Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Чердымова Елена Ивановна

Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников
<
Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чердымова Елена Ивановна. Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Самара, 1999 176 c. РГБ ОД, 61:99-19/321-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема экологического сознания, экологической установки и экологического поведения в современной психологии 17

1.1.Понятие, структура и функции экологического сознания 17

1.2. Основные направления в социогенетическом развитии общественного экологического сознания. Развитие экологического сознания человека в современных условиях. Перспективы развития экологического сознания-человека 40

1.3. Экологические установки и экологическое сознание. Соотношение экологической установки, экологического отношения и экологического поведения 48

Выводы по первой главе 84

Глава 2. Экологическое сознание и экологическое поведение - в прикладных социально - психологических исследованиях . 86

2.1 . Развитие прикладных соыиально-психологических исследований в 80- х-90-х годах. Экологическая психология как одно из направлений прикладной социальной психологии 86

2.2. Модель Iceka Ajzena «Запланированное поведение» 110

Выводы по второй главе 124

Глава 3.. Экспериментальное исследование соотношения экологической установки и экологического поведения 126

3.1.Характеристика выборки 126

3.2. Методы диагностики экологического сознания. Методы изучения экологического поведения 129

3.3. Исследование соотношения экологической установки и экологического поведения... 139

Общие выводы 160

Заключение 162

Список используемой литературы 166

Приложение 178

Введение к работе

В середине XX века люди впервые увидели свою планету из космоса. Возможно, когда-то историки придут к выводу, что это событие больше повлияло на сознание людей, чем открытие, сделанное Конерником в ХУІ веке, которое продемонстрировало, что Земля не является центром Вселенной. Это нанесло сокрушительное поражение, казалось бы, самоочевидному представлению человека того времени. Из космоса Земля видится нам небольшим хрупким шариком, общие контуры которого определяются не людскими деяниями и творениями, а сложной системой облаков, океанов, растительности и почв. Неспособность человека согласовать свои действия с этой изменчивой системой ведет к коренному изменению существующих на планете структур. Многие такие изменения чреваты опасностью уничтожения жизни на Земле. Эта новая реальность, от которой нельзя укрыться, должна быть признана и поставлена под контроль.

В условиях перехода России на модель устойчивого развития экологическое просвещение, экологическая информированность, экологическое образование и воспитание населения приобретают приоритетное значение.

Призванное способствовать более гармоничному взаимоотношению человека с окружающей средой «экологическое образование», как термин, впервые официально был введен на Конференции, организованной Международным Союзом охраны природы {1970 г.) и необходимость этого вида деятельности была признана правительственными и неправительственными структурами во всем мире. В последующем на Стокгольмской конференции по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977 г.), Международном конгрессе ЮНЕСКО - ЮНЕП в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды (Москва, 1987 г.), а также Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), рассматривались текущие и перспективные задачи экологического образования.

В течение прошлых десятилетий социальные психодоги стали также вовлечены в исследования, связанные с проблемами окружающей среды и отношения к ним человека и общества в- целом. Эти исследования часто идут во взаимосвязи с другими дисциплинами, среди них - экологическая психология, экология человека, социология и др. Основные темы в этой области исследования касаются и воздействия окружающей среды на человеческое поведение и воздействие человеческого поведения«а-окружающую среду. Изучение этих влияний вело к росту значимости экологической психологии. j207r210J.

Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. [44]

Таким образом, мы видим, что проблема взаимосвязи человека с природой не нова. Но сейчас, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. Это означает, что экологонравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического сознания, экологического отношения и экологического поведения, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких, лозунгов как : "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое тїроевещение, экологическая информированность, экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий. Именно эти вопросы стали одной из главных задач органов управления. С принятием законов Российской Федерации « Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) и « Об образовании» (1992 г.) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1208 « О мерах по улучшению экологического образования населения» создана Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения, задачей которой является разработка государственной стратегии экологического образования населения в России.

В 1996 году приняты перспективная программа « О непрерывном экологическом образовании населения города Самары на 1996 -1998 гг.». [187].

Таким образом, необходимость преодоления экологического кризиса, переживаемого Россией и всем человечеством, требует формирования у людей осознания своей ответственности за происходящее на Земле. Следовательно, среди многочисленных задач экологического образования на первый план в настоящее время выходит задача формирования у детей: если не космического, то по крайней мере глобального сознания - осознания себя субъектом , мыслящим в масштабах всей планеты ( думающим не только « за себя», но и « за всю планету»). [122].

Наряду с вопросами об экологическом просвещении и экологическом образовании, Т.М.Царенко и Э.А.Марченко, ставят вопрос об экологической культуре личности. Они утверждают, что для воспитания экологической культуры человек должен получить экологические знания, а также сформировать навыки и умения правильного поведения в обществе и природе. Целесообразно создавать программы для различных возрастов школьников, ориентируясь на индивидуальные особенности групп, специфику условий данного региона. [178]. Разделяя основные идеи и принципы документов, принятых на Конференции ООН в 1992 году, и руководствуясь ими, в России разработан ряд авторских концепций экологического образования, на основе которых осуществляется создание модели повышения уровня экологического просвещения и экологического образования и информированности населения о состоянии окружающей среды, развития представлений об изменении образа жизни в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

« С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологической личности. Экологической личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания» - отмечает А. Букин [29].

Экологическое сознание - это сознание человеком, обществом складывающейся экологической ситуации, своей неразрывной связи с природой, умение л привычка действовать по отношению к ней так, чтобы не нарушая связей и круговоротов природной среды, содействовать ее улучшению для жизни настоящего и будущего поколений людей» . [133].

В психологии экологического сознания снимается противопоставление человека и природы в логике субъект-объектных отношений; они понимаются как компоненты единой глобальной экосистемы. [120]. « Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоряющего конца»,- писал Н.Ф.Федоров в своей « Философии общего дела»

[172] в 90-х годах прошлого века, когда до экологического кризиса в его технократическом понимании было еще очень далеко.

Большую роль в формировании нового типа, экологического сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций сыграла так называемая «универсальная этика» ( Г.Торо, М. Ганди, А.Швейцер). Ее важнейший постулат заключается в утверждении необходимости распространения сферы действия человеческой этики и на все природное.

Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу экологическое сознание.

В кратком наброске генезиса сознания Б.Г.Ананьев пишет, что благодаря накоплению жизненного оныта, т.е. опыта отражения и самой практической деятельности, усвоению через язык исторически сложившихся знаний сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе». [14].

«Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе» - указывают Дерябо С.Д., Левин В.А. в своей работе « Методики диагностики и коррекции отношения к природе»[56, с. 23].

Известный специалист в области психологии сознания В.П-Зинченко пишет: « Актуальны проблемы формирования экологического, гуманитарного сознания, с помощью которого возможно преодоление технократических ориентации. Эволюцию и изменение сознания связывают с выживаемостью человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Словом, человечеству пора проснуться, Ему нужно бодрствующее сознание, а не только бодрствующий мозг.» [69, с. 16].

Проблема отношений личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф.Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности к природе. [87, 88 ]. Необхо димость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы» - особо подчеркивалась Б.Г. Афанасьевым.

Как показал В.Н. Мясищев, именно при анализе сознания как отражения действительности возникает объективная возможность говорить об отражении в нем отношения. [108], В другой своей работе, отмечает В.Н.Мясищев, « действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, ІЮ их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешнее инициативное и самостоятельное поведение». [106, с. 142-154]. Б.Ф.Ломов отмечает, что « в исследовании развития личности проблема сознания должна занять первостепенное место», « субъективные отношения: личности» являются наиболее общим понятием, обозначающим такие характеристики личности, как ее ценностные ориентации, симпатии, интересы и ряд других, которые связаны с потребностями, мотивами, но не сводятся к ним. [95J.

В настоящее время в психологической, педагогической и методической отечественной литературе имеются работы, непосредственно посвященные проблеме формирования и развития положительного отношения школьников к природе: Н.М.Верзилин, Н.А.Рыков, Д.И.Трайтак, И.Д. Зверев., И.Н.Пономарева, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, Д.Н. Кавтарадзе, Н.В. Доб-рецова, Л.П. Салеева и др., а так же и в зарубежных источниках прослеживается эта тема: Stern Р.С, Einsiedler, Wolfgang, Oerter, Rolf и др. [211, 212, 213].

Указанные ученые выделяют следующие взаимосвязанные формы отношения человека как общественного существа к природе: практическое, теоретическое ( мифологическое, религиозное, философское, научное), эстетическое и нравственное ( этическое). Вопросам измерения сформированности отношения школьников к природе посвящены работы А.П.Сидельковского, который разработал критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе,, дана система педагогических мер по преобразованию повседневного взаимодействия с природой в целостный воспитательный процесс. [155].

Психологические экспериментальные исследования по развитию представлений о живой природе у детей выполнены Д.Ф. Петяевой [125]. Г.В. Шейнис показано влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление {183]; С.Д. Дерябо изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются как своего рода субъекты, разработана экологическая психодиагностика. [51, 52]. Громыко В. предлагает игровые формы педагогической коррекции экологического сознания дошкольников. О психологии формирования отношения к природе, взаимодействии с природой как факторе психологической реабилитации: ребенка в условиях деприва-ции, о психолого-педагогическом потенциале взаимодействия личности с миром природы - пишет В.А. Ясвин [198].

Таким образом, с темой настоящей работы связан целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес. В связи с этим актуальным является социально-психологический анализ понятий: экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая установка, экологическое поведение. Теоретической основой изучения установочных явлений стали работы: Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, А. И. Донцова, А. Л. Журавлева, Е. С. Кузьмина, В. П. Трусова, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомского, В. А. Ядова и др.; установки , отношения и поведения исследуются также в трудах Е. К . Артемьевой , А. А. Бодалева, В. Н. Мяси-щева, Н. Н. Нечаева, Ю. М. Орлова, В. Ф. Петренко, А. А Реан, А. Л. Свен-цицкого, И. Б. Ханиной, И. Ф. Харламова, Э. С. Чугуновой, Т. Шибутани и др. Методологические вопросы изучения социальных установок в контексте проблем сознания рассматриваются в работах: Г. В. Акопова, Л. И. Анцыферовой, -В. М. Бехте рева, М. И. Бобневой, Л. П. Буева, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выгот ского, В. А. Ганзена, В. В. Давыдова, В. П. Зинненко, А. К Леонтьева, А. В. Петров-ского, С. Л. Рубинштейна и других авторов.

В последнее время появилось большое количества работ, выполненных в рамках экопсихологической проблематики ( Ю. Г. Абрамова, Т. И. Алексеева, С. Н. Глазачев, О. М. Дерябина, С. Д. Дерябо, &. А. Иванников, Н. Н. Моисеев, В.С.Мухина, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.).

С позиций системного подхода процесс развития личности во взаимодействии со средой рассматривают :в_своих работах Б. 3. Вульфов, Ю. С. Манулов, С. В. Мягченков, Л. И. Новикова и др.

Теоретический анализ современных социально-психологических и психолого-педагогических исследований в области экологического сознания показал, что:

- остается недостаточно разработанной категория « экологического сознания», трактовку данного понятия дают: С. Н. Глазачев, Н. Н. Моисеев, Г. Шагун, В. И. Павлов, П. Е. Рыжиков, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, В. В. Кононов,

В. Н. Локалов и другие ученые;

- не установлено соответствие экологического просвещения, экологической информированности населения, экологического образования психологическому процессу формирования и развития экологического сознания;

-недостаточно выявлены особенности развития экологического сознания в онтогенезе;

- не рассмотрены и не продиагностированы во всей целостности компоненты, входящие в структуру экологического сознания, но уже возможно, по аналогии с другими видами сознания, представить его « эскизное» построение, определить его содержание, объем, процедуры измерения его параметров, методы диагностики;

- не представлена модель соотношения экологической установки и экологического поведения.

Заявленная тема, естественно, не охватывает весь круг социально-экономических и правовых вопросов, а только ту часть, которая соответствует специфике социально-психологических исследований. Однако и в таком сужении проблемы имеют место несколько объемных и в разной степени исследованных направлений. Это, в частности, совершенно не исследованные: экологическая субъективная норма, эколого-поведенческий контроль, поведенческое намерение относительно действий в природной среде.

Таким образом, исследование теоретических основ экологического сознания, его структуры, форм, механизмов формирования и развития у учащихся разных возрастных групп, установление соотношения экологической установки и экологического поведения, выявление и составление психодиагностических методов, направленных на изучение данных проблем, является одной из наиболее актуальных проблем социальной психологии.

Методологической и теоретической основой исследования явились: Принцип системного подхода в психологии ( П. К. Анохин ( 1988), В. Ф. Ломов (1975-1984), Я. А. Пономарев (1975, 1983 ), В. Д. Шадриков( 1982-1985), Ю. М. Забродин ( 1982), А. А. Крылов (1972), К. А. Абульханова-Славская (1980), В. В. Ганзен (1984), Т. А. Суходольский (1981) и другие ученые. Системный подход предполагает рассмотрение предмета психологического исследования как целостной, многомерной, многоуровневой реальности. Принцип деятельностного подхода ( С. Л. Рубинштейн ( 1946-1960),

A. Н. Леонтьев( 1976), Б. Ф. Ломов ( 1979), В. П. Зинченко ( 1979), В. Д. Шад- риков (1982), А. В. Брушлинский (1979, 1989), Г. А. Суходольский (1981),

B. В. Давыдов ( 1986) и др.). Психологическое тестирование экологического сознания рассматривается как взаимодействие испытуемого и экспериментатора, направленное на получение объективных данных о психических свойствах испытуемого.

Принцип единства теории - эксперимента - практики ( Б. Ф. Ломов ( 1984, 1980), Ю. М. Забродин (1980) и др.). В применении к нашим исследователь

ским задачам принцип единства « теория-эксперимент-практика» бьш конкретизирован как принцип единства психологической теории тестирования экологического сознания, психометрического тестирования и научно-практической задачи, для решения которой применяется тестирование. Теоретической основой изучения установочных явлений «тали работы: Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, А. И. Донцова, А. Л. Журавлева, Е. С. Кузьмина, В. П. Трусова, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомского, В. А. Ядова и др.; установки, отношения иловедения исследуются также в трудах Е. Ю. Артемьевой , А. А. Бодалева, В. Н. Мясищева, Н. Н. Нечаева, Ю. М. Орлова, В. Ф. Петренко, А. А. Реан, А. Л. Свенцицкого, И. Б. Ханиной, И. Ф. Харламова, Э. С. Чугуновой, Т. Шибутани и др. Методологические вопросы изучения социальных установок в контексте проблем сознания рассматриваются в работах: Г. В. Акопова, Л. К Анцыферовой, В. М. Бехтерева М. К Бобневой, Л. П. Буева, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, В. А. Ганзена, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, А. В. Петров-ского, С. Л. Рубинштейна и других авторов. Цель исследования: определение психологических условий прогнозирования фиксированных форм экологического поведения.

Объектами исследования являются экологическое сознание, экологическая установка и экологическое поведение.

Предмет исследоваюш экологические установки и другие компоненты экологического сознания ( экологическая установка к поведению, экологическая субъективная норма, эколого-поведенческий контроль, поведенческое намерение относительно действий в природной среде), коррелирующие с экологическим поведением.

Гипотеза Прогностичность экологической установки в проявлениях экологического поведения может быть существенно повышена в случае включения ее в структуру релевантной модели экологического сознания.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ понятий экологического сознания, экологического

отношения, экологической установки и экологического поведения.

2. Выбор комплекса методик для определения структуры, уровня экологического сознания.

3. Разработка опросника для определения экологической установки к поведению, экологической субъективной нормы, эколого-поведенческого контроля., поведенческого намерения по отношению к действиям в природной среде.

4. Выявление уровня экологического сознания школьников разных возрастных групп, обучающихся в общеобразовательных школах и лицее.

5. Экспериментальная- проверка различных моделей связи экологических установок школьников с исследуемыми формами экологического поведения.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и психологических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому объекту:

- метод теоретического анализа и синтеза (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический) использовался при изучении научных публикаций и разработке концепции исследования;

- с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте применялись методы эмпирического исследования. В них входят методики изучения экологического сознания, экологического отношения, экологической установки, специально разработанная нами методика исследования соотношения экологи ческой установки и экологического поведения;

- при обработке эмпирических данных использовался статистический метод (корреляционный анализ);

- методом интерпретации полученных результатов являлся структурный метод. Положения, выносимые на защиту:

1. Экологическая установка не является в достаточной степени прогностичной по отношению к экологическому поведению.

2. Исследование определенной модели экологического сознания (системы фиксированных представлений) позволяет повысить прогноз в отношении релевантных форм экологического поведения.

3. «Запланированное экологическое поведение» как одна из частных моделей экологического сознания, позволяет более полно раскрыть соотношение экологической установки и экологического поведения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- систематизированы понятия и модели, описывающие психологическую категорию;

«экологическое сознание», а также выявлены его структурные и функциональные- композиты;

- составлена обобщенная схема «Этапов социогенеза экологического сознания», отражающая сущность взаимоотношений человека и природы и соответствующие им психологические проявления. На основании их соотношения установлены виды экологического сознания;

- впервые в отечественной психологии осуществлена экспериментальная проверка модели Iceka Ajzena, на ее основе составлена модель "Запланированное экологическое поведение", раскрывающая соотношение экологических установок и поведения, и осуществлена ее экспериментальная проверка;

- показана существенность контекста «экологическое сознание» в решении проблемы соотношения экологической установки и экологического поведения. Практическая значимость исследования

заключается в следующем;

- разработана и экспериментально проверена эффективность системы диагностических тестов экологической установки и других компонентов экологического сознания, коррелирующих с экологическим поведением (экологические установки кткшедению, субъективная экологическая

норма, эколого-поведенческий контроль, поведенческое намерение относительно действий в природной среде), которые- доступны для использования их в разных тилях учебных заведений;

- исследование экологического сознания учащихся города Самары раскрывают перед учителями школ, экопсижшогами пути активизации экологического образования школьников, исходя из определенного уровня экологического сознания, установок и поведения конкретного ученического контингента;

- предлагаемые в работе методики (в том числе авторские) дают возможность экопсихологу и учителю диагностировать экологическое сознание в ходе обучения и при необходимости организовать его коррекцию;

- материалы и результаты исследования могут быть использованы в массовом социально-психологическом исследовании;

- разработанный нами диагностический инструментарий поможет учителю проверить в какой степени проявляются данные им экологические знания в практической деятельности учащихся.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена стандартностью процедур тестирования, соотнесением полученных результатов с аналогичными результатами других исследований, применением статистических методов для установления связи между исследуемыми параметрами. Апробация и внедрение

Основные положения и результаты исследования обсуждены на: Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы экологического образования и воспитания » ( Пенза 1997г.); Российской научно-практической

конференции « Экология личности » ( Санкт-Петербург 1998г.); научно-практической конференции «Теория и практика образовательного процесса, формирующего экологически мыслящую личность» ( Самара 1999г.)

Основные направления в социогенетическом развитии общественного экологического сознания. Развитие экологического сознания человека в современных условиях. Перспективы развития экологического сознания-человека

На начальном этапе социогенеза ( от лат. Societas - общество и греч. Genos -рождение, происхождение-люди еще не отделяли себя от природы, они мыслили себя частью единой Природы. У такого осознавания взаимоотношений с ней было, как минимум, две причины.

Во-первых, первобытный человек был максимально зависим от природы: она постоянно « присутствовала» в каждой его мысли, в каждом его действии. Вопрос психологических взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над природой, ни игнорировать ее.

Во-вторых, архаическое сознание было неспособно в достаточной мере качественно дифференцировать объекты и явления мира: оно нечетко разделяло субъект и объект, материальное и идеальное, причину и следствие ( С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1996 ) [54, 57, 58]. Не случайно первобытный человек переносил на природное окружение свои собственные свойства : животные, растения, камни, с его точки зрения , обладали способностью думать, чувствовать, иметь свои собственные цели и желания. В сущности, для него окружающие объекты и явления есть не что иное, как « люди в другом обличье». Об этом хорошо сказал Дерсу Узала в романе Арсеньева... « тигра, « амба»- тоже люди»... А раз так, то нет жне может быть принципиальной разницы и границы между человеческим и природным.

В процессе развития человеческого общества, формирования экологического сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, неза висимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов.

На первом этапе поиски первобытным человеком причин природ ных явлений приводят к появлению представлений об особом потустороннем мире духов, управляющих вокруг. Главным становится уже «е столько взаимодействие с природой, сколько установление с помощью специальных ритуалов благоприятных отношений с этими духами, поскольку они могут как помогать людям, так и вредить. На этом-этапе духи мыслятся ЕЖ некие сверхъестественные «двойники» реальных объектов и явлений, которые живут в них : « дух дерева», «дух ручья», « дух леса» ш т. п. Но и сейчас, когда геобиоценозы подвергаются разрушению, что-то обязательно остается нетронутым. Это характерно для этнопсихологии всех этносов. Стремление к заповедному, по-видимому, заложено в психике человека еще на уровне инстинкта [1497 CL66 j- Наиболее распространенными объектами поклонения людей из систем живой природы являлись разные виды древесной растительности, независимо от того, в какой природной зоне обитает человек: священными считались деревья, рощицы, а то и целые массивы лесов практически у всех народов мира. « Равнинные казахи испытывают трепет перед высочайшей вершиной Алтая-Белухой. Они говорят: « Нам и смотреть близко на нее нельзя» [150, с.98]. Житель Сахары туарег объясняет русскому путешественнику: « Как куст стал священным: посмотри, кругом в пустыне ничего нет а тут вырос целый куст» [179, с.2 ] .Оказывается, этого довольно, чтобы ни один туарег никогда не притронулся к кусту, и уж никому из местных жителей не придет в голову мысль сломать веточку или уничтожить куст, хотя потребность в топливе огромна. Жители Камчатки не только боялись восходить на Ключевскую сопку, но и избегали всяких разговоров о ней , а если таковой все же начинался, то старались тут же выйти из избы. Хотя этнопсихология знает много примеров, когда вторжение другого этноса на чужую территорию приводило к возникновению массового психологического синдрома « переделать» не устраивающую его природу [26, с.82-85], но многие места оставались неприкосновенными для многих народов, массовые переселения которых прокатывались волнами по их территории.

С развитием сознания- и языка человек пытался-понять свои действия. Недостаток научных знаний человек восполнял фантазией, объясняя свое поведение чем - то священным, сверхъестественным. Эти-объяснения и были зафиксированы наукой, описаны как начала религии - .язычество - поклонение силам природы. Постепенно осознании человека представления о природе, ее явлениях приобретают все более-абстрактный и обобщенный характер - мир духов перерастает в мир богов.

На втором этапе, складывается система представлений о богах как творцах природы. Теперь боги уже, как правило, антропоморфны ( от греч. anthropos -человек и morphe - вид, форма), т.е. обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом. Поскольку и человека природа созданы богами, возникает своеобразное «равенство в отчужденности»: человек и природа равны перед богами, но отчужденны друг от друга.

Решающее значение в развитии экологического сознания, развитии взаимоотношений с миром природы имело появление монотеистических религий ( от rpe4.monos - один и theos - бог), в частности христианства.

Формированию прагматического потребительского экологического сознания, способствовала и современная высшая форма религии, вера в единого бога. Она двойственна в своем отношении к природе. Наряду с заповедью « не убий « она сразу же провозгласила господство человека над природой. « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и_да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» 24]. « Иегова благословил Ноя и его сыновей такими словами : « Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они». Так выразил человек самого себя, как только осознал возможности своего мозга. Яснее не выразить претензии человека на господство» [191, C.1L4). Христианство завершило отчуждение от природы в религиозной форме, оно сформировало в сознании людей представление о санкционированном Богом прагматическом, потребительском отношении к природе, отрицая самоценность природного: лишь человек наделен божественной душой, а значит все природное лишь постольку, поскольку оно служит человеку, 5 7].

Экологические установки и экологическое сознание. Соотношение экологической установки, экологического отношения и экологического поведения

В этом разделе мы коснемся понятий, которвнаиг -настоящее время пользуются не только в науке но и в практике повседневного общения. Это понятия: «экологическая установка», «экологическое отношение», «экологическое сознание» и «экологическое неведение».

Экологическое сознание представляет собой приобретенное и накопленное человеком знания о закономерных связях, устойчивых равновесиях, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг другом в сферах самой природы, социума и отдельного индивида - так определяет содержательный аспект экологического сознания Б.Т.Лихачев [92, с.66]. И далее он отмечает, что экологическое сознание, его разнообразные дефиниции из формы, может быть сформировано и развито в человеке исключительно посредством целенаправленного систематического, непрерывного образования... [92, с.66].

Наши исследования также убедили нас в необходимости усвоения учащимися совокупности специальных знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих их экологическое сознание и мышление, развивающих эмоциональную сферу, нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде, природоохранительное поведение, деятельность, образ жизни. В сознании как отражении взаимодействия с природой следует выделять: знания о природных явлениях и закономерностях, понимание целей, содержания и способов деятельности, оценки внешнего и внутреннего мира школьников, самооценки личной позиции в отношениях с природой и людьми. Его изучение как отношения требует разграничения, что именно отражается в нем и как отражается, то есть логического отделения объективного содержания суждений от формы, в которой выражено такое содержание. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека, подчеркивает Н.В.Добрецова. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить вести себя в природе, обогащать опытом принятия экологических решений. Иными словами, без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления экологического отношения к природе, разумного ограничения собственных потребностей для сохранения окружающей среды во всей ее целостности. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения, как правила грамматики. [61, с.14].

На наш взгляд, за счет формирования четырех составляющих экологического сознания (знания, эмоции, установки, отношения:) кардинально изменится вся система взаимодействия человеческой личности и окружающего мира. Во-первых, в сознании (подсознании) человека все глубже утверждается идея всеобщей взаимосвязи. А мысль о том, что, воздействуя на часть - тем самым воздействуешь на целое ( в которое включен и сам ) естественным путем инициирует (внутреннее) состояние человека. Во-вторых, само позитивное знание показывает единство человека и мира, когда все труднее чувствовать себя «макрокосмом», выключенным из «макрокосма». Буровский A.M. доказывает, что мир утрачивает характеристики безличного « ОНО ». [30, с. 146].

Развитость и уровень зрелости экологического сознания человека находятся в органической зависимости от его познавательной деятельности, от содержания и глубины овладения им экологическими знаниям», а также от характера и направленности его экологических убеждений, взглядов в целом.

Если сознание вообще является отражением в мозгу человека окружающей действительности, средством саморегуляции поведения, творческо-преобразующей деятельности, то экологическое сознание в этом смысле охватывает область отражения личностью природной среды- и связанной с ней саморегуляции совершаемых поступков и действий с природными объектами (явлениями). С.Л.Рубинштейн, говоря о реальном сознании человека как практическом сознании, утверждал, что «в нем существенную роль ЖЕрает отношение зщей к потребностям и действиям субъекта как общественного индивида и его отношение к окружающему». [Ь47, с. 158].

В кратком наброске генезиса сознания Б.ГАнаньев пишет, что благодаря накоплению жизненного опыта, т.е. опыта отражения и самой практической деятельности, усвоению через, язык исторически сложившихся знаний сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе» [14, с. 175]. А.Н. Леонтьев, последовательно раскрывая суть сознания с позиций теории деятельности, опровергает возможность отождествления сознания с объединением психических процессов (мышления, восприятия, памяти), умений и эмоциональных переживаний. «Сознание должно быть психологически раскрыто в его собственнойхарактеристике. Оно должно быть понято не как знание только, но и как отношение, как направленность» [89, с.235]. И в другом месте: «сознание как отношение к миру психологически раскрывается перед нами именно как система смыслов, а особенности его строения - как особенности отношения смыслов и значений [89, с.,280}. В свою очередь смыслом А.Н.Леонтьев называет отношение непосредственного предмета действия к мотиву деятельности, в которую оно включено [89, с.,299]. Индивидуальное сознание по А.Н.Леонтьеву есть то, что персонифицирует деятельность. С другой стороны, отмечает В.Н.Мясищев, «действия и переживания человека опред еляются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешнее инициативное и самостоятельное поведение» [106, с.142-154].В другой своей работе В.Н.Мясищев подчеркивает доминирующую и «всеопределяюпгую» роль отношений к людям в системе отношений человека к действительности [110, с.273-285].

Развитие прикладных соыиально-психологических исследований в 80- х-90-х годах. Экологическая психология как одно из направлений прикладной социальной психологии

Развитие прикладной социальной психологии в настоящее время не случайно, так как Россия вступила в период кризиса. [81, с. 44-46]. Это же подтверждают и исследования А.Н. Сухова: «В кризиеное-время сокращается финансирование фундаментальной-науки. Ученые обращаются к рьшочным источникам - договорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. 90-е гг. для отечественной социальной психологии явились таким кардинальным поворотом, требующим решительной переоценки сложившихся ценностей, норм, принципов профессиональной деятельности, методов научного исследования.» [137]. Прикладная социальная психология - составная часть социальной психологии.

В свою очередь прикладная социальная психология выступает как бы в нескольких аспектах или плоскостях, ипостасях: - как социальная практика (ею занимаются практические социальные психологи или социальные работники. В то же время довольно часто академические работники (преподаватели вузов и научные сотрудники) также занимаются социальной практикой, наряду с выполнением своих обязанностей в вузе или в научно-исследовательском институте, лаборатории. Таких сотрудников целесообразно называть практикующими социальными психологами); - как теория. Наконец, она представлена в виде учебных подразделений, дисциплин, пособий. [137]. Таким образом, мы видим, что одной из плоскостей прикладной социальной психологии является: практический аспект. В дальнейшем, при рассмотрении развития прикладной социальной психологии мы будем пользоваться и термином «практическая социальная психология», 4сак ее составляющей. Как показывает А.Н.Сухов у практического аспекта прикладной социальной психологии существует несколько направлений: - социально-психологическая диагностика; - социально-психологичеєіше ксиеультирование; социально-психолопіческое-вщцействие или применение на практике социально-психологических технологий, оказание социально-психологической помощи. [137]. Отечественная прикладная психология начиналась с конкретных социально-психологических исследований, т.е. изучения общественного мнения., малых групп, стратификации. Не случайно поэтому поначалу прикладная социальная психология сводилась по существу к диагностике. Об этом говорят книги, выпущенные под ред. Г.М.Андреевой, Е.С.Кузьмина и других авторов, в том числе социологов: В.А.Ядова и т.д [18, 84, 192].

В 70-х годах был основан «Журнал прикладной социальной психологии», а несколько позже к публикации ряда одноименных книг [206, 208, 210, 216, 224, 226,227].

Практическая социальная психология является продуктом двух взаимосвязанных видов активности: работы психологов, призванных для решения актуальных задач в различных сферах человеческой деятельности (например, экономике, экологии, образовании) и усилий, специально предпринимаемых профессионалами для демонстрации приложимости результатов разработки теорий, рожденных в недрах социальнопсихологических лабораторий, к ситуациям за пределами этих лабораторий.[33].

Согласно мнению западных специалистов, прикладные социальные (социально-психологические) исследования (ПСИ) - это приложение социально-психологического знания и исследовательских приемов к получению эмпирически обоснованной информации о социальных проблемах. [137, с. 15].

В 80-е годы обнаружился отход от упрощенной трактовки прикладного исследования, появились работы, в которых оно выделяется в качестве самостоятельного типа познания со специфической методологией, процедурой и логикой разработки практических мероприятий. А.Н.Сухов говорит: прикладное исследование начинается там, где кончается исследование эмпирическое. [137, с.24].

Методы прикладной социальной психологии - те же самые, что и фундаментальной. Любой фрагмент последней может считаться прикладным, если понятия, категории или техника-исследования прикладываются к решению реальных проблем. [137 ,с.25-26].

Критерии надежности, валидности, репрезентативности, столь чтимые в экспериментальных исследованиях, не играют в практической социальной психологии главных ролей. Самым важным здесь является то, работает инструмент или нет. [33]. В то же время нельзя не вспомнить о начавшихся в 80-е годы «спорах о методах», которые постепенно переросли в «дискуссию о парадигмах». В работах американских и западноевропейских специалистов 80-х - начала 90-х годов, кризис в социальной психологии воспринимается именно как кризис парадигм. [137].

За последние 20-25 лет в мировой психологии возникло несколько принципиально новых концептуальных подходов, пытающихся изучать целостные взаимосвязи между человеком и его окружением. Эти направления, будучи скорее междисциплинарными по характеру, получили различные наименования в зависимости от своих предметных пристрастий; в качестве примера можно упомянуть поведенческую экологию, социальную экологию, экологическую психологию и т.п.[116, с. 3-54].

В 90-е годы активно развиваются такие теоретико-прикладные отрасли социальной психологии, как: «Политическая психология»; «Этническая психология»; «Экономическая психология»; «Социальная психология управления»; «Экологическая психология».

Особое внимание следует уделить такому направлению как «Психология среды» или «Экологическая психология». В настоящее время происходит уточнение их предметов, а также детодической чаеш.{13?].

Психологии окружающей среды, или экологической психологии, как отрасли науки с четко выраженным» чертами до сих пор нет. Не выработана еще система, которая помогла бы объяснить экологию с социально-психологической точки зрения, и в рамках психологии нет еще четко очерченной сферы ее применения в области экологии. Но психологию можно и нужно использовать для углубления и расширения изучения экологии, науке об окружающей среде, особенно с практической точки зрения, при выработке необходимых параметров окружающей среды. Психология накопила определенный запас знаний, касающихся проблем не только человеческой психики, но и окружающей среды, в которой каждый из нас существует, работает, творит, отдыхает, перемещается в пространстве. [180].

Методы диагностики экологического сознания. Методы изучения экологического поведения

Для решения поставленных в исследовании задании проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и психологических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому объекту.

Для решения задачи №1 - провести теоретический анализ понятий экологического отношения, экологической установки и экологического поведения, и задачи №2 - выбрать комплекс методик для определения структуры, уровня экологического сознания мы использовали метод теоретического анализа и синтеза (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический) использовался при изучении научных публикаций и разработке концепции исследования.

В ходе нашего исследования мы учитывали правила, которые служат основой для создания эффективных тестов: - Нами не применялось задач или заданий-головоломок (загадок). Мы не возлагали большие надежды на «стрессовую ситуацию». Как утверждают Cattell и Warburton (1967), это может сработать для выявления агрессии или страха, но ведь есть еще и другие эмоции. [130] - Нами использовались задания-вопросы, точно соответствующие определенным типам поведения. - Мы не останавливались на очевидно валидных заданиях из опросников. - Также нами учитывался и тот очевидный факт, что эстетические и стилистические предпочтения могут эффективно выявить лишь некоторые аспекты личности и было бы абсурдом ожидать, что такие тесты выявят все возможные аспекты. во Кроме того мы учитывали этические принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и Британским психологическим обществом (1991). Эти принципы включают в себя следущие рекомендации: 1. Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого, 2. Быть правдивыми. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и еслилет альтернативы. 3. Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта. 4. Использовать информацию каждом из участников конфедициально. 5. После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слое и действий. Единственное исключение из этого правила - случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки. [97,с.57]. С целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте применялись методы эмпирического исследования. В них входят методики изучения экологического сознания, экологического отношения, экологической установки, специально разработанная нами методика исследования соотношения экологической установки и экологического поведения. Для решения задачи №4 - Выявление уровня экологического сознания школьников разных возрастных групп, обучающихся в общеобразовательных школах и лицее, нами были использованы диагностические методики «Натурафил» и «ЭЗОП» С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина. Методика «Натурафил» содержит четыре, теоретически выделенные субпара-мётры отношения: перцептивно-аффективному, когнитивному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. -Перцептивно-аффективная шкала (ПА) отражает отношение к объектам природы через призму эстетических и этических потребностей, проявляющихся 131 в готовности и стремлении взаимодейстт вовать с ними на « эмоциональном уровне», восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам. Когнитивная шкала (К) отражает отношение к объектам природы через призму познавательных потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении принимать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах. Практическая шкала (Пр) отражает отношение к объектам природы через призму потребности в компетентности, проявляющейся в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами. Поступочная шкала (Пс) отражает отношение к объектам природы через призму потребности в персонализации, проявляющейся в активности личности по изменению окружения в соответствии с ее отношением к природе. Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы. Каждая шкала ( для обеспечения валидности) состоит из 10 дихотомических пунктов, диагностирующих отношение к трем условным классам природных объектов: «Сырые» результаты по каждой шкале ( от 0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу. Показатель параметра интенсивности подсчитывается путем суммирования «сырых» результатов по четырем базовым шкалам. Показатель когерентности интенсивности отношения, понимаемый как уравновешенность, согласованность развития отдельных ее компонентов, определяется как разность между показателями максимально и минимально выраженных компонентов (К= ). Ретестовая надежность методики ( проверена на выборке испытуемых 14 -15 лет), на интервале в 2 недели определялась по критерию Пирсона ( 0,829); надежность как внутренняя согласованность в целом ( выборка состояла из раз 132 ных социально-возрастных групп), проверена по критерию Кьюдера-Ричардсона (0,693). Валидность по содержанию обеспечивалась при составлении матрицы-спецификации, критериальная валидность - методом контрастных групп: (А) -активно участвующие в экологическом движении-и (Б) - школьники, в беседах с которыми установлен низкий уровень развития отношения к природе (0,560). При анализе внутренней согласованности методом контрастных групп по суммарному баллу опросника для всех шкал и всех пунктов получены значимые различия р 0,01. Нами была предпринята попытка представить общую картину уровня экологического сознания школьников не только через методы психодиагностики, но и через самооценку отношений учащихся к экологическим проблемам. С этой целью был разработан опросник, включающий 21 вопрос. Учащимся 5-11 классов были предложены вариативные вопросы, требующие оценить свою деятельность в отношениях с окружающей средой, высказаться об уровне собственного отношения к экоситуациям и трудностям их преодоления в нашей стране. Определения субъективной значимости, если они сопровождаются указанием на ее причины, позволяют выявить личностные предпочтения, различия эмоциональных реакций, глубину и устойчивость реагирования на явления. Учащимся школы была предложена номинальная шкала, которая была построена по называемым признакам или качествам отношения к природным объектам ( растениям, животным или к природе в целом), которые выделяли школьники. Примером таких вопросов могут быть: -Увидев в лесу незнакомое растение, вы постараетесь узнать, как оно называется?

Похожие диссертации на Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников