Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Исторические предпосылки формирования антирелигиозных взглядов в Грузии во второй половине XIX в II
I. Социально-экономические ж общественно-политические условия формирования антирелигиозных взглядов »11
2. Антирелигиозная позиция грузинской демократической периодической печати 28
Глава П. Реакционная роль православной церкви и критика церковной политики, разоблачение служителей культа и религиозных обрядов на страницах грузинской демократической периодической печати второй половины XIX века 44
I. Грузинская православная церковь во второй половине XIX века 44
2. Критика церковной политики и служителей культа 53
3. Критика некоторых религиозных обрядов и праздников на страницах грузинской демократической периодической печати второй половины XIX века . .74
Глава Ш. Распространение естественно-научных знаний и их роль в преодолении религиозных предрассудков 107
Выводы 123
- Социально-экономические ж общественно-политические условия формирования антирелигиозных взглядов
- Грузинская православная церковь во второй половине XIX века
- Критика некоторых религиозных обрядов и праздников на страницах грузинской демократической периодической печати второй половины XIX века
Введение к работе
На современном этапе, в свете исторических решений ХХУІ съезда КПСС, особое значение придается идеологической работеt На Июньском (1983 г;0 Пленуме ЦК КПСС отмечалось: " Всю нашу идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Партийные комитеты всех ступеней, каждая партийная организация должны понять, что при всей важности других вопросов, которыми им приходится заниматься (хозяйственных, организационных и иных), идеологическая работа все больше выдвигается на первый план"1; Одной из важнейших проблем идеологической работы КПСС и непременным условием коммунистического строительства является формирование нового человека Вопросу формирования нового человека большое внимание было уделено на ХОТ съезде КПСС, который отметил: "Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека"2;
Формирование в сознании каждого советского человека научно-материалистического мировоззрения, воспитание активного строителя коммунистического общества тесно связаны с процессом преодоле - З ния вредных пережитков прошлого. Одним из необходимых условий осуществления этой задачи является формирование атеистической убежденности,
В постановлении ЦК КПСС,принятом 26 апреля 1979 г;," О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы",партийным комитетам было предложено " повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками ,! а также указано на необходимость "разработать и осуществить конкретные меры по усилению атеистического вос-питания" -# На ХХУІ съезде КПСС это Постановление было охарактеризовано как "документ долговременного действия", который ориентирует партию на перестройку " многих участков и сфер идеологической работы"4 в том числе и работы по атеистическому воспитанию трудящихся.
Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение этому важному участку идеологической работы; Вопросы атеистического воспитания трудящихся и формирования в подрастающем поколении стойких атеистических убеждений приобретают особую актуальность в связи с обострением в современных условиях идеологической борьбы," Реакционные силы капиталистического мира всемерно стараются использовать религию для духовного разоружения молодежи.
Они распрстраняют ложные измышления о политике советского государства в отношении религии и церкви; На июньском { 1983г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось: " Под влиянием религии еще остается часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая; Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей анти-советски?, националистическую направленность "u,
Вопросы атеистического воспитания трудящихся неоднократно становились предметом обсуждений ЦК КП Грузии; Особо следует отметить принятое в октябре 1975 г, постановление ЦК КП Грузии "О мерах но усилению борьбы с вредными традициями и обычаями", намечающее пути преодоления вредных религиозных обычаев и еще более широкое внедрение новых советских обрядов;
Борьба за формирование мировоззренчески зрелой личности, твердо стоящей на атеистических позициях; в условиях развитого социализма неразрывно связана со всесторонним научным анализом истории становления атеизма среди народов СССР; Поэтому детальное изучение и осмысление антирелигиозного наследия прошлого, сыгравшего определенную роль в формировании атеистической убежденности,является весьма актуальной задачей.
Указывая на целесообразность изучения исторических традиций борьбы с религией, В.ИЛенин в труде "О значении воинствующего материализма" отмечал: " Бойкая, живая, талантливая,остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов ХУШ века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные,; сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами пересказы марксизма, которые преобладают в нашей литературе и которые (нечего греха таить) часто марксизм искажают.
Вторая половина XIX в, является весьма интересным периодом истории Грузии; с которым связаны зарождение новой прогрессивной идеологии, деятельность грузинских шестидесятников -народников, а также распространение марксизма и формирование в Грузии первой марксистской группы "Месаме- даси". Всем этим и обуслов -лен особый интерес грузинских исследователей к истории общест венной мысли второй половины XIX в. литературу по интересующей нас проблеме можно разделить на две грушші К первой группе относятся обобщающие труды и исследования, в которых наряду с другими вопросами истории Грузии второй половины XIX ві и истории общественно-политической мысли этого периода, рассмотрены отдельные проблемы антирелигиозного и атеистического наследия грузинских просветителей и дана их общая оценка 6 Ленин В;И; Полн.собр;соч,,т,45,с;26
К ним в первую очередь относятся труды С?И. Хундадзе по истории общественно-политической мысли Грузии второй половины XIX в., в которых впервые исследуется ряд важных вопросов истории зарождения социалищма в Грузии.
Монография является первым комплексным исследованием истории антирелигиозной борьбы грузинских публицистов второй половины XIX в. В труде впервые в грузинской советской историографии выявлены специфические особенности антирелигиозной борьбы в Грузии во второй половине XIX в,;; установлены основные факторы зарождения и развития свободомыслия и антирелигиозных взглядов в исследуемый период; определены место и значение дореволюционной антирелигиозной публицистики в истории развития грузинской атеистической мысли?
Исследование поставленной проблемы выходит за рамки чисто научно-исследовательского интереса и приобретает особо важное практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории общественной мысли Грузии второй половины XIX в.; при разработке вопросов истории религии и атеизма в Грузии в исследуемый период; представленный в работе материал может быть использован пропагандистами атеизма, лекторами общества "Знаний",высших учебных заведений? техникумов, школьными учителями,призванными воспитывать в атеистическом духе.подрастающее поколение? 12 Ленин В;И. Полн.собр.соч.,т.І7,с.4І8
Социально-экономические ж общественно-политические условия формирования антирелигиозных взглядов
Вторая половина XIX в. является эпохой утверждения капиталистических отношений в Грузии. Завершившийся в начале XIX в.про -цесс присоединения Грузии к России сыграл весьма большую прогрессивную роль в дальнейшем социально-экономическом.и общественно-политическом развитии грузинского народа. Грузия,близкая России по характеру культуры и отныне избавленная от иноземных нашествий и внутрифеодальных раещюй» включилась в более прогрессивную экономическую систему?
В первой половине XIX в. развитию капитализма в России, препятствовала существовавшая там феодальная система. В этот период в Российской.империи весьма обострилась классовая борьба. Если в I80I-I825 гг; ежегодно происходило II крестьянских восстаний, то в 1826-1854гг. крестьянских выступлений было приблизительно 24, а в І855-І86ІГГ. уже 79 Низкий уровень экономики России особенно остро проявился в период Крымской войны - на повестку дня стала необходимость отмены крепостного права? .
19 февраля 1861 г. императором был издан манифест об отмене крепостного права,и,хотя крестьяне получили личную свободу,владельцами земли, в основном, все же оставались опять помещики. Ре I Антелава И.Г. Крестьянская реформа в Грузии. Очерки истории Грузии.Т.У..Тбилиси,1970,с.272.На груз.яз. форма максимально защищала их интересы, так как "великая реформа" была крепостнической реформой и не могла быть иной, ибо ее проводили крепостники" .
Несмотря на это, отмена крепостного права явилась прогрессивным фактом с точки зрения дальнейшего социально-экономического развития страны.
Коренные социально-экономические преобразования, происходившие в этот период в Российской империи, вызвали соответствующие изменения в Грузии, являвшейся одной из ее составных частей. Здесь начался острый кризис феодально-крепостнической системы и распад натурального хозяйства. Распространение торгово-денежных отношений в Грузии обусловило быстрый рост товарообмена, ускорило развитие промышленности и процесс общественного разделения труда;- строительство же железных дорог способствовало активизации торговых отношений между отдельными районами Грузии, дальнейшему росту товаро-денежных отношений и вообще развитию всей экономики. Утвердившиеся капиталистические отношения вызвали изменения в соотношении социальных сил, усилили социальную дифференциацию и способствовали обострению межклассового антагонизма.Борьба основного производительного класса - крестьянства-против крепостного права и его защитников становится одним из важных.определяющих факторов общественной и политической жизни страны. Среди крестьянских выступлений дореформенной Грузии особенно следует отметить гурийское восстание 1841 г. и мегрельское восстание 1857 г. Антифеодальное движение крестьян и дальнейшее экономическое развитие страны несомненно ускорят отмену крепостного пра 2 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.20,с;Т73
В 1862 г; был созван съезд дворянства Тифлисской губернии, который,рассмотрев главнейшие вопросы, связанные с отменой крепостного права, поручил Дмитрию Кшшани выработку соответствующего проекта. На основе проекта, представленного. Дмитрием Кшшани, был составлен проект особождения крештьян т.н. "проекти большинства";
Вместе с "проектом большинства" был выработан и проект меньшинства, который также предусматривал максимальную защиту интересов феодалов и освобождение крестьян без выделения им землиц
Особо следует отметить энергичную борьбу грузинских шестидесятников за справедливое решение аграрного вопроса и освобож -дение крестьян с выделением им земли, но эта борьба оказалась безрезультатной. 13 октября 1864 г. император Александр П подписал указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии. Крестьянская реформа вскоре была проведена и в Западной Грузии. Положение об отмене крепостничества в Кутаисской губернии, в состав.которой входили Имеретин Гурия и Рача,было утверждено в 1865 г.; в Самегрело в 1866 г.;вАбхазии - в 1870 г; и в Сванетии - в 1871 г.
Несмотря на крепостнический характер, крестьянская реформа имела большое значение для Грузии. Отмена крепостного права ускорила развитие производственных сил, способствовала экономическому развитию страны и окончательному утверждению капиталистических
После отмены крепостного права в Грузии, как и в России,были проведены реформы: судебная, городская и сельского управления.
Судебная реформа предусматривала преобразование судопроизводства в соответствии с новыми условиями. Реформа в России была проведена в 1864 году - был.создан единый суд, защищавший интересы господствующих классов; Но несмотря на то, что реформа исходила из потребностей капиталистического развития России, она все же имела прогрессивное значение.
В Грузии судебная реформа была проведена в 1868 году, но в отличий от России, суд здесь не получил самостоятельности; были созданы чиновничьи суды, ведущие делопроизводство по новым правилами
Отмена крепостного права обусловила также необходимость городской реформы, которая была осуществлена в 1870 году;
В результате городской реформы, проведенной в Грузии немногим позже России, города Тбилиси, Кутаиси, Поти, Батуми, Гори и Ахалцихе получили самоуправление;
Отмена крепостного права поставила на повестку дня также проведение реформы сельского управления, которая была осуществлена на основе положения 1864 года. Созданное после реформы общественное сельское управление являлось учреждением, объединявшим крестьян всех категорий; согласно положению высшим органом управления считался съезд, а исполнительная власть предоставлялась старосте.
Несмотря на ограниченный характер, реформа все-таки имела большое значение для колониальной Грузии - не только улучшилось состояние городов, но частично был обуздан и произвол бюрократического аппарата царской России!
Крестьянская реформа создала благоприятные условия для подъема сельского хозяйства; Расширение рынка сбыта и улучшение средств -сообщения- способствовали росту продуктивности старых и развитию новых отраслей сельского хозяйства, В это время в Грузии наибольший удельный вес имело зерновое хозяйство$ большую роль играли также животноводство, виноградарство, табаководство, огородничество, садоводство и другие отрасли Значительно возрос удельный вес внутренней и внешней торговли, в которой участвовали почти все районы Грузии, Участив Грузии в торговом обороте России происходило в основном за счет таких специфических для нее товаров, как вино, табак, фрукты, овощи, шелк и др.
Быстро происходил переход от натуральной ренты к денежной, явившейся прямым результатом развития товаро-денежных отношений в Грузии исследуемого периода. Развитие же этих отношений обусловило возникновение многочисленных категорий крестьян-собственников, углубление классовой дифференциации крестьянства, что стало одним из главных процессов развития капиталистических отношений в деревне ,
Начиная с 80-90-х годов отмечается укрупнение мелкого капиталистического производства, внедрение машинной техники, концентрация капитала в промышленности и др. Значительно возросла роль капиталистического сектора в экономической жизни; в результате развития фабрично-заводского производства сформировался рабочий класс Грузии;
Д Бендианашвили А.С. Развитие капитализма в Грузии после реформы (1865-1900 гг;) Очерки истории Грузине Ф.У. ,Тбилисяг?1970,
Увеличилось количество работников, занятых в промышленности, подготавливались кадры квалифицированных рабочих.
Значительных успехов достигла Грузия с точки зрения развития внешних и внутренних торговых отношений, чему способствовали, прокладка железных дорог, создание кредитных организаций и др-. Все это обусловило упрочение положения Грузии в торговом обороте.
Вяесте с ростом роли кредита множилось число кредитных уч -рождений, посредством которых осуществлялись посреднические операции и расчеты между различными группами капиталистов. Интересы торговых и банковских капиталистов совпадали. А все вместе занимались эксплуатацией трудящихся масс и делили между собой приба -вочную стоимость, созданную неоплаченным трудом рабочих.
В городах интенсивно развивалась крупная промышленность,происходило формирование основных классов капиталистического строя -буржуазии и пролетариата.
Грузинская православная церковь во второй половине XIX века
Православная церковь в дореволюционной России являлась неотъемлемой частью государственного аппарата и активно действующей политической организацией, тесно связанной с эксплуататорскими классами.
В.И.Ленин указывал: "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за "осуществимость" таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость" .
Первую функцию выполняло государство, вторую - церковь.
Защита интересов господствующих классов и эксплуататорская сущность самой церкви обусловили тесную связь государства и церкви. Церквей и монастырей - около шести миллионов десятин земли. Наши попы проповедуют крестьянам нестяжание да воздержание, а сами набрали себе правдой и неправдой громадное количество земли"2. Православное духовенство России в 1905 году владело 2 611 635 десятинами земли: церковь имела I 871 588 десятин, монастыри -739 777 десятин. Капитал синода ежегодно увеличивался, и если в 1841 году он составлял 15 363 000 рублей, то к 1914 году определялся уже 69 869 000 рублями .
Православная церковь царской России являлась духовной опорой самодержавия и одним из основных средств идеологического воздействия на массы. Понимая это, царская Россия не жалела средств на постройку монастырей и церквей. К началу 60-х годов XIX века в России было 37 428 действующих церквей, в которых служило 37 409 священников и 12 153 дьяконов; кроме того в стране было 614 монастырей, в которых числилось 21 800 монахинь и монахов; И даже в такой промышленной губернии, какой была Московская, на
Говоря об эксплуататорской сущности церкви царской России, мы, естественно, подразумеваем и экзархат Грузии, ибо грузинская церковь, подобно самому государству грузинскому, которое входило в состав Российской империи, была подчинена синоду и в длинном списке епархий России, ввиду иной структуры,стояла на последнем месте под порядковым номером 61.
До воссоединения с Россией грузинская церковь являлась экономически сильной, независимой феодальной организацией, служители которой "были владельцами крупных земель, в их распоряжении были пастбища, леса, поля, виноградники, мельницы, погреба, мастер -ские, стада и т.д. Церковь вместе с феодалами жестоко эксплуатировала крестьян" .
Один из богатейших феодалов, глава церкви - католикос - обладал неограниченными правами. В его распоряжении было несколько деревень с живущими там крепостными кретьянами и дворянами. Католикос владел скотом, таможнями, маслобойнями, мельницами и т.д. Например, мцхетский католикос имел множество крепостных. Согласно церковным записям за 1498-1559 годы, ему принадлежало "237 деревень, в которых жили крестьяне и дворянеГ
Раскрывая эксплуататорскую сущность служителей культа,Нико Хизанишвили отмечал, что "служители церкви питались не только ду 7 Ломинадзе Б.Р. Реакционная роль церкви в революции 1905-1907 годов,Тбилиси,1959,с.15;На груз.яз.
8 Габидзашвили О.В. ,Гегешидзе Д.В. Религиозная вера и научное знание,Тбилиси,1969,с;113;На груз.язі 9 Там же,с.113
10 Карбелашвили П. Иерархия грузинской церкви. Тифлис,1900,с.30. На груз.яз.
-ховной нищей. Им были необходимы и материальные блага. Насколько последние были внушительными, свидетельствует тот факт, что мцхетская церковь в 1683 году владела I 025 крестьянскими дворами. Церковь рьяно охраняла свою собственность ее владения никто не смел вступить. Во многих законах нет такого крайнего понятия собственности, как в нашем церковном законен Владения церкви считались собственностью Христа. Сам могущественный царь Ираклий II не имел права касаться церковных владений... Даже в то время, когда наше государство теряло независимость, духовные фео тт далы пользовались уважением" .
Упразднение независимости грузинского царства в начале XIX века, как уже было сказано, стало причиной того, что грузинская церковь потеряла права автокефалии и подчинилась русской церкви; это внесло изменения в организацию церковного управления. Такие изменения предусматривали введение порядков, подобных правилам русской церкви, и подчинение церкви светской власти; основы этого были заложены в России еще при царствовании Петра І. В 1721 году, вместо упраздненного патриаршества, в России было введено коллегиальное управление церкви в виде святейшего синода, во глатрве которого с 1722 года стоял обер-прокурор .
В период царствования императрицы Екатерины Пив результате полной секуляризации церковно-монастнрских угодий завершился процесс полного подчинения церкви светской властіг .
-Церковная реформа в Грузии предусматривала создание духовной дикастерии, а основными задачами были - опись церковного имущества, уточнение церковного дохода, установление числа духовных лиц и упорядочение паствы . В результате вышеотмеченных преобразований грузинская церковь утратила экономическую независимость и полностью подчинилась государству, что само по себе способствовало осуществлению самодержавно-колониальной политики царской России.
В I8II году в Восточной Грузии было упразднено местное церковное управление и взамен "была создана подчиненная святейшему синоду духовная дикастерия, во главе которой вместо като-ликоса-натриарха стал экзархос. С 1815 года епископства Восточной и Западной Грузии объединились в один экзархат, которым управляла "грузинско-имеретинская синодальная контора" под председательством "грузинско-имеретинского экзарха".
После упразднения местного церковного управления грузинской церковью правили "экзархи русского синода. Первым экзархом был Варлам Эристави, грузин по происхождению, последующие были русские" .
Церковная реформа предусматривала опись церковно-монастыр-ских владений, уточнение дохода церкви и перечисление его в государственную казну Государство придавало большое значение своевременному осуществлению этих мероприятий.
Критика некоторых религиозных обрядов и праздников на страницах грузинской демократической периодической печати второй половины XIX века
Религия - сложное социальное явление, среди многих компонентов которой одним из основных является ее культ; одним же из значительных элементов последнего считаются религиозные обряды и праздники.
Первые формы религиозной обрядности нисходят к глубокой древности, к раннему периоду развития человечества. Ф.Энгельс отмечал, что во всех дохристианских религиях главным была обрядность-Магические обряды в первобытном обществе восполняли практическое бессилив человека и являлись иллюзорным средством их практического воздействия на окружающий мир. Позднее же, когда возникли эксплуататорские классы, религиозные обряды и праздники получили новое содержание и превратились в средство воспитания народа в духе покорности эксплуататорам.
Большую роль в формировании религиозных обрядов и праздников сыграли народные обычаи. Христианская религия также усвоила многие элементы народных обычаев, переработала их по-своему,пропитала духом мистицизма и;подчинив своим интереса ,превратила их в средство духовного порабощения.
Используя выработанную на протяжении столетий сложную систему культа, христианская церковь установила большое количество религиозных обрядов и праздников, выражающих интересы эксплуататорских классов и играющих реакционную социальную роль.
В дореволюционной Грузии христианские обряды и праздники являлись одним из надежных средств идеологического воздействия на массы;
Великая Октябрьская Социалистическая революция уничтожила все виды духовного рабства; советская власть объявила непримиримую борьбу религии, ее обрядам и праздникам. Однако кое- где в виде пережитков они сохранились и до сих пор. В условиях строительства коммунистического общества особое значение придается борьбе против этих пережитков, так как они препятствуют осуществлению задач, намеченных Коммунистической партией Советского Союза, предусматривающих формирование коммунистического мировоззрения в широких массах и воспитание их на прочной -основе марксист-» ско-ленинской теории.
В постановлении ЦК КП Грузии (октябрь 1975 года) "О мерах по усилению борьбы с вредными традициями и обычаями" внимание заострено на некоторых вредных традициях и обрядах, ставших анахронизмом и явно противоречащих социалистическим общественным отношениям.
Намеченные ЦК КП Грузии мероприятия предусматривают искоренение изживших себя обрядов и еще более широкое внедрение новых советских традиций.
Среди средств, направленных на успешное решение этой задачи, немаловажная роль отводится изучению прогрессивного наследия прошлого ; В связи с этим особое значение заслуживает борьба передовых мыслителей второй половины XIX века против вредных традиций и религиозных обрядові Эта борьба выражалась, в основном, в опубликовании на страницах грузинской демократической прессы статей, разоблачающих антинародную сущность религиозных обрядов -и праздников.
Изучение процесса становления новой обрядности и,исходя из этого, различных аспектов истории обрядовой жизни народов Советского Союза, которая формировалась на основе специфических особенностей отдельных регионов,-весьма актуальная задача современности, шеотмеченные вопросы стали предметом специального изучения советских исследователей: В.И.Брудного, В;А.Руднева, И.В. Суханова, Д;И. Угриновича, Г.И.Гараджи, Я.П.Белоусова, Л.И.Еме-лях, Н.П.Лобачевой, ЭЖЛисавцева, Н.СіСарсенбаева, А.К.Хйчиро-ва, В.П.Цховребова, И.Д.Инал-Ипа, М.Г.іугутишвили, Б.И.Лутидзе, Г.И.Меписашвили и др., которые в свете марксистско-ленинских методологических принципов не только точно определили социальную функцию и социальный смысл понятия "традиция", "обряд", "обычай", "праздник" и др., но и раскрыли содержание понятия "религиозный культ", выявив его специфические особенности; Исходя из этого, мы считаем излишним снова разъяснять эти понятия.
Грузинские просветители в своих антирелигиозных статьях выявляли подлинное назначение религиозных обрядов и праздников.-Вскрывая реакционную сущность особо распространенных в дореволюционной Грузии обрядов и праздников, грузинские публицисты показывали их бессмысленность и .вредность. Вместе с тем, разоблачая реакционную сущность религиозного культа, грузинские публицисты должным образом оценивали прогрессивные народные традиции и намечали пути их дальнейшего развития. В связи с этим- особый интерес заслуживает одна из статей Сергея Месхи, напечатанная в газете "Дроеба", в которой автор отмечает; "Мы не принадлежим к числу тех, кто восхваляет и возвеличивает даже те обычаи и традиции своего народа, которые бессмысленны и наносят вред, кто святочтит и охраняет их во веки веков. Не принадлежим мы и к числу тех, кто, прикрываясь цивилизацией, отрицает самобытность национального характера своего народа, его традиции и привлекательность" 82.
Далее Сергей Месхи указывает, что у всех народов, в том числе и у грузинского, есть вошедшие в кровь и плоть обычаи, отказ от которых может принести громадную пользу,
"Знаем и то, - продолжает он, - что если мы откажемся от всего, что завещано нам нашими предками и что составляет нашу особенность, тогда и грузинский народ канет в вечность. Однако есть много обычаев и суеверий в жизни грузин, как уже отмечалось выше, отказ от которых принесет большую пользу" .
Этого же вопроса касается и вторая статья С.Месхи в "Дро-еба". Он пишет: "... народ, который отвергает характерные для него обычаи, меняет свой национальный характер, обречен на гибель,.. Народ должен иметь свой характер, свои обычаи, одним словом, свой облик, поскольку ни один по-настоящему просвещенный народ не пытается уничтожить эти черты... Изменения нужны, но не такие, которые обесцветят, уничтожат нацию" . Сергей Месхи прогрессивным традициям противопоставляет вредные обычаи и обряды. Он пишет .сохранившимся среди нашего народа и особенно распространенным в Имерети вредным обрядам должна быть объявлена борьба" .
На необходимость изучения обычаев простого народа акцентирует внимание в одной из своих статей под названием "Об изучении обычаев народа" Илья Чавчавадзе; Он пишет: "... там, где-изучение жизни простого народа идет по правильному пути, где сознают, какие богатства таятся в их обычаях, там должным образом относятся ко всем сторонам жизни простого народа, исследуя их с огромным вниманием; именно такое отношение к народу приносит добрые плоды" .
Большое внимание уделяет вышеуказанному вопросу также Акакий Церетели, по мнению которого? " Всевозможные традиции, укоренившиеся в народе веками, очень сложны, и односторонний подход к ним влечет за собой ошибки. Для их развития или искоренения нужны мудрая предусмотрительность и продолжительный отрезок времени-; ни приказы, ни мольбы здесь неуместны" .
И другая статья Акакия Церетели, напечатанная в "Иверии", касается обычаев и обрядов. Автор статьи пишет: "Всякое проявление национальных черт,вызванное необходимостью, укоренившееся в народе, выдержавшее испытание временем и приобретшее различные оттенки и собственную национальную окраску, передавалось из поколения в поколение, как незыблемое завещание, как "святая святых" народа, и непредусмотрительный отказ от него означает отказ от прошлого, обречение на смерть".