Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема трудной жизненной ситуации в рамках религиозной парадигмы исследования
1.1 Психологические вопросы изучения религии в современной науке. 11
1.2 Молитва как социально-психологический феномен. 29
1.3 Религиозность и проблема трудных жизненных ситуаций . 36
1.4 Выводы. 50
Глава 2. Разработка хода и методов изучения особенностей совладания с трудными жизненными ситуациями
2.1 Теоретическое обоснование изучаемой типологии труд- 53
ной жизненной ситуации.
2.2 Этапы создания психодиагностического инструментария для изучения совладания с трудной жизненной ситуацией и описание общего хода эмпирического исследования .
2.3 Разработка и апробация методики «Совладание с трудной ситуацией». 61
2.4 Разработка и апробация опросника «Смысло мотивационная ориентация в религии». 69 2.5 Методика исследования религиозной активности.
2.6 Выводы. 77
Глава 3. Эмпирическое исследование совладания с трудными жизненными ситуациями у верующих в сравнении с атеистами
3.1. Сравнительный анализ восприятия жизненной ситуации как трудной у лиц с разным мировоззренческим отношением к Богу. 78
2 3.2 Различия в технологии совладания с трудными жизненными ситуациями у православных христиан, мусульман и атеистов .
3.3 Особенности обращения к Богу в молитве как компоненты технологии совладания с трудными жизненными ситуациями у православных христиан, мусульман и атеистов. 114
3.4. Выводы 127
4. Заключение 143
5. Библиография
- Молитва как социально-психологический феномен.
- Религиозность и проблема трудных жизненных ситуаций
- Этапы создания психодиагностического инструментария для изучения совладания с трудной жизненной ситуацией и описание общего хода эмпирического исследования
- Различия в технологии совладания с трудными жизненными ситуациями у православных христиан, мусульман и атеистов
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что граждане России в современных политических и экономических условиях существования все чаще сталкиваются с необходимостью преодоления многочисленных трудных жизненных ситуаций (С.С. Гиль, А.А. Дергач, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач А.И. Донцов, В.И. Жуков, Е.Ю. Коржова, Л.Г. Лаптев, Д.В. Ольшанский и др.)- Разработка проблемы трудной жизненной ситуации в отечественной психологии, однако, не является слишком продолжительной (Е.А. Петрова), хотя обобщение зарубежного опыта развития ситуационного подхода (М. Аргайл, А.Фернхем, Дж. Грахам, Д. Магнуссон, М.Шериф и др.) и первые отечественные наработки в его русле интенсивно осуществлялись отечественными психологами в последнее десятилетие (Г.И. Анцыферова, Н.В. Гришина, В.А. Гурьева, А.Н. Орехов, Н.Г. Осухова, А.М. Столяренко и др.).
На прошедшей в Москве в декабре 2003 г. научно-практической конфереции «Человек в трудной жизненной ситуации» отмечалось, что конструктивное продвижение научного познания проблемы должно быть направлено на поиск путей таких технологий совладания, которые позволят максимально сохранить психическое здоровье людей, их личностный и социальный потенциал. На индивидуальном уровне исход любой трудной жизненной ситуации во многом связан с возможностями ее переосмысления, преобразования и психологической защиты личности (Л.И. Анцыферова), которые осуществляются разными категориями людей по-своему. Особый интерес для современной психологии открыто обращенной к познанию групп людей, различающихся религиозным мировоззрением, представляет изучение двух наиболее массовых на территории России групп верующих: православных христиан и мусульман. Раскрытие взаимосвязей формируемых представителями разных культур технологий совладания могут существенно обогатить науку и практику социальной поддержки и профессионального сопровождения людей в разнообразных трудных жизненными обстоятельствах.
Этот вопрос к настоящему времени остаётся открытым, так как религиозные особенности технологий совладания до сих пор не выявлены и экспериментально не изучены.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования определена феноменологией развития нашего общества, необходимостью преодоления противоречия между возможностями психологической науки и уровнем развития теории и практики в данной проблематике.
Объектом исследования являются две группы верующих: православные христиане и мусульмане (жители Москвы в возрасте 25-50 лет, все со средним специальным или высшим образованием).
Предметом исследования стало изучение особенностей совладания с трудными жизненными ситуациями у христиан и мусульман в сравнении с атеистами.
Цель исследования - выявление влияния религиозной веры человека на преодоление трудных жизненных ситуаций.
Гипотеза исследования заключается в том, что совладание с трудной жизненной ситуацией у верующих обусловлено содержанием и мерой их религиозности и различается у православных христиан и мусульман отнесением ситуаций к разряду трудных, преобладающей стратегией совладания с ними, формой молитвы как техники обращения за поддержкой к Богу.
Задачи исследования исходят из обозначенного предмета, цели и гипотезы исследования и состоят в следующем:
В теоретическом плане - изучить современное состояние проблемы трудной жизненной ситуации в рамках религиозной парадигмы исследования в современной отечественной и зарубежной науке;
В методическом плане - сформировать исходную модель исследования, подобрать и разработать необходимый методический инструментарий проведения эмпирического исследования;
В эмпирическом плане - выявить и сравнить особенности совладания с трудными жизненными ситуациями у православных христиан и мусульман (в сравнении с контрольной выборкой атеистов).
Методологической основой исследования являлись принципы, разрабатываемые в отечественной психологии: принцип системного подхода, принцип детерминизма, принцип историзма.
Теоретическую базу исследования составляют основные положения:
- современной отечественной социальной психологии личности (К.А.
Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, А.И.
Донцов, О.А. Тихомандрицкая, А.А. Бодалев, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский,
А.М. Столяренко, Д.И. Фельдштейн, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов и др.);
психологии религии (С.А. Белорусов, И.А. Ильин, Н. Мэлони, С. Гроф, Д. Угринович С. Мышляев Д. Ольшанский, А. Свядощ, Э. Биддл, П. Джонсон, В. Кардинер, ХЛезешкиан, Б. Рассел, Д. МакКленнон, Дж. Коул, У. Мак Даугал У. Кларк, Б. Олпорт, М. Эржил, Р. Тулесс, Э.Фромм, З.Фрейд, В. Франкл, К. Юнг и др.);
психологии социальной ситуации ( Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, В.В^ Антипов, Л.И. Анцыферова, А.К. Болотова, Ф.Е. Василюк, Н.В. Гришина, Ю.Н. Емельянов, Е.Ю. Коржова, С.А. Липатов, М.Ш. Магомед-Эминов, Н.Ф. Наумова, А.Н. Орехов, Н.Г. Осухова, Л. Пельцман, Б.А. Сосновский, Г.Н. Солнцева, AM. Столяренко, Э.Д. Телегина, М. Аргайл, Л. Шеберг, Л. Росс, Р. Нисбетт и
др);
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались методы: теоретический анализ литературы, методы социально-психологической диагностики, методы математической обработки данных.
Для изучения особенностей совладания с трудной жизненной ситуацией был создан опросник «Совладание с трудной ситуацией» (Тобалов Ю.П., 2003). Его структура состоит из трех частей: первая часть направлена на определение отношения личности к ситуации как к трудной; вторая - на диагностику страте-
гии поведения в трудной жизненной ситуации; третья - на определение формы обращения к Богу (молитвы);
-для определения меры религиозности особенностей отношения верующих к религии нами (в соавторстве) был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в религии» (СМО) (Грошева Л.Н., Тобалов Ю.П., 2003), направленный на выявление религиозных смыслов и мотивации веры у испытуемых.
- для диагностики особенностей развития религиозной активности человека применялась «Методика изучения религиозной активности» (автор Смирнов Д.О., 2001), которая содержит шкалы: 1) религиозное-естественнонаучное мировоззрение; 2) внутренняя - внешняя мотивация; 3) религиозные действия; религиозные переживания: 4) астенические состояния, 5) стенические состояния, 6) предрелигиозные переживания; 7) суммарный показатель.
Используемые нами статистические процедуры были направлены на оценку: 1) конструктной валидности (вычислялась экспертной оценкой)" 2) надежности (оценка содержала измерение ретеста) создаваемых методик. Для обработки полученных результатов эмпирической части исследования использовались методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод группового анализа, корреляционный анализ. В исследовании использовалась статистическая программа «Statistica Release 4.3. for Windows 6.0» .
Ход исследования.
На первом этапе (2001 -2002гг.) был разработан план исследования, определены его объект, предмет, теоретическая, методологическая и методическая база. Сформулированы цель и задачи работы.
На втором этапе (2002 -2003гг.) был проведён обзор современного состояния разработки проблемы на основе литературных источников. В результате этого анализа и теоретических выкладок была разработана технология эмпирического исследования.
На третьем этапе (2003гг.) проведено эмпирическое исследование на трех выборках экспериментальной (группы православных христиан и мусульман) и контрольных выборках (атеисты).
На четвертом этапе (2004гг.) проводилась статистическая обработка полученных данных, их корреляционный анализ, описание результатов, построение общих выводов и оформление текста исследования, а также составление практических рекомендаций.
Общий объем выборки - 360 чел. (из них 120 чел - православные христиане, 120мусульман и 120 чел. - контрольная группа атеистов).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
описаны ситуации, которые воспринимаются современными россиянами-христианами, мусульманами и атеистами как трудные;
предложена технология изучения совладания с трудными жизненными ситуациями у верующих;
выявлено влияние мировоззрения и конфенциональной принадлежности человека на оценку меры субъективной трудности жизненной ситуации;
-доказано, что длительность и глубина веры, преобладающие мотивы и смыслы обращения человека к Богу, мера и особенности религиозной активности являются детерминантами восприятия жизненной ситуации как трудной у верующих;
-описаны особенности восприятия и совладания с трудными жизненными ситуациями у православных христиан, мусульман и атеистов;
обнаружена взаимосвязь выбора стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями с конфессиональной принадлежностью, сутью и глубиной религиозных взглядов человека и мерой его субъективной оценки сложности ситуации;
показано, что частью религиозной технологии совладания с трудными жизненными ситуациями является молитва, форма которой детерминирована религиозно-групповой принадлежностью человека;
-описаны религиозно-групповые портреты людей, активно использующих конкретные стратегии совладания.
На защиту выносятся следующие положения:
Восприятие трудности жизненной ситуации детерминировано социально-групповой принадлежностью человека. На оценку меры трудности оказывает влияние мировоззрение человека, у верующих - длительность и глубина веры, преобладающие мотивы и смыслы его обращения к Богу, мера и особенности религиозной активности. Для современных верующих-россиян в целом, в отличие от атеистов, субъективно наиболее сложными являются такие трудные жизненные ситуации как: ситуации технологической аварии на месте проживания, насилие, перенаселенное место жительства, революция, потеря документов, тюрьма, война, отвержение на работе, инвалидность, шантаж, смерть, кража, стихийное бедствие, рождение умственно неполноценного ребенка, измена, развод, пожар, затянувшийся ремонт.
Частью религиозной технологии совладания с трудными жизненными ситуациями является молитва, форма которой и выбор преобладающей стратегии совладания с ситуацией в целом, у верующих определены конфессиональной принадлежностью, сутью и глубиной религиозных взглядов и активности личности, и связаны с мерой субъективной оценки трудности ситуации.
Современные православные христиане в сравнении с мусульманами более высоко оценивают сложность совладания с различными трудными жизненными ситуациями и чаще используют такие стратегии совладания как: поиск социальной поддержки, самоконтроль, реже прибегают к стратегии противостоящего совладания. В субъективно более трудных ситуациях ими используется так же стратегия противостоящего совладания. Они чаще, чем атеисты выбирают стратегию дистанцирования. Современные православные христиане при переживании жизненных ситуаций, молятся «в храме своими словами» и обращаются к Богу «в свобод-
ной форме», где бы они ни были. В самых трудных ситуациях христиане стремятся воспроизвести известный им текст православной молитвы.
Мусульмане чаще используют такие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией как поиск социальной поддержки, противостоящее совладание, плановое решение проблемы, самоконтроль. В субъективно наиболее сложных трудных жизненных ситуациях они используют стратегию дистанцирование и стремятся организовывать окружающих на чтение коллективной молитвы или не молятся вообще. Для современных мусульман также свойственно обращаться к Богу в свободной форме.
Верующие христиане и мусульмане отличаются от атеистов более высокими оценками сложности и возможности возникновения различных трудных жизненных ситуаций в собственной жизни. Атеисты чаще верующих прибегают к стратегии «избегания», а по сравнению с христианами и к «принятию ответственности на себя», реже - «позитивной переоценки». Среди основных стратегий совладания преобладают - плановое решение проблемы, поиск социальной поддержки, противостоящее совладание и избегание. В субъективно более сложных трудных жизненных ситуациях им свойственно также дистанцирование, про Бога атеисты вспоминают непроизвольно лишь в самых сложных жизненных ситуациях.
Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе диссертанта в развитие социально-психологической теории личности и социально-психологической концепции трудной жизненной ситуации в рамках религиозной парадигмы.
Молитва как социально-психологический феномен.
Другой представитель психоанализа - В. Кардинер, - уходит от радикального пансексуализма ранних психоаналитиков и находит в основе религии вторичные институции (общественные установления, обычаи, фольклор, ритуалы, системы табу, способы мышления). Вторичные институции, также как и институции первичные (семейная организация, питание и отнятие от груди, анальный тренинг, дисциплинарные требования, сексуальные табу, способы добывания средств к существованию и т.д.) влияют на становление особенностей характера человека, основывающегося на универсальной «базисной личностной структуре» общества. Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве. В. Кардинер отмечает, что познание ребенком реальности происходит отчасти из проективных систем, таких, как религия, отчасти из эмпирических источников, таких, как наука. Каждый человек по-разному разрешает несовместимость этих двух подходов. Некоторые способны проявить терпимость к обоим подходам, другие отбрасывают один из них. Взаимодействие между индивидом и институцией не односторонний процесс. Базисный личностный тип, однажды утвердившись, определяет реакцию человека к другим утвердившимся институциям, с которыми ему приходится сталкиваться. Изменения в определенных институциях, таким образом, имеют следствием изменения в базисной личностной структуре, что, в свою очередь, приводит к модификации и реинтерпре-тации существующих институций [19, с.203-230].
Российский исследователь религии Д.М. Угринович [148, с.62], будучи марксистским психологом, определяет религиозную потребность по своему происхождению как социальное явление, как потребность определенных социальных систем в иллюзорном восполнении действительности, в основе которой - бессилие людей, их неспособность подчинить своему контролю объективные условия своей жизни. Предпосылками же возникновения религиозности автор видит определенные психические состояния и настроения (например, горе, психическая подавленность, переживание одиночества, неудовлетворенность собой и т.д.). А реализуют эти предпосылки уже микросоциальные факторы: наличие или отсутствие определенной мировоззренческой позиции, семейное воспитание человека, ближайшее окружение ...
Влияние микросоциума на формирование религиозности традиционно отмечается в размышлениях психологов.
Так, основоположник психоанализа 3. Фрейд отвергал религию как опасную иллюзию и видел её основу в «эдиповом» комплексе, то есть в страхе перед отцом и скрытом сексуальном влечении к матери, которые формируются в раннем детстве на фоне особых семейных взаимоотношений. Простой человек не может представить себе провидение иначе, нежели в облике отца, возвышающегося над ним во всем своем великолепии. Только он, по мнению «маленького человека», и может знать потребности людей, смягчиться благодаря их мольбам, успокоиться, увидев знаки их раскаяния. «Все это столь очевидно инфантильно, столь чуждо реальности, что для образа мыслей, проникнутого человеколюбием, будет болезненным само представление о том, что значительное большинство смертных никогда не сможет подняться над таким пониманием жизни...». В этом смысле Бог - завуалированная «тоска по отцу». А так как «эдипов комплекс» феномен врожденный, то и религия имеет врожденный характер [161, С.82]..
Религия, утверждают современные неофрейдисты, формируется в процессе постнатального развития человека под влиянием внутрисемейных отношений и окружающих условий, а концепция Бога складывается под решающим влиянием отношения ребенка к своим родителям. «...Мы утверждаем, - пишет американский психолог-религиовед Э. Биддл, - что фантастический или иллюзорный добрый отец является символом Бога. Плохой отец символизирует дьявола. Небеса представлены в сознании ребенка как добрая и фантастическая мать, это место, где все потребности щедро удовлетворяются и где ничто не беспокоит. Плохая фантастическая мать - это место устрашающих мук и унич тожения, символ ада. Вооруженный этими знаниями в детстве, каждый индивид вынужден бессознательно направлять каждое действие на преодоление дьявола и ада и достижение Бога и небес в реальной жизни» [186, с.38.].
X. Пезешкиан [109] считает веру, религию и мировоззрение общей системой отношений, базовой концепцией для установок и поведения. Также он отмечает, что вера, религия и мировоззрение оказывают выраженное влияние на проявление способностей людей. Религиозно-мировоззренческие установки, по мнению Пезешкиана, являются фоновой информацией: об отношении к сексуальности (сексуальные потребности и запреты, ритуалы сексуального поведения); о воспитании (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери); о профессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение человечеству, самовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач); о партнерских отношениях (равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспитания детей,-как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяющего предписания);
Религиозность и проблема трудных жизненных ситуаций
Создание адекватных целям исследования психологических методик осуществлялось нами в два этапа.
Первый этап - создание методик.
Данный этап (сентябрь-октябрь 2003г) включал в себя первичное создание и разработку инструментария для достижения основных задач исследования на основе выделенных видов трудных жизненных ситуаций, стратегий поведения в таких ситуациях, видов молитв; подбор подходящих названий для каждой методики. В завершении, первично созданный инструментарий проходил оценку методом экспертной оценки.
Нами было создано две методики, из них одна в соавторстве с Грошевой Л.Н.
Первый опросник «Совладание с трудной ситуацией» (Тобалов Ю.П., 2003) состоит из трех частей, каждая из которых посвящена различным целям: первая часть для определения отношения личности к ситуации как к трудной; вторая часть — диагностика выбора одной из восьми стратегий поведения в трудной жизненной ситуации; третья часть с целью определения вида используемой молитвы в интересующих ситуациях.
Вторая методика «Смысло-мотивационная ориентация в религии» (Грошева Л.Н., Тобалов Ю.П., 2003) направлена на выявление смыслов и мотивации религиозной личности.
Второй этап - апробация и улучшение психометрических показателей методик. Данный этап проводился в октября 2003г. и ноябре 2004г.
Апробация инструментария осуществлялась на контингенте 350 человек, ретестовая надежность вычислялась по результатам группы в 30 человек.
Общий объем изученной выборки - 380 человек. Нами были исследованы: христиане - 254 человека, мусульмане — 72 человека и атеисты - 54 человека.
Для дальнейших сравнительных исследований выборка была выровнена по полу и возрасту в каждой группе.
В итоге, группа верующих (п=152), которую составили православные христиане (п=120) и мусульмане (п=32), соответственно в нее вошли поровну мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет, средний возраст испытуемых составил 28 лет. Причем в выборках разных конфессий соблюдался баланс в процентном распределении возрастов всех возрастных групп.
Так же была изучена в качестве контрольной группы - группа атеистов (п=36), которая была выровнена по полу и возрасту, соответственно в нее вошли поровну мужчины и женщины в возрасте от 17 до 57 лет, средний возраст - 26 лет.
Апробация методик в серии исследований, проведенных на различных выборках, позволила описать средние значения и стандартные отклонения данных у изучаемого контингента испытуемых.
В ходе данного этапа обе методики улучшались до необходимых психометрических показателей, свидетельствующих в пользу надежности и валидности инструментария.
Используемые нами статистические процедуры были направлены на оценку: 1) конструктной валидности (вычислялась экспертной оценкой); 2) надежности ДВУХ методик (оценка содержала измерение ретеста).
В нашем исследовании для математической обработки полученных данных использовалось статистическая программа «Statistica Release 4.3. for Windows 6.0»
В результате, в нашей работе был создан комплекс, включающий три психодиагностические методики для диагностики степени выраженности и способности к преодолению социальных страхов, а также смысло-мотивационной структуры.
Все необходимые данные по процедуре создания, статистическим показателям, а также текст созданных методик приведены в следующих параграфах второй главы.
Структура первого опросника «Совладание с трудной ситуацией» (Тобалов ЮЛ.,.2003) состоит из трех частей, каждая из которых посвящена различным целям: первая часть для определения отношения личности к ситуации как к трудной; вторая часть - диагностика выбора одной из восьми стратегий поведения в трудной жизненной ситуации; третья часть с целью определения вида используемой молитвы в интересующих ситуациях.
Исходя из специфики нашего исследования, для нас особый интерес представляли следующие основания классификации молитвы: по степени коллективности; по месту молитвенного чтения; по способу воплощения. Мы рассматриваем противоположные полюса выделенных шкал-оснований, тем самым в нашей работе исследуются шесть видов молитв: 1) молитвы, читаемые вместе с другими; 2) молитвы, читаемые самостоятельно; 3) молитвы, читаемые в храме; 4) молитвы, читаемые дома; 5) молитвы, читаемые строго по молитвослову; 6) молитвы в виде свободного обращения.
Текст опросника Инструкция: «Данная методика требует обращения к грустным сторонам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочтите описание каждой из них и попытайтесь представить, что это случилось с Вами. Затем дайте ответы на три вопроса: I. Насколько сложна для Вас данная ситуация? П. Как вы будете себя вести в этой ситуации? Ш. Будете ли вы молиться в такой ситуации? Если да, то как? На каждый вопрос выберите по одному из предложенных вариантов ответа и под соответствующей буквой или цифрой в таблице поставьте любой знак». Представьте себе, что: 1) У вас обнаружили рак, возможно вам удастся жить дальше, но при условии постоянного приема лекарств, повышения иммунитета, химиотерапии и т.п. 2) Вы случайно узнали, что ваш муж (жена) параллельно имеет еще одну семью и изменять в своей жизни ничего не собирается. 3) У Вас украли машину, которая не просто является средством передвижения, а средством заработка денег для семьи. На данный момент купить другую невозможно. 4) Вы молодая и неопытная семья, у Вас родилась двойня, но вокруг вас нет ни помощников, ни советчиков, ни сочувствующих-понимающих и т.д. 5) У вас родился умственно неполноценный ребенок. 6) Вы вынуждены проживать в семье мужа (жены), где вам совсем не рады. Вы постоянно получаете замечания, наставления, поучения, вас контролируют и рекомендуют вашей второй половине задуматься над вашим поведение. Возможности сменить место жительства пока не предвидется. 7) Вы сменили место работы и попали в коллектив, который воспринимает вас как чужого, на контакт не идет, относится несправедливо. 8) Вы являетесь инвалидом: не можете ходить. Для минимального необходимого существования вам все время требуется помощь других людей.
Этапы создания психодиагностического инструментария для изучения совладания с трудной жизненной ситуацией и описание общего хода эмпирического исследования
Рассмотрим, какие технологии совладания с трудными жизненными ситуациями выработаны,у группы атеистов. Анализ матрицы интеркорреляций между оценками меры сложности, данными респондентами тридцати семи ситуациям (первая часть методики «Совладания с трудной жизненной ситуацией» Тобалов Ю.П.), и значимости восьми технологий совладания с трудными жизненными ситуациями (вторая часть «Совладания с трудной жизненной ситуацией» Тобалов Ю.П.) таблица 34 представлена в Приложении.
Первую стратегию «Противостоящего совладания», атеисты чаще используют для совладания со следующими жизненными ситуациями: потеря средств существования (г=0,43, р=0,01), отвержение со стороны семьи (г=0,51, р=0,01), отвержение на работе (г=0,42, р=0,01), пропажа без вести ближнего (г=0,43, р=0,01) алкоголизм ближних (г=0,51, р=0,01), революция (г=0,51, р=0,01), кораблекрушение (г=0,51, р=0,01), отсутствие условий для жизни (г=0,51, р=0,01), пожар (г=0,51, р=0,01), шантаж (г=0,51, р=0,01).
Вторую стратегию «Дистанцирования», атеисты чаще используют для совладания со следующими жизненными ситуациями: измена (г=0,28, р=0,05), рождение сразу нескольких детей (г=0,57, р=0,01), рождение умственно неполноценного ребенка (г=0,36, р=0,01), потеря места жительства (г=0,42, р=0,01), место в котором невозможно жить (г=0,51, р=0,01), пропажа безвести ближнего (г=0,51, р=0,01), алкоголизм ближних (г=0,39, р=0,01), наркомания ближних (г=0,71, р=0,01) эпидемия неизвестного заболевания (г=0,33, р=0,05), агрессия со стороны близких (г=0,37, р=0,01), кораблекрушение (г=0,44, р=0,01), терроризм (г=0,30, р=0,05), кража (г=0,43, р=0,01), стихийное бедствие (г=0,31, р=0,05), уход из семьи детей (г=0,44,р=0,01), затянувшийся ремонт (г=0,37, р=0,01), эмиграция (г=0,45, р=0,01), банкротство (г=0,64, р=О,01).
Третью стратегию «Самоконтроля», атеисты чаще используют для совладания со следующими трудными жизненными ситуациями: наркомания близких (г=0,34, р=0,01), эпидемия неизвестного заболевания (г=0,38, р=0,01), терроризм (г=0,29, р=0,05), банкротство (г=0,37, р=0,01).
Четвертую стратегию «Поиска социальной поддержки», атеисты чаще используют для совладания со следующими трудными жизненными ситуациями: место в котором невозможно жить (г=0,40, р=0,01), пропажа безвести ближнего (г=0,46, р=0,01), наркомания близких (г=0,62, р=0,01), эпидемия неизвестного заболевания (г=0,53, р=0,01), агрессия со стороны близких (г=0,32, р=0,05), кораблекрушение (г=0,47, р=0,01), терроризм (г=0,37, р=0,01), кража (г=0,40, р=0,01), уход из семьи детей (г=0,29, р=0,05), эмиграция (г=0,35, р=0,01), банкротство (г=0,63, р=0,01).
Пятую стратегию «Принятия ответственности», атеисты чаще используют для совладания со следующими трудными жизненными ситуациями: измена (г=0,48, р=0,01), потеря средств существования (г=0,67, р=0,01), рождение нескольких детей сразу (г=0,70, р=0,01), рождение умственно неполноценного ребенка (г=0,50, р=0,01), потеря места жительства (г=0,76, р=0,01), наличие инвалидности (г=0,65, р=0,01), место в котором невозможно жить (г=0,76, р=0,01), дефицит денежных средств (г=0,40, р=0,01), пропажа безвести ближнего (r=0,65, p=0,01), алкоголизм близких (r=0,75, p=0,01), наркомания ближних (г=0,48, р=0,01), технологическая авария в месте проживания (г=0,31, р=0,05), смерть родного человека (г=0,50, р=0,01), тюрьма (г=0,57, р=0,01), революция (г=0,54, р=0,01), эпидемия неизвестного заболевания (г=0,33, р=0,05), агрессия со стороны близких (г=0,60, р=0,01), насилие (г=0,39, р=0,01), кораблекрушение (г=0,69, р=0,01), отсутствие условий для жизни (г=0,49, р=0,01), терроризм (г=0,30, р=0,05), потеря основных документов (г=0,57, р=0,01), война (г=0,56, р=0,01), пожар (г=0,48, р=0,01), кража (г=0,68, р=0,01), стихийное бедствие (г=0,65, р=0,01), развод (г=0,59, р=0,01), шантаж (г=0,52, р=0,01), уход из семьи детей (г=0,73, р=0,01), потеря друга (г=0,55, р=0,01), затянувшийся ремонт (г=0,74, р=0,01), эмиграция (г=0,78, р=0,01), банкротство (г=0,56, р=0,01).
Шестую стратегию - «Избегания», атеисты чаще используют для совла-дания с ситуацией «перенаселенное место жительства» (г=0,43, р=0,01).
Седьмую стратегию - «Планового решения» атеисты используют для сов-ладания со следующими трудными жизненными ситуациями: рождение умственно неполноценного ребенка (г=0,48, р=0,01), отвержение на работе (г=0,31, р=0,05), место в котором невозможно жить (г=0,43, р=0,01), наркомания ближних (г=0,32, р=0,05), смерть родного человека (г=0,44, р=0,01), тюрьма (г=0,46, р=0,01), революция (г=0,42, р=0,01), агрессия со стороны близких (г=0,41, р=0,01), насилие (г=0,58, р=0,01), кораблекрушение (г=0,29, р=0,05), терроризм (г=0,60, р=0,05), война (г=0,41, р=0,01), кража (г=0,38, р=0,01), стихийное бедствие (г=0,43, р=0,01), развод (г=0,53, р=0,01), шантаж (г=0,30, р=0,05), уход из семьи детей (г=0,43, р=0,01), затянувшийся ремонт (г=0,29, р=0,05), эмиграция (г=0,38, р=0,01), банкротство (г=0,28, р=0,05).
Восьмую стратегию «Позитивной переоценки» атеисты используют для совладания со следующими трудными жизненными ситуациями: отвержение со стороны семьи (г=0,30, р=0,05), отвержение на работе (г=0,65, р=0,01), дефицит денежных средств (г=0,31, р=0,05), наркомания ближних (г=0,31, р=0,05), смерть родного человека (г=0,43, р=0,01), эпидемия неизвестного заболевания (r=0,56, p=0,01), агрессия со стороны близких (г=0,48, р=0,01), терроризм (г=0,34, р=0,01), война (г=0,33, р=0,05), банкротство (г=0,29, р=0,05).
В диаграмме наглядно представлена частота выбора стратегии совладания с жизненными ситуациями в группах верующих и атеистов. Она показывает, что для мусульман при решении жизненных ситуаций, не зависимо от меры их субъективной сложности для человека, чаще свойственны такие стратегии как «поиска социальной поддержки», «противостоящего совладания», «планового решения», «самоконтроля». Для православных христиан при решении жизненных ситуаций, не зависимо от меры их субъективной сложности для человека, чаще свойственны такие стратегии как «поиска социальной поддержки», «самоконтроля». Для атеистов при решении жизненных ситуаций, не зависимо от меры их субъективной сложности для человека, чаще свойственны такие стратегии как «избегания», «поиска социальной поддержки», «противостоящего совладания», «планового решения».
Сравнение выбора стратегий совладания с жизненными ситуациями в изучаемых группах свидетельствует о существовании значимых различий между ними, заключающихся в том, что: - православным христианам свойственно реже, по сравнению с мусульманами и атеистами для решения жизненных ситуаций прибегать к первой стратегии «противостоящего совладания» (ха=6,05, хм=5,53, хх=4,28, tl=2,29, p 0,05,t2=l,72,p 0,10); - православным христианам свойственно чаще, по сравнению с мусульманами и атеистами для решения жизненных ситуаций прибегать к стратегии «самоконтроля» (Ха=3,78, хм=4,61, хх=6,95, tl=-5,75, р 0,01, t2=-3,49, р 0,01); - православным христианам свойственно чаще, по сравнению с мусульманами и атеистами для решения жизненных ситуаций прибегать к стратегии «поиска социальной поддержки» (ха=5,13, хм=7,03, хх=10,69, tl=-4,38, р 0,01, t2=-2,27,p 0,05); 103 - атеистам свойственно чаще, по сравнению с мусульманами и христианам для решения жизненных ситуаций прибегать к стратегии «избегания» (ха=6,05, хм=2,97, хх=2,32, tl=l,74, р 0,10, t2=3,74, р 0,01); - атеистам свойственно реже, по сравнению с мусульманами и христианам для решения жизненных ситуаций прибегать к стратегии «позитивной переоценки» (ха=0,97, хм=1,76, хх=2,50, tl=-2,58, р 0,01, t2=-2,88, р 0,01); - православным христианам свойственно чаще, по сравнению с атеистами для решения жизненных ситуаций прибегать к стратегии «дистанцирования» (ха=2,10, хх=3,17, tl=-2,08, р 0,05); - атеистам свойственно чаще, по сравнению с христианами для решения жизненных ситуаций прибегать к стратегии «принятия ответственности» (ха=4,32, хх=1,86, tl=3,13, р 0,01).
Различия в технологии совладания с трудными жизненными ситуациями у православных христиан, мусульман и атеистов
Для мусульман, для которых характерно обращаться к Богу самостоятельно, читая известную молитву в храме для совлада ния с трудными жизненными ситуациями свойственны: мотивация рели гиозной активности - познание, стремление понять, как устроен мир и свое предназначение в нем (р 0,10); выбирающим молитву в храме, своими словами для совладания с трудными жизненными ситуациями свойственны: мотивация обращения к Вере чудеса и необъяснимые со бытия, говорящие в пользу существования Бога (р 0,10); аргументы и убедительные доказательства в пользу Бытия Бога (р 0,10); личностный смысл в религии, как встреча с Богом (р 0,05); выбирающим вид молитвы «прочитать известную молитву там, где находится, вне храма» не свойственна внутренняя религиозная мотивация (р 0,01); не свойственны стенические религиозные переживания (р 0,05); свойственна низкая религиозная активность (р 0,05); мотивы обращения к Вере: интерес, любопытство к религиозной традиции, не глубокая Вера (р 0,10); желание избежать вечных мук после смерти (р 0,01); стремление заручиться успехом в предстоящем деле (р 0,10); желание и стремление обрести чего-либо (р 0,05); при этом свойственно стремление к развитию и к духовному росту личности (р 0,05); это личности, имеющие не длительную веру (р 0,01); Для мусульман, для которых характерно обращаться к Богу в свободной форме, где бы они не находились, за пределами храма, свойственно: мотивом обращения к Вере и к Богу являются страдания, душевные и телесные стремления, найти утешение и поддержку (р 0,05); личностным смыслом Веры для них является душевная радость (р 0,01); у мусульман, для которых характерно идти в храм и присоединяться к молитве других верующих в целом низкая религиозная активность (р 0,05); внешняя религиозная мотивация (р 0,01); им не свойственны стенические религиозные переживания (р 0,05); мотивация их обращения к Вере - стремление заручиться успехом в предстоящем деле (р 0,10); желание и стремления приобрести что-либо (р 0,01); личностный смысл в религии - душевная радость (р 0,10); непродолжительная вера в Бога (р 0,01); Для мусульман, для которых характерен седьмой вид молитвы «организовывать окружающих верующих на чтение молитвы, где бы они не находились вне храма» свойственны: выражена внешняя религиозная мотивация (р 0,01); мотивы обращения к Вере - познание, стремление понять, как устроен этот мир и свое предназначение в нем (р 0,10); желание избежать вечных мук после смерти (р 0,01); не свойственен такой личностный смысл веры, как надежда на спасение (р 0,05);
Для православных христиан, отсутствие стремления к молитве в трудной жизненной ситуации как стратегия совладания, связана со следующими особенностями: внутренняя мотивация в религии (р 0,01); более длительная вера в Бога (р 0,10); мотивация их обращения к Вере - это материальная необходимость (р 0,01); развитие и стремление к духовному росту личности (р 0,01); стремление к вечной блаженной жизни в Раю (р 0,02); чудеса и необъяснимые события, свидетельствующие в пользу существования Бога и Высших Сил (р 0,01); выбирающим самостоятельное обращение к Богу, через прочтение известной молитвы в храме свойственны: более длительная вера (р 0,01); внутренняя мотивация в религии (р 0,01); религиозное мировоззрение (р 0,05); более высокая религиозная активность (р 0,01); мотивация религиозной активности - материальная необходимость (р 0,01); желание и стремление обрести что-либо (р 0,05); чудеса, необъяснимые события, свидетельствующие в пользу существования Бога (р 0,05); личностные смыслы Веры - вера в вечную жизнь (р 0,01); любовь к Богу (р 0,01); встреча с Богом (р 0,01); выбирающим молитву в храме своими словами для совладания с трудными жизненными ситуациями свойственны: стремления к активным религиозным действиям (р 0,10); мотивация их обращения к Вере — стремление заручиться успехом в предстоящем деле (р 0,01); бого-искание, потребность в духовной связи с Богом (р 0,01); благодарное отношение за счастье, когда все в жизни хорошо (р 0,05); личностные смыслы в религии, как уменьшение страха перед будущим (р 0,01); надежда на успех в делах (р 0,01); Для христиан, для которых характерно прочитать известную молитву там, где находится, вне храма не свойственны пред религиозные переживания (р 0,01); не свойственны стени-ческие религиозные переживания (р 0,01); мотивы обращения к Вере: желание и стремление обрести чего-либо (р 0,01); при этом свойственно стремление к развитию и к духовному росту личности (р 0,05); личностные смыслы Веры - надежда на нормальную земную жизнь (р 0,10); лю бовь к Богу (р 0,01); Для христиан, для которых характерно обращаться к Богу в свободной форме, где бы они не находились, за пределами храма, для совладания с трудными жизненными ситуациями не свойственно проявлять активность в реализации религиозных действий (р 0,05); мотивами обращения к Вере и к Богу являются интерес и любопытство к религиозной традиции, но не глубокая Вера (р 0,01); забота о ближних, родственниках (р 0,01); страдания душевные и телесные, стремление найти утешение (р 0,01); желание и стремление приобрести что-либо (р 0,01); личностными смыслами Веры для них являются; отпущение грехов (р 0,05); душевная сила (р 0,05); душевная радость (р 0,01); Для христиан, для которых характерно идти в храм и присоединяться к молитве других верующих не свойственны пред религиозные переживания (р 0,01); свойственна внутренняя религиозная мотивация (р 0,01); не свойственны стенические религиозные переживания (р 0,01); мотивация их обращения к Вере - стремление к духовному росту личности и развитие (р 0,01); желание и стремления приобрести что-либо (р 0,01); личностный смысл в религии - любовь к Богу (р 0,05); стремящимся организовывать окружающих верующих на чтение молитвы, где бы они не находились вне храма свойственны: более продолжительная Вера (р 0,10); мотив обращения к Вере - материальная необходимость (р 0,01); личностный смысл веры, как встреча с Богом (р 0,01); 16. Для атеистов характерно отсутствие стремления к молитве в трудной жизненной ситуации. Как стратегия совладания, отсутствие стремления к молитве у атеистов связано с длительностью атеистических убеждений (р 0,01); мотивация их обращения к Вере - развитие и стремление к духовному росту личности (р 0,01); Для атеистов, для которых характерно обращаться к Богу в свободной форме, где бы они не находились, за пределами храма, для совладания с трудными жизненными ситуациями свойственны: более религиозное мировоззрение (р 0,05); стенические религиозные переживания (р 0,10); мотивами обращения к Вере и к Богу являются: стремление к вечной блаженной жизни в Раю (р 0,01); благодарное отношение за счастье, когда все в жизни хорошо (р 0,10); личностными смыслами Веры для них являются: встреча с Богом (р 0,05); отпущение грехов (р 0,05); надежда на успех в делах (р 0,05);