Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Бучек Альбина Александровна

Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки
<
Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бучек Альбина Александровна. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Петропавловск-Камчатский, 2003 227 c. РГБ ОД, 61:03-19/538-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этнический фактор в психологии личности .

1.1. Социально-психологические условия формирования этнической специфики в психологии личности 13

1.2. Этническая идентичность в процессе социализации 27

1.3. Основные этапы формирования этнической идентичности 51

1.4. Этнопсихологическое своеобразие и особенности этнической социализации коренных народов Камчатки 76

Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования .

2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования 121

2.2. Организация исследования и характеристика групп испытуемых .126

2.3. Краткое описание методов и методик 131

Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки .

3.1. Особенности этнической идентичности на этапе инкультурации 138

3.2. Особенности этнической идентичности на этапе дифференциации...147

3.3. Особенности этнической идентичности на этапе аксиологизации...155

Заключение 192

Библиографический список 195

Приложение

Введение к работе

Проблема психологических особенностей освоения человеком
этнокультуры социального пространства приобретает большое значение в
современной психологии. Сегодня уже очевидно, что социализация
личности имеет этническую специфику, игнорирование которой чревато
существенным упрощением представлений об этом процессе. В
психологических, социологических, педагогических исследованиях
щ отмечается возрастание роли этнических факторов в формировании

личности, подчеркивается сложность и противоречивость их влияния, объясняющаяся характером межэтнических процессов в современном мире. Так, важнейшей чертой современного общества является усиливающееся взаимодействие этнических культур. С одной стороны, широкая диффузия культур способствует обогащению личности за счет расширения ее социокультурного пространства. С другой стороны, интенсивное взаимодействие неравных по величине этносов, нередко приводит к кризису традиционной культуры недоминирующей этнической общности,

формированию межэтнической напряженности, что, несомненно, влияет на процесс и результаты развития личности представителей данных этносов. Исследования показали, что у членов этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, наблюдается целый комплекс специфических психологических проблем, вызванных нарушением этнической идентичности. Указанные проблемы определяют особую актуальность изучения особенностей формирования этнической идентичности именно малочисленных народов. В последние десятилетия заметно увеличилось количество исследований по проблемам этнического самосознания и этнической идентичности. Вместе с

тем, исследований, посвященных психологическим особенностям коренных малочисленных народов, крайне мало. Вопросы социального становления личности в данных этносах лишь частично затрагивались при исследовании этнических стереотипов поведения (А.К.Байбурин, И.Гасанов, О.И.Дреев,

4
Т.В.Иванова, Л.Г.Ионин, Ю.В.Платонов, Л.Г.Почебут, Т.Г.Стефаненко),
особенностей формирования этнической идентичности личности
(С.А.Баклушинский, Е.П.Белинская, Е.М.Галкина, А.И.Донцов,

В.И.Клементьев, Ш.А.Магомедов, Н.Г.Орлова, О.Л.Романова

Т.Г.Стефаненко), этнического сознания (Л.Д.Кузмицкайте, В.П.Левкович,
Н.Г.Панкова) и самосознания (Ю.А.Арутюнян, Е.П.Батьянова, Б.А.Вяткин,
З.М.Гаджимурадова, Л.М.Дробижева, Т.Дугарова, А.А.Иванова,

З.В.Сикевич, И.А.Снежкова, В.Ю.Хотинец), а также при рассмотрении вопросов этнопсихологического своеобразия национальных ценностей отдельных народов (А.Р.Аклаев, В.М.Бызова, А.А.Кожанов, Ф.А.Очере). Еще менее изучены психологические особенности народов Камчатки (алеутов, алюторцев, ительменов, камчадалов, коряков, чукчей, эвенов, эскимосов), включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации [142, 63]. Актуальность темы исследования обусловлена уникальной социальной ситуацией проживания малочисленных этнических групп Камчатки, а именно: в одном геоисторическом пространстве, в условиях межэтнического взаимодействия проживают представители эвенской, корякской, алеутской, ительменской, чукотской, русской и других этнических групп. Существующие на данный момент исследования, посвященные коренным жителям Камчатки, носят преимущественно этнографический и историко-культурологический характер (В.В.Антропова, В.Г.Богораз, Р.С.Васильевский, И.С.Вдовин, И.С.Гурвич, С.П.Крашенинников, Р.ГЛяпунова, И.И.Огрызко, Е.П.Орлова, А.К.Пономаренко, С.Н.Стебницкий, Г.В.Стеллер и др.).

Недостаточная изученность особенностей формирования этнической идентичности малочисленных народов в целом и народов Камчатки, в частности, а также объективная необходимость учета данных особенностей в социальной практике определили актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявление психологических особенностей формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки.

Объект исследования: процесс этнической идентификации личности.

Предмет исследования: психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки.

Гипотеза исследования.

Процесс формирования этнической идентичности коренных народов
Камчатки, характеризуется рядом особенностей, обусловленных комплексом
географических, популяционно-демографических, экономических,

культурно-исторических, политических и социально-психологических факторов, и заключается в:

  1. нарушении стадийности процесса этнической идентификации, выражающейся в том, что основные компоненты этнической идентичности формируются в зрелом возрасте, а ранние этапы характеризуются слабой интенсивностью, недостаточной сформированностью и фрагментарностью результатов;

  2. сложности иерархически организованной структуры идентификации: с собственной этнической группой, с иноэтнической территориальной общностью и с доминирующей этнической общностью;

  3. гибкости идентификационных связей, обусловливающую высокую этническую мобильность, толерантность в отношении других этнических групп.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагали постановку и решение следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ представлений о развитии личности в этнокультурной среде, определить содержание процесса формирования этнической идентичности в ходе социального развития личности.

  2. Охарактеризовать основные этапы формирования этнической идентичности.

3. Определить основные факторы, объясняющие специфику
формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки,
проанализировать содержательные особенности данного процесса у
малочисленных народов этого региона.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей поэтапного
формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки
путем сопоставления с результатами данного процесса у некоренных
народов.

Методологической основой диссертационной работы явилось представление об этнической вариативности личности, сформированное в рамках историко-эволюционного подхода, опирающегося на системную схему детерминации личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), а также концептуальные положения о развитии личности в едином процессе социализации - индивидуализации, реализованные в целом ряде исследований (Е.Б.Весна, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн и др.).

Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

теоретический анализ психологической, социологической,

культурологической, этнологической литературы по теме исследования, синтез теоретического и эмпирического материалов, обобщение; комплексная методика исследования результатов личностного развития на разных этапах этнической социализации, включающая в себя следующие основные блоки:

- беседа с детьми дошкольного возраста с целью выявления оценки этнического окружения, осознания дифференциации по этническому признаку, сформированности этнической самоидентификации;

- изучение самоотношения и самоидентичности дошкольников с помощью
адаптированной проективной методики Б.Лонга, Р.Зиллера, Р.Хендерсона
«символические задания на выявление социального «Я»;

изучение системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением у подростков с помощью специальных психодиагностических методик (шкальный опросник этнической идентичности О.Л.Романовой, тест-опросник самоотношений В.В.Столина, тест установок личности на себя М.Куна и Т.Макпартлэнда);

анкетирование (этнопсихологический опрос) с целью определения этнического статуса и степени выраженности этнического «я» в структуре личностной определенности, мотивация выбора своей национальности, определение этнического мировоззрения в юности, молодости и зрелости;

включенное наблюдение с целью уточнения полученных количественных данных и получения объективной информации.

При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных. Для определения статистической достоверности различий в характере распределения признаков использовался непараметрический критерий угловое преобразование Фишера. Для определения статистически значимых связей между переменными высчитывались коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона. Рассмотренные в исследовании уровни значимости составили Р= 0,05; 0,01; 0,001. Был проведен контент-анализ самоописаний, а также качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР.

База исследования.

Эмпирическую базу исследования составили представители коренных народов Камчатки трех возрастных групп, проживающих в различных

районах Камчатской области: г.Петропавловск-Камчатский, г.Елизово, с.Мильково, п.Палана КАО, с.Анавгай, с.Эссо.

Выбор респондентов для исследования предполагал учет их места проживания, специфику социокультурного окружения, особенности протекания ранних этапов социализации. Экспериментальную группу составили представители коренных этносов Камчатки трех возрастных групп (дошкольники, подростки, взрослые), социализация которых осуществляется в полиэтничном социальном окружении. Количество испытуемых экспериментальной группы - 147 человек. Контрольную группу составили жители г. Петропавловска-Камчатского соответствующих возрастных групп (дошкольники, подростки, взрослые) без учета национальной принадлежности. Количество испытуемых контрольной группы - 138 человек. Общее количество выборки -285 человек.

Достоверность результатов и надежность выводов исследования обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Научная новизна заключается в том, что в результате исследования выделены этапы формирования этнической идентичности (инкультурации, дифференциации, аксиологизации); систематизированы основные результаты каждого этапа; раскрыта их специфика у коренных народов Камчатки; определены основные факторы, обосновывающие специфику становления и развития личности данных народов; проведен сравнительный анализ формирования этнической идентичности коренных и некоренных народов Камчатской области.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление о стадиальности процесса формирования этнической идентичности у представителей конкретных этнических групп. Полученные данные могут стать основанием для

9 разработки концепции личностного развития этносубъекта в полиэтническом социокультурном пространстве.

Практическая значимость исследования заключается в возможности определять особенности этнической идентичности конкретных этнических групп. Исходя из этого, представляется возможным прогнозировать характер взаимодействия между этими группами. Соответственно, эмпирические результаты исследования могут найти применение при выработке подхода к регулированию национальных отношений как в Камчатской области, так и в отношении малочисленных народов в Российской Федерации в целом. Кроме того, полученные результаты могут использоваться психологами в практике этнопсихологического консультирования и психокоррекционной работы, педагогами в интернациональных коллективах, а также в системе повышения квалификации преподавателей, в том числе в национальных школах. Эмпирический и теоретический материал диссертационного исследования может быть включен в программу курса «Этническая психология». Материалы исследования были использованы автором при разработке спецкурса «Психологические особенности этнической социализации народов Камчатки» для студентов Камчатского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов. Положения диссертационной работы легли в основу Программы сотрудничества Администрации Корякского Автономного Округа и Камчатского государственного педагогического университета в области научно-образовательной деятельности, а также в Проект Министерства Образования РФ «Концептуальное научно-методическое и организационное обеспечение работы регионального учебно-методического комплекса на базе Камчатского государственного педагогического университета и научных организаций Камчатской области». Полученные в исследовании данные были представлены в докладах на научно-теоретических и научно-практических конференциях Камчатского государственного педагогического университета

10 («Культурно-историческое развитие народов Камчатки», 2000г.; «Личность. Духовность. Творчество», 2001г.; «Социоэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями», 2001г.), международных и межрегиональных научных семинарах («Дети Севера: уроки культуры», 2000г.; «Материальная и духовная культура народов Камчатки», 2002г.; «Человек на Севере: проблемы качества жизни», 2002г.; «Человек в экстремальных условиях» 2002г.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории исследования психологических проблем развития личности (Петропавловск-Камчатский, КГПУ, 2000, 2001, 2002гг.). По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс формирования этнической идентичности коренных народов
Камчатки имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом
географических, популяционно-демографических, экономических,

культурно-исторических, политических и социально-психологических факторов.

2.Развитие этнической идентичности коренных народов Камчатки характеризуется рядом особенностей, выражающихся в нарушении традиционно выделяемой стадийности процесса этнической идентификации. Ранние этапы характеризуются слабой интенсивностью, недостаточной сформированностью и фрагментарностью результатов, диффузностью границ. Интенсификация этнической идентификации происходит в зрелом возрасте как результат формирования потребностей в ценностном отношении к своей жизни и осознании своего индивидуального места в обществе. В результате описанных процессов переструктурируется самосознание личности в целом, достраиваются недостающие звенья в системе этнической идентификации.

3. В процессе становления этнической идентичности формируется сложная иерархически организованная структура идентификаций (с собственной этнической группой, с иноэтнической территориальной

11 общностью и с доминирующей этнической общностью), характеризующаяся гибкой системой межидентификационных связей и обусловливающая высокую этническую мобильность, толерантность коренных народов Камчатки.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность работы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, представлены методологические основания и эмпирические методы исследования, обозначены научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы, выдвинуты положения, выносимые на защиту, а также излагается общая структура диссертации.

Первая глава «Этнический фактор в психологии личности» состоит из четырех параграфов и посвящена анализу основных теоретических подходов к этнокультурной вариативности личностного развития.

В первом параграфе «Социально-психологические условия формирования этнической специфики в психологии личности» анализируются существующие положения зарубежной и отечественной психологической теории об этнокультурной вариативности личностного развития. Во втором параграфе «Этническая идентичность в процессе социализации» определяется содержание процесса этнической идентификации личности. Третий параграф «Основные этапы формирования этнической идентичности» посвящен характеристике этнической идентичности как процесса, состоящего из отдельных этапов, каждый из которых наполнен определенным содержанием.

Четвертый параграф содержит анализ этнопсихологического своеобразия и особенностей этнической социализации коренных народов Камчатки на основе материалов этнографических и историко-культурологических исследований.

Вторая глава «Программа и методы эмпирического исследования» состоит из трех параграфов, в которых сформулирована программа исследования, дано обоснование выбора методов и характеристика групп испытуемых, описана логика процедуры исследования.

В третьей главе «Результаты исследования особенностей

формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки», состоящей из трех параграфов, интерпретируются результаты исследования особенностей этнической идентичности на трех этапах ее формирования -инкультурации, дифференциации и аксиологизации, а также проводится сравнительный анализ формирования этнической идентичности у коренных и некоренных жителей Камчатки.

В заключении представлены выводы исследования.

Библиографический список включает в себя 210 источников.

В приложения вошли тексты применяемых опросников, бланки анкет, сводные таблицы статистических расчетов.

Социально-психологические условия формирования этнической специфики в психологии личности

Этносоциальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса, это те условия развития и бытия человека, которые обеспечивают ощущение принадлежности к родной культуре. Исследователями выделены три такие условия: 1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению [126, 73].

Культуру мы понимаем в данном случае в наиболее обобщенном смысле, а именно как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системах общественных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к себе, к другим людям. В культуре фиксируется качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности - этнических общностей, эпох, этапов развития.

Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обусловленному поводу, чувство собственного достоинства и ценностное отношение к чувству достоинства другого человека - все имеет значения и смыслы, понятные для людей общей этнической культуры. В этом смысле культура - «важнейшая сфера «материализации» национальной психологии, она отражает психический склад этноса, его характер, способствуя одновременно их формированию и развитию» [67, 67].

Этническая культура подразумевает совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этническим содержанием (значением), выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках соотношения «мы - они», так и этноинтегрирующую, способствуя осознанию единства этнической общности [40,15]. К ней относятся этноним, происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, обряды, традиции, ритуалы, народное творчество, национальная литература и искусство, национальная одежда, пища, жилье и другие элементы различных подсистем и сфер этнической культуры, усвоение которых является неотъемлемой частью этнической социализации и содействует осознанию единства принадлежности одному социальному пространству [176,49].

Под социальным пространством исследователи понимают действительность, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта. Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризованные в человеческом мире «значения» [18,226].

Процесс развития личности, по мнению А.Н.Леонтьева, протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно - исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде [112, 171].

Человек, взаимодействуя с миром, следуя его логике существования, является частью видо-родовой (племенной, расовой, этнической, культурной, социальной) системы. Он попадает в сферу действия законов существования мира и воспроизводит их действия самим собой. Активность (поведение и деятельность), берущая свои истоки в мире конституирует сознание людей, принадлежащих этому миру. Принадлежность к определенной культуре, бытию и образу жизни конкретной социальной общности запечатлевается в человеке и других людях, составляющих видо-родовую систему, обусловливает их функционирование по логике мира: законам и способам выражения, заведомо являясь внешней формой проявления определенных сторон мира. Мир человека становится миром всех членов этносоциальной общности, а индивидуальный мир отдельного человека поглощается социальным. Следовательно, этническое сознание и самосознание общности как видо-родовой системы являются формами отражения этническими субъектами присущих свойств и качеств мира, объективированных в языке этнической группы, в системе народных обычаев и традиций, религиозных верований, преданиях, легендах и других этнических компонентов культуры, по логике бытия самого мира. Поскольку, «какова видо-родовая система, таковы все ее составляющие» [176, 47].

Вместе с тем, человек, взаимодействующий с миром в согласии с логикой и имманентными законами его собственного существования, выступает как самостоятельная система. В этой позиции человек субъективирует и персонифицирует мир, формирует собственное отношение к нему. Субъективация мира есть процесс преломления его через себя. В какой мере человек преобразует мир в соответствии с особенностями своего бытия, выстраивая его в согласии с самим собой, в той он формирует собственное представление о нем, самоотношение к нему. Значит, делает вывод В.Ю.Хотинец, этническое сознание и самосознание этнического субъекта есть форма отражения этническим субъектом как самостоятельной системы присущих свойств и качеств мира по логике собственного бытия и своей жизнедеятельности. Таким образом, этническое самосознание и социально типично и индивидуально своеобразно [176, 47].

Для каждого члена определенной этнической общности свой жизненный мир - это прежде всего этнический мир, представленный совокупностью элементов этнокультурной среды.

Само понятие «среда» достаточно полно описано (И.Альтман, Р.Баркер, Ш.Бюлер, П.Жане, КЛевин, К.Линч, А.Маслоу, Т.Нийт, П.Фресс, М.Хейдеметс, М.Черноушек, Э.Эриксон и др.). В среде выделены четыре подсистемы: 1) природная среда - общий «фон» общества: состояние атмосферы, водный компонент, состав поверхности Земли, структура ландшафта, растительный и животный мир, климат, плотность населения; 2) среда «второй природы» - модификации природной среды, преобразованной людьми: угодья, дороги, зеленые насаждения, домашние животные, культурные растения; 3) «третья природа» - искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в естественном мире (т.е. не «очеловеченная природа»): асфальт, транспорт, мебель и т.д.; 4) социальная среда - своеобразная интеграция трех предшествующих сред, что дает в итоге определенное качество жизни, проявляющееся, например, в культурной оседлости [8, 199].

Этническая идентичность в процессе социализации

В социальной психологии существует немало разноречивых трактовок социализации. В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к общественной жизни, учит его восприятию культуры, поведению в коллективах, самоутверждению и выполнению различных социальных ролей.

Исследователи процесса социального развития личности отмечают его нормативность. Так, например, Бороноев А.О., Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. отмечают, что социализация - это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Социализация, согласно взглядам этих ученых, осуществляется в основном посредством принуждения. В качестве примера ими приводятся обязательное среднее образование, обязанность трудиться и т. д. [48].

Существуют концепции социального развития, понимающие социализацию как процесс, происходящий с человеком под воздействием внешних факторов - факторов социального контроля или принуждения. Так, например, Т. Парсонс считает социализацию процессом "вбирания" в себя общих ценностей в общении со значимыми другими; Р. Харре рассматривает социализацию как внешнее принуждение, вкладывающее что-то в личность [139]. Однако, как справедливо замечают исследователи, "личность - это не "емкость", не "склад", а "перерабатывающая и производящая фабрика", она активно производит отбор, сортировку, хранение, переработку общественного материала в виде информации и на основе этого создает новые материальные и культурные ценности" [143].

Как видим, довольно часто процесс социализации рассматривается как "механизм, с помощью которого люди познают социальные и культурные нормы" (Д. Матсумото) или даже как процесс "выучивания" человека той или иной культуре (С. Лурье), что позволяет делать это с человеком любого возраста (даже зрелого).

Нетрудно заметить, что социализация в данном случае рассматривается как "сугубо нормативный процесс, практически не допускающий возможности интерпретации социальных инноваций" [28].

В отечественной социально-психологической литературе традиционно понятие социализации определяется как двусторонний процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его деятельности [10].

Социализация и индивидуализация признается основными путями формирования личности, при этом подчеркивается, что социализация - это долг личности, а индивидуализация - ее право.

Д.И. Фельдштейн предлагает понимать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, прикосновением, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств; с другой - отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его "Я", раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы [169]. Отсюда логично вытекает следующее: социализированная личность есть проявление типичного, того, что общество вкладывает в человека, формируя его, индивидуализированная личность предполагает уникальное, творческое начало в человеке, способность отбирать, оценивать, создавать новое.

Вхождение ребенка в культуру своего народа американский культурантрополог М. Херсковиц называет инкультурацией, при этом разделяя понятия социализация и инкультурация [197]. Э.А.Орлова, анализируя процессы вхождения индивида в общество и культуру, также обращается к этим двум, перекрывающим друг друга по содержанию, понятиям: «социализация» и «инкультурация» [135]. Оба понятия, по ее мнению, означают «освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства - времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, общения, символических структур, нормативных образований» [135, 11]. Тем не менее, М.Херцковиц под первым понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Автор считает, что в процессе инкультурации индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от других человеческих групп [197]. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве приобретением навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды и продолжается всю жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкультурации...поскольку без него не может существовать как член общества» [135, 112]. Понятие же «социализация» связывается с освоением социальных норм.

Как уже отмечалось, процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре — в языке, ритуалах, ценностях и т.п., или, по-другому, этническая состоятельность личности: «Этническая состоятельность личности, формирующаяся в процессе социализации (этнизации), предполагает осознанную причастность члена этнической группы к элементам различных сфер и подсистем этнической культуры (производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной, познавательной)» [123, 44].

Однако М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества [197].

Исследователем выделены два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.

Организация исследования и характеристика групп испытуемых

В основу экспериментального исследования, целью которого явилось выявление психологических особенностей формирования этнической идентичности у коренных народов Камчатки, была положена теоретическая модель результатов формирования этнической идентичности, включающая в себя три этапа: инкультурации, дифференциации и аксиологизации. (См. параграф 1.3.) Предполагалось, что данная модель будет обладать рядом особенностей, обусловленных комплексом взаимосвязанных географических, популяционно-демографических, политических, историко-культурных, социально-психологических факторов, определяющих специфику формирования личности представителей малочисленных народов Камчатского региона (См. параграф 1.4.).

Теоретическая модель этапов формирования этнической идентичности показала, что на каждом этапе образуется свой набор показателей развития этнической идентификации, соответствующий определенному периоду возрастного развития (См. параграф 1.3). Учитывая это, мы исследовали процесс этнической идентификации на каждом этапе определенным набором методов.

На этапе инкультурации, для определения осознания дифференциации по этническому признаку, оценки этнического окружения мы применяли метод беседы.

Особенности процесса этнической идентификации на этапе дифференциации, в частности такие характеристики, как система представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением исследовалась с помощью шкального опросника этнической идентичности О.Л. Романовой и анкетирования (этнопсихологического опроса).

На этапе аксиологизации мы изучали определение этнического статуса и степени выраженности этнического «я» в структуре личностной определенности, осознание человеком тождественности со своим народом, развитие этнической самоидентификации (т.е. анализ представлений об этнических признаках, сближающих респондентов с людьми своей национальности), мотивацию выбора своей национальности, определение этнического мировоззрения. Измерение основных результатов данного этапа формирования этнической идентичности проводилось на основе анкетирования (этнопсихологического опроса) и шкального опросника этнической идентичности О.Л.Романовой [145].

На каждом изучаемом этапе проводился тест установок личности на себя М.Куна и Т.Макпартлэнда, предназначенный для исследования самоотношения. На этапе инкультурации, учитывая возрастные особенности группы испытуемых, предлагался модифицированный вариант теста установок личности на себя М.Куна и Т.Макпартлэнда, детям предлагалось рассказать о себе: «Расскажи, кто ты? Опиши себя». На двух других этапах методика проводилась в стандартизированном виде.

Для изучения сопоставления результатов уровня развития этнической идентичности с уровнем развития социального «Я» личности в целом с целью исключения ситуации, когда показатели этнической идентичности находятся в зависимости от социального развития личности и уровня развития ее самосознания, нами применялись контрольные методики. На этапе инкультурации в качестве контрольной использовалась адаптированная проективная методика Б.Лонга, Р.Зиллера, Р.Хендерсона «Социально-символические задания на выявление социального «Я» [Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ., 1999, с.394].

На этапах дифференциации и аксиологизации в качестве контрольной методики, измеряющей общий уровень развития самосознания личности, использовалась методика исследования самоотношения В.В. Столина, СР. Пантилеева, направленная на изучение комплекса факторов отношения к себе.

Кроме того, наряду с перечисленными, на каждом изучаемом этапе нами применялся метод включенного наблюдения, который позволил изучить интересующие нас особенности «изнутри», получить объективную информацию и провести качественный анализ полученных данных.

Эмпирическую базу исследования составили представители коренных народов Камчатки трех возрастных групп, проживающих в различных районах Камчатской области: г.Петропавловск-Камчатский, г.Елизово, с.Мильково, п.Палана КАО, с.Анавгай, с.Эссо.

В работе мы не ставили целью проанализировать отдельно представителей разных этнических групп (алеутов, ительменов, коряков, чукчей, эвенов, эскимосов), а рассматриваем их в целом как представителей коренных этносов Камчатки, не отрицая при этом этнической уникальности каждого народа. В пользу объединения этих народов есть целый ряд, на наш взгляд, веских аргументов. (См. параграф 1.4.). С целью исключения возможности интерпретации выявленных особенностей формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки как региональных, т.е. свойственных всем жителям данного региона, нами исследовалась контрольная группа, которую составили жители г.Петропавловска-Камчатского трех соответствующих возрастов (дошкольники, подростки, взрослые) по 46 человек каждого возраста. В контрольной группе национальная принадлежность испытуемых не учитывалась. Количество испытуемых контрольной группы - 138 человек. Общее количество выборки - 285 человек.

Особенности этнической идентичности на этапе инкультурации

Анализ результатов беседы с целью определения осознания дифференциации по этническому признаку, оценки этнического окружения, сформированное этнической самоидентификации и самоотношения проводился нами посредством сравнения ответов респондентов двух групп -экспериментальной и контрольной. В своем описании мы остановимся на тех вопросах, которые дают возможность уловить специфику этнической идентичности представителей коренных этнических групп Камчатки. Объем беседы в разных случаях значительно различался: это зависело от желания респондента отвечать на те или иные вопросы, от условий проведения беседы в каждом конкретном случае и других причин, но во всех случаях ответы респондентов и эмоциональные проявления представляли собой интересный материал для содержательного анализа. Мы рассчитывали на эффективность нашей беседы, т.к. она проводилась внутри включенного наблюдения, когда исследователь постоянно находился в позиции причастности к жизни испытуемых и через создание соответствующей доверительной атмосферы мог рассчитывать на получение достоверного научного материала. Результаты, представленные в таблице, отражают особенности формирования этнической идентичности на этапе инкультурации в группе детей коренных народов Камчатки и не принадлежащих к таковым. Анализ ответов детей показал, что наибольший вес в обеих группах имеют суждения: «по национальности я русский», «впервые я научился разговаривать на русском языке», «мой родной язык», «мои родные говорят на русском языке», «я знаю сказки, песни, танцы, игры моего народа», «к земляку в другой стране я обращусь на русском языке», «затрудняюсь ответить».

Анализ ответов на вопрос по осознанию своей национальной принадлежности «по национальности я...» показал следующее: существует статистически значимое различие (р 0,05) в признании себя русским по национальности у респондентов двух групп. У респондентов контрольной группы оно значительно выше (3.70 и 3.30 соответственно). По этому же вопросу значимые различия обнаружены в суждении «затрудняюсь ответить». Респонденты экспериментальной группы значительно (р 0,001) меньше осознают свою национальную принадлежность (иногда не понимая сути вопроса), чем респонденты контрольной группы.

Язык, по мнению ученых, относится к основному этнодифференцирующему признаку [73,148]. Русский язык является доминирующим в обеих выборках. Средний показатель по признанию русского языка родным у респондентов экспериментальной группы - 3.00, что значительно ниже, чем у респондентов контрольной группы - 3.60 (р 0,01). Лишь небольшой процент детей экспериментальной группы своим родным языком считают национальный язык - эвенский, корякский, ительменский. Между тем, по суждению «мой родной национальный язык» в изучаемых группах были обнаружены значимые различия на уровне (р 0,01), респонденты экспериментальной группы позитивнее относятся к признанию национальных языков родными, даже не говоря на них.

Мы полагаем, это связано с тем, что дома родные разговаривают на национальных языках: 42,8% детей указывали в своих ответах на это -«бабушка с мамой говорит на корякском», «папа разговаривал на эвенском с дедушкой». Этим же, по-видимому, обусловлено желание детей знать свой национальный язык. Однако мы допускаем также, что это была лишь демонстрация социально одобряемого вида поведения. Всего один ребенок признался, что знает свой национальный язык.

Предложив детям проективную ситуацию: «Представь, что ты попадешь в другую страну и встретишь там своего земляка. На каком языке ты к нему обратишься?», мы обнаружили, что все дети изберут для этого русский язык. Как видим, даже если ребенок знает свою национальную принадлежность, то родным языком считает язык доминирующей культуры. Всего 14,8% детей экспериментальной группы, не зная национальный язык, считает его родным, т.е. осознает принадлежность своему народу, что является показателем сформированной этнической самоидентификации.

В ходе исследования были обнаружены достоверные этнические различия и в знании респондентами сказок, песен, танцев и игр своего народа (р 0,001). Вопрос был направлен на определение этнических предпочтений детей. Респонденты контрольной группы лучше знают русские народные элементы духовной культуры (р 0,01), чем респонденты экспериментальной группы подобные элементы своего этноса. Тем не менее, большинство детей экспериментальной группы отметили, что любят песни и танцы коренных народов, но не сказки, другие признались, что из перечисленного предпочитают только игры, а 21,2% детей сообщили, что не знают ни игр, ни песен, ни сказок своего народа. Вместе с тем дети коренных народов Камчатки показали хорошее знание русских народных сказок, песен, танцев.

Таким образом, этническая осведомленность детей коренных народов и этнические предпочтения касаются в большей степени русской культуры.

По суждению «мои друзья по национальности русские» обнаружены достоверные этнические различия (р 0,05) в двух выборках. Утвердительных ответов на данный вопрос больше в контрольной группе (средний балл 1.86 и 1.32 соответственно). Выявлено также, что в данной группе респонденты больше разбираются в национальности человека. Уровень достоверности различий по суждению «затрудняюсь ответить» в этом вопросе составил (р 0,001). В большей степени затрудняются определить национальность друзей респонденты экспериментальной группы (средний балл 3.96 и 1.37 соответственно). Большая часть ответов (95%) свидетельствуют о неопределенности этнического окружения для детей этого возраста, высказывания детей выглядели следующим образом: «не знаю», «разные национальности», «наверное, русские». Оставшаяся часть опрашиваемых (5%) при перечислении национальности своих друзей демонстрировала полиэтничность места их проживания: «Эвены, русские, чукчи, чуваши, азербайджанцы, коряки».

Это может свидетельствовать, с одной стороны, о слабом представлении детей коренных народов о разделении народов по этническому признаку, об этнической принадлежности людей вообще, и своей в частности, т.е. низком уровне развития этнической идентичности, а с другой стороны, невнимание к национальности партнера по общению можно интерпретировать как признак толерантности, готовности принять человека вне зависимости от его этнической принадлежности.

Последнее предположение подтверждается следующей группой вопросов беседы, которая была направлена на определение этнической мобильности, толерантности детей. Вопросы представляли проективные ситуации: «Представь, что в детском лагере ты будешь жить в одной комнате с неизвестным тебе мальчиком (девочкой). Какой национальности будет твой новый друг (подруга)?». «В школе тебя назначили дежурным. С человеком какой национальности ты бы предпочел дежурить?». «На домашний праздник тебе позволили пригласить кого-то из знакомых. Какой национальности человека ты пригласишь?». Ответы детей экспериментальной группы по трем ситуациям часто выглядели следующим образом: «Все равно», «Со всеми», «Любой национальности», «Подругу, не знаю, какой она национальности», «Своих друзей - русского и коряка», «Сразу двоих». Данные ответы свидетельствуют о низкой степени значимости у детей дифференциации по этническому признаку, национальности партнера по общению, как и своей собственной, не придается значение, дети демонстрируют готовность принять человека любой национальности.

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки