Введение к работе
Актуальность исследования
С ростом национального, этнокультурного и религиозного самосознания на фоне экономического, политического и морального кризиса, сопровождающегося криминализацией общества, обострились старые и появились новые проблемы в национальных отношениях, сопровождающиеся национализмом, этническим сепаратизмом и религиозным экстремизмом. В этой связи проблема взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях, обусловленная ростом межнациональных и религиозных конфликтов, не является достаточно разработанной в социальной психологии.
Зарубежные и отечественные ученые в качестве факторов
формирования толерантности в межличностных отношениях рассматривают
различные социально-психологические и личностные феномены (Х.Тежфел,
Т.Адерно, Дж.Келли и др). Одним из наиболее важных факторов
формирования толерантности личности в межличностных отношениях
является идентификация с социальными группами: возрастными,
тендерными, профессиональными, этническими, культурными,
религиозными (И.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко, Л.Б.Шнейдер и др.).
Толерантность тесно связана с механизмами и содержанием идентификации индивида. Основой толерантного отношения является социальная идентичность личности, в структуре которой позитивный образ собственной референтной группы сочетается с терпимостью и принятием этнического, культурного, религиозного многообразия современного общества (Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова и др.)
В условиях бурно развивающихся процессов религиозной идентификации в современном российском обществе представляется чрезвычайно важным исследование психологических характеристик и структуры религиозной идентичности, её влияния на толерантность в межличностных отношениях.
Состояние научной разработанности проблемы. Различные аспекты феномена толерантности рассматривались как отечественными, так и зарубежными исследователями. В отечественной психологии изучением проблемы толерантности занимались известные ученые А.Г.Асмолов, Г.Л.Бардиер, В.В.Бойко, С.К.Бондырева, С.Л. Братченко, Г.С.Кожухарь, Д.В.Колесов, Е.Ю.Клепцова, Е.Г.Луковицкая, М.С.Мириманова В.Ф.Петренко, В.С.Собкин и др.
Толерантность, понимаемая как терпимость к инакомыслию, инаковерию (С.К. Бондырева), исследовалась в сфере межэтнических отношений, этнического сознания (Н.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко, А.Н.Татарко, Е.И.Шлягина, В.Ю.Хотинец и др.); изучение этнокультурной толерантности, вызванное миграцией, конфликтами и социальной напряженностью (Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова, Л.Д.Шайгерова и др.),
специфики межэтнического и межкультурного взаимодействия, этнических стереотипов с использованием психосемантических методов (В.Ф.Петренко). Теоретическим и практическим проблемам толерантности в межличностных отношениях посвящены исследования зарубежных ученых (Г.Олпорт, Т.Адерно, К.Лоренц, Дж.Келли, М.Уолцер, Б.Э. Риэрдон, ПМаркузе, L. J. Skitka, C.W. Bauman, Е. Mullen, P.Nicholson, Y.Ch. Zarka и др.)
В ряде эмпирических исследований изучалось влияние религиозности личности на толерантность к неблагоприятным воздействиям (П.Венховен, Р.Полнер, М.Аргайл, Ю.П.Тобалов, Л.И.Грошева и др.); толерантность межгрупповых установок (И.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко, А.Н.Татарко и др.); толерантность в межличностных отношениях (Т.Адерно, К.Батсон, Г.Олпорт и др.). В отечественной психологии проблема влияния религиозности личности на толерантность в межличностных отношениях изучена недостаточно.
В социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, рассматривается понятие социальной идентичности, формирование идентичности субъекта, на основе так называемой, идентификационной матрицы, в виде множества принадлежностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и т.д. (С.Московичи). Указание на иерархическое построение социальной идентичности можно найти в работах С.Московичи, В.А.Ядова, Г.Б.Мазиловой. Однако вопрос о взаимовлиянии различных социальных идентичностей является открытым.
Понятие «религиозная идентичность» активно используется в философских и социологических работах (А.И.Дырин, С.В.Рыжова, М.П.Мчедлов, И.Г. Каргина, Л.Н.Митрохин и др.), в то время как в психологии оно исследовано недостаточно. В эмпирических исследованиях особенности верующего человека изучаются в контексте самосознания личности (И.М.Богдановская, И.М.Ильичева, Т.И.Голованова, Е.В.Перевозникова, Д.М.Двойнин и др.).
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью понятия «религиозная идентичность», влияния религиозной идентичности на толерантность личности в межличностных отношениях и, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных, личностно-ориентированных стратегий помощи верующему человеку и атеисту в разрешении проблем межличностного общения, профилактики терроризма и экстремизма на религиозной почве.
Объект исследования - толерантность в межличностных отношениях.
Предмет исследования - религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях (на примере Православия).
Цель работы - выявление и обоснование взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях.
Гипотеза исследования состоит в том, что религиозная идентичность личности влияет на толерантность в межличностных отношениях. Компоненты религиозной идентичности: религиозная самоидентификация, религиозное мировоззрение, религиозная мотивация, религиозное поведение, религиозные чувства могут влиять на толерантность в межличностных отношениях.
Особенности взаимосвязи религиозной идентичности и толерантности определяются уровнем выраженности компонентов религиозной идентичности и особенностями религиозного опыта: наличие религиозного воспитания, возраст, самостоятельность в выборе вероучения, продолжительность исповедования вероучения.
Повышение толерантности в межличностных отношениях возможно с помощью специально разработанной программы социально-психологического тренинга толерантности.
Задачи исследования:
На основе результатов теоретических исследований в отечественной и зарубежной психологической науке уточнить сущность феномена толерантности в контексте проблемы религиозной идентичности, её влияния на личность.
Эмпирическим путем определить компоненты и уровни религиозной идентичности и религиозного опыта православного, позволяющие оценить степень их влияния на толерантность в межличностных отношениях.
Провести эмпирическое исследование взаимосвязи компонентов религиозной идентичности православного с различным религиозным опытом и структуры толерантности в межличностных отношениях.
Разработать и осуществить экспериментальную проверку эффективности Программы группового социально-психологического тренинга, направленного на развитие толерантности в межличностных отношениях.
По результатам исследования разработать рекомендации для практических психологов и работников центров социальной защиты населения
Теоретико-методологическая основа исследования.
Исходными теоретико-методологическими основаниями стали
принципы, разрабатываемые в отечественной психологии: принципы
детерминизма и деятельностной обусловленности психических явлений (С.Л.
Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); принципы
развития и системного изучения личности (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев,
Б.Ф. Ломов и др.), а так же принципы современной социальной психологии:
принцип соотношения индивидуального и общественного (Б.Ф.Ломов,
К.А.Абульханова-Славская); основные положения психологии
межличностных отношений (В.Н.Мясищев, А.В.Петровский,
М.Г.Ярошевский); диалектико-материалистический подход в отечественной психологии религии (ТЛ.Бажан, А.И.Клибанов, Д.М.Угринович); концепция
религиозной идентичности как компонента социальной идентичности личности (С.Московичи); подходы к исследованию толерантности в межличностных отношениях (А.Г.Асмолов, Г.Л.Бардиер, Е.Ю.Клепцова, Г.У.Солдатова и др.).
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы, математические методы анализа данных.
Методы исследования.
Для решения задач, поставленных в диссертации, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; эмпирическое исследование; количественный и качественный анализ полученных результатов, эксперимент. Психодиагностическими методиками, используемыми в исследовании, были: «Религиозная активность» Д.О.Смирнова, «ВИКТИ (виды и компоненты толерантности)» Г.Л.Бардиер, «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» Н.Е.Водопьянова, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева, «Самооценка эмпатических способностей» Ю.М.Орлова и Ю.Н.Емельянова, «Стиль саморегуляции поведения» В.И.Моросановой, а так же авторская анкета «Характеристика религиозного опыта».
Для обработки результатов исследования использовались статистические методы (оценка значимости различий по U-критерию Манна-Уитни, кластерный и факторный анализ на основе компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows), а также качественный метод - аналитическое сравнение.
Выборка исследования. В исследовании принимали участие 162 человека, студенты очно-заочной и заочной формы обучения Российского государственного социального университета, обучающиеся по специальностям «психология» и «экономика», подавляющее большинство -женщины (80%). Возраст испытуемых от 18 до 35 лет.
Этапы исследования.
Первый этап (2006 - 2007 г.г.) - теоретико-аналитический - изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение его концептуального аппарата, формулирование рабочей гипотезы.
Второй этап (2007 - 2008 г.г.) - эмпирический - психологическая диагностика показателей религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях атеистов и православных, обработка диагностических данных.
Третий этап (2008 - 2009 г.г.) - интерпретационный - теоретическое осмысление данных эмпирического исследования, их анализ, обсуждение и обобщение.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов
обеспечивалась теоретико-методологической базой исследования, выбором адекватных задачам и целям исследования методических средств, достаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемых, применения методов статистической обработки данных, развернутой интерпретации количественных и качественных результатов.
В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в исследовании религиозной идентичности личности как фактора толерантности в межличностных отношениях.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:
Обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему религиозной идентичности личности как фактора толерантности в межличностных отношениях.
Выявлены и исследованы компоненты религиозной идентичности И религиозного опыта православного, влияющие на толерантность в межличностных отношениях: религиозная самоидентификация, религиозное мировоззрения, религиозная мотивация, религиозное поведение, религиозные чувства, возраст, самостоятельность в выборе вероучения.
Эмпирически доказано существование взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях. Характер взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях определяется уровнем религиозной идентичности (выраженность компонентов: религиозного мировоззрения, религиозной мотивации, религиозного поведения, религиозных чувств) II характеристиками религиозного опыта.
Выявлены особенности характеристик и структуры толерантности в межличностных отношениях православных разного уровня религиозной идентичности, с разными характеристиками религиозного опыта.
Разработана и экспериментально апробирована Программа социально-психологического тренинга толерантности в межличностных отношениях, оценена степень её эффективности. На основе результатов исследования разработаны рекомендации для практических психологов, работников центров социальной защиты населения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования вносят вклад в развитие теории толерантности, позволяют раскрыть особенности религиозной идентичности личности и её влияние на толерантность в межличностных отношениях.
На основе анализа отечественных и зарубежных концепций «религиозности» и её влияния на личность конкретизировано понятие религиозной идентичности личности, проанализированы компоненты религиозной идентичности личности, на основе которых возможно исследовать данное психическое явление: религиозная самоидентификация, религиозное мировоззрение, религиозная мотивация, религиозное поведение, религиозные чувства. Анализ работ отечественных психологов позволил
определить место религиозной идентичности в структуре социальной идентичности современного верующего.
На основе теоретико-методологического анализа обобщены и
систематизированы научные представления о
толерантности/интолерантности в межличностных отношениях, механизмах и психических детерминантах толерантности личности в межличностных отношениях. Разработано и теоретически обосновано влияние религиозной идентичности на толерантность в зависимости от уровней компонентов религиозной идентичности и религиозного опыта. Теоретически обоснован арсенал психодиагностических методик, позволяющих выявить компоненты религиозной идентичности, религиозного опыта, толерантности личности в межличностных отношениях.
В научный оборот введены новые эмпирические данные о религиозной идентичности личности как факторе толерантности в межличностных отношениях. Обоснована Программа группового тренинга, направленная на развитие толерантности в межличностных отношениях.
Практическая значимость исследования определяется тем, что создана научная основа для разработки личностно-ориентированных программ развития толерантности личности в межличностных отношениях.
Разработанная и апробированная Программа группового тренинга толерантности, включающая три направления: развитие стратегий «принятия Другого», развития межкультурной и межконфессиональной толерантности, развития тендерной толерантности проявила себя как эффективное средство развития толерантности в межличностных отношениях и может быть рекомендована практическим психологам.
Теоретические результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций, специальных курсов по дисциплинам «Психология религии», «Конфликтология», «Этнопсихология», «Основы социально-психологического консультирования», при подготовки магистров по специальности «Психология эффективных социально-психологических коммуникаций», а так же при разработке программ повышения квалификации специалистов социального профиля. Основные положения, выносимые на защиту.
1. Религиозная идентичность личности сложное многокомпонентное
явление. Понятие «религиозная идентичность» может быть рассмотрено и
исследовано на основе компонентов религиозной идентичности личности:
самоидентификации, религиозного мировоззрения, религиозной мотивации,
религиозного поведения и религиозных чувств.
Толерантность православного в межличностных отношениях обусловлена не столько религиозной идентичностью, сколько этнокультурной идентичностью и стратегиями терпимости в поведении, сформированными под влиянием православной традиции.
2. Существует взаимосвязь компонентов религиозной идентичности,
характеристик религиозного опыта личности и толерантности в
межличностных отношениях. Характер взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности определяется уровнем религиозной идентичности - выраженностью религиозного мировоззрения, религиозной мотивации, религиозного поведения и религиозных чувств.
3. Религиозная идентичность православного влияет на толерантность в
межличностных отношениях:
толерантность в межличностных отношениях православных, имеет следующие особенности: увеличение показателей «аффективной толерантности», «межкультурпой толерантности», «межличностной толерантности» и уменьшение показателя «негативная агрессивность»;
наиболее выражены особенности толерантности у православных с высоким уровнем религиозной идентичности;
толерантность православного в межличностных отношениях определяют характеристики религиозного опыта: возраст и самостоятельность в выборе вероучения;
стрз'ктура толерантности в межличностных отношениях православных имеет следующие особенности: преобладание стратегий «терпимости» над стратегиями «принятия Другого», группоцентрическая направленность толерантности личности, наличие религиозного фактора в структуре толерантности;
толерантность православного в межличностных отношениях обусловлена религиозной идентичностью, а так же идентичностью с другими референтными группами и стратегиями терпимости в поведении, сформированными под влиянием православной традиции.
Повышение уровня толерантности в межличностных отношениях, посредством социально-психологического тренинга предполагает изменение показателей: тендерная толерантность, межличностная толерантность, межкультурная толерантность, когнитивная толерантность, мотивационпая толерантность, аффективная толерантность, деятельностная толерантность, ценностно-ориентационная толерантность, личностно-смысловая толерантность.
В работе практического психолога, работников службы социальной защиты населения, при разработке стратегий и программ психокоррекционной работы с верующими и атеистами необходимо учитывать:
существующие особенности толерантности в межличностных отношениях верующих и атеистов, различия в характеристиках и структуре толерантности верующих разного уровня религиозной идентичности;
особенности толерантности в межличностных отношениях православного: группоцентрическая направленность толерантности личности, преобладание стратегий «терпимости» над стратегиями «принятия Другого».
Апробация п внедрение результатов исследования. Содержание исследовательской части работы представлено в материалах IV Международного социального конгресса (2004 г.); годичных
научных чтений 1-3 февраля 2008 г. «Повышение психологической компетентности специалистов социально-реабилитационного профиля»; VIII Международного социального конгресса 25-26 ноября 2008 г. «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития», на секции №12 «Психологическая помощь населению как ресурс развития человеческого капитала современной России»; «круглого стола» факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассоциации профилактики суицида (JASP), Москва, 10.09. 2008 «Современное состояние суицидологи в России: актуальные проблемы, перспективы развития»; на заседании кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Российского государственного социального университета (г. Москва).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 239 наименований, из которых 29 -на иностранном языке, и приложений. Работа содержит 11 таблиц и 4 рисунка.