Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Акопян Татьяна Альбертовна

Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях
<
Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акопян Татьяна Альбертовна. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Санкт-Петербург, 2002 239 c. РГБ ОД, 61:03-19/542-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы семейного воспитания и формирования этнической идентичности у подростков 17

1.1. Понятие этнической идентичности 17

1.2. Социально-психологические особенности национально-смешанных семей 46

1.3. Особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях 52

1.4. Достижение идентичности - как основной процесс формирования личности в подростковом возрасте 54

1.5. Межличностные отношения старших подростков с родителями и другими близкими родственниками 63

Глава II. Методы и организация исследования 72

2.1. Методы исследования социально-психологических особенностей личности 72

2.2. Методы статической обработки результатов 86

2.3. Организация и проведение исследования 86

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 89

3.1. Психологические характеристики подростков, обусловленные их полом 89

3.2. Психологические характеристики подростков, обусловленные их национальной принадлежностью 94

3.3. Психологические характеристики подростков, обусловленные идентификацией

с одним из родителей 102

3.4 Психологические характеристики подростков, обусловленные их этнической

идентификацией 106

3.5. Особенности этнической идентичности подростков из национально - смешанных семей 112

3.6. Межличностные отношения подростков с родителями и особенности идентификации с ними 121

3.7. Восприятие подростками национальных традиций и характер их межличностных отношений с семейным окружением 135

3.8. Идентификация подростков с родителями и их этническая идентификация 139

3.9. Образы русского и армянского этносов в группах подростков маргиналов 152

3.10.. Результаты факторного анализа в группах подростков-маргиналов 159

3.11. Формирование этнической идентичности подростков и характер их межличностных отношений с родителями 170

3.12. Общая группа подростков - маргиналов 177

3.13. Особенности психологических характеристик группы маргиналов, идентифицирующихся с этносом на основе позитивных взаимоотношений с матерью 181

Выводы 192

Введение к работе

Проблемы, связанные с процессом формирования этнической идентичности, всегда привлекали внимание ученых, и не только психологов. В настоящее время эта тема стала чрезвычайно актуальной, в связи с назревшими проблемами в национальной политике (рост межэтнической напряженности, распространенность негативных национальных стереотипов). Интерес к этнической идентичности вызван не только необходимостью прогнозирования дальнейшего развития нашего общества. Концентрируя чувства, интересы и стремления народов, этническая идентичность является одним из главных факторов и критериев развития национальных, этнополитических движений. Северный Кавказ, чье географическое, стратегическое и геополитическое положение позволяет считать его естественным мостом между цивилизациями двух миров - Европы и Азии, бесконечные войны и насильственные миграции, которым подвергался Кавказ за свою историю, обусловили уникальную, даже в условиях многонационального государства, степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия. Межэтнические напряжения и конфликты в различных регионах отражаются на настроениях и ориентации людей, особенно это касается тех, кто живет в иноэтнической среде и национально-смешанных семьях. Гуманистическая задача общества заключается в том, чтобы понять самочувствие этих людей и максимально уменьшить межэтническую напряженность. Одним из способов ее решения является изучение факторов формирования позитивной этнической идентичности и, как следствие, успешной адаптации в этнической среде.

Представители различных специальностей выделяют собственное поле в исследовании феномена этнической идентичности, помогая, в свою очередь, решению более общих этнокультурных, социальных и этнополитических задач.

5 Изучение этнического самосознания и в целом, этнической идентичности, идет в общественных науках в двух взаимосвязанных, но четко разграничивающихся аспектах в зависимости от того, на каком уровне функционирования оно рассматривается:

  1. Во-первых, с точки зрения группы, общности в целом (Бромлей, 1972, 1973, 1983, 1987; Джарылгасинова, 1986, 1987; Козлов 1974; Кушнер, 1949; Крюков, 1986; Лихачев, 1946, 1991; Мавродин, 1945; Платонов, Почебут, 1993; Поршнев, 1966; Рыжова, 1995; Сикевич, 1996; Солдатова, 1994; Токарев, 1964; Чистов, 1972; Elliot, 1983; Glaser, 1975; Smith, 1989, 1991; и другие).

  2. Во-вторых, проявление этнического самосознания на уровне конкретных личностей (Бромлей, 1972, 1983; Галкина, 1993; Губогло, 1975; Дробижева, 1982, 1985; Кожанов, 1983; Парыгин, 1967, 1971; Поршнев, 1968, 1979; Снежкова, 1983; Dashefsky, 1976; Liepkind, 1983,1989; Royse, 1982 и др.).

Эти два аспекта изучения, хотя их полностью разделить нельзя (Дробижева, 1985) порождают значительные различия в подходах и соответственно приводят к выделению различных сторон в содержании понятия этнического самосознания.

В центре внимания данного исследования - личностные аспекты этнической идентичности. Мы сконцентрировались на изучении субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне, при этом исходили из необходимости учитывать сложную систему отношений личности и малой этнической группы (семьи). В обобщенном виде эту систему можно представить через совокупность идентификационных механизмов — мы имеем ввиду процесс отождествления личности с конкретными этническими общностями, определяющий содержание этнической идентичности.

В системе разнообразных общественных групп и социальных институтов, оказывающих постоянное воздействие на формирование личности ребенка, его сознание и самосознание, важная роль принадлежит семье с ее особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимоотношений между супругами, родными и детьми,

детьми разных возрастов и т.д. Своеобразие психологического климата в семье, в свою очередь, определяется взаимодействием ряда факторов: материальными условиями семьи, уровнем образования ее членов, ~ особенностями их нравственных ценностей, национальными традициями и т.д.

В настоящей работе представлены результаты социально-психологического исследования роли семьи в формировании этнической идентичности старших подростков (далее в работе они будут именоваться просто «подростки»). Была предпринята попытка проследить в этом процессе значение такого фактора, как характер межличностных взаимоотношений подростка с родителями и другими близкими родственниками.

В работах некоторых исследователей (Левкович, Кузмицкайте, 1992; Хотинец 2000 и др.) было указано, что значительную роль в отнесении себя к тому или иному народу в национально-смешанных семьях играет для подростка уровень авторитета родителей. Позитивная оценка родителя и его этнической группы в этом случае является для подростка условием обоснования его этнической самоидентификации.

Однако в указанных исследованиях авторитет родителей был указан лишь как один из факторов, определяющих выбор подростками своей национальной принадлежности, наряду с другими факторами: стремлением подростков принадлежать к одной из групп этнического большинства в регионе, а также языком обучения в школе, выполняющим для подростком в национально-смешанных семьях этнодафференцирующую функцию. Таким образом, Левкович и Кузмицкайте (1992) был установлен лишь общий процент случаев (64,3%) влияния авторитета родителей на формирование этнической идентичности подростков наряду с другими факторами, а не значение этого фактора в отдельности.

Другой проблемой изучения этнической идентичности, не попадавшей в поле зрения исследователей, являются вопросы восприятия и корректировки этнических представлений подростка из национально-смешанной семьи ближайшим этническим окружением: изменяются ли они при определенных

7 условиях или всегда остаются достаточно стабильными? Влияет ли на них то, как их воспринимает непосредственное этническое окружение?

В работах ряда исследователей (Комарова, Кондратьева, 1991 и другие) установлено, что из числа взрослых как в деловом, так и в личностном общении наиболее значимым человеком для подростков в отношении их самосознания является мать. Однако почти не изучены вопросы, касающиеся роли матери в формировании этнической идентичности подростка из национально-смешанной семьи, вопреки влиянию других значимых факторов, таких как пол подростка и традиции определения национальности по национальности отца.

В исследовательских работах, посвященных этническому самосознанию (Галкина, 1993) констатировалось, что именно с родителей берет свое начало этническая идентификация ребенка. При изучении психологических детерминант этнической идентичности (см. Mortimer, 1979) отмечалось, что бессознательное ядро этнической идентичности составляет идентификация детей с родителями. Однако не акцентировалось внимание на вопросах о том, насколько полной должна быть идентификация ребенка с родителем для идентификации с его этнической группой. Кроме того, возможна ли идентификация ребенка с этносом родителя без идентификации с ним, только на основе позитивных взаимоотношений между ними?

В работах Левкович, Кузмицкайте (1981, 1992) указываются недостатки
научной ориентации, при которой подросток рассматривается лишь как объект
семейных воздействий и подчеркивается необходимость более пристального
внимания к личности подростка в социально-психологическом исследовании, в
частности, при изучении этнического сознания и самосознания. Имеются
немногочисленные исследования особенностей психологических

характеристик подростков из национально-смешанных семей, связанных с их этнической идентификацией.

Специфика этнического самосознания подростков из национально-смешанных семей изучалась в ряде работ (см. Галкина, 1993 и др.). Однако эта проблематика не является полностью исследованной.

В отношении этнокультурных и этнопсихологических факторов, рассмотренных и в нашей работе, можно отметить, что им посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. В частности, в исследованиях Хотинец (1998) было показано непосредственное влияние этнокультурного фактора на становление этнического самосознания: идентификация испытуемых со своим этносом происходит через отождествление с этнической культурой (элементами профессиональной, духовной и традиционной материальной сфер). Однако существование специфики условий этнизации представителей конкретных этносов дает почву для новых исследований в этой области.

Выбор русских и армянских семей, а также национально-смешанных (русско-армянских) семей для проведения нашего этнопсихологического исследования был обусловлен, главным образом, тем, что именно эти этнические группы занимают 1 (русские — 83%) и 2 места (армяне — 4% в Ставропольском крае, 5,3% на Кавказских Минеральных Водах) по численности населения Северокавказского региона. Следует учесть еще большое количество армян-переселенцев из Азербайджана и Армении, живущих без регистрации.

Усиленный приток армянского населения в субъекты Северного Кавказа, особенно в русские административно-территориальные образования -результат сложных внутри и межрегиональных социально-экономических и политических тенденций. При этом очевидно, что в последние 15 лет переселение армян является результатом чрезвычайных обстоятельств, миграция имеет ярко выраженный этнический характер и относится к эвакуационной и стрессовой. Армянские диаспоры на Северном Кавказе отличаются плотной встроенностью в экономическую и социальную структуры и в то же время стойкостью к внешнему воздействию, которая

9 зиждется на культурной, религиозной и языковой самобытности внутриэтнической комплементарности и внутридиаспорной солидарности (13). Успешное развитие и функционирование армянских диаспор в регионе определяется многими эндогенными и экзогенными детерминантами.

В числе первых важнейшими являются: многонациональный состав населения региона; большая численность русских, к которым армяне питают исторические симпатии; значительная доля христианского, православного населения, среди которого армяне чувствуют себя в безопасности; развитие сферы торговли и услуг, мелкого предпринимательства, что отвечает этнопрофессиональным интересам армян.

Таким образом, общность территории проживания, большая численность, стойкая симпатия и отношение друг к другу как к братьям по вере обусловливают не только добрососедские отношения русского и армянского народов, но и допускают более близкие — брачные отношения (согласно данным Ставропольского краевого комитета госстатистики количество русско-армянских браков растет).

Следовательно, несмотря на огромное значение роста национального самосознания, бережного отношения к собственной национальной культуре нельзя приуменьшать ту положительную роль для развития общества в целом, которую играют межнациональные браки. При этом необходимо учитывать то влияние, которое могут оказать когорты потомков из национально-смешанных семей на общественно-политические процессы, в том числе уменьшение количества и силы национальных конфликтов.

Этнические маргиналы могут играть роль посредников в диалоге культур, специфического канала передачи этнокультурной информации. Для выполнения этой общественно-значимой роли этнический маргинал должен знать и принимать обе культуры, в которых он существует, однако на практике эта задача не всегда решается. Источником проблем часто является семья, родители. Родители обычно не осознают свою роль в усвоении подростками национальной культуры. Особенно часто это происходит в национально-

10 смешанных семьях, где сами родители своим браком «сломали» национально-культурные границы и имеют скорее нигилистическое отношение к национальным ценностям или же избегая этноэгоизма пускают на самотек процесс формирования национально-культурной компетентности и национальной идентичности в том числе. Такая свобода подростков в национальном самоопределении оборачивается для них негативным образом. Вместо обретения «двойного» культурного богатства они получают ощущение ущербности в ситуациях национального взаимодействия.

Близкие эмоционально-заряженные отношения с родителем, идентификация с ним и как следствие идентификация с его народом может сыграть основную роль в формировании национальной идентичности подростка из национально-смешанной семьи.

Учитывая и тот факт, что старший подростковый возраст является сенситивным периодом для развития основных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения, можно выдвинуть предположение, что роль именно эмоционального и таким образом этнопсихологического фактора будет преобладающей над этносоциальным и этнокультурным факторами в процессе формирования этнической идентичности подростков в национально-смешанных семьях.

Исследование данных положений и формулирование практических рекомендаций, связанных с ними, и является сутью данной работы.

Целью диссертационного исследования является изучение формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей в связи с характером их межличностных отношений с родителями.

Социально-психологические особенности национально-смешанных семей

Проблемы этнической идентичности выходцев из национально-смешанных семей тесно переплетаются и в значительной мере обуславливаются особенностями существования самих этих семей. Чтобы понять, каким

образом эта специфика влияет на формирование этнической идентичности подростков в национально-смешанных семьях, важно определить основные черты жизнедеятельности этих семей.

Сам термин национально-смешанные семьи существует наряду с другими, обозначающими этот тип семей: разнонациональные, разноэтнические, гетероэтнические, семьи с этнодифференциальным составом, национально-своеобразные семьи. Ввиду более длительной истории и широты распространения термина «национально-смешанные» семьи в нашем исследовании будет употребляться именно он.

Проблеме изучения национально-смешанных семей, их особенностям, уровня стабильности уделялось внимание многими исследователями. Устойчивый интерес ученых различных областей знания (психологов, социологов, философов, этнографов, историков, демографов, социальных антропологов) обусловлен рядом причин.

Одной из причин является рост их абсолютной и относительной численности (особенно значительный в послевоенные годы), зарегистрированный как у нас в стране, так и за рубежом и вызванный миграцией, урбанизацией, ростом межэтнических контактов и увеличением роли в повседневной жизни средств массовой информации.

В нашей стране численность и доля национально-смешанных семей возрастали от 5,2 миллиона семей (практически каждая десятая семья) в 1959 г. до 12, 8 миллионов (17,5%) в 1989 г., увеличиваясь как среди городского, так и сельского населения (Галкина Е.М, 1993). В последние годы рост этнического самосознания и бурное развитие внутри- и межэтнических процессов во всех регионах бывшего СССР привели к снижению количества национально-смешанных браков (13,6% - по данным микропереписи 1994), росту числа разводов.

Доктора экономических наук А. В. Топилина (160) проблема межнациональных семей интересовала как один из факторов, способствующих миграции населения. Проведенный анализ позволил ему сделать следующие выводы.

1. Разноэтнический состав семьи в условиях стабильной обстановки цементирует общество, способствует взаимообогащению национальных культур и традиций. Рост числа и удельного веса национально-смешанных браков свидетельствует о здоровье общества. Учитывая, что русские в этих супружеских парах составляют большинство (80%), можно полагать, что миграционная мобильность межэтнических семей несколько выше, чем национально-гомогенных.

2. Ситуация кардинально меняется при межнациональных конфликтах, в которые вовлекается значительная часть этнически смешанных семей. Многие из них вынуждены мигрировать или становиться беженцами. Последствия этнической чистки, проводимой в странах ближнего зарубежья, зачастую недооцениваются. Происходит не только вытеснение русских и других не титульных наций, но и разрушение межнациональных семейных связей, участниками которой выступают и представители коренной нации. Это невосполнимый ущерб генофонду собственного народа.

3. Негативные процессы, вызванные распадом СССР, усиление националистических тенденций привели к подрыву самой основы для заключения новых смешанных браков. Эти явления носят устойчивый характер.

4. На замедлении процесса возникновения национально-смешанных семей скажется несколько обстоятельств:

а) еще более сузится этнодемографическая база для него в результате концентрации коренных наций на территории своего этноса и снижения численности других наций;

б) сдерживающим фактором послужит сохранение межнациональных конфликтов, чреватых перерастанием в отдельных случаях в гражданские войны;

в) возможно в некоторых бывших союзных республиках ужесточение политической линии по отношению к русскоязычному населению.

А. В. Топилин в заключение подчеркивает: лишь сохранение исторически сложившихся систем расселения, совместного проживания многих наций, позволяющее осуществлять тесные контакты между ними, создаст здоровую основу для взаимообогащения народов, укрепление межнациональных семей как одной из важнейших форм, интегрирующих общество.

Что касается западных социологических исследований, то там отмечается тенденция роста гетерогенных браков. Был сделан прогноз (A. Gordon 1972), что изменение в образовательном, экономическом, и миграционном статусе, связанные с трансформацией стиля жизни в целом, уменьшением количества верующих и ослаблением семейных связей, повлекут за собой увеличение всех форм смешанных браков: межэтнических, межрасовых, межрелигиозных.

В этой связи важным является вопрос о воздействии последствий смешанных браков на этнические процессы. С одной стороны, сами межэтнические браки являются следствием межэтнического взаимодействия. С другой стороны, они влияют на этнокультурные характеристики самих взаимодействующих этносов.

Сусоколов А. А. (150) писал, что в национально-смешанных семьях «как в капле воды» отражены процессы этносоциального и этнодемографического развития. Их изучение «позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия».

Следует учесть, что в национально-смешанных семьях эти процессы идут не только в другом масштабе, но и при значительном влиянии психологического фактора: ведь в брак вступают не столько представители этнических групп, сколько реальные люди.

Особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях

Данной проблематике был посвящен ряд работ как в отечественной науке (Ганская О. А., Терентьева Л. Н., 1965, 1973; Терентьева Л.Н., 1969, 1974; Рихтнер Е. В., 1985, 1988; Егоян, 1979; Аратановский, 1979; Галкина Е. М., 1993; Стефаненко Т., 2000), так и в зарубежных исследованиях (Либераон СТ., Уотерс М, 1986; P. Tizard, A. Phoenix, 1989; S. Benson, 1981, A. Wilson, 1987; С. Bagley, L. Young, 1980; Jacobson-Widding, 1983; Almirol, 1985). В них рассматривалась специфика формирования этнического самосознания, этнической идентичности в национально-смешанных семьях. Основные характеристики этнической идентичности в национально-смешанных семьях наиболее полно были представлены в работах Е.М.Галкиной (42) и Т.Стефаненко (145), выводы из которых мы и рассматриваем ниже:

1. Представления подростков из национально-смешанных семей об этнической идентичности характеризуются сложностью, противоречивостью. Характерна некоторая степень периферийности этничности в их самоконцепции, которая несет более аффективную (эмоциональную) нагрузку, чем у выходцев из национально-гомогенных семей (см. Галкина Е.М.,1993).

2. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей характеризуется вариативностью, т.е. существованием нескольких типов этнической идентичности: моноэтнический (идентификация с одним этносом), биэтнический (идентификация с двумя этническими группами разной степени интенсивности), маргинальная этническая идентичность («балансирование» между двумя культурами без должного овладения их ценностями), космополитическая (причисление себя к широким наднациональным общностям-европейцам, гражданам мира) или аэтническая идентичность(отсутствие идентичности - отрицание значимости этнической принадлежности как в своей жизни, так и в обществе в целом) (42,145).

3. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей характеризуется изменчивостью, проявляющейся возможностью манипулирования своей идентичностью в зависимости от ситуации (42, 145).

4. Для подростков из национально-смешанных семей характерно расхождение между этнической идентичностью (самоидентичностью) и официальной этничностью, декларируемой идентичностью (самоназванием) и тем, как их воспринимает их ближайшее окружение (см. там же).

5. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей может выступать источником внутреннего дискомфорта или даже внутриличностного конфликта в тех случаях, когда окружающая среда отказывается принимать более сложную структуру их этнической самоидентичности (42).

6. В индивидуальном этническом самосознании материальная сфера этнической жизни уступает ведущее место субъективным признакам этнической принадлежности, что в большей степени проявляется у подростков из национально-смешанных семей, оказывающихся более чувствительными к этнокультурным изменениям (см. там же)

7. Этническая идентичность в национально-смешанных семьях представляет собой «конструируемый» динамический феномен. Она формируется у индивида в ходе непосредственного взаимодействия с этническим окружением и изменяется под воздействием факторов как субъективного, так и объективного порядка (см. там же).

8. Этническая идентичность в национально-смешанных семьях не только не может рассматриваться как «отклонение» от нормы, которой традиционно считается этническая идентичность в моноэтнических семьях, но и выступает определенной моделью этнического развития, экстраполируя и катализируя этнические процессы на личностном уровне (42).

В настоящей работе предметом исследования также является этническая идентичность, ее специфика и факторы, связанные с ее формированием у подростков в национально-смешанных семьях.

Результаты, полученные в нашем исследовании, будут обсуждены в главе 3.

Подростковый возраст — это определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Однако большинство исследователей подразделяют подростковый период на 2 составляющие:

1. ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) 2. средний или старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет).

Такой подход помогает более точно сориентироваться, о каком этапе жизни подростка идет речь.

Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в конце концов, большинство подростков обретает зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком (см. Ф. Райе, 2000). Многие исследователи считают юность временем больших потрясений, плохой эмоциональной адаптации и неуравновешенности, частой смены настроений, колебаний между активным интересом ко всему вокруг и апатией, веселостью и подавленностью, самовлюбленностью и скромностью.

Психологические характеристики подростков, обусловленные их полом

Исследуемые нами психологические характеристики подростков различаются в зависимости от пола в каждой исследуемой национальной группе. Анализ средних оценок с использованием t-критерия по Стъюденту различий средних сравниваемых групп позволил установить следующие различия:

В различиях психологических характеристик группы русских подростков-мальчиков от их сверстниц-девочек очевидна роль идентификации по полу. Для подростков-мальчиков характерна идентификация с отцом, для девочек-подростков - позитивный характер отношений с матерью. Как будет показано ниже, для всей русской выборки подростков преобладающими являются положительные взаимоотношения с матерью. Однако для подростков-мальчиков характерны более полярные (позитивные или негативные) отношения с матерью, чем с отцом. В отношении отца больше всего присутствует высказываний нейтрального характера: « Отец называет меня ...сыном », «Отец считает, что ...я должен учиться». Общее количество высказываний об отце является преобладающим в группе подростков-мальчиков (см. Приложение 6, Таблица 1), что подтверждает высокую значимость роли отца в психологической жизни подростка (117).

Необходимо отметить важную особенность русских подростков-мальчиков, заключающуюся в следующем: хотя в сравнении со своими русскими сверстницами, идентификация с отцом является у подростков-мальчиков преобладающей, внутри самой их группы (см. рис. 3.9) лишь 47 % идентифицируют себя с отцом, 50 % - с матерью, 3 % - с обоими родителями в равной степени. Это можно объяснить социальной активностью русской женщины (матери), нередко являющейся фактической главой семьи. Как видно из таблицы, русские подростки (57% мальчиков и 80% девочек) считают мать главой семьи или равной по статусу отцу. Среди подростков-маргиналов процент считающих так ниже (50% мальчиков и 50% девочек). Подростки-армяне подтвердили высокий статус отца - как главы семьи (83% мальчиков и 63% девочек), характерный для этой национальной группы. Промежуточный показатель (%) группы подростков-маргиналов мы объясняем смешанным национальным составом семьи. Таким образом, можно отметить влияние национально-культурного фактора на ролевую структуру семьи и, как следствие, на личностные и социально-психологические особенности подростков.

Группа русских подростков-мальчиков отличается от своих сверстниц самоуверенностью (шкала ICHSTK- BIV), эмоциональной уравновешенностью (шкала N-BIV), хорошей способностью устанавливать и поддерживать контакты (шкала SOZAKT- ВIV), большей устойчивостью к стрессовым нагрузкам (шкала PSYKON- BIV). В то же время, мальчики подростки более склонны к проявлению открытого агрессивного поведения при снижении самоконтроля (I = о,7 , Hand test), чем их сверстницы (1= - 1,4 , Hand test). Девочки-подростки более склонны к демонстративному поведению (Ex , Hand test) проявляя, при этом зависимость от благожелательного отношения окружающих (Dep, Hand test). Отличаясь большей чувствительностью и эмоциональной лабильностью от сверстников (шкала N BIV), русские девочки-подростки менее позитивно оценивают психологический климат в семье («Незаконченные предложения»), семейную ситуацию в прошлом и настоящем (шкала FAM- BIV). Мальчики-подростки более оптимистичны в своих оценках по этим позициям (шкала FAM- ВIV), отмечают хорошие взаимоотношения с родителями и родителей между собой (ERZIEH- BIV).

Группа мальчиков - армян обнаружила идентификацию не только с отцом (как у русских подростков), но и идентификацию с этносом (армянским). Как показали корреляционный и факторный анализ для подростков-армян эти две идентичности взаимосвязаны (см. раздел 3.8).

Группа маргиналов- мальчиков отличается от своих сверстниц позитивным отношением к национальным обычаям и традициям. Этот факт объясняется данными общего (мальчики и девочки) корреляционного анализа показавшими, что чем больше идентификация с армянским этносом, тем лучше отношение к национальным традициям (см. раздел 3.7). В группе мальчиков -маргиналов идентификация с армянским этносом достигает 67% , в группе их сверстниц - 36 % (см. рис.3.8 и 3.9 на стр. 128 и 129).

Группа мальчиков-маргиналов обнаружила склонность к обдумыванию, переживанию ситуаций вместо действий в них (Des, Hand test). Процент безличных ответов ( (Act + Pas), Hand test) у подростков-маргиналов ниже нормы (19,6 %), что также свидетельствует о повышенной восприимчивости и тревожности.

Показатель по категории безличных ответов (Handest) в группе маргиналов - девочек близок к норме (32 %). Однако количество пассивных безличных ответов (Pas) у девочек- подростков данной группы в 3 раза больше, чем у их сверстников, что показывает большую пассивность поведения представительниц этой выборки. Корреляционный анализ обоих групп маргиналов (мальчики и девочки) выявил взаимосвязь между идентификацией подростков с русским этносом и высокими показателями по категории Pas (Hand test). В группе девочек -маргиналов русская идентичность выявлена у 57 % испытуемых, в группе мальчиков -маргиналов лишь у 20 % подростков (см. рис.3.8 и 3.9 на стр.128 и 129).

Анкетный опрос показал, что все исследуемые группы девочек-подростков показывают больший процент (40 %) плохих взаимоотношений между родителями, чем их сверстники-мальчики (17 %). Девочки-маргиналы не являются в этом исключением (см. Приложение 6, таб.1 и 2). На вопрос анкеты: « Что, по Вашему мнению, мешает хорошим отношениям в семье?» 34% подростков-мальчиков не смогли дать ответ, в то время, как среди девочек затруднившихся с ответом оказалось только 18 %. Вероятно, брачно-семейные отношения являются более значимыми для девочек старшего подросткогого возраста, чем для их сверстников, и качество взаимоотношений между супругами является объектом их повышенного внимания.

Психологические характеристики подростков, обусловленные их национальной принадлежностью

Группа маргиналов-мальчиков по своим психологическим особенностям ближе к армянским сверстникам, чем к русским. Они идентифицируют себя с армянским этносом, значимо различаясь со своими армянскими сверстниками по психологическим характеристикам лишь по двум показателям: для группы подростков-маргиналов характерно более позитивное субъективное описание семейной ситуации в детстве и отрочестве, хорошее взаимодействие с родителями, положительное отношение семьи к окружающим (FAM -BIV, t=2,l); вторым отличием (t=2,2) является более низкий показатель склонности к открытому агрессивному поведению, вероятность проявления которого будет высока только в особо значимых ситуациях. (1= -0,87 , Hand test). В армянской группе этот показатель несколько выше (1= 0,40 , Hand test), что предполагает возможность проявления агрессии со знакомыми людьми при снижении контроля над своим поведением.

Проявление позитивного отношения к национальным обычаям, традициям у подростков-маргиналов, характерное для их сверстников-армян (как будет показано ниже), является еще одним показателем сходства между этими группами.

Группа подростков-маргиналов характеризуется высокой деловой коммуникативностью (Com, Hand test), значимо (t= -2,7), отличаясь по этой категории от русских подростков и незначительно от армян. В литературе указывалось, что высокие коммуникативные качества более характерны для представителей армянской национальности, чем для русских (Саракуев Э. А., Крысько В. Г., 1996 г.). Однако, по сравнению с маргиналами, имеющими широкий круг общения, показатель деловой коммуникативности армян, по нашему мнению, оказывается ниже из-за направленности ее внутрь своей национальной группы. Дополнительные данные, полученные при помощи анкеты и интервью подтверждают этот вывод.

Группа русских подростков-мальчиков идентифицирует себя с русским этносом и одновременно проявляет негативное отношение к национальным обычаям, национальным вопросам вообще. На вопросы теста «Незаконченные предложения» были получены ответы типа: «Национальные обычаи отношусь отрицательно, равнодушно, параллельно, ...несерьезно, меня бесят, не обращаю внимания...», «Определять национальность нужно для не знаю для чего, индивидуально для каждого не нужно», «Национально-смешанный брак приводит к кровосмешению, ....к конфликтам, не знаю ». Отношение своих родителей к национальным традициям русские подростки выразили следующим образом: «Отец (мать) относится ко всему национальному равнодушно, не знаю как, он не националист, спокойно......

Таким образом, для русских подростков знание, соблюдение и уважение национальных обычаев не является актуальным. В то время, как армяне считают необходимым строгое соблюдение национальных традиций, обычаев для сохранения единства, целостности нации, обретения армянской идентичности; идентичность русских со своим народом приобретается уже по факту проживания на исконной российской земле. Чем меньше группа, тем жестче ее границы, сильнее связи между ее членами и, наоборот. Подтверждение этому есть в литературе. По данным анкетного опроса процент желающих изменить свою национальность среди русских подростков (и девочек и мальчиков) оказался самым высоким (см. Рисунок 3.1). Этот факт объясняется тем, что подростков раздражает разобщенность русского народа (в сравнении с наблюдаемой ими сплоченностью кавказских народов) и низкий материальный уровень жизни (в сравнении с материальным благополучием большинства кавказских и европейских народов). Из 16% русских девочек, желающих принадлежать к другому народу, 13% отдают предпочтение кавказским народам, а 3% - европейским. 3% русских подростков-мальчиков хотели бы принадлежать к другому славянскому народу, 3%- к армянскому, 7%- к европейским народам. На вопрос анкеты о чувствах, испытываемых к своему народу русские подростки ответили следующим образом: чувство гордости, уважение - 52% (подростки-армяне —83%, маргиналы - 65%), нейтральные чувства, как к любому другому народу -12% русских подростков (10% армян, 13% маргиналов), чувство жалости, стыда -30% русских подростков (7% -армян, 10% -маргиналов), не смогли точно выразить свои чувства к народу 6% русских подростков и 12% подростков-маргиналов. Все подростки-армяне определенно высказали чувства к своему народу, а из 10% (самый низкий процент) респондентов армянской национальности проявивших желание принадлежать к другому народу, все 10% предпочли горские народы Кавказа (по разным причинам). Из 17% подростков-маргиналов, пожелавших сменить свою национальную принадлежность 4% предпочитают славянские народы (украинский и др.), а большинство из них — 14% хотят принадлежать к европейским народам, то есть, к более цивилизованным, на их взгляд, чем русская и армянская культуры (в которых они уже живут).

Похожие диссертации на Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях