Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Мазилова Галина Борисовна

Динамика социальной идентичности личности в современном обществе
<
Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе Динамика социальной идентичности личности в современном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мазилова Галина Борисовна Динамика социальной идентичности личности в современном обществе диссертация 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальная идентичность как предмет психологического исследования 14

1.1 Становление концепции социальной идентичности в психологии 14

1.2 Сущность феномена социальной идентичности 27

1.3 Функции и структура социальной идентичности 35

1.4. Основные виды социальной идентичности 41

1.5 Этническая и гражданская идентичность 46

Глава 2. Социально - психологический анализ трансформации идентичности 57

2.1. Проблема трансформации социальной идентичности 57

2.2. Возрастные закономерности развития и формирования идентичности 66

2.3. Роль социокультурной среды в трансформации идентичности 73

2.4. Психологические проявления кризиса идентичности 86

Глава 3. Эмпирическое исследование динамики социальной идентичности 97

3.1. Процедура и методы эмпирического исследования 97

3.1.1. Проблема метода анализа динамики идентичности 97

3.1.2. Организация исследования 98

3.1.3. Методы исследования 104

3.2. Результаты исследования и их обсуждение 111

3.2.1. Особенности социальной идентичности россиян 111

3.2.2. Половые различия идентичности 126

3.2.3. Соотношение когнитивных и ценностно-мотивационных компонентов социальной идентичности 130

3.2.4. Динамика социальной идентичности в стабильных общественных условиях 140

3.2.5. Этническая и гражданская идентичность 143

3.2.6- Проявления социальной идентичности в ситуации общественных кризисов 150

Заключение 170

Список литературы 175

Приложения 194

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные условия быстрых социальных изменений предъявляют особые требования к личности. Динамические процессы, которые произошли в общественно-политической жизни России и других постсоциалистических стран, отражаются в самосознании людей, их восприятии своего места в социальном мире. Исследования влияния социальной среды на личность имеют особое значение в период резких социальных изменений,

В современной социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, в котором концентрируются и структурируются представления личности о месте в социальном мире, рассматривается социальная идентичность. Именно этому феномену посвящены многие исследования (В.С.Агсев, Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, Н.М.Лебедева, Н.Л. Иванова, ВЛДавленко, П.Дж.Оукс, Г.У.Солдатова, Дж.С.Тернер, Л.Б.Штейнер, С.А. Хеслем? В.10. Хотинец, Э.Эриксон, D-Abrams, MHbgg, KTajfel).

Значимость обращения к проблеме идентичности определяется также и тем, какое место в общей структуре личности отводится этому феномену исследователями. Многие авторы подчеркивают, что идентичность является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения. Не случайно, достижение гармоничного состояния внутреннего мира предполагает наличие у человека способности ответить на три вопроса, характеризующих его идентичность и самоопределение: «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?»-

Нарастающий интерес ученых к процессу трансформации идентификации определяется сложностью и противоречивостью

этого феномена, его ролью в социально - психологической адаптации личности в меняющихся социальных условиях, связью с явлением кризиса идентичности (Г.М. Андреева, ПБергер, Н.Л.Иванова, И.Ю.Киселев, Н.М. Лебедева, Т.Лукман, В.Н.Павленко, Г.У.Солдатова, В.А. Ядов).

В современной отечественной и зарубежной психологии проблема идентичности широко представлена, прежде всего, как один из ключевых моментов психологии социального познания (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абраме, М. Хогг, М. Аугастинос, И. Уолкер, Н. Эллемерс, Р. Браун, П. Оакс и др.), этнической, кросс- культурной психологии и социальной психологии этнического взаимодействия (Н.М. Лебедева, Ю.П. Платонов, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаиенко, В.А. Тишков, В .Ю Хотинец), возрастной психологии (И.А. Снежкова, X. Родригес-Томе, Дж.А.Марсия).

Несмотря на обширный круг работ, посвященных исследованию различных сторон феномена идентичности, малоизученными остаются многие вопросы, касающиеся особенностей трансформации идентичности в условиях социальной стабильности - нестабильности, а именно, изменение структуры идентичности, различий трансформации идентичности в зависимости от сложившейся профессиональной социализации, половой дифференциации. Недостаточно раскрыты эмпирические критерии кризиса идентичности, связи между идентификационными характеристиками и личностными параметрами в меняющихся социальных условиях. Остается малоизученным аспект трансформации социальной идентичности как целостного явления.

Острота проблемы идентичности в обществе, недостаточность исследований ее социально-психологических особенностей,

особенностей реагирования на социальные изменения представителями различных профессий, отсутствие исследований, посвященных проблеме трансформации социальной идентичности личности в меняющихся социальных условиях, обусловили необходимость выбора проблемы настоящего исследования.

Объект исследования - самосознание личности в меняющихся социальных условиях.

Предмет исследования - содержание, структура и частные закономерности функционирования социальной идентичности во взаимосвязи с социальной средой.

В ходе эмпирического исследования предмет конкретизировался как содержательные и динамические характеристики идентичности; анализ мотивации идентификации; связь когнитивных и мотивационных показателей идентичности; различия в трансформации идентичности, связанные с профессией и полом; эмпирические критерии кризиса идентичности и т.д.

Цель исследования: изучение особенностей трансформации социальной идентичности в меняющихся социальных условиях.

Основные задачи исследования:

  1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности.

  2. Выделить основные методологические и инструментальные подходы к изучению социальной идентичности.

  3. На основе проведенного теоретического анализа обобщить представления о показателях идентичности и особенностях трансформации идентификационных характеристик.

  4. Выявить особенности идентичности в ситуации общественного кризиса.

  1. Определить структурные компоненты идентичности (когнитивные, ценностные, мотивационные) представителей различных групп.

  2. Выявить половозрастные различия трансформации идентичности и роль половых особенностей в проявлении кризиса идентичности.

  3. Сформулировать основные направления формирования позитивной социальной идентичности в практике госуправлеиия.

Основная гипотеза исследования

Под влиянием общественных изменений происходит трансформация социальной идентичности личности, в частности, меняется содержание идентичности, а также соотношение отдельных компонентов.

На основании общей гипотезы исследования были сформулированы частные гипотезы:

В ходе трансформации социальной идентичности меняется соотношение этнической и гражданской идентичности и их места в общей идентификационной структуре личности.

Трансформация идентичности по-разному осуществляется у представителей различных профессий, представителей государственного и негосударственного секторов.

Трансформация идентичности по-разному осуществляется у мужчин и женщин, что связано с поло-ролевыми установками сознания и поведения.

Теоретическую и методологическую основу исследовании составили:

- общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева,

А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, АЛ Донцов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, X. Маркус, С. Китаяма, Р. Майер, С. Московита, С.Л. Рубинштейн, Г. Триандис, А Тэшфел, Э. Фромм, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон и др.);

теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская? B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, АЛ, Бодалев, А.В. Брушлинский, А. И. Донцов, СИ. Ерина, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, В А. Петровский, А.Л. Свенцицкий, В.Е. Семенов, В.Д, Шадриков, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова и др.);

общая теория системных исследований (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин, В,А, Якунин и др.);

кросскультурный подход и этнопсихология (К.А. Абульханова-Славская, Дж. Берри, H.JV1. Лебедева, А,А. Леонтьев, В,Ф. Петренко, ТУ, Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец, П.Н. Шихирев, Ё. И, Шлягина и др.).

Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели:

теоретические я практические исследования феномена идентичности и ее трансформации (Г.МАндреева, В.С.Агеев, Ф. Барт, П. Бергер, А. Квятковская, Ч. Кулей, Ю.Л.Кочапов, Дж. Мярсиа, Г. Мид, Н.Л. Иванова, ТТ. Стефаненко, Дж. Тернер, А. Тэшфел, А. Уотерман, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.);

подход к изучению процессов социального восприятия и познания в контексте реальных социальных групп (Г.М.Андреева, ЕЛХелинская, ВЛ.Куницына, В.В.Новиков, Т.Г.Стефаненко);

исследования по проблемам жизненных или временных перспектив личности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Дж. Нюттен, К.К. Платонов и др.)-

подходы к выявлению и анализу ценностей (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, HJB. Клюева, А.Б. Орлов, А.У. Хараш и

др-);

Методологической основой работы стали также представления о неклассической парадигме исследования, в которой органично соединяются возможности идиографического и номотетического подходов.

Методы исследования

В работе использовались общепсихологические методы исследования: теоретический анализ проблемы, внешнее наблюдение, устный опрос, методы письменного опроса (тестирование). Компоненты идентичности изучались с помощью методик "Двадцать утверждений" (М. Kuhn, Т. McPartland); изучения ценностей (Mast-tesl); анализа символических аспектов идентичности (З.И. Сикевич) и другие.

Проводился количественный и качественный анализ полученных данных посредством интерпретационных методов: экспертная оценка; методы математической статистики (факторньсй анализ, ранговый коэффициент корреляции Спирмена; критерий Манна-Уитни и др.).

Эмпирическая база исследования

Комплексное исследование проводилось на жителях Украины (Крым, Керченская область) и России (Краснодарский край). Общий объем выборки составил более 800 человек. В пилотажном

исследовании принимал участие более 300 человек; студенты вузов, представители различных, профессий (возраст от 18 до 55 лет).

Процедура и этапы исследования

Исследование проводилось в 1999 - 2005 годах и состояло из двух основных этапов. Наиболее показательны результаты 2003 -2005 гг.

Первый этап исследования включал подбор методического обеспечения, пилотажное исследование, в ходе которого осуществлялась формулировка гипотез относительно компонентов структуры идентичности и их связи с профессиональными К половыми характеристиками.

На втором этапе исследования определялись количественные и содержательные (когнитивные, ценностные, мотивационные) особенности идентичности представителей различных профессий. Были выделены специфические особенности идентичности государственных служащих и работников негосударственных учреждений. Исследовались взаимосвязи когнитивных идентификационных характеристик с особенностями мотивации и личностными факторами.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, адекватным выбором и использованием надежных и валидных методик, репрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением методов математической статистики. Данные исследования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу с помощью программы "Statistica" на PC.

Научная новизна исследования

Впервые эмпирически исследованы особенности трансформации идентичности у представителей различных групп профессий (государственные служащие и представители негосударственных учреждений) в меняющихся социальных условиях.

Установлены и проанализированы устойчивые связи когнитивных и ценностно-мотивационных идентификационных характеристик, отраженные в корреляционных плеядах.

. Выявлены особенности трансформации идентичности в ситуации

общественно-политического кризиса. - Выявлены особенности трансформации таких компонентов

идентичности, как этническая и гражданская идентичность.

Выявлены половые особенности трансформации идентичности у
представителей различных профессий.

Теоретическая значимость

Результаты исследования вносят вклад в развитие сложившихся представлений о структуре идентичности ее показателях и их связи с профессиональными и половыми факторами.

Получены новые эмпирические данные об обусловленности трансформации идентификационных характеристик личности изменениями социальных условий.

Показано своеобразие идентификационных структур в зависимости от пола испытуемых в условиях социальной стабильности и нестабильности.

Дополнены показатели и критерии анализа идентичности.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть

использованы в психодиагностике феномена идентичности, применены в консультировании и психокоррекции людей, переживших кризис идентичности у представителей различных профессий. Кроме того, сформулированные в диссертационном исследовании теоретические положения, выводы и рекомендации по формированию позитивной социальной идентичности дают возможность организовать работу, например, по гражданскому воспитанию и профессионалвной подготовке людей.

Разработанные показатели и критерии анализа идентичности могут найти применение в дальнейших исследованиях феномена идентичности. Материалы проведенного исследования также могут быть использованы в процессе подготовки и практической деятельности психологов, так как полученные результаты дополняют и детализируют разделы социальной психологии и психологии личности.

Положения, выносимые на защиту

1. Динамика социальной идентичности связана с особенностями
ситуации в обществе и проявляется в следующем:

в стабильные периоды уменьшается доля рефлексивных и увеличивается статусно-ролевых, профессионально-деятельностных, гражданских характеристик;

и кризисные периоды увеличивается доля рефлексивных, семейных и этно- локальных характеристик идентичности, нестабильная ситуация усиливает разрыв между этническим и гражданским самосознанием.

2. Динамика социальной идентичности имеет возрастную,
половую и профессиональную специфику, что говорит о
сложном личностном опосредовании влияния общественной

среды на идентичность. В условиях общественных перемен у молодых поколений более выражены статусно-ролевые, гражданские и глобальные показателей идентичности, у старших - рефлексивные, этнические, семейные и профессиональные; у женщин, в сравнении с мужчинами, выше поло-ролевые показатели, направленность на семью и общение; у представителей государственного сектора по сравнению с не государственным более выражены этно-гражданские характеристики идентичности.

  1. Изменения идентичности сопровождается сменой ведущих консолидирующих признаков. Особенно явно это проявляется в отношении к этническим и гражданским общностям. По мере общественной стабилизации происходит увеличение значимости экономических символов, достижений и этнической культуры.

  2. В структуре социальной идентичности выделяются комплексы характеристик; эттю- локальный и профессионально-гражданский, трансформация которых в ходе общественных изменений показывает, что наибольшую информативность и значимость для раскрытия особенностей динамики идентичности имеют деятельностные, гражданские, этно-локальные показатели идентичности.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные идеи, теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, на кафедре социальной и политической психологии ЯрГу им, П.Г. Демидова.

Содержание исследовательской части работы представлено в материалах 7 конференций, в том числе: Международная научная

конференция '"Психология власти" (Санкт-Петербург, 2005),
Международная конференция "Системогенез учебной и
профессиональной деятельности" (Ярославль, 2005),

республиканская научно-практическая конференция

"Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе" (Балашовский филиал Саратовского госуниверситета, 2005), республиканская научно-практическая конференция Тендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке" (Костромской госуниверситеет им, Н.А. Некрасова, 2005), межвузовской конференции "Психология и педагогика социального воспитания" (Костромской госуниверситеет им. Н.А. Некрасова, 2005) и др.

Материалы и результаты исследования внедрены в учебную программу Керченского филиала Таврического национального университета. На основе данных исследования разработаны занятия по формированию позитивной социальной идентичности в рамках курсов социальная психология, психология управления. Результаты внедрены в учебный процесс повышения квалификации госслужащих г. Керчи.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 218 наименований, в том числе 66 - на иностранном языке, приложений. Текстовая часть иллюстрирована рисунками, гистограммами, включает таблицы.

Становление концепции социальной идентичности в психологии

На историю формирования проблематики социальной идентичности в психологии повлияли практически все основные научные подходы. Анализ литературы показал, что современные представления о феномене идентичности и механизмах ее формирования развивались в русле различных направлений. Основными являются психоаналитический подход (З.Фрейд, Э.Эриксон, ДясМарсиа, А.Уотерман); символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кули, И. Гоффман, Г. Фогельсон, Л. Краппман, Ю, Хабермас); бихевиоризм (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (А. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абраме, М Хогг), конструктивистский подход (Г.М.Андреева, Ф. Барт, ПБергер? КГерген, Т.Лукман, Н.Л.Иванова, Т.Г.Стефаненко).

Обзор этих направлений за последние годы проводился в ряде исследований (Н.В. Антонова, H.JL Иванова, MB. Заковоротная, Т.В. Мищенко), где были показаны особенности понимания феномена идентичности, его структуры, функций, а также вопроса о соотношении социальной и личностной сторон идентичности, которые так или иначе затрагиваются в каждом подходе. Становление собственно проблематики социальной идентичности глубоко проанализировано в исследовании Н.Л. Ивановой, где автор показывает историю вопроса и современные представления об идентичности [50]. В нашей работе, в целом направленной на выявление роли общественных факторов в формировании социальной идентичности, обзор теоретических подходов направлен на обоснование темы и последующего эмпирического исследования. Появление термина "идентичность71 связывают с представителями психоаналитического подхода: Э. Эриксоном, Э. Фроммом, 3. Фрейдом. В частности, Фрейд использовал термин идентификация как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом и способность к уподоблению другому [ 131 ]. Но в тот период были обращения к этому термину и за пределами психоаналитической парадигмы [37]

Следуя логике психоанализа, изучаются процессуальная и содержательная стороны идентичности. Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность [10].

Рассматривая процессуальную сторону идентичности, Э. Эриксон описывает последовательные стадии "я-синтезов" и перекристаллизации [146, 148], а также базисные и универсальные ценности, которые во всей их компенсирующей энергии и защитной силе являются важными объединяющими достижениями развития индивидуального и группового эго, а выбираемые человеком в качестве идентификационных паттернов модели помогают достичь желанной цели [147].

С позиции психоанализа глубинные механизмы формирования идентичности коренятся в беспокойстве и страхе утраты своего Я, ущемлении потребностей. При этом большая часть идентификаций происходит бессознательно, а не по сознательному намерению [10],

В психоаналитическом русле основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова. Э. Эриксон, исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития [147]. Он считал, что человеческое окружение социально, внешний мир это составлен из это других, которые значимы для него в том плане, что упорядочивают внутренний мир человека, включаются в него и, более того, влияют на готовность принять сам способ, которым другие упорядочивают свой мир и включают в него человека [148].

В своих работах Э. Эриксон рассматривает идентичность как сложное личностное образование, иіиеющее многоуровневую структуру, в соответствии с тремя основными уровнями анализа человеческой природы (соответственно идентичности): индивидный, личностный и социальный [148].

Развитие теории Э. Эриксона проводилось в направлении её эмпирической проверки [10]. В этой связи можно привести примеры статусной модели идентичности Дж. Марсия и М. Фридман [127] и концепции ценностно-волевого аспекта развития идентичности Э. Уотерман [215]. В этих работах исследование идентичности осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: процессуальном (процесс формирования и существования идентичности) и содержательном (специфика целей, ценностей, убеждений).

В рамках символического интеракционизма идентичность обретает новые черты благодаря преимущественному влиянию работ Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Дж. Болдуина и других.

Особенность данного подхода к анализу человеческого Я заключается в том, что происхождение Я целиком социально, а главная его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, при этом внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Наибольшее значение в становлении Я-концепщш играет взаимодействие с группой, самой близкой человеку, которую Ч. Кули назвал первичной; семья, неформальные объединения, класс, профессиональная группа и т.д. Эти группы непосредственно влияют на социализацию личности и формирование представления о себе и своем месте среди других людей. Поэтому можно сказать, что идентичность представляет собой своеобразное отражение обобщенных иптеракций, имеющих место в ходе личностного, неформального, непосредственного общения [97].

Представители этого направления рассматривают идентичность как иерархическую последовательность различных интериоризированных ролей, возникающую под влиянием общества и отражающуюся на поведении, эмоциях и социальном взаимодействии [201, 202]. В связи с этим уделяется большое внимание влиянию культуры на формирование сознания человека. При этом культура понимается им как сложная совокупность символов, обладающих общими значениями для всех членов общности. Символические категории, выработанные в языке, являются одним из инструментов возникновения осознанной идентичности [193]. Человек может назвать свои характеристики и сопоставить их с характеристиками других людей. Кроме того, он выбирает цели, ценности, потребности, т.е. задает содержание идентичности, а общество корректирует нормы и законы ее существования. Идеи Дж. Мида относительно значимости вербализованных компонентов Я? а также роли осознаваемой идентичности в поведенческом процессе повлияли на разработку, пожалуй, первого и самого простого теста установок личности на себя: ТКто я такой?" (или тест "Двадцати утверждений 1), предложенного М. Куном и Т. Макпартлэндом [64]. Дж. Мид выделяет два основных типа (уровня) идентичности: неосознаваемую и осознаваемую, которые рассматриваются им как два генетически и логически связанных уровня идентичности, демонстрируют переход от неосознанно принятых человеком норм, ролей и привычек другого к осмысленному отношению к себе и своему поведению. Мышлению в этом процессе отводится роль инструмента приспособления человека к реальности [193].

Ю.Л. Качанов, соглашаясь с идеей о трудности осознания человеком собственной идентичности, предполагает наличие между реальной позицией человека и его социальной идентичностью -представления об этой социальной позиции и о социальном мире в целом, которое может не согласовываться с представлениями других людей [57].

Проблема трансформации социальной идентичности

Проблема трансформации социальной идентичности относится сегодня к разряду актуальных и вместе с тем сложных междисциплинарных областей исследования [7, 17, 50, 60, 93, 118]. Стремительные социальные перемены, динамика ценностей и общественных идеалов стимулируют процессы изменения идентичности. Социальные изменения и последующий кризис идентичности и ценностей являются актуальным объектом психологического анализа [41, 50, 61, 89? 93]. Идентичность является важной характеристикой, определяющей жизненные стратегии человека [23], барьеры принятия новых реалий жизни [40], способы разрешения кризисов профессионального развития [47] и проблемных ситуаций [58], а также в условиях принятия решений [55]., смену социальных атрибутов и установок [77], Все это определяет значимость исследования трансформации идентичности по отношению к различным практическим задачам.

Надо отметить, что проблема трансформации идентификационных структур сначала была предметом анализа социологов [105]. В психологии наблюдается разграничение областей исследования; в социальной психологии разрабатывается концепция идентичности, в возрастной - ее динамика и формирование, поэтому в итоге концептуальные разработки сущности и структуры идентичности не оказывают должного влияния на изучение процесса трансформации идентификационных структур [50]. По отношению к динамической стороне идентичности в литературе используются различные понятия: трансформация, конструирование, развитие и формирование, которые зачастую используются как синонимы или отчасти дополняют друг друга [50,62,68,90,93, 105, 111, 118].

Развитие идентичности в возрастном плане рассматривается как изменение представлений о своем месте в социальном мире в течение жизни [83]. В основе этого понимания лежат традиционные представления о феномене развития, который означает закономерное видоизменение во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Формирование идентичности в социально-психологическом смысле рассматривается несколько шире, чем в возрастной и педагогической психологии, и представляет собой необходимый момент социализации, в ходе которого проявляется влияние всей совокупности факторов личностного становления [7, 80].

Н.Л. Иванова считает, что процессы развития и формирования идентичности сопровождают друг друга, но, говоря о формировании, подчеркивает целенаправленность влияния на идентичность в процессе социализации. Результатом развития и формирования идентичности является новое качественное состояние идентификационной структуры личности [50, 51].

Под формированием идентичности понимается связанный с влиянием различных факторов процесс преобразования идентичности на разных этапах социализации, результатом которого является качественное изменение идентичности, т.е. развитие [7, 50, 60].

Конструирование идентичности изучается в рамках конструктивистского подхода и означает приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл [7, 15, 120]. Здесь подчеркивается активность познавательной деятельности субъекта в ходе построения идентификационной структуры.

Трансформация идентичности - более современный термин, который, по сути, включает в себя предыдущие, поскольку означает преобразование, превращение, изменение структуры идентичности под влиянием различных факторов, как возрастных, так и социальных [50, 105]. Но в большей степени он применяется по отношению к быстрому изменению и конструированию идентификационных структур под влиянием социальных факторов, в частности, нестабильности, неопределенности, социокультурных перемен, смены политического устройства общества, кризиса идентичности [50, 62, 90, 105, 111, 118].

Трансформация идентичности рассматривается как связанный с влиянием различных факторов процесс преобразования, конструирования идентичности на разных этапах социализации, результатом которого является качественное изменение идентичности, В ходе этого процесса происходит проверка уже сложившейся идентификационной структуры, исчезают и преобразовываются одни идентичности, появляются новые, меняются взаимосвязи компонентов, их роль и вес в идентификационной структуре [50, 105].

Изучение формирования идентичности связано с пониманием ее сущности и места среди других психологических процессов и явлений, а также прикладного применения этой проблемы в различных социальных сферах. Психологическое понимание феномена идентичности, ее структуры, генезиса, видов и условий становления имеет теоретическое и практическое значение как в плане достижения само идентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий и средств массовой информации, кризиса общественных систем.

Отметим, что больше всего исследований, направленных на выявление этапов, принципов, причин и механизмов формирования социальной идентичности, было сделано в связи с изучением этнической идентичности.

Процесс формирования идентичности в социально-психологическом смысле представляет собой необходимый момент социализации, в ходе которого проявляется влияние всей совокупности факторов личностного становления [7].

Традиция изучения становления идентичности в социокультурном контексте заложена еще в трудах Э. Эриксона, который понимал процесс развития идентичности как взаимодействие трех составляющих: биологической, социальной и собственно эго. Важно подчеркнуть, что, так же как и другие представители данного направления, он полагал, что надсистемными в формировании идентичности являются процессы эго-синтеза. Это означает, что различные виды социальной идентичности входят как подструктуры в более общую - личностную идентичность. На каждой стадии развития возникают кризисные поворотные моменты, при разрешении которых появляются определенные личностные качества. Центральной тенденцией в переживании всех критических периодов развития является стремление к собственной идентичности [30, 63, 89].

Психологические проявления кризиса идентичности

Необходимо отметить, что социально-психологическое исследование трансформации идентичности в современной науке проводится в связи с феноменом кризиса идентичности, который рассматривается как один из показателей противоречивости исторического процесса в период радикальных преобразований, а также острой ломки устоявшегося образа мира [7], В контексте проблемы социальной идентичности так же часто, как по отношению к экономической и политической ситуации в стране, применяется термин "кризис". Это понятие еще находится в стадии определения и проработки, поэтому в литературе можно найти несколько достаточно далеких друг от друга подходов.

Г.М. Андреева кризис идентичности определяет как особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность [7]. Этот подход отчасти развивает концепцию Г. Тэшфела и Д. Тернера, согласно которой кризис социальной идентичности можно определить как утрату позитивной определенности группового членства [207].

Кризис идентичности является одним из важных компонентов современной социальной ситуации в России, что отражено в ряде работ, направленных на изучение развития человека в новых социально-экономических условиях [7, 17, 30, 50, 67, 89], Отход от однажды зафиксировавшейся идентичности переживается человеком как эмоциональный кризис, сила которого зависит от многих факторов, в том числе от глубины прошлой идентичности в сознании человека [18].

В контексте эпигенетического принципа Э. Эриксона кризис идентичности - это поворотный момент в развитии, ситуация выбора между позитивной и негативной линиями развития, прогрессом и регрессом,

В.Н. Павленко подходит к пониманию кризиса как к рассогласованию исходной гармонии, возникающих новых противоречий в сознании. "Отражением субъективно переживаемого кризиса социальной идентичности является наличие осознаваемого или неосознаваемого рассогласования между стремлением индивида к идентификации с основными социальными общностями и невозможностью осуществления этого в желаемой степени11 (194). При этом основными общностями автор считает, в первую очередь, этническую и гражданскую, располагая их на одной линии. Безусловно, потеря идентификации с более широкими общностями приводит к конфликтам и противоречиям между группами, иерархически расположенными внутри этих общностей. В то же время, если человек не может отождествить себя с какой-то общностью так, как ему хотелось бы, является ли это непременно признаком кризиса идентичности? Это может быть проблемой, например, развития, мышления, т.е. не идентичности. Предположим, что человек хочет как бы продлить свою принадлежность к общностям, например, стать жителем Советского Союза, которого нет, или ребенком, когда детство уже ушло, и т.д. При этом, на наш взгляд, основное противоречие, порождающее кризис, находится не между стремлением к идентификации и слабыми возможностями в осуществлении этого, а между желанием стабильности Я и необходимостью искать себя и делать выбор. Кризис порождается тем, что человек не в состоянии оставаться тем, кто он есть, он должен делать осознанный выбор новой идентичности. Этот процесс сложный и для многих людей болезненный. Он может осложняться крахом социальных структур, отсутствием культуры рационализации проблем, самостоятельного принятия решений и другими внешними и внутренними факторами.

Кризис идентичности рассматривается как один из показателей противоречивости исторического процесса в период радикальных преобразований, а также острой ломки устоявшегося образа мира [15]. Н.М. Лебедева, изучающая социальную идентичность в условиях нестабильности общества, определяет кризис социальной идентичности как ощущение утраты смысловой насыщенности прежних форм социальной идентификации и поиск новых, отвечающих базальной потребности человека в смысле и способствующих наиболее адекватной адаптации в изменяющейся социальной реальности (144, 145). На основе изучения процессов динамики социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье автор приходит к выводу, что кризис идентичности заключается в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной (этнической) идентичности, а поиски выхода из кризиса (часто неосознаваемого) - поиски наиболее адекватных способов восстановления этой утраченной связи на новом уровне (143,144, 145), Это интересный подход, но, по нашему мнению, в нем упускается такой важный компонент анализа, как уровень выраженности идентичности, поскольку сильная позитивная социальная идентичность возможна на основе постоянного социального сравнения, что ставит под сомнение саму вероятность толерантности к чужакам. Опыт управления этническим самосознанием, который имел место в период социализма в нашей стране, служит хорошим примером, подтверждающим справедливость этой мысли.

Кризис может вызываться разными причинами: возрастными изменениями и необходимостью адаптации к новым психосоматическим качествам, социальными изменениями в глобальном и локальном плане. В любом случае суть кризиса остается одной и той же: человек теряет устоявшееся представление о себе и пытается найти новые ориентиры и критерии обретения гармоничного состояния. Поэтому кризис социальной идентичности - явление глубоко индивидуальное, Когда и как он будет протекать у каждого конкретного человека - сказать невозможно без обращения к опыту этого человека. Можно лишь определить общую тенденцию; в некоторые возрастные периоды и в определенных социальных условиях вероятность переживания кризиса идентичности растет. Но так же3 как реакция на происходящие события различна у разных людей, и кризис по-разному переживается. Не случайно Павленко предлагает разделить кризис социальной идентичности на объективно фиксируемый (ОФК) и субъективно переживаемый кризисы (СПК). ОФК означает, что человек слабо ощущает себя членом крупных общностей (этнической или гражданской). При этом он может как; испытывать, так и не испытывать субъективные переживания по данному поводу. СПК характеризуется тем, что человек испытывает переживания по поводу того, что он не отождествляет себя с этнической или гражданской общностями (194).

Особенности социальной идентичности россиян

В этой серии исследования проводилось выявление содержания и структуры социальной идентичности в исследуемой выборке, в относительно стабильный общественный период.

Опрос проводился в 2003 г. среди россиян, жителей Краснодарского края. Выборка явилась разнородной по полу и возрасту и отражает генеральную совокупность людей, являющихся объектом исследования. Исследование проводилось на молодых людях (18-30 лет), представителях среднего и старших возрастов (30-50).

Возраст являлся важным критерием подбора эмпирической выборки. Следуя Ж. Пиаже, мы считаем, что относительно стабильные особенности идентичности формируются уже к подростковому и юношескому возрасту [60]. Это касается представлений о своей этничности, половой принадлежности и т,п. Но идентификация совершается в течение всей жизни человека.

При выборе возрастных групп учитывались особенности возрастной периодизации, которые могут влиять на формирование идентичности как личностного образования. Так, согласно Э. Эриксона, возраст от 20 до 25 лет относится к периоду ранней взрослости, основной проблемой которого является интимность -изоляция. Это период начала семейной жизни и профессионального становления. Именно в этот возрастной период происходит осмысление собственной социальной позиции и ролей, определение оптимального способа приложения своих профессиональных способностей и возможностей, выбора жизненного пути и межличностных отношений. Этот период характеризуется осознанием ценности социальных обязательств [147].

Возраст от 26 до 60 лет - средние годы жизни, связан с основной проблемой выбора между продуктивностью и инертностью. Особая значимость этого периода заключается в том, что, включаясь во все мпогообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свое отношение к окружающему миру. В этом возрасте большинство людей достигают вершин профессиональной и общественной карьеры. Решающим признаком этого возраста является осознание человеком своего места среди других людей, способов реализации собственных возможностей [147].

При организации исследования межпоколенных различий учитывался тот факт, что социально-политические идентичности связаны с реальными общественными условиями. В нашей стране молодые люди в возрасте 18-20 лет воспитывались уже в условиях независимого государства, в то время как представители средних и старших поколений, которым сейчас более 30 лет, прошли основную социализацию еще в советском обществе. Поэтому в нашем исследовании мы выделили 2 возрастные группы до 30 и после 30 лет.

Для того, чтобы выборка отражала в достаточной степени реальную ситуацию в обществе, важно было включить в нее представителей различных поколений россиян. У этих поколений в самосознании нашли отражение особенности тех политических устройств, в которых проходила их жизнь. Как писал И.Ю. Киселев, смена общественно-политического строя в нашей стране предполагает формирование идентификационной модели, построенной изначально на основе других принципов по сравнению с аналогичной моделью тоталитарного общества, где социальная идентичность является, прежде всего, категорией государственной, гражданской [60].

Для выявления особенностей трансформации идентичности в зависимости от возрастной категории использовались две сравниваемые возрастные группы; моложе 30 и 30-50 лет (табл. 1). Именно эти группы чаще всего фигурируют в исследованиях идентичности [60].

Результаты, полученные по методике "Двадцать утверждений11, показали, что в самосознании современных россиян представлены практически все основные показатели идентичности, при этом наблюдается существеннаа разница по некоторым показателям в сравниваемых возрастных группах (табл. 5).

Рассмотрим сначала результаты относительно всей выборки.

Мы шдим, что преобладают рефлексивные (личностные) и профессиональные позиции. Это сочетание говорит о том, что многие россияне имеют устоявшиеся статусные и профессиональные позиции, сформированную профессиональную идентичность. Интересно сравнение показателей, связанных с деятельностью и общением. В "деятельностную группу" были включены ответы типа "я люблю что-то делать", в "общенческую" - "я люблю общаться" [50].

В целом выраженное деятельно стное Я свидетельствует о восприятии себя в роли человека, умеющего что-то делать или выполняющего определенную работу (я хорошо готовлю, умею плавать, чинить машину и т.д.). Наоборот, низкий показатель может быть следствием трудности четкого социального самоопределения и отнесения себя к конкретной социальной группе. Например, когда человек пишет, что он умеет играть на гитаре, но не называет себя гитаристом или музыкантом, это может означать, что он не воспринимает себя членом музыкального сообщества, у него нет возможности реально вступить в эту профессиональную группу, но хочется отметить некоторую принадлежность к ней.

Похожие диссертации на Динамика социальной идентичности личности в современном обществе