Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта Комарова, Алина Игоревна

Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта
<
Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комарова, Алина Игоревна. Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Комарова Алина Игоревна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2011.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/34

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретический анализ проблемы культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта 16

1.1. Влияние культуры на процессы общения и взаимодействия 16

1.2. Ценности как основной регулятор поведения индивида в обществе 36

1.3. Теоретические основы и эмпирическое изучение эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 55

1.4. Теоретическое обоснование логики диссертационного исследования культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта. Гипотезы исследования 82

Глава II Эмпирическое исследование культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и проявлений эмоционального интеллекта 87

2.1. Организация и методы исследования 87

2.2. Объект исследования. Характеристика исследуемых этнических групп 92

2.2.1. Характеристика русской этнической группы 96

2.2.2. Характеристика калмыцкой этнической группы 100

2.2.3. Характеристика китайской этнической группы 103

2.3. Исследование эмоционального интеллекта как подструктуры социального интеллекта в этнических группах 108

2.3.1. Результаты исследования эмоционального и социального интеллекта в этнических группах 108

2.3.2. Обсуждение результатов исследования эмоционального и социального интеллекта в этнических группах 114

2.4. Исследование ценностей индивидуального уровня и культурного контекста в этнических группах 118

2.4.1. Результаты исследования ценностей индивидуального уровня и культурного контекста в этнических группах 118

2.4.2. Обсуждение результатов исследования ценностей индивидуального уровня и культурного контекста в этнических группах 124

2.5. Связь ценностей индивидуального уровня и культурного контекста с компонентами эмоционального интеллекта 130

2.5.1. Результаты анализа связи ценностей индивидуального уровня с компонентами эмоционального интеллекта 130

2.5.2. Обсуждение результатов множественного регрессионного анализа связи ценностей индивидуального уровня с компонентами эмоционального интеллекта 136

2.5.3. Результаты анализа связи показателей культурного контекста с компонентами эмоционального интеллекта 142

2.5.4. Обсуждение результатов множественного регрессионного анализа связи показателей шкал культурного контекста и компонентов эмоционального интеллекта 145

2.6. Социально-психологический тренинг «Развитие эмоционального интеллекта» 147

Выводы 153

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 160

Приложения 183

Введение к работе

Актуальность исследования. Специфику культуры того или иного народа легче узнать через изучение национальных и культурных различий в процессе общения и взаимодействия с представителями как своей, так и другой культуры. «...Мы бездумно полагаем, что то, что является верным для нашей культуры, так же верно и для любой другой. На самом деле существуют огромные различия между разными культурами» (М.Айзенк, 2004).

Одним из основных факторов, определяющих различия между представителями культур, являются ценности. В процессе осуществления межкультурной коммуникации происходит обмен не только информацией, но и культурными ценностями (Садохин, 2004), именно они являются «основой и фундаментом всякой культуры» (Сорокин, 2000). Регулирующему влиянию культурных ценностей подвержены поведение человека и его эмоциональная составляющая, при этом эмоции, направленные на окружающих, характеризуются более значительными межкультурными различиями, чем эгоцентрические эмоции (Рейковский, 1979).

Успешность понимания эмоций участников межэтнического общения зависит от многих факторов, среди которых - возрастные, тендерные, личностные характеристики, культурная принадлежность участников процесса взаимодействия (Лабунская, 2005; Матсумото, 2003 и т.д.). Трудности, которые при этом возникают, часто связаны с непониманием эмоций, которые демонстрируют окружающие, с потерей контроля над своими эмоциями и эмоциями других людей, с непониманием информации, которая поступает к человеку, то есть с низким уровнем развития «эмоционального интеллекта».

В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения, согласно которой эмоциональный интеллект определяется как «способность к пониманию своих чувств и чужих эмоций и управлению ими» (Люсин, 2004). При этом понимание эмоций других людей и управление ими определяется как «межличностный эмоциональный интеллект», а понимание собственных эмоций и управление ими - как «внутриличностный эмоциональный интеллект».

Высокий интерес к обозначенной проблеме обусловлен выделением в структуре эмоционального интеллекта ряда способностей социально-коммуникативной направленности: социальные навыки, осознание социальных взаимодействий (Д.Гоулман), способность к перцептивно-интерпретативному распознаванию эмоций в межличностном контексте (Дж.Майер, П. Салоуэй, Д.Карузо).

Изучение эмоционального интеллекта основывается на положениях культурно-исторического подхода о единстве «аффекта» и «интеллекта» и принципах системного анализа. Методологические основы, направленные на преодоление разрыва мышления от эмоциональной сферы, заложены еще в

исследованиях Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Возможность использования конструкта «эмоциональный интеллект» сегодня доказана в различных областях психологического знания как одно из основных условий принятия управленческих решений (А.С.Петровская, А.В.Карпов и др.), как индикатор аффективных расстройств (И.В .Плужников), как базовая составляющая программы подготовки педагогов (М.А.Манойлова) и развития одаренности детей (В.С.Юркевич, А.И.Савенков, Е.А.Валуева), как необходимое условие реализации копинг-стратегии (О.А.Гулевич, А.И.Прихидько), как средство диагностики родительской компетентности (Н.Д.Михеева) и д.р.

Высокий эмоциональный интеллект, информация об иерархии ценностей индивидуального уровня представителей этнических групп -участников процесса взаимодействия - позволяют строить взаимоотношения в совместной деятельности, минимизировать издержки взаимного непонимания в переговорном процессе и т.д.

Пристальное внимание к изучению эмоционального интеллекта обусловлено его опосредованностью ценностями индивидуального уровня и культурно-психологическими особенностями, а также той ролью, которая ему отводится в успешной адаптации человека в ситуациях межкультурного взаимодействия и решении кросскультурных проблем в политике, бизнесе и т.д. В связи с расширением международных контактов остро стоит вопрос о необходимости разработки программ социально-психологических тренингов, направленных на развитие эмоционального интеллекта, программа которых составлена с учетом его особенностей у представителей различных этнических групп.

Актуальность исследования культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта обусловлена возрастающими противоречиями между теоретической и практической значимостью проблемы изучения иерархии ценностей представителей различных этнических групп, особенностей их эмоционального интеллекта и культурного контекста («коллективизм/ индивидуализм» и «вертикальность/ горизонтальность») и отсутствием эмпирических исследований, нацеленных на выявление особенностей взаимосвязи ценностей и компонентов эмоционального интеллекта, а также их проявлений в различных культурах.

Проблема диссертационного исследования сводится к необходимости изучения культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта, на основе которых стали бы возможными создание условий для конструктивного сотрудничества представителей различных культур, разработка региональных долгосрочных целевых программ организации и развития межкультурной коммуникации, реализация мер по профилактике экстремистских настроений и формированию толерантности в молодежной среде, организация мероприятий, направленных на развитие конструктивных взаимоотношений национальных общественных объединений.

Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования - изучить культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта у представителей разных этнических групп (русские, калмыки, китайцы).

Объект исследования - личность как носитель культурно-психологических характеристик.

Предмет исследования - культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей индивидуального уровня и компонентов эмоционального интеллекта.

Основная гипотеза исследования - существуют общие и специфические особенности во взаимосвязи ценностей индивидуального уровня и проявлений эмоционального интеллекта, обусловленные культурно-психологическими характеристиками.

Частные гипотезы:

  1. При наличии сходных ценностных трендов, у представителей различных этнических групп существуют различия в иерархии ценностей индивидуального уровня, которые обусловлены культурно-психологическими характеристиками.

  2. Качественные и количественные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта определяются принадлежностью к этнической группе.

  3. Различия во взаимосвязи культурного контекста «индивидуализм/ коллективизм» и «горизонтальность/ вертикальность» и эмоционального интеллекта обусловлены культурно-психологическими характеристиками.

Цель и гипотеза определили задачи диссертационного исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы изучения культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Определить особенности иерархии ценностей индивидуального уровня, культурного контекста и эмоционального интеллекта представителей различных этнических групп.

  3. Выявить характер взаимосвязи ценностей индивидуального уровня и культурного контекста с эмоциональным интеллектом представителей различных этнических групп.

  4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга «Развитие эмоционального интеллекта», учитывающего культурно-обусловленные взаимосвязи ценностей и компонентов эмоционального интеллекта, направленного на развитие его компонентов и повышение продуктивности межкультурного взаимодействия.

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация базируется на базовых методологических принципах системного (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмин, Б.Ф.Ломов и др.), культурно-исторического (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.) подходов в изучении психологических явлений. В своем исследовании мы опирались

на теорию ценностно-мотивационных типов Ш.Шварца и В.Билски; исследования национальных культур и культурных ценностей (Ф.Знанецкий, Р.Ингельхарт, К.Клакхон, Ф.Клакхон и Ф.Стродбек, А.Маслоу, Г.Олпорт, М.Рокич, У.Томас, Э.Холл, Дж.Хонигман, Э.Шпранглер, А.Г.Здравомыслов, Н.М.Лебедева, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, А.Я.Флиер, В.Ю.Хотинец, В.А.Ядов и др.).

Конкретную область, в рамках которой проводилась представленная диссертационная работа, обозначили исследования, направленные на выявление и оценку культурных измерений (Г.Хофстеде, Т.Триандис, В.И.Чирков), стилей коммуникации (У.Гудикунст), проблемы взаимопонимания в процессе взаимодействия культур (Б.С.Братусь, В.В.Гриценко, Ю.М.Лотман и др.), изучение национального характера (Н.Н.Бердяев, Б.А.Захаров, К.Касьянова, В.Г.Крысько, Д.Мацумото, Б.М.Мунянова, Т.В.Ларина, Ю.П.Платонов, Э.Эриксон и др.), исследование эмоций и культуры (Ф.Е.Василюк, К.Изард, Я.Рейковский, П.Экман, Г.Г.Шпет и др.).

Теоретическую основу исследования составили также положения зарубежной и отечественной психологии об эмоциональном интеллекте и его развитии - теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и М.И. Манойловой; использование тренинга как средства развития эмоционального интеллекта (И.Н.Андреева, Т.В.Березовская, С.П.Деревянко, О.В.Лунева и

ДР-)-

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе

использовались следующие методы: теоретический анализ литературы; системный анализ современного состояния научных исследований и обобщение зарубежного и отечественного опыта по изучаемой проблеме; организационные методы (сравнительное и комплексное исследование); эмпирические методы (наблюдение, психодиагностические методы - опрос, тестирование). Кроме того, в рамках диссертационного исследования использовался метод социально-психологического обучения (социально-психологический тренинг) и методы математико-статистической обработки (пакет SPSS 13.0 и программа Excel; для оценки нормальности распределения применялся критерий Колмогорова-Смирнова; для определения внутренней согласованности психологических оценок использовалась процедура Reliability, вычислялся коэффициент а Кронбаха; для определения достоверности различий применялись критерий Манна-Уитни, t-критерий для независимых/ зависимых выборок; для определения взаимосвязей переменных вычислялась корреляция и использовался множественный регрессионный анализ (метод Stepwise).

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены исходными общеметодологическими позициями, системностью изучения предмета, полнотой проработанных источников, использованием в

нашем исследовании апробированных и валидизированных методик. Для исследования китайских студентов все используемые методики были переведены на китайский язык с последующей проверкой, которая осуществлялась путем обратного перевода.

Эмпирическую базу исследования составили результаты психодиагностического обследования, проведенного в ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» (203 человека -представители этнической группы «русские»), ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» (62 человека - представители этнической группы «китайцы», студенты выпускных курсов, проходящие стажировку в России), ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» (62 человека - представители этнической группы «калмыки»). Возраст респондентов - от 21 до 23 лет.

Кроме того, в социально-психологическом тренинге «Развитие эмоционального интеллекта» приняли участие студенты зимнего лагеря актива органов студенческого самоуправления «Решает сама молодежь», организованном областной организацией Российского союза молодежи при поддержке Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области (15 студентов) и студенты-китайцы (14 человек).

Исследование проводилось в период с 2007 по 2011 г.г. Всего в выборку на всех этапах исследования вошли 356 студентов-выпускников высших учебных заведений, представителей разных этнических групп.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые эмпирически исследуется взаимосвязь ценностей индивидуального уровня и эмоционального интеллекта в контексте кросскультурного подхода.

Дается обоснование возможности использования конструкта «эмоциональный интеллект» для исследования культурно-психологических особенностей понимания своих эмоций и управления ими, понимания эмоций других людей и управления ими, контроля экспрессии.

Определены общие (преобладание индивидуальных ценностей над групповыми) и специфические особенности иерархии ценностей, свойственные представителям исследуемых этнических групп: у русских -преобладание ценностей Достижение, Гедонизм, Благожелательность, Самостоятельность, Власть; у китайцев - ценностей Универсализм, Традиция; у калмыков - ценностей Гедонизм, Конформность, Традиция, ценность-оппозиция Сохранение.

Выявлены общие и специфические особенности эмоционального интеллекта у представителей различных этнических групп, обусловленные выраженностью его компонентов и качественным характером их проявлений: более высокие количественные показатели эмоционального интеллекта у русских; качественные отличия за счет различного вклада составляющих эмоционального интеллекта у представителей других исследуемых этнических групп (преобладание компонента «управление эмоциями» над «пониманием эмоций» у китайцев и компонента «понимание эмоций» над «управлением эмоциями» у калмыков).

Выявлена взаимосвязь ценностей индивидуального уровня с
выраженностью компонентов эмоционального интеллекта,

характеризующаяся культурной специфичностью: у русских эмоциональный интеллект и его компоненты связаны как с ценностями, выражающими интересы группы, так и с ценностями, выражающими интересы индивида; у калмыков эмоциональный интеллект и его компоненты связаны только с ценностями, выражающими интересы индивида; у китайцев эмоциональный интеллект и его компоненты связаны только с ценностями, выражающими интересы группы.

Доказано преобладание в исследуемых этнических группах фактора «горизонтальность» над фактором «вертикальность», при этом для русских и калмыков характерно преобладание культурного контекста «горизонтальный индивидуализм», для китайцев - «горизонтальный коллективизм».

Установлено, что разработанный социально-психологический тренинг «Развитие эмоционального интеллекта» может быть использован для обучения эффективному межкультурному взаимодействию.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы, сделанные в ней, вносят вклад в предметное поле социальной психологии, углубляют теоретические представления о специфике эмоционального интеллекта, ценностей представителей различных этнических групп, их взаимосвязи с эмоциональным интеллектом. Полученные результаты расширяют представления о структуре эмоционального интеллекта, характеризуя его как один из факторов, влияющих на межличностное взаимодействие.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Этнопсихология», «Психология личности», «Основы социально-психологического тренинга», в процедурах оценки персонала, при разработке программ социально-психологических тренингов переговорного процесса, при реализации мер, направленных на профилактику экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде, в процессе индивидуального консультирования, в сфере управления и бизнеса и т.д.

Результаты исследования внедрены в Программы подготовки актива молодежных организаций, в процедуру оценки лидеров общественных организаций и сотрудников коммерческих структур, в программы подготовки специалистов-психологов.

Апробация результатов работы. Результаты исследования были представлены в виде докладов на региональных и Всероссийских конференциях молодых ученых (Волгоград, 2006, 2009, 2010, 2011); на Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007», «Ломоносов-2008», «Ломоносов-2009», «Ломоносов-2011», (г.Москва, 2007, 2008, 2009, 2011); III Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» (ИПРАН, Москва, 2009); на Межвузовской научно-практической конференции «Социальная

психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2009); на Международной конференции «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире» (Москва, 2010); на Международной научной конференции «Национальный вопрос в Китае и России: История и современность» (г.Пермь, 2010), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной психологии» (Волгоград, 2010); на научной конференции «Интеллект и творчество», посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина (Москва, ИПРАН, 2010 г.); на XIV Международной конференции «Психология XXI века: современная российская психология в мировой науке» (СПбГУ, 2011) и др.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Взаимосвязь ценностей и эмоционального интеллекта у представителей различных культур характеризуется особенностями, которые обусловлены культурными нормами восприятия эмоций, их проявлениями, спецификой коммуникации, культурным контекстом «индивидуализм/ коллективизм» и «горизонтальность/ вертикальность».

  2. При наличии сходных ценностных трендов (преобладание индивидуальных ценностей над групповыми), имеются культурно-обусловленные различия в их иерархии: у русских - высокая значимость ценностей, выражающих интересы индивида; у китайцев - высокая значимость ценностей, выражающих интересы группы; у калмыков - высокая значимость как ценностей, выражающих интересы индивида, так и ценностей, выражающих интересы группы.

Преобладающим культурным контекстом во всех исследуемых группах является «горизонтальность», при этом у русских и калмыков преобладает «горизонтальный индивидуализм», у китайцев «горизонтальный коллективизм».

Существуют сходство и различия количественных и качественных характеристик эмоционального интеллекта представителей этнических групп, обусловленные культурной спецификой: показатели и межличностного, и внутриличностного эмоционального интеллекта выше у русских; при равных количественных показателях имеют место качественные отличия за счет различного вклада его составляющих: у калмыков преобладает компонент «понимание эмоций», у китайцев - «управление эмоциями».

3. Характер взаимосвязи ценностей индивидуального уровня,
культурного контекста и компонентов эмоционального интеллекта имеет
специфику в зависимости от принадлежности к этнической группе: у русских
эмоциональный интеллект связан с ценностями, выражающими как интересы
группы, так и интересы индивида и с культурным контекстом «вертикальный
индивидуализм»; у китайцев эмоциональный интеллект связан с ценностями,
выражающими только интересы группы и с культурным контекстом
«горизонтальный индивидуализм»; у калмыков эмоциональный интеллект
связан с ценностями, выражающими только интересы индивида и с

с-

культурным контекстом «вертикальный индивидуализм» и «горизонтальный коллективизм».

4. Программа социально-психологического тренинга, составленная с учетом результатов исследования культурно-психологических особенностей взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта, способствует развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта, оказывает положительное влияние на понимание своих эмоций, эмоций других людей и на управление ими, что обеспечивает условия для эффективного межкультурного взаимодействия.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы (276 наименования), а также приложений. Общий объем работы без Приложения составляет 183 страницы. В работе представлено 29 таблиц и 7 рисунков.

Влияние культуры на процессы общения и взаимодействия

В кросскультурной психологии одним из основных теоретических понятий, относящихся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению, является понятие «культура».

Культура и социальная среда, в которой воспитывается индивид, играют значительную роль в его становлении, их влияние проявляется в процессе общения и взаимодействия как с представителями своей, так и с представителями другой культуры.

Проанализировав существующие дефиниции понятия «культура», А.С.Запесоцкий характеризует сущность культуры «... как совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества), присвоенную и используемую человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми, зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества» [39, с. 150]. Большинство исследователей культуры отмечают, что присвоение человеком этой «совокупности» происходит в процессе активной деятельности.

Исследованием национальных культур занимались Э.Б. Тайлор, Р.Бенедикт, К.Клакхон, Р.Д. Льюис, Ф. Клакхон и Ф. Стродбек, Э.Холл, Г. Хофстеде, Г.Триандис, Ш. Шварц, Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер и др.

Культура (или цивилизация) по Э.Б. Тайлору «представляет собой сложное целое, которое включает в себя знание, веру, искусство, закон, нравы, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества» [109, с.ЗЗ.]. Э.Б. Тайлор отмечал, что развитие культуры - это «результат исторических воздействий и заимствований». Американский антрополог Р. Линтон называл культуру «социальным наследием... совокупностью форм поведения, которые выступают общими для большинства членов общества и усваиваются ими в процессе обучения» [94, с.17]. Р.Линтон разделял культуру на «внешнюю», включающую поведенческие аспекты, доступные для наблюдения, и «скрытую», в которую входят установки, ценности, эмоции. Культура рассматривается Р.Линтоном как структурированная сеть идей, обычаев и условных эмоциональных рефлексов, а общество — как организованная группа индивидов [цит.по: 161, с. 137].

Одним из первых проанализировал роль и место культуры в обществе американский социолог Т.Парсонс, который рассматривал культуру как результат социальных действий на уровне социальной и на уровне собственно культурной системы [84, с. 15]. На первом уровне осуществляются совместные действия людей в целях адаптации, самосохранения, интеграции, на втором происходит совершенствование сложной системы культурных символов и норм. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом социальной системы, с другой -регулирует систему социального взаимодействия и формирует ценности, существующие в обществе.

На обязательное наличие единых культурных ценностей в обществе как условие его стабильности указывает Р. Мертон, выделяя явные и латентные функции культуры [цит.по: 51, с. 112].

Каждая культура порождает свою конфигурационную типичную личность, - в этом утверждении состоит основная идея подхода к изучению культуры Р.Бенедикт, при этом если человек не адаптируется к нормам культуры, то его поведение расценивается как отклоняющееся [цит.по: 161, с. 138]. Если у Р. Бенедикт конфигурации отражают типичные для каждой культуры особенности личности, то у представителя направления «Культура и личность» А. Крёбера они доминируют над личностью и определяют ее поведение [цит. по: 229, с. 13]. 1 !

Так же, как и Т.Парсонс, на символическую составляющую культуры указывали А. Крёбер и К.Клакхон. Культура - это «абстракция конкретного человеческого поведения, но не само поведение» [47, с.9]. Культура состоит, с одной стороны, из норм и стандартов поведения, с другой - из идеологий, оправдывающих это поведение. Именно культура определяет тип поведения,, который выбирает человек. Паттерны поведения приобретаются- и передаются посредством символов. А.Крёбер рассматривает общество как огромный суперорганизм, которому подчинены отдельные индивиды, являющиеся инструментами культуры. Культура существует только на коллективном уровне, ни один индивид не обладает всей культурой группы, к которой он принадлежит. Существенной характеристикой культуры является то, что культурные модели (и соответствующие им ценности) могут саморазвиваться [122, с. 13]. Модели культуры - это архетипическая основа, «каркас», вдоль «осей» которого формируются определенные культурные черты.

А. Крёбер и Т. Парсонс понятие «культура» используют в узком смысле, относя к нему передаваемые и созидаемые типы ценностей, идеи и другие символы, определяющие поведение человека [цит. по: 84, с.203].

На то обстоятельство, что каждой культуре свойственны свои ценностные ориентации, в соответствии с которыми формируются стереотипы поведения и усваиваются культурные образцы, указывал Дж.Хонигман. Он рассматривал два типа явлений, обусловленных влиянием культуры: социально стандартизированное поведение группы (действия, мышление, чувства) и материальные продукты ее деятельности, при этом как уже существующие, так и желаемые [цит.по: 52, с.348].

Дж.Хонигман занимался изучением зависимости действий, мыслей и чувств индивида от характеристик того или иного социального окружения. В своих работах Дж.Хонигман использует термин «модель поведения», определяя ее как «закрепленный индивидом способ активного мышления или чувствования» [цит.по: 89, с. 16]. Стандарт этой модели определяется культурой, является основой этносоциальной общности и может быть как универсальным, реальным, так и идеальным, т.е. желаемым. Результатом эмпирических исследований ученого явился тезис о существовании в каждой культуре «идеальной личности», для которой характерны оптимальные ценностные ориентации, которые надлежит передавать следующим поколениям, поскольку специфика поведения- личности в этнокультурной среде состоит в том, что оно является результатом научения.

В рамках подхода к изучению культуры антрополога и лингвиста Э.Холла одна из основных ее функций состоит в создании «плотного фильтра» между человеком и внешним миром, в определении того; на что надо обращать внимание, а что - игнорировать. Основанием для выделения различных культур у Э.Холла являются параметры «время» и «пространство». Ученый выделял монохроническое (одна вещь в единицу времени) и полихроническое (много вещей в единицу времени) время и соответствующие виды культур. Для «монохронических» культур (Америка) характерно четкое соблюдение договоренностей, в «полихронических» (Франция) - человеческие отношения стоят выше, чем расписания и планы. Что касается русской, культуры, исследователи характеризуют ее как преимущественно монохронную с выраженными элементами полихронного поведения [цит. по: 60, с. 142].

Теоретические основы и эмпирическое изучение эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии

В психологической литературе на сегодняшний день не существует однозначного определения феномена «интеллект». Очевидно, что «интеллект служит ... наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействии субъекта с окружающим миром» [120, с.49].

Ж.Пиаже рассматривает интеллект как «определенную форму равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсорных механизмов... это самая совершенная из психических адаптации» [87, с.37].

Интеллект понимается как относительно стабильный признак личности, который, развивается при взаимодействии окружающей среды и наследственности. Одна из самых распространенных современных трактовок интеллекта рассматривает его как «внутреннюю структуру, которая отбирает, организует и преобразует информацию» [80, с.358].

Одним из первых идею измерения- интеллекта выдвинул А.Бинэ, который определял интеллект как уровень умственного развития, выраженный в комплексной оценке интеллектуальных процессов. Эта оценка складывалась из оценок нескольких способностей и навыков и отражала общую способность решать теоретические задачи. В разработанных А.Бинэ и Х.Симоном диагностических процедурах интеллект оценивался одним показателем - коэффициентом интеллекта IQ (intelligence quotient). Впоследствии Ч.Спирмен назвал этот показатель «общим интеллектом» [80, с.354].

Э.Л.Торндайком была предложена трехкомпонентная модель интеллекта, которая включала абстрактный интеллект (способности оперировать идеями), механический интеллект (конкретными предметами), социальный интеллект (людьми). При этом социальный интеллект определялся им как «способность понимать других людей... управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях» [цит.по: 53, с.463]. В структуре социального интеллекта Э.Л.Торндайк выделял когнитивный и поведенческий компоненты.

Эти же компоненты были заложены в трактовку конструкта «социальный интеллект» другими представителями психологических школ: это понятие трактовалось как «способность продуктивно взаимодействовать с окружающими» (T.Hunt), «способность критически и адекватно оценивать чувства, настроение и мотивацию поведения окружающих» (J.Wedeck) др. [цит.по: 202, с.8].

Изучение социального интеллекта осуществлялось в рамках трех направлений: поведенческого, невербального, когнитивно-вербального.

На основании анализа теоретических материалов можно сделать вывод о том, что, как правило, для определения социального интеллекта используется один из трех критериев:

1) способность к декодированию социальной информации — от навыков распознавания невербальных стимулов до вынесения верных социальных суждений (принятие роли другого, восприятие другого человека, социальный инсайт, межличностная осведомленность и т.д.);

2) эффективность, или адаптивность, социального поведения (поведенческие результаты, для появления которых важны и необходимы перечисленные выше социально-когнитивные навыки);

3) любой социальный навык, который может быть измерен.

Г.Оллпорт, работая в рамках поведенческого направления, определял социальный интеллект как способность, обеспечивающую «гладкость в отношениях с людьми», продуктом которой не обязательно является понимание другого человека, но обязательно социальное приспособление к другому. В этой концепции социальный интеллект рассматривается как «социальный дар», как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в прогнозировании поведения. Автор связывает этот вид интеллекта в большей степени не с познавательными способностями, а с поведенческими умениями.

Изучая поведенческий компонент социального интеллекта, М.Форд и М.Тисак показали, что это - «группа ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации», т.е. авторами в первую очередь подчеркивалась значимость поведенческой эффективности, а не когнитивных способностей [цит.по: 225, с. 49]. Свою концепцию социального интеллекта, основанную на единстве и взаимодействии когнитивных и поведенческих способностей, разработали С.Космитский и О.П.Джон, выделившие когнитивные (оценка перспективы, понимание людей и открытость в отношениях с ними, знание социальных правил) и поведенческие компоненты (способность к взаимодействию с людьми, социальная приспособляемость и теплота в отношениях) [цит.по: 140,с.53].

Г.Марлоу среди характерных особенностей социального интеллекта выделяет [цитлто: 225, с.49]:

- социальную самоэффективность как успешное решение межличностных проблем,

- просоциальную направленность,

- готовность к сотрудничеству,

- личностную заинтересованность в благе других,

- способность к эмпатии,

- определенное ценностное отношение к себе и другим.

Проблема социального интеллекта нашла свое отражение в исследованиях Г.Ю.Айзенка, который разграничил в структуре общего интеллекта три уровня - биологический, психометрический и социальный, при этом социальный уровень впервые был обозначен как самостоятельный феномен [139, с. 111]. Социальный интеллект определяется Г.Ю.Айзенком как способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества. Этот вид интеллекта индивида формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды.

Р.Лоуман и Г.Лиман выявили наличие нулевой/отрицательной корреляции между академическим интеллектом и социальными способностями и потребностями, а также интересами и социальным знанием [цит.по: 180, с.224]. Дж.Гилфорд рассматривал социальный интеллект как «систему интеллектуальных способностей, независимых от факторов общего интеллекта, связанных с познанием поведенческой информации, с восприятием мыслей, желаний и чувств, как своих, так и других людей, выделяя при этом следующие шесть факторов, связанных с познанием поведения партнера по общению [148, с.433]:

1) способность выделять вербальные и невербальные показатели поведения;

2) способность распознавать общие характеристики поведения в общем потоке информации;

3) способность понимать отношения, возникающие между единицами информации о поведении;

4) способность понимать смысл и логику поведения людей в ситуации их взаимодействия;

5) способность понимать вербальный и невербальный значения идентичных моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия;

6) способность прогнозировать последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Дж.Гилфорд подчеркивал значимость социального интеллекта в областях профессиональной деятельности, связанных с воздействием и взаимодействием с другими (учителя, врачи, социальные работники и т.д.).

Представление о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей нашло реализацию в теории множественных интеллектов Р.Гарднера, который выделил музыкальный, духовный, лингвистический, пространственный, логико-математический, телесно кинестетический, личностный («интраперсональный», или внутриличностныи и «интерперсональный», или межличностный) виды интеллекта [цит.по: 118, с.22].

Характеристика китайской этнической группы

Историческое, социально-политическое, экономическое, культурное развитие Китая оказало большое влияние на формирование психологических черт его населения.

В Китае ключевым нормативным компонентом мыслительной и материальной деятельности человека и его отношений к государству, социальным институтам и т.д. является философия. Китайская философия -координатор всей системы социальных, духовных и нравственных ценностей.

Существенное влияние на систему мышления, психологию, поведение китайского этноса оказала специфика философского знания — конфуцианство и основанные на нем этические нормы и правила поведения в обществе, согласно которым, например, китайцы должны видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого перечня потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось.

В конфуцианстве подчеркивается необходимость проявления уважения к старшинству, к рангу и возрасту, важность выражения тех эмоций, которых требует от человека обстановка и его положение в обществе, а не внутренние переживания человека. В Китае сильно развита умеренность в выражении своих чувств. Эмоциональный мир китайцев всегда подчинялся нормам, ритуалам, этикету, проявление истинных эмоций (радость, гнев, печаль) в открытой форме считалось неприличным. При взаимодействии в семье, в обществе китайцы были обязаны следить за своим поведением, следовать определенному стереотипу и обязательно следить за своими чувствами, сдерживать их и подчинять определенным правилам. Одним из таких правил, к примеру, является необходимость улыбаться в драматических или трагических ситуациях, что связано со стремлением не огорчать собеседника, снизить отрицательное воздействие трагического события на окружающих.

У китайцев ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости от группы, групповая сплоченность на основе четкой иерархии ролей, высокая степень доверия группе, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях. Если лицо русского дает собеседнику дополнительную информацию о настроении, то лицо китайца остается неподвижным и беспристрастным. Китайцы не смотрят на собеседника, потому что «так делают враги».

Проявления этих качеств обусловлены учением о Срединном пути (о «золотой середине»), согласно которому важно сдерживать крайние проявления эмоций, чтобы не нарушать гармонию. Гармония и порядок в природе устанавливаются лишь тогда, когда, с одной стороны, эмоции проявляются в надлежащей степени, а с другой - когда такие эмоции, как гнев, печаль, радость не демонстрируются вообще [10, с. 107]. «Золотая середина» также важна в случае выбора тех или иных ценностей.

Вековая борьба китайцев за свое существование в условиях изолированности и закрытости воспитала в них такие психологические черты, как спокойствие и уравновешенность.

В жизни китайцев социальной единицей является не индивидуум, не индивидуальные свободы, а многочисленная семья, клан родственников, по отношению к которым каждый обязан соблюдать нравственные обязательства, выполнять долг, отрабатывать все, что на него затрачено. Категории долга — одна из основных традиционных культурных ценностей Китая, возведенная в культ еще Конфуцием. Каждый китаец должен соответствовать определенному социальному и этическому стандарту, независимо от индивидуальных свойств и особенностей личности. Каждый китаец должен сдерживать свои эмоции и подчинять их долгу, нормам и стереотипам поведения. Этим объясняется, с одной стороны, высокий уровень сплоченности, взаимовыручки и взаимопомощи в китайском обществе, а с другой - подавление эмоциональных проявлений, преобладание долга над чувствами. Несмотря на то, что в современном Китае неприемлемо отрицание материальной стороны жизни, конфуцианские ценности, трансформируясь и модернизируясь, остаются прежними.

В китайской культуре личность рассматривается в контексте социального и семейного взаимодействия, через связи с другими людьми. В исследованиях Я-концепции Х.Маркуса и Ш.Китаямы показано, что людям, живущим в индивидуалистическом обществе, свойственно независимое Я [94, с.498]. Что касается живущих в коллективистских культурах, в том числе в Китае, то для них характерно взаимозависимое Я, что проявляется в том, что они определяют себя через свои отношения с окружающими и членство в различных группах.

В представлениях китайцев об интеллекте большую роль играет социальный компонент, определяющий ценность качеств, которые требуются для выстраивания гармоничных отношений с другими. Для китайцев признаки высокого интеллекта - социальная ориентированность, практичность и ответственность, наблюдательность, осторожность, умение наблюдать и подражать.

Китайцы хорошо обучаются, склонны к подражанию. Мышление китайцев, с точки зрения Н.А.Абрамовой, характеризуется конкретностью, склонностью к детализации и уточнению, его можно соотнести с «коррелятивным мышлением», внешним проявлением которого является склонность к образности, символике...[1, с.222].

Одной из основных особенностей психологии китайцев является рационализм и практицизм. Китайская вежливость и обходительность, с одной стороны, и рассудительный и скромный стиль ведения переговоров, с другой, - все это является прагматичной тактикой [186, с.57].

Китайская культура являлась и во многом остается коллективистской культурой, где интересы коллектива священны, общество выступает как ценность, коллектив контролирует социальное положение и статус человека, ценность отдельной личности утрачивается и всецело подчиняется коллективу. Коллективизмом и конфуцианством воспитаны такие черты как конформизм, высокая степень зависимости индивида от группы, групповая сплоченность, основанная на четком распределении ролей, жесткая дисциплина, трудолюбие. Даже смысл жизни современных китайцев задается коллективом и обществом, личное счастье возможно только через благополучие других людей, через социальную востребованность и принятие, китайцы понимают «счастье» и связывают свой карьерный рост с благополучием коллектива [144, с.59]. Коллективизм выработал и особый характер межличностных отношений, проявляющийся в сопереживании, сочувствии, взаимопомощи.

Для китайского общества характерна четкая иерархия, дистанция между уровнями власти. В работе китайцы следуют правилам и указаниям, которые даются сверху, подчеркивается важность коллективизма для достижения поставленной цели и не принимаются самостоятельность, независимость в суждениях, уверенность в себе. Значимость группы приводит к тому, что регуляторами поведения становятся в большей степени традиции, обычаи, привычки и в меньшей - нормы, правила и стандарты поведения.

Социально-психологический тренинг «Развитие эмоционального интеллекта»

В процессе исследования нами был разработан, апробирован и проведен социально-психологический тренинг, целью которого явилось развитие компонентов эмоционального интеллекта у участников тренинговой группы. Тренинг был апробирован на студентах волгоградских вузов в рамках зимнего лагеря актива органов студенческого самоуправления «Решает сама молодежь» при поддержке Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области (15 человек).

Отбор в тренинговую группу осуществлялся на основании результатов тестирования по методикам «Опросник «ЭмИн» Д.В.Люсина и тест Дж.Гилфорда «Социальный интеллект».

Тренинговая программа была направлена на решение следующих задач: информирование о понятии «эмоциональный интеллект» и актуальности данной проблемы; информирование о ключевых компонентах эмоционального интеллекта; развитие коммуникативных умений и навыков; развитие умения определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); развитие умения понимать как свои эмоциональные состояния, чувства и их проявления, так и эмоции окружающих; развитие способностей контролировать, сознательно влиять и использовать свои чувства и эмоции; развитие способности распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему; расширение эмоционального репертуара; знакомство с алгоритмом эффективной презентации; получение обратной связи; активизация процесса рефлексии.

В соответствии с поставленными задачами была разработана программа социально-психологического тренинга развития эмоционального интеллекта и его составляющих, продолжительность которой составила 36 часов. Тренинг включал в себя 6 занятий по 6 часов, проводился в течение одной недели. Занятия строились на принципах перехода от простого к сложному, от безличного к более личному. Структура тренинга определялась логикой перехода от разминочных упражнений к напряженной работе, к более эмоционально значимым аспектам, затем к упражнениям, которые требуют большой уверенности и настроя на работы.

На основании результатов эмпирического исследования, проведенного в рамках представленной работы, были выявлены специфические особенности показателей эмоционального интеллекта у представителей различных этнических групп (в частности, у китайцев, в силу особенностей культурного влияния, показатели межличностного эмоционального интеллекта выражены слабее). Учитывая данное обстоятельство, программа тренинга была дополнена техниками, направленными на развитие данного конкретного компонента эмоционального интеллекта. Тренинг по этой программе был проведен на студентах китайской этнической группы (14 человек).

Основные темы тренинга: эмоции человека и их использование; распознавание и понимание собственных эмоций; контроль экспрессии; коммуникативные умения и навыки; понимание эмоций и чувств окружающих людей; навыки управления эмоциями других людей; эмпатия как прием понимания внутреннего мира PI ЭМОЦИЙ другого.

Программа тренинга содержит различные группы процедур:

К первой группе относятся тренинговые процедуры, направленные на формирование доверительного отношения участников друг к другу, умение распознавать и понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, эмпатию. Значение процедур: снятие эмоционального напряжения, улучшения настроения членов группы, развитие сопереживания, формирование эмоционально положительного отношения к другим, развитие компонентов эмоционального интеллекта.

Ко второй группе относятся тренинговые процедуры, направленные на формирование коммуникативных навыков и умений, расширение эмоционального репертуара. Их назначение: повышение коммуникативной компетентности участников, развитие умений понимать и принимать различные позиции, образы жизни, стили поведения других людей.

В каждой группе процедур использовались разнообразные виды методов активного обучения: психогимнастические упражнения; деловые и ролевые игры; групповые дискуссии (мозговой штурм); анализ ситуаций, моделирование проблемных ситуаций взаимодействия и их обсуждение; анализ видео и фото материалов; мини-лекции; беседы. ,

После тренинга для измерения эффективности был произведен повторный замер объективных показателей (ре-тест), период времени между тренингами и замером - 1 месяц. Субъективные показатели фиксировались самими участниками в специальной анкете (см. Приложение). После обработки всех полученных результатов участникам тренинга была дана обратная связь в виде их портретов, в которых указывались результаты тестирования и тренинга.

Кроме этого, было проведено повторное тестирование контрольной группы с помощью тех же методик, которые применялись при тестировании до экспериментального воздействия. Данные тестирования были обработаны с использованием пакета SPSS 13.0.

Было проведено сравнение следующих показателей:

1. показатели экспериментальной и контрольной группы до экспериментального воздействия;

2. показатели экспериментальной группы после тренинга и контрольной группы через 1 месяц после первичного тестирования;

3. показатели экспериментальной группы до и после экспериментального воздействия;

4. показатели контрольной группы после первичного и вторичного тестирования.

Результаты тренинга, направленного на развитие компонентов межличностного эмоционального интеллекта (китайские студенты).

Анализ показателей свидетельствует о следующих результатах исследования:

- использование t-критерия Стьюдента для двух независимых выборок показало, что результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп, проведенного до экспериментального воздействия, не отличаются между собой на уровне значимых различий;

- использование t-критерия Стьюдента для зависимых выборок при сравнении данных контрольной группы по результатам обоих замеров показало, что результаты не отличаются между собой на достоверном уровне;

- использование t-критерия Стьюдента для двух независимых выборок показало, что между экспериментальной группой после экспериментального воздействия и повторным тестированием контрольной группы есть значимые различия по следующим шкалам и субшкалам (результаты представлены в Таблице 29): Субтест «Истории с завершением»; Субтест «Группы эксперссии»; «Понимание чужих эмоций»; «Межличностный эмоциональный интеллект»; «Управление чужими эмоциями». Кроме того, по итогам тренинга выявлена положительная динамика (не достигшая уровня значимости) по таким компонентам эмоционального интеллекта, как «понимание эмоций», «управление эмоциями», «контроль экспрессии»

Похожие диссертации на Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта