Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерная социализация в образовании Шалаева Лиана Геннадиевна

Гендерная социализация в образовании
<
Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании Гендерная социализация в образовании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шалаева Лиана Геннадиевна. Гендерная социализация в образовании : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Саратов, 2003.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/303-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Модели объяснения тендерной социализации 14

1.1. Подходы к исследованию тендерной социализации 14

1.2. Факторы конструирования тендерных отношений 45

Глава 2. Образование как агент тендерной социализации 68

2.1. Тендерная социализация в школе (по материалам этнографического кейс - стад и) 68

2. 2. Восприятие старшеклассниками тендерных различий (по материалам школьных сочинений) 114

Заключение 158

Список использованной литературы 168

Приложение 1 186

Приложение 2 .„ 209

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, культурных практик и ценностных систем. В ходе трансформации культуры и духовной жизни изменяются образцы тендерных взаимодействий, модицифицируются роли и статусы женщин и мужчин, в новом социокультурном контексте подвергаются переопределению понятия мужественности и женственности. Социология тендерных отношений выступает важным методологическим звеном анализа современной идентичности, позволяя связать индивидуальное определение мужского и женского, с одной стороны, и контекстуальные смыслы тендера, с другой.

В новом социокультурном контексте подвергаются изменению и основные агенты социализации, в том числе образование, стимулирующее воспроизводство или модификацию тендерных норм и практик. Мировые стандарты образования сегодня принципиально меняются, к ним предъявляются требования демократизации образовательной среды, способствующей формированию ценностей гуманизма и толерантности, навыков критического мышления и партнерства. Реформирование системы образования актуализирует задачу социологического анализа тендерных отношений. Именно образование выступает ключевым звеном индивидуального и общественного развития, представляя стратегический ресурс распространения ценностей гражданского общества, однако одновременно воспроизводит противоречивые идеологии и стереотипные практики, сужающие жизненный выбор учащихся и способствующие воспроизводству тендерного неравенства. В связи с этим особо актуализируется социологический анализ практик тендерной социализации детей в рамках школьного образовательного учреждения.

Осуществление нового социологического подхода к формированию отношений тендерного равенства посредством образования особенно важно в

современной российской ситуации, когда насущной задачей становится осознание условий, механизмов и последствий социальных конфликтов, способов их предупреждения и ненасильственного разрешения. Сегодня принципы гендерного равенства официально признаны в качестве компонент единого ценностного пространства современной мировой цивилизации. В связи с этим актуализируется развитие гендерного просвещения как составляющей гражданского образования, главной целью которого является распространение ценностей мира и толерантности, уважения человеческого достоинства, отказа от насилия и экстремизма. Перспектива исследования тендерных представлений подрастающего поколения указывает способы гуманизации духовной жизни общества, социальных отношений, ориентации на взаимопонимание и культурный диалог.

Степень разработанности проблемы тендерной социализации в образовании определяется состоянием мировой и отечественной традиции исследований культуры и духовной жизни общества в социальных и гуманитарных науках. В западном и российском социально-гуманитарном знании проблемы тендера рассматриваются в нескольких направлениях. Теории полового развития (З.Фрейд, Н.Ходоров) основным механизмом усвоения половой роли полагают процессы идентификации и коммуникации ребенка с родителями. Теория половой типизации подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение через механизмы поощрения и наказания (Дж.Бардуик, И.Дуван). В теории когнитивного развития подчеркивается активный творческий характер мышления ребенка в процессе усвоения половой идентичности и роли (Л.Колберг).

Важный вклад в изучение тендерной идентичности вносят представители современной социально-психологической школы (С.Бем, Л.Вейцман, К.Джеклин, М.Джонсон, Е.Маккоби, Дж.Мани, Дж.Стоккард, А.Эрхард), утверждающие, что основное значение в формировании

психологического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества, которые находят свое отражение в процессе социализации. В теории полоролевой социализации, сформулированной в работах Т.Парсонса и Р.Бейлза, М.Комаровски, половые роли усваиваются в процессе социализации через процесс научения и интериоризацию культурно-нормативных стандартов, стабилизирующих социальную систему. Социально-антропологические исследования М.Мид представляют важный ресурс для интерпретации кросскультурных факторов тендерной социализации. Несомненную ценность представляют феминистские исследования образования, которые внесли крупный вклад в педагогику и социологию на Западе (Р.Дим, Э.Келли, А.Мишель, П.Мэхони, Б.Сэндлер, Р.Холл, хуке белл).

В контексте рассматриваемой проблемы особенно важны подходы к тендерной социализации, выработанные феминистскими исследователями Дж.Аллен, М.Андерсон, С.Гриффин, К.Делфи, А.Дворкин, М.Дэли, К.МакКиннон, К.Миллет. В их работах тендер рассматривается в качестве социального конструкта, создание которого происходит как на микроуровне в ходе межличностного взаимодействия, так и на макроуровне - в социальном пространстве в рамках определенных институциональных условий. Такой подход к изучению тендерных отношений и тендерной идентичности сформировался в рамках феминистской теории, которая критически переосмыслила подходы социального конструирования реальности, этнометодологии и символического интеракционизма. Это научное направление изучает процессы, механизмы и ресурсы создания тендера в различных сферах общественной жизни и различных социокультурных контекстах. Объектом исследования в рамках этого подхода являются культурные модели мужественности и женственности, процессы их создания и воспроизводства. Теоретико-методологические основы этих направлений были заложены работами западных авторов:

(П.Бергер, Г.Гарфинкель, И.Гоффман, Д.Зиммерман, Дж.Лорбер, Т.Лукман,
В.Уэст, Д.Фаррелл). В отечественной научной традиции тендер является
предметом исследования целой когорты современных ученых. Проблемы
тендерных отношений, культурных стереотипов социализации мальчиков и
девочек, конструирования маскулинности и феминности рассматриваются в
работах М.Арутюнян, О.Ворониной, Н. Гончаровой, Е.Здравомысловой,
О.Здравомысловой, И.Клециной, И.Кона, О.Ключко, Н.Ловцовой,

Е.Луковицкой, Е.Мещеркиной, Н.Пушкаревой, Е.Омельченко,

Н.Римашевской, А.Темкиной, С.Ушакина, Ж.Черновой, ЕЛрской-

Смирновой. Проблемы социализации детей в семье, тендерные аспекты взросления и старения, сексуальных отношений освещаются в работах М.Елютиной, С.Голода, А.Клецина. Молодежные культуры и субкультуры, тендерные особенности подростковой делинквентности рассматриваются Е.Барябиной, К.Добриным, Е. Омельченко, Д.Петровым, Н.Романовой. Тендерные аспекты самореализации исследуются В.Горчаковой, Ж.Карабановой, Н.Коноплевой, И.Клециной, Л.Поповой. Тендерные аспекты образования, вопросы феминистского и тендерного подхода в преподавании тендерных спецкурсов в системе высшего и среднего образования рассматриваются в работах Л. Булатовой, Ю.Градсковой, С.Карачаевой, И.Клециной, И.Костиковой, Н. Кукаренко, А.Митрофановой, Н.Пулиной, В. Суковатой, И.Чикаловой, О.Шныровой, Л.Штылевой, Е.Ярской-Смирновой. На важность поиска методологических императивов модернизации отечественного образования обращают внимание Н.Григорьева, В.Нечаев, А.Понукалин, Д.Константиновский, Н.Шевченко, В.Ярская. Вопросы социального пространства социализации, жизненного пути молодежи представлены в работах О.Ежова, Л.Яковлева.

В отечественных социальных науках утверждается такое направление исследований тендерной социализации, как тендерный анализ текстов учебной литературы для общеобразовательных школ (Т.Барчунова,

Н.Коломейская, Т.Котлова, А.Смирнова, О.Шнырова) и детской
художественной литературы (Е.Герасимова, Е.Здравомыслова, Н.

Пушкарева, Н. Троян). Однако, несмотря на то, что российские исследователи анализируют влияние культурных агентов социализации на формирование тендерной идентичности детей, они не затрагивают процессы тендерной коммуникации, которая осуществляется в процессе занятий. Реальная жизнь образовательного учреждения может обнаружиться только при пристальном этнографическом исследовании (П.Романов), которое выступает наиболее эффективной формой анализа, позволяя проследить коммуникацию между учителями и учениками в процессе занятий, проанализировать особенности и влияние явных и латентных тендерных установок учителя и всей образовательной системы на социализацию учащихся.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют положения теории социального конструирования тендера, содержащиеся в работах П.Бергера, Г.Гарфинкеля, И.Гоффмана, Д.Зиммермана, Т.Лукмана, В.Уэста; подходы Р.Коннела, М.Месснера к анализу тендерных отношений; принципы анализа тендерной идентичности и социализации, представленные О.Ворониной, Е.Здравомысловой, И.Клециной, И.Коном, Е.Мещеркиной, Н.Пушкаревой, Е.Омельченко, И.Тартаковской, А.Темкиной; перспективы феминистской критики образования, раскрытые Т.Барчуновой, Р.Дим, Э.Келли, А.Мишель, П.Мэхони, Б.Сэндлер, Р.Холл, хуке белл, О.Шныровой, Л.Штылевой, Е.Ярской-Смирновой. Этнографическое кейс-стади основано на методологических принципах, раскрытых И.Козиной, П.Романовым. Анализ текстов проводился с опорой на разработки Л.Косыгиной, Е.Лукьяновой, Е.Машковой, Е.Мещеркиной, Л.Поповой, Е.Таратута, Е.Ярской-Смирновой.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: этнографическое кейс-стади с применением

включенного наблюдения на уроках литературы, русского языка, истории,
алгебры, физики, физкультуры и труда в течение второй и третьей четверти
2000/2001 учебного года; десять неформализованных интервью с

учителями; контент-анализ 113 сочинений учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы; анализ содержания 27 единиц граффити в школьном здании.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов к изучению тендерной социализации. Результаты проведенных эмпирических исследований анализировались и сопоставлялись с результатами отечественных и зарубежных исследований.

Объект исследования - тендерная социализация старшеклассников учреждения общего образования. Предмет исследования - тендерная асимметрия социального порядка средней школы как фактор конструирования тендерной идентичности учащихся.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что хотя школа как агент тендерной социализации провозглашает целью своей деятельности достижение тендерного равенства и представление равных возможностей мальчикам и девочкам, здесь проявляется и воспроизводится тендерное неравенство.

Целью диссертационного исследования является социологическая рефлексия практик тендерной социализации в учреждении общего образования. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

провести анализ основных теоретических подходов и моделей объяснения тендерной социализации;

обобщить и систематизировать факторы конструирования тендерных отношений на этапе первичной социализации;

раскрыть специфику образовательного учреждения как агента тендерной социализации;

разработать программу, инструментарий и провести авторское этнографическое кейс-стади в школе с применением методов включенного наблюдения, неформализованного интервью и анализа текстов;

проанализировать тендерные особенности явных и латентных тендерных установок субъектов образования в средней школе на материале кейс-стади;

представить интерпретацию школьных граффити как культурного артефакта и первичного документа в социологическом контент-анализе, раскрыть роль граффити в конструировании тендерной идентичности;

провести сбор эмпирических данных по представлениям старшеклассников о тендерных различиях и тендерном неравенстве с помощью школьных сочинений,

обосновать познавательные возможности контент-анализа и применить количественную и качественную методологию интерпретации текстов сочинений для выявления тендерных стереотипов в представлениях учащихся.

Научные положения, выносимые на защиту:

  1. Особая роль в социализации современного человека принадлежит средней школе как базовому агенту формирования личности и гражданских установок индивида. Образовательное учреждение одновременно раскрывает и ограничивает возможности личного, гражданского и профессионального выбора, иерархически структурирует образцы взаимодействия полов и способствует формированию контекстуально обусловленной тендерной идентичности. Воспроизводимые в образовательном процессе стереотипы становятся препятствием для раскрытия индивидуальности, признания тендерного равенства и утверждения демократических отношений.

  2. Школа и учителя не только внедряют либеральные идеи равенства и демократии, но и фиксируют асимметрию тендерных норм, отстаивая и

распространяя господствующие ценности посредством применения системы позитивных и негативных санкций, дифференциации ожиданий, предложения идентификационных матриц и регулирования каналов мобильности. Тендерная специализация заданий на уроках труда и физкультуры при посредничестве учителя как ресурса идентификации способствуют формированию нормативных моделей маскулинности и феминности, тем самым происходит подготовка школьников к тендерным ролям взрослой жизни. Школьницам уделяется меньше внимания со стороны учителей в целом, при этом позитивные и негативные санкции отличаются тендерной спецификой. Реакция преподавателей на нарушение дисциплины допускает большую степень свободы для мальчиков. Ученикам мужского пола в большей степени адресованы поощрение успеваемости и дисциплинарные взыскания, тогда как учениц стимулируют к послушанию, скромности, прилежанию и осуждают за академические неудачи.

  1. Социальный порядок образовательного учреждения явным и латентным способом транслирует представления о доминировании мужчин в общественной жизни и вытеснении женщин в приватную сферу, фиксируя различие статусных позиций по признаку пола в социальной иерархии. Тем самым учебное заведение имплицитно осуществляет социализацию школьников в соответствии с идеологией патриархатного ренессанса. Понятие скрытого учебного плана операционализируется через организационную культуру образовательного учреждения, содержание предметов и стиль коммуникации. Указанные измерения скрытого учебного плана не только отражают тендерные стереотипы, но и поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному и недооценивая женское и нетипичное.

  2. Нормативная тендерная идентичность соответствует доминирующему в обществе тендерному укладу, представлениям о содержании и исполнении тендерных ролей. Проективные представления старшеклассников о своем

будущем профессиональном и семейном статусе отражают стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях, фиксируя существенные тендерные различия. В представлении старшеклассниц маскулинность нормируется военной службой, соответственно, попытки избежать призыва в армию идентифицируют несостоявшуюся мужественность. Социальный конструкт женственности, в свою очередь, исключает «мужскую» карьеру из ролевого репертуара старшеклассниц, что отражает сложившуюся в обществе сегрегацию по признаку пола. В силу особенностей тендерной социализации девочки сомневаются в своих возможностях и убеждены в поражении при выборе престижных профессий. Вместе с тем девочки, в отличие от мальчиков, декларируют установки на эгалитарное распределение ролей в семье.

5. Здоровый образ жизни, в целом воспринимаемый подростками как общечеловеческая ценность, у мальчиков чаще вытесняется высокой значимостью таких практик, как драки, курение, употребление инвективной лексики и алкоголя. Эти поведенческие стратегии расцениваются как атрибут маскулинности и выполняют перформативную функцию публичного конструирования тендерной идентичности, находясь в основе инициации в группу сверстников и маркируя принадлежность к контркультуре по отношению к системе ценностей, утверждаемых школой. Неформальные способы самовыражения мальчиков посредством граффити выступают проявлением нонконформизма и гомосоциальности, что выражается в неприязни к учителям, протесте против правил учебного заведения, демонстрации гомофобных установок, интолерантности к людям с задержкой интеллектуального развития и психическими расстройствами. Данная субкультура представляет собой реплику доминантной культуры общества, в которой приоритет имеют физическая сила и экономическая рациональность, женственность подвергается коммерциализации либо одомашнивается, а мужественность претендует на гегемонию в иерархии властных отношений.

  1. В представлении подростков внешний облик выступает как средство диагностики тендерной идентичности субъекта. Тендерный дисплей современных старшеклассников включает такие компоненты, как предметы одежды, аксессуары, прическа, регулирующие характер социальной коммуникации. В отличие от символической системы молодежных субкультур, где внешний облик скорее маркирует отличия стилевой группы, нежели служит категоризации по полу, репертуар имиджей, допускаемый школой, отличается более выраженной тендерной дифференциацией.

  2. Подростки позиционируют себя через отрицание сходства с представителями другого пола, акцентируя неудовлетворенность характеристиками иной тендерной группы и увеличивая социальную дистанцию между мужчинами и женщинами. Для мальчиков предметом недовольства выступают внешние данные девочек, при этом транслируются сексистские установки. Наиболее негативно девочки характеризуют те особенности личности и поведенческие проявления, которые традиционно считаются мужскими. Представляя идеальный образ мужчины и женщины, подростки артикулируют потребность изменения существующего тендерного порядка и развития эгалитарных отношений.

  3. Свобода поведения воспринимается девочками как типично мужское качество и характеризуется амбивалентно: с одной стороны, непослушание и неверность трактуются как отрицательные свойства, с другой стороны, возможность выбора артикулируется в качестве важнейшей ценности. Процесс социализации накладывает на девочек ограничения в выборе поведения, что приводит к конфликту тендерных ролей: реальной и желаемой. Актуальная тендерная идентичность девочек заключена в рамки конвенциальной феминности, что входит в противоречие с их возможными жизненными стратегиями, ориентирующимся на достижения в общественной сфере, образование и карьеру.

Научная новизна исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социологического исследования тендерной социализации как фактора конструирования тендерного неравенства:

с современных теоретических позиций социологии осуществлен анализ основных теоретических подходов и моделей объяснения тендерной социализации;

раскрыты в систематическом виде факторы конструирования тендерных отношений на этапе первичной социализации;

получены новые данные о специфике тендерной социализации и тендерной коммуникации в общеобразовательной школе;

введен в научный оборот новый эмпирический материал кейс-стади, на основе которого выявлены тендерные различия в представлениях учащихся школы;

раскрыты тендерные особенности явных и латентных тендерных установок субъектов образования в средней школе на материале кейс-стади;

представлена авторская интерпретация школьных граффити как культурного артефакта и первичного документа в социологическом контент-анализе, показана роль граффити в конструировании тендерной идентичности;

предложены новые эмпирические данные по представлениям старшеклассников о тендерных различиях и тендерном неравенстве на материале школьных сочинений, с применением количественной и качественной методологии интерпретации текстов сочинений выявлены тендерные стереотипы в сознании учащихся.

Подходы к исследованию тендерной социализации

Перед тем как перейти к рассмотрению основных теорий, объясняющих процесс тендерной социализации, необходимо рассмотреть основное понятие, используемое в диссертационном исследовании.

Тендер - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного общества. Это означает, что тендеру как статусу соответствует тендерная культура1. Тендер - это фундаментальное измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. В нем есть элементы устойчивости и изменчивости. В каждом обществе, особенно мультикультурном необходимо иметь в виду тендерное разнообразие. Это означает, что предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности могут быть различны для разных поколений, этнокультурных групп, разных слоев общества . Перейдем к рассмотрению основных теоретических подходов, объясняющих процесс гендерной социализации и идентификации.

В диссертационном исследовании представляется важным рассмотреть основные западные теории, объясняющие феномен мужской и женской идентичности. Необходимо отметить, что в социально психологической науке не существует единой точки зрения, объясняющей механизмы формирования психологических различий между мужчинами и женщинами, так как существуют разные мнения относительно соотношения биологического и социального в процессе гендерной дифференциации личности.

Одной из первых таких теорий стал психоанализ 3. Фрейда3, в рамках которого объяснение носило биологический характер - «анатомия - это судьба». Развитие личности понималось им как психосексуальное развитие прежде всего, а процесс идентификации объяснялся с помощью понятий «Эдипова комплекса» и «комплекса Электры» и уподобления отцу или матери. У мальчиков и девочек очень рано развиваются черты, типичные для одного или другого пола, которые закрепляются у них по мере взросления. В психоанализе мужская и женская модель рассматриваются как диаметрально противоположные по своим качествам. Для мужского поведения типичными считаются такие черты, как активность, агрессивность, решительность, установка на соревнование и победу, способность к творческой деятельности, в то время как женский тип поведения характеризуется такими чертами, как пассивность, нерешительность, зависимое поведение, эмоциональность, отсутствие логического мышления и стремления к самореализации. Именно эти модели в рамках традиционной психоаналитической концепции, являются основой гармоничного и полноценного развития личности, так как при условии следования этим моделям не нарушается половая идентификация. Если рассматривать психоаналитическую теорию с точки зрения тендерных исследований, то главным недостатком является «утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами»4. Кроме того, взгляды 3. Фрейда относительно психологических особенностей мужчин и женщин отражают маскулинную позицию.

Некоторые феминистки такие, как Симона де Бовуар5, Бетти Фридан6, Кейт Миллет7, подвергали критике психоанализ из-того, что он является одним из инструментов подавления женщины. Другие феминистки, однако, полагали психоанализ полезным для феминизма (Д. Диннерстайн, Л. Иригарэ, Ю. Кристева, Д. Митчел, Н. Ходоров). Поскольку психоанализ обеспечивает доступ к бессознательным областям человеческой психики, он может помочь женщинам лучше понять и личностные, и политические измерения их жизни. Феминистки психоаналитического направления ищут описание у Фрейда тех процессов, которые протекают внутри патриархатной культуры, таких процессов, которые должны трансформировать ее для того, чтобы избавиться от угнетения8.

Наиболее влиятельной феминистской психоаналитической теорией является теория Нэнси Ходоров9. Согласно ее теории, ребенок начинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень рано, и это обусловливается привязанностью ребенка к своим родителям. Н. Ходоров уделяет внимание важности роли матери в процессе идентификации. Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами по той причине, что в первые годы жизни она оказывает на них преобладающее влияние. Эта привязанность до некоторой степени ослабляется при формировании личности ребенка, когда он становится в меньшей степени зависимым от матери.

Ходоров утверждает, что разрыв тесной связи, существующей между ребенком и матерью, происходит по - разному у мальчиков и девочек. В отличие от мальчиков, девочки остаются в более близких отношениях со своей матерью, они, например, сохраняют привычку крепко ее целовать и обнимать, а также подражают ее манерам. Девочки сохраняют привязанность к матери дольше, чем мальчики. Поскольку резкого разрыва с матерью не происходит, характер девочки, и позднее взрослой женщины, складывается таким образом, что она больше связывает себя с другими людьми. Весьма вероятно, что ее личность будет подавляться, и она попадет в зависимость к другому человеку, сначала к матери, а потом к мужчине. С точки зрения Ходоров, у женщин это приводит к появлению и воспроизводству таких черт характера, как чувствительность и способность к состраданию10.

Личность мальчиков формируется благодаря радикальному отрицанию их первоначальной близости с матерью, а их идеал мужественности представляет простое отрицание женственного. В результате мальчики оказываются неподготовленными к близким отношениям с другими людьми. Они занимают активную жизненную позицию, придавая первостепенное значение «достижениям», но при этом подавляют способность понимать свои чувства и чувства других людей11.

В теории Ходоров мужественность, а не женственность определяется как «потеря», лишение долго существовавшей привязанности к матери. Личность мужчины формируется в процессе отдаления от матери.

Вследствие этого мужчины на протяжении всей жизни испытывают чувство, будто их личность подвергается опасности, когда они завязывают с кем-либо тесные эмоциональные отношения. Женщины испытывают противоположное: отсутствие тесных взаимоотношений с другими людьми угрожает их чувству самоутверждения. Именно эти образцы поведения передаются из поколения в поколение из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей.

Факторы конструирования тендерных отношений

Необходимо рассмотреть факторы конструирования тендерных отношений на этапе первичной социализации и раскрыть асимметрию тендерной социализации в детском возрасте.

В рамках конструкционистской парадигмы маскулинность и феминность как категории тендерного анализа представляют собой социальный конструкт, вписанный в определенный исторический и социокультурный контекст. На их формирование оказывает влияние ряд факторов: как правило, к ним относят «родителей, игры и игрушки, детские книги и журналы, взрослые книги и журналы, телевидение и рекламу»64. Очевидно, что все вышеперечисленные факторы воздействуют как на формирование тендерной идентичности отдельного человека, так и на создание тендерных категорий мужественности и женственности.

Первый значительный опыт тендерных отношений ребенок получает в семье. Семейное воспитание, как отмечал П.Ф. Лесгафт65, имеет первостепенное значение для социализации индивида, так как в семье кристаллизуется весь предшествующий опыт и прогресс человечества. Мы не можем согласиться с С. Ушакиным, который несколько принизил роль современной семьи в первичной тендерной социализации, перенеся акцент на роль средств массовой информации66. Безусловно, в современном российском обществе идет перераспределение ролей между различными социальными институтами, но роль семьи в формирование тендерной идентичности остается незыблемой.

Отметим, что роль семьи длительное время была весьма специфичной, потому что это была семья, где, как правило, работают оба родителя, и в которой было необходимо исполнение роли бабушки. Бабушка - это не родственник, а определенная функция, которую могут выполнять различные родственники, близкие люди. Эта роль зафиксирована в мифологеме об Арине Родионовне - няне Пушкина. Бабушка - это мощный фактор воспитания и транслятор традиционной культуры67, основанной на сохранении тендерных ролей. В настоящий момент экономический кризис общества в значительной степени способствовал и отстранению бабушек от семейных обязанностей, поскольку вышедшие на пенсию женщины теперь вынуждены искать подходящую работу для поддержания своего существования. Возможно, отсутствие бабушек откроет больше возможностей для супружеских пар отойти от патриархальных традиций воспитания детей68.

Из результатов исследования супружеской жизни в современной России явствует: несмотря на то, что социальная трансформация в России вызвала некоторые изменения семейных ролей, ценностей и представлений, патриархальная семья все еще остается доминирующей69. Эти патриархальные установки распространяются и на социализацию детей. В 1997 г. социологи опрашивали молодых (24-летних) россиян, какие качества нужно воспитывать у мальчиков и девочек70. Расхождения в ответах мужчин и женщин были невелики, зато желаемые качества мальчиков и девочек оказались разными. Для мальчиков важнейшие качества — самостоятельность, ответственность и любознательность, на последнем месте стоит послушание (его выбрали 18% мужчин и 14% женщин). Для девочек важнейшие черты — ответственность, хорошие манеры и послушание (его упомянули 56% мужчин и 42% женщин). То есть оба пола требуют от девочек послушания втрое чаще, чем от мальчиков71.

Попытаемся понять, как родители «создают тендер» детям, существуют ли различия в отношении родителей к дочерям и сыновьям?

Когда ребенок рождается на свет, всегда первым делом спрашивают -это девочка или мальчик? Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной значимости мужчин по сравнению с женщинами. Особенно это выражено в странах Азии и Востока. Например, в таких странах как Индия, Египет предпочтение, отдаваемое мальчикам, настолько велико, что если бы были удовлетворены желания родителей, то соотношение младенцев мужского и женского пола было бы от 162 к 100 до 495 к 100 .

Если задать вопрос родителям, относятся ли они к сыновьям и дочерям по-разному, то большинство ответят «нет». Однако то, что говорят родители, может отличаться от того, что происходит в действительности. Если пол маленького ребенка не определить по его внешнему виду - например, его одежда подходит девочке, и мальчику- люди теряются, не зная как к нему обращаться . Иногда случается, что ребенок рождается гермафродитом и имеет признаки обоих полов. В этом случае врачи совместно с родственниками стоят перед необходимостью определить его пол хирургическим путем. Иными словами, тендерный порядок устроен таким образом, что каждый индивид должен принадлежать к одному или другому полу. Как только идет какое-то несоответствие, нарушается дихотомия «женское/мужское» и если поведение, внешность человека не укладывается в нормы общества, то такой человек попадает в ситуацию «тендерного сбоя»74. Стереотипы в отношении пола встречают ребенка при рождении. Рассмотрим младенческий возраст и ранее детство.

Как взрослые воспринимают младенцев? Хорошо известны результаты многократно проводившихся экспериментов с переодеванием младенцев. В зависимости от цвета одежды ребенка его поведение воспринималось и оценивалось по-разному. В ходе одного эксперимента велось наблюдение за пятью молодыми матерями, которым поручался уход за шестимесячным ребенком по имени Бет. Они, как правило, начинали ему часто улыбаться и предлагать куклы для игр. Ребенка называли «милой», с «нежным голосом». На ребенка того же возраста по имени Адам другая группа матерей реагировала совершенно иначе. Для игр ему чаще предлагался поезд или другие «мальчиковые» игрушки. В роли Бет и Адама выступал один и тот же, по- разному одетый ребенок .

Аналогичные эксперименты проводились российскими исследователями Т.В. Виноградовой и В.В. Семеновым 76. Женщин-матерей просили посидеть с незнакомым ребенком. Если этот ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним, заставляя проявлять большую самостоятельность, а если как девочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали.

Тендерная социализация в школе (по материалам этнографического кейс - стад и)

Образование является одним из важнейших социализирующих агентов, выполняющим функции трансляции основной системы ценностей, норм общества, то есть основной функцией является воспроизводство традиционных ценностей и норм поведения. Поскольку мы живем в патриархатном обществе, то традиционными являются патриархатные, маскулинные ценности. Э. Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка и то, что оно работает для социализации отдельных людей и групп с учетом требований и запросов общества. По Дюркгейму, каждое общество, рассматриваемое на данной ступени развития, имеет систему образования, оказывающую на людей влияние, которому обычно невозможно противостоять109.

Как замечает Е.Р. Ярская-Смирнова, «образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентичности, а также имеющиеся у нас возможности личного, гражданского и профессионального выбора» . Это сфера, где ребенок сталкивается с такими новыми для себя ценностными критериями, как стремление к успеху, соревнование и конкуренция. Мы проанализируем функции образования на примере школы, но отмечая относительно ограниченную степень влияния школы на процесс социализации в контексте таких мощных социализирующих агентов, как семья, СМИ, группы сверстников, другие образовательные учреждения.

Дело в том, что наряду с официальным и обязательным учебным планом существует еще один - скрытый (hidden сигпси1шп).Этот термин введен критической социологией и педагогикой, эти течения возникли в конце 60-х годов XX столетия на Западе и построены на критике традиционного подхода к образованию. Согласно Луи Альтюссеру, школа является не средством адаптации человека к обществу, а инструментом насаждения идеологических стереотипов господствующего в обществе класса и социального неравенства. В итоге цель школьного воспитания - не развитие талантов ребенка, а навязывание ему/ ей социальных и тендерных ролей"1.

Альтюссер утверждал, что система образования в значительной степени определяется потребностями капиталистической экономической системы. Школы представляют собой институты среднего класса, которыми руководят люди из среднего класса (учителя), где ученикам тоже из среднего класса обычно предоставляется возможность добиться успеха. Что касается рабочих, они должны быть социализированы, чтобы занять то место в классовой системе, к которому они стремятся.

Французский исследователь П. Бордо в книге «Воспроизводство в образовании, обществе, культуре» (1977) показал, что знания, распространяемые в системе школьного образования, есть не что иное, как знания класса буржуазии и желательные для господствующего класса. В связи с этим предлагалось изменить систему образования, способствуя воспитанию гармонично развитой личности112.

Иван Иллич отмечал, что люди становятся все более зависимыми от профессионалов, экспертов и специалистов в удовлетворении многих своих потребностей (например, в обязательном обучении). Иллич утверждал, что школа развивалась для того, чтобы решать четыре основные задачи: опекать детей, распределять их на те роли, которые они займут в обществе, вырабатывать у них основные ценности и передавать им знания, навыки и умения. Школы имеют тенденцию к насаждению среди детей того, что Иллич называл пассивным потреблением, некритичного восприятия существующего общественного порядка, вырабатываемого самой природой дисциплины и жестких организационных форм, в которые поставлены ученики. Согласно Илличу, скрытый учебный план учит детей тому, что их роль в жизни «знать свое место и не высовываться»113.

Социальная и социализирующая функция скрытого учебного плана состоит в «непроизвольном, латентном принятии социальных навыков исподволь, посредством неофициальных дискуссий, подразумеваемых убеждений, ценностей организационной культуры школы, в ходе которого происходит неосознанное усвоение учащимися норм и ценностей общества»"4. В дальнейшем в критической педагогике выделилось новое направление, получившее название «феминистской педагогики», основным предметом внимания которой стали не классовые, а тендерные отношения в системе образования.

Феминистский взгляд на роль образования в сохранении неравенства в обществе по половому признаку внес крупный вклад в социологию образования и педагогику на Западе. Именно феминистская критика 80-90-х годов начала настаивать на полном пересмотре всей системы традиционного образования в связи с осуществлением в нем политик ранней «гендеризации» на основе сексических стереотипов, широко легализированных в учебных и научных текстах115. Феминистские социологии образования изучали: различия в образовании мальчиков и девочек; проблемы предубеждений в содержании школьной программы; связь между классовыми, половыми и расовыми различиями и установлением неравенства в образовании; школу как место, где мальчики и девочки «репетируют» отношения эксплуатации в патриархальном обществе.116 По мнению белл хуке 17, на патриархатной школе лежит ответственность за проведение идей о творческой ограниченности женщин, формировании комплексов «профессиональной несостоятельности», «боязни успеха» и социальной депривированности у девушек. Рассмотрим некоторые исследования, проведенные западными социологами.

Розмари Дим в книге «Женщины и школьное обучение» (1978) совместила марксистские взгляды Альтюссера с социал-феминизмом, утверждая, что школы явлются частью идеологической системы господствующего аппарата, которая существует для передачи идеологии. В то время как мальчики в школах познают свое место в классовой иерархии общества, девочки учатся тому, что их основные роли в семье, а не на рынке рабочей силы .

Элисон Келли («Недостающая половина: девочки и естественные науки», 1981) утверждает, что естественные науки являются «мужскими» из- за методики преподавания, содержания программы, видов занятости, с которыми они связаны, и из-за пола тех, кто изучает, преподает, применяет их. Поскольку естественные науки и техника «более мужественные», мальчики склонны изучать эти предметы больше, чем девочки119. Другие исследования120 показали, что предметы в школе стереотипизированы по полу: математика, компьютерные технологии оцениваются как мужские, а гуманитарные науки, домоводство как женские.

Восприятие старшеклассниками тендерных различий (по материалам школьных сочинений)

Процедура сбора эмпирической информации в рамках нашей диссертационной работы обусловлена целями исследования, нашими теоретическими предпочтениями, природой доступной социальной информации. Для того, чтобы сформировать корпус текстов, созданных школьниками и фокусирующихся на тендерной проблематике, мы предлагали учащимся 7-11 классов написать сочинения на заданную тему, которая видоизменялась в зависимости от пола авторов. Тема формулировалась следующим образом: «Если бы я был девочкой, то как бы изменилась моя жизнь и каким бы стало мое будущее?» для мальчиков и «Если бы я была мальчиком, то как бы изменилась моя жизнь и каким бы стало мое будущее?» - для девочек соответственно180. (См. Приложение 1). Структура сочинения была произвольная, учащимся не давались никакие разъяснения о целях работы, и не оказывалась помощь в виде наводящих или уточняющих вопросов.

Практика сочинений, содержащих предложения школьникам порассуждать на темы тендерной идентичности, уже имеет свою историю в отечественной феминистской педагогике, социологии, психологии. Заслуживает внимания исследование психолога Л.В.Поповой181. Подростки по просьбе исследовательницы описали свои представления о будущем в сочинениях на тему: «Один день мой жизни через 15 лет». Как отмечает Л.В. Попова, в описаниях своего рабочего дня в будущем часть девочек посвятила своей профессиональной деятельности одно-два предложения, остальное касалось того, как они будут обслуживать семью. У мальчиков же описание своего дня связано с активной профессиональной деятельностью и отдыхом после работы. Совершенно очевидно, что подростки скопировали эти модели поведения из наблюдений в семьях и приняли как неизбежный атрибут своей жизни.

О.В. Шнырова проводила школьные сочинения на тему: «Если я завтра проснусь мальчиком/девочкой?». В настоящий момент результаты исследования не опубликованы, но некоторые выводы по школьным сочинениям исследовательница представила на Международной летней школе «Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика», проходившей в Саратове 1-12 мая 2002 года. Автор отмечала, что учащиеся в своих сочинениях воспроизводили традиционные тендерные стереотипы в отношении мужского и женского и отмечали тендерные различия, существующие в российской действительности.

Е.Р. Ярской - Смирновой проводился анализ сочинений, написанных детьми 15 лет с диагнозом умственной отсталости в школе-интернате182. Исследовательницу интересовал образ социального будущего (профессия, образование), представления о семье и тендерные идеалы авторов сочинения. Она попыталась рассмотреть факты о жизни детей с диагнозом умственной отсталости в их сочинениях в контексте культурного взаимодействия детей с взрослыми, значимыми другими, среди которых родители, педагоги и исследователи.

Л. Косыгина исследовала культурные стереотипы и их влияние на формирование профессиональной ориентации молодежи на основе контент-анализа школьных сочинений и глубинных интервью с учащимися 10 и 11 классов. Анализ материалов, полученных в ходе исследования, позволил автору сделать вывод, что на формирование профессиональной ориентации оказывает влияние ориентация человека на некий эталонный образ личности и некий эталонный образ жизни. Эти эталонные образы, в свою очередь, определяются тендерными стереотипами. Девушки, ориентированные на разные эталонные образы личности и жизни, выбирают разные профессии183. Е. Лукьянова184 исследовала этнические установки подростков на основе развернутых школьных сочинений с открытыми вопросами.

Нам представляется важным отметить исследование Е. Мещеркинои, посвященое формированию мужской идентичности. Материалом для анализа создания идентичности выступали биографические интервью. Эта работа состоит из двух компонентов: теоретического и эмпирического описания «важных этапов формирования мужской идентичности» . К основным этапам автор относит «детство, молодежную субкультуру, армию и профессиональную деятельность». Е. Мещеркина делает вывод, что опыт маскулинной социализации различен для разных сред и зависит от принадлежности к социальному классу и общности.

Рассмотрим данный тезис более подробно, так как для нас он очень важен. Автор исследовала тендерные различия социализации в детстве, на основе ответов младших школьников на вопросы «Почему я хочу/не хочу быть мальчиком?» и «Почему я хочу/не хочу быть девочкой?». Иными словами, данный вопрос предполагал желание/нежелание быть другого пола и соответственно иметь иную тендерную идентичность («быть мальчиком/девочкой») и тендерную роль («быть маскулинным/феминным»).

Исследовательница выделяет 4 тематических группы высказываний мальчиков: «физическая сила и выносливость; доминирование, агрессивность; мужское предназначение». Подобная типология, по мнению Е. Мещеркинои, свидетельствует о том, что на основе суждений мальчиков можно реконструировать нормативно-педагогическую модель тендерного стереотипа. Данный образ обладает следующими качествами: «сильный, сдержанный в эмоциях, ориентирован на публичную сферу, доминирующий, агрессивный». Иными словами, автор описывает преобладающий тип мужественности, существующий в контексте тендерной культуры нашего общества и который конструируется практиками социализации. Исследование Е. Мещеркиной является значимым для понимания существующих российских практик формирования мужской идентичности, однако на наш взгляд, целесообразно и важно изучать и практики женской социализации и идентификации.

Применяя стратегию сбора данных, основанную на предложении написать ребятам сочинения, мы сосредоточились на формировании определенного знакового поля, репрезентирующего сложившиеся в среде школьников установки и стереотипы и доступного для количественного и качественного анализа. Нас интересовало, существует или нет тендерное неравенство с точки зрения подростков. Кроме того, необходимо было понять, какие смыслы придают тендерным различиям подростки и как их используют для определения себя и окружающих. Нам важно было достигнуть понимания того, что дихотомия полов смоделирована и продолжает моделироваться культурой и обществом. Только научное осмысление этих процессов может помочь преодолеть настоящее положение, при котором пол провозглашается онтологической категорией, и таким образом провозглашаются различные возможности для мужчин и женщин. Предмет нашего исследования- представления подростков о себе в иной тендерной идентичности (роли).

Похожие диссертации на Гендерная социализация в образовании