ведущими факторами формирования ценностных ориентации юношей на толерантное взаимодействие становятся тендерные особенности системы жизненных ориентации современной молодёжи в целом, негативно окрашенные эмоциональные настроения, трудности межкультурного взаимодействия в однополой группе.

Специфика системы детерминации ценностных ориентации девушек обусловлена свойственным для них тендерным типом поведения. Он ориентирует на сближение с другими группами, приводит к тому, что значимым для формирования их ценностных ориентации становится стремление учесть интересы всех субъектов взаимодействия, что может предполагать и изменение существующих норм. Девушки в меньшей мере ждут уступок со стороны мигрантов, в тоже время острую реакцию у них вызывает воздействие мигрантов на сферы жизни принимающего сообщества, в которые в большей мере вовлечены девушки.

В отличие от юношей они оказываются в ситуации межгендерного взаимодействия. Девушкам приходится сталкиваться с нехарактерными для молодежной среды и принимающего сообщества в целом социальными практиками и нормами, в результате чего затрудняется освоение социальных ролей, достижение желаемого статуса. В условиях формирования тендерной идентичности очень значима модель отношений, предлагаемая окружением. Девушки считают, что местные женщины вправе ожидать более уважительного отношения. Они остро воспринимают негативные стереотипы мигрантов о местных женщинах, а также ситуации, в которые оказываются вовлеченными другие девушки. Существующие в этой сфере отношений противоречия способствуют формированию ориентации на неприятие мигрантов и исключение возможности дальнейшего взаимодействия.

Формирование ценностных ориентации на толерантное взаимодействие затруднено и тем, что для девушек это взаимодействие связано с отношениями, которые давали бы ощущение эмоциональной общности, являющееся показателем взаимопонимания сторон. Толерантное взаимодействие становится, как правило, возможным при установлении непосредственных отношений через мужчин из ближайшего окружения.

Ориентированность на установление связей при отсутствии навыков взаимодействия с представителями инокультурных групп может привести к приобретению негативного опыта и формированию неприятия. Для формирования ценностных ориентации девушек имеют большее значение негативные представления, информация, подкрепляющая фобии. При этом фобии формируются под действием ряда факторов, имеющих как социальную природу, так и обусловленных психологическими механизмами. У девушек более актуализированы опасения за свою безопасность, и они более открыто говорят об этом.

Ведущими факторами формирования ценностных ориентации девушек на толерантное взаимодействие являются: тендерные особенности системы жизненных ориентации современной молодёжи в целом, содержание и характер традиционно женских ролей и связанных с ними видов деятельности, трудности межгендерного взаимодействия с представителями инокультурных групп.

Таким образом, тендерная специфика ценностных ориентации молодежи обусловлена действием таких факторов как особенности тендерного порядка принимающего сообщества и вытекающие из него жизненные ориентации девушек и юношей, характер эмоциональных настроений по отношению к группе мигрантов, социокультурные характеристики мигрантов, специфика норм и способов организации деятельности в рамках группы сверстников.

Эти факторы воздействуют на характер и содержание социальных отношений, в которые вовлекаются юноши и девушки, оценку ими социокультурных характеристик мигрантов, социальных последствий миграции, представления о желательных перспективах развития отношений местного сообщества и мигрантов, возможные способы и каналы установления непосредственных отношений. Негативно окрашенная категоричность по отношению к мигрантам более свойственна юношам, чем девушкам.

Противоречивость воздействия тендерного статуса обусловлена тем, что традиционные социально приемлемые образцы мужского поведения в меньшей мере ориентируют юношей на толерантное взаимодействие, но именно они составляют ту группу, которая в современных условиях может установить отношения с мигрантами, соответствующие характеристикам толерантного взаимодействия.

Тендерный статус девушек, их стремление поддерживать отношения со всеми субъектами, расположенность к установлению социальных связей приводит к тому, что они в большей мере декларируют готовность к взаимодействию, ориентированы на сближение с «чуждыми» группами. Но эти ориентации могут измениться под влиянием ценностных ориентации мигрантов, реальной практики взаимодействия с ними в противоположном направлении. Кроме того, различия в нормах межгендерного взаимодействия местных жителей и мигрантов порождают противоречие между стереотипами девушек о себе и стереотипами мигрантов о местных девушках.

Подводя итог, можно сказать, что ориентации современной российской молодежи на взаимодействие с иноэтничными мигрантами имеют половозрастную специфику. Отличается круг факторов, которые являются ведущими для формирования ориентации возрастных и тендерных групп молодежи и определяют стереотипы восприятия иноэтничных мигрантов, реальную практику непосредственного взаимодействия с ними. При этом одни и те же факторы могут как ослабить, так и усилить процесс формирования ориентации на толерантное взаимодействие у представителей различных групп.

Похожие диссертации на Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами