Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Терентьева Елена Викторовна

Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности
<
Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Терентьева Елена Викторовна. Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 Москва, 2005 182 с. РГБ ОД, 61:05-19/717

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-психологический подход к изучению влияния средств массовой коммуникации на этническую идентичность личности 17

1.1. Исторический и культурологический подходы для обоснования актуальности исследования 17

1.2. Состояние изученности вопроса о влиянии телевизионного сообщения на личность в отечественной и зарубежной литературе 23

1.3. Этническая идентичность личности как социально-психологический феномен в сознании индивида и его роль в системе национально-этнического самосознания личности 33

ГЛАВА 2. Разработка авторской методики измерения влияния телевизионного сообщения на этническую идентичность личности .. 58

2.1. Теоретико-методологические основы методики влияния телевизионного сообщения на этническую идентичность личности 58

2.2. Авторский подход к созданию методики измерения влияния телевизионного сообщения на этническую идентичность 61

2.3. Разработка и апробация методики оценки и прогноза этнической идентичности у студентов в результате влияния телевизионной коммуникации 85

ГЛАВА 3. Исследование влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность личности ... 95

3.1. Оценка содержания телевизионных программ 95

3.2. Результаты лабораторного эксперимента 100

3.3. Различия в оценках реакции аудитории на телепередачи, влияющие на этническую идентичность 120

Заключение... 128

Список литературы 133

Приложения 150

Введение к работе

В настоящее время большое значение для интересов Российской Федерации приобретает задача повышения духовно-нравственного воспитания членов нашего общества и особенно молодёжи на базе традиционных культурных ценностей русского государства.

Это связано с тем, что потребности возрождения России как мощного в экономическом и военном отношениях государства выдвигают задачу восстановления единства народа и укрепления его сплочённости на основе жизнеспособных, исторически проверенных национальных идей, способных противостоять размыванию его самобытности под напором западных духовных ценностей.

Если принять во внимание тот факт, что государствообразующей нацией в нашей стране исторически выступает русский народ, а также выводы учёных о том, что на современном этапе исторического развития борьба Запада с Россией всё более перемещается в сферу информационного противоборства в рамках противостояния Западной и Восточной цивилизаций, которые выступают главными субъектами исторического процесса, то становится понятным интерес исследователей и в России, и за рубежом к изучению духовных основ русской нации в целом и этнической идентичности его членов, в частности.

Так как возрастает роль современных средств массовой информации (СМИ)1 не только в вопросе информационного просвещения граждан нашей страны, но главным образом в вопросе идейно-просветительском, или ценностно-ориентирующем, что зачастую вступает в противоречие с

Автор рассматривает средства массовой информации (СМИ) как составную часть средств массовой коммуникации (СМК). При этом под массовой коммуникацией он понимает процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение и т.п.) на численно большие рассредоточенные аудитории (согласно Б.Фирсову). Однако в диссертационном исследовании в этом процессе он выделяет её послекалшуникативную фазу, характеризующуюся тем, что переданные по средствам массовой информации сообщения определённого смыслового содержания уже воздействовали на личность в сфере её духовно-нравственных ценностей и национально-этнических отношений. Таким образом, речь в настоящей работе идёт о влиянии телевизионных сообщений как воздействующего фактора средств массовой информации на этническую идентичность личности.

воспринятыми и устоявшимися в сознании того или иного этноса его духовно-нравственными ценностями, то следует полагать, что вскрытие закономерностей влияния такого влиятельного источника СМИ как «телевизионная массовая коммуникация» (ТМК) на этническую идентичность именно русской нации представляется весьма своевременной и актуальной. Очевидно, что исследуемый автором вопрос затрагивает такую важную для судеб нашей страны проблему, как духовная безопасность нации.

Решение задачи установления характера влияния ТМК (или телевизионных сообщений1) на этническую идентичность русских возможно в рамках сложившихся в науке подходов2 к пониманию ТМК как воздействующего фактора на массовое сознание населения. Однако, как показало исследование, в научной литературе нет единого подхода в этом вопросе. В частности, среди учёных нет единого мнения о том, какой критерий должен быть взят за главный при анализе такого влияния. При этом само понятие «массовое сознание» нивелирует собой такой социально-психологический феномен как личностный смысл индивида, опосредованный его, в частности, этнической идентичностью. Важно подчеркнуть, что этническая идентичность личности как феномен также продолжает вызывать споры между представителями различных научных школ о его сущностном характере. В этой связи не является случайным, очевидно, тот факт, что до настоящего времени в социальной психологии, в психологии и этнопсихологии не только отсутствуют работы, анализирующие влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности, но и не разработаны

По мнению автора, одним их сложнейших вопросов, имеющих до настоящего времени дискуссионный характер, являются подходы к трактовке понятий «информация» и «сообщение». В данном вопросе автор опирается на точку зрения философов и специалистов в области информатики, в соответствии с которой информация как некоторое знание отождествляется с какими-то данными, сообщениями, сведениями. При

этом социальную информацию рассматривают как идеальную по своему содержанию субстанцию, существующую в понятийной форме. Материальным носителем социальной информации является, в частности, речь (см., в частности Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М., Наука, 1994). Такой подход закреплён и в теории коммуникации.

2 Под понятием «подход» в науке автор понимает базовое методологическое средство научного познания, заключающееся в той «форме научного мировоззрения», которая отражает отношение и исходные позиции исследователя к целям, задачам и содержанию конкретного научного познания, обеспечивающее выделение и научную идентификацию изучаемого явления, а также определение оптимальных в конкретно-исторических условиях направлений его познания.

методики, позволяющие измерять это влияние по определённым критериям. Устранению этих недостатков научного познания и предназначена настоящая диссертация, посвященная теоретическому и экспериментальному исследованию.

По этой причине перед автором стоит двуединая задача: во-первых, осуществить дальнейшее развитие на основе авторских подходов сущности таких понятий, как «телевизионная массовая коммуникация как воздействующий фактор на этническую идентичность личности» и «этническая идентичность личности»; во-вторых, разработать методику измерения влияния ТМК на этническую идентичность личности и апробировать ее на студентах вузов.

Автор полагает, что разработанные им на новой теоретико-методологической основе1 научные положения, касающиеся понятий «телевизионная массовая коммуникация как воздействующий фактор на этническую идентичность личности» и «этническая идентичность личности», а также измерения влияния ТМК (телевизионных сообщений) на самосознание личности позволит вскрыть закономерности изменения этнической идентичности представителей русского народа.

Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена:

  1. объективными потребностями России на современном этапе её исторического развития в совершенствовании работы по укреплению национального самосознания русского народа как государствообразующей нации;

  2. отсутствием единого научного подхода в отечественной и зарубежной литературе к трактовке понятий «телевизионная массовая коммуникация как воздействующий фактор на этническую идентичность личности» и «этническая идентичность личности»;

Под теоретико-методологическими основами автор понимает идейно-теоретические предпосылки, накопленные знания в предшествующих этапах познания, опыт этих исследований, которые реализуются на новом этапе исследования как инструмент дальнейшего познания.

3) отсутствием методик измерения влияния ТМК на этническую идентичность личности.

Подтверждением вывода об отсутствии методик измерения влияния ТМК на этническую идентичность личности служит анализ степени научной разработанности исследуемого вопроса.

Достаточно сказать, что исследованию «телевизионной массовой коммуникации как воздействующего на сознание масс фактора» в отечественной литературе были посвящены работы Н.Н. Богомоловой, Л.В. Матвеевой, Б.М. Фирсова, Н.Б. Шкопорова, Т.Я. Аникеевой, Ю.В. Мочаловой, С.Г. Кара-Мурза и других [16;42;63;64;99;108;109;121;123]. По данной тематике были защищены работы на диссертационном уровне. К их числу следует прежде всего отнести исследования О.С. Шустер «Психология здорового образа жизни и средства массовой коммуникации», А.И. Колацкой «Социокультурное влияние СМК на возрождение национального самосознания», А.Б. Мадиярова «Влияние СМИ на формирование идеологии межэтнического согласия», М.С. Атчиковой «СМК в системе современной информационной культуры», Мухамеда Наим «Телевидение в контексте глобализации культур». К числу зарубежных работ следует отнести труды К. Ховланда, Лассуэлла, Шеннона, Лазарсфельда, Дефлера, Клеппера, Розенгрена, Малецке, Рили, Шерифа, Петти, Качоппо, Чейкен и других (133;135;137;138;139;141;142;144;145;155;158;159;160;161;168;171;172;179;184; 191;193;194).

Однако в этих работах основное внимание уделено влиянию телевизионной массовой коммуникации на процесс формирования общественного мнения. Вопрос же влияния телевизионной массовой коммуникации на этническую идентичность личности не рассматривался.

Что касается «этнической идентичности личности», то анализ зарубежной и отечественной научной литературы, содержащей различные подходы к исследованию этнической идентичности как социально-

психологического феномена, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время этот феномен достаточно глубоко изучен.

В основу его анализа легли работы З.Фрейда, Дж. Мида, Э.Эриксона, и Г.Тежфела. В частности, З.Фрейд сформулировал психологическую концепцию идентификации как важного механизма взаимодействия между индивидом и социальной группой. Под ней он понимал самоотождествление человека со значимыми личностями, по образцу которых он подсознательно или сознательно старается действовать[110;148;151;197].

Представитель психологической школы Дж. Мид в качестве инструмента идентификации индивида с группой ввел понятие «обобщенный другой».

Представитель когнитивистского направления исследований в психологии Г. Тежфел на основе концепции идентичности личности разработал теорию социальной идентичности.

Существующие традиции исследования этнической идентичности находятся в русле изучения этноса, этнического сознания в работах русских философов, этнологов, этнографов, историков (Э.Г.Александренков, С.Н.Артановский, С.А. Арутюнов, А.В.Аклаев, В.И.Козлова, П.И.Ковалевский, Ю.В.Бромлей, М.С. Джунусов, П.И.Кушнер, В.В.Мавродин, П.П.Шулындин, В.Р.Чагилов и др.) Начиная с 1970-х гг. этническую идентичность на основе эмпирических исследований активно изучают отечественные этносоциологи Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, Д.Драгунский, А.А.Сусоколов, Е.М. Галкина, М.И.Куличенко и др.

Что касается отечественной психологии, в т.ч. в новых независимых государствах, то проблемы этнической идентичности становятся центральным объектом изучения в рамках этнопсихологического направления (В.С.Агеев, А.Г.Асмолов, П.Е.Астафьев, М.В.Денисенко, А.А.Деркач, В.Г.Крысько, Л.В. Крживицкий, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Н.Г.Панкова, Э.А.Саракуев, А.Б.Мамбеева, М.О.Мнацаканян, О.Б.Мухамметбердиев, Л.И.Науменко, А.А.Налчаджян, В.И.Никольский, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Б.Ф.Поршнев, О.Л.Романова, И.А.Сикорский, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.Ф.Петренко,

Ю.В.Платонов, С.В.Рыжова, Г.В.Старовойтова, В.Н.Хотинец, Н.А. Шульга, Е.ШЛлягина, Ж.Т. Уталиева и др.).

Подчеркнём, что в прямой постановке вопрос изучения особенностей влияния ТМК (телевизионных сообщений) на этническую идентичность личности вообще и представителей русского этноса за последние более чем 20 лет в психологии, социальной психологии и социологии не ставился ни в России, ни за рубежом. Кроме того, никогда прежде исследователи не разрабатывали методики измерения влияния ТМК на этническую идентичность личности.

В этой связи очевидно существование объективного противоречия, заключающегося в потребностях практики в изучении влияния ТМК на этническую идентичность русской нации в новых условиях внутриполитического и геополитического положения Российской Федерации и ограниченных возможностей современных методик по измерению этнической идентичности личности ввиду их недостаточной теоретической развитости.

По этой причине научная задача исследования заключается разработке и формулировании нового теоретико-методологического подхода к изучению влияния телевизионной массовой коммуникации на этническую идентичность представителей русской нации.

В целом она сводится к углубленному освещению тех аспектов процесса создания методики измерения влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность представителей русской нации, которые связаны с ответом на следующие вопросы:

- что представляет собою «телевизионная массовая коммуникация» как
воздействующий фактор;

на основе каких научных критериев выделяются её параметры, воздействующие на сознание масс;

что представляет собою «этническая идентичность личности» как социально-психологический феномен, какова её основа и какова её взаимосвязь с самосознанием личности;

- на какой методологической основе можно создать методику измерения
влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность
представителей русской нации.

Объект диссертационного исследования - процесс воздействия телевизионных сообщений на личность.

Предмет исследования - характер, воздействия различных по информационно-смысловому содержанию телевизионных сообщений на этническую идентичность русских.

Границы исследования. Исследование ограничено рассмотрением:

телепрограмм каналов Центрального телевидения (ЦТВ): Первый, НТВ, Культура - за период июнь-декабрь 2004 годы;

этнической идентичности русских студентов вузов, участвовавших в просмотре программ ЦТВ.

Сформулированные таким образом научная задача, объект и предмет определяют цель исследования - на основе теоретических и экспериментальных исследований этнической идентичности личности как социально-психологического феномена, а также телевизионной массовой коммуникации как воздействующего фактора на этническую идентичность личности выявить взаимосвязь (закономерности) между смысловым содержанием программ Центрального телевидения и динамикой оценки представителями русского народа, участвующими в просмотре телепрограмм, своей этнической идентичности и использовать полученные результаты для разработки рекомендаций по совершенствованию деятельности национальных СМИ, а также учреждений культуры, образования и др. в сфере этноконфес-сиональных отношений,

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что телевизионные сообщения как сложное информационно-смыслообразующая система актуализируется в сознании индивида на основе его этнического самоопределения, что приводит к трансформации этнической идентичности личности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического
анализа выявить состояние научного изучения исследуемого вопроса в
психологии, обобщить существующие подходы в вопросе трактовки
«этнической идентичности личности» как социально-психологического
феномена и сформулировать его авторское содержание;

  1. в методологическом плане — разработать авторскую методику измерения влияния телевизионных сообщений как сложной смыслообразующей системы на этническую идентичность личности на основе подбора и адаптации имеющихся психолого-диагностических методик и осуществить её апробацию на представителях русской нации;

  2. в эмпирическом плане - выявить взаимосвязь между смысловым содержанием телевизионных сообщений и динамикой оценки индивидами своей этнической идентичности под влиянием этих сообщений.

В качестве теоретической и методологической основы автор использовал некоторые научные положения, принципы, подходы и концепции отечественных и зарубежных ученых в области: социальной и этнической идентичности (Дж. Берри, А.Д. Коростелев, Н.М. Лебедева, К. Леви-Стросс, С. Лурье, Дж. Марсиа, Дж. Мид, В.Н. Павленко, Т. Парсонс, Т.Г. Стефаненко, Дж. Тернер, Г. Тежфел, З.Фрейд, Э. Эриксон, В.АДцов); межгруппового восприятия и межгрупповых отношений (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Б.Ф. Поршнев, В.Н. Хотинец, В.Г. Крысько, Н.А. Шульга др.); толерантности-интолерантности (И.Б. Андрущак, В.П. Левкович, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, СВ. Рыжова, и др.); социологии и психологии средств массовой коммуникации (Е.Л. Доценко, Н.Н. Богомолова, Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров, Д.В. Ольшанский, Б.М. Фирсов, Р. Харрис, Ю.А. Шерковин, А.Б. Зверинцев и др.); социальной психологии и психологии личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая и др.)

Методы исследования. В ходе исследования автором применялись такие общенаучные методы как системный, формально-логический, структурно-функциональный. В число общелогических методов, использованных в диссертации, вошли анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия. Кроме того, использовались эмпирические методы исследования: анкетный опрос, психологическое тестирование, контент-анализ и др.

Для изучения взаимосвязи на уровне закономерности между содержанием информации, передаваемой в результате телевизионного сообщения, и динамикой самосознания этнической идентичности русских использовался лабораторный эксперимент с 6-ю видеосюжетами из различных телевизионных программ.

Для выявления типов этнической идентичности русских и степени выраженности этнической идентичности: методическая разработка «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатовой, С.В.Рыжовой, 1998 г. в модификации Е.В.Терентьевой).

Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнической идентичности под влиянием телевидения: опросник «Отношение аудитории к телевизионной информации» (Е.В.Терентьева, 2004).

Для диагностики показателя этнической идентичности личности: «Методика измерения этнической идентичности» (Phinney, 1990 г. в адаптации Е.В.Терентьевой, 2003).

Для исследования этнических аффилиативных тенденций: методическая разработка «Этническая аффилиация» (Г.У.Солдатова, 1998).

Для исследования влияния телевизионной коммуникации на этническую идентичность: методика «Оценка и прогноз этнической идентичности под влиянием телевизионной коммуникации» (Е.В.Терентьева, 2003).

Для оценки содержания телевизионных программ на каналах Культура, НТВ, Первый использовался метод контент-анализа.

Источниковой базой исследования послужили диссертационные исследования, монографии, статьи и научные материалы философов, культурологов, историков, социологов и психологов.

Научная новизна диссертации заключается в постановке и решении актуальной научно-практической задачи по влиянию телевизионных сообщений на этническую идентичность русских.

Она получает конкретное воплощение в положениях, выносимых на защиту.

Новыми научными результатами являются:

а) теоретического характера:

- выявление и обоснование недостаточной разработанности существующих
концепций в области изучения этнической идентичности;

- формулирование авторского подхода к трактовке содержания понятия
«этническая идентичность», способствующего совершенствованию методики
по изучению влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность;

выявление и обоснование недостаточной способности нынешних концепций в социальной психологии к измерению влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность личности;

формулирование авторского подхода к изучению влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность личности;

разработка авторского варианта теории методики измерения влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность.

в) прикладного характера:

разработка рекомендаций по совершенствованию содержания телевизионных программ, направленных на поддержание и формирование позитивной этнической идентичности личности;

создание и апробация методики оценки и прогноза этнической идентичности.

Достоверность полученных в диссертационной работе результатов обусловливается:

всесторонним анализом работ в предметной области исследования;

использованием фундаментальных достижений в предметной области исследования и обоснованным применением апробированного научно-методического аппарата;

обоснованным выбором исходных данных при анализе и синтезе имеющегося знания в предметной области исследования;

строгой логичностью умозаключений;

подтверждением научных результатов исследования результатами экспертного опроса компетентных практиков;

адекватностью методов исследования его целям и задачам;

использование взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд независимых психологических показателей;

репрезентативностью1 выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами.

При обработке данных экспериментального исследования использовались методы статистической обработки: методы первичной статистики (вычисление средних значений, стандартных отклонений); методы корреляционного анализа (подсчет коэффициента корреляции Пирсона); методы сравнительного анализа (t-критерий Стьюдента для выявления значимости различий по ряду признаков); методы факторного и дискриминантного анализа для создания прогностической функции.

Выборка для проведения эмпирического исследования формировалась на базе Института социально-экономического прогнозирования и моделирования (г.Балашиха, Московской области), Голицынского института и других вузов Московской области. В эксперименте приняли участие студенты факультетов: юридического, экономического и связей с общественностью очной и заочной формы обучения в возрасте 17-25 лет. Общее число испытуемых составило 626 человек.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования позволяют:

повысить результативность работы психологов-консультантов в области телевизионной коммуникации, а также журналистов, создателей телевизионной продукции;

повысить качество ТВ-программ за счет удовлетворения духовных потребностей телевизионной аудитории;

усилить практическую направленность научных исследований в области психологии массовой коммуникации.

1 Под репрезентативностью автор понимает главное (в статистике) свойство выборочной совокупности состоящее в близости её характеристик (состава, средних величин, дисперсии и др.) соответствующим характеристикам генеральной совокупности, которую она представляет.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Телевидение, оставаясь одним из источников знаний индивида об этносе, выполняет коррекционную функцию по отношению к этнической идентичности личности, оказывая влияние на ее когнитивную и эмоциональную оценку, поведенческие компоненты.

  2. Телевизионные сообщения, вызывающие у респондентов когнитивный диссонанс на почве их несоответствия личностным смыслам индивидов, активизируют негативные эмоции по отношению к своей этнической группе и, как следствие, приводят к трансформации этнической идентичности в направлении увеличения этнонигилизма, национального фанатизма и уменьшению позитивной этнической идентичности, а также снижают потребность индивида в принадлежности к этнической группе.

  1. Телевизионные сообщения с позитивным смыслообразующим содержанием по отношению к своей этнической группе приводят к изменению оценки этнической идентичности у респондентов в направлении уменьшения их этнонигилизма и увеличения позитивной этнической идентичности и потребности в этнической группе.

  2. Влияние смысловых особенностей телевизионных сообщений опосредовано уровнем сформированности этнической идентичности личности и ситуативно детерминировано.

Структурно диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений.

Апробация основных результатов исследования осуществлена в форме
научных докладов перед профессорско-преподавательским составом кафедры
социальной психологии Института социально-экономического

прогнозирования и моделирования (ИСЭПиМ) в течение 2003-2005гг., а также на научно-методических семинарах факультета связей с общественностью ИСЭПиМ. Отдельные выводы и положения диссертационного исследования докладывались на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях (г. Балашиха, 2003г., 2004г.).

Публикации и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования были опубликованы в форме пяти научных статей и одной монографии, в том числе:

  1. Терентьева Е.В. Студенческое самоуправление - школа лидерства //Студенческое самоуправление как фактор активизации духовной и социально-экономической жизни Балашихинского района: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Балашиха, 2003. - С.52-56.

  2. Терентьева Е.В. Средства массовой информации и этнотерроризм //Терроризм как экономическое, социально-политическое явление и его прогнозы по выявлению финансовых потоков международных криминальных структур и террористических организаций: Материалы межвузовский научно-практической конференции. - Балашиха, 2004. - С.25-27.

  3. Терентьева Е.В. Проблема изучения СМИ как фактора активизации этнической идентичности в процессе преподавания психологии массовой коммуникации // Методологические и практические проблемы инновационного образования, воспитания и формирования инновационного мышления студентов в высшей школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Балашиха, 2005. - С. 181-185.

  4. Терентьева Е.В. Телевизионная коммуникация как фактор влияния на этническую идентичность: Монография. - Балашиха, 2005. - 100 с.

5. Терентьева Е.В., Шепитько Г.Е. Методика оценки этнической
идентичности студентов // Методологические и практические проблемы
инновационного образования и воспитания в высшей школе: Материалы
межвузовской научно-практической конференции. - Балашиха, 2004. - С. 107-
108.

6. Терентьева Е.В., Шепитько Г.Е. Характеристика тестов для оценки
этнической идентичности студентов //Методологические и практические
проблемы инновационного образования, воспитания и формирования
инновационного мышления студентов в высшей школе: Материалы
всероссийской научно-практической конференции. - Балашиха, 2005. - С.282-
287.

Полученные в работе научные результаты были реализованы в следующих учебных материалах:

  1. Терентьева Е.В. Конфликтология: Учебно-методическое пособие-Балашиха: ИСЭПиМ, 2002. - 27с.

  2. Терентьева Е.В. Психология массовой коммуникации: Учебно-методическое пособие для студентов. - Балашиха: ИСЭПиМ, 2003. - 30 с.

  3. Терентьева Е.В. Управленческая психология: Учебно-методическое пособие. - Балашиха: ИСЭПиМ, 2003. - 30с.

  1. Терентьева Е.В., Шепитько Г.Е. Оценка и прогноз этнической идентичности студентов: Компьютерный практикум. - Балашиха: ИСЭПиМ, -2004. - 12с.

  2. Терентьева Е.В. Социальная психология: Учебно-методическое пособие. - Балашиха: ИСЭПиМ, 2003. - 30с.

  3. Ковалева С.Е., Терентьева Е.В. Теория и практика связей с общественностью: Учебно-методическое пособие. - Балашиха: ИСЭПиМ, 2005. -50с.

Исторический и культурологический подходы для обоснования актуальности исследования

Россия переживает сегодня один из судьбоносных периодов своей истории. С распадом Советского Союза в начале 90-х годов наша страна была отброшена фактически к геополитическим границам XVII века [1]: её территория уменьшилась на 24 % (5,3 млн. кв. км), а население - на 44 % (114 млн. чел.) и продолжает неуклонно сокращаться [79]. Дезинтеграция некогда обширной и мощной социалистической империи и ликвидация Варшавского договора серьёзным образом отразились на экономическом и военном потенциале нынешней Российской Федерации как правопреемнице СССР. Следствием этого явилось падение некогда высокого международного политического авторитета России как былой великой державы.

Исследователи утверждают, что распад СССР и небывалое ослабление его экономической и военной мощи не явились случайным фактом, они следствие длительной и упорной борьбы Запада против нашей страны. Ещё в конце прошлого века выдающийся русский философ И.А.Ильин отмечал: «...у национальной России есть враги. Их не надо называть по именам: ибо мы знаем их, и они знают самих себя. Они появились не со вчерашнего дня, и их дела всем известны в истории... Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленениях. Им нужна Россия с убывающим народонаселением...» [39;40].

Один из таких врагов России - американский политик Збигнев Бжезинский в своей статье «Геополитические интересы в Евразии» откровенно писал, что «интересы США не допускают вновь развития России как экономически и политически сильной державы. Поэтому Россия должна стать конфедерацией из трёх республик - России (европейской), Сибирской и Дальневосточной, с уменьшенным в три раза населением» [65]. Особый страх вызывает у него мысль о восстановлении в сознании нашего народа идеи великодержавности России: «Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России, - рекомендует он американскому руководству. -Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой» [57].

А.Солженицын отмечает: «...по мере ослабления России до хаотического состояния - намерения цивилизованного Запада относительно нас всё менее скрываются, а неистовыми политическими врагами России как Киссенджер и Бжезинский уже не раз высказывалось с полной откровенностью («лишняя страна на карте мира»)» [91].

К пониманию драматических периодов в развитии нашего государства невозможно приблизиться, минуя тему взаимоотношений России с Западом, которые «на протяжении трёх последних столетий во многом определяли всю мировую политику» [68]. «Колеблясь в широких пределах от глухой враждебности до жёсткого военного противостояния, эти отношения, по мнению авторитетных исследователей, несомненно, имели в своём основании нечто более глубокое, чем обычные политические и экономические противоречия, неприязнь католичества к Православной Церкви или борьба за сферы влияния в колониальных владениях» [68]. Иными словами, враждебность Запада к России определяется не политическими, экономическими и религиозными факторами, и привычные исторические стереотипы мышления не могут объяснить этого противоборства.

С позиции научной области, лежащей на стыке истории, философии и социологии, это явление можно объяснить как борьбу цивилизаций - Западной и Восточной - главных субъектов исторического процесса [68,413-416;116].

Следует подчеркнуть, что факт наличия в нашей жизни цивилизаций или культур - устойчивых общественно-политических, нравственно-религиозных, мировозренчески-этических и национально-самобытных систем, являющихся главными субъектами мирового исторического процесса, - можно считать доказанным и общепризнанным фактом современной науки ! [68,412;26;73;20]. Основное содержание каждой цивилизации, характеризующей принцип её существования, определяется той ценностью, которая служит основой и фундаментом всякой культуры. «Всякая великая культура, - утверждал один из основоположников современной научной социологии П.А.Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которой пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают её основополагающий принцип, её главную ценность. Именно она, эта ценность, служит основой и фундаментом всякой культуры» [93]. Различие таких фундаментальных ценностей, согласно исследованиям П.А.Сорокина, и определяет развитие культур, являясь в то же время, как считают современные исследователи (В.Аверьянов [1], И.Шафаревич [116], митрополит Иоанн [68], А.Уткин [106], Даниленко И.С. [26]), главным фактором, обусловливающим характер их взаимодействия.

Основное содержание Западной цивилизации, или её «души» как «совокупности приоритетно-господствующих духовных ценностей» [117], выступает, по определению П.А.Сорокина, «бессовестная борьба за богатство» и «превращение в деньги и прибыль любую ценность» [93]. «Допустимо всё, что выгодно», «за деньги всё можно купить» - так определил П.Сорокин главный нравственный принцип западного общества нашего времени. В этой связи в отечественных исследованиях эта цивилизация характеризуется как «плотская, индивидуалистическая, чувственная» [68,420], либо «индустриальная» или «технократическая» [116,279], ведущая человечество к гибели [116,293].

Основное содержание Восточной цивилизации, к которой принадлежит Россия, это духовность, понимаемая как приоритет духовного над материальным, отсутствие склонности к накопительству [70], что коренным образом отличает её от Западной цивилизации. По заключению известного отечественного философа, политолога и публициста И.Солоневича, «наша история есть история того, как дух покоряет материю, а история САСШ (Североамериканских соединенных штатов как олицетворения Западной цивилизации - А.Б.) есть история того, как материя подавляет дух» [92].

Состояние изученности вопроса о влиянии телевизионного сообщения на личность в отечественной и зарубежной литературе

На сегодняшний день вопросу изучения влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность личности в целом было уделено очень мало внимания со стороны специалистов как в области психологии массовых коммуникаций, так и в области этнопсихологии. Можно утверждать, что этот вопрос не изучали вообще, и тем более в отношении русской нации.

Это было связано с тем, что основной традицией в исследовании социальной психологии являлась сфера массовых коммуникаций (Н.Н. Богомолова, Л.В. Матвеева, Б.М. Фирсов, Н.Б. Шкопоров, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова, С.Г. Кара-Мурза, К. Ховланд, Лассуэлл, Шеннона, Лазарсфельд, Дефлер, Клеппер, Розенгрен, Малецке, Рили, Шериф, Петти, Качоппо, Чейкен и другие)

[16;31;36;42;47;60;63;64;99;105;108;112;114;125;126;134;135;137;140;146;147;16 2], а среди них - средств массовой коммуникации в виде телевидения, радио, печати и т.п.[14;47; 63;75;109;112;122;82].

Поскольку социальная психология традиционно рассматривает массовую коммуникацию как процесс (или последовательность действий по передаче информации) от коммуникатора к получателю, то в этой связи от внимания исследователя обычно ускользал тот элемент коммуникации (или фаза коммуникации), который связан с получением потребителем данной информации. Основное внимание здесь уделялось реакции потребителей на эту информацию.

Б.Фирсов называет эту фазу посткоммуникативной [106,15]. Её сущностью является восприятие получателем телевизионного сообщения некоторого содержания и определённая реакция на него, главным образом в двух формах: эмоционально-оценочной и поведенческой в соответствии со своими ценностными ориентациями. Последняя, как известно, тесно связана с этнической принадлежностью личности.

Кеплингер, изучая межличностную коммуникацию, опосредованную сообщениями массовой коммуникации, считал необходимым изучение дополнительного влияния СМК в посткоммуникативной фазе, возникающего за счет расширения межличностного общения [цит. по 111].

Другой причиной практически отсутствия исследований по поднимаемому автором вопросу являются продолжающиеся споры специалистов о том, к числу каких отношений (субъект-субъекные или субъект-объектные) относятся отношения между коммуникатором и потребителем в телевизионной массовой коммуникации. Действительно, телевизионная массовая коммуникация традиционно рассматривается как одна из разновидностей человеческого общения, обладающая специфическими особенностями, которые накладывают отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты. В телевизионной коммуникации обычно выделяют следующие компоненты: коммуникатор (кто сообщает информацию), аудитория (потребители информации), сообщение (сама информация), канал (техническое средство, с помощью которого осуществляется передача сообщения), которые имеют свои специфические особенности в опосредованном общении с помощью технических средств.

Важно подчеркнуть, что использование технических средств передачи информации превращают человеческое общение в массовое, поскольку в процесс общения одновременно включены огромные массы людей, самые разнообразные социальные группы и общности.

Н.Н.Богомолова считает, что массовая коммуникация - это прежде всего общение больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями [15,8]. Отличительной особенностью телевизионной массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового характера этого вида общения, является, во-первых, социальная направленность, поскольку это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп; во-вторых, её организованный характер, в-третьих, зависимость характера сообщения от интересов владельцев каналов, программ и т.п. и, наконец, в-четвертых, отсутствие непосредственного контакта коммуникатора и аудитории.

Отсутствие обратной связи лишает телевизионную коммуникацию той ценности, которая существует в межличностном общении, а именно: возможность сразу же в процессе общения отрефлексировать и обменяться этой рефлексией на том или ином уровне. Иными словами, увидеть, прочувствовать и понять непосредственную реакцию партнера по общению на свои слова и поведение. И если в межличностном общении партнеры могут удовлетворить в полной мере свои эмоциональные и познавательные потребности, то телевизионная коммуникация ограничена в этих возможностях.

В телевизионной коммуникации контакт между коммуникатором и аудиторией можно назвать, используя философскую терминологию, «контактом в снятом виде», или виртуальным контактом, при котором коммуникатор общается с виртуальным потребителем, а потребитель воспринимает виртуального коммуникатора. Например, коммуникатора может не быть в живых, но его сообщение в процессе телевизионной передачи может существовать и воздействовать на потребителя.

В этой связи автор придерживается точки зрения, в соответствии с которой отношения между коммуникатором и потребителем относятся к числу субъект-объектных отношений, которые принципиально отличаются от субъект-субъектных. Это отличие заключается, прежде всего, в том, что если первые характеризуются как отношения «человека с человеком», то вторые -«человека к человеку» [87,191], поскольку уровень межличностной доверительности в последнем случае качественно иной.

Теоретико-методологические основы методики влияния телевизионного сообщения на этническую идентичность личности

В настоящее время разработаны различные подходы к изучению влияния телевизионной коммуникации на аудиторию, которые были рассмотрены нами в предыдущей главе [89;95;96;98;100;106;120;123;124;129;133;137;149].

Исходя из логики нашего исследования, рассмотрим способы оценки телевизионной коммуникации как некоторого целого на основании различных критериев.

Оценка содержания. Данный способ предполагает изучение содержания телевизионных программ-материалов. Для этих целей используют контент-анализ. Для более тщательного разбора сообщений, передаваемых телевизионной коммуникацией, используют дискурс-анализ (анализ смыслового контекста), который применяют в лингвистике, антропологии и текстологии и который заслуживает особого внимания в социальной и когнитивной психологии.

Полученные таким образом данные часто являются важной предпосылкой исследований продолжительности и последствий воздействия СМИ. Например, проводятся исследования, в которых подсчитывается, какое количество персонажей телевизионных передач, шоу, сериалов принадлежит к этническим группам.

Оценка продолжительности воздействия. Представляет собой способ исследования телевизионной коммуникации, который определяет продолжительность воздействия [77]. Данный тип исследования позволяет получить данные на предмет того, кто, сколько и какие группы по различным признакам смотрят программы, например о национальной культуре и т.д. Однако такая информация, как отмечает Ричард Харрис, не дает полного представления о подлинном характере воздействия, т.к. во-первых, включенный телевизор еще не говорит о том, что человек смотрит передачу, а во-вторых, трудно утверждать, что если человек не смотрит передачу, то она не имеет на него никакого влияния. Поэтому, чтобы понять когнитивные процессы, связанные с восприятием масс-медиа, необходимо проводить тщательный анализ объема и характера внимания, направленного на телевизионную коммуникацию.

Оценка последствий. Данный подход, при котором изучают последствия воздействия массовой коммуникации, является наиболее распространенным. Это связано с тем, что использование телевизионного информационного продукта, его доступность различным возрастным категориям в последнее время все более увеличивается, что естественно вызывает беспокойство у общественности.

Поведенческим последствиям особое значение придавали сторонники теории социального научения (Бандура, Тан, Росс, Валтерс). В частности, А.Бандура считал, что модель поведения, демонстрируемая в СМК, становится источником социального научения в том случае, если человек обратил внимание на нее, запомнил и начал думать о ней, и при этом он должен обладать способностями для совершения определенных действий [цит. по 111]. Несмотря на то, что поведение в концептуальном отношении является наиболее зримом типом последствий, его зачастую трудно измерить и еще сложнее доказать, что его причиной является влияние средства массовой коммуникации. Применение данной теории в наибольшей степени изучено в контексте влияния насилия в СМК на поведение. В контексте нашего исследования данный подход может использоваться, для понимания модели агрессивного поведения различных этнических групп под влиянием телевизионных программ.

Установочными последствиями занимались Доннерстайн, Линц, Пенрод. Ученые считали, что установки оценить легче, чем поступки, т.к. они влияют и на последующее поведение и в дальнейшем на обработку информации.

Когнитивные последствия - это последствия, которые изменяют наши знания и мышление. СМИ здесь являются средством для усвоения новой информации. Существуют и латентные когнитивные эффекты, когда СМИ в новостях отдают предпочтение одним событиям в ущерб другим.

Рассмотрев способы оценки телевизионной коммуникации, мы пришли к выводу, что каждый способ оценки в отдельности не может дать полное представление о процессах, связанных с изучением влияния телевизионной коммуникации на активизацию этнической идентичности. Поэтому более детальное и углубленное изучение возможно только при комплексном подходе, который позволит более объективно интерпретировать результаты исследований, дополняя и уточняя полученные выводы. Данные подходы являются предпосылками для создания комплексного подхода к изучению влияния телевизионных сообщений на этническую идентичность.

При исследовании телевизионных сообщений, их воздействия на этническую идентичность личности, духовное, культурное становление следует подходить к этой проблеме комплексно, с учетом особенностей канала, передающего информацию, а также личности потребителя информации, условий, в которых взаимодействие происходит. В современных условиях воздействие телевизионной коммуникации возрастает за счет множества дополнительных факторов, в том числе участившихся в последнее время межличностных контактов с людьми другой национальности, усиливающих информационное воздействие.

Оценка содержания телевизионных программ

Для оценки содержания телевизионных программ мы выбрали следующие каналы: Культура, НТВ, Первый. Этот выбор основывался, во-первых, на анализе предварительных результатов опросника, который показал, что из всех существующих телевизионных каналов интерес к национальным знаниям у респондентов активизирует канал Культура, на втором месте - ОРТ (Первый канал) и на третьем месте - канал НТВ. Результаты представлены на рис. 3.1.1. Во-вторых, на материалах исследований, проведенных в рамках целевой комплексной программы «Культура Москвы на 2002-2004», где молодежь, отвечая на вопрос: «Какие каналы телевидения Вы чаще всего смотрите?», на первое место поставила телевизионную компанию НТВ, на второе - ОРТ (Первый канал), РТР и т.д., при этом канал Культура оказался в конце рейтинга [85,215-217]. Для оценки содержания телевизионных программ автором использовался метод контент-анализа. Результаты контент-анализа, полученные в течение шести месяцев 2004года на указанных выше каналах, представлены в таблице 3.1.1. Результаты контент-анализа показали, что на канале Культура есть передачи, способствующие активизации этнической идентичности. При этом они находятся в следующих соотношениях: новости культуры - 13,66%; передачи об искусстве, культуре, истории - 12,85%; классическая музыка, балет, опера - 4,31%; спектакль, литературное чтение - 1,30%; религиозная передача - 0,25%; народная музыка и танцы - 0,02% от всего объема транслируемых передач на данном канале. На канале ОРТ (Первый) передач, активизирующих этническую идентичность, значительно меньше, чем на канале Культура, а именно: новости культуры - 0,02%; народная музыка и танцы - 0,3%; передачи об искусстве, культуре, истории -1,34%; религиозная передача - 0,34%. На канале НТВ отсутствуют передачи, активизирующие этническую идентичность, если не учитывать одну передачу об искусстве, культуре, истории и одну религиозную передачу. Оценка содержания телевещания показала, что вопросам национальной культуры, традициям русского народа не уделяется в настоящее время должного внимания, что не создает условий для реализации потребностей в поддержании позитивной этнической идентичности представителей русского этноса. Анализ телепередач на этих каналах продемонстрировал тенденции формирования телевидения в основном как средства развлечения и развития массовой культуры. Подобная тенденция сказалась и на изменении ценностей у молодежи. Так, исследования, проведенные ИСЭПиМ среди молодежи Московской области (п=884), показали, что классическая музыка находится на одиннадцатом месте, а народная музыка на последнем месте по сравнению с другими ценностями1. Данные о духовных ценностях молодежи представлены нарис. 3.1.2. На данном этапе работы гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что негативная информация, направленная на разрушение культурных ценностей русских, приводит к понижению этнической идентичности ее представителей по типу «этнический нигилизм», а позитивная информация, направленная на развитие чувства собственного достоинства, приводит к повышению этнической идентичности и этнической толерантности. Были изучены шесть экспериментальных групп и одна контрольная группа. Все группы были выровнены по полу и возрасту, которые составили студенты в возрасте оті 8 до 25 лет. В первой экспериментальной группе (п=60) респонденты просматривали видеоматериал об истории русского народа, обычаях, особенностях культуры (далее - ПК).

Похожие диссертации на Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности