Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Факторы и особенности формирования межэтнических отношений в Республике Татарстан Набиуллина, Алла Вазиховна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Набиуллина, Алла Вазиховна. Факторы и особенности формирования межэтнических отношений в Республике Татарстан : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Набиуллина Алла Вазиховна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2012.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/307

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные подходы к изучению этничности и национализма и методология изучения межэтнических отношений 25

1. Основные подходы к изучению этничности и национализма 25

2. Методология изучения межэтнических отношений 44

Глава 2. Факторы, влияющие на межэтнические отношения в Республике Татарстан 60

1. Влияние исторических и политических факторов на межэтнические отношения в Республике Татарстан 60

2. Влияние социальных, культурных и психологических факторов на межэтнические отношения в Республике Татарстан 83

3. Особенности этнокультурной политики в Республике Татарстан 104

Глава 3. Межэтнические отношения в Республике Татарстан как объект эмпирических исследований 158

1. Общая характеристика состояния межэтнических отношений в Республике Татарстан по данным эмпирических исследований 159

2. Межэтнические отношения между народами, составляющими этническое большинство и этническое меньшинство в Республике Татарстан 182

Заключение 196

Библиография 204

Приложения 226

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Для Республики Татарстан 1990-е годы были ознаменованы резким всплеском национального самосознания татарского народа, подавление которого имело место после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году в рамках единой российской христианской культуры, а позднее так называемой «единой советской национальности» и «единого советского гражданства», что стало следствием политики коренизации кадров в СССР, прежде всего, во властных структурах, что не могло не вызвать определенной напряженности в отношениях между народами, проживающими на территории Республики Татарстан, в различных сферах жизни, в том числе и на межличностном уровне.

И хотя исследователи утверждают, что негативные формы проявления национального самосознания не являлись в критические для Татарстана годы характерными для широких масс населения в Татарстане, а насаждались сверху националистически настроенной элитой, определенная часть татарского населения все же подверглась их влиянию. В свою очередь, часть русского населения республики, болезненно переживавшая изменение своего статуса и обвинения радикально настроенных организаций и личностей в колониализме, и попытки провозгласить суверенитет от имени исключительно татарского народа, также чувствовала ущемление своих прав. Особенно чувствительны к этим изменениям были национальные меньшинства Республики Татарстан, которые особенно остро ощущали неудовлетворенность своих этнических интересов. К тому же конец XX и начало XXI вв. ознаменовалось притоком в республику мигрантов, нуждавшихся в жилье, трудоустройстве и социальной адаптации, к чему оказались не в полной мере готовы ни официальные власти, ни население республики.

Новый всплеск активности национальных движений в последние годы выражается в актуализации ими вопроса о преподавании государственных языков в Татарстане, что находит поддержку у той части населения, которая несогласна с обязательным преподаванием татарского и русского языков в равном объеме, а также с введением третьего обязательного экзамена по татарскому языку для выпускников девятых классов с 2012 года. Результатом всего вышеперечисленного стали сформировавшиеся у отдельных личностей и социальных групп специфические установки и стереотипы, которые сегодня определяют межэтническое взаимодействие в республике.

Степень научной разработанности темы. Изучению этничности и национализма посвящены работы большого круга ученых, работающих в рамках различных подходов, к которым традиционно относят примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Позиции сторонников социобиологического направления примордиализма представлены в работах Ю. Вонга, Л. Гумилева, П. ван ден Берге, С. Широкогорова, Р. Шоу; позиции последователей эволюционно-исторического направления – в работах Ю. Бромлея, К. Гирца, Р. Подольного, Э. Смита, И. Уоллерстайна, Э. Шиллза.

В рамках конструктивистского подхода выполнены работы Б. Андерсона, Э. Геллнера, Дж. Брейли, К. Дойча, Э. Хобсбаума, отечественных ученых В. А. Тишкова, В. С. Малахова. Объяснению природы этничности в рамках инструменталистского подхода посвящены работы Н. Глезера, Дж. Дэвиса, Д. Лейтина, Д. Мойнихана. В рамках подхода «установления границ» выполнена работа Ф. Барта, в рамках экспрессивизма – работа Дж. М. Йингера.

Также изучению этничности посвящены работы отечественных ученых М. Н. Росенко и Н. Г. Скворцова, этнической идентичности – работы О. М. Антоновой, П. И. Гнатенко и А. П. Садохина, национализма – западных ученых У. Альтерматта, Р. Брубейкера, Г. Кона, Р. Майлза, Ф. Майнеке, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Ренана и отечественных ученых Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, Л. Э. Иликовой, В. В. Коротеевой, Н. С. Мухаметшиной, Л. Р. Низамовой, Э. Д. Понарина, Э. С. Рахматуллина, Г. У. Солдатовой, А. А. Сусоколова, Э. Яна.

Определению и анализу понятия межэтнических отношений как вида общественных отношений посвящены работы И. Н. Андреевой, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, А. А. Сусоколова, Т. Г. Стефаненко, Е. Н. Резникова, Г. Р. Столяровой, а также западных ученых Г. Триандиса и А. Тэшфела. Межэтнические отношения изучаются с использованием теорий среднего уровня. Межэтнические отношения с позиций теории личности рассматривает И. С. Кон, с точки зрения деятельностного подхода – А. И. Леонтьев, с позиций теории установки – классики данной теории Ф. Знанецкий, Г. Оллпорт, М. Рокич, М. Смит, У. Томас, а также отечественные ученые В. С. Агеев, Г. М. Андреева, И. С. Кон. Национальное и этническое самосознание рассматривают Л. М. Дробижева, М. О. Мнацканян, Э. А. Паин.

Ключевые категории, с помощью которых строится изучение межэтнических отношений в этносоциологии, этнопсихологии, социальной и кросскультурной психологии, рассматривают А. А. Выскочил, Ю. А. Гаюрова, Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец. Исследованию этнической границы посвящены работы Ф. Барта, социальной дистанции – Э. Берджесса, Г. Зиммеля, Т. Парка, Л. фон Визе, культурной дистанции в отечественной этнопсихологии – Н. М. Лебедевой, Е. Н. Резникова, в западной этнопсихологии – Г. Хофстеде, С. Бочнера, Г. Триандиса, А. Фэрнхема, этноцентризма как межгрупповой установки – У. Самнера. Факторы, влияющие на межэтнические отношения и их характер, анализируют В. С. Агеев, Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, Т. Г. Стефаненко, А. А. Сусоколов. Влияние социально-психологических и ситуационных факторов с позиций мотивационных подходов характеризуют Т. Б. Савина, Л. Берковитц, З. Фрейд; когнитивных подходов – Б. Ф. Поршнев, Дж. Тернер, А. Тешфел; деятельностного подхода – А. Н. Леонтьев, ситуационного подхода – Д. Кэмпбел.

Подробный анализ влияния политических и исторических факторов на межэтнические отношения в Республике Татарстан представлен в работах Р. М. Амирханова, Е. А. Бондаренко, Е. П. Бусыгина, Р. К. Валеева, Л. Э. Иликовой, Т. Г. Исламшиной, Д. М. Исхакова, Р. М. Мухаметшина, Л. Р. Низамовой, Ж.-Р. Равио, Э. С. Рахматуллина, Л. В. Сагитовой, и др. Анализ влияния социальных факторов на межэтнические отношения в Татарстане представлен в работах Г. Ф. Габдрахмановой, Д. М. Исхакова, О. Д. Комаровой, Р. Н. Мусиной, Г. Р. Столяровой и др., культурных факторов – Л. К. Байрамовой, Д. М. Исхакова, Р. Н. Мусиной, Г. Р. Столяровой, И. В. Терентьевой, а также психологических факторов – в работах А. Р. Аклаева, Г. Я. Гузельбаевой, Л. М. Дробижевой, В. В. Коротеевой, Г. И. Макаровой, Г. У. Солдатовой, Г. Р. Столяровой, где предметом исследования является этническая идентичность народов Татарстана и ее трансформация.

Результаты социологических и этнологических исследований этноконфессиональной ситуации и межэтнических отношений в Республике Татарстан, представлены в работах Л. М. Дробижевой, А. Р. Аклаева, В. В. Коротеевой, Г. У. Солдатовой, Г. Р. Столяровой, Г. Ф. Габдрахмановой, М. З. Гибадуллина, Г. Ф. Давлетшиной, Д. М. Исхакова, Г. И. Макаровой, Р. Н. Мусиной, Р. М. Мухаметшина, Л. В. Сагитовой, Г. Ф. Хасановой, В. Е. Козлова, Т. А. Титовой, Р. Р. Кушаева, Г. Я. Гузельбаевой, Л. В. Лучшевой, Ф. Х. Мухаметшина, В. В. Никифорова, А. Л. Салагаева, Р. Р. Сафина, А. М. Терентьева, И. Е. Туриянского.

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению межэтнических отношений в Республике Татарстан, большинство из них выполнены в русле этнологии, и в основном посвящены изучению этнической идентичности и межкультурных взаимодействий. Это предопределило необходимость комплексного социологического исследования не только культурных, но и социально-политических основ межэтнических отношений, Поэтому проблемой данного исследования является изучение особенностей формирования и трансформации межэтнических отношений в Республике Татарстан под воздействием различных факторов и состояния межэтнических отношений в современном Татарстане.

Объект исследования: межэтнические отношения в Республике Татарстан как вид общественных отношений.

Предмет исследования: особенности формирования межэтнических отношений в Республике Татарстане под воздействием различных факторов и их состояние на современном этапе.

Цель исследования: определить особенности формирования и трансформации межэтнических отношений в Республике Татарстан под воздействием исторических, политических, социальных, культурных, психологических факторов, и состояние межэтнических отношений в современном Татарстане.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. определить основные подходы к изучению этничности и национализма и методологию изучения межэтнических отношений;

  2. выявить основные факторы, влияющие на межэтнические отношения, и определить специфику их действия в Республике Татарстан;

  3. провести детальный анализ современной политики в сфере образования, религии и управления миграционными процессами, проводимой в Республике Татарстан, как наиболее важного, на наш взгляд, фактора, влияющего на состояние межэтнических отношений в республике, и определить роль общественных организаций в реализации этнокультурной политики в Татарстане;

  4. определить состояние межэтнических отношений в Республике Татарстан на основе анализа данных социологических и этнологических исследований межэтнических отношений, проведенных конкретными исследователями, коллективами исследователей и исследовательскими институтами и центрами, а также авторских публикаций.

Гипотезы исследования основаны на разделении межэтнических отношений между народами, традиционно проживающими на территории Республики Татарстан и воспринимающими друг друга в качестве местного населения, и отношений между местным населением республики и некоторыми народами, сравнительно недавно проживающими в Татарстане и воспринимаемыми местным населением как «другие» и «чужие».

В настоящее время межэтнические отношения между народами, традиционно населяющими территорию Республики Татарстан, являются спокойными и добрососедскими, но находясь под воздействием различных факторов, в первую очередь характера реализуемой этнокультурной политики, могут измениться. Межэтнические отношения между народами, составляющими местное население, и народами, традиционно не проживавшими на территории республики и не воспринимаемыми в качестве местного населения принимающим сообществом, являются в целом спокойными, но в некоторых случаях напряженными в отношении определенных этнических групп, в основном прибывающих из Средней Азии и государств Кавказа, и также находятся в прямой зависимости от комплекса факторов, в особенности от социально-экономической ситуации в республике, качества миграционной политики, поведения мигрантов и членов принимающего сообщества.

Гипотезы проверяются посредством сравнительного анализа результатов различных эмпирических исследований в области этносоциологии и этнологии, в разное время проведенных в Республике Татарстан, а также результатов авторских исследований.

Теоретико-методологическая база исследования. В данном исследовании нами осуществляется анализ межэтнических отношений в Республике Татарстан как вида общественных отношений между этносами как большими социальными группами, проживающими на территории республики, в контексте влияния традиционно выделяемых в этносоциологии факторов: исторических, политических, социальных, культурных и психологических. Межэтнические отношения рассматриваются в широком смысле слова как взаимодействия народов в разных сферах – политике, культуре и т.д. и в узком смысле – как межличностные отношения людей разных национальностей в разных сферах общения (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов). Межэтнические отношения в широком смысле слова рассматриваются не только как отношения между группами, но и как отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них (Т. Г. Стефаненко), то есть в групповых установках. Межэтнические отношения в узком смысле рассматриваются в соответствии с теорией социальной идентичности как межличностные отношения между членами этнических групп, идентифицирующими себя с данной этнической группой и ее членами, разделяющими последствия данного членства, групповые ценности и интересы (А. Тэшфел, Дж. Тернер). Оба уровня отношений рассматриваются нами в неразрывной взаимосвязи, так как групповые установки и представления о другой группе в целом могут отразиться на межличностном взаимодействии и наоборот, опыт личного взаимодействия может изменить представление о группе в целом.

Теория установки применяется в качестве основной теории при изучении межэтнических отношений. Согласно данной теории, установка представляет собой социально обусловленное отношение к какому-то объекту или явлению, осознание, оценку и готовность действовать (Г. М. Андреева, И. С. Кон). В фокусе внимания находятся этнические установки, имеющие место, когда человек, действуя в любой сфере, оценивает и поступает как личность, включенная в этническую группу, и межэтнические установки, как установки на взаимодействие с другими этническими общностями и наиболее устойчивые их разновидности – этнические стереотипы, понимаемые как представления о своей (автостереотипы) и другой (гетеростереотипы) этнической общности (Ю.В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов). Таким образом изучается социальная и культурная дистанция между этническими общностями, которая измеряется при помощи шкалы Богардуса, фиксирующей готовность принять членов другой группы в качестве сограждан, коллег, соседей и родственников.

Также исследуется национальное самосознание личности, являющееся результатом формирования установок и систем установок (ориентаций) личности, включающее в себя такие компоненты, как этническая идентичность, представления о своей группе, и осознаваемые личностью, включенной в этническую группу, этнические интересы данной группы (Л. М. Дробижева). Особое внимание при этом уделяется исследованию наличия или отсутствия негативных форм проявления национального самосознания, таких как этноограниченность (нежелание идти на контакт за пределами своего этноса), этноэгоизм (стремление к обеспечению преимуществ своему народу за счет других народов) и этнофобия или ксенофобия (прямая враждебность по отношению к иным народам).

Эмпирической базой исследования являются результаты комплекса социологических и этнологических исследований, проведенных в период с 1990-х годов по 2012 год специалистами в области этносоциологии и этнологии в Республике Татарстан:

  1. материалы этнологических и социологических исследований этноконфессиональной ситуации и межэтнических отношений в Республике Татарстан, проведенных отечественными учеными (Л. М. Дробижева, Г. Р. Столярова, Г. Ф. Габдрахманова, М. З. Гибадуллин, Г. Ф. Давлетшина, Д. М. Исхаков, Г. И. Макарова, Р. Н. Мусина, Р. М. Мухаметшин, Л. В. Сагитова, Г. Ф. Хасанова, В. Е. Козлов, Т. А. Титова, Р. Р. Кушаев, Г. Я. Гузельбаева, Л. В. Лучшева, Ф. Х. Мухаметшин, В. В. Никифоров, А. Л. Салагаев, Р. Р. Сафин, А. М. Терентьев, И. Е. Туриянский);

  2. материалы исследования, проведенного в рамках Научно-исследовательского проекта в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ на тему «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан», выполненного виртуальной научно-исследовательской лабораторией при кафедре социологии КФУ в 2012 году (Р. Г. Минзарипов, С. А. Ахметова, Г. Я. Гузельбаева, М. Ю. Ефлова, Л. Р. Низамова, А. Н. Нурутдинова, М. И. Гилязова, Д. Р. Гимадеева, А. В. Набиуллина), руководитель проекта – Р. Г. Минзарипов, ответственный исполнитель – Л. Р. Низамова (опрошено более полутора тысяч респондентов разных национальностей, проживающих в крупных городах и районах республики).

В дополнение к данным исследованиям, различные аспекты этноконфессиональной ситуации и межэтнических отношений были изучены в рамках следующих авторских исследований:

  1. исследование этнического самосознания татарского и русского народов, формирующих этническое большинство в Республике Татарстан, а также характера отношений между ними, по мнению жителей г. Казани (опрошено 36 человек), проведенное в 2007 году методом полуформализованного глубинного интервью;

  2. исследование мнения экспертов в области социологии, этнологии, истории, политологии, религиоведения о состоянии межэтнических отношений и этноконфессиональной ситуации в Республике Татарстан, проведенное в 2008 году с профессорско-преподавательским составом вузов и научно-исследовательских институтов г. Казани (опрошено 6 экспертов) методом неформализованного глубинного (экспертного) интервью;

  3. экспертный опрос, проведенный в 2010 году методом неформализованного глубинного (экспертного) интервью с представителями руководства Ассамблеи народов Татарстана и работающих под патронажем и в сотрудничестве с ней организаций с целью определения роли общественных организаций Республики Татарстан в реализации этнокультурной политики в республике (опрошено 5 информантов);

  4. контент-анализ новостных материалов о фактах проявления ксенофобии в Республике Татарстан в 2011 году, опубликованных Информационно-аналитическим центром «СОВА» на официальном сайте Центра (всего опубликовано 25 новостей), проведенный в 2012 году;

  5. контент-анализ обсуждений новостных материалов о митингах, организованных или проведенных с участием татарских и русских национальных организаций в защиту татарского и русского языков в апреле 2011 года, митинге «За честные выборы» в феврале 2012 года, а также новости о введении с 2012 года третьего обязательного экзамена по татарскому языку для государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов, размещенных на сайтах девяти средств массовой информации (проанализированы комментарии к 12 новостным материалам).

Также в исследовании использованы официальные статистические данные, нормативно-правовые акты, материалы СМИ, официальные сайты органов власти и иных организаций.

Научная новизна исследования заключается в детальном анализе не только состояния межэтнических отношений в Республике Татарстан, но и различных факторов, под воздействием которых находятся межэтнические отношения в республике, а также наиболее актуальных результатов этого воздействия, посредством анализа результатов социологических и этнологических исследований, проведенных в республике за последние 20 лет, а также авторских исследований, и синтеза полученных данных. По мнению экспертов, межэтнические отношения – это проблема, которая всегда должна быть в фокусе тщательного внимания, так как их характер может изменяться под воздействием различных факторов, в основном политических, и именно поэтому нами была предпринята попытка исследования глубинных основ межэтнических отношений на территории республики и наиболее важных и существенных аспектов современной этноконфессиональной и межэтнической ситуации в Татарстане.

Так, например, несоответствие федерального и республиканского законодательства в сфере образования и реализация языковой политики в республике в соответствии с республиканским законодательством, вызвали в последнее время недовольство некоторых граждан, проявление активности русских и татарских национальных движений, а также активное обсуждение ситуации в сети Интернет с использованием как нейтральных, так и радикальных высказываний. В соответствии с вышесказанным было установлено, что наиболее сильное воздействие на межэтнические отношения оказывают характер и особенности реализации этнокультурной политики и степень активности общественных организаций, содействующих ее проведению. В данном исследовании был осуществлен анализ нормативно-правовых основ и особенностей практической реализации наиболее важных направлений этнокультурной политики – политики в сфере образования, конфессиональной и миграционной политики, осуществляемой как органами государственной и муниципальной власти, так и общественными организациями республики, сделаны выводы о ее преимуществах и недостатках, и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Анализ различных источников показал, что исторические факторы в целом оказали позитивное влияние на современное состояние межэтнических отношений в Республике Татарстан, что выражалось в том, что народы, исторически проживающие на территории республики имели в целом добрососедские отношения, которые, однако, становились более напряженными в определенные исторические моменты под влиянием политических факторов, а именно политики сначала Российского государства, затем СССР, а впоследствии активной деятельности радикально настроенных национальных движений Татарстана, направленной на обеспечение преимуществ определенному народу по сравнению с другими народами, проживающими в республике, стали более дружественными после политического урегулирования напряженной обстановки в республике в 1990-е годы под влиянием политики, основывающейся на признании равенства всех народов Татарстана, и в настоящее время также находятся в зависимости от действия политических факторов.

  2. Влияние социальных, культурных и психологических факторов на отношения между народами, традиционно проживающими на территории Республики Татарстан, является преимущественно позитивным, что проявляется в сближении социально-культурной дистанции, отсутствии этноконфликтной идентичности у большинства населения. Исключением в большинстве случаев являются сфера государственной кадровой политики, выражающейся в преобладании на ключевых постах в органах государственной и муниципальной власти представителей титульного этноса, и языковая сфера, что связано с разным отношением к обязательному изучению государственных языков Республики Татарстан в равном объеме. Более негативное влияние эти факторы имеют на отношения между местным населением и некоторыми народами, традиционно не проживавшими на территории республики, что проявляется в увеличении социально-культурной дистанции и зачастую связано с недостаточными усилиями государства по социальной адаптации мигрантов, а также с незнанием народами культур и традиций друг друга.

  3. Этнокультурная политика, проводимая в республике, в целом оценивается положительно как направленная на содействие развитию национальных культур всех народов республики, но отмечаются и недостатки: в сфере кадровой политики – этнократизация, рурализация и непотизация (преимущественное трудоустройство родственников в органы власти) правящей элиты, в сфере образования – несоответствие федерального и республиканского законодательства в сфере преподавания государственных языков и проведения государственной итоговой аттестации в Республике Татарстан, несовершенные методики преподавания национальных языков народов РТ и нехватка квалифицированных кадров, в сфере религии – необходимость более тщательного внимания к деятельности религиозных организаций; в сфере миграционной политики – несовершенство законодательства в области миграционного учета, правовая неграмотность работодателей, отсутствие программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников.

  4. Сравнительный анализ результатов проведенных исследований показал, что в целом межэтнические отношения в Республике Татарстан являются достаточно спокойными и добрососедскими, характеризуются толерантным отношением представителей этнических групп друг к другу, что проявляется в увеличении количества межэтнических браков, в том числе с иностранцами, и в уменьшении количества межэтнических разводов. Однако тревожными являются преобладание представителей титульного этноса в органах государственной власти, отмечаемые по результатам опросов случаи отказов в приеме на работу по национальному признаку, а также актуализация в последнее время вопроса о необходимости обязательного изучения государственных языков Республики Татарстан в равном объеме во всех образовательных учреждениях.

  5. Сравнительный анализ результатов исследований также показал, что требующей особого внимания исследователей и официальных властей является сфера межэтнических отношений между местным населением и некоторыми народами, сравнительно недавно проживающими на территории республики и воспринимаемыми местным населением как «чужие», в основном мигрантами из Закавказья и Средней Азии, так как хотя в целом отношение местного населения к мигрантам является позитивным или нейтральным, но недостаточное знание мигрантов о принимающей стороне и, в свою очередь, недостаточная осведомленность местного населения о культуре и традициях прибывающих народов и порой недостаточные усилия государства по их адаптации, могут провоцировать с одной стороны, замыкание мигрантов в национальных общинах, а с другой подозрительность и неприязненное отношение к ним со стороны принимающего сообщества.

Теоретическая значимость исследования заключается в синтезе теоретико-методологических подходов к изучению этничности и национализма и различных аспектов межэтнических отношений, применяемых в этносоциологии и этнопсихологии.

Практическая значимость исследования заключается в определении на основании вторичного анализа результатов исследований, проведенных в Республике Татарстан, анализа результатов авторских исследований, а также иных источников, основных аспектов межэтнической ситуации в республике, вызывающих и способных в дальнейшем вызвать напряженность в отношениях между народами, проживающими на территории Татарстана, и формулировке предложений по их преодолению; выявлении основных недостатков и направлений совершенствования нормативно-правовых основ этнокультурной политики и ее практической реализации, следование которым должно способствовать совершенствованию политики в сфере образования, религии, и миграционной политики, и гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке программ и курсов по этносоциологии, а также в качестве дополнительных наглядных материалов в рамках преподавания иных предметов, затрагивающих проблемы межэтнических отношений и толерантности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в 7 статьях (в том числе в трех статьях в научных журналах из списка ВАК РФ) в научных журналах, альманахах, материалах и сборниках конференций. Результаты исследований докладывались на международных, всероссийских и вузовских научных и научно-практических конференциях: Итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского государственного университета (г. Казань, 2006 и 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультура и современность» (г. Белгород, 2009), Международной научно-практической конференции «Толерантность как фактор межэтнического и межконфессионального взаимодействия и сближения культур в условиях глобализации 2010» (г. Казань, 2010), II-ой Международной научно-практической конференции «Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие в условиях глобализации: на пути к формированию гражданской идентичности 2011» (г. Казань, 2011).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографии, включающей 195 источников и литературы, в том числе 24 на английском и 2 на немецком языке. Основной текст работы дополнен приложениями. Приложения 1 и 2 содержат результаты исследований этнической и региональной идентичности, приложения 3 и 4 содержат сведения о национальном составе Республики Татарстан по результатам переписи 2002 года и о зарегистрированных в республике общественных этнокультурных объединений; приложения 5 и 6 содержат некоторые результаты исследований межэтнических отношений, а также статистические данные работы органов ЗАГС в Татарстане, в приложениях 7 и 8 размещены программы авторских исследований. Общий объем работы – 225 страниц машинописного текста (без приложений).

Основные подходы к изучению этничности и национализма

Перед тем, как приступить к анализу межэтнических отношений как вида общественных отношений, необходимо дать определение таким понятиям, как этнос и этничность, а также тесно связанным с ними понятиям нация и национализм. В западной и отечественной науке существуют различные подходы к пониманию этничности и национализма и, соответственно, различные определения этих понятий.

Социолог Н. Г. Скворцов в словаре-справочнике «Нации и этносы в современном мире» определяет этничность как одно из ключевых понятий современной этнологии, социологии, социальной / культурной антропологии и политологии, которое было введено в научный оборот Л. Уорнером и П. Лунтом (1942 г.), а также Д. Рисманом (1953 г.). Термин «этничность» используется различными исследователями в разных смыслах, однако в научной литературе в целом выделяются три основных значения данного понятия: 1) форма межгруппового взаимодействия, т.е. как сторона социального взаимодействия между группами, члены которых рассматривают себя («мы») как культурно отличающихся от членов других групп («они»), с которыми они имеют какие-либо отношения; 2) качество группы, т.е. набор характеристик, или атрибутов, конституирующих этническую группу в качестве единой общности: территория, язык. историческая память в форме этноистории, общие культурные черты, самосознание, этноним и др.; 3) этническая идентичность, т.е. специфическая форма идентификации, заключающаяся в соотнесении индивидом некоторых составляющих собственной определенности с рядом характеристик группы, к которой он себя причисляет. Соответственно могут быть выделены интеракционный, атрибутивный и субъективно-символический аспекты этничности1.

Существуют различные типологии этнической идентичности. Так авторы социологического исследования аа тему «Изучение межнациональных отношений в Республике Татарстан» отмечают классификации А. П. Садохина, О. М. Антоновой и П. И. Гнатенко . А. П. Садохин приводит обобщенную классификацию типов этнической идентичности, в которую он включает нормальную этническую идентичность и остальные типы, являющиеся отклонениями от нормы (этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм и амбивалентная этническая идентичность)о. О. М. Антонова также выделяет позитивную и негативную этнические самоидентификации . П. И. Гнатенко характеризует этническую идентичность по трем параметрам: «выпуклости», т.е. значимости для индивида его этнической принадлежности; «центральности», т.е. места, занимаемого этнической идентичностью в общей структуре социальной идентичности личности и «валентности», т.е. «окрашенности» идентичности в позитивные, нейтральные или негативные тона .

Этнос (греч. ethnos племя, народ) определяется М. Н. Росенко как исторически сложившаяся устойчивая биосоциальная общность людей, характеризующаяся специфическими биологическими и социальными особенностями: общностью языка, культуры и психологии, а также сознанием своей общности и самосознанием. Этносу присущи общность происхождения, исторического прошлого, общие традиции, обычаи, нормы поведения, обряды, привычки, наличие специфических механизмов передачи от поколения к поколению навыков и способов жизнедеятельности народов во всех сферах общественных отношений. Материальным условием их формирования и развития является общность территориального проживания и хозяйственной деятельности, которые определяют специфику духовных форм жизнедеятельности народов .

Что касается основных признаков этноса, по мнению некоторых исследователей, в частности Л. Н. Гумилева, «нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям», а вынести за скобки мы можем только одно - признание каждой особью того, что «мы такие-то, а все прочие другие»2. Аналогичного мнения придерживаются британские социальные психологи А. Тэшфел и Дж. Тернер : согласно их теории социальной идентичности группа определяется как совокупность индивидов, которые воспринимают себя как члены одной и той же социальной категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения, достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и членства в ней4. В отличие от них, по мнению историка Б. Ф. Поршнева, дифференциация предшествует идентификации, то есть субъективное Мы появляется, когда люди повстречались и обособились от каких-либо Они1. Но, как отмечает Т. Г. Стефаненко, в реальности процессы идентификации и дифференциации неотделимы друг от друга, и в зависимости от обстоятельств один из них может быть более определенным, чем другой .

Определения понятиям «нация» и «национализм», признаваемые в социологии классическими, дал в своей работе «Нации и национализм» Э.Геллнер. Национализм, по его определению, - это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать. Он также включает требование, чтобы этнические границы не пересекались с политическими, и в частности, чтобы этнические границы внутри одного государства не отделяли правителей от основного населения3.

Что касается понятия нации, Э. Геллнер отмечает, что два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения, и только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Обычная группа людей (скажем, жители определенной территории или носители определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства .

Известный исследователь национализма Г. Кон, разделивший национализм на западный и восточный, соотносил понятие национализма с государством и определял национализм как «состояние ума, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство», которое «идеально и является единственно законной формой политической организации», а нацию как «источник культурной творческой энергии и экономического благосостояния». Человек также должен «соблюдать преданность» своему народу .

Испанский философ и социолог X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» отмечает: «Вовсе не природная общность расы и языка создавала нацию, наоборот: национальное государство в своей тяге к объединению должно было бороться с множеством «рас» и «языков». Лишь после того, как эти препятствия энергично устранили, создалось относительное однообразие расы и языка, которые теперь со своей стороны укрепляли чувство единства. Секрет успеха национального государства надо искать в его специфически государственной деятельности, планах, стремлениях, словом, в политике, а не в посторонних областях, биологии или географии» .

Влияние исторических и политических факторов на межэтнические отношения в Республике Татарстан

Для исследования характера межэтнических отношений в Республике Татарстан на современном этапе необходимо проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на межэтнические отношения в Татарстане. Традиционно в этносоциологии выделяют исторические, политические. социальные, культурные и психологические факторы. В данном параграфе мы рассмотрим влияние исторических и политических факторов на межэтнические отношения в Республике Татарстан.

В совокупности исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, традиционно выделяют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складываются отношения между народами; исторические события - символы, сохранившиеся в народной памяти и влияющие на взаимоотношения этносов в последующие исторические периоды вплоть до современности; особенности историко-социального развития контактирующих народов . В свою очередь, по мнению ученых, политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики2. Г. Р. Столярова также выделяет степень развития национальных движений и идеологемы, выдвигаемые их лидерами, действия элит в целом и роль отдельных личностей (прежде всего, политиков) . В этом параграфе мы рассмотрим перечисленные явления, что же касается этнокультурной политики, проводимой в Республике Татарстан, мы подробно рассмотрим ее ниже.

История межэтнических отношений основных народов Татарстана насчитывает не одно столетие. Как свидетельствуют результаты исследований казанских этнологов, за это время сформировались различные каналы взаимодействия, среди которых в отдельные исторические периоды нашлось место и для немирных форм. Однако, несмотря на большие различия в языке, религии, этнической культуре и психологии поволжских народов, имевшиеся противоречия никогда не носили характера этнических войн4. Но, к сожалению, не все сферы и не все периоды в истории межэтнического взаимодействия народов в Татарстане были бесконфликтными.

Как отмечают исследователи, в Татарстане климат межэтнических отношений определяется, прежде всего, взаимодействием русских и татар , а объективный анализ некоторых ключевых периодов межгосударственных, межэтнических и межкультурных взаимоотношений этих народов затруднен вследствие высокой степени мифологизированности нашего сознания, что связано со значительной идеологизацией как советской, так и постсоветской науки . Как отмечает Г. Р. Столярова, несовпадение идеологических позиций приводит ученых, а вслед за ними и общественность, к отсутствию единого мнения, к примеру, по вопросам этногенеза татарского народа, роли и соотношения различных тюркских компонентов (булгарских, золотоордынских и пр.) в формировании татар. Так же неоднозначно отношение к русскому населению региона. В работах Е. П. Бусыгина и его соратников и учеников доказано своеобразие местной группы русского населения поволжских великороссов, сформировавшейся в Волго-Уралье в новых природных условиях в результате тесного контакта и взаимообмена с местными финноязычными и тюркоязычными народами .

Г.Р.Столярова также указывает на то, что к 1970-м годам в региональной этнологической литературе сложилось представление о формировании на территории Волго-Уралья трех последовательных (по хронологии) этнических слоев: финно-угорского (со 2,5 тыс. до н.э.), тюркского (с III-IV вв. н.э.) и славянского (фрагменты - не ранее IX в. н.э., массовое распространение - с середины XVI в.)4. Однако, собранные к настоящему времени материалы по именьковской культуре Среднего Поволжья дают, по мнению В. В. Седова , все основания утверждать, что ее формирование происходило в результате миграций населения сначала из пшеворской среды Волыни и Поднестровья, а затем (в условиях гуннского нашествия) из Черняховского ареала. В результате на рубеже IV-V вв. н.э. в землях Среднего Поволжья образуется крупный массив славянского населения .

Исследователи отмечают, что для нынешних татар их «культура» родилась в VIII в. с приходом азовских болгар (булгар)2. Исторически предки современных татар имели свою государственность по меньшей мере с начала X в. и до середины XVI в. (Волжская Булгария - IX - первая треть XIII вв.; Золотая Орда - XIII - начало XV вв.; татарские ханства - XV - середина XVI вв.) . В начале X в. регион был исламизирован посланцем багдадского халифа, а в ходе монгольского вторжения (XIII в.) царство волжских булгар было покорено4. В ходе покорения Волжской Булгарин произошло активное взаимодействие булгар со степными тюркоязычными кипчаками, и таким образом, в XIV в. основная масса булгарского населения мигрировала на север, в междуречье Камы и Волги, где смешалась с местным финно-угорским населением и дала начало новому народу - татарам. При разложении Золотой Орды в XV в. Казанское ханство отделилось, восстановившись в границах древнего Болгарского царства .

По мнению Г. Р. Столяровой, в отношениях Московской Руси с Волжской Булгарией золотоордынского периода, и позднее с Казанским ханством, следует различать два уровня . На институциональном межгосударственном уровне эти отношения носили антагонистический характер. Длительная борьба за власть в самой Казани промосковской и крымской группировок привела к победе последней и как следствие - к опустошительным набегам на русские земли. Московское правительство, в свою очередь, планомерно расширяло и укрепляло собственные границы. В результате после военных действий середины XVI в. Казанское ханство прекратило свое существование, и все Среднее Поволжье вошло в состав России . Второй уровень отношений - бытовой, межгрупповой, межличностный . Несмотря на то, что с момента монгольского нашествия межгосударственные отношения Руси и Волжской Булгарин потеряли свою интенсивность, простое население, особенно купечество, продолжало поддерживать отношения с булгарами, причем в течение всего ордынского периода они носили в основном мирный характера. Именно такое, раздельное рассмотрение уровней межэтнического взаимодействия, отмечает ученый, может быть наиболее продуктивным и исторически корректным, а смешение этих подходов может инициировать неадекватное восприятие сути событий и задевать национальные чувства .

По свидетельствам ученых, на государственно-политическом уровне взаимоотношения татарского и русского народа (в лице его правящей государственной элиты) с момента присоединения Казанского ханства в 1552 году и вплоть до октябрьской революции 1917 г. (впрочем, с некоторым ослаблением с конца XVIII в.) носили характер не столько этнического, сколько этноконфессионального противостояния, в котором экономические и культурные элементы носили подчиненный характер . В то же время на бытовом уровне столь серьезного противостояния между татарами и русскими по историческим источникам выявлено не было. Напротив, уже в XVI в. возникали смешанные русско-татарские, русско-чувашские, русско-мордовские деревни .

Особенности этнокультурной политики в Республике Татарстан

Как уже упоминалось выше, одним из важных политических факторов, влияющих на межэтнические отношения, является тип национальной политики, которая может проводиться в двух основных направлениях -интегрирующая политика и политика культурного плюрализма . Поскольку Республика Татарстан является субъектом РФ, мы будем использовать термин «этнокультурная политика» при ее описании, и термин «национальная политика» при ее упоминании согласно Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан (утв. Указом Президента РТ от 3 июля 2008 г. № УП-312) , в соответствии с которой она осуществляется. Национальная политика, проводимая в Республике Татарстан органами государственной и муниципальной власти при содействии общественных организаций республики, направлена на сохранение и развитие национальных культур, языков, традиций и обычаев всех народов, проживающих на территории республики, защиту их конституционных прав и свобод и интересов, а также поддержание толерантности и дружественных отношений между народами республики, и может быть, таким образом, охарактеризована как политика культурного плюрализма.

Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, граждан в Республике Татарстан в сфере этнического развития и межнациональных отношений .

Согласно Концепции, объектом государственной национальной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Она строится на основе двух правовых составляющих: федеральной и республиканской, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Важной составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ, утвержденный Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ2.

Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения представителей проживающих в республике народов . Рассмотрим основные направления этнокультурной политики в республике, оказывающие особенно ощутимое влияние на межэтнические отношения; политика в сфере образования, религии и регулирования миграционных процессов.

Республиканская политика в сфере образования.

Политика в сфере образования в Республике Татарстан осуществляется на основании Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года № 1560-ХП «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»1, который определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки, что было закреплено в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года. Согласно статье 9 данного закона, татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, что было признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. № 16-П. Другим важным документом является Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы», направленная на создание конкретных оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики.

Как отмечают авторы издания «Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан», социокультурная ситуация в Татарстане, как и во многих других субъектах Российской Федерации, характеризуется, с одной стороны, наличием основ для толерантного межэтнического взаимодействия этносов в виде сходства культурных ценностей и установок, длительного опыта взаимных межкультурных заимствований, а с другой - процессами этнического и конфессионального самоопределения, ростом значимости этнической и религиозной принадлежности1.

Отражением этого противоречия в сфере образования являются процессы регионализации (формирование в регионе своей системы образования, которая отражает потребности и интересы данного конкретного региона) и этнизации (представление интересов не только государства в целом, но и отдельных этносов, направленное, в том числе, на сохранение этнической идентичности) образования .

По данным исследований, проведенных сотрудниками Института истории им. Ш. Марджани, в республике Татарстан на родном языке в общеобразовательных учреждениях обучаются 52,7% детей татар. В соответствии со ст. 9 Закона РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ», во всех общеобразовательных учреждениях изучаются оба государственных языка республики. В результате в республике среди молодежи не татарской национальности резко возросла доля пассивно владеющих татарским языком, что является совершенно новым социальным феноменом, который еще предстоит осмыслить. Из 155,6 тыс. детей, воспитывающихся в детских садах, воспитание на русском языке получают 101,7 тыс. (65,4%), на татарском - 35,2 тыс. (22,3%). Число детских садов, функционирующих на татарском языке, увеличилось с 692 (данные исследований 1988 г.) до 874 (данные за 2004/2005 учебный год). Кроме того, в 522 детских садах сегодня действуют группы как с русским, так и с татарским языком воспитания. В целом, на татарском языке сейчас воспитываются 68,5% детей татар. В республике также функционируют 53 чувашских, 15 удмуртских и 10 марийских детских садов .

По данным исследования «Государственные языки в школьном образовании» (2006/2007 гг., рук. Р.Н. Мусина), число сторонников преподавания татарского языка в русскоязычных школах РТ составляет 88% среди родителей-татар и 44% среди родителей-русских, опрошенных в Казани, 89% и 57% соответственно в других городах РТ. Более того, подавляющее большинство опрошенных подтверждают мнение, что в определенных сферах необходимо владение обоими государственными языками. 83% из опрошенных признали необходимость обязательного владения и русским, и татарским языками для тех, кто работает в органах власти в республике (16% - «против»). Для сферы услуг владение обоими языками представляется в следующей пропорции: 78% - «за», 19%) -«против»1.

Также, по данным исследования, одним из итогов политики государственного двуязычия в РТ стали тенденции повышения уровня знания молодым поколением татарского языка в качестве государственного. Особенно заметен прогресс в неустных формах его функционирования -чтении и письме. Изменения в языковом поведении молодого поколения повлияли на увеличение числа русских Татарстана, владеющих татарским языком: с 1,1% в 1989 г. до 4,3% в 2002 г. (по материалам переписи)2.

Р. Н. Мусина в рамках исследования изучала мотивационную составляющую изучения языков школьниками в РТ. Согласно полученным данным, татарский язык не стал языком межличностного и межгруппового общения, ограничиваясь, в основном, сферой семьи для значительной части татар. В основе мотивации к татарскому языку лежат чувства, связанные с родственными отношениями, семейным долгом. Обоснования, что «язык пригодится в дальнейшей работе» или что «без его знания невозможно претендовать на престижную работу» - стоят на последних местах рейтинга мотиваций и татар, и русских.

Межэтнические отношения между народами, составляющими этническое большинство и этническое меньшинство в Республике Татарстан

Проблематика межэтнической толерантности народов, проживающих в Республике Татарстан, относящихся к группам этнического большинства и этнического меньшинства, подробно изучалась этнологами В. Е. Козловым, Т. А. Титовой и Р. Р. Кушаевым. Целью исследований являлся комплексный анализ взаимных установок представителей групп этнического большинства в отношении групп этнических меньшинств, воспринимающихся местным сообществом в качестве «чужих» - с одной стороны, и оценка представителями данных этнических групп уровня толерантности в обществе по отношению к себе, а также общего микроклимата в обществе - с другой1.

Авторы исследований поясняют, что к местному сообществу традиционно относятся этнические группы, имеющие здесь значительную историческую традицию и культурно интегрированные на уровне представителей первой группы народов, среди них - украинцы, поволжские немцы, евреи. В целом представители перечисленных групп воспринимают себя и друг друга как местных жителей края, достаточно четко выделяя этнические группы, которые таковыми не являются. Анализ полученных результатов позволяет отметить некоторые общие тенденции. В частности, общественное сознание представителей этнического большинства дифференцированно в отношении различных групп этнических меньшинств. Наиболее отчетливо это проявилось по отношению к группам, которые являются в обществе резонансными - чеченцы, грузины, цыгане1.

Важным показателем уровня межэтнической толерантности, по мнению авторов исследований, являются взаимные оценки рассматриваемых групп той социальной и экономической роли, которую они играют в татарстанском сообществе. При этом подавляющее большинство ответов респондентов носило характер отрицания вклада мигрантов. По мнению исследователей, причинами данных отрицательных мнений являются различия в социально-экономическом статусе мигрантов и представителей принимающего сообщества. Трудности социально-экономического плана, испытываемые принимающей стороной, при созерцании экономического и материального благополучия отдельных переселенцев или повышенное внимание и помощь им со стороны государственных структур вызывает неприязненное, а иногда и завистливое отношение к иноэтничным мигрантам .

Авторы исследований отмечают, что в основе формирования того или иного отношения к мигранту заложена причина, в свою очередь порождаемая следующими факторами: поведение представителей этнических меньшинств в принимающем сообществе; национальная принадлежность представителей этнических меньшинств; изменение социально-демографической обстановки в регионе; мнение представителей этнических меньшинств о новом месте проживания в принимающем сообществе. При этом факторы расположены в качестве значимости для формирования отношения к представителю этнического меньшинства со стороны представителей принимающего населения Республики Татарстан. В той или иной ситуации их влияние будет разнопланово или совокупно, но в любом случае определяющее. В основном, определяющее влияние фактора поведения самого этнического мигранта в новом для него принимающем сообществе будет решающим в формировании того или иного к нему отношения со стороны этнического большинства1.

Для целостного восприятия ситуации социального взаимодействия в полиэтничном регионе авторы исследований также рассматривают позиции групп этнических меньшинств в отношении представителей принимающего сообщества. Негативные изменения в сфере экономики в 2010 году, как показали результаты исследований, оказали влияние на изменение межнациональных отношений со стороны местного населения РТ. Лишь четверть опрошенных представителей этнических меньшинств считают, что отношение к ним со стороны представителей принимающего сообщества «осталось таким же дружелюбным, как раньше». Примерно треть респондентов отметили ухудшение отношения в той или иной степени. Чуть более трети респондентов ответили положительно на вопросы: «испытывали Вы лично ущемление своих прав или возможностей из-за Вашей национальной принадлежности?» и «испытывали Вы какие-либо затруднения за последний год в общении с местным населением?», что обычно проявлялось в отношениях с коллегами по работе или представителями властных структур .

Около половины опрошенных представителей этнических меньшинств отметили, что в повседневной жизни они испытывают негативное отношение со стороны местного населения, хотя внешних признаков и нет. Эти латентные факторы проявления интолерантного отношения со стороны представителей принимающего населения обычно выражаются в холодности при общении и в некоторых ограничениях получения желаемой работы представителями этнических меньшинств\.

В представлениях самих этнических мигрантов, неприязненное поведение местного населения Республики Татарстан чаще всего связывается с внутренними, в первую очередь личностными особенностями представителей принимающего сообщества, которые, по мнению участников исследования, связаны в первую очередь с недостатками воспитания. Вторичные (возможно, более глубинные) объяснения такого поведения приводят к представлению о том, что причиной такого отношения является во многом непонимание представителями принимающего населения ситуации, которая привела к переселению этнических мигрантов в Республику Татарстан. Причем это непонимание интерпретируется не как отсутствие информации, а как неспособность к эмоциональному сопереживанию из-за отсутствия аналогичного опыта в реальной жизни местных жителей .

Таким образом, по мнению авторов исследований, можно говорить о том, что подобная атрибуция носит защитный характер и, как показывает опыт общения авторов с представителями этнических меньшинств, зачастую мешает их успешной адаптации в принимающем сообществе. Кроме указанных причин, участники исследования выделяют несколько локальных интерпретаций неприязненного отношения к ним со стороны принимающего населения. Ведущая из них связана с «завистью» местных жителей, также присутствует мнение о том, что ситуационные причины негативного отношения могут быть вызваны несправедливым (с точки зрения представителей принимающего населения) распределением материальных ресурсов. Таким образом, характер взаимодействия представителей этнических меньшинств и принимающего сообщества выглядит довольно противоречиво. Позитивное отношение значительной части принимающего населения не остается незамеченным в среде представителей этнических меньшинств. Однако, несмотря на это, у значительной части изучаемых меньшинств в Республике Татарстан остаются серьезные опасения относительно бытовых проявлений неприязни местного населения к ним .

По результатам исследования авторы констатируют, что жесткая ориентированность представителей этнического меньшинства на сохранение своей идентичности часто приводит к «капсулированию» этничности. Это наиболее характерно для тех этнических общин, традиции, культура, сложившиеся нормы поведения которых существенно отличаются от бытующих у местного населения. Отсюда, отмечают исследователи, в том числе, и замкнутость выходцев с Кавказа и Средней Азии, и изоляция их этнических общин от принимающего населения РТ. Эта замкнутость и формирует подозрительность, обвинения в клановости, мафиозности в адрес представителей этнических меньшинств со стороны принимающего общества. Подозрительность и обвинения со временем перерастают в латентную форму дискриминации изучаемых этнических меньшинств. Основные сферы дискриминации - право на работу и наём жилья2.

Таким образом, В. Е. Козлов, Т. А. Титова и Р. Р. Кушаев делают вывод, что с одной стороны, можно предположить, что оторванность от основного этнического ядра способствует ассимиляционным процессам в среде групп этнических меньшинств. С другой - определенное усиление этнического самосознания в иноэтническом окружении ведет к усилению этнических ориентаций в культурном потреблении у определенной части этнодисперсной группы, которая активно интересуется историей и культурой своего народа. В целом авторы исследований подчеркивают, что процесс межгрупповой поляризации пока не приводит к стойким нарушениям восприятия и может поддаваться изменениям, в зависимости от особенностей этноконтактной ситуации и миграционной обстановки в РТ1.

Похожие диссертации на Факторы и особенности формирования межэтнических отношений в Республике Татарстан