Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная идентичность в условиях современного российского общества Смирнова Наталья Алексеевна

Региональная идентичность в условиях современного российского общества
<
Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества Региональная идентичность в условиях современного российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Наталья Алексеевна. Региональная идентичность в условиях современного российского общества : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Волгоград, 2004 188 c. РГБ ОД, 61:05-22/87

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 13

1:1. Анализ подходов и принципов исследования идентичности в отечественной и зарубежной социологии 14

1.2. Понятийные и методологические основы исследования региональной идентичности 40

1 ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 68

2.1. Региональная идентичность: содержание, механизм и особенности формирования 69

2.2. Влияние региональной идентичности на содержание и характер 97

РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

ЛИТЕРАТУРА 126

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Процессы регионального структурирования социального пространства порождают необходимость постоянного уточнения места и значения, присущих данному региону в системе внутри- и межрегиональных взаимодействий, определения направлений развития региона в сложившейся системе межрегиональных взаимодействий, выявления и обеспечения защиты социально-экономических интересов регионального сообщества, и, в целом, формирования позитивного образа региона. Успешное решение этих задач во многом определяется особенностями механизма формирования и содержания региональной идентичности.

Неоднозначность содержания и механизма формирования региональной идентичности определяется значительными различиями в культурной, социально-экономической, политической системах субъектов РФ, в целях и в ресурсах регионального развития. Это создает различные условия протекания социальных процессов в регионах, определяющих особенности формирования региональной идентичности. С одной стороны, повышение значимости и характер идентичности жителей со своим регионом может способствовать росту сепаратистских настроений, развитию межэтнических и межконфессиональных конфликтов, ухудшению межрегионального сотрудничества и взаимодействия в системе государственного управления. С другой - может благоприятствовать построению эффективной системы регионального взаимодействия (с федеральными органами государственного управления, субъектами региональных экономических интересов - другими регионами, инвесторами), консолидации регионального сообщества, и в целом, являться одним из весомых факторов его устойчивого и поступательного развития.

Возможность проявления значительного числа тенденций в системе региональных взаимодействий, как негативного, так и позитивного характера, непосредственно обусловленных особенностями региональной идентичности ак-

туализирует необходимость исследования механизма ее формирования, а также

места и роли в системе региональных взаимодействий.

Необходимо отметить, что в настоящее время в современном российском обществе развиваются новые тенденции в построении системы государственного управления, политической и экономической сфере:

от предельной суверенизации и свободы региональных и местных властей с достаточно высоким уровнем бюджетного обеспечения к централизации власти, построению вертикали административно подчиненной региональной и местной власти с достаточно ограниченным бюджетом, наделением их преимущественно административно-хозяйственной функцией, сокращением их политического влияния и экономических возможностей;

от мажоритарной системы выборов в органы законодательной власти, дающей возможности представления большого разнообразия мнений и интересов общественных, социально-экономических, политических групп к выборам по партийным спискам, что в современных условиях может привести к воскрешению однопартийной системы, политическому монополизму одной партии -на всех уровнях функционирования законодательной системы - федеральном, региональном, муниципальном;

от построения бюджетной системы, направленной на повышение степени экономической свободы и инициативы в регионах и муниципальных образованиях, к централизации бюджетных ресурсов и, во многом, формированию плановой системы управления на региональном и муниципальном уровне, сводящейся к осуществлению административно-хозяйственных функций в рамках регламентированного плана и бюджета.

Это определяет актуальность выявления и осмысления произошедших и возможных изменений в содержании и характере региональной идентичности, их влияния на региональные взаимодействия. Учет этих изменений является основой проведения обоснованной региональной политики, построения эффективного механизма взаимодействия в системе государственного управления и межрегиональных взаимоотношений.

5 Степень научной разработанности проблемы

Исследование идентичности человека, ее содержания, функций, механизма формирования, занИхМает значительное место в работах представителей различных научных направлений и школ социологии, философии, психологии, антропологии и т.д. В настоящее время существуют исследования, связанные с проблемами изучения идентичности в системе экономических и социокультурных отношений1. В рамках феноменологических и интеракционистских подходов, в фокусе которых - механизмы обретения, формирования социальной идентичности в процессах социальных коммуникаций, межличностного взаимодействия значительный вклад внесли Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули, П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц . Обращение к проблемам формирования социальной идентичности человека как активного субъекта собственной жизнедеятельности явственно обозначилось в современных социальных теориях П. Бурдье3. Эта проблематика стала одной из центральных в дискурсе модернизма и постмодернизма. Здесь существует широкий спектр идей, которые представлены в работах У. Бека, Э. Гидденса, С. Лэша, Д. Келлнера, Дж. Фридмана, К. Джерджена и других4.

В западной психологии проблема личностной идентичности составляет особое направление. В русле психоаналитической традиции, с которой, собственно, связано возникновение и развитие понятий идентификации и идентичности, проблемы качеств личности и индивидуальной идентичности рассматри-

1 Вебер М. Избранные произведения. / М. Вебер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Про
гресс. 1990; Зиммель Г. Избранное. Т. 1. М.: Юрист, 1996; Дюркгейм Э.О. О разделении об
щественного труда: Метод социологии. М., 1991.

2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995;
Шюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования, 1988. № 2.
С. 129-137; Мид Дж. Интернализованные другие и самость. // Американская социологиче
ская мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного ун-та Биз
неса и управления, 1996. С. 222-225; Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок
/ Ч.Х. Кули. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320с.

3 Бурдье П. Социология политики. / П. Бурдье. Пер. с фр. - М.: Socio-Logos, 1993.

4 Beck U., Giddens Л., Lash S. Reflexive Modernizathion. Politics, tradishion and aethetics
in the modern social order. Stanford: Stanford University Press. 1994. - 340p; Giddens Л. Moder
nity and self-identity: Self and society in the late modern age. - Stanford, 1991. -412p.; Kellner D.
Popular culture and the construction of post modern identities. II Modernity and identity. I Ed. by
Lash S., Friedman J. - London: Blackwell. 1992. P. 141-177; Craib I. Experiencing identity. L.,
etc.: Sage, 1998.-190 p.

вались Э. Эриксоном 3. Фрейдом, Э. Фроммом, И. Рэйбом и другими5. В рахМках когнитивной психологии эта проблема оформилась в концепцию социальной идентификации, которая, во многом, стимулировала наши исследования. В соответствии с этим подходом значение идентичности определяется посредством логических операций сравнения всей группы с внешними группами по ряду значимых параметров. Этот подход основан на работах М. Биллига, Р. Брауна, М. Кух, Дж. Тернера и, наконец, Г. Тэджфела6.

Отечественные исследователи, в основном, отталкиваются от уже известных в мировой литературе подходов. Наряду со структурными подходами используется теория символического капитала в работах Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанова7, культурно-исторические тенденции формирования социальной иден-

тичности И.С. Кона , работы по проблемам самопознания, самореализации, общественного и массового сознания Д.В. Ольшанского, Г.Г. Дилигенского, Г.М. Андреевой, В.А. Ядова9.

5 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс»,
1996. - 246 с; Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. «Я» и
«Оно». Труды разных лет. - Тбилиси: Мерлан, 1991. Кн. 1. 1991. - С. 71-138; Фромм Э. Бег
ство от свободы. - М: Олимп, Изд-во «Аст-Лтд», 1998. С. 176-414;. Gergen K.J. The saturated
self: Dilemmas of identity in contemporary life. - Los Angeles ets. BasicBooks, 1991. - 295 p.

6 Billig M, Tajfel HI Social categorizathion and similarity in intergroup behaviour. II Euro-
pen Journal of Social Psychology. 1973, № 3. P. 27-52; Broun R. The role of similarity in inter
group relations. II The Social Dimension: Europen Developments in social Psychology. I Ed. by Ta
jfel H. Cambridge: Cambridge University Press. 1984. - 280 p.; Kuhn M, Mc Partland I. An empiri
cal imestigation of self-attitudes. II American sociological review, 1954. Vol. 19, 1. Tajfel H. Hu
man groups and social categories Studes in social psychology. - Cambridge, 1987. - 430p. Turner
J.C., Hogg M.A., Oakes P.J., Reicher S.D. Rediscovering the social group: A self-categorization
theory. - Oxford, 1987. P. 42-67 Preez P. du. The politics of identity. Ideology and the human im
age. L. etc.: 1983. - 184 p.; Preez P. du. A strategic theory of social identity. II Paper presented at
the international conference on self and identity. - Cardiff etc.: July, 1984.

7 Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе.
Методология и методика измерения социально идентичности. / Под ред. Шматко Н.А. М.:
ИС РАН, 1992; Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной иден
тичности // Социальная идентификация личности. / Отв. ред. Ядов. В.А. М.: ИС РАН, 1993.
С. 58-60; Качанов Ю.Л. Агенты поля политики: позиции и идентичность. // Вопросы социо
логии, 1992. Т. 1. № 2. С. 61-81.

8 Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.

9 Ольшанский Д.В. Психология массовых политических настроений. // Психолог, ж-л.
1989. Т. 10, № 6, С. 40-49; Он же. Психологические проблемы политических стереотипов. //
Психологический журнал. 1989, Т. 10, № 2; Он же. Психология масс и массовых настроений.
- М., 1989; Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996; Он же Россий
ский горожанин девяностых годов: генезис постсоветского сознания М.: Прогресс, 1998; Ан
дреева Г.М. Социальная психология М.: Инфра, 1998; Ядов В.А. О диспозиционной регуля
ции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психоло
гии. / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975.

7 Заметное направление изучения и идентичности складывается в рамках

культурно-антропологической и феноменологической парадигм, где наряду с известными подходами имеет место построение оригинальных теоретических схем10. Наиболее представлены в отечественной литературе последних лет исследования этнической идентичности и национального самосознания и национальной идентичности. Среди них можно отметить работы Л.М. Дробижевой, Г.У. Солдатовой, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко и других11.

Идентификационные ориентации профессионального уровня и возникающую на этой основе маргинализацию общества исследуются в работах Е.П. Ермолаевой, З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханяном и др.12 К числу определяющих наш подход в данной области относятся работы В.А. Ядова, Е.Н. Даниловой, Т.С. Барановой, О.Ы. Дудченко, С.Г. Климовой, Т.З. Козловой, А.В. Мытиль, в которых показаны исследования динамики и структуры социогрупповых идентификаций13.

Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений). // Социологические исследования, 1995. № 4. С. 3-13; Тишков В. Идентичность и культурные границы. // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах М.: Алетейя, 1997. С. 15-82.

11 Дробижева Л. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отно
шений. // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Алетейя, 1997. С. 44-
63; Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков са
моуважения к поискам смысла. // Психологический журнал, 1999, Т. 20, № 3. С. 48-58; Сол-
датова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998; Стефаненко
Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. // Этнос. Идентичность.
Образование. Труды по социологии образования. / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социо
логии образования РАО. Т. 4. Вып. 6. 1998. С. 85-104; Серио П. Этнос и демос: дискурсив
ном построение коллективной идентичности. // Этничность. Национальные движения. Соци
альная практика. Сб. ст. СПб: Петрополис, 1995. С. 51-60.

12 Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально-значимых
видах труда. // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 5. С. 69-78; Голенкова З.Т., Игитха-
нян Е.Д., Казарннова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации. //
Социологические исследования. 1996, №8. С. 12-17.

13 Данилова Е.Н., Ядов В.А. Контуры социально-групповых идентификаций личности
в современном российском обществе. // Социальная идентификация личности. - М.: РАН
ИС, 1994. - 167 с; Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные
идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен. // Проблемы теоретиче
ской социологии / Под ред. А.О. Бороноева, Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. С. 169-183;
Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?». // Социо
логические исследования, 1995. № 5. С. 102-109; Климова С.Г. Возможности методики не
оконченных предложений для изучения социальной идентификации. // Социальная иденти
фикация личности. - М.: РАН ИС, 1994. С. 69-83; Баранова Т.С. Теоретические модели со
циальной идентификации личности. // Социальная идентификация личности. - М.: РАН ИС,
1994. С. 35-46.

8 Специфика региональной идентичности, представленная в работах

Е.Ю. Мелешкиной, Т.Н. Кувеневой, А.Г. Манакова, Л.Д. Гудкова, Н.В. Петрова, А.И. Трейвиш, Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанова, позволяет проследить особенности становления регионального сообщества в России14. Особое внимание ученых заняла проблема противостояния «центра» и «периферии», столицы и провинции15.

Таким образом, на основании приведенных выше результатов обзора научных работ, можно сделать вывод, что число работ в отечественной и зарубежной социологии, непосредственно посвященных исследованию региональной идентичности, ее структуры, содержания, совокупности социальных функций и значений, механизмов формирования и влияния на региональные взаимодействия, весьма ограничено. В поле зрение ученых попадали отдельные аспекты, лишь косвенно связанные с проблематикой исследования региональной идентичности. В совокупности с наиболее актуальными в прикладном отношении вопросами в рамках области исследования региональной идентичности это определило выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.

Объект исследования - региональные сообщества в условиях современного российского общества.

Предмет исследования - содержание, механизм формирования региональной идентичности и ее влияние на региональные взаимодействия.

Мелешкина Е.Ю. Региональная идентичность как фактор становления региональных политий в Российской Федерации. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки, 1999, № 6. С. 48-59; Кувенева Т.Н., Манаков А.Г. Формирование пространственных иден-тичностей в порубежном регионе. // Социологические исследования, 2003, № 9; Гудков Л.Д. Эрозия идентификации и социальные напряжения в регионе. // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 318-327; Петров Н.В., Трейвиш А.И. Региональный сепаратизм и дезинтеграция России: опыт измерения различных категорий риска. // Россия и СНГ: дезинтегра-цнонные и интеграционные процессы. / Под ред. Г.Д. Кистинского. Вып. 2. М.: 1995. С. 25-38; Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования, 1998, № 4. С. 94-98.

Барзилов СИ., Барябина Е.Н. Особенности политической ментальності! провинциального социума. // Регион как с>бъект политики и общественных отношений. / Под ред. Н.В. 3>баревич. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 198-208.

9 Цель исследования — выявить значение региональной идентичности в

системе взаимодействий регионального сообщества.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

дать анализ существующим теоретико-методологическим подходам в исследованиях проблемы идентичности и обосновать принципы и методы исследования региональной идентичности;

определить содержание региональной идентичности и обосновать систему признаков и индикаторов для ее исследования;

на основании эмпирических данных построить структурную модель региональной идентичности, выявить механизм и региональные особенности ее формирования;

определить роль и значение региональной идентичности в системе региональных взаимодействий;

представить рекомендации по оценке тенденций развития региональных взаимодействий на основании анализа структуры и содержания региональной идентичности.

В результате исследовательской работы диссертант пришел к ряду выводов, которые подлежат обсуждению и защите:

  1. Региональная идентичность - результат когнитивного, ценностного и эмоционального процесса осознания принадлежности к своему региональному сообществу, а также его места и роли в системе региональных взаимодействий.

  2. У значительной доли жителей региона идентичность с региональным сообществом занимает достаточно высокую позицию в структуре социальных идентичностей.

  3. Категориальная структура региональной идентичности представлена набором наиболее существенных признаков, характеризующих внутренние особенности данного регионального сообщества, а также его место и роль в системе региональных взаимодействий. Совокупность признаков региональной идентичности представляется целесообразным сгруппировать в блоки террито-

10 риально-поселенческих, политических, экономических, социокультурных,

культурно-исторических, природно-географических компонентов.

  1. Основными характеристиками признаков региональной идентичности являются: специфичность, уникальность, «частота звучания», устойчивость/изменчивость, позитивная/негативная ценностно-эмоциональная окраска, степень распространенности в региональном сообществе.

  2. В модели региональной идентичности наиболее значимыми оказались компоненты, входящие в группу социокультурных и культурно-исторических признаков. В числе несущественных компонентов оказались социально-экономический и политический блок признаков. Превалирующими характеристиками признаков стали: уникальность, устойчивость, позитивная ценностно-эмоциональная окраска.

  3. Основными характеристиками признаков региональной идентичности (в модели «Они - жители других регионов России») являются: «частота звучания», неустойчивость, негативизм. Связано это с особенностями формирования внешнего образа регионов, где основополагающее влияние оказывают центральные СМИ. Транслируемый центральными СМИ поток информации о регионах носит в значительной степени негативный характер, «частота звучания» регионов различна, в поле зрения в основном попадают события политической и экономической жизни.

  4. Механизм формирования региональной идентичности строится на взаимодействии 2-х групп факторов: 1) внешних факторов формирования региональной идентичности - намерений и действий «центра» по отношению к региону, макроэкономических условий, содержания и характера информации о регионах (затрагивающей интересы регионов) в центральных СМИ; 2) внутренних факторов формирования региональной идентичности - региональных ресурсов и условий, намерений и действий региональной политической элиты, традиций, символов и стереотипов регионального сообщества, исторического наследия, содержания и характера информации о регионе (затрагивающей интересы региона) в местных СМИ, уровня и качества образования населения. Каждое региональное сообщество характеризуется различным составом, зна-

чнмостью и характером взаимовлияния факторов формирования региональной идентичности, что создает для каждого региона специфическую форму ее проявления.

  1. К числу выделенных автором функций региональной идентичности можно отнести: адаптивную, защитную, интегративную, когнитивную, легитимирующую, компенсаторную, коммуникативную. «Включение» той или иной функции связано с ситуацией в стране и регионе и происходит в результате изменения значимости, структуры и характера региональной идентичности.

  2. В многообразии функциональных форм и значений региональная идентичность оказывает существенное влияние на содержание и характер региональных взаимодействий. Взаимозависимость содержания и характера региональной идентичности и региональных взаимодействий, составляют основу оценки тенденций и перспектив развития региональных взаимодействий.

Научная новизна работы:

представлено авторское определение региональной идентичности, отражающее наиболее существенные характеристики механизма формирования и содержания региональной идентичности;

на основании эмпирических данных выявлена структура и содержание региональной идентичности, а также разработаны индикаторы для ее оценки;

определен механизм и особенности формирования региональной идентичности, выделены факторы, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер региональной идентичности;

выявлено место и роль региональной идентичности в системе региональных взаимодействий;

осуществлена оценка влияния региональной идентичности на содержание и характер региональных взаимодействий.

Теоретико-методологическая основа исследования

Методологической основой диссертации выступают структурно-функциональный и когнитивный подходы, позволяющие рассмотреть особенности региональной идентичности в современной России на уровне структуры, механизма формирования, функций и значения в системе региональных взаи-

12 модействий. В работе используются также принципы системного, компаративного анализа.

Эмпирической основой исследования служат результаты социологического опроса жителей г. Волгограда в рамках гранта «Социально-политическая самоидентификация жителей Поволжья» март-май 2001 г. (N=450) при непосредственном участии автора16, «Содержание и особенности формирования региональной идентичности в современной России», проведенного автором диссертации в мае-июне 2004 г. в г. Волгограде (N=200) и сельских районах Волгоградской области (N=200), пилотажного исследования, проведенного автором в г. Москве (N=30) и Московской области (N=50). Также использовались статистические данные и вторичный анализ данных социологических опросов.

Теоретическая и практическая значимость связана с возможностью использования результатов работы в учебных курсах по разделу «Социология региона», «Управление и развитие региональных процессов», «Социология личности». Результаты исследования представляют интерес и для разработки региональной социальной политики.

Апробация основных положений работы. Результаты исследования были представлены в виде докладов: на ежегодных конференциях в ходе Недели науки в Волгоградском государственном университете (Волгоград, 2000-2004 гг.), на Российской межвузовской научной конференции «Новая Россия»: социальные и политические мифы» (Москва, ноябрь, 1999 г.), на научно-практической конференции (ВолгГТУ, апрель 2000, 2001 гг.) на межрегиональном семинаре «Выборы: стратегия и тактика проведения» (Санкт-Петербург, февраль, 2001 г.), на 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологическим и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 1-3 октября 2003 г.), на научной конференции «Природа конфликта: социально-экономические, философские и правовые аспекты» (Волгоград, 2004 г.).

Содержание диссертации отражено в 6 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

16 Грант Российского гуманитарного научного фонда № 00-03-33001.

Анализ подходов и принципов исследования идентичности в отечественной и зарубежной социологии

При определении сущности идентичности считаем возможным исходить из следующей аналитической схемы: сформулировать, во-первых, общую дефиницию феномена идентичности, во-вторых осуществить классификацию подходов к анализу исследуемого объекта, и в-третьих дать авторскую интерпретацию понятия идентичности.

В целом отмеченная неоднозначность интерпретации понятия «идентичность» во многом обусловлена многозначностью его латинской первоосновы (identifico), которая указывает на обнаруженное тождество любых объектов. В применении к социальному миру это означает не только оценку сходства между самоощущением индивида и его восприятием в сообществе, но и классификацию объектов, внешних по отношению к индивиду и помогающую ему эффективно овладевать различными видами социальной деятельности, а также совпадение и сопричастность к какой-либо социальной группе или сообществу. Понятие «идентичность» тесно связано со становлением таких понятий, как «индивидуальность», «личностность», «самосознание», «самовосприятие», «самость», а также с конституированием в европейской традиции дискурсов «целостность», «самотождественность», «самоопределение», «интерсубъективность» и «ментальность».

Возможно выделение нескольких дисциплинарно различных, хотя и соотносимых друг с другом, понимания «идентичности»:

в логике (неклассической);

в философии (прежде всего в неклассической и постклассической);

в психологии (психоанализ и когнитивная психология);

в антропологии (социальной)

в социологии.

В логическом ракурсе идентичность неразрывно связана с понятием тождества и предполагает не только операции абстракции отождествления, но и операции неразличимости. Само понятие тождества может быть проинтерпретировано как неотличимость предметов друг от друга в какой-то совокупности свойств и находит отражение в трудах Г.В. Лейбница, Г. Фреге, Б. Рассела17.

Источником и завершением философии является тождество бытия и мышления, и в этом случае идентичность понимается как отождествление с образцом, идеалом. В неклассической философии эта трактовка идентичности была реализована М. Хайдеггером , М. Шелером , Э. Гуссерлем , по мнению которого, между сознанием и реальностью лежит «подлинная бездна смысла», благодаря чему и становится возможным конституирование идентичности. Важное значение в обосновании тезиса конституирования идентичности сделал Д.Юм, который попытался представить идентичность не «изнутри» (т.е. как са-мость), а «извне» (из общества), через поддержание имени, репутации, славы . В постклассической перспективе проблематика идентичности оказалась более связана не с этнической, национальной или культурной, а с личностной идентичностью, с преодолением наследия трансцендентализма и дискурса тождества. Идентичность стала трактоваться как практики означивания и самообозначения индивидуальности через ограничение выбора из многозначности. Аналогично Ю. Хабермас пытался осмыслить идентичность как индивидуализацию через социализацию внутри исторического контекста . Индивид, включаясь в личные сложноорганизованные системы социальных действий, постоянно стал-кивается с проблемой сохранения своей индивидуальности и целостности. . С точки зрения П. Рикёра, идентичность в этом отношении предстает как повествование о жизни, попытка придать цельность разрозненному (замаскировать «чтойность») и схватить ускользающую уникальность (обозначить «ктой-ность») в пространстве публичности. Он вводит понятие повествовательной (нарративной) идентичности, к которой человек способен придти посредством повествовательной деятельности, то есть, которая может быть выявлена средствами языка. Парадокс, по его мнению, состоит в том, что мышление имеет дело с понятием идентичности, в котором смешиваются два значения: идентичности с самим собой (самости), и идентичности, как того же самого (сходный, анало-гичныи) .

В антропологии утверждается принцип уникальности каждой культуры, которая с самого начала стремилась к изучению целостной личности, рассматривая личность в единстве ее жизненных форм. Выраженные в той или иной культуре структурные характеристики предстают как внеструктурные, диффузные и внеинституциональные образования, что обосновывается в исследовани-ях Ф. Боаса, Б. Малиновского, А. Рэдклифф-Брауна . К. Леви-Строс пришел к выводу о существовании ментальных структур, позволяющих людям класси Oft фицировать элементы культуры и социальное поведение . Идентичность здесь в основном понимается как культура, отраженная в индивидуальном поведении, ориентированная на интеграцию со «всеобщим» и на проявление «культурных универсалий». «Коллективное подсознательное» сугубо индивидуально и бесконечно разнообразно, а «бессознательное» обусловлено спецификой деятельности коры головного мозга, выступает в роли объективного начала и составляющее любое общество. Особое место в антропологии занимают теории базовой и модальной личности, к стратегии которых стремится соответствующая модель идентичности27.

В психологии при описании механизмов интериоризации при формировании «Супер-Эго» 3. Фрейдом был дан импульс к универсализации проблематики идентичности. Идентичность понималась как результат процесса подражания чему-либо, а затем была истолкована как процесс переживания субъектом той или иной степени слияния с объектом. Психоаналитическая традиция механизмов психологической защиты и целостности личности индивида была продолжена А. Адлером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Д. Рисменом . 3. Фрейд представляет идентичность как бессознательного эмоционального процесса отождествления, связи ребенка с родителями, и тем самым обозначает потенциал этого понятия для формирования личности и как важного механизма взаимодействия между индивидом и группой . Для взрослого субъекта механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях чувство психической инфекции, столь характерной для толпы. В той же работе Фрейд ставит вопрос о множественности идентичности и ее связующей социальной роли30. Идеи Фрейда были развиты неофрейдистами: Т. Адорно в концепции «авторитарной личности»31; Г. Маркузе, который подчеркивает, что лишенный авторитетного нормативного суперэго и включенный во множество организаций и социальных связей индивид поглощается ими, теряет себя32. Д. Рисмен развил эти идеи в концепцию одинокой толпы33.

Региональная идентичность: содержание, механизм и особенности формирования

Механизмом территориальной идентичности, реализующим ее смысло-образующую функцию, может служить ситуативное формирование особого образа «Я - член региональной общности», временно выступающего для индивида в роли образа «Я». Установление стабильных связей между смысловой сферой индивида и образом «Я - член региональной общности» обусловливает устойчивую интеграцию этого образа в состав смысловой сферы. Одним из социально-психологических следствий территориальной дифференциации выступает тот факт, что индивиды склонны максимально увеличивать воспринимаемые различия между территориальными общностями и минимизировать различия между членами одной и той же общности.

Предлагаемый подход к изучению территориальной идентичности опирается на принцип исследования личности через изучение «пристрастности» человеческого сознания. Следуя этой логике, мы должны рассматривать интерио-ризованные образы территорий («интроекты» региональных общностей, т.е. отождествления представлений индивидов с собственными характеристиками территориальных общностей) как своего рода «мировоззренческие миры», пристрастные системы отсчета и оценки, обладающие каждый своей интерпретацией. Региональную идентичность личности, следовательно, можно раскрыть, скажем, через отношения образов «Родина» и «Населенный пункт, в котором я родился» в системе интериоризованных образов других территорий. Таким образом понимаемую социальную идентичность личности можно операционали-зировать как структуру субъективного семантического пространства территорий. Предполагается, что образ «Родина» распространяется на территории, лично значимые для субъекта.

Возможность идентификации предполагает наличие психологической близости. Очевидно, что соотнесение системы значений, имплицитно содержащейся в образе территории, и структуры практики субъекта, обусловливает рефлексию социальной идентичности. При этом рефлексия может осуществляться на разных уровнях, но уже простая оценка региональной общности по основанию «близка мне - далека от меня» есть рефлексия территориальной идентичности в обобщенных эмоциональных эталонах.

Напомним, что субъективным семантическим пространством называется совокупность определенным образом организованных дискрипторов (признаков), описывающих и дифференцирующих значения некоторой содержательной области, в нашем случае - региональной идентичности. Размещение в субъективном семантическом пространстве обыденной «картины мира» образов «Я -член территориальной общности» дает возможность реконструировать семантический состав интериоризованных территорий как личностных смыслов. Иными словами, реконструируя в процессе эксперимента субъективное семантическое пространство территорий мы, тем самым измеряем социальную идентичность субъекта.

Исходный поведенческий смысл семантического пространства территорий заключается в психологической подготовке практических стратегий субъекта. Речь идет о том, что усвоение сходных для проживающих на определенной территории образов и символов и «переплавка» их в личностные смыслы агентов становится базой для их солидарных действий, а также и более широко - базой для построения репертуара возможных практик, что особенно ярко проявляется в политических практиках агентов. В субъективном семантическом пространстве территорий процесс принятия решений о том или ином поступке «разговаривает» на языке образов «Я - член региональной общности». Таким образом, можно сказать, что психологическая сущность семантического пространства интериоризованных образов территорий состоит в том, что оно является знаковым прообразом пространства147.

Левада Ю.А. Социально-пространственная структура российского общества // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. - М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 276. Образ каждой региональной общности связан с системой символов, стереотипов, эталонов, норм и правил общения и действия148. Часть из них представляет собой совокупность уникальных признаков данного регионального сообщества, отличающего его от ряда других. Другие представляют собой типичные характеристики, идентифицирующие данное региональное сообщество с классом таких социальных систем, как «регион». В первом случае проявляется функция идентичности, связанная с имманентно присущей человеку необходимостью формирования положительной идентификации с группой, членом которой он является (ценностная и эмоциональная составляющая региональной идентичности); во втором случае реализуется когнитивно-познавательная функция идентичности.

Несмотря на различное функциональное значение и ценностную окраску признаков региональной идентичности, для их выделения мы основывались на следующей предпосылке: 1) носителем признака региональной идентичности должна являться значительная часть населения региона; 2) данный признак должен отражать существенные характеристики данного региона; 3) признак должен характеризовать особенности, специфичность и уникальность региона и давать возможность его выделения в среде других регионов России.

Компонентами (объектами) региональной идентичности могут служить как конструируемые, но реальные региональные общности, такие как «люди моей национальности, проживающие на территории региона», «люди, проживающие на территории региона и связанные общностью исторического прошлого» и т.п., так и другие общности, конструируемые скорее в восприятии самого индивида и выделяемые по сходству политических и нравственных ориентации или по сходству жизненных стратегий. Такие общности в отличие от выше названных нежестко или вовсе не структурированы в социуме. Это собственные категоризации индивида, которые, впрочем, не могут не испытывать сильного воздействия социально-коммуникативных связей и массовой информации.

Влияние региональной идентичности на содержание и характер

Активизация российского регионализма в последние годы, примером крайнего выражения которой могут служить события в Чечне, актуализирует проблему изучения региональной идентичности и ее влияния на проблематику формирования российского регионального пространства. В этой связи необходимо отметить, что, как показывает практика, регионализм, основывающийся на ощущении преимущественно региональной принадлежности, проявляется сильнее, как правило, в следующих случаях: - в странах, где не завершился окончательно процесс формирования на циональной идентичности, и территориальная идентификация остается одной из ведущих (пример такой страны - постфранкистская Испания);

- в нестабильном обществе, когда в условиях ломки устоявшихся иден-тичностей тождество с локально-территориальным сообществом является одним из элементов социальной адаптации населения к структурным изменениям социально-экономической и политической системы, вместе с повышением роли идентичности с первичными группами.

В то же время в условиях стабильного общества со сложившейся национально-государственной идентичностью региональная идентичность присутствует, но в идентификационной иерархии не занимает ведущих позиций, но при этом может играть значительную роль на межрегиональные и внутрирегиональные взаимодействия и процессы.

В условиях переходного, кризисного общества значение региональной идентичности может стать сопоставимым со значением национально- государственной и представлять потенциальную угрозу политическому единству страны. Особенно наглядно подобные процессы можно наблюдать в странах, где процесс формирования единого национального государства (nation state) не был завершен, а в основе административно-территориальной структуры государственной власти присутствуют элементы имперской организации (Югославия, Индия и др.). Кроме того, процессы политизации региональной и регионализации политической идентичностей могут стимулироваться путем образования федеративного государства. Как справедливо отмечает Г. Соер, создание федеративных структур, даже имитационного характера, под воздействием взаимоотношений с Центром достаточно быстро приводит к становлению региональных политий и способствует формированию региональной политической идентичности15 .

Некоторые исследователи в качестве причины сохранения сильной региональной идентичности в современных условиях и ее политизации отмечают реакцию регионов на так называемый «внутренний колониализм», т.е. иерархию культурного разделения труда, способствующего «формированию реактивных групп»154, который фактически представляет собой «эксплуатацию» Центром своих территорий. Данный фактор способствует сохранению и политизации этнической и региональной идентичности на определенной территории, несмотря на все попытки Центра утвердить в обществе универсальные культурные ценности. В рамках данного подхода может объясняться сохранение территориальных различий, например, в Великобритании и Испании, а также в некоторых посткоммунистических странах.

Несмотря на особенности формирования региональной идентичности, характеризуемой степенью проявления тех или иных компонентов в структуре региональной идентичности (политических, социокультурных, социально-экономических), региональная идентичность играет значительную роль в региональных социально-экономических, политических, культурных процессах, а также процессах взаимодействия региона на международной арене, с «Центром» и другими регионами. Совокупность факторов в системе региональных Рассмотрим более подробно взаимовлияние региональной идентичности и региональных взаимодействий, что позволит выделить роль региональной идентичности в системе региональных взаимодействий.

Процессы консолидации региональных политий или субъектов Федерации сопровождаются поиском основ и формированием региональной политической идентичности. Наиболее активными агентами данного процесса выступают институты государственной власти субъектов Федерации. В связи с этим применительно к политической жизни России региональную идентичность можно рассматривать как фактор политической легитимации региональных властных институтов вне и внутри региона.

Принимая во внимание отмеченную выше функциональную нагрузку рассматриваемого явления, необходимо подчеркнуть, что региональная политическая идентичность имеет два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект -деятельность региональных органов власти, находящихся в процессе поиска политических диспозиций в качестве субъектов (действительных или потенциальных) федеративных отношений, носителей конституционно делегируемого им суверенитета на региональном уровне. Их политические приоритеты, характерные черты политического стиля выступают важным инструментом легитимации их позиций внутри и вне региона и политической мобилизации населения субъекта Федерации. Второй аспект - политические ориентации и политическое поведение населения. Некоторые их особенности могут рассматриваться как проявление процесса региональной идентификации, создающего важный компонент проблематики российского политического пространства, некую систему координат для существования идентичности политических сил и ее поиска.

Взаимосвязь подобных аспектов осуществляется в условиях формирующегося политического рынка, где концентрированным выражением «спроса» и «предложения» является делегирование власти на региональном уровне в результате региональных выборов. В ходе этих выборов региональное сообщество утверждает себя как политическое, формально легитимируя институциона-лизацию своего «суверенитета», точнее, своей политической субъектности в рамках федеративного государства155, а «официальный представитель присваивает себе не только голос группы непосвященных.., но и саму силу этой группы, производству которой он способствует, наделяя ее голосом, признаваемым в качестве легитимного в политическом поле»156.

Рассматривая проблему формирования региональной политической идентичности, необходимо отметить, что политическая идентичность формируется в результате процессов идентификации «себя» и «других», т.е. установления сходства и различия между субъектами политических отношений (в нашем случае федеративных отношений). Как отмечает Ю.Л. Качанов, «истинный смысл политической идентичности связан со всеми союзами и конфликтами, объединениями и противопоставлениями политической жизни. Политическая идентичность -это символическое средство объединения с одними и дистанцирования от других, важнейшее средство мобилизации агентов поля политики»157.

Похожие диссертации на Региональная идентичность в условиях современного российского общества