Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Идеология социальной работы: методологические аспекты исследования 25
1.1 Теория идеологии: развитие методологии социологического анализа. 25
1.2 Идеология социальной работы: понятие, сущность, структура 69
ГЛАВА 2. Процесс становления ценностных ориентации социальной работы 95
2.1. Философские основания ценностных ориентации социальной работы 98
2.2. Политические основания ценностных ориентации социальной работы 142
2.3. Правовые основания ценностных ориентации социальной работы 176
ГЛАВА 3. Идеология и технологии социальной работы: смена парадигм 199
3.1. Социалистическая идеология: эволюция советской модели социальной помощи и благосостояния 199
3.2. Идеология социальной работы в современном российском обществе: противоречия развития 231
3.3. Технологические аспекты социальной работы в современном российском обществе: противоречия развития 256
ГЛАВА 4. Идеология социальной работы в профессиональном образовании социальных работников 285
4.1. Идеология европейского образования в области социальной работы 287
4.2. Эволюция идеологии социального образования в России 308
4.3. Идеология социальной работы в профессиональном образовании:
проблема качества подготовки специалистов 333
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 352
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 360
- Теория идеологии: развитие методологии социологического анализа.
- Философские основания ценностных ориентации социальной работы
- Социалистическая идеология: эволюция советской модели социальной помощи и благосостояния
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период. Но последняя социальная трансформация в истории России актуализировала потребность в смене идеологии осуществления социальной помощи и поддержания социального благосостояния населения. Содержание потребности: от государственного патернализма к формированию стратегий индивидуальной активности граждан, нуждающихся в помощи общества и государства.
Необходимость теоретического осмысления сущности и содержания общественной потребности и условий ее реализации в отечественной практике определяет наше; обращение к исследованию процесса развития идеологии социальной работы. Человеческое достоинство и право россиянина на достойные условия жизни, апелляция к его активности, признание его способности к изменению и ответственности за свое благополучие наряду с гарантиями обеспечения государством его социальных прав выступают в качестве основополагающих ценностей и принципов данной идеологии. В контексте осуществляемых преобразований в обществе происходит становление нового для отечественной практики вида общественной деятельности - социальной работы. Изучение идеологии социальной работы с позиций социологии ориентирует исследователей на ее рассмотрение в качестве неотъемлемого компонента общественной системы, выполняющего определенные функции, посредством которых воспроизводится и сохраняется целостность всей системы.
Общечеловеческий характер базовых ценностей идеологии социальной работы обусловливает ее уникальную роль - обеспечение интеграции интересов социальных, субъектов, занимающих разные позиции в структуре
общества в противовес тенденции к углублению групповой дифференциации
и конфронтации. Объединительный характер идеологии социальной работы
придает ей особую востребованность в России, стремящейся предотвратить
риски общественного раскола в результате масштабных системных
изменений. Глубинные последствия трансформации общественных
отношений, проявляющиеся в современном российском обществе,
нацеливают научные исследования, по нашему мнению, на все более
конструктивный характер, требуя концентрации усилий не столько на острой
критике этих отношений, сколько на выявлении внутренних механизмов,
посредством которых осуществляются социальные преобразования.
Понимание внутренней природы общественных процессов позволяет
использовать полученное знание для социально позитивного воздействия на
происходящие изменения. і
Последовательное применение данного подхода дает возможность, сместив акценты с критического восприятия происходящих в социальной сфере изменений, вызванных реформами, не только апеллировать в теории и практике к зарубежным моделям социальной работы как своеобразным эталонам, следуя которым можно сформировать отечественную модель, но и выявлять собственных оснований социальной работы в России. Идеология социальной работы и связанные с ней процессы - смена политических парадигм, противоборство идей и интересов, дифференциация ценностей на уровне элит и масс, изменение целей социального развития, эволюция современного социального идеала, механизмы его трансляции и т. п. -способны выступить в качестве таких оснований.
Существующие сегодня подходы в отечественных исследованиях к пониманию сущности и характера социальной работы могут быть дополнены всесторонним теоретическим обоснованием представления о том, что ее устойчивое и динамичное развитие благодаря адекватной идеологии обеспечивает солидарность основных акторов социального взаимодействия. В связи с обозначенным подходом актуально изучение социально-
философских, социально-политических, правовых и иных воззрений, влияющих на решение проблемы благосостояния общества и отдельного человека, социальных концепций, определяющих социальную политику государства, представлений о социальной справедливости и социальной солидарности, культурных и духовных традиций, т. е. того, что формирует идеологию социальной работы.
Анализ научных дискуссий свидетельствуют о том, что во многом предмет социальной работы как самостоятельной теории еще формируется, интегрируя в себе знания других наук. Такая интеграция предполагает не прямое заимствование идей этих наук, а преобразование их в соответствии с ценностями, традициями, целями социальной работы. Идеология оказывает существенное влияние на изучение предмета теории социальной работы и на практическую деятельность социальных работников, а исследование данного процесса с позиций социологии объясняет его, помогает понять противоречивость и, неоднозначность идеологического воздействия, прогнозировать тенденции ее развития.
Практика социальной работы, в свою очередь, может быть эффективной лишь при условии четко определенных и воспринятых профессиональным сообществом целей, заключенных в идеологии. При этом идеология не только целенаправленно ориентирует практическую социальную работу, но и проектирует ее. Идеология социальной работы обеспечивает вхождение в профессиональную субкультуру и профессиональную социализацию за счет усвоения соответствующих ценностей в процессе получения профессионального образования.
Обращение к исследованию идеологии с социологических позиций, ее роли в общественной системе, свидетельствует об устойчивом научном интересе к данному общественному феномену, который существенно возрастает в эпоху кардинальных социальных трансформаций. Идеология посредством свойственных ей структурных компонентов и функций позволяет в переломные эпохи компенсировать, восстанавливать утраченную
привычную картину мира, получать новые представления, личностные смыслы и общественные цели, объединять и мобилизовывать людей на их реализацию.
В традициях классической социологии, идущих от признанных теоретиков данного феномена К. Маркса и К. Манхейма, принято рассматривать идеологию как групповое сознание, формирующееся в результате конфликта интересов общественных групп, занимающих разные социальные позиции. Утвердившееся в русле данной традиции понимание роли идеологии в общественной системе не раскрывает в полной мере ее функциональные возможности. Исследование идеологии социальной работы в историческом и актуальном аспектах содержит развитие самой теории идеологии, позволяя представить ее как способ достижения динамичного баланса интересов различных общественных групп, способ социальной интеграции. Предлагаемый подход представляется своевременным, отвечающим актуальным потребностям современного состояния российского общества, нацеленного не на конфронтацию, а на утверждение равновесия, гармонизации общественных интересов. Идеология социальной работы, обладая существенным объединительным потенциалом, способна удовлетворить объективно вызревающий общественный запрос.
Выбранный нами путь исследования определяется несколькими проблемными ситуациями.
Первое: продолжающаяся научная дискуссия о значении идеологии в развитии нашей страны инициирует обращение к исследованию ее функциональной роли в современном обществе для более полного понимания характера социальных воздействий, которые идеология способна оказывать на общественное развитие. Социологический подход позволяет выявить механизм функционирования идеологии, помогает осмыслить сложность ее структуры, зафиксировать многообразие составляющих ее компонентов, исследовать условия, при которых обнаруживается роль
идеологии как способа общественной интеграции. Она проявляется в формирующейся практике социальной работы.
Второе: в современном российском обществе происходит процесс смены идеологий. Отказ от официальной государственной советской социалистической идеологии и провозглашение политической элитой радикального либерального курса в социальном развитии не были однозначно восприняты широкой общественностью. Социологические исследования общественного мнения фиксируют устойчивый патерналистский комплекс, выраженный в ожидании значительной частью населения справедливого регулирования государством тех выгод, которые несет в себе переход к рыночным отношениям. Выбор государством отечественной модели социальной работы, сопровождающийся созданием адекватных социально-экономическим реалиям систем социального обеспечения и социального обслуживания, поиском оптимальных принципов социальной помощи, с одной стороны, и с другой - приверженность основной части населения социалистической идеологии. Государство, провозгласив радикальную либеральную идеологию, в этих условиях не способно выступить носителем объединительной по своей природе современной идеологии социальной работы. Проблема идеологии единства общества и государства становится определяющей.
Выявленная проблема предполагает изучение процесса становления и функционирования идеологии социальной работы в условиях смены парадигм общественного развития, исследования ценностей и идеалов, на основе которых она способна объединить современное российское общество подобно тому, как это происходило в истории западных стран по мере утверждения в них социальных государств.
Социологический анализ общественного процесса смены идеологий заключается в изучении особенностей его протекания, целевой направленности, интересов социальных групп, становящихся инициаторами
изменения, субъектов формирующейся идеологии, условий достижения содержащихся в ней целей, способов их реализации.
Третье: сопряжение потребности в практике социальной работы в
современном российском обществе с имеющимися в мире моделями ее
осуществления обусловливает необходимость исследования
социокультурных специфических традиций и возможностей их интеграции с современным опытом социальной работы. Стремление к более глубокому пониманию причин, сдерживающих эффективное развитие социальной работы в нашем обществе, актуализирует изучение генезиса идеологии социальной работы. Обращение к ее истокам позволяет понять, насколько базовые идеи, ценности и идеалы, сформировавшиеся в эпоху Просвещения и в Новое время и составившие основу идеологии социальных государств, способны стать интегративной идейно-ценностной основой социального государства в России.
Четвертое: существует потребность в осмыслении отечественной модели социальной работы, складывающейся под влиянием выбранного правительством официального курса. В обсуждении и объяснении нуждаются вопросы о соответствии предлагаемой модели запросам современного российского общества, о возможностях формирования отечественной модели социальной работы в интересах большинства граждан. Зарубежный опыт свидетельствует: либеральная идеология, возникнув в эпоху буржуазных революций, эволюционировала по мере исторического развития социальных государств, а ее современный вариант характеризуется традициями, свойственными социалистической и социал-демократической идеологиям. Исследованию подлежит процесс формирования идеологии, вбирающей в себя ценности общечеловеческого характера и базирующейся на конкретных социальных интересах, под влиянием которой будет происходить становление российской модели социальной работы.
Пятое: деятельность профессиональных социальных работников не отвечает прогнозируемому социальному эффекту, на который рассчитывали
государственные структуры, принимавшие решение о введении данной профессии, и ожиданиям самого населения, обращающегося за помощью к социальным работникам. Исследование причин сложившейся ситуации предполагает анализ того, насколько в профессиональной среде осознана и принята идеология социальной работы. Необходимо изучение вопросов организации и содержания профессионального образования с точки зрения выполнения им функций трансляции профессиональной идеологии.
В диссертационном исследовании предпринят анализ выделенных проблемных ситуаций, содержится обоснование подходов в их решении.
Степень научной разработанности проблемы.
У истоков исследования феномена идеологии стояли Ф. Бэкон, М. Вебер, Г. В. Ф. Гегель, В. Зомбарт, К. Маркс, В. Парето, А. Л. К. Дестют де Траси, Э. Трёльч, Ф. Энгельс. Наиболее существенный вклад в развитие теории идеологии внесли классические учения К. Манхейма, К. Маркса, среди более поздних исследователей значительное влияние на разработку проблемы оказали работы Д. Белла, П. Бергера, И. Валлерстайна, Т. Лукмана, Р. Мертона, Т. Парсонса, Ф. Фукуямы, К. Юнга.
Идеология социальной работы восходит к политической доктрине, сущность которой составляет идея социального государства, сформировавшаяся под влиянием трех основных идеологий современности -либерализма, социализма, консерватизма. Классический либерализм оформляется под влиянием идей И. Бентама, В. Гумбольдта, Б. Констана, Дж. Локка, Дж. С. Милля, Д. Рикардо, А. Смита, Г. Спенсера, А. Токвиля, Ф. Хайека Л. Штейна, и др. Консерватизм связывают с именем Э. Берка. Социалистическая идеология развивается под мощным влиянием марксистской теории XIX в., представлена взглядами В. И. Ленина, К. Маркса, В. Г. Плеханова, Ф. Энгельса, других марксистов, трансформировавшимися впоследствии в социал-демократическую идеологию (социального либерализма) и коммунистическую.
Идеи прав человека и социальной справедливости, образующие философскую основу идеологии социальной работы, развивались мыслителями западноевропейской философии, в частности, Г. В. Ф. Гегелем, Т. Гоббсом, И. Кантом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др.
Классические теории прав человека и общественного договора получили развитие в русской философии, представители которой были теоретиками либерализма: Н. Н. Алексеев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, К. Д. Кавелин, М. М. Карпович, М. М. Ковалевский, С. А. Котляревский, В. В. Леонтович, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Р. Н. Сементковский, В. С. Соловьев, Е. В. Спекторский, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк,
B. Н. Чичерин и др.
В XX столетии развитие идей французских просветителей и немецких теоретиков либерализма, происходит в работах западных философов. К ним относятся, в частности, американские исследователи И. Берлин, Р. Дворкин, У. Кимлика, У. Коннолли, А. МакИнтайр, М. Сэндел, Ч. Тэйлор, Д. Уолдрон, М. Уолцер. В центре обсуждения оказалась контрактная концепция справедливости Дж. Ролза как альтернатива утилитаристской традиции, идущей от И. Бентама, Дж. С. Милля, А. Смита, Юма; данная теория оказывает влияние на основные идеи и принципы современной идеологии социальной работы.
Развитие теоретических и практических аспектов социального государства содержится в работах таких исследователей, как Л. Брайсон, В. Джордж, Н. Дикин, Э. Гидденс, Дж. М. Кейнс, П. Ли, Г. Мюрдаль, С. Пирсон,
C. Рабан, П. Розанваллон, П. Уалдинг, Й. А. Шумпетер, Л. Эрхард и др.
Классификация социальных государств была предложена западным
социологом Г. Эспинг-Андерсеном. В ней отчетливо прослеживается
идеологическое воздействие на модели государств всеобщего
благосостояния.
Среди отечественных научных исследований, оказавших влияние на разработку вопросов демократизации российского общества, обоснование
необходимости изменений и формирования предпосылок социального государства, качественных преобразований в социальной сфере имеют значение для темы исследования работы Т. И. Заславской, Л. И. Пияшевой, Р. В. Рыбкиной. Исследованиям непосредственно исторических, философских, политических, правовых, культурологических и других аспектов социального гсударства посвящены работы Ю. Александрова, С. С. Алексеева, А. Н. Аринина, А. А. Аузана, М. В. Баглая, В. А. Бачинина, Ф. М. Бородкина, Ю. Р. Вишневского, Л. А. Гордона, В. П. Гутника, Ю. Г. Ершова, Л. Н. Когана, С. И. Максимова, Л. С. Мамута, Т. Мацонашвили, В. П. Милецкого, А. Г. Мысливченко, В. С. Нерсесянца, Г. П. Орлова, Г. И. Осадчей, В. Д. Ройка, В. Н. Руденкина, В. А. Торлопова, В. Г. Федотовой, В. Н. Ярской и др.
Отечественные исследования, посвященные идеологии, длительное время развивались в русле марксистской методологии. С одной стороны, идеология рассматривалась как иллюзорное, ложное сознание, выражающее положение эксплуататорских классов (В. Адоратский, Б. А. Грушин); другие исследователи делали акцент на функциональной роли идеологии в общественной системе (Н. Б. Биккенин, В. Иванов, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов, В. А. Ядов, М. В. Яковлев).
В 1980-е гг. в отечественных исследованиях проявилось направление, связанное с представлением о процессуальной природе идеологии, институтах воспитания, социализации, образования как механизмах, обеспечивающих приоритет господствующей идеологии среди других идеологий. Разработка такого конструктивного направления содержится в работах Е. С. Баразговой.
Потребность осмысления процессов радикальной модернизации в начале 1990-х гг. послужила мощным импульсом для обсуждения роли идеологии в обществе, оказывающей неоднозначное воздействие на социальные процессы. Проблема получает более глубокий анализ в ходе общей дискуссии о причинах и механизмах деформации идеологизированного научного знания, о роли идеологии в современном
общественном процессе (В. Л. Алтухов, Э. Баталов, Ю. Г. Волков, М. В. Ильин, Б. Г. Капустина, А. А. Кара - Мурза, О. Ю. Малинова, В. Межуев, А. С. Панарин, И. К. Пантин, И. М. Попова, В. В. Согрин, А. И. Соловьев, В. Г. Федотова и др.).
Значимой для нашего исследования представляется теория, предложенная А. С. Ахиезером. В его работах обосновывается интегративная сущность идеологии, выделяются причины, усиливающие нагрузку на выполнение ее институциональной роли. Анализ эволюции, взаимовлияния основных идеологий современного общества представлен в исследовании В. П. Макаренко, Н. В. Дергуновой, Б. М. Пугачева, Р. В. Пырма, Н. В. Шеляпина и др.
Изучению тенденций ценностных ориентации россиян в переходный период к новым социально-экономическим отношениям, позволяющим прогнозировать востребованность той или иной идеологии, посвящены конкретные социологические исследования, проводимые под руководством Л. А. Беляевой, Н. И. Лапина, Л. Б. Косовой, Е. Ш. Курбангалеевой А. И. Рёдель, А. В. Рябова, В. А. Ддова и др.
Отечественные исследования идеологии осуществлялись в традиции структурно-функционального подхода с преобладанием исследования ее функций как группового сознания, не акцентируя внимания на объединительном характере природы идеологии. Высказанное в ходе современной дискуссии положение о новой социальной идеологии, основанной на общечеловеческих ценностях, не получило должного развития. При этом часть исследователей, считая опасным для общества подобный подход, усматривают в нем скрытую угрозу для новой идеологической унификации. Мы исходим из того, что идеологии не должны отказываться от выражения общенациональных и общечеловеческих интересов, но восходить к ним они должны от конкретных социальных интересов. Воплощением такой идеологии выступает идеология социальной работы.
Идеологию социальной работы нельзя отнести к числу разработанных направлений в отечественной науке; специальных исследований процесса ее становления и функционирования не предпринималось. Постановка вопросов, связанных с идеологией социальной работы, как правило, не осмыслена в контексте рассматриваемой проблемы. Относительно недавнее обращение исследователей к феномену социальной работы характеризуется преимущественным стремлением понять предмет социальной работы, выявить межпредметные связи, определить собственную специфику нового вида деятельности, дать теоретические разработки, направленные главным образом на прикладные области, в которых используются те или иные технологии социальной работы. К ним можно отнести работы, посвященные педагогическим, социально-педагогическим, психологическим, социально-психологическим, социально-правовым и другим аспектам социальной работы. Социальная работа исследуется в рамках культурологических подходов, рассматривающих ее в контексте определенных социокультурных традиций, что позволяет более отчетливо представить российскую специфику ее становления и развития (Л. И. Казакевич, А. А. Козлов, А. И. Кравченко, А. В. Меренков, Э. Орлова, Л. Л. Рыбцова, А. В. Соловьев, Т. Шанин и др.).
Оформляются исторические исследования; предпринимается попытка философского осмысления феномена социальной работы, в основе которого лежит представление о месте человека в мире, помогая выявить концептуальные мировоззренческие принципы социальной работы; в рамках данного направления формируются исследования, посвященные этике социальной работы (Л. В. Бадя, В. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. С. Лихачева, К. В. Кузьмин, В. И. Митрохин, А. М. Панов, Е. Г. Студенова, Л. В. Топчий, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, В. Н. Ярская).
В рамках социологического дискурса наиболее распространенным выступает так называемый деятельностный подход, раскрывающий особенности социальной работы как определенного вида деятельности,
выполняющего специфические функции в общественной системе. Значительная часть работ в рамках данного подхода посвящена процессу ее профессионализации, изучению социальных проблем становления особой профессиональной группы. Всесторонняя научная разработка данного аспекта проведена в исследованиях Е. Р. Ярской-Смирновой.
Перспективными для анализируемого предмета исследования выступают работы, в которых рассматриваются вопросы, посвященные социальной политике как макроконтексту идеологических целей социальной работы (Е. Ш. Гонтмахер, В. И. Жуков, Г. Б. Кораблева, О. А. Митрошенков, Н. М. Римашевская, П. В. Романов, Т. Ю. Сидорина, С. Н. Смирнов, Н. Е. Тихонова, О. И. Шкаратан и др.).
Позиция автора данного исследования формировалась в соответствии с логикой, согласно которой разработки конкретных технологий и методик, их внедрение в профессиональную сферу, обучение будущих специалистов, подготовка кадров для социальной сферы должны основываться на представлениях о целях социальной работы, ее перспективе, базовых ценностях и идеях. Посредством идеологии формируется общая стратегия, задается модель социальной работы. Осмысление, признание и распространение идеологии необходимо для динамичного и эффективного развития профессиональной социальной работы на этапе ее становления в российском обществе, переживающем глубинные изменения.
Таким образом, социологический анализ выбранной проблемы исследования нацелен на изучение процесса становления и развития ценностей социальной работы, ценностных ориентации ее субъектов и их реализации в технологиях, отвечающих общественным и личностным потребностям.
Теория идеологии: развитие методологии социологического анализа
Отношение к идеологии как к предмету социологического анализа характеризовалось в разные периоды развития общественной науки как противоречивое. Это касается и признанных классиков социологии, обращавшихся к ее исследованию, и современных авторов. Пристальное внимание к данному общественному феномену перерастало в более сдержанное отношение, даже отказ от ее исследования как темы, которая, казалось, исчерпала себя, но до сих пор остается предметом современных научных дискуссий.
Мы не ставим перед собой задачу выявить весь спектр проблем, связанных с функционированием идеологии в общественной системе. Обращение к идеологии для нас объясняется скорее потребностью осмысления заключенных в ней возможностей, которые могут обеспечить эффективное развитие социальной работы на этапе ее становления в современном российском обществе. Реализация поставленной задачи неизбежно предполагает анализ ее природы, роли в обществе, тех функций, которые она выполняет, механизма их реализации.
У истоков исследования феномена идеологии стояли А. Л. К. Дестют де Траси, Ф. Бэкон, В. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, В. Зомбарт, Э. Трёльч, В. Парето и ряд других исследователей, оказавших существенное влияние на разработку данной темы. Исследователи сегодня единодушны в том, что впервые системно учение об идеологии представлено в марксистской теории. Специальному анализу идеологии были посвящены работы К. Манхейма, общепризнанному теоретику данного феномена, который писал: «Проблема идеологии носит слишком общий и принципиальный характер, чтобы она могла длительное время оставаться привилегией одной партии; никто не мог воспрепятствовать противникам марксизма подвергнуть анализу, направленному на выявление идеологичности, и это учение» .
В течение XX в. интерес к проблеме идеологии периодически усиливался. Представители франкфуртской школы и «новые левые» обогатили классический подход к ее исследованию заимствованиями из психоанализа, культурологии и других областей и расширили содержание понятия идеологии, приспособив его к требованиям научности второй половины века2. Дискуссии о деидеологизации, развернувшиеся в связи с выходом в 1960 г. работы Д. Белла «Конец идеологии. Об истощении политических идей 50-х годов», и вторичный всплеск ожиданий ее краха в связи с распадом социалистической системы и коммунистических режимов свидетельствуют о неизменном постоянстве и притягательности вопросов, связанных с идеологией и ее местом в обществе.
Термин «идеология» вначале имел скорее гносеологическое, чем онтологического значения, обозначая учение об идеях, происходящих из чувственных ощущений. Он был введен в научный оборот Дестют де Трэси, основателем философской школы во Франции, представители которой вслед за Локком и Кондильяком отвергали метафизику и пытались обосновать науку о духе с антропологических и психологических позиций. В современном значении этот термин стал употребляться после того, как Наполеон пренебрежительно назвал этих философов «идеологами». Это стало означать оторванную от жизни теоретизированную деятельность, а значит бесполезную.
Но с данного момента к критериям истинного или ложного сознания была отнесена практика, политическая практика, в то время как прежде исследователи ложного сознания обращались в своих поисках истинного лишь к Богу или идеям, постигаемым посредством чистого созерцания. В марксизме идеологический аспект мышления представлен наиболее полно и психологический подход к мышлению был преодолен благодаря именно идеологическому аспекту, проблема была смещена в сферу философии сознания. «Только в марксизме учение о возможности ложного сознания обретает новый смысл, а политическая практика становится наряду с экономикой решающим критерием того, что во всей совокупности идей является идеологией и что имеет реальную значимость» - пишет Манхейм1. Только в марксизме понятие частичной и тотальной идеологии сливается, поскольку последовательно разрабатывается учение о классовых интересах. Идеология - это, прежде всего, выражение классового интереса. Исследование идеологичности мышления - это одновременно обоснование метода познания, при помощи которого можно понять природу ложного сознания, и то, чей интерес оно выражает. В последствии этим методом помимо марксистов стали пользоваться и другие социологи, применяя его в . том числе и к марксизму.
Философские основания ценностных ориентации социальной работы
Идеология как таковая представляет опосредованное отношение к миру сквозь призму тех идей, которые соответствуют актуальным общественным интересам тех или иных социальных групп или общества в целом. Выступая как ценностная система философских, правовых, политических, экономических, социологических и иных представлений о мире и месте в нем человека, она конструирует программы движения к будущему или стабилизации в настоящем, организует и направляет действия социальных субъектов на их реализацию.
Обращение к анализу философских основ идеологии связано с необходимостью исследования эволюции идей, теорий, учений, в которых нашли выражение и обоснование базовые ценности, образующие идеологию социальной работы. Предпринимаемый анализ позволит понять, благодаря каким фундаментальным ценностям происходила интеграция общества в условиях возрастания социальных рисков, вызванных усилением социальной дифференциации и поляризацией общественных интересов, разрушения прежних основ, скрепляющих общество.
Ценности изучаются различными науками. В центре философского подхода в объяснении явлений окружающей действительности находится человек и его место в мире. Природа ценностей раскрывается посредством объяснения их значения в общей картине развивающегося мира для человеческого бытия. Ценности в данном подходе трактуются как высший смысл человеческой жизни, смыслообразующее основание человеческого бытия .
Социология в исследовании ценностей сосредоточена на выявлении их функциональной роли в общественной системе как определенной целостности. В контексте социологического анализа ценности рассматриваются в качестве фактора регуляции социальных взаимодействий. Ценности являются основой идеологии, которая через выполнение присущих ей функций включена в ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер и другие социологи рассматривали ценности как высшие принципы, на основе которых происходит интеграция как общества в целом, так и отдельных социальных групп; данная традиция была продолжена в последующих подходах социологической интерпретации ценностей.
Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества . Подчеркнем, что наряду с ценностями конкретной культуры существуют общечеловеческие ценности. В сознании каждого человека ценности присутствуют (нередко латентно) как ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценности производны от самоопределения индивида, его целей, конкретных социокультурных условий и среды; чтобы стать культурным феноменом, т. е. актуализироваться, они должны «обобщаться и разделяться другими людьми, быть оправданными в глазах общества. Только через такую операцию создается «общий мир», происходит консолидация действий» . Как правило, они актуализируются в ситуациях выбора социальным субъектом тех или иных ценностей, становятся их ценностными ориентациями.
Социалистическая идеология: эволюция советской модели социальной помощи и благосостояния
Социалистическая идеология в советском обществе была неотъемлемым компонентом его управления и развития и имела не меньшее, а нередко и более значимое влияние, чем экономика, вопреки традиционным обвинениям марксизма в экономическом детерминизме, идеи которого составили ядро этой идеологии. Материальное благосостояние, социальная гарантированность и защищенность человека в советском обществе рассматривались как необходимые условия достижения идеалов коммунистического строительства. Социальное обеспечение, образование, здравоохранение, занятость, жилье, социально-бытовая сфера были неразрывно связаны со всей советской системой хозяйствования, последняя определяла и особенности их материально-вещественной и управленческой структуры. Система советского социального обеспечения как важнейший механизм, обеспечивающий необходимый уровень благосостояния и социальной защищенности, имела выраженный идеологический, классовый характер. Она была государственной системой, как и многие другие подобные системы, функционировавшие в тот момент в западных странах, поэтому учение о государстве, широко представленное в политической доктрине и практике после 1917 г. не только влияло, но и конструировало соответствующие представления о социальной справедливости, организационные формы ее реализации, распределения и перераспределения материальных благ, социальной помощи и поддержки нуждающихся.
Система идеологических социалистических воззрений не представляла, как и любая другая идеология, какой-либо четко очерченной совокупности неизменных идей, положений, ценностей. Советская социалистическая идеология, основываясь на определенных идеях классического марксистского учения, а затем и идеологов социалистической революции, эволюционировала по мере развития практики социалистического строительства, реагируя на вызовы формирующейся системы социально-экономических отношений, требования и коллизии, которые возникали внутри нее, а также на противоречия при взаимодействии ее с внешним миром. Ее развитие может быть представлено как смена идей и представлений, имеющих утопический характер, но влекущих изменения, теми, которые были призваны способствовать утверждению и оправданию устанавливающихся общественных отношений. Ее функционирование обеспечивалось благодаря взаимодействию этих двух тенденций, а также взаимодействию их разных уровней и компонентов.
Для исследования формирования советской системы социального обеспечения важно определить основное содержание проекта социалистического строительства, который, по сути, предлагал собственное видение общественного устройства социальной справедливости, связанной преимущественно с утверждением равенства, выдвигая лозунг: «Каждый по способностям, каждому по потребностям»1. В первую очередь предполагалось упразднение частной собственности путем обобществления средств производства, передачу их во владение производителей, установление общественной собственности. Во-вторых, представлялось, что свободные производители трудятся на благо общества, которое, в свою очередь, обеспечивает каждому определенный уровень материального благосостояния, социальной гарантированности и защищенности. Произведенный совокупный общественный продукт распределяется между всеми членами общества. Социальное обеспечение, здравоохранение, образование, другие социальные услуги предоставляются всем одинаково бесплатно в соответствии с социалистическим, а затем и коммунистическим принципом распределения.