Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Шемякина Наталия Викторовна

Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур
<
Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шемякина Наталия Викторовна. Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Улан-Удэ, 2001.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-22/158-6

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурных ценностей студенчества 12

1.1. Социокультурные ценности как социологическая категория 12

1.2. Особенности социокультурных ценностей студенчества, как специфической социально демографической группы 36

2. Влияние различных социально-этнических культур на формирование социокультурных ценностей студенчества 65

2.1. Социально-профессиональные и жизненные ориентации студентов 65

2.2. Мировоззренческие и нравственные ценности современного студенчества 89

2.3. Ценностные ориентации и активность студенчества в общественно политической сфере112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 152

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 156

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 158

ПРИЛОЖЕНИЕ4

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике российских и зарубежных исследовательских проектов последних лет. Интерес к данной теме объясняется тем, что социокультурные ценности, являясь результатом социального и культурного развития общества, представляют собой своеобразную «призму», через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социетальной системе общества, выявить их латентное содержание и направление функционирования.

Кардинальные перемены в области российского общественного сознания в результате проведения политических, социальных и экономических реформ происходят на фоне глобальных изменений в базовых ценностях населения многих западных обществ, где в результате достигнутого высокого уровня благосостояния, происходит постепенный сдвиг приоритета от «материалистических» ценностей (ориентированных на экономическую и физическую безопасность) к ценностям «постматериальным» (самовыражения и качества жизни).

Значимость постиндустриальных ценностей усиливается в связи с возникновением глобальных проблем выживания человечества, когда на первое место выходят: политика всеобщего ненасильственного мира; преодоление духовной, религиозной, национальной нетерпимости; движение к добровольному объединению этнических и национальных общностей при сохранении их самобытности на основе единых общечеловеческих ценностей.

Данный процесс и сложные социально-политические и экономические условия развития российского общества способствуют возникновению в ценностном сознании россиян двух разновекторных тенденций: актуализации материальных ценностей и стремление к новым формам

мировоззрения, к гуманистическому отношению к окружающей действительности.

Особую актуальность в этих условиях приобретает сравнительное исследование социокультурных ценностей студенческой молодёжи различных социально-этнических культур. Социологический интерес к социокультурным ценностям студенчества обусловлен следующими причинами: во-первых, его ценностные представления во всех сферах общественной жизни (политической, социальной, экономической, духовно-нравственной) находятся в процессе активного формирования. Значит, в ходе социологического исследования можно выявить не только детерминанты общих черт в ценностном сознании современной студенческой молодёжи, но и проследить характер и значимость влияния социокультурных факторов на становление ценностной системы личности; во-вторых, студенчество является источником пополнения референтной группы, влияющей на формирование мировоззрения иных социальных групп. Изучение социокультурных ценностей российского и американского студенчества представляет большой прогностический интерес, так как с включением студентов в производственный процесс, их ценности будут в значительной степени определять как ценностные приоритеты развития их обществ в ближайшем будущем во всех сферах жизнедеятельности, так и степень и характер взаимодействия данных социально-этнических сообществ.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение социокультурных ценностей современного студенчества различных социально-этнических культур предполагает обращение к различным сферам обществоведческого знания: аксиологии, социологии, социальной психологии, этносоциологии, культурологии. Работы С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, К.С. Бакурадзе, В.А. Блюмкина, В.Б. Ольшанского, В.А. Василенко, В.В. Гречаного, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, A.M. Коршунова, А.Н. Максимова и др. имели

большое значение для понимания природы ценностей, их происхождения, форм и способов их существования.

А.И. Верецкая, Е.М. Груздова, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина, Е.М. Пеньков, В.А. Ядов, И.М. Попова, Н.Ф. Наумова, А.А. Ручка объектами своих исследований определили структуру и содержание систем общественных и личностных ценностей и ценностных ориентации, последовательность расположения ценностей в их иерархической структуре, влияние различных социально-экономических, политических и других факторов на формирование и изменение ценностной системы. Основные принципы социологического исследования ценностных ориентации раскрывает в своих работах И.А. Сурина.

Среди западных исследователей существенный вклад в разработку ценностной проблематики внесли такие исследователи как М. Рокич, У. Колб, Ф. Адлер, К. Клакхон, Г. Мёрдал и др.

Кризис системы российских ценностей, вызванный преобразованиями во всех сферах общественной жизни и нарастающим процессом «вестернизации», послужил источником актуализации социокультурного подхода в изучении ценностей. Попытки выявить тенденции изменения ценностей в начальный период социальных реформ были предприняты Н.И. Лапиным. Либеральные ценности в сознании россиян стали предметом широкомасштабного исследования Б.Г. Капустина, И.М. Клямкина. В отдельных работах (А.В. Андреенковой, М.В. Шмулевской) были сделаны попытки объяснить процессы трансформации ценностей в России как составляющие перехода от ценностей «материалистического» общества к ценностям «постматериализма», имеющего место в западных обществах.

В условиях глобальных изменений ценностных систем особую значимость получили исследования проблем взаимосвязи общественного развития и перемен в сфере ценностного сознания. Данным вопросам посвящены международные сравнительные исследования Л. Халмана , П. Эстера, Р. Инглхарта, В.О. Рукавишникова, В.В. Козловского.

Раскрытие влияния национальной культуры на социокультурные ценности российского общества потребовало обращение к работам Н.А. Бердяева, В.О. Ключевского, И.Г. Дубова, К. Касьяновой, А.С. Ахиезера, И.Б. Чубайса, В.Ф. Шаповалова и др.

Существенную роль в формировании авторской позиции и основных теоретических взглядов на проблему американского ценностного сознания оказали взгляды и теоретические положения М. Вебера, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, М. Ларнера, Ю.А. Замошкина, Д. Рэя и др., в работах которых раскрывается характер влияния протестантизма на американский образ жизни, определяются различия между «материалистической» и «постматериалистической» системой ценностных представлений, анализируются основные принципы государственного устройства США, раскрывается содержание идей «равных возможностей», «американской мечты» и т.д. Сравнительному изучению российского и американского менталитетов посвящены работы Б.С. Гершунекого.

В понимании влияния буддизма на ценностные представления бурятского народа важным было обращение к работам В.И. Корнева, Е.И. Рерих, К.В. Вяткиной, М.Г. Брянского, Л.Л. Абаевой и др. Авторами рассматриваются религиозные и моральные основы буддизма.

В определении особенностей формирования ценностного сознания студентов существенную помощь оказали работы В.Т. Лисовского, Б.Г. Рубина, Л.Я. Рубиной, С.Н. Иконниковой, Т.В. Ищенко, Ю.С. Колесникова, А.В. Дмитриева, в которых были определены некоторые параметры, на основе которых студенчество рассматривается как отдельная социальная группа, определяемая возрастными границами, специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения. Проблемы формирования и становления социокультурных ценностей молодёжи и студенчества исследуются в работах В.К. Драговец, Б.А. Ручкина, А.П. Ветошкина, Ф.Д. Гусейнова, В.В. Касьянова, А.А. Иудина, Н.А. Сорокиной и др..

Проблемы социализации молодёжи и студенчества, особенности молодёжной субкультуры, пути разрешения конфликтов «отцов и детей», преемственности поколений, ценностных ориентации и политических предпочтений молодёжи нашли своё отражение в работах таких западных социологов, политологов, психологов, как М. Брейк, Г. Лассуэлл, Н. Смелзер, Э. Эриксон, С. Фланаган О. Кнутсен, А. Фёрлонг, К. Манхейм, К. Адельман, Т. Хойбнер и других.

Значительную часть социологических исследований социокультурных ценностей студенчества составляют специализированные работы по изучению его ценностных представлений в различных сферах его жизнедеятельности.

Социально-профессиональные ориентации студенчества

проанализированы в работах М.К. Титмы, В.П. Оссовского, Т.Н. Кухтевич, Т.В. Ковалёвой, И.С. Столярова, П.П. Сасина. Социально-политические ориентации будущих специалистов, характер их политической активности рассматриваются в работах М.М. Лисенкова, В.О. Рукавишникова, С.А. Абдокова, К.Г. Колтакова, В.В. Рыкова. А.В. Меренкова.

Объектами исследований В.В. Затеева, И.И Осинского., СР. Шавриной стали жизненные планы студентов, социально-нравственные основы их жизнедеятельности.

На региональном уровне молодёжной проблематикой занимаются Манзанов Г.Е., Мантурова С.Ч., Мантуров СВ., Данилова З.А., Чукреев П.А., Шуралёва Е.Ф., Ангуров Б.Х., Зашоева Е.К., Матвеева Е.В. в работах которых освещены проблемы занятости молодёжи, анализируются её религиозные, этнонациональные, культурные ценности, раскрываются особенности социализации молодёжи Бурятии в современных условиях.

Модернизационные процессы, происходящие в мире, ставят новые задачи перед социологами в области исследования ценностей студенческой молодёжи. Дальнейшего изучения требуют проблемы трансформации общих тенденций социокультурных ценностей современных студентов, а также

степень влияния на характер формирования социокультурных ценностей студентов глобальных изменений ценностных систем, социально-политических, экономических условий и национальной культуры. Особую значимость в условиях глобализации общественной жизни приобретает исследование ценностных представлений студентов в области морали, их отношение к равенству, справедливости, законности и терпимости.

Объектом исследования являются студенты высших учебных заведений России и США (дневной формы обучения).

Предметом исследования выступают социокультурные ценности студенчества различных социоэтнических культур (социальные, профессиональные, политические, духовно-нравственные ценности).

Целью исследования является социологический анализ социокультурных ценностей современного студенчества, выявление в их характере общих и отличительных черт, присущих различным социально-этническим культурам, вычленение факторов, влияющих на формирование этих черт.

Постановка данной цели предполагает решение следующих основных задач:

Анализ и обобщение основных методологических и теоретических подходов российских и зарубежных учёных к исследованию социокультурных ценностей;

Уточнение сущностных признаков студенчества как социально-демографической группы;

Определение степени и характера влияния внутренних и внешних факторов на систему ценностей студенчества;

Проведение сравнительного анализа социальных, профессиональных, политических и духовно-нравственных ценностей российских и американских студентов;

Определение общих и отличительных черт в системе
социокультурных ценностей современного российского и
американского студенчества;

Выявление социальных проблем российских студентов для
конкретизации задач и совершенствования методов работы со
студенческой молодёжью.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных социологов, философов, культурологов, психологов по проблемам ценностей и ценностных ориентации, студенческой молодёжи и процессу её социализации, взаимодействия личности и общества, социальной группы и социума; по вопросам социокультурной среды и особенностей национального характера российского и американского народов. Источниками также являлись статистические данные, результаты и материалы социологических изысканий, проведенных другими авторами, результаты собственного социологического исследования.

Основными способами научного поиска явились: теоретические методы общенаучного анализа и синтеза и эмпирические методы (анкетный опрос студентов, наблюдение).

Методика эмпирического поиска базируется на современной технологии социологического исследования, использовании математико-статистических процедур.

Эмпирическую базу исследования составили материалы

сравнительного социологического опроса российских и американских студентов, проведенного в феврале-мае 2001 года в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия, Россия) под руководством автора данной работы, и университетах США: Северо-Западный университет (Иллинойс), Массачусетский университет (г. Амхерст) и университет г. Джонсон (Вермонт), под руководством доцента П.И. Осинского, доктора К. Стори. Для эмпирического

исследования использовалась специально составленная анкета. Общий объём выборки составил 500 российских и 500 американских студентов. Выборочная совокупность в целом репрезентативна генеральному массиву по возрастным показателям, соотношению мужского и женского состава, этническому распределению.

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных автором задач, и заключается в:

систематизации существующих подходов к определению социокультурных ценностей и формулировании собственного определения данного понятия;

выявлении и рассмотрении отличительных черт социокультурных ценностей студенчества, как специфической социально-демографической группы;

комплексном анализе степени влияния социокультурных факторов на характер формирующейся ценностной системы студенчества;

определении элементов структуры профессиональных, социальных, политических и духовно-нравственных ценностей, характерных для российских и американских студентов, на основе проведенного исследования;

выявлении зависимости между социально-культурными условиями развития общества и уровнем духовно-нравственного, личностного развития студенческой молодёжи;

выделении базовых ценностей современного студенчества, отражающих основные аспекты и сферы взаимодействия личности с окружающим миром, а также их жизненные цели.

Научно-практическая значимость исследования на теоретическом уровне заключается в том, что обоснованные в работе положения могут служить источником дальнейшего развития социологической теории ценностей, ценностного сознания, а также позволяет углубить представления

и
о ценностной системе современного студенчества, как специфической группе
молодёжи, характере её социализации. Результаты эмпирического
исследования могут иметь значение для дальнейшего теоретического
осмысления влияния внутренних (психофизиологических) и внешних
(социокультурных) факторов на формирование социокультурных

ценностей молодого человека, а также более глубокого изучения образовательных, профессиональных, социальных, политических и духовно-нравственных ценностей молодёжи и студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют широкую область применения. Прежде всего, они могут быть использованы руководством высших учебных заведений при планировании учебной и воспитательной работы факультетов, проведении вузовских реформ. Общие выводы исследования могут быть полезны при разработке молодёжной политики в регионе.

Результаты исследования представляют интерес для преподавателей социологии, политологии и могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в 4 опубликованных работах. О результатах исследования были сделаны доклады на: XXXVII международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1999), преподавательских научно-практических конференциях (Улан-Удэ, 2000 и 2001 гг.), республиканской научно-практической конференции «Будущее Бурятии - глазами молодёжи» (Улан-Удэ, 2001).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета 27 сентября 2001 года и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографии и приложения, состоящего из анкеты и таблиц по результатам исследования, не вошедших в основной текст диссертации.

Социокультурные ценности как социологическая категория

Исследование социокультурных ценностей студенчества предполагает рассмотрение проблемы ценностей как социологической категории. Необходимость социологического анализа ценностного отношения человека к миру и уточнения содержания категории «ценность» определяется тем, что в настоящее время существуют разные точки зрения на проблему ценностей, их природу, сущностные характеристики. Поэтому необходимо не только раскрыть природу и сущность ценностей, но определить их взаимосвязь с социальным субъектом и объектами природы и культуры. Это, в свою очередь, позволит определить роль, которую ценности играют в жизнедеятельности той или иной социальной группы в процессе социокультурного становления личности, её социализации в обществе.

Проблемы ценностей и ценностного отношения человека к миру вышли на первый план в 60-80-ые годы XIX века и получили своё развитие в самостоятельной отрасли философии - аксиологии.

В настоящее время в гуманитарных науках исследованию ценностей уделяется значительное внимание, причем осуществляется это не только в рамках аксиологии, но и других обществоведческих науках: социологии, социальной психологии, эстетики, культурологии и др. Такое многостороннее внимание к категории ценностей объясняется тем, что сама проблема имеет множество аспектов, а значит существует много различных подходов и вариантов её решения.

Так, например, в аксиологии (философии) - это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Философию интересуют проблемы бытия ценностей, существование их самих по себе, проблема высших ценностей.

В социальной психологии - это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям. В психологии ценности рассматриваются как элементы мотивации и ориентации индивида (его «значащие» переживания, желания, установки).

Социологический подход к ценностям заключается в трактовке стандартов, образцов, эталонов, норм социального поведения как объектов мотивации и ориентации. Любой значимый (важный, существенный) предмет определяется как ценность потому, что является общезначимым, общепринятым. Ценности выступают в роли общесоциальных, регулятивных механизмов и рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры.

В рамках социологического подхода насчитывается до 400 определений ценности. Такое многообразие дефиниций понятия ценности объясняется тем, что авторы стремятся анализировать явление ценности под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в разной взаимосвязи с другими явлениями действительности. Если попытаться классифицировать все эти определения, то можно выделить, на наш взгляд, две основные группы.

К первой группе относят определения, выделяющие сущности, с которыми соотносят ценности. Такими сущностями выступают объекты социальной действительности, процессы человеческой деятельности, переживания, отношения, условия, представления, т.е. всё то, что может быть желаемым или нежелаемым для человека.

К примерам определений первой группы могут быть отнесены: определение ценностей Р. Мёртоном, как «вещей к которым стоит стремиться» ; определение Здравомыслова А. Г., где ценности являются

Мёртон Р.К. Социальная теория и социальная структура // СОЦИС. - 1992. - №2. -С.119. продуктами духовной деятельности человека ; Сагатовского В. как «обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которого принимаются решения о его дальнейшем поведении» .

В рамках данной группы определений их авторы упор делают: а) на способности вещей, явлений, процессов, идеалов и т.п. выступать средством удовлетворения потребностей, интересов людей. «Ценности, - пишет В.П. Тугаринов - суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи, побуждения, в качестве нормы, цели или идеала.» ; б) на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. «Ценности - не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества»5.

Особенности социокультурных ценностей студенчества, как специфической социально демографической группы

Социокультурные ценности личности отражают её ценностное отношение к социальной действительности, к продуктам человеческой деятельности. В основе их формирования лежат свойственные возрасту потребности личности, культурные стереотипы, усвоенные с молоком матери, интересы устремления самой личности.

На значимость возрастного этапа в определении ценностных приоритетов указывают многие исследователи. Каган М.С., например, делит человеческую жизнь на шесть этапов на основании присущих возрасту ценностной доминанты с соответствующей ей деятельностью .

Так, в младенчестве главную ценность формирующейся личности имеет общение. На втором этапе основное место занимает художественно-игровое творчество. На третьем этапе, с приходом в школу, доминирующей ценностью становится ценность познания мира. С наступлением взрослости, самостоятельности доминирующее значение приобретает ценность самосознания, стремление самостоятельно определить смысл своего существования. На пятом этапе, с выходом в практическую жизнь, главной в жизни становится ценность практически и духовно преобразующей мир деятельности. С прекращением продуктивной практической активности, но сохранением потребности и возможности отдать людям накопленный за всю жизнь опыт и знания, доминирующей ценностью становится общение доступными человеку средствами.

Каждый человек, в меру своих биолого-физиологических и психофизиологических особенностей, характера социального окружения, по-разному и с разным успехом проходит этот последовательный ряд этапов.

Данный процесс бесконечный, можно сказать, имеющий начало, но не имеющий конца: на протяжении всей своей жизни, реализуя свойственные возрасту потребности, индивид усваивает систему ценностей общества, класса и группы, к которой он принадлежит, одновременно формируя свою собственную.

Таким образом, на характер формирующихся социокультурных ценностей личности оказывают влияние:

? особенности исторического и культурного развития общества, к которому принадлежит индивид;

? современное состояние общества, характер развития его социальной, экономической, политической, культурно-нравственной сферы;

? место и роль индивида в общественной жизни, его принадлежность к классу, социальной группе, профессиональному коллективу, идеи и образ жизни которых он принимает;

? уровень общей культуры личности, как результат приобретения социального опыта, усвоения моральных принципов и норм, определяющий характер и степень её самосознания, умение оценивать объективные закономерности, интересы и потребности общественного и индивидуального развития;

? возрастные и психофизиологические особенности развития личности:

Рассмотрим влияние данных факторов на характер формирования социокультурных ценностей студенчества.

Прежде всего необходимо отметить, что студенчество, как социально-демографическую группу, образуют молодые люди в возрасте от 17 до 24 лет, получающие высококвалифицированное профессиональное образование в системе высшей школы на базе полного среднего образования. Возраст и возрастные различия в данном случае оказывают существенное влияние на формирование социокультурных ценностей студентов:

Во-первых, возраст с 17 до 24 лет - это возраст биологического взросления человека, перехода человеческого организма из состояния ребёнка в состояние взрослого человека. Нижняя граница студенческого возраста - 17 лет, определяется временем окончания общеобразовательной школы и поступлением в ВУЗ. В биологической жизни человека - это время его полового созревания. Завершают своё обучение в ВУЗе студенты в возрасте 22-24 лет уже взрослыми людьми, многие из них за время обучения в ВУЗе создают семьи, у некоторых рождаются дети. Создание семьи и появление детей оказывает заметное влияние на смещение ценностных приоритетов: интересы студентов уже в большей степени направлены не на реализацию собственных потребностей, а на реализацию потребностей детей, на обеспечение благосостояния семьи и создание условий для жизни и развития ребёнка.

Кроме этого, возраст с 17 до 24 лет - это также возраст и психологического становления личности, когда активизируются психические процессы, активно развивается сознание.

Социально-профессиональные и жизненные ориентации студентов

Начало жизненного пути молодёжи обычно связывают с профессиональным самоопределением и началом трудовой деятельности. Профессиональная ориентация рассматривается как акт выбора определенного вида профессиональной деятельности, независимо от того, реализовался ли этот акт практически или существует только в форме намерения индивида. Он свидетельствует о сложившейся предрасположенности или готовности индивида к этому выбору.

В широком смысле профессиональная ориентация включает не только ориентацию на конкретный вид трудовой деятельности, но и предполагает осознание молодым человеком общности своих интересов с интересами социальной группы, а также деятельности, направленной на достижение соответствующего положения в социальной структуре общества. Поэтому, верным будет рассматривать социальную и профессиональную ориентацию не в разрыве, а в единстве - как социально-профессиональную ориентацию, учитывающую оба момента - социальный и профессиональный.

Формирование социально-профессиональных ориентации молодого человека осуществляется под влиянием ряда факторов, к которым относят:

1) факторы социальной структуры. Социальная структура общества устанавливает то социальное пространство, в границах которого осуществляется профессиональное самоопределение (происходит выбор профессии и соответственно выбор социального статуса)

2) факторы, связанные с историческим этапом в развитии конкретной социальной структуры. Именно специфика исторического этапа формирует определенную общность жизненного, и прежде всего, социального опыта целых поколений, во многом предопределяя их профессиональные и социальные биографии.

3) Специфические ситуативные факторы. Это, прежде всего, способности и характерологические черты самих индивидов, а также место жительства и уровень довузовской подготовки.

Акт выбора профессии может рассматриваться как разрешение определенного противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений. Социально-профессиональная ориентация студентов складывается из ценностных представлений об образовании, профессиональной деятельности и находит свое выражение в их жизненных планах.

Большое воздействие на профессиональное самоопределение молодых людей оказывает их ближайшее окружение (родители, родственники, учителя).

Влияние родителей на профессиональное самоопределение молодежи осуществляется по двум направлениям. От родителей, во-первых, во многом зависят объективные условия интеллектуального развития ребенка и уровень накопленных знаний, которыми он будет обладать ко времени профессионального самоопределения, выбора жизненного пути. Опосредованно, через социокультурную среду семьи, формируемую родителями, дети оказываются связанными с характером труда, уровнем квалификации родителей.

Во-вторых, в семье закладываются определенные потребности, ценностные ориентации личности, на основе которых складывается профориентация.

Результаты нашего исследования, представленные в приложении 1.1, подтверждают существенное влияние родителей на молодых людей при принятии решения о поступлении в ВУЗ. Так, 38% российских и 52% американских студентов решили получить высшее образование по совету родителей.

Американские студенты при принятии решения о поступлении в университет также опирались на советы учителей (17%) и друзей (10%). На решение российских студентов мнение учителей (2%), родственников (8%) и друзей (6%) не оказало большого влияния. 46% российских студентов решили поступить в ВУЗ по собственному желанию.

При профессиональном самоопределении важную роль играют внутренние механизмы, регулирующие отношение субъекта к социально-значимым объектам и ситуациям. Социально-профессиональная ориентация, как любая ценностная ориентация, включает три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий.

Когнитивный момент выступает необходимой предпосылкой профессионального самоопределения. Изначально молодой человек выясняет: какое отношение к целям его жизни имеют элементы наличной ситуации (объективные условия самоопределения), какова их роль в реализации цели (чем они могут быть в процессе реализации цели -объектами, средствами или условиями), а также какое влияние они окажут на процесс в целом (позитивное, негативное или нейтральное). Имеющаяся ситуация и цели деятельности рассматриваются с точки зрения их содержания, тем самым и складывается когнитивный момент социально-профессиональной ориентации.

Похожие диссертации на Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур