Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Чеснокова Ирина Алексеевна

Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность
<
Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чеснокова Ирина Алексеевна. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : М., 2005 260 c. РГБ ОД, 61:05-19/393

Содержание к диссертации

Введение

Глава №1. Теоретические основы исследования влияния сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность стр. 12.

1.1. Понятийно-этимологический аппарат исследования и социально-психологические характеристики наиболее рашространенных сект, действующих на территории Российской Федерации стр. 12-29.

12. Социально-психологические условия и причины вовлечения в секты, культы стр. 30-50.

13. Манипуляция и контроль сознания как основные механизмы социально-психологического воздействия на последователей сект, культов и НЮ стр. 51 -69.

1.4. Негативные психо-эмоциональные последствия воздействия сект, культов и НРО на личность стр. 70-85.

Выводы по 1 главе стр. 86-87.

Глава №2. Эмпирическое исследование влияния сект и деструктивных культов на личность и ее жизнедеятельность стр. 88.

2.1. Методика и организация исследования влияния сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность ..стр. 88-109.

2.2. Диагностика основных параметров группового психологического давления и ведущих ценностных ориентиров, свойственных бывшим сектантам стр. 110-126.

2.3. Индивидуально-типологические черты предрасположенности личности к вступлению в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации . стр. 127-138.

2.4. Изучение уровня субъективного контроля у бывших сектантов в основных сферах жизнедеятельности стр. 139-150.

2.5. Депрессия и тревожность как наиболее стойкие психо-эмоциональные нарушения, возникающие у бывших сектантов стр. 151-167.

2.6. Социально-психологические методы оказания помощи и поддержки бывшим сектантам стр. 168-180.

Выводы по 2 главе стр. 181-186.

Заключение стр. 187-195.

Список литерагуры cip. 196-206.

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы. История развития и понимания проблемы религии на различных этапах человеческого существования приобретает в настоящее время особую значимость, обусловленную повышением массового интереса к данной проблеме, наблюдающегося в современном российском обществе. Мистика, магия и оккультизм не только удерживают свои позиции, но укрепляют и расширяют их. Главная причина ажиотажа связана с многолетним атеизмом, который был искусственно внедрён в сознание масс советским режимом. Человеку исконно присуще стремление верить в высшие, всемогущие силы, которые защитят и поддержат в трудных жизненных ситуациях. Поэтому столь долго сдерживаемая вера прорвалась на волю с безудержной и неуправляемой мощью. Люди впали в иную крайность, им стало безразлично во что верить, как верить - лишь бы верить, поэтому огромное количество людей было вовлечено в различные секты и деструктивные культы, другие же слепо и горячо уверовали в магов, чародеев, экстрасенсов и т.д. Помимо этого, вера стала данью моды и что самое страшное - предметом наживы некоторых весьма предприимчивых личностей. Психолог-когнитивист А.Б. Холмогорова следующим образом характеризует ситуацию, сложившуюся в современном обществе: "Руководствуясь в своей жизни "сугубо научными и логически обоснованными идеями", советский человек оказался у "разбитого корыта" и не знает к какому берегу ему пристать среди такого разнообразия целителей и чародеев, и, не понимая, кто же действительно способен помочь решить его насущные проблемы".1

Это своеобразное проявление кризиса современного информационного общества тесно связанно с тем, что в условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне; в условиях постоянно растущего жизненного темпа жители не только нашей, но и других стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. Именно поэтому статистика свидетельствует о росте мистических настроений: десятки тысяч астрологов, медиумов, колдунов открыто действуют в США, Франции, Италии, России и других странах. Они объединяются в мистические общества, официально регистрируемые властями, издают свои газеты, журналы, созывают конференции, симпозиумы. Теперь уже существуют целые

фирмы и корпорации, занимающиеся "религиозным бизнесом". Регулярно печатаются в периодических изданиях гороскопы, составленные неизвестно кем, за которыми следят миллионы доверчивых людей, пытающихся таким образом заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Шумная реклама сопровождает деятельность сект и ее адептов, которые разъезжают по разным странам с одной единственной целью: завербовать как можно больше последователей. Стало очень сложно оценивать «доброкачественность» поступающей информации, а правительство неоправданно упразднило многие учреждения, занимающиеся цензурой, что оставило граждан один на один с серьезной проблемой.

И если до недавнего времени в теории и на практике общество и государство были заняты обеспечением лишь военной безопасности России, то современное представление о безопасности далеко выходит за зги рамки. В XXI веке многие из главных угроз для национальной безопасности России и се граждан будут формироваться в информационно-психологической сфере. Переход к новым формам государственного управления выявил недостаточность и противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Стала вопиющей необходимость восстановления традиционных духовных и нравственных ценностей, как перед государством, так и перед его институтами возникла задача по их культивированию, укреплению в обществе и сознании людей. Ибо идеологический хаос, царящий в нашей стране, чрезвычайно выгоден представителям западных религиозно-миссионерских организаций, использующих сложившуюся ситуацию в корыстных целях.

Масштабность и активность их деятельности порождает большое число социально-психологических проблем, детерминированных негативным воздействием на жизнь и здоровье граждан и на общественную безопасность в целом. Установлено, что многие религиозные организации практикуют психический террор в отношении своих последователей, они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам, заявляя о себе различными антиобщественными действиями. Поэтому вполне обоснованным является мнение Е.Г. Балагушкина, который считает, что «современная ситуация в России обеспечила возможность легализации самых реакционных и даже изуверских организаций религиозно-фанатического типа».2

Разработанность проблемы. Проблема сектантства далеко не нова по своей сути, так как это явление возникло спустя всего полтора века от явления Христа на земле. В России процесс обособления различных групп от традиционной церкви начался с эпохи никоновских времен (1653-1656 года) и принял более обширные формы в начале 19 века. На протяжении этого периода правительство России издавало тайные постановления: Анна Иоанновна издала всего один такой указ, Екатерина II издала 8, Павел 1-3, Александр I издал уже 59. Глобально же эта проблема стала решаться на государственном уровне при Николае I, который за 30 лет царствования издал 495 тайных постановлений, в которых все народно-общественные движения, функционирующие в религиозных формах, были подразделены на:

1. Секты вреднейшие (их руководителей преследовали и ссылали);

2. Секты вредные (строгий контроль и наблюдение за их деятельностью);

3. Секты менее вредные (увещевания, предупреждения и т.д.).3

В целях усиления контроля над деятельностью сект, в каждом губернском городе устроили сеть тайных комитетов, которые просуществовали до конца 19 века.

Следующий этап формирования государственного подхода в отношении сект относится к 1918 году, когда коммунисты сочли необходимым более масштабно исследовать эту проблему. Была создана специальная комиссия, возглавляемая В.Д. Бонч-Бруевичем, которая занялась изучением проблем сектантской религии. В ходе ее работы, которая носила научно-исследовательский характер, были проведены многочисленные экспертизы, наблюдения, а также экономические и статистические расчеты. В заключительном отчете комиссии был сделан следующий вывод: "Своей многосторонней деятельностью секты наносят существенный ущерб, как экономике, так и общественному спокойствию государства".4 В.Д. Бонч-Бруевич так объяснял феномен популярности сект: "Подходя отрицательно к существующим порядкам и имея целую систему взглядов на будущее, сектант находил в душе вербуемого те струны, которые раз зазвенев, не давали ему уже покоя до момента полного, принципиального отпадения от церкви".

До 70-ых годов в СССР не проводилось исследований по этой теме, так как считалось, что это проблема «загнивающего капиталистического общества», в связи с чем, в журнале

"Атеистические чтения" печатались немногочисленные статьи о сектах В.П. Задорожнюка, ГЛ. Разлогова и других авторов, которые освещали проблему в данном русле. Тем не менее, фундаментальные труды А.И. Клибанова и Е.Г. Балагушкина оказали серьезное методологическое влияние на исследование проблемы эволюции христианского сектантства в нашей стране, а также характера религиозности сектантской молодежи.

Позднее, в 1973 году А.В. Беловым было проведено значительное исследование целей и методов "сектантской педагогики", в результате которого были выделены негативные последствия и вред, приносимый сектами обществу и его гражданам. В 1985 и 1986 годах Л.Н. Митрохин и К.Б. Привалов делают попытку проанализировать методы, с помощью которых руководители воздействуют на психику человека и с помощью которых они устанавливают контроль над его поступками, мыслями, желаниями. Отдельные аспекты религиозного сектантства были рассмотрены в работах Л.Н. Митрохина, А.И. Будова, В.Ф. Гажоса, А.И. Демьянова, А.Н. Платова, В.В. Коника, Г.С, Лялиной, И.А. Малаховой, А.Т. Москаленко, Д.М. Угриновича, П.Л. Яроцкого, Д.Г. Коновалова и других ученных. В изучении проблемы предпосылок вовлечения в культы среди отечественных исследований необходимо отметить работы А.А. Скородумова, Д.Г. Трунова, АЛО. Егорцева.

Но только в 1995 году психологи, педагоги, правоведы проявили истинное беспокойство относительно ситуации, сложившейся вокруг сект и культов. Н.В. Кривельская, В.А. Зубков, АЛ. Дворкин, Е.Н. Волков своими исследованиями пытаются привлечь общество, правительство и различных специалистов к широкому спектру проблем, которые порождает деятельность многочисленных сект, действующих в нашей стране; с другой стороны, их исследования вносят значительный вклад в области разработки методов и форм помощи жертвам сектантского насилия. Огромное значение в сфере реабилитации сектантов и их семей имеет деятельность О.Стеняева и А. Дворкина, а также их коллег. Осуществляемая вышеуказанными специалистами антисектантская деятельность затруднена существенными преградами, главной из которых является непонимание и недооценивание общественностью (а в первую очередь власть имущими людьми) проблем, связанных с сектами.

В западной психологии проблемы влияния сект изучались Д. Макдаузллом, Р. Францем, С. Хассеном, М.А. Уильямом, У.В. Чамберсом, Д. Майклом, М.Д. Лангоуни, П. Малиноски и др. Аспекты психологического влияния на личность в секте рассматривались в работах Р.

Чалдини, Ф. Зимбардо, К. Джимбалво, М. Ляйппе. Относительно терминологического аспекта, в западной литературе попытка выработать понятие секты была предпринята М. Вебером, Р. Нибуром, Б. Вильсоном.

На сегодняшний момент отечественная наука не обладает достаточными знаниями о вопросах диагностики отклонений, вьвванных пребыванием в ПРО, об эффективных способах реабилитации и методах оказания помощи жертвам сектантского насилия, о возможностях использования западного опыта и его адаптации к российским условиям и др. Решению вышеуказанных проблем посвящается данное исследование.

Объект исследования: Лица, попавшие под влияние сект, культов и других нетрадиционных религиозных организаций.

Предмет исследования; Социально-психологические условия вовлечения в секты, культы, НЮ и специфика их влияния на личность и ее жизнедеятельность.

Цель исследования: Выявить основные социально-психологические проблемы, возникающие у бывших сектантов и определить наиболее эффективные методы оказания психологической помощи и поддержки бывшим сектантам. Гипотезы:

• Вьщвигается предположение о том, что ключевую роль при вовлечении в секты играют следующие социально-психологические условия: индивидуально-типологическая предрасположенность; повышенный уровень мотива аффиляции; неблагоприятные социальные факторы; кризисная ситуация; влияние и сила группового давления; мастерство адептов, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность (контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.); формирование внутри группы атмосферы, обеспечивающей иллюзию «постижения истины», «обретения счастья»; неразвитость навыков сопротивления манипулятивному давлению; деформированность Я-образа, соответствующего образу жертвы, обманутого и несчастного человека

Предполагается, что опыт пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях вызывает тяжелые социально-психологические нарушения, создающие трудности в общении и жизнедеятельности, а также препятствующие процессу реадаптации бывших сектантов к жизни вне секты: фобии, страхи, неврозы, апатия, депрессия, тревожность, фрустрация. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные теоретические концепции, относящиеся к проблемному ПОЛЮ исследования.

2. Определить сущность, содержание и особенности основных методов воздействия на психику человека, которые используются адептами религиозных организаций: манипуляцию и контроль сознания.

3. Исследовать социально-психологические условия и мотивы, способствующие вовлечению в НЮ.

4. Выявить негативные психо-эмоциональные состояния, нарушающие нормальное функционирование бывших сектантов в основных сферах жизнедеятельности.

Методологическую основу исследования составили: общефилософские принципы: детерминизма, объективности и развития; общенаучные принципы: феноменологический подход (Э. Гуссерль, К. Роджерс), рассматривающий человека, как личность, способную определять и изменять свою судьбу, исходя из которого оказание социально-психологической помощи бывшим участникам НРО основьгеалось на апелляции к внутреннему потенциалу и ресурсам респондентов; метод герменевтики (В. Гумбольдт, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер, М. Хайдеггер), суть которого заключается в понимании изучаемых явлений через синтез истории и современности, через историческую обусловленность функционирования сект, культов и НРО.

Методологическим ориентиром исследования послужили: синергетический подход, предполагающий неравномерность в развитии личности, наличие флуктуационных периодов, диссипацию ценностных структур, а также ситуационный подход, подчеркивающий необходимость анализа личностных и ситуационных факторов во взаимосвязи (кризисы развития, трудные жизненные ситуации, смерть близкого, развод, потеря работы, тяжелое заболевание и т.д. - с одной стороны, сила группового давления, уровень подготовки и мастерство адептов, применение внутри НРО техник изменения состояния сознания - с другой).

Теоретические основы: социально-психологические подходы к рассмотрению личности (Б.Г. Парыгин, К.А. Абульханова-Славская, и В.А. Ядов); диспозициональньш

подход Г. Олпорта; подход стратегического взаимодействия С. Хассена; системный подход к рассмотрению «манипуляции» Е.Л. Доценко; клиентцентрированный подход К. Роджерса; логотерапевтический подход В. Франкла; теория основных типов личности Р. Ассаджиолли; теория структурного баланса Л. Фестингера.

Методы исследования: опрос, анкетирование, психологическая консультация, беседа, психотерапевтическое интервью, групповые тренинги, метод анализа, синтеза, аналогии и сравнения изучаемых явлений, событий; статистическая обработка эмпирических данных.

Методики исследования: Методика Е.Н. Волкова "Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания"; «Шкала группового психологического насилия» Чемберса-Лангоуни; «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) -адаптация Е.Ф. Бажина; «Шкала контроля за действием» (НАКЕМЕР-90) Ю. Куля; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге; методика исследования фрустраций Розенцвейга, опросник Ч. Спилбергера «Шкала личностной тревожности»; методика исследования представлений человека о себе Т. Лири; опросник определения характерологических особенностей личности Гекса; методика «Измерения ценностных ориентации» М. Рокича, методика «Ценностные ориентации» ДА. Леонтьева.

Положения, выносимые на защиту.

1. Интерес к сектам и их популярность обусловлены современной ситуацией, сложившейся в Российском обществе - отсутствие общенациональной идеи на фоне возросшей потребности населения в возрождении старых и обретении новых духовных, религиозных устоев, традиций, а также состояние анемии, отчуждения, неудовлетворенности социальным положением, невостребованность социальных ценностей, отсутствие стабильности, уверенности, в завтрашнем дне.

2. К социально-психологическим факторам вовлечения людей в НЮ относятся: с одной стороны - эмоциональная привлекательность; индивидуально-типологическая предрасположенность; внушаемость; подверженность групповому давлению; повышенная конформность; с другой стороны: обострение национальной и религиозной нетерпимости в обществе; ограничение сферы деятельности и полномочий общественных организаций; мастерство адептов, владеющих отработанными приемами вовлечения в секту, ставящих

индивида в положение зависимости от группы, а также специфичность обещаний, выдвигаемых организаторами НЮ, предлагающих свой ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия и эксплуатирующих основные человеческие потребности в стабильность, поддержке, любви, идентификации.

3. Существуют различные способы и методы, при помощи которых организаторы НЮ воздействуют на психику и поведение своих последователей, наиболее опасными из которых являются манипуляция и контроль сознания, являющиеся основными механизмами процесса индоктринации, приводящего к реформированию мышления последователей, разрушению их личностной целостности и индивидуальности.

4. Наибольшую предрасположенность к вовлечению в НЮ проявляют сентиментально-чувствительный, флегматический, гипотимный и апатический типы личности, обладающие такими свойствами характера как: уступчивость, кротость, склонность к душевным потрясениям, неразвитость критического мышления, пассивность и податливость чужому мнению, не умение противостоять мнению большинства, что в совокупности формирует уязвимость перед манипулятивными воздействиями окружающих, увеличивает уровень внушаемости, а в отношении религиозных убеждений делает человека более открытым влиянию пропаганды, осуществляемой адептами различных НЮ.

5. Наличие у индивида экстернального локус-контроля и преобладание ориентации на состояние, над ориентацией на действие, свидетельствует о недостаточной развитости самоконтроля, неумении управлять собой, владеть ситуацией, критически оценивать происходящее, планировать и координировать осуществляемую деятельность. К данной категории людей принадлежит большая часть бывших участников НЮ, тяготеющих к преувеличению сложностей, испытывающих боязнь общения (социофобия), чье поведение в большей степени контролируется извне: особую значимость придают мнению «авторитетных» лиц, боятся неодобрений со стороны окружающих, следуют установке «быть как все» и пр., что в совокупности приводит к неправильному выбору стратегий поведения, к неадаптивному поведению в обществе, к трудностям в общении.

6. У лиц, попавших под влияние сект, культов и НРО, возникают различные нарушения психо-эмоционалъной сферы, к числу которых относятся депрессия, повышенный уровень тревожности, скрытый невроз, неопределенность личностных установок и утрата

смысложизненных ориентиров, приводящие к разрушению целостности существования, инициирующие широкий спектр проблем и конфликтов в различных сферах жизнедеятельности индивида. Реабилитационную помощь этим людям необходимо начинать с постепенного, пошагового выведения из состояния глубокой депрессии, преодоления чувства страха, апатии, недоверия, с последующей концентрацией усилий респондентов на активизации самоконтроля, ответственности и формирования устойчивых жизненных позиций. Научная новизна:

• проведен комплексный анализ социально-психологических проблем, связанных с вовлечением в секты и нетрадиционные религиозные организации;

• раскрыт приоритет эмоциональной значимости и индивидуально-типологической предрасположенности к процессу вовлечения и индоктринации в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации;

• рассмотрены манипуляция и контроль сознания в качестве механизмов воздействия на личность руководителями НЮ;

• обоснован деструктивный характер воздействия сект на личность и основные сферы ее жизнедеятельности;

• выявлены и рассмотрены основные негативные психо-эмоциональные последствия пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях.

Теоретическая значимость исследования:

- изучены исторические и социально-психологические корни возникновения и функционирования сект, культов и НЮ на территории России;

- уточнены и конкретизированы основные категории изучаемой области социальной психологии, в частности такие понятия как «манипуляции» и «контроля сознания»;

- отражено решающее значение механизма группового давления по отношению к удержанию и более глубокой индоктринации членов сект, культов и НТО;

- проанализированы различные подходы к внушению, как к одному из наиболее значимых способов вовлечения людей в секты, культы и другие НЮ;

- выявлена устойчивость воздействия религиозно-мировоззренческих представлений, сформированных во время пребывания в секте, которые, подчиняясь механизму социальной

инерции и вьфажаясь в усвоенньк ранее привычках, стереотипах, установках, продолжают влиять на поведение и образ мыслей бывших сектантов (боязнь конца света, Божьей кары, ощущение собственной греховности и т.д);

- определены основные параметры, способствующие установлению степени деформирующего воздействия сект, культов и НЮ на личность и ее жизнедеятельность.

Практическое значение работы заключается в определении комплекса методов и методик, обеспечивающих диагностику индивидуально-типологических особенностей и основных психоэмоциональных нарушений, возникающих у бывших сектантов; определении наиболее эффективных методов реабилитационной помощи и поддержки бывших сектантов; формулировании рекомендаций, направленных на проведение антикультовой пропаганды, на профилактические меры по обеспечению психологической безопасности населения и ограничение деятельности НЮ. Материалы диссертации могут быть использованы при организации реабилитационной помощи и поддержки жертвам сектантского насилия в психологических центрах, а также при разработке лекционных курсов по социальной психологии.

Понятийно-этимологический аппарат исследования и социально-психологические характеристики наиболее рашространенных сект, действующих на территории Российской Федерации

В настоящее время психологами, педагогами, философами, социологами и историографами ведутся многочисленные споры относительно терминологии, связанной с проблемами сект, деструктивных культов, и религиозно-миссионерских организаций. В их числе можно выделить следующих ученных: М. Вебера, Г. Нибура, Э. Трельча, Дж. Макдауэлла, А.В. Романова, Ф.В. Кондратьева, Л.Н. Митрохин и др. Прежде, чем преступить к непосредственному изложению проблем, связанных с деятельностью религиозно-миссионерских оргадизаций, считаем необходимым, предоставить обзор основных терминологических позиций, сформировавшихся на данном этапе в социальной психологии и характеризующих основные явления выбранной нами сферы исследования. Итак, перейдем к непосредственному рассмотрению семантических значений ключевых понятий и терминов исследования.

Секта - организованное общество людей, разномыслящих с традиционной церковью, но твердо верящих в одну и ту же идею, вождя, во всем подчиняющиеся ему и строго соблюдающие правила внутреннего и внешнего распорядка. Слово "секта" имеет латинское происхождение. Есть разные версии этимологии этого термина: secta - путь, правило, образ действия, мыслей или жизни (equi sectam alicujus - идти по чьим-либо стопам, быть чьим-либо приверженцем); учение, направление, школа; - шайка (secta latronurn). sequor, sequtus sum, sequi - идти вслед за кем-либо; - повиноваться, бьпъ в услужении, seco, secui, sectum, sectare - срезать, отсекать; - разделять. М. Вебер называет секты "социальной религией", а их деятельность определяет как "полное разрушение конкретных форм воплощения старых духовных абсолютов (относящихся к душе)".5 Социолог Г. Нибур выделяет понятие "устойчивая секта": «Это такие секты, деятельность и идеология которых в первую очередь направлена на критику социального зла Эти группы выступают с требованиями справедливости и реформ; они стремятся отделиться от окружающего общества, открыто отказываясь выполнять те или иные гражданские обязанности или образуя изолированные общины".6 Все прочие секты делают упор на проблемы индивидуальной ответственности и греха, их объединяет одна функция - решение жизненных проблем посредством подмены смысла существования, замены "социального статуса -религиозным", и их можно разделять в соответствии с тремя возможными типами реагирования на нежелательную ситуацию: 1. Принятие без сопротивления - все трудности, считают они, от недостатка веры, эгоизма, но не от порочной социальной системы, поэтому их главная идея - найти друзей, объединиться со своими единомышленниками. 2. Агрессивное сопротивление - концентрация внимания на проблемах, связанных с бедностью и бесправием, общество - воплощение зла, необходима программа социальных реформ. 3. Эскапизм - они не могут принять существующее общество, но и не надеются его изменить, их реакция - обесценивание своей земной жизни, проецирование несбывшихся надежд на загробное существование. Социолог Э. Т. Кларк наиболее существенным признаком считает враждебный, агрессивный характер, свойственный сектам: "Сектанты этого типа враждебны к миру, они верят, что конец света низвергнет тех, кто был высоко вознесен, а им обеспечит важную роль и вечное блаженство на небесах".7 В определении А.Ю. Егорцева отражается глобальное отличие сект от традиционных религий: «Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения — секты. Секта - это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость. Она не принимает и не понимает всей истории человеческой мысли, проходит мимо нее, ее последователи не приобретают мудрости».8 Одно из центральных мест в рассматриваемой нами области принадлежит также термину «культ». По-мнению Э. Дюркгейма, понятия «культ» и «верование» синонимичны. В своей книге «Элементарные формы религиозной жизни» им были выделены следующие черты культов: чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, образа, предмета, потребности, идеи и т.д.) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения. Он пишет, что «религиозный феномен состоит из обязательных верований, соединенных с определенными обрядами, которые относятся к объектам, данным в верованиях». совокупность учений, обрядов, ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания. Иными словами, религиозные верования всегда являются общими для определенной группы. Обряды не только допускаются всеми членами группы, но и создают ее единство.9 Культ - Э. Трельч дает следующее определение: "Это религиозные "мутанты", предельные вариации на доминирующие во внутренней жизни человека темы".10 Необходимо отметить, что понятие "культ" шире понятия "секта" и включает в себя, помимо религиозных групп, организации коммерческие, психотерапевтические, политические, отличающиеся манипулятивностью и деструктивностью. А.В. Романов доктор психологических наук Уральского педагогического университета, следующим образом трактует это понятие: «Культ представляет собой направленность функционирования группы, в которой проявляется манипуляция сознанием посредством навязывания определенного учения и контроля над мышлением, что ведет к деструкции личности (в физическом, психическом и социальном аспектах), разрушению семьи и общества. Культ характеризуется разнообразными формами обмана и тоталитарной структурой отношений в группе - регуляцией сверху всех проявлений жизни индивида. Понятие «культ» шире понятия «секта» и включает в себя, помимо религиозных групп, организации коммерческие, психотерапевтические, политические, отличающиеся манипулятивностью и деструктивностью».1 Чарльз Брэйд, почетный профессор Нортвестернского университета дает следующую трактовку понятию «культ»: «Это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедают или обрядов».12

Д. Макдауэлл и Д. Стюарг придерживаются следующего мнения: «В течение последнего века термин "культ" приобрел разные толкования. Это стало особенно очевидно, когда в начале 1950 г. средства массовой информации стали изучать различные группы и именовать их культами из-за их враждебного поведения. Психолога пытались определить культ как группу людей, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрсшю на жизнь. Социологи определили как группу, которая не соответствует нормам и законам данного общества. Тем не менее, оба подхода недостаточно раскрывают самый существенный для всех культов аспект - теологический, так как именно он охватываег все стороны жизни, мыслей и поведения. Слово «культ» происходит от латинского слова «cultus», которое дословно значиг «поклоняться» или «почитать» что-либо. Слово вошло в оборот в 17 веке и загем вновь в середине 19-го века в качестве обозначения обособленной религиозной группы. Первая книга, в которой был представлен анализ деятельности некоторых культов, была книга Уильяма Ирвина "Своевременные предупреждения" (1917), позже переименованная в "Ересь разоблачена" (1919). «Культ — это группа людей, убеждения которьгх основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет за собой отрицание центральных доктрин традиционных религий, как они изложены в основных писаниях (например, в Библии или Коране).

Негативные психо-эмоциональные последствия воздействия сект, культов и НРО на личность

Ряд клиницистов и психологов-консультантов указывают на психо-эмоциональные расстройства патологического характера, которые вызывает пребывание в секте. Р. Мей, М. Сингер, С. Хассен, Е.Н. Волков и др. относили к ним нарушения настроения, страхи, реактивные психозы, стрессовые расстройства, тревоги, фобии, приводящие к внутриличностному диссонансу, лишающие индивида уверенности в своих силах и возможности нормального функционирования в обществе. Ламентации бывших участников НЮ чаще всего концентрируются на следующих проблемах: ощущение унылости, апатия, состояние депрессии, смятенности, чувство страха и вины, которые, по их утверждению, неизменно присутствуют жизни с момента выхода из состава группы, и с которыми они не могут справиться самостоятельно, без посторонней помощи.

Среди перечисленных отклонений депрессия является наиболее стойким нарушением, накладывающим отпечаток на все сферы жизнедеятельности личности: на самовосприятие, на взаимоотношения в семье, на работе, на общении с друзьями. Ю.В. Ковалевым было сформулировано следующее определение депрессии, которое, на наш взгляд, наиболее полно отображает суть изучаемого явления: «Депрессия это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением личных мотивов и приоритетов, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения».116

По мнению, Ю.Л, Нуллера,117 депрессия сопровождается сужением эмоционального реагирования. Поэтому даже при отсутствии четко осознаваемых тоски и тревоги, бывшим сектантам присуща безрадостность — ангедони, что означает неспособность индивида испытывать удовольствие не только от социального функционирования, но и при отправлении физиологических функций. Данным расстройством объясняется нарастающая замкнутость, уменьшение способности к эмоциональному резонансу, чувство «усталости от жизни», перенасыщение жизнью», скука, снижение способности находить удовольствие в чем-либо.

Ю.Н. Полищук, проводя реабилитационную работу с жертвами сект и культов, пришел к выводу, что испытуемые находятся в состоянии глубокой депрессии, вызывающим глубокие нарушения личностной структуры и сопровождающимся следующими признаками:118 рудиментарная тоскливость выявляется больше на идеаторном уровне жалобами на то, что «жизнь зашла в тупик», «мучают угрызения совести за прошлое», «на душе неопределенная тяжесть»; замедление ассоциативной деятельности проявляется падением личностного потенциала, затруднениями в подборе слов и определений, паузах в разговоре, лапидарностью ответов, отмечается тугодумие, «зажатость мысли», снижение памяти, сужается круг интересов; появляется депрессивный моноидеизм в виде фиксации на неприятных телесных ощущениях; гшюбулия проявляются в том, что пациенту трудно заставить себя что-либо сделать, хотя физические силы еще есть, но нет импульса («слабость какая-то не физическая, а душевная»), трудно заставить себя действовать целенаправленно, исчезает ощущение цели; типопатическая дереализация и деперсонализация проявляется ощущением определенной внутренней измененности: «Все отдалилось, воспринимается в стороне, обособленно от меня; все стало чужим, далеким». Нередко депрессия сопровождается нарушением витальных функций (потеря аппетита, нарушения сна и т. д.).

Ф. В. Кондратьев подчеркивает, что пребывание в сектах вызывает тяжелые психические расстройства, среди основных негативных последствий им обозначены: депрессия, апатия, фрустрация и различные страхи, вызываемые потерей своего «Я» и опытом долговременного «подчинения своей воли юле руководителей, потерей собственной инициативы».119

Вторая проблема, с которой столкнулись испытуемые при выходе из секты — это повышенная тревожность. Уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовосприятия.

В науке осуществлялись попытки подхода к пониманию причин формирования тревожности. Я. Стреляу, Н.Н. Данилова пониманли тревожность как свойство темперамента, свойства нервной и эндокринной системы; Б. Колодзин, Е.М. Черепанова рассматривали тревожность как личностное образование и уделяли большое внимание постгравматическому стрессу как основному источнику ее формирования: стихийные бедствия, потеря близких, жестокое обращение, насилие; многие психологи рассматривают тревожность как образование, порождаемое внутренними конфликтами (В.Н. Мясищев, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Роджерс). Основой этих конфликтов служит противоречие между предъявляемыми к личности требованиями и имеющимися у нее возможностями удовлетворять этим требованиям. Подчфкивается, что определяющим является не специфичность конфликта, а его значимость для индивида Указывают, что типичной причиной тревожности является внутренний конфликт, связанный с тем, что образ собственной личности является дисгармоничным и внутренне противоречивым. При этом уменьшается сила "Я" и повышается сензитивность к негативным воздействиям среды. В данной работе мы разделяем и придерживаемся данного подхода к рассмотрению тревожности.

Предварительный анализ литературных данных позволяет говорить о том, что тревога и тревожность являются одним из ведущих факторов, негативно влияющих на психическое и физическое здоровье человека, и оказывающих дезадаптивное влияние на личность в целом. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее продуктивность. Т. Берковец пришел к выводу о наличии в тревоге трех отдельных, но взаимосвязанных компонентов: рефлексивного, поведенческого и нервно-психического.120 А.В. Лукасик, считает, что «...в целом в психической сфере тревожность проявляется в переживании чувства беспомощности, незащищенности, беспокойства, напряжения, мрачного предчувствия, неполноценности, усилении амбивалентности чувств».121

Большое число исследований посвящено установлению взаимосвязей между тревожными и интеллектуальными особенностями, особенностями восприятия, общения. В исследованиях В. Аткинсона была установлена связь между тревожностью и уровнем притязаний. Оказалось, что у лиц с повышенной тревожностью очень низкий уровень притязаний, они отдают предпочтение таким целям, которые наверняка удастся достичь.

Методика и организация исследования влияния сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность

В настоящее время зарубежная психология, в отличие от отечественной, обладает большим арсеналом различных методик исследования воздействия, оказываемого организаторами сект на своих последователей. Благодаря исследованиям К. Джиамбалво, С. Хассен, Ф. Зимбардо, МЛ. Тобиаса, Дж. Лалича, У.В. Чамберса, М.Д. Лангоуни был изучен феномен деструктивных религиозных групп, были раскрыты и проанализированы структура, этапы, а также механизмы деформирующего воздействия сектантской идеологии, были выявлены психологические особенности и проблемы, связанные со спецификой их воздействия на личность, что в свою очередь позволило внести существенные изменения в законодательную базу, обеспечивающие психологическую безопасность и защиту прав человека

В нашей стране проблемами, связанными с функционированием сект и НЮ занимались ВА Белорусов, В.И. Лебедев, Ю.И. Полещук, О.Г. Сьтропятов, Н.В. Кривельская, О. Сгеняев и др. В том числе значительный вклад в разработку методов и методик консультирования сектантов внес Е.Н. Волков154 - один из первых психологов-практиков в России, который подверг рассмотрению изменения жизнедеятельности индивидов, попавших под влияние сект и НЮ. Разработанные им методики учитывают как опыт инострагшых психологов, так и особенности российского менталитета, что обеспечивает высокую эффективность проводимых им консультаїщонно-реабилтздвдонньгх работ.

Большое количество неразрешенных вопросов, сохраняющихся на сегодняшний день в рассматриваемой отрасли социальной психологии, побудили нас к проведению данного исследования, начало которого следует отнести к 1999 году, когда автор начал собирать информацию о деятельности сект, проводил включенные (в качестве «желающего» вступить в секту исследователь посещал собрания и проповеди различных нетрадициошшгх религиозных групп) и невключенные наблюдения. На базе «Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов",155 который был организован и официально зарегистрирован родственниками (и близкими) людей, попавших под влияние сект, нами проводились опросы, анкетирование, психологические консультации, беседы с бывшими участниками НЮ.

В состав респондентов вошли 24 семейные пары и 8 детей (в возрасте от 18 до 25 лет),чьими родителями они являются. В составе женской выборки 15 человек имеют статус безработных: 6 из них считают себя домохозяйками, а 9 после выхода из секты не смогли вернуться на прежнюю работу, попытки устроиться на новую работу также не увенчались успехом. 8 женщинам приходилось дважды менять рабочее место, так как они испытывали значительные трудности в общение с коллективом и включении в трудовую атмосферу. Среди мужчин двое безработных, один из которых является пенсионером. Оставшиеся 37 человек не меняли работу, после вступления в секту. Это свидетельствует о том, что женщинам, пережившим культовый контроль сознания, значительно труднее возвращаться к прерванной профессиональной деятельности, тогда как мужчинам, не только не приходится менять место работы, но и удается сохранить нормальные отношения в трудовом коллективе.

Эти данные удалось получить из анкет, заполненных испытуемыми в самом начале исследования. Бланк анкеты представлен в приложение № 10. Было также установлено

Как видно из таблицы, среди бывших участников НТО преобладают молодые люди, что свидетельствует о том, что именно юноши и девушки в возрасте от 15 до 25 лет становятся наиболее частыми мишенями вербовки адептов, использующих в своекорыстных целях используют возрастные потребности в общении и желании принадлежать к какой-либо группе, именно благодаря этому вербовщикам удается без особого труда вовлекать в свои ряды новичков. В более «старших» возрастных группах - от 26 до 41 года, наблюдается преобладание женщин, что объясняется тем, что мужчины в целом менее религиозны, а также более критично оценивают перспективы пребывания в подобной группе. Соответственно адептам намного сложнее заинтересовать их своей доктриной.

Участников опроса также попросили указать название религиозной организации, которую они посещали: Свидетели Иеговы — 23,07 % (15 человек); "Церковь Объединения" Муна- 20 % (13 человек); Центр Дианетики (Рона Хабборда) - 15,38 % (10 человек); Церковь «Благая весть» - 12,31 % (8 человек); Богородичный центр (Белое братство) - 10,78 % (7 человек); Центр сознания Кришны в России (Центр расширения сознания Кришны) — 6,15 % (4 человека); Церковь последнего завета (последователи Виссариона) — 4,62 % (3 человека); Учение истины АУМ Синрике—4,62 % (3 человека); Вера Бахай. - 3,07 % (2 человека).

Через месяц, с той же группой испытуемых (за исключением 13 человек) нами было проведено исследование, с целью получить общую картину внутренней жизни группы и функционирования ее членов. Респондентам было предложено ответить на вопросы методики Чемберса-Лангоуни, которая носит название «Шкала группового психологического насилия» (см. приложение №2). М. Лангоуни предложил использовать в начале работы с клиентом, в диагностических целях, "Контрольный список характеристик культиста" (см. приложение № 4), а на следующем этапе работы использовать «Шкалу группового психологического насилия» (ШГПН), так как был убежден, что обман составляет самую сердцевину культовых групп и программ, манипулирующих сознанием. Многие члены и сторонники культов не осознают в полной мере степень, в которой они подвергались насилию и эксплуатировались. У.В. Чамберса и М.Д. Лангоуни интересовали распространенность и степень проявления различных форм психологического насилия внутри различных групп, что явилось главной задачей проводимых ими эмпирических исследований. ШГПН была разработана, чтобы обеспечить инструмент, который позволил бы осуществлять подобные изыскания, цель которых заключалась в изучении и оценке некоторых аспектов религиозных, психотерапевтических, коммерческих групп, ибо они порой представляют собой совокупность всех этих категорий. В результате проведенной исследователями работы были выделены 28 показателей, делящиеся на 4 шкалы (по 7 пунктов в каждой). Каждая шкала дает от 7 до 35 баллов, а итоговый балл имеет разброс от 28 до 140 баллов. Критическая сумма баллов, разделяющая ненасилие и насилие, равняется 21 по отдельным шкалам и 84 по итоговому баллу. Средний результат опрашиваемых по ШГПН (СРА) показал высокую надежность в разграничении неопасных групп и групп, использующих психологическое насилие.

Индивидуально-типологические черты предрасположенности личности к вступлению в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации

Исходя из положений диспозиционального подхода к рассмотрению личности, нами была сформулировано предположение о наличие у испытуемых схожих кардинальных и центральных диспозиций, которые объединяют их и образуют собой группу риска, чьи представители будут вьщеляться наибольшей предрасположенностью к воздействию сектантской пропаганды. В целях подтверждения выдвинутой нами гипотезы, было необходимо установить существование у данной выборки испытуемых идентичных, наиболее распространенных, индивидуально-типологических, устойчивых личностных переменных, которые могли способствовать их вовлечению в секты и культы. В связи с этим испытуемым предложили ответить на вопросы по «Методике исследования представлений человека о себеТ.Лири».

В приложение № 14, приведена сводная таблица выборов, сделанных испытуемыми по 128 утверждениям. В результате обработки полученных данных, были выделены следующие особенности «предпочитаемых» и «непопулярных» утверждений среди испытуемых: Анализируя таблицы можно констатировать следующее: испытуемые не выбрали такие отрицательные, социально не привлекательные качества как: хвастливость, деспотичность, навязчивость, эгоизм, злость, что свойственно практически всем людям, заполняющим данную анкету. Но помимо этого, никем из 117 человек не были выбраны следующие утверждения «уверен в себе», «способен вызвать восхищение», «пользуется уважением у других , что говорит о крайне низком уровне самооценки. наиболее «выбираемые» (более 84% от опрошенных) утверждения вскрывают склонность к испытуемых безусловному конформизму - покладистый, дорожит мнением окружающих, стремиться ужиться с другими, слишком снисходителен к окружающим, а также склонность к неуместной застенчивости, стыдливости, в большинстве ситуаций, при этом сами респонденты говорили о том, что порой эти качества абсолютно не соответствуют ситуативным требованиям, то есть бывают откровенно неуместными. по восьми октантам расстановка 16-ти межличностных переменных отразила следующие явления: - 1-ая октанта - тенденция к лидерству отсутствует у 57,26% респондентов (ими было отмечено менее 3-ех переменных); никое стремление к лидерству — 29,06% (отметили от 3 до 6 переменных); умеренное стремление - 13,68% (отметили от 6 до 10 переменных) высоких показателей по данной октанте не обнаружено. - 2-ая октанта - уверенность в себе имеет также весьма низкие показатели: менее 4 переменных - у 64,10% респондентов, менее 7 переменных - у 16,24%, у остальных испытуемых выборы ограничились 7-8 переменными—19,66%. - 3-я октанта—отражает низкий уровень требовательности к окружающим и отсутствие жестокости у большинства испытуемых: менее 3 переменных — 45,30% опрошенных, менее 6 переменных—41,03%. - 4-ая октанта—свидетельствует о среднем уровне упрямства и негативизма у большей части опрошенных: менее 4 переменных 32,48%, менее 8 переменных — 23,08%, менее 12 переменных—35,04%, у 9,4% более 12 переменных. - 5-ая октанта: обнаружен высокий уровень уступчивости и подчиняемости у—56,41% -более 12 переменных, средний уровень у 28,21% - более 8 переменных, низкий уровень у 15 8% более 4 переменных, ни один из испытуемых не сделал менее 4 выборов. - 6-ая октанта: высокая степень доверчивости и зависимости выявлена у 47,01% (более 12 переменных), средний уровень у 2735% - более 8 переменных, низкий уровень у 17,95% более 4 переменных, и только у 7,69% опрошенных менее 4 переменных, что свидетельствует о низком уровне доверчивости. - 7-ая октанта: добросердечие и несамостоятельность получили наиболее высокие показатели: у 60,68% - ярко-выраженный конформизм (более 12 переменных), у 25,64% -высокая степень конформности (более 8 переменных), у 13,68% - умеренный уровень конформности (более 4 переменных). - 8-ая октанта: отзывчивость, жертвенность и бескорыстие также являются базовыми, основными составляющими, отличающими их от среднестатистических граждан, от основной массы людей: у 34,19% - (более 12 переменных), у 26,5% - (более 8 переменных), 2137% -(более 4 переменных). Для каждого из участников опроса были построены дискограммы. На рисунке № 2 графически отражены обобщенные результаты, полученные респондентами по 8 октантам: 129 Ь По следующим формулам были рассчитаны показатели по двум основным факторам: Доминирование=I - V+0,7 (VIII + II - IV - VI) Дружелюбие = VII - III + 0,7 (VIII - П - IV + VI) Проанализировав итоговые данные, установили, что по оси «Доминирования» у всех опрошенных получены показатели с отрицательным знаком, они вошли в интервал от — 27,9 до -1,8, что с одной стороны, говорит об отсутствии стремления к лидерству, к власти, к господству над окружающими, а с другой, свидетельствует о неуверенности, высокой предрасположенности подчиняться мнениям окружающих, о чрезмерной покорности авторитетам. У 57,26 % испытуемых показатели особенно низкие от -9 и ниже.

Что касается показателей по оси «Дружелюбие», то они вошли в интервал от -2,4 до +19,2, при этом юлько у 1,71 % испытуемых получен показатель с отрицательным знаком, у 47,86% человек этот показатель расположен за отметкой +14. Данные свидетельствуют о том, что, несмотря на восприятие других, как враждебно настроенных и агрессивных, испытуемые все же настроены на беззлобное, добродушное отношение к окружающим.

Показатели по шкале «Доминирование» и «Дружелюбие» очерчивают основные тенденций поведения испытуемых в окружающей реальности: зависимость, необщительность, «избегание борьбы». Тенденция к зависимости выражается во внутреннем стремлении респондентов к безропотному принятию групповых стандартов и ценностей, желание контактировать. Но неуверенность в своей компетенции, неспособность заинтересовывать собой партнеров по общению, заставляют их ограничивать свои социальные контакты, замыкаться, скрывать эмоции, не проявлять эмпатии, даже во вполне безопасных, ни к чему не обязывающих ситуациях. Отсутствует стремление конкурировать, бороться, отстаивать собственные интересы, направлять свои усилия на достижение более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противовес этому наблюдается желание уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям, которые опосредованы нерешительностью, уклончивостью, астеничностью, высокой избирательностью при выборе партнеров по общению. Они предпочитают пассивное созерцание, а не деятельную активность, но в то же время обладают тактичностью, гибкостью, деликатностью, доброжелательностью, полностью отсутствует агрессивность и враждебность. Внутренняя неуверенность в себе сопровождается бросающейся в глаза робостью, в которой присутствует элемент покорности, униженности, также им свойственно часто стушевываться и смущаться.

Похожие диссертации на Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность