Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Конфликт и консенсус на различных уровнях социальной организации общества 17-48
1. Специфика рассмотрения конфликта и консенсуса в рамках социальных институтов ... 17-27
2. Понятия "конфликт", "консенсус": содержание и развитие 28-48
Глава 2. Социальный конфликт: теоретические подходы сущность, методы разрешения 49-90
1. Методология конфликтной ориентации в социологии . .49-60
2. Современная теория * конфликта: содержание, проблемы и перспективы развития ... 60-78
3- Методы разрешения социальных конфликтов 78-90
Глава 3- Проблема консенсуса в мировой социологии 91-129
1, Консенсус в классическом позитивизме ... 91-109
2. Исследование проблемы консенсуса у функционалистов .109-129 \
Глава 4. Социальная практика: разрешения конфликтов и консенсус. 130-173 \
1. Конфликт между социальными институтами. 131-139 *
2. Конфликт внутри социального института... 140-162
V3. Консенсус в современной социальной практике...162-173
Заключение. 174-178
Приложения
- Специфика рассмотрения конфликта и консенсуса в рамках социальных институтов
- Методология конфликтной ориентации в социологии
- Консенсус в классическом позитивизме
Введение к работе
Современный етап модернизации российского общества характеризуется значительным повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Отход от централизованной экономики, противоречия и трудности процесса демократизации, ослабление властных структур, распад СССР, кризис в межнациональных отношениях привели к проявлению старых и возникновению новых конфликтов в России и других странах СНГ. Конфликты межнациональные и конфликты между организациями, конфликты на улицах и конфликты в семьях - все это современная реальность.
Конфликтность российского социума безусловно имеет свою специфическую особенность, вместе с тем рост локальных столкновений, внутригрушговых и межличностных конфликтов характерен в той или иной степени для большинства регионов и стран мира. Не могут избежать открытых столкновений и западные страны, хотя у них имеется богатый опыт методов и процедур урегулирования конфликтов.
Конфликты имеют две стороны: с одной их можно рассматривать как норму. Они имеют ряд позитивных функций и способствуют в определенной мере интеграции общества и его составных частей. С другой конфликт имеет деструктивные функции, которые весьма опасны и в крайней форме могут угрожать любому социальному организму потрясениями. Поэтому все кто имеет какое-либо отношение к конфликту заинтересован в преодолении его, достижении согласия.
Достижение согласия между различными общностями, в отношениях между государствами - предмет многовековой истории. Су~
шествует специальный термин для обозначения этого явления -"консенсус11 /от лат. consensus - согласие, единодушие, соучастие, согласованность, то есть наличие между двумя и более индивидами /или группами/ единства взглядов и сходных ориентации в каком-либо отношении/.
Та или иная степень согласия во мнениях и согласованности в действиях необходимы для любой формы социального общения, любой социальной организации. Поетому проблема консенсуса, также как и проблема конфликта была в центре внимания многих философов и социологов. Пристальное внимание к проблеме согласия объясняется острейшими катаклизмами, потрясающими человечество на протяжении всей его истории. Не стало исключением и последнее столетие, в течении которого произошли две мировые войны, несколько революций, возникали локальные и региональные конфликты между различными етносами и государственными образованиями.
Проблема консенсуса /или достижения согласия мевду противоборствующими сторонами/ важна и сегодня, в современных обществах, в межгосударственных отношениях. Для настоящего етапа развития общества характерны, с одной стороны, дифференциация интересов, а о другой, переплетение интересов различных социальных групп, При системе принятий решений на основе диктата большинства, оба указанных фактора действуют дестабилизирую^. Они вызывают в обществе междоусобицы, ведут к созданию противоборствующих блоков. Напротив, установка на общее согласие формирует новое, современное сознание, которому чузда непримиримость .
Возможности и умения управлять процессом конфликта, находить методы его разрешения там, где столкновение принимает не-
гативный характер, знание и использование процедур и методик достижения консенсуса в различных социальных общностях - все вто является насущными задачами для любой страны мира. В России данные знания и применение их на практике становятся крайне актуальными, так как без них невозможна стабильность общества и возвращение Российской Федерации на ведущие позиции в мире.
Степень разработанности темы. В отечественной обществоведческой литературе проблема конфликта стала предметом научного анализа лишь в последние два-три года. До этого к проблеме конфликта исследователи обращались достаточно редко и лишь на межличностном и организационном уровнях иерархии социума, при чем в основном психологи. В работах Ф.М.Бородкина, Н.М.Коряка,
Э. А.Орловой, Л.А.Петровского, Г.А.Смолина, П.Б.Филонова содержатся теоретические разработки и рекомендации по управлению конфликтами и по их разрешению. Практически ни один из авторов не освещал проблему конфликта на уровне социальных институтов, общества в целом. Были лишь отдельные попытки показать реальность социетальных конфликтов при социализме. Примером может служить статья Е.Амбарцумова "Анализ В.И.Лениным причин кризиса
1921 г. и путей выхода из него". Однако реакция КПСС была не-
1.См.:Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!-Новосибирск: ., Наука. Сиб.отд-ние,1989; Орлова Э.А..Филонов П.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Психологические проблемы социальной регуляции повбдеиия.-М.:Наука,197б; Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии,-М.:Издательство МГУ", 1977; Смолин Г.Л. Принципы исследования конфликта // Вопросы философии.-1968.-N8 и другие. 2.См.:Амбарцумов Е.А. Анализ В.И.Лениным причин кризиса 1921 г. и путей выхода из него // Вопросы истории.-1984--N4.
- б -
замедлительной: резко критическое выступление под названием
1 "Странная позиция" появилась почти сразу же.
Особняком стоят работы, специально посвященные критическому анализу основных положений так называемых "буржуазных теорий конфликта" .Несмотря на то, что в них трудно отделить рациональное содержание от надуманных идеологических конструкций, они являлись единственным доступным источником научной информации.Предназначенные, казалось бы, только для того, чтобы доказать несостоятельность "буржуазных теорий", они вместе с тем содержали более или менее обширную фактографию, позволяющую составить представление о наработанном западными учеными материале, направлениях научного поиска. Кроме того, самостоятельный научный интерес представляет содержащийся в втих работах детальный разбор западной методологии исследования социальных конфликтов, выполненный с иных мировоззренческих позиций и на высоком профессиональном уровне.
В трудах ряда отечественных ученых были разработаны различные аспекты международных конфликтов. Среди таких работ необходимо отметить исследования Ф.М.Бурлацкого, А.А.Галкина, Г.Х. Шахназарова .
1.См.:Еугаев Ж. Странная позиция // Коммунист.-1984.-N14. 2.См.:Гавлин М.П., Казакова Л.А. Современные буржуазные теории социальной революции.-М.:Наука,1980; Нечипоренко Л.А. Буржуазная "социология конфликта".~М.:Политиздат»1982ї Петров И.И., Семенова Л.А. Проблема социального конфликта в современной буржуазной социологии //Філософские науки.-1975--N3 и другие. 3.См.:Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан.-М.:По литиздат,1985; Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок:о тенденциях и перспективах международных отношений.-М. :Политиздат,1981.
С конца 80-х годов в отечественной обществоведческой науке начинается "конфликтологический бум". Проблемой конфликта начинают заниматься не только отдельные ученые, но и целые научные институты. В работах А.Г.Здравомыелова, А.В.Дмитриева, Б.И. Краснова, Е.И.Степанова, В.Й.Шаленко и других определяется
методология конфликта, оделаны попытки сформулировать концепции
1 конфликта.
Углубленному изучению подвергаются:
-трудовой конфликт /монографии и статьи А.К.Зайцева, Ю.В.Пла-
тонова, П.Д.Чорнобая, А.Н.Чумикова/ ;
-политический конфликт /монографии и статьи В.В.Витюка,
А.Б.Гофмана, Н.Я.Лазарева, Л.И.Никовекой, И.К.Пантина,
В.П.Пугачева, В.В.Смирнова, С.А.Эфирова/ ,
-этносоциальный конфликт /монографии и статьи А.Р.Аклаева,
Ю.Д.Анчибадзе, О.Б. Глезера, Л.М.Дробижевой, Н.Л.Жуковской,
Г.С.Котанджаняна, А.Г.ОоиповоЙ, Э.А.Паина, А.А.Празауекаоа,
1в См.: Здравомыслов А. Г, Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки.-Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятский кадровый центр,1994; Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье // Социологические исследования.-1993.-N9; Краснов Б.И. Конфликты в обществе // Социально-политический журнал.-1992.-N6-7 и.другие. 2.См.:Зайцев А.К. Социальный конфликт на предцритии.-Калуга: Калужский институт социологии,1993; Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве // Социологические исследования.-1991.-N1; Чорнобай П.Д. Социальная напряженность:опыт измерения /У Социологические исследования.-1992.-Н7 и другие. 3-См.:Смирнов В.В. Политический конфликт:динамика, возможности контроля // Социальные конфликты:экспертиза, прогнозирование , технология разрешения.-М.,1994.-Выл.6.; Социальные конфликты в меняющемся российском обществе/детерминация, развитие, разрешение // Политические исследования.-1994--N2; Эфиров с,д. Дилемма переходного периода:радикализм и легитимность в контексте политического конфликта // Вопросы социологии. -N3 и другие.
В.В.Степанова, В.Н.Стрелецкого, Р.А.Тшвкова, М.Я.Устиновой/ .
Методы разрешения конфликтных ситуаций формулируются
Л.С.Селезневой, В.А.Соениным, В.В.Степановым, А.А.Сусоколовым .
Анализу конфликта на институциональном уровне посвящено несколько монографий критического содержания по отношению к "буржуазной социологии конфликта** М.Л.Гавлина, Л.А. Казакова, Л.А.Нечипоренко, И.И.Петрова, Л.А.Семеновой и Е.И. Васильевой^.
Проблема консенсуса в отечественной литературе до последнего времени практически не разрабатывалась. Лишь в последние несколько лет появились статьи И.Базилевой, П.Эмерсона, И.Б.Левина, Г.С.Котаджаняна . В отечественной литературе фактически отсутствует социологическое обоснование консеноуоа. Категория "консенсус1* /"согласие**/ анализируется в основном лишь как возможный результат окончания конфликтной
1.См.:Котаджанян Г.С. Этнополитология консенсуса и конфликта! ; цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. -М.:-Луч,1992; Паин Э. Сепаратизм и федерализм в современной России //Куда идет Россия( Альтернативы общественного развития.-М.:Интерпраке,1994; Тишков В.А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: експертиза, прогнозирование, технология разрешения.-М.,1992.-Вып.2.-Часть 1. и другие.
2.См.:Селезнева Л.С. Мировой опыт ненасильственного разрешения социальных конфликтов // Социальные конфликты:експертиза, прогнозирование, технология разрешения.-М.,1993--Выл.Ъ; Степанова Е.И. Методологические ориентиры экспертизы и регулирования социальных конфликтов // Социальные конфликты: експертиза, прогнозирование, технология разрешения.-М.,1994--Вып.6 и другие..
З.См.:Васильева Е.И. Институционализация социального конфликта: современный опыт США // Социальные конфликтыэкспертиза, прогнозирование, технология разрешения.-М.,1994.-Вып.6. 4.См.:Базилева И.,Эмерсон П. Консенсус // Новый мир.-1990.-N3; Левин И.Б. Судьба и уроки "исторического компромисса» // Политические исследования.-1991--N3; Котаджанян Г.С. Этно- , политология консеноуоа и конфликта: цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии.-М.:Луч,1992.
ситуации.
Б зарубежной литературе конфликт и консенсус подвергаются всестороннему, глубокому исследованию. В 50-60-х годах XX века сформировалась теория социальных конфликтов. Среди ученых, занимающихся данной проблемой, необходимо назвать следующие
имена: Д.Белл, К.Боулдинг, Р.Дарендорф, Л.Козер, Л.Криоберг,
1 Ч.Р.миллс, Т.Ньюком, Ж.Падъоло, Р.Э.Парк, Т.Парооно, Э.Шилэ .
Существует в западной социологии и анализ категорий "конфликт"
и "консенсус"f взятых в оппозиции друг к другу. Он принадлежит
С.М.Липсету .
В последнее десятилетие очень популярным стал адисдЕшлинарный подход к конфликтологическим проблемам. Примерами такого подхода являются исследования Х.Корнелиуе, Р.Фишера, Ш.Фвйр, У.Юри .
Изучение таких феноменов, как конфликт и консенсус,
1.См.: Белл Д. Культурные противоречия капитализма. Фрагменты книги // Этическая мыоль:научно-публицистичеокие чтения.-М.: Политиздат, 1990; Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта //Социологические исследования.-1994--Н5; Крис-берг Л. миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов // Социологические исследования.-1990.-N11; Падьоло Ж. Социальный порядок:принципы социологического анализа // Совре-: менная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы.-М.: ИНИОН АН СССР,1990; Миллс Ч.Р. Влавотвующая 8лита.-М.:Прогресе,1959; Парк Р.Э. Конкуренция и конфликт // Вопросы СОЦИОЛОГИИ.-1994.-Выпуск N5: Парсонс Т. функциональная теория изменения // Структурно-функциональный анализ.-М.:ИСИ АН СССР,1969;Шилз 3. Общество и общества: макросоциологичеокий подход // Американская социология.-М.:Прогреео,1972, а.См.: LIpset S.M. Consensus and Conflict:essays in political sociology.-New Brmswiok, New Jersey, 1990.
З.См.:Корнелиус Х.,Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты.-М.:АО Стрингер,1992; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию: или переговоры без поражения.-М.:Наука,1992.
учеными США и Западной Европы опералооь на мощную базу и не ограничивалось теоретическими и методологическими разработками. Так, вопрос, о том, в какой степени население поддерживает политику правительства, до какой степени оно отождествляет официальные дели общества со своими собственными, изучался в контексте концепций конфликта и консенсуса на основании многочисленных опросов и интервью. В США, например, информация по втому вопросу собирается каждые два года, начиная с 1952 года.
Несмотря на аффективноеть методов управления конфликтами и процедур по их разрешению, выработанных западными учеными, все они предназначены для небольшого числа стран /Западная Европа, США, Канада/. В пооткоммуниетичеоких странах и, особенно, государствах "третьего мира" вти методы и процедуры проявляют свою незначительную полезность. Учитывая социокультурную специфику стран СНГ и России необходимо находить оптимальные методики управления конфликтами и нахождения консенсуса, которые отражали бы мировой опыт, и отечественную специфику.
Целью диссертационной работы является определение і специфики конфликта и консенсуса на институциональном уровне организации социума.
Для достижения етой цели поставлены следующие вадячи:
- проанализировать генезис и функционирование категорий
"конфликт" и "консенсус";
выявить и рассмотреть основные методологические подходы к конфликту и консенсусу;
уточнить объем и содержание понятий "конфликт"г, "консенсус", *
"разрешение конфликта", "урегулирование конфликта1', "консервация конфликта";
- проанализировать интерпретацию консенсуса в позитивистском,
функционалиотском подходах в трех аспектах: методологическом,
теоретическом, практическом;
- выявить возможности практического применения принципа
консенсуса и методов урегулирования и разрешения конфликтных
ситуаций на примере анализа конкретных социальных конфликтов»
Me тодологичеокая основа и теоретические источники работы. Методологической основой исследования послужили работы Дж.Александра, Т.Куна, П.Монсона, Дк.Тернера, идеи Г.Кинлоха о мультипарадигмальности социологического знания, Дж.Хьюза о различных методологических ориентациях /подходах/ в социологии, а также труды российских ученых М.Ковалевского, П.Струве, А.Здравомыолова, А.Дмитриева и др.
При втом использовались конфликтный и неофункционалистский подходы, логический, исторический и сравнительный методы исследования.
В значительной степени источниковедчеокую основу исследования составили классические произведения зарубежных ученых: Г.И.Беккера, Дж.Бертона, А.Воскова, М.Бурового, Д.В.Монтвилла.
В диссертации использованы произведения других западных социологов, в том числе изданных в последние годы /работы А.Грума, О.Надлера, К.Р.Гувера, М.Джозефа, К.Митчела, А.Рапопорта, Р.Фишера, Ш.М.Цейтлина/.
Эмпирической базой диссертации явились результаты; а/ експертного опроса, проведенного автором в рамках действующего в г.Казани семинара молодых ученых "Федерализм: проблемы формирования" в октябре 1994 года; б/ опросов експертов и населения в Татарстане, Чувашии, Ульяновской области, проведенных автором в апреле - июне 1995 года по теме: "Этнонациональное развитие субъектов Российской Федерации и етносоциальные конфликты /причины, типы, формы и методы разрешения/;
в/ опроса участников учредительной конференции, проводившейся 3 июня 1995 года в г.Казани, по созданию народных советов Республики Татарстан /членов различных оппозиционных партий и движений республики коммунистической, патриотической, националистической, демократической ориентации/; г/ анализа данных некоторых исследований ВЦИОМ за 1992 - 1995 годы, в которых автор принимал участие на региональном уровне /Казанское отделение ВЦИОМ/.
Использованы такие методы исследования, как:
анкетирование, интервьюирование;
включенное наблюдение /за конфликтным поведением в ходе политических акций общественно-политических движений Республики Татарстан.
Важное место среди вмпирических источников работы занимают законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, документы политических партий и организаций, материалы центральных и местных периодических изданий.
Научная новизна исследования сводится к следующему: 1/ показана специфика конфликта и консенсуса на уровне
социальных институтов, которая, по мнению автора, заключается
прежде всего в двойственной природе самих институтов общества,
которые не могут избежать открытых столкновений и в то же время
служат каналами их регулирования и разрешения;
2/ выделены и продемонстрированы основные методологические
подходы к изучению феномена консенсуса:
- на протяжении развития мировой социально-политической
мысли:во-первых, ето понимание консенсуса как самоцели;
во-вторых,понимание консенсуса как средства для относительной
гармонизации и достижения стабильности в обществе;
непосредственно в социологии: "еолидариотокий", "психологический", "реалистический";
3/ анализ понятий "конфликт" и "консенсус" в оппозиции друг к другу позволил заложить новую концептуальную схему их рассмотрения; консенсус понимается не только как один из возможных результатов завершения конфликта, но и как определенное состояние общества или отдельного его института, противоположное конфликтному;
4/ введена категория "консервация конфликта", что позволило конкретизировать исследование процесса завершения конфликта, уточнить соотношение таких понятий, как "урегулирование конфликта" и "разрешение конфликта";
5/ на анализе конкретных конфликтов продемонстрирована методика исследования случая - новая для отечественной социологии конфликта.
Научная и практическая значимость. Данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в разработку теории конфликта.
В нем подняты актуальные проблемы конфликта и консенсуса в социальных институтах, что позволит в дальнейшем более основательно разрабатывать различные аспекты втой темы.
Результаты исследования могут быть использованы при социологическом анализе общественных процессов в России и других странах, при конфликтологической экспертизе тех или иных политико-управленческих решений, в процессе прогнозирования социально-политической ситуации.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания социологии, политологии, а также при чтении спецкурсов по конфликтологии, социальному управлению и ряда других дисциплин.
Апробация работы. Многие положения работы обсуждались на межвузовских конференциях /1993, 1994 и 1995 гг., г.Казань/, научно-практической конференции "Проблемы преподавания управленческих дисциплин в вузе*', 1993 г. /г,Казань/, на всероссийских научных конференциях в феврале 1994 г. в г.Казани, школе-семинаре молодых ученых-гуманитариев "Россия в
европейском цивилизованном процессе" в январе 1994 г. /г.Санкт-Петербург/.
Автор является одним из руководителей Совета молодых ученых-гуманитариев и преподавателей Республики Татарстан, результаты диссертации использовались при составлении научных программ "Федерализм! проблемы формирования".
Автором разработан спецкурс для студентов по социологии конфликта, написана глава в учебном пособии кафедры по социологии политики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Проблема конфликта и консенсуса в рамках социологии
политики и управления // Проблемы преподавания управленческих
дисциплин в вузе. Материалы научно-практической конференции
/Казанский государственный технологический университет, февраль
1993 года/. - Казань: КГТУ, 1993. - С.5-6.
Разрешение межнациональных противоречий в рамках нахождения консенсуса // Развитие национальных республик Поволжья и Приуралья в условиях модернизации общества. Материалы межвузовской научной конференции. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1994. -С.20-22.
Демократия и стабильность в современной России // Политические процессы и движения в национальных республиках Поволжья и Приуралья: История и современность* Материалы
% межвузовской научной конференции. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1994. - С.76-77.
4. Социокультурные особенности городов России и конфликты
// Социальные проблемы города в условиях перехода к рыночным
отношениям. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции /Казань, февраль 1994 г./. - Казань,1994- - С.66-68.
5 - Этносоциальные конфликты в процессе формирования федеративных отношений / на примере Республики Татарстан / // Федерализм: проблемы формирования. - Казань: КГТУ им. Туполева, 1994. - С.104-105.
6. Методика исследования случая / оаве - study / в социологии // Федерализм: проблемы формирования. - Казань: КГТУ им. Туполева,1994- - С.104-105.
7. Результаты опроса экспертов по проблеме федерализма /октябрь 1994 года/ //Федерализм: проблемы формирования. -Казань: КГТУ им. Туполева,1994. - С.12-18.
9. Социология политики //Введение в социологию, Казань:КГТУ,1995.- С.62-67.
Структура работы. Диссертация состоит из четырех глав, введения и заключения, приложения и списка литературы. В первой главе рассматриваются конфликт и консенсус на различных уровнях социальной организации общества, во второй главе исследуется методология и теория конфликтного подхода в социологии, третья глава - посвящена изучению интерпретаций консенсуса в трудах зарубежных и отечественных ученых, в четвертой главе дается анализ социальной практики методов разрешения конфликтов и нахождения консенсуса.
Специфика рассмотрения конфликта и консенсуса в рамках социальных институтов
Консенсус и конфликт являются двумя стадиями процесса функционирования социума. Многие социологи подчеркивают неизбежность консенсуса и конфликтов внутри и между социальными союзами, будь то классы, институты, добровольные ассоциации. Конфликт и консенсус рассматриваются как альтернативы. Когда люди борются друг против друга, их поведение называют конфликтом. Когда есть согласие /соглашение/ во мнениях или ценностях» мы говорим, что ето консенсус. Демократический порядок включает баланс между силами конфликта и консенсуса. Авторитаризм, наоборот, характеризуется консенсусом, как правило, насильственным, конфликты при авторитаризме не управляютоя, а подавляются или "отменяются". Конфликт и консенсус как социальные явления присущи различным уровням организации общества. В отечественной социологии обычно выделяют следующие уровни социальной организации и, следовательно, уровни социологического анализа Ї 1/ межличностный; 2/ групповой; 3/ институциональный; 4/ уровень мировой ситемы.
Конфликты на межличностном уровне встречаются наиболее часто, они непрерывно сопровождают человека на протяжении всей его жизни, как только он вступает в какое-либо взаимодействие с другими людьми. Наиболее распространенным видом межличностных конфликтов являются ролевые. Их примером могут служить внутрисемейные конфликты, например, взаимоотношения между тещей и зятем, конфликты в сфере профессиональной деятельности, например, между тренером и игроком в каком-либо виде спорта.
Конфликты на групповом уровне можно разделить на: а/ межгрупповые и б/ внутригруштовые. Примером первых является драка в общественном месте двух молодежных компаний, внутриг-рупповой конфликт может быть проиллюстрирован на примере борьбы за лидерство в компании. К конфликтам данного уровня относят и организационные, например, взаимоотношения начальника и подчиненного. Соответственно, и консенсус на данном уровне возможен в двух видах - внутригрупповой и межгрупповой.
Конфликты на уровне мировой системы воспроизводят межличностные, групповые и институциональные столкновения на глобальном уровне, как правило, такой конфликт затрагивает большие массы людей. Без консенсуса по базовым общечеловеческим ценностям невозможно решение таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, экологические проблемы и т.д.
Институциональный уровень организации является основным в нашем анализе. Поэтому остановимся на нем подробнее.
Особую роль в жизни человеческого общества играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях - все втиявления, ооставлякще реальный каждодневный смысл кашей дея - 19 тельности, приобрели институционализированный характер, то есть гарантированы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер.
В самом общем смысле социальными институтами являются специальные группы интерперсональных ожиданий и определений предназначенных для удовлетворения некоторых физических, психологических или социальных нужд человека. Благодаря чему, же социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов - предсказуемость, четкость в исполнении функций? / В отечественной литературе традиционно считается, что институционализация социальных связей достигается : 1. Особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана о социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного.
Методология конфликтной ориентации в социологии
Методология конфликтного подхода имеет предысторию и отдельные ее положения /например, единство и борьба противоположностей, источники социальных изменений и конфликтов, интерпретация противоречий и т.д./ мы встречаем у целой плеяды мыслителей, начиная с Гераклита вплоть до Гегеля. Непосредственными предшественниками современной теории конфликта явились К.Маркс и Г.Зиммель.
В отечественной литературе традиционно считается неприемлемым сводить цельную мировоззренческую систему к частной теории /одна из ряда "конфликтных концепций/, однако в западной литературе такой подход широко распространен. На наш взгляд, противоречия здесь нет. И западный, и отечественный подходы могут успешно сосуществовать. Безусловно, марксизм нельзя свести к теории конфликта или ее отдельной концепции. Как говорит У.Мвйрль, "любая важная парадигма буржуазной мысли дублирована в марксистской теории. Философия Канта и Гегеля и даже позитивизм имеют свои марксистские соответствия, и сегодня есть марк-систы-отруктуралиоты и марксисты-феноменологи" . Центральными категориями /понятиями/ марксизма являются "конкуренция", "эксплуатация" s "противоречие", "борьба противоположностей", "клао оовал борьба".
Классовая борьба, согласно марксистам, есть движущая сила развития истории. Вот как описывает это Ленин: "Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная ис 1 тория. Этот вывод есть учение о классовой борьбе" . Повтому несмотря на "упрощенное толкование конфликта в марксизме, который рассматривается в основном как столкновение между антаго-ниотическими классами" , марксизм является конфликтным по своей сути учением.
Развивая модель конфликта революционного класса и социального изменения, Маркс создал такой образ социальной организации, который оказывает значительное влияние на современную социологическую теорию. Маркс начинает с простого предположения: економическая организация, особенно собственность, определяет организацию всего остального общества. Классовая структура и институциональное устройство, также как и культурные ценности, убеждения, религиозные догмы и другие идеи, существующие в социальных системах, в конечном итоге являются отражением экономического базиса общества. Затем немецкий мыслитель ввел дополнительное положение: экономической организации любого общества, за исключением коммунистического общества, свойственны такие силы, которые неизбежно порождают революционный классовый конфликт. Марке считал, что такие революционные классовые конфликты имеют диалектический характер и происходят в определенную епоху. При втом сменяющие друг друга базисы экономической организации несут в себе зародыши собственного разрушения благодаря поляризации классов и последущему свержению господствующего класса угнетенным. Отсюда следует третье положение Маркса: конфликт имеет два полюса - клаоо эксплуататоров и класс эксплуатируемых, при втом эксплуатируемый класс, сложившийся в определенный экономических условиях, начинает сознавать свои истинные "интересы" и в конце концов образует революционную политическую организацию, которая выступает против господствующего, владеющего собственностью класса.
Один из известных исследователей методологии и теории социологии Джон Тернер считает, что основные методологические положения классического марксизма можно сформулировать следующим образом: "1. Несмотря на то, что социальные отношения проявляют свойства систем, они все же изобилуют конфликтными интересами. 2. Это обстоятельство свидетельствует о том, что социальная система постоянно порождает конфликты. 3- Следовательно, конфликт является неизбежным и очень распространенным свойством социальных систем. 4- Подобные конфликты имеют место в полярной противоположности интересов. 5. Конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов, особенно власти. 6. Конфликт і главный источник изменения социальных систем" .
Консенсус в классическом позитивизме
Тождество "оолидариетекого", "психологического" и отчасти "реалистического" понимания консенсуса с позитивистской ориентацией не является единственной причиной для ее анализа. другой причиной нашего внимания к позитивизму является то, что именно представители этого подхода разрабатывают и употребляют такие категории, как "согласие", "консенсус" ж сходные с ними категории "равновесие", "стабильность", "интеграция", "порядок" и др. Более того эти понятия являются ключевыми в различных позитивистских концепциях /например, понятие "солидарность" у Э.Дюркгейма или "ценностный консенсус " у Т.Парсонса/. На этих понятиях строится большинство позитивистских концепций. Имеются в виду позитивистские системы О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, функционалиетекие Т.Парсонса, Э.Шилза, С.М.Липеета. Эти авторы являются классическими представителями позитивистской и функционалистокой социологии, а проблема консенсуса одна из центральных в их теориях.
Позитивистская методология включает в себя следующие четыре принципа: 1. реальность состоит по существу из того, что доступно чувствам; 2. философия как особая дисциплина паразитирует на находках науки. Отсюда вытекает отвращение к метафизике, обладающей правомерностью только для собственного философо-кого исследования. Основная роль философии - становление границ и характера знания; 3. естественные и социальные науки опираются на одни и те же логические и методологические основания,хотя конкретные процедуры исследования могут различаться; 4. существует фундаментальное различие между фактом и ценностью; наука имеет дело только с первым, последняя же находится вне ее ефе-ры . Конкретизируя данные положения необходимо отметить, что как система мышления, претендующая на санкционирование определенной версии мира, единой для естественных и социальных наук, позитивизм признает только две формы знания: эмпирическую и логическую. Истоки этого разделения кроются в философской традиции эмпиризма, согласно которой все наши идеи имеют опытное происхождение и возникают через воздействие существующего независимо от нас внешнего мира, влияющего на наши чувства. Сам познающий вносит очень мало в организацию такого знания. Эта концепция была фундаментом, на котором наука строила свое здание и которое О.Конт и его последователи стремились использовать и для социальных наук.
Знание лишь тогда является таковым, когда может быть подвергнуто проверке. Знание априори, если оно существовало, не несло никакой информации о мире. Для позитивизма /особенно на первом этапе развития/ характерен натуралистический подход к явлениям общественной жизни, представленный органической школой в социологии и социальным механицизмом. Сторонники последнего /А.Кетле и др./ пытались объяснить общественную жизнь, распространяя на нее законы, установленные в физических науках.
Методологические основы позитивизма, представленные нами, дают возможность анализа теоретических идей и способов их практического воплощения в жизнь на примере взглядов классиков данного подхода по проблеме согласия /консенсуса/ и прежде всего
0.Конта - основателя школы позитивизма. Б творчестве Конта различают два периода. К первому периоду /до середины 40-х годов
XIX столетия/ относятся основные произведения французского со 1 циолога, закладывающие фундамент философии позитивизма . Своеобразно решается Контом и проблема консенсуса, которая находится в центре его концепции и выражается через идеи исоциальной солидарности", "социальной статики", собственно консенсуса соотношения порядка и прогресса. При втом необходимо отметить, что социологию Конт разделяет на: а/ социальную статику, имеющую дело с устойчивыми /"естественными"/ условиями существования любого общественного строя, б/ социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.
Природа социальной связи есть главный вопрос "социальной статики", которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохраняющиеся при всех исторических условиях, элементов социального организма. Конта статика органически связана с идеей эволюции. Это и есть "социальная динамика".
Анализируя в учении с социальной статике условия стабильного существования человеческого общества, среди которых главным оказывается одновременное существование светской и духовной власти, Конт обращает внимание на то» что деление социологии на социальную статику и социальную динамику условно и носит временный характер. Роль объединяющего начала для социальной статики и социальной динамики в концепции Конта выполняет идея "социальной солидарности": не только собственно политические институты и общественная нравственность и идеи должны быть беспрестанно взаимно солидарны. Кроме того, воя эта совокупность по природе своей связывается постоянно с соответствующим состоянием единого развития человечества, рассматриваемого во всех различных видах деятельности, интеллектуальной, моральной, физической . В социальной статике с помощью идеи "социальной солидарности" Кент пытается доказать идею о всеобщей взаимосвязи явлений, проявляющейся в наивысшей степени именно в общественной жизни.
Вместе с тем рассматриваемая идея находит место и в социальной динамике. Это не является случайным, потому, что в противном случае, вся социальная система Конта, где господствуют законы механики, потеряла бы способность к стабильному существованию; "...в политикеf как в механике, передача движений спонтанно обнаруживает существование необходимых связей" .
Таким образом, идея "социальной солидарности" является центральной в социологии Конта, пронизывая собой как социальную статику, так и социальную динамику. Согласно представлениям втого мыслителя, социальная солидарность создается в основном постоянным распределением различных видов человеческого труда. В атом отчетливо проявляется взаимосвязь идей Конта с последующими концепциями позитивизма. Конт первым среди социологов стал применять данное понятие в своей концепции, классическое же развитие понятия "социальная солидарность" принадлежит Э.Дюрк-гейму. В самом общем виде "социальная солидарность", на наш взгляд, используется для обозначения социальной сплоченности.