Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Малаева Екатерина Борисовна

Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях
<
Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малаева Екатерина Борисовна. Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Москва, 2003.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/442-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Брачные отношения как механизм достижения социальной идентичности личности 16

1.1. Социальная и личностная идентичность: взаимосвязи и механизмы формирования 16

1.2. Ценностные ориентации и их роль в становлении социальной идентичности на различных этапах социальной идентификации 34

1.3. Разрешение внутреннего конфликта на этапе вступления в брачные отношения - как необходимое условие социального развития личности 50

1.4. Теоретический анализ исследований в области одиночества в отечественной и зарубежной науке 59

Выводы к первой главе 87

Глава 2. Критерии успешности социальной идентичности при вступлении в брачные отношения 90

2.1. Характеристика исследуемых лиц и организация исследования 90

2.2. Особенности ценностных ориентации клиентов службы знакомств 95

2.3. Особенности ценностных ориентации представителей контрольной выборки 129

2.3. Сравнительные особенности самооценки представителей обеих

групп респондентов 162

Выводы ко второй главе 169

Заключение 179

Литература 186

Приложения 201

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Массовое сознание — является одной из наиболее инерционных сфер жизнедеятельности социума. Тем не менее, периоды резких, революционных преобразований, как правило, сопровождаются существенными изменениями в массовом сознании, замещением одних ценностных доминант другими. Кроме того, сегодня уже не вызывает сомнений, что радикальные изменения в экономике, политике, системе государственного управления нуждаются в ценностном обосновании (санкционировании), что система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Институциональные преобразования становятся действительно необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется. Поэтому сдвиги в мировоззрении населения служат значимым индикатором реальности общественной трансформации в целом. Анализ таких сдвигов может позволить глубже понять причины успехов и неудач в происходящих в России институциональных преобразованиях, а также оценить эффективность самой трансформации российского общества.

В нынешней России семья остается одной из немногих традиционных ценностей, по поводу которой в обществе существует практически полный консенсус.

Будучи сторонниками традиционных семейных ценностей, большинство россиян не видят альтернативы браку как форме взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Таким образом, представления россиян о семейном благополучии в целом довольно традиционны. Обращает на себя внимание лишь повышенное значение, придаваемое материальным факторам ("хороший доход", "хорошие жилищные условия"), что, безусловно, связано с низким жизненным уровнем в стране. В то же время малое значение для семейного благополучия таких факторов, как религиозные убеждения и политические пристрастия, свидетельствует, скорее, не о терпимости россиян, а о небольшой роли религии и политики в их жизни.

Несмотря на приоритет семейных ценностей, большое количество россиян остаются одинокими. Сегодня число разводов достигает 1/3 от заключенных браков, а по некоторым данным, разводящихся больше, чем вступающих в брак. Несмотря на доводы медицины, психологии, педагогики и других наук о тех опасных последствиях, которые нередко имеет одиночество, угрожающе растет количество людей, не состоящих в браке. Преобладание среди одиноких людей лиц в расцвете физических и духовных сил (25-45 лет) отрицательным образом сказывается на различных сторонах жизни общества.

Одиночество является, одновременно, социальной и психологической проблемой. Существует довольно большое количество людей, не состоящих в браке и тяготящихся одиночеством. Теоретические исследования одиночества нередко носят противоречивый характер, а эмпирических исследований, проведенных на больших выборках, явно недостаточно для объяснения причин одиночества и поисков путей его преодоления. В связи с этим, повышается актуальность данного исследования.

Таким образом, актуальность диссертационной темы обусловлена, с одной стороны, колоссальными изменениями, которые испытывает российская семья - историческое образование, оказывающее влияние на все сферы общественной жизни. Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

С другой стороны, общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. В связи с этим, актуальность исследования ценностных ориентации мужчин и женщин, стремящихся создать семью, резко возрастает.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что определению социологических методов, с помощью которых возможно получение точной информации о степени распространенности у населения тех или иных жизненных ориентиров, а также выделению четких аргументированных критериев отбора этих методов уделяется недостаточное внимание. Между тем выявление структуры ценностных ориентации индивидов является необходимым с точки зрения изучения положения института семьи в современном обществе и поиска путей его укрепления, в частности, с помощью актуализации обществом соответствующих ценностей.

Рассматриваемая проблема актуальна так же, поскольку углубляет представления о ценностных ориентациях как сложных, многокомпонентных, иерархически организованных образованиях, детерминированных, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны — всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Прохождение различных этапов социальной идентичности, прежде всего, находит свое отражение в тех ценностях, которым отдает предпочтение человек.

Степень научной разработанности проблемы

Даная работа затрагивает проблемы, связанные с исследованиями по нескольким векторам, которые мы попытались объединить в единое целое: семья и семейные отношения, одиночество, социальная идентичность и ценностные ориентации.

Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но и как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом. Такой подход воспроизводится в современных социологических исследованиях (М.С. Мацковский, СИ. Голод, А.Г. Харчев и др.).

6 Западные ученые уже не менее столетия исследуют феномен одиночества. (Рабенстейн С, Роджерс К., Слейтер, Рисман Д., Зимбардо П., Р. Вейсс, Сермат Р., Пепло Л. И др.). В настоящее время выделяется восемь теоретических подходов к исследованию этой проблемы: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманистический, социологический, теоретико-системный, интеракционистский, когнитивный и интимный.

В последнее время проблема одиночества значительно актуализировалась и в российской гуманитарной науке (Коростылева Л.А., Пузанова Ж.В., Столин В.).

Исследованиям различных аспектов идентичности посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных ученых (социологов, психологов и философов) в рамках основных парадигм символического интеракционизма, когнитивно ориентированной психологии и др. (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, .Л. Краппман, X. Тэджфел, Дж. Тернер, Ядов В.А., Налчджян А.А., Антонова И.В., Баранова Т.С., Качанов Ю.Л. и др.).

Изучение ценностей, ценностных ориентации и ценностного пространства, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и ценностных ориентации относится к ряду важнейших направлений социологии, социальной психологии и философии.

Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику, были Э. Дюркгейм и М. Вебер, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Однако только в начале нынешнего столетия американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий впервые провели эмпирическое исследование ценностных ориентации, применив метод анализа документов.

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. «Ценность» М. Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования" [202, с. 10]. Человеческие ценности он характеризует следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Социальная и личностная идентичность: взаимосвязи и механизмы формирования

Наиболее характерной особенностью современности является так называемый мировой или цивилизационный кризис идентичности, который сопровождается дезорганизацией больших сообществ и структур, культурной фрагментарностью, глобализацией мировых процессов, разрушением традиций, постмодернизацией. Для России к этому перечню добавим произошедшее в 90-е годы радикальное разрушение идеологических и морально-политических норм и ценностей без замены их на другие, более эффективные и отвечающие традициям российского менталитета.

К трудностям, с которыми сталкивается современный человек, следует отнести все возрастающую скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей, усложняющих возможность целостного понимания мира. Все чаще и чаще духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркантилизацией, гедонистической направленностью. Счастьем оказывается не жизнь в ее полноте, а некий фрагментарный набор ее свойств и качеств, не «бытие», а «обладание».

Считается, что самая высокая степень идентификации характерна именно для семейной идентичности, и трудно заменить ее тысячелетний опыт. Находясь в семье, включаясь в родственные связи, во внутрисемейные отношения, человек ощущает свою близость с представителями той же национальности, общественно-политической группы, того же вероисповедания.

Исследователи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье «самость» отдельного члена если не игнорируется, то, по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно- этическими нормами не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет.

Безусловно, успешная социализация личности возможна при условии наличия самого института семьи. При этом семья должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Невыполнение хотя бы одного из условий социализации ведет к тому, что социализирующая функция семьи в полной мере не реализуется, что в свою очередь ведет к росту деструктивных, девиантных явлений в обществе.

Потребность в семье и семейных отношениях для личности и общества сегодня очевидна. Однако государство должно переосмыслить социально-психологическую и моральную составляющую этой потребности и начать проводить действенную семейную политику. В забвении этого императива содержится круг отрицательной обратной связи, ибо в последнем счете только на институте семьи с его фундаментальными жизненными ценностями рождения и воспитания детей зиждется и сам организм государственности.

Таким образом, значительные изменения, происходящие в нашем обществе в последнее время, делают актуальными исследования проблемы идентичности, а более конкретно, идентичности, связанной с семейными ценностями, которая до настоящего момента в основном изучалась в зарубежной психологии.

Существует множество определений идентичности, рассмотрим наиболее разработанные и эмпирически проверенные.

Поскольку идентичность широкая концепция, включающая все качества личностных сочетаний, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов, существует большое количество определений понятия «идентичность». Это и многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические и философские аспекты, и, модель жизни, позволяющая разделить «Я» и окружающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для человека, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты.

В одной только психологической области по данным исследователя идентичности Дж. Марсиа [194, с.551-558] было проведено более чем 300 научных изысканий за последние 25 лет. Сформировано целое научное направление - психология идентичности. Сегодня понятие идентичности в различных контекстах широко используется и в психологии (эго - психология), психоанализе и в социологии (социальная антропология, символический интеракционизм) и в философии (феноменология) и в этологии, и в политической науке.

Социологи склонны оценивать идентичность с точки зрения общества и его институтов. Для социологов идентичность - это комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе.

Психологи обычно воспринимают идентичность как выражение внутренних процессов личности.

Главной философской проблемой в теории идентичности остаются вопросы: каким идеалам следовать в жизни? Так ли хороши те ценности, на которые мы ориентируемся? Как в постоянных исторических трансформациях человек находит фундамент для жизненных свершений?

Существует множество вопросов, которые не решить в рамках узкодисциплинарного направления. Если идентичность существует преимущественно в индивидуальном сознании, то почему она так зависима от общественных ситуаций? Если идентичность - просто комплекс ролей, то почему кризис идентичности происходит независимо от общественной роли? Таким образом, мы видим, что необходим междисциплинарный, комплексный анализ проблемы идентичности. Рассмотрим типы идентичности. Принципиально можно выделить два направления в изучении идентичности, имеющих традиции теоретического осмысления и эмпирических исследований: личностная идентичность и социальная идентичность. Личностная идентичность - скорее психологическое понятие, основанное на персональных качествах и характеристиках индивида; социальная идентичность описывается социальными категориями и базируется на анализе групп, к которым индивид принадлежит и с которыми себя отождествляет [25, с. 602 - 612].

Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем представителя психоаналитического направления Э. Эриксона. Он определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Идентичность рассматривается им как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей признающими эти тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Ценностные ориентации и их роль в становлении социальной идентичности на различных этапах социальной идентификации

Анализ теории социальной идентичности невозможен без такой категории как ценностные ориентации личности, поскольку механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности.

Сложность определения сущности феномена "ценность" связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия "ценность", в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.

В то же время в силу того, что ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Под ценностными ориентациями понимаются:

- "цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм"

Ольшанский В.Б. [118, с. 471-530];

- установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества" - Здравомыслов А.Г. [67, с. 199],

- "конкретное отношение к окружающей среде" - Водзинская В.В. [41, с.48-54];

- "нравственность личности" - Зотова О.И., Бобнева М.И. [69, с. 241-254];

- "детерминанты принятия решения" - Жуков Ю.М. [65, с. 254-278];

- "сложные обобщенные системы ценностных представлений" - Попова И.М. [124, с. 56];

- "основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей" - Алексеева В.Г. [8, с. 63-70].

Понятие «ценностная ориентация» и аттитюд впервые ввели в социологию и социальную психологию Уильям Томас и Флориан Знанецкий [147, с. 15]. Они отмечали, что индивид интернализует основные социальные ценности и осознанно руководствуется ими в своем поведении. При этом индивид не только свободно ориентируется на социальные ценности других, но и анализирует их и на этой основе формирует свои ценности, а также принимает участие в выработке ценностей группы.

В качестве основы формирования ценностных ориентации выступает овладение социальными нормами. Как отмечают П.П. Лакис и А.А. Редович [91, с.73-79], в процессе социализации раскрывается диалектика взаимосвязи индивида и социальной среды: познавая социальные закономерности различных уровней, человек становится более самостоятельным в принятии поведенческих решений, но вместе с тем у него появляются все более сложные социальные роли. В таком многостороннем процессе формируются ценностные ориентации личности. Их основная функция - регулятивная и прогностическая.

Ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, интересах личности. При этом они и социальны, и индивидуальны. Социальны потому, что обусловлены системой воспитания, образования, определенной структурой общих отношений, корректируются и формируются обществом. Индивидуальность ценностных ориентации определяется особенностями личности, жизненного опыта.

Д.А. Леонтьев [95, с. 5; 96, с. 163-166; 97, с.35-44] считает, что понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии, этики и психологии, он пришел к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. В работах Д.А. Леонтьева было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.

Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.

Характеристика исследуемых лиц и организация исследования

В исследовании приняли участие 300 респондентов (мужчины и женщины) в возрасте от 20 до 40 лет, москвичи и жители ближнего Подмосковья, которые составили три группы:

- первая группа - клиенты службы знакомств, которые не вступили в брак в течение года и более - 211 человек (неуспешные);

- вторая группа - клиенты службы знакомств, которые вступили в брак - 43 человека (успешные);

- третья группа (контрольная) - респонденты, не обращавшиеся в службу знакомств - 46 человек (состоящие и не состоящие в браке).

Следует более подробно дать характеристику исследуемым группам респондентов.

Первую группу (неуспешные клиенты службы знакомств) мы разделили на следующие подгруппы в зависимости от брачного статуса:

1. Мужчины и женщины, которые ранее не состояли в браке;

2. Мужчины и женщины разведенные.

Вторую группу (успешные клиенты службы знакомств), состоящую из мужчин и женщин, ранее не состоявших в браке, мы разделили следующие подгруппы:

1. Мужчины и женщины, нашедшие брачного партнера в службе знакомств (оба в паре - клиенты службы знакомств);

2. Мужчины и женщины, нашедшие брачного партнера не в службе знакомств, т.е. познакомившиеся самостоятельно (один в паре - клиент службы знакомств, второй - нет).

Контрольную группу мы разделили на подгруппы по брачному статусу:

1. Мужчины и женщины ранее не состоявшие в браке;

2. Мужчины и женщины, состоящие в браке.

Многолетняя практика работы в службе знакомств г. Москвы выявила ряд интересных фактов.

Подавляющее большинство клиентов службы знакомств при заполнении теста ценностных ориентации Рокича ставят на первые места в иерархии такие терминальные ценности как «Счастливая семейная жизнь» и «Любовь», но в процессе выбора будущего брачного партнера все клиенты разделяются на несколько групп, в зависимости от стратегии поведения:

1. Начинают активно общаться с небольшим числом выбранных кандидатур;

2. Помимо общения в службе знакомств, проявляют активность и вне ее стен;

3. Долго подбирают подходящую кандидатуру (по анкетам), но не могут ни на ком остановить свой выбор и, как следствие, ни с кем не общаются;

4. Начинают общаться с большим числом кандидатур, но общение заканчивается после 1-2-х встреч.

В нашем исследовании мы проанализируем особенности клиентов службы знакомств, разделяя их на две группы: успешные и неуспешные. К успеху при выборе брачного партнера приводят стратегии 1 и 2. Стратегии 3 и 4, как правило, не приводят к положительному результату.

Таким образом, мы сочли необходимым исследовать более подробно ценностные ориентации и личностные особенности успешных и неуспешных клиентов службы знакомств с целью выяснить, почему же, несмотря на то, что для всех этих групп семейные ценности являются доминирующими в иерархии ценностей, в реальной жизни часть этих людей не может по тем или иным причинам вступить в брачные отношения.

В процессе проведения исследования мы сделали следующие предположения, объясняющие, на наш взгляд, рассогласование между предпочитаемыми ценностями и реальным поведением неуспешных клиентов службы знакомств:

1. На социально-психологическом уровне они имеют декларативную, слабо дифференцированную структуру ценностных ориентации.

2. На психологическом уровне эти люди характеризуются выраженными эгоцентрическими тенденциями и отсутствием стремления к объединению в какие-либо социальные группы, в том числе и к созданию семьи.

Указанные выше личностные особенности неуспешных клиентов службы знакомств могут негативно отражаться на построении межличностных отношений и вступлении в брак, т.е. препятствуют социальной адаптации и социальному развитию личности на этом этапе построения социальной идентичности.

Мы предполагаем, что у неуспешных клиентов службы знакомств ситуационная социальная идентичность с семейными ценностями, активизированная процессом поиска брачного партнера, на данный момент не интегрирована с личностными смыслами и не интериоризована в индивидуальном сознании. Можно предположить, что обращение в службу знакомств было продиктовано социальной ситуацией, а не личной готовностью вступить в брак. В отличие от них, успешные клиенты службы знакомств имеют сформированную социальную идентичность и практически сразу включаются в ситуацию межличностного общения.

Похожие диссертации на Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях