Введение к работе
Актуальность исследования
Современный этап развития Вьетнама характеризуется сложностью и противоречивостью происходящих в стране процессов, связанных с потребностью в обновлении общественно-политической, социально-экономической и социокультурной сфер повседневной деятельности индивидов, социальных групп,общностей. Одна из крупных поисковых задач научных и управленческих структур состоит в выявлении роли и места обычаев и традиций в образе жизни городского и сельского населения.
Смена способов и методов самоорганизации личной и групповой ^изни сопровождалась субъективным восприятием и сценкой ситуации неопределенности, что нередко порождало мучительные размышления, использование методов "проб и ошибок", обращение к традициям, обычаям, сложившимся стандартам поведения. Осмысление происходящих процессов - важнейшая теоретическая, методологическая, методическая и практическая задача. Речь идет о критическом взгляде на накопленный традиционный опыт, на знания и мировоззрение подрастающих поколений. Влиятие традиций и обычаев на новые поколения имеет специфические особенности. Они связаны с недостатком у молодежи личного социального опыта. Возникают следующие вопросы:" Каковы основания классификаций традиций, о5-лаев и привычек? Где границы членения их на положительные и отрицательные, консервативные и прогрессивные? Глубокое изучение структуры и динамики традиций и обычаев через призму образа мышления и образа жизни, преодоления пережиточных явлений, эстетических и организационных принципов их внедрения -актуальная комплексная задача.
Лредмет и объект исследования
Тенденции развития и Функционирования традиций и обычаев в трудовых коллективах, территориальных поселениях, общественных м государственных организациях Вьетнама относятся к предмету научных разработок диссертации.
Объект исследования - социальные группы, их потребности, интересы, проявления активности, ориентации на выбор средств и методов достижения социального благополучия и материального благосостояния.
Состояние и разработка проблемы
Традиции и обычаи изучаются многими науками в рамках концептуальных построении, гипотез, оценок их функций в жизнедеятельности обшества, социальных, профессиональных, демографических групп.
Среди философов, специалистов социально-гуманитарных дисциплин нет единого мнения о месте традиций в системе научного знания. В общефилософском плане традиции рассматриваются в контексте теории развития преемственности, сущность которых проявляется в сохранении или изменении их структуры, содержания и функций.
В философско-социологическом плане традиции и обычаи как способ передачи социокультурного опыта анализировались в работах Л.Л.Буевой, И,В.Суханова, Л.Г.Ионина.А.К.Уледова, Л.Н.Когана,Э.С.Маркаряна, Э.В.Соколова.
К особой группе относятся исследования по проблемам этнографии, науковедения, этики, социальной психологии, теории воспитания, которые отражены в работах Г.В.Арутгоняна, Ю.В.Бромлея, С.С.Аверинцева, В.И.Вернадского. Понятие традиции употребляется в различных контекстуальных смыслах, обозначая смежные, подчас отдаленные явления и процессы.Это обстоятельство, по-видимому, определило неоднозначное
отношение к проблеме традиции в оценках вьетнамских ученых и практиков. Высказывалась озабоченность состоянием изучения народных традиций в современном обществе. Подобный подход противоречит пониманию диалектики развития современного общества как единства изменчивого и устойчивого, динамичного и стабильного процессов. Негативное отношение к традициям как средству передач социального опыта последующим поколениям был подвергнут критике в ряде работ и выступлений ученых в начале 60-х годов.Теоретические и практические проблемы воспитания молодежи на социалистических традициях получили освещение в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Возникают затруднения при ответах на вопросы,поставленные современной жизнью, например, совпадает ли традиция с наследованием или является моментом последнего; какова структура традиций, в чем сущность традиций - в консервации или обновлении; значение традиций для воспроизводства творческой деятельности; как преодолеть смешание передовых и консервативных традиций. В работах вьетнамских ученых проблемы традиций обсуждаются крайне редко.
При изучении традиций и обычаев прежде всего возникает вопрос о соотношении понятий "образ *изни" и "повседневная жизнедеятельность индивидов, групп и общностей", о взаимодействии и взаимовлиянии традиций и обычаев в территориальных, семейных отноиениях, общении,совместной деятельности.
Образ чиэни - объект пристального внимания и предмет изучения представителей многих общественных наук. Актуальность его стала очевидной в конце 60-х годов XX века. За прошедшие десятилетия появилась многообразная литература, разноаспектно представляющая этот сложный феномен.Наиболее интенсивно проблема исследовалась в конце 70-х годов, итогом этих усилий стала дальнейшая разработка основ теории
образа жизни.
Теоретические и практические аспекты образа жизни
получили освещение в трудах Е.И.Ануфриева, И.В.Еестужева-
Лады.А.Л.Бутенко, Б.А.Грушина.Е.И.Капустина.Л.В.Сохань,
В.И.Толстых и др.Критическое осмысление проблем взаимо
действия социальных групп и личности в государственных и
общественных структурах показало трудности перестройки и
формирования нового теоретического мышления в осмыслении
общественных явлений, состояний, процессов. Использование
опыта сравнительных исследований, проведенных в І980-І98ІГГ.
и в 1986-1987 гг.Институтом социологии Российской Академии
наук, позволило автору работн сопоставить эти иссле-
дования с проведенными во Вьетнаме. К настоящему времени получены результаты, позволяющие вести дальнейший поиск в этой области.
Выявление воздействия традиций и обычаев на состояние и динамику образа жизни индивидов и социальных групп вьетнамского общества было определено как предмет диссертации.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы состоит в определении влияния традиций и обычаев на повседневную деятельность индивидов и социальных групп в условиях обновления вьетнамского общества.
В связи с этим автором поставлены следующие задачи:
-
Проанализировать существующие подходы к изучению структуры и содержания образа жизни, места в нем традиций и обычаев, раскрыть их сходство и различия.
-
Рассмотреть трудовую форму жизнедеятельности,установить основные элементы и факторы формирования трудовой активности, изучив единство ее познавательных,эмоциональных и поведенческих сторон.
-
Раскрыть механизм влияния современных традиции на процесс формирования трудово? активности трудяшихся.Определить особенности традиций как средства воспитания нового поколения.
-
Выявить воздействия народных традиций и обычаев на семейные отношения, рель и место женщины в экономических и нравственных сферах, а так*е репродуктивные установки и мотивации многодетности. *
Методологической и теоретической основой диссертации яеляются труды вьетнамских и зарубежных обшествоведов по проблемам образа чизни, традиций, социальной структуры, семьи, демографии и т.д.
Эмпирической базой диссертации служат материалы региональных исследований пс проблемам образа жизни, проведенных сектором изучения образа жизни Института социологии Вьетнама при участии автора в 1988 г.и 1990 г.в Ханое и провинциях: Хон Шон Бинь, Винь Фу, Ха Нам Кинь, а также исследований семейных отношений, репродуктивных установок и мотивации рождения детей, осушествленных сектором изучения семьи и демографических процессов Института социологии Вьетнама, статистические данные за период с 1975 г.по 1990 г.,исторические источники, документы, хранящиеся в государственном архкЕе страны.
Научная новизна исследования
Концепция повседневной жизни исследуется в проблематике социологии личности, труда, семьи, культуры. Новизна диссертации состоит в том, что впервые повседневность анализируется через иерархию традиций и обычаев, которые органически входят е организацию личной и общественной хизни.
В диссертации на теоретическом и методологическом уровне раскрыты сущность и содержание понятия "образ жизни",
трудовых и семейных отношений, становления современных традиций. Применение исторического подхода при изучении формирования народных традиций и обычаев, их положительных и отрицательных влияний на жизнь людей обеспечило продуктивность поиска недостаточно разработанных аспектов состояния и динамики социальной структуры вьетнамского общества, образа жизни индивидов и социальных групп, мозаичность уклада жизни населения.
В рамках реализации междисциплинарного подхода осуществлена попытка оценить взаимодействие старых и новых традиций в трудовых коллективах, возрастающую роль социально-экономических факторов в изменении положения и места женщин в семьях, определить систему индикаторов репродуктивных установок на численный и качественный состав семьи,охарактеризовать ориентации в разных типах семей на достижение идеального, желаемого и ожидаемого благополучия.
Практическая значимость работы
Анализ теоретико-методологических исследований вьетнамских и зарубежных ученых, обобщение эмпирического опыта изучения традиций и их влияния на социальную активность трудяпихся могут быть применены в планировании и управлении, воспитательной работе.
Выводы и предложения, изложенные в диссертации,использованы демографическим центром Вьетнама при разработке демографической политики. Материалы диссертации могут быть включены Институтом социологии Российской Академии наук в информационный банк данных.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к зашите на заседании сектора комплексных исследований образа жизни Института социологии Российской Академии наук.Осноєньїе поле-
*ения диссертации доложены в докладе автора на научно-практических конференциях во Вьетнаме: "Тенденция развития образа жизни в условиях переходного периода социализма" (1986 г, Ханой);"Проблема воспитания молодежи на социалистических традициях" (1987 г.,Ханой''; "Жилилдаая проблема в Ханое я ее влияние на образ ^изни населения" (1988 г.,Ханой'; "Изменение социальной структуры и ценностных ориентации в условиях обновления Вьетнама" (1990 г.,Ханой); "Проблема использования прогрессивных традиций в процессе формирования образа жизни рабочей колодези" (1990 г.,Ханой).
Структура работы
.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.