Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Социальная группа современного православного духовенства как объект социологического анализа 15
1.1 Изучение социальной группы православного духовенства в зарубежной и отечественной общество ведческой науке 15
1.2 Теоретико-методологические и эмпирические основы социологического исследования социальной группы православного духовенства 45
ГЛАВА 2 Православное духовенство как социальная группа российского общества: современное развитие и региональные особенности 81
2.1. Основные характеристики современного православного духовенства как социальной группы 81
2.2 Идентификационные, мотивационные показатели и мировоззренческие ориентации православного духовенства в условиях российского региона 124
Заключение 161
Список использованной литературы 169
- Изучение социальной группы православного духовенства в зарубежной и отечественной общество ведческой науке
- Теоретико-методологические и эмпирические основы социологического исследования социальной группы православного духовенства
- Основные характеристики современного православного духовенства как социальной группы
- Идентификационные, мотивационные показатели и мировоззренческие ориентации православного духовенства в условиях российского региона
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Злободневность исследования современного православного духовенства как особой социальной группы имеет несколько аспектов. Во-первых, трансформация российского общества, развернувшаяся с конца 80-х гг. прошлого века, способствовала возрождению, а затем – вступлению в фазу дальнейшего развития традиционных конфессий, и прежде всего, православия, занимающего, в силу исторических причин, одно из наиболее значимых мест в духовной жизни страны. Ведущая роль в процессе возрождения православия и усиления его влияния на жизнь людей принадлежит духовенству Русской православной церкви (РПЦ). Оно составляет социальную группу, которая является специфической, относительно замкнутой частью российского общества.
Во-вторых, сама социальная группа духовенства РПЦ под влиянием происходящих в нашем обществе социальных преобразований претерпевает количественные и качественные изменения. Динамика этих изменений, социальная востребованность священнослужителей, дающая возможность воздействовать на широкий круг людей, высокие нравственные требования, предъявляемые к ним со стороны церкви и населения, позволяют рассматривать православное духовенство в качестве одной из общественных сил, способных оказать воздействие на изменение духовно-нравственного состояния нашего общества. Эта задача продолжает оставаться одной из важнейших и от ее решения во многом зависит благополучие российского общества, его социальная стабильность.
В-третьих, практика социально-политического развития нашей страны в последние годы показывает, что влияние традиционных российских конфессий, и прежде всего, Русской православной церкви, на общественные процессы возрастает. Например, в последние годы активно обсуждается вопрос о введении в систему общего среднего образования преподавания теологической по своему содержанию учебной дисциплины, квалифицированная педагогическая реализация которой предполагает участие представителей православного духовенства в формировании мировоззрения подрастающего поколения.
Актуальность социологического исследования социальной группы православного духовенства обусловливается также недостаточной разработанностью данной темы и ее региональных аспектов в российской обществоведческой науке.
Возрастающая общественная значимость социальной группы современного православного духовенства в условиях трансформации российского общества, а также недостаточная научная разработанность этой проблемы обусловили выбор данной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Социологическое исследование социальной группы современного православного духовенства неотделимо от изучения социальных групп в целом. Между тем, в современной зарубежной и отечественной науке проблема социальной группы продолжает оставаться дискуссионной. В западной социологии наибольший вклад в разработку теории социальных групп внесли, прежде всего, такие известные американские авторы, как Т.Шибутани, Р.Мертон, Н.Смелзер, Э.Гидденс. В 70-80-е годы ХХ века в исследование проблемы социальных групп активно включились европейские социологи Ж.Гурвич, А.Мендра, Я.Щепаньский и др. В отечественной социологической науке проблема социальной группы специально и подробно рассматривается в работах О.Л.Лейбовича, В.И.Добренькова, М.С.Комарова, Г.Е.Зборовского, В.В.Радаева и других авторов относительно недавно, с конца 1980-х годов, в связи с отказом от признания доминирующего характера «коллективистской» и возрождением «групповой» парадигмы. Основные споры по данной проблематике разворачиваются в основном вокруг формулировки содержания этого понятия и определения его главных признаков.
Значительный вклад в осмысление проблемы диссертации вносят работы таких признанных зарубежных авторитетов в области социологии религии,
как Э.Дюркгейм, М.Вебер, Э.Трельч, Т.Парсонс, П.А.Сорокин, Г.Зиммель, Н.Луман. В отечественной науке признанными авторитетами в области теоретического осмысления религиозного феномена и роли религии в жизни общества являются В.И.Гараджа, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, М.Г. Писманик, Д.М.Угринович, С.Б. Филатов, И.Н.Яблоков и др.
Как показывает анализ литературы, особенностью исследования российского православного духовенства является то, что большая часть научных работ по данной тематике посвящена преимущественно изучению его исторических аспектов и рассматривает, главным образом, эволюцию этой социальной группы в XVIII – первой половине XX века. Это работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Е.Е. Голубинский, А.П.Доброклонский, П.В.Знаменский, П.В.Зырянов, Т.Г.Леонтьева, И.М.Никольский, М.В.Шкаровский, Д.В.Поспеловский (Канада), И.К.Смолич (Германия), Г.Штриккер (Германия), Г.Фриз (США) и др. Определенный вклад в разработку исторического аспекта исследуемой проблемы на региональном уровне внесли публикации историков Ю.Н.Сергеева, Н.Т.Абдулова и П.В.Егорова. Вместе с тем, в течение последних лет появились работы таких авторов, как Т.В.Никитина, Н.А.Митрохин, С.Г.Сафронов, исследующие различные аспекты социальной группы современного православного духовенства.
В современной литературе появилось несколько публикаций, затрагивающих тему православного духовенства, которые подготовлены самими священниками и членами их семей. Это работы В.Цыпина, А.Шантаева, М.Козлова, В.Соколова и издания мемуарного характера А.Мороза, Г.Эдельштейна, Ю.Сысоевой и др.
В течение 1990-х годов, по-видимому, в силу сложившейся в советскую эпоху традиции, когда основной акцент делался на изучении государственно-церковных отношений, православное духовенство как особая социальная группа в российской социологии практически не рассматривалась. Только в последнее время и в большей степени в научной и публицистической периодике появились работы М.Добрускина, Э.Зибницкого К.Каариайнена, Д.Е.Фурмана, С.Лебедева, О.Сибиревой, О.Синелиной, И.Смолиной, посвященные отдельным аспектам деятельности и социального облика православного духовенства.
Определенный вклад в разработку проблемы социальной группы православного духовенства вносят некоторые диссертационные исследования. Особенно выделяются в этом смысле кандидатская диссертация по социальной психологии М.А.Разумовой, в которой проведен компаративный анализ социальных представлений мирян о современных православных и протестантских священнослужителях на материалах России и Германии, а также кандидатская диссертация по социологии Ю.Б.Козловой, посвященная влиянию православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе. В ней автор касается деятельности современного православного духовенства, в том числе и применительно к Республике Башкортостан.
В целом, социальная группа православного духовенства, несмотря на свою общественную значимость, не получила достаточного освещения в социологической науке. Практически не изучены в российской социологии и региональные аспекты эволюции православного духовенства.
Объект исследования – православное духовенство как социальная группа современного российского общества.
Предмет исследования – особенности формирования и развития социальной группы православного духовенства в условиях современного российского региона.
Основной целью диссертации является социологический анализ социальной группы современного российского православного духовенства в российском регионе на примере Республики Башкортостан.
Выдвинутая цель обуславливает постановку и решение следующих исследовательских задач:
– произвести анализ и оценку результатов исследования социальной группы российского православного духовенства в обществоведческой науке;
– разработать теоретические и эмпирические основы социологического исследования социальной группы православного духовенства;
– определить основные характеристики социальной группы современного православного духовенства в российском регионе;
– выявить идентификационные, мотивационные и мировоззренческие основы формирования и развития региональной группы современного российского православного духовенства.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составило комплексное использование теории структурно-функционального анализа (Р.Мертон, Т.Парсонс), теории социальной мобильности (П.Сорокин) и элементов социально-классового подхода (К.Маркс, М.Вебер). Вместе с тем в работе нашли применение концептуальные положения социологии религии, разработанные ведущими зарубежными и отечественными исследователями. Вышеназванные теории положены в основу выделения и описания специфической социальной группы православного духовенства, и в этом смысле была предпринята попытка сочетания совмещаемых методологических особенностей научного анализа, предлагаемого в рамках этих теорий.
Междисциплинарный характер исследуемых в диссертации проблем потребовал привлечения результатов фундаментальных исследований не только в области социологии, но и философии, культурологии, религиоведения и других направлений обществоведческой науки.
Основными методами, использованными в диссертационном исследовании, были системный и исторический подходы, методы классификации, теоретического обобщения, а также другие методы общенаучного анализа.
Методикой получения социологической информации, применяемой при разработке проблем настоящего исследования, были избраны: опрос в форме интервью священнослужителей и мирян; анализ различных статистических и других информационных документов относительно православного духовенства; материалы, полученные методом включенного наблюдения автора.
Эмпирической базой исследования выступили несколько групп источников:
-
Результаты анализа сведений годовых отчетов о деятельности Уфимской епархии, списков клириков и информационные отчеты Совета по делам религии при Правительстве РБ.
-
Материалы повторного анализа результатов социологических исследований, проведенных в других регионах страны и затрагивающих проблемы формирования и развития социальной группы православного духовенства.
-
Итоги разработанного и проведенного автором опроса 50 православных священнослужителей, осуществленного способом полуформализованного интервью, с применением качественных и количественных методик.
-
Результаты авторского свободного интервью 22 мирян по проблемам роли и места священнослужителя, его социального облика в представлениях рядовых верующих.
-
Ресурсы коммуникационной сети Интернет, в том числе специализированных религиозных порталов.
В ходе работы над диссертацией были получены теоретические и эмпирические результаты, выносимые на защиту и составляющие научную новизну:
1. Выявлены основные подходы к понятию социальной группы, предложена их авторская классификация, которая включает: коммуникативный, нормативно-ценностный, идеологический, системный и топологический подходы. Проанализированы дефиниции понятий «духовенство» и «православное духовенство», уточнено определение понятия «социальная группа», выработана дефиниция православного духовенства как особой социальной группы. Социальная группа – совокупность людей, обладающая системной организацией совместной деятельности, общими социально значимыми характеристиками, групповым сознанием на основе признания членства в группе и согласия с присущими ей социальными нормами и ценностями, взаимозависимостью и иерархической взаимосвязью между ее членами в процессе достижения общих целей. Православное духовенство – особая социальная группа, состоящая из профессиональных служителей церкви, которые обладают священным саном, особым корпоративным сознанием, специфическим менталитетом и образом жизни, входят в церковную иерархию и осуществляют функции, ориентированные на удовлетворение религиозных и духовно-нравственных потребностей мирян.
2. На основе социологического анализа современной региональной группы православного духовенства выведен обобщенный социальный портрет православного священнослужителя. Он представляет собой мужчину 40-41 года, имеющего средний стаж работы «по специальности» около 10,5 лет и вступившего на путь профессиональной деятельности в следующей пропорции: примерно одна шестая часть приняла сан в советское время; около половины – в переходное время 1990-х гг.; а более трети – в XXI веке. Большая часть современного православного духовенства региона имеет высокий уровень светского образования (45,9% – высшее и среднее специальное): технического, гуманитарного и медицинского (в убывающей последовательности). Уровень духовного образования священнослужителей в последние годы постоянно растет, но в значительной степени обеспечивается за счет выпускников заочной формы обучения. Православные священнослужители Уфимской епархии в основном обладают благосостоянием ниже среднего по региону уровня и высокими средними показателями детности в своих семьях.
3. Определены ведущие тенденции в формировании региональной социальной группы современного православного духовенства. Источниками рекрутации выступают: 1) воцерковлённые миряне, не имевшие до принятия сана систематического духовного образования (этот источник продолжает оставаться главным); 2) выпускники духовных учебных заведений, направленные на службу в регион; 3) священнослужители, мигрировавшие из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Более половины православных священнослужителей являются выходцами из семей, где родители являются представителями разных классовых групп (рабочих, служащих, крестьян и т.д.), исключительно из семей интеллигенции произошло менее одной трети представителей православного духовенства. Этнический состав духовенства представлен преимущественно русскими, а также украинцами, при наличии отдельных представителей других этнических групп (татар, чувашей и т.д.).
Выявлено три основных генерации православных священнослужителей, детерминированных не возрастом, а временем вступления в сан в определенных общественно-политических условиях: «советская» (до 1992 года); «постсоветская» (1992-2000 гг.) и «новейшая» (2000-е годы). Различия между этими генерациями наиболее четко проявляются: 1) в уровне и направленности образования; 2) в социальном происхождении; 3) в источниках и способах пополнения состава социальной группы.
4. Определены идентификационные, мотивационные и мировоззренческие основы формирования и развития регионального сегмента современного российского православного духовенства. Несмотря на общность функций, преобладающая часть священнослужителей не идентифицируют себя с интеллигенцией, подчёркивая при этом особый характер своей социальной группы.
Более одной трети священнослужителей пришло к вере в детские годы, ещё одна треть – в юношеские, а остальные стали верующими в зрелые годы. Главными мотивами обращения священнослужителей к православной вере стали духовные поиски и влияние религиозной среды, а прихода к священнослужению – наставления действующих священнослужителей, самостоятельное осознание священничества как призвания, стремление принести пользу обществу, приход к священнослужению в силу различных жизненных обстоятельств.
Профессиональная самоидентификация православного священнослужителя основывается на религиозном мировоззрении, обязательном признании его деятельности как особого предназначения – служения Богу и людям, что формирует специфическую иерархию ценностей и особый образ жизни клирика.
Священнослужители Уфимской епархии не склонны политизировать свою профессиональную деятельность, акцентируя главное внимание на привитии народу духовно-нравственных ценностей. Для них характерен низкий потенциал клерикализма и этатизма, высокий уровень межэтнической и межконфессиональной толерантности. Наибольшую толерантность православные священнослужители проявляют к исламу при критическом отношении к нетрадиционным религиозным объединениям.
Православное духовенство – относительно закрытая группа, что обусловлено строгими критериями отбора в священнослужители, духовным образованием, особым корпоративным сознанием, специфическим менталитетом и образом жизни. Под влиянием трансформационных процессов растет его стремление при соблюдении православных канонов отвечать на вызовы времени, оказывать влияние на духовно-нравственную культуру россиян и сдерживать развитие потребительских установок общества.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она способствует приращению социологических знаний в области изучения православного духовенства как особой социальной группы, исследованию общих закономерностей и региональных особенностей его формирования и развития.
Теоретические положения и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве методологической основы для других прикладных исследований по проблемам современного духовенства вообще и православного духовенства – в частности.
Практическая значимость состоит в том, что основные выводы и итоги диссертационного исследования могут быть использованы для разработки стратегических целей современной государственной религиозной политики, а также в преподавательской деятельности, при разработке курсов «Общая социология», «Социология религии», «Культурология», при создании элективных спецкурсов для студентов вузов, слушателей системы подготовки кадров, курсов повышения квалификации работников государственного и муниципального управления.
Апробация и практическое использование результатов работы. Основные выводы и материалы диссертации прошли апробацию в следующих формах:
-
По теме диссертации автором опубликованы 9 статей общим объемом около 3,5 печатных листов, в том числе – одна статья «Современное православное духовенство Башкортостана: штрихи к социальному портрету» в журнале, рекомендованном ВАК РФ для издания результатов кандидатских диссертационных исследований по социологии (Вестник Башкирского государственного университета. – 2009. – Т. 14. № 2).
-
Основные выводы и идеи диссертации докладывались на 6 международных, российских и республиканских конференциях в Уфе, Самаре, Пензе и Перми.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 181 страницу текста (без приложений). Список использованных работ включает 155 наименований.
Изучение социальной группы православного духовенства в зарубежной и отечественной общество ведческой науке
Историки церкви обозначили общий круг проблем и тенденций досинодального и синодального периодов, касающихся исследуемой темы. Среди них: процесс становления и развития духовенства как сословия, обусловленный не только государственной политикой, но и внутренней логикой; состояние духовного образования и его роль в подготовке священнослужителей; изменение социального состава духовенства; показ его материального положения и структуры доходов. Названные авторы отмечают невысокий уровень образования дореволюционного православного духовенства и приводят свидетельства современников о неблагополучном нравственном состоянии этого сословия. Вместе с тем, они говорят об устойчивой тенденции к повышению общей и профессиональной культуры, уровня самосознания священнослужителей, наметившейся во второй половине XIX века. Раскрывая устройство церкви и систему её управления, историки не рассматривают отдельно структуру православного духовенства как социальной группы. Но их работы содержат ряд сведений подобного рода, позволяющие сделать определённые выводы. Так, названные церковные историки используют общепринятую терминологию «белое» и «чёрное» духовенство, не определяя при этом структурный состав этих субгрупп. Однако из содержания их работ становится ясным, что словосочетание «белое духовенство» они употребляют в широком смысле, включая в него не только священников и диаконов, но и церковнослужителей. Чаще всего историки используют термин не «белое духовенство», а «приходское духовенство», а Доброклонский же нередко употребляет по отношению к этой субгруппе словосочетание «низшее духовенство». Епископов, как представителей высшей степени церковной иерархии, они рассматривают как отдельную группу.
Немало внимания сопоставлению социального положения городского и сельского духовенства уделяет А.П. Доброклонский. Он подчеркивает, что городские священнослужители обладали более высоким статусом в силу лучшей материальной обеспеченности, большей независимостью и возможностью участвовать в епархиальном управлении. Среди городских священников наиболее выгодным было положение священнослужителей соборов .
Наиболее полные сведения, касающиеся структуры русского православного духовенства, представлены в работе И.К.Смолича «История русской церкви 1700-1917». В ней он выделяет особые группы военного, придворного и зарубежного духовенства, подробно раскрывая историю формирования и особенности управления этих групп, однако, мало затрагивая их социальные характеристики.
Большое внимание автор уделяет учёному монашеству. Его составляли лица, принявшие монашеские обеты в стенах духовных учебных заведений или по их окончании, и несущие своё послушание в миру. И.Смолич говорит о кастовом характере данной субгруппы и принадлежности к ней в качестве условия продвижения по иерархической лестнице. Стремясь показать любое явление, в том числе и учёное монашество, с различных сторон, автор приводит примеры настоящего аскетического подвига некоторых архиереев, вышедших из этой среды. Вместе с тем, он настойчиво проводит мысль о том, что подавляющее большинство представителей учёного монашества, сосредоточившись, на административной деятельности, не выполняло как собственно монашеского предназначения, так и ожидаемых от него богословских и преподавательских функций. Историк говорит и о существовании некоторых разногласий между белым и чёрным духовенством, которые имели латентный характер и лишь иногда становились достоянием общественности в связи с выходом публикаций, первые из которых появились в 60-70-е гг. XIX века.
Книги И.Смолича содержат немало ценных сведений, касающихся мировоззренческих ориентации духовенства. Например, он выделяет три группы архиереев на основе понимания ими своего главного предназначения, а также характера взаимоотношений церкви и государства. Характеризуя мировоззренческие позиции православного духовенства в целом, историк выделяет несколько групп священнослужителей, сложившихся к началу XX века. Это небольшие радикальные группы левого и правого толка и преобладающие по числу приверженцев группы умеренных консерваторов и либералов. В отличие от названных выше историков, И.Смолич не только показывает существование огромной социальной дистанции между архиереем и народом с одной стороны, и приходским духовенством с другой, но и производит глубокий социокультурный анализ причин данного явления.
Наиболее значительными трудами в области церковной истории последнего десятилетия являются специальный том фундаментального издания «Православная энциклопедия» под названием «Русская православная церковь» и книга протоиерея Владислава Цыпина «История русской церкви. 1917-1997»". Названный том энциклопедии состоит из статей церковных и светских авторов. К последним, например, относится историк Н.В.Синицына, осветившая социальную и благотворительную деятельность церкви. Определённый интерес для темы нашего исследования представляют статьи А.В.Журавского «Приход в РПЦ. XX в.», игумена Андроника (Трубачёва), А.А. Бовкало и В.А.Фёдорова «Монастыри и монашество. 1770-1998 гг.» и протоиерея Владимира Воробьева «Пастырское служение в русской православной церкви. XX в.».
Теоретико-методологические и эмпирические основы социологического исследования социальной группы православного духовенства
Известный автор учебников по социологии М.С.Комаров отмечает, что основной формой современной религиозной организации выступает церковь. В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители представляют особую статусную группу, призванную обеспечить отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др. Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями106. Данный автор, не приводя дефиниции православного духовенства, фактически наделяет его признаками группу священнослужителей, обладающую обязанностями отправления культа и контроля за деятельностью религиозной общины. Таким образом, и М.С.Комаров и И.Н.Яблоков выводят на первый план такой фактор группообразования православного духовенства, как организацию культовой деятельности.
Необходимо отметить, что еще классик мировой социологии Макс Вебер в своей «Социологии религии» считал культовые действия главным признаком деятельности священника, а следовательно, — образования социальной группы духовенства: «...каша цель заключается в том, чтобы считать признаком священства регулярное отправление обособленным кругом лиц культовых действий, связанных с определенными нормами, местом и временем и определенными группами людей. Без культа не может быть священства, но культ может существовать и без профессиональных священнослужителей...» .
Социолог Т.В.Никитина, проанализировав на материалах репрезентативного опроса мнение служителей православной церкви о себе, приходит к выводу о том, что духовенство представляет собой весьма специфическую группу гуманитарной интеллигенции. По ее мнению, при всех различиях «социологических» и «культурологических» определений интеллигенции духовенство отвечает и тем и другим, занимая особое место в общественном разделении труда. Оно видит своё предназначение в том, чтобы выполнять роль духовной опоры человека и общества, проводника религиозных идеи и ценностей . 1ем самым автор подчеркивает гуманитарно-идеологический характер группообразования православного духовенства, выдвигая его на первый план.
Доктор социологии из Санкт-Петербурга И.В.Бачинин, анализируя ментальность православного духовенства, отмечает, что стержневой основой выделения православного духовенства дореволюционной России в социальную группу являлась его особая культура с присущей ей ментальностью и стилем поведения: «Представители русского православного духовенства составляли автономную субкультуру. Они обладали своим, особым типом ментальносте, своеобразие которой было обусловлено относительной корпоративной замкнутостью духовного сословия, особенностями семейного быта, получаемого воспитания и образования, характером исполняемых служебных обязанностей. Все эти влияния порождали особьтй стиль мышления, придавали характерный оттенок речевому взаимодействию, манере общения и т.д.»109.
Автор одной из первых российских работ по проблемам пространственного развития православной церкви С.Г.Сафронов вслед за И.В.Бачининым в качестве основы объединения в группу представителей православного духовенства выделяет специфическую культуру, определяемую корпоративными преференциями: «Получив епископский сан, человек вступает в особую корпорацию, членов которых сближает не только обладание особой благодатью и полномочиями. Даже чисто внешне, благодаря «единой форме одежды», сложившейся традиции ношения бороды, особому образу жизни и приобретаемой комплекции епископы обладают удивительной физиономической однородностью»110.
Интересно отметить, что автор самого большого по объему и разнопланового новейшего исследования современной русской православной церкви, историк Н.А.Митрохин на страницах своей книги так и не дал структурного описания православного духовенства как отдельной социальной группы, хотя и привел в «Словаре терминов» определения таких понятий как «клир», «священник» и «диакон». Вместе с тем, он позволяет в этой монографии ряд высказываний (иногда - очень публицистичных и спорных), которые можно рассматривать в качестве выделяемых признаков данной социальной группы. Так, например, автор отмечает, что «...большинство священников относится к своему служению как к профессии, которая должна кормить их семьи. Карьерный рост в этой профессии должен приносить и необходимое большинству людей чувство социализации»
Основные характеристики современного православного духовенства как социальной группы
В последние годы в публицистической и отчасти научной литературе начали распространяться представления о том, что современными православными священнослужителями нередко становятся люди с изначально низким интеллектуальным уровнем, неспособные реализоваться в других сферах деятельности, а поэтому рекрутирующиеся из маргинальных социальных групп общества (см. например, работы Н.Митрохина). Результаты нашего исследования региональной группы православного духовенства фактически опровергают подобные рассуждения, не подкрепленные конкретным эмпирическим материалом. Социологический анализ внутрипоколенной социальной мобильности при переходе из мирской жизни в священнослужители показывает, что до вступления в сан большинство будущих священнослужителей достаточно активно работали и вполне состоялись профессионально, как обычные граждане. Например, 20% респондентов из их числа проработали в миру свыше 10 лет, 30% - до 10 лет, ещё 36,7% - до 5 лет, и только 13,3% — менее года. Из тех опрошенных, кто незадолго до принятия сана работал в миру, 6,7% были руководителями среднего звена, ещё 6,7% — предпринимателями, 26,7% -инженерно-техническими работниками, 23,4% — являлись представителями непроизводственной интеллигенции (врачи, учителя и т.д.), и только 33,3% трудились на различных рабочих специальностях. С другой стороны, результаты анализа причин ухода из предшествующей профессии показывают, что очень небольшое количество нынешних священнослужителей (6%) приняли решение поменять работу в связи с тем, что она имела низкий социальный статус. Кстати, 28,6% респондентов из числа работавших в миру подчеркнули, что до прихода в церковь имели гораздо более высокую зарплату. Одновременно результаты нашего включённого наблюдения показали, что православные священники производят впечатление людей, полностью реализовавших себя в жизни177.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что православное духовенство как социальная группа, по крайней мере, на региональном уровне, по преимуществу формируется из числа достойных претендентов, закономерно занявших соответствующую социальную нишу современного российского общества.
Как мы определили в теоретической части нашей работы, одну из важнейших характеристик идентификации православного духовенства как особой социальной группы составляет групповое сознание священнослужителей с точки зрения восприятия ими своей обособленности от остального общества. Бесспорным в этом смысле является то, что миряне, да и частично окружающие церковь неверующие чаще всего воспринимают представителей духовенства в качестве личностей, обладающих определёнными харизматическими качествами, даже в какой-то степени сакрализуют их. Для нас является важным, сочетается ли внешняя идентификация православных священнослужителей с их внутренним мироощущением, в том числе и применительно к их социальной группе. Этот фактор является значимым именно для идентификации священнослужителей в связи с тем, что, как отмечают некоторые авторы, важнейшим элементом мировоззрения пастыря выступает «...постоянная борьба между осознанием наделённости особым божественным даром и необходимостью соответствовать представлениям верующих»178.
Наше исследование зафиксировало довольно высокие показатели самооценки обособления православного духовенства от остальной части общества. Так, почти 45% опрошенных считают, что духовенство является обособленной от общества группой, при этом около одной трети респондентов отделяют себя от других в связи с наличием иных целей, взглядов и образа жизни. Несколько меньше опрошенных православных священнослужителей Уфимской епархии (38%) полагают, что духовенство в целом органично вписывается в общество по причине своей открытости в общении с людьми и социальной востребованности, но продолжает оставаться несколько обособленным сообществом, так как обладает своими особенностями. Вместе с тем одна пятая часть респондентов считает, что духовенство очень разнородно, и поэтому уровень его обособленности во многом зависит от личностных качеств священнослужителя. При этом опрашиваемые часто, особенно в сельских приходах, отмечали, что духовенство нельзя интерпретировать как сплочённую корпорацию в связи с присутствием у его представителей индивидуалистических настроений.
К сожалению, наряду с субъективными причинами низкого уровня коммуникации православных священнослужителей епархии, в ходе опроса были выявлены и объективные факторы, вызванные особенностями внутрицерковной жизни, которые, на наш взгляд, являются очень серьезным препятствием для консолидации представителей данной социальной группы. Так, в ходе интервью мы слышали неоднократные высказывания, иногда даже сетования по поводу того, что практически
Идентификационные, мотивационные показатели и мировоззренческие ориентации православного духовенства в условиях российского региона
Причём, если анализировать установки на нюансы этого сотрудничества, то 70% респондентов выступают за то, чтобы РПЦ уважало все традиционные конфессии и сотрудничало с ними на равных, оставляя каждой из них собственное поле деятельности. Относительно небольшая часть (18%) опрошенных считают, что при уважительном отношении православной церкви к традиционным российским конфессиям и сотрудничестве с ними всё-таки её роль должна быть ведущей. Интересно, что 6% опрошенных выступают за нейтральное сосуществование РПЦ с другими конфессиями, так как не находят сфер для сотрудничества с ними. Наконец, очень показательным выглядит ответ 8% опрошенных священнослужителей епархии, которые полагают, что сотрудничество и добрососедские отношения должны поддерживаться в первую очередь с мусульманами, так как ислам в нашей стране является второй по численности конфессией.
Материалы включённого наблюдения автора и высказывания представителей православного духовенства Уфимской епархии во время интервью с ними показали, что именно со священнослужителями мусульманской уммы у них, как правило, складываются позитивные, а зачастую дружеские отношения. Батюшки и хазраты приглашают друг друга на общественно-значимые мероприятия, советуются по хозяйственным, а также юридическим вопросам, касающимся деятельности религиозных организаций.
Интересные результаты получены нами относительно основных направлений межконфессионального сотрудничества, которые предлагают в своих ответах православные священнослужители Уфимской епархии. Ставя на первое место совместную благотворительную деятельность (46%) и духовно-нравственное воспитание народа (44%), значительная часть (40%) выступает за объединение против общего врага - тоталитарных сект и религиозного экстремизма. В последнем случае, по-видимому, реализуется знаменитая формула «против кого будем дружить». Одновременно священнослужители категорически заявляют, что в вопросах основ вероучения и в выборе религиозно-духовных ориентиров сотрудничество с другими конфессиями невозможно.
В последние годы и особенно сейчас в российском обществе не только интенсивно дискутируется проблема обязательного включения дисциплин, связанных с изучением православной и других религиозных культур в учебный процесс общеобразовательной школы, но и предпринимаются первые существенные шаги в этом направлении. По-видимому, в основном под влиянием иерархов РПЦ руководство страны ставит вопрос о переносе данной проблемы в плоскость практической реализации. Естественно, что эта проблема волнует все группы и слои российского общества, однако более всего она затрагивает интересы как духовенства в целом, так и православного духовенства в частности, потому что с решением этой проблемы оно связывает надежды на поднятие духовно-нравственной культуры народа и усиление своего влияния на общественную жизнь страны.
Согласно некоторым социологическим исследованиям, проводимым в различных регионах России, священнослужители довольно категорично выступают за введение в средней школы предмета «Основы православной культуры» (далее ОПК). Например, опрос 40 священнослужителей, проведённый в 2003 году в Белгородско-Старооскольской епархии, зафиксировал, что подавляющее большинство опрошенных (34 из 40) высказались за то, чтобы преподавать «Основы и ценности православия» как обязательный учебный предмет. Только трое выступили за преподавание данного предмета как курса по выбору (факультатива), один за преподавание его в зависимости от региона, один - в зависимости от выбора учащихся и их родителей186. Результаты нашего опроса священнослужителей Уфимской епархии демонстрируют несколько иную картину: выступающих категорично за изучение ОПК оказалось 16%, ещё 26% сочли необходимым изучение различных религиозных культур без каких-либо предпочтений, а 30% выступают за то, чтобы школьники сами или по совету родителей выбирали для изучения одну из традиционных религиозных культур России. Наконец, по 12% респондентов соответственно считают, что необходимо изучать все традиционные религиозные культуры, но главное внимание уделять православию, а также определять изучение соответствующих предметов особенностями региона. Таким образом, православные священнослужители Уфимской епархии демонстрируют гораздо более высокие, по сравнению с некоторыми другими регионами, показатели толерантности в вопросе преподавания ОПК как обязательного предмета в общеобразовательных школах. Объясняется это, скорее всего, сложным и поликонфессиональным по составу населением Башкортостана и накопленным многовековым опытом гармоничного в целом проживания народов и религий на этой территории.
Изучение морально-этического аспекта мировоззренческих установок социальной группы православного духовенства предполагает необходимость соответствующего исследования личности священнослужителя. Как утверждает, например, российский социолог М.С.Комаров, социальные явления в целом и религиозный феномен в частности необходимо рассматривать во взаимосвязи трёх основных уровней: культуры, социальной системы и личности. По мнению автора, «особенности социологического анализа религии... заключаются, прежде всего, в том, что в религиозной практике большое место всегда принадлежит ценностно-смысловым аспектам