Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрождение религиозного сознания в современной России Журавлёва Ирина Алексеевна

Возрождение религиозного сознания в современной России
<
Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России Возрождение религиозного сознания в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Журавлёва Ирина Алексеевна. Возрождение религиозного сознания в современной России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Уфа, 2005. - 140 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 12

1.1. Теоретические традиции рассмотрения религиозного сознания 12-36

1.2. Особенности функциональной структуры религиозного сознания 36-61

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В

СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 62

2.1. Основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современной России 62-99

2.2. Социокультурная характеристика современных верующих 100-120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121-125

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии - либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет значительную роль в жизни общества, но столь же очевидно, что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности — наука и политика. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала десакрализации мира: явления природы и общества получили естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо. Однако старое представление о Боге как чудотворце и избавителе, к которому люди прибегаем тогда, когда их не удовлетворяют ответы науки или когда они не могут справиться со своими проблемами, до сих пор живет. Политики же активно используют религиозных деятелей для пропаганды своих идей, приглашают их на свои официальные мероприятия в целях привлечения на свою сторону разных групп верующих.

Процесс возрождения религиозности в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.

Несмотря на длительное господство православия как государственной религии, Россия никогда не отличалась религиозной гомогенностью, что свойственно для большинства стран Западной Европы. Для религиозной жизни России всегда была характерна поликонфесиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Особенно ярко выраженной она стала в современных условиях. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни растет уровень религиозности граждан, увеличивается количество общин разной конфессиональной направленности, влияние которых на сознание людей не всегда однозначно позитивно. Эти обстоятельства и определили актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Специфике религии как формы общественного сознания посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, психологов, антропологов и др.

Для анализа сущности религиозного сознания важное теоретическое значение имеет изучение и описание специфики религиозной веры, сущности и содержания религиозных взглядов, соотношения веры и знания, смысла и цели человеческой жизни. Эти аспекты нашли свое отражение в трудах философов Ф.Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля, П.Гольбаха, а также в работах русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, П.И.Новгородцева, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова, С.Л.Франка1 и др.

Среди исторических исследований религиозного сознания, описывающих его возникновение и развитие, представляющих ценный материал для

Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука, 1988; Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х тт. М.: Мысль, 1976; Гольбах П. Избранные произведения: В 2-х т. М: Соцэкзис, 1963; Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.,: ООО «Издательство В,Шевчук», 2000; Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М: ФОЛИО, 2000; Лосский Н.О. Избранное. - М.: Правда, 1991; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М: Пресса, 1991; Соловьёв B.C. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. T.I- М: Правда, 1989; Федотов Г.П. Лицо России //Вопросы философии. 1990. № 8. с.131-159; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992 и др.

социально - философского изучения необходимо отметить работы Р.Белла, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Б.Малиновского, Э.Тайлора, Дж.Фрэзера'и др.

Проблеме соотношения знания и веры уделяли значительное внимание знаменитые западные теологи: А.Аврелий, Ф.Аквинский, П.Тиллих, иероманах Серафим (Роуз). Отечественные теологи: Антоний (митрополит Сурожский), митрополит Иоанн (Снычёв), святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Вениамин (Новик), св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, отец А.Мень в своих трудах о судьбах русского православия раскрывают особенности русского духа и размышляют о становлении русского религиозного сознания.

При рассмотрении религиозных чувств как одной из важнейших составляющих религиозного сознания мы использовали исследования религии в рамках психологического подхода, представленного в трудах У.Джеймса, Э.Фромма, Ф.Шлейермахера, З.Фрейда, К.Юнга3 и др.

В отечественной литературе философско - социологический анализ религиозного сознания занимает значительное место в трудах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, В.В.Кудрявцева, В.С.Кулика, Ю.А.Левады, Б.А.Лобовика, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова4 и др.

Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996; Малиновский Б. Магия и религия //Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996; Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989; Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

2 Августин А. О граде Божьем. М.- Минск, 2000; Тиллих П. Избранное. Теология культуры.
М.: Юрист, 1995; Иеромонах Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М.:
ООО Издательство В.Шевчук, 2001 и др.

3 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М: Наука, 1993; Фромм Э. Психоанализ и
религия.// Фромм Э. Иметь или быть? М., «Прогресс», 1990; Фрейд Э. Будущее одной
иллюзии// Фрейд Э. Психоаналитические этюды. - Минск: Беларусь, 1997; Юнг К.Г.
Психология и религия//Архетип и символ. -М.: Renaissance, 1991 и др.

4 Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Мысль, 1971; Кулик B.C. О
методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания.
Научны труды Новосибирского ун-та. Философская серия. Новосибирск, 1986. Вып. 2.;
Левада Ю. А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965; Лобовик Б. А. Религиозное
сознание и его особенности. - Киев: Наук, думка, 1986; Угринович Д. М. Философские
проблемы критики религии. ( специфике религии и её месте в общественном сознании). Изд.
2 доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1965; Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль,
1979 и др.

При рассмотрении религиозной ситуации советского периода мы использовали исследования: А.Ф.Анисимова, А.А.Подмазова, А.И.Демьянова, А.Дулуман, М.А.Морозова, В.И.Колосницина, К.И.Никонова, В.В.Павлюка, Ю.И.Семёнова, С.А.Токарева1 и др.

Анализу современной религиозной ситуации в России посвящены работы: Е.И.Аринина, А.Р.Бессмертного, И.Г.Каргиной. Л.Н.Митрохина, С.В.Медведко, М.П.Мчедлова, А.А.Панкова, В.И.Подшивалкиной, С.Б.Филатова, Л.М.Воронцовой, Д.Е.Фурмана2 и др., а также теологов: Д.Дудко, епископа Новосибирского и Бердского Сергия, митрополита Смоленского Кирилла, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, Патриарха Московского и всея Руси Алексия, профессора московской духовной академии А.И.Осипова3 и др.

Большой вклад в изучение новых религиозных организаций, действующих в России в рассматриваемый период, внесли такие исследователи, как:

1 Подмазов А.А. Современная религиозность: особенность, динамика, кризисные явления. -
Рига: «Зинатне», 1985; Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления.
- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984; Дулуман А., Лобовик Б. Танчер В.
Современный верующий (социально - психологический очерк). - М.: Политиздат, 1970;
Колосницын В.И. Влияние социальной структуры советского общества на религиозное
сознание /Социальные различия и их преодоления. - Свердловск, 1969, вып. 3; Морозов
М.А., Лисавцев Э.И. Актуальные задачи атеистического воспитания. - М.: Знание, 1970;
Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов:
Вища школа, 1976 и др.

2 Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. - Архангельск: Изд - во Помор, гос. пед. ун -
та им. М.В.Ломоносова, 1993; Медведко СВ. О религиозной ситуации в современной России
//Религиоведение. 2002. № 2. с. 104 - 110; Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в
современной России // Социологические исследования. 1995. № 11. с. 79 - 81; Мчедлов М.П.
Вера России в зеркале статистики / Независимая газета (Религия), 2000. - 17 мая; Филатов
СБ. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ //Политические
исследования. 1999. № 3. с. 138 - 149; Воронцова СМ., С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман. Религия в
современном массовом сознании //Социологические исследования. 1995. № 11. с. 81 - 91 и
др.

Дудко Д. «Тайна Божия» //Саранские епархиальные ведомости. 2001. №21. с. 9 - 13; Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Духовный кризис современного общества //Сборник докладов VIII международных рождественских чтений. - М.: Издательство Московского Патриархата, 2000. - 272 с. - с. 130 - 135; Беседы Патриарха на рубеже тысячелетий ЛТравда, 2000. 28 ноября.; Владимир, Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. «Без православия нет ни культуры, ни России» /Известия, 2002. 31 августа; Мейендорф И. Православие и современный мир. - Минск: «Лучи Софии», 1995; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского Монастыря. 2002 и д

Е.Г.Балагушкин, А.Р.Дворкин, И.Я.Кантеров, А.Кураев, Н.А.Трофимчук, Б.З.Фаликов, Е.С.Холмогоров1 и др.

Проблемам православного просвещения в местах лишения свободы посвящены работы Г.Каледы, М.П.Стуровой, Ю.Б.Козловой2 и др.

Социокультурный облик современного верующего рассматривается в трудах: В.А.Бурко М.П.Мчедлова, И.В.Налетовой, М.Г.Писмарка, Л.Попова Э.Г.Филимонова3 и др.

Проблемам государственно - религиозных отношений посвящены работы: И.Г.Дубова, Р.Лопаткина, Ф.Г.Овсиенко, А.Пчелинцева, О.Федяевой4 и др.

Для нас оказались полезными исследования по проблемам методологии социального познания Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, Б.А.Грушина, Э.В.Ильенкова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.Е.Кемерова5 и др.;

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1999; Кантеров И.Я.. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России.(«круглый стол») //Вопросы философии, 1996, №12, с. 3 - 32; Кураев А. Соблазн неоязычества: материалы к Международному христианскому семинару «Тоталитарные секты в России». - М., 1994; Холмогоров Е.С. Хроника: международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» //Альфа и Омега. 1994. № 2. с. 138 — 161 и др.

2 Каледа Г. Остановитесь на путях ваших: записки тюремного священника. - М.:
Издательство Московского Патриархата, 1995; турова М.П. Проблемы православного
просвещения в местах лишения свободы //Сборник IV рождественских образовательных
чтений - М.: Издание Московского Патриархата, 1996 и др.

3 Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России.
Некоторые результаты социологического мониторинга //Религия и право. 2002. № 1. с. 5 - 9;
Мчедлов М.П. Современный верующий //Свободная мысль. 1996. №8. с.113 - 123; Писмарк
М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и
самочувствие //Социально - гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 139 - 146; Попов Л. Новые
верующие? //Высшее образование в России. 1999. № 5. с. 116 -118 и др.

4 Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение
россиян к политическим лидерам //Политические исследования. 2001. № 2. с. 78 - 92;
Пчелинцев А., Л.Рагазина. Государство, религия, закон: социологический анализ //Религия и
право. 2001. № 1. с. 26 29; Федяева О. Государственно-церковные отношения: переходный
период //Религия и право. 2001. № I.e. 16 - 17.

Арефьева Г.С. Общество, познание, практика- М.: Мысль, 1988; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. - М.: Политиздат, 1977 и др

а также работы, посвященные специфике российского социального развития: Т.А.Алексеевой, А.С.Ахиезера, Е.В.Анисимова1 и др.

Мы также обращались к трудам башкирских философов: Б.С.Галимова, Д.М.Гилязитдинова, А.Ф.Кудряшева, А.Б.Курлова, А.В.Лукьянова, Д.А.Нуриева, С.М.Поздяевой, З.Я.Рахматуллиной, Р.М.Тухватуллина, Ф.С.Файзуллина, В.Н.Финогентова, Л.А.Ширяева2 и др.

Однако при всем обилии теоретического работ по проблеме религиозного сознания в настоящее время в отечественной социально-философской науке существует ряд не исследованных еще аспектов: влияние религии на жизнь отдельного индивида; изменение функций религии в современном поликонфессиональном российском обществе, причины обращения россиян к нетрадиционным религиям и тоталитарным сектам; изучение социальных и культурных характеристик современных верующих и др. Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает религиозное сознание как форма общественного сознания.

Предмет исследования — процесс возрождения религиозного сознания в современном российском обществе.

Цель исследования - проанализировать особенности возрождения религиозного сознания в современной России. Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что же такое общество? // Вопросы философии. 1997. № 3; Анисимов С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. - М.: Мысль, 1988 и др. * Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. -Уфа:Автор-Проект, 2000; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1993; Поздяева СМ. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-во БашГУ, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1997; Финогентов В.Н. Мировоззренческие поиски современности // III Аксаковские чтения / Сост. Г.О. Иванова. -Уфа, 1997.-с. 125-132.

проанализировать теоретические подходы к рассмотрению религиозного сознания;

рассмотреть структуру религиозного сознания и его функции;

показать основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современном российском обществе и раскрыть их специфику;

выявить социальные и культурные черты современного верующего.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий исследовать религиозное возрождение в условиях современной системы. В диссертации использованы также адекватные поставленным задачам элементы структурно-функционального, диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящих в современном российском обществе; в работе также использовано сочетание принципов исторического и логического.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

проанализированы два основных направления исследования религиозного сознания: религиозно - философское, которое связывает его возникновение с поклонением сверхъестественным силам и научно - философское, для которого характерна попытка рационально объяснить взаимосвязь религиозного сознания с развитием общества;

доказано, что возрождение религиозного сознания в России, начавшееся в 90-х гг. XX века, привело к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма - сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство и магию; во-вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определенный психологический комфорт;

выявлена тенденция увеличения числа верующих нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления интереса представителями различных социальных слоев к эзотерике, йоге, медитации; на личностном уровне это проявляется в сочетании в сознании верующих христианских, мусульманских, буддийских, индуистских и архаических воззрений;

выявлено, что верующие - это религиозная общность, осуществляющая на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах;

показаны социально значимые доминанты системы ценностей современных верующих, главной среди которых является жизнь вечная, остальные -здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и выводы будут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с феноменом религиозного сознания.

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологии. Материалы исследования могут быть применены в разработке конкретных мероприятий по изучения религиозного сознания современных верующих, в работе среди молодежи, а также в законотворческой деятельности при разработке российских и региональных программ социального развития.

Апробация работы. Основные положения диссертационного докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999), научно - практической конференции «Региональная конфликтология:

междисциплинарные исследования» (Уфа, 2001), Международном коллоквиуме «Либеральные и авторитарные общества: прошлое, настоящее, будущее». (Уфа, 2002); «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003); XI международных Рождественских чтениях «Образование и культура России в свете Православия» (Москва, 2003); Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2003); на научной конференции «Культурное наследие России: универсум религиозной философии», посвященной ПО - летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2003 г.) на XII международных Рождественских чтениях (Москва, 2004), а также в 3 публикациях общим объемом более 1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 212 наименований. Общий объем диссертации - 140 страниц.

Теоретические традиции рассмотрения религиозного сознания

Возникновение религиозного сознания является одной из самых трудных и загадочных проблем философии. Сначала перед взором человека, выделившегося из мира природы, возникает непонятный и страшный мир, представляющий собой взаимодействие бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов. Люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего происхождения и существования, отыскать истоки своих мыслей и т.п. Все эти процедуры данного нам мира и переживаний, чувств и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательным дополнением ко всему тому, что мы воспринимаем как данность. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам по себе как «Я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д. Однако сознание не только чудо мироздания, но и крест. Один из талантливейших философов советского периода Э.В.Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание - это «проклятый дар» Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью алкоголя, таблеток и т.п.1

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое религиозное сознание: то, что называлось религиозным сознанием в одной эпохе, могло не признаваться таковым в другой. На наш взгляд, представления о религиозном сознании были тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание о религиозном сознании. В свою очередь, от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание «всегда вплетено в язык реальной жизни» (К.Маркс).

Приступая к анализу теоретических традиций рассмотрения религиозного сознания, мы полагаем, что эту совокупность можно представить как два основных направления исследования: религиозно-философское и научно-философское.

Представители первого направления - религиозно-философского фундирует свои теоретические построения на идее креационизма: весь мир во всём многообразии его предметов, явлений, процессов есть творение Бога. «Первым и главным, - пишет профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов, - является исповедание личного, духовного, совершенного разумного Начала - Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека, и всегда активно присутствующего в мире».2

Таким образом, с точки зрения религиозно-философского направления, ядром религиозного сознания является знание о существовании Бога, которое представляет собой результат либо прямого сообщения Бога людям о самом себе - теории откровения, либо постижения человеком Бога через проявление последнего в мире - теории богопроявления.

В теориях откровения всегда фигурируют избранные люди, которым Бог явил себя, вследствие чего они располагают прямым знанием о Боге и полученной от него истине.

С точки зрения теорий богопроявления, знание о Боге и божественной истине человек может получить опосредованно, из знания о мире, который трактуется как результат божественного творения: Бог совершенен, поскольку создал совершенный мир.

Еще в период античного политеизма философами был поставлен вопрос, откуда взялось сознание человека - принадлежит оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека является частью Мирового разума. Наиболее развернутую картину видим в философских идеях Платона и Аристотеля1.

На протяжение средних веков в Европе была распространена точка зрения, что сознание представляет собой Бога, то надмировое начало, которое существует до всего и затем творит мир и самого человека. Эта позиция совпадала с догматами христианства.

Наиболее выдающимся представителем религиозно-философского направления является Августин Блаженный, христианский теолог средневековья, причисленный за свои выдающиеся заслуги к лику святых. Если для Аристотеля познание Бога было делом понимания, то одной из самых главных идей в учении Августина, по нашему мнению, является то, что познание Бога есть прежде всего акт непосредственной интуиции, созерцания.

В отличие от других философов того времени (Филона, Плотина), полагающих, что божественная интуиция - экстаз без мысли, «восхищение», результат врождённого процесса: разум познаёт Божество, так как является его частью, для Августина божественная интуиция - сверхъестественный факт, проявление любви. Также необходимо отметить, что именно Августин первым охарактеризовал Бога как бесконечность, а мир - как сверхъестественное творение и результат Его милости.1

Дальнейшее развитие религиозно-философского направления христианской средневековой философии связано с именем Фомы Аквинского. Наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие положения в учении Фомы Аквинского. Во-первых, более выразительно, чем старые схоласты, Ф. Аквинский отделяет знание от веры, сферу разума от сферы откровения, разграничивая тем самым философию и теологию. Во-вторых, в отличие от предыдущих попыток доказать существование Бога, в основу которых были положены такие понятия как: понятие истины у Августина Блаженного или понятие совершенного бытия у Ансельма Кентерберийского, Ф.Аквинский положил в основу доказательств существования Бога опыт.2

Особенности функциональной структуры религиозного сознания

Религиозное сознание, как и другие формы общественного сознания, формируется и функционирует по принципу многоуровневого образования: на уровне отдельного индивида, социальной группы и общества в целом.

Религиозное сознание существует только через сознание индивидов, или, иначе говоря, для религиозного сознания, как и во всех других случаях, индивидуальное сознание выступает как способ существования общественного сознания. При этом содержание общественного сознания не является суммой индивидуальных сознаний членов данного общества: в сознании каждого отдельного человека всегда присутствуют элементы, связанные с личным опытом и социально не значимые. Иными словами, «религия всегда непосредственно связана с индивидом, выступает в личной форме». Вместе с тем носителем религиозного сознания, или его субъектом, помимо индивидов, выступает общество в целом и различные религиозные группы - церкви, секты, общины и т.д. Религиозное сознание индивида тесно связано с общественным не только как способ существования последнего, но ещё и потому, что сознание индивида может формироваться только под определяющим воздействием общества.

В отечественной литературе нет единого мнения в обозначении уровней религиозного сознания. Называют их по-разному: массовой религиозностью и богословием (К.И.Никонов)1; религиозной идеологией и религиозной психологией (В.В.Павлюк)2; религиозной идеологией и обыденным религиозным сознанием (Д.М.Угринович)3, (Ю.Ф.Борунков)4, (И.Н.Яблоков)5; обыденным и теоретическим уровнем религиозного сознания (Б.А.Лобовик)6. Имеет место отождествление понятий «массовое религиозное сознание» и «религиозная психология», идентификация того и другого с категорией «обыденное религиозное сознание».

Необходимо отметить последовательность подхода B.C.Кулика к проблеме уровней религиозного сознания. Отмечая, что религиозное сознание включает обыденный и теологический компоненты, он утверждает, что в генетическом плане эти компоненты выступают как ступени развития, в гносеологическом -как уровни, в социологическом - как формы существования религиозного сознания.8 В этом подходе заслуживает внимания то, что уровни религиозного сознания автор оценивает как гносеологическую категорию, избегает широко распространённого в научной литературе смешения гносеологической и психологической характеристик религиозного сознания.

На наш взгляд, при характеристике уровней религиозного сознания правомернее подходить из деления их на обыденный и теоретический. Поэтому мы используем характеристики уровней религиозного сознания, предложенные отечественным философом Б.А.Лобовиком. Обыденное религиозное сознание он определяет как «совокупность несистематизированных представлений, идей, обрядов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых верующий человек в иллюзорной, фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и собственное бытие, определяет своё отношение к ним».1

Необходимо отметить, что особенностью обыденного религиозного сознания является то, что оно выступает не как нечто цельное и систематизированное, а предстаёт во фрагментарном, синкретическом виде — в виде разрозненных представлений, взглядов и идей. Так, И.Н.Яблоков подчёркивает, что на этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы. Однако доминирующую роль играют элементы эмоциональные - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди структурных компонентов обыденного религиозного сознания автор выделяет две основные группы: к первой группе он относит относительно устойчивые, консервативные элементы - традиции, обычаи, стереотипы и т.п.; ко второй - подвижные и динамичные элементы, такие, как настроения. Эмоциональная составляющая обыденного религиозного сознания является наиболее динамичной и соответственно, более зависящей от изменения социальной среды. Наряду с этим, обыденное сознание верующих включает в себя различные эмпирические знания, получаемые в ходе практической деятельности.

Действительно, под влиянием природных и социальных условий человек усваивает определённые взгляды, настроения, чувства, привычки, нравы, традиции, характерные для определённой общности людей, что и составляет основу обыденного уровня религиозного сознания.

У современных верующих обыденное религиозное сознание складывается, главным образом, в процессе воспроизводства верований при активном участии служителей церкви и рядовых верующих. Независимо от того, каким путём складываются в сознании индивидов обыденные религиозные представления, они обычно не поднимаются до более сложных форм осмысления мира, а остаются эмпирическими представлениями о сверхъестественном, а также об осмысливаемых в этом плане чувствах, настроениях, волевых актах, связанных с религиозными верованиями в условиях непосредственного житейского опыта.

Теоретическое же религиозное сознание в отличие от обыденного представляет собой систему догматов, утверждений и предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений на мир в целом, а также на различные стороны бытия - природу, общество и человека. Анализируя религиозное сознание на теоретическом уровне, отечественные авторы (И.Н.Яблоков, А.И.Горячева, Г.Я.Нестеренко и др.) определяют его как систему религиозных взглядов, осмысленных, обобщённых, систематизированных и развиваемых специально подготовленными служителями культа.1 Так, Ю.Ф.Борунков отмечает, что «обыденное религиозное сознание ближе к эмпирическому уровню, а богословско-теологический уровень по формальным признакам - наличие и оперирование абстракциями высокой степени - можно отнести к теоретическому мышлению».2 То есть, теоретическое религиозное сознание является продуктом профессиональной деятельности мыслителей (теологов), в которой в большей степени проявляется рациональная сторона.

class2 ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В

СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС class2

Основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современной России

В настоящее время, по мнению учёных, Россия переживает глубокий духовный и идеологический кризис1, поскольку правящая элита, несмотря на десятилетие реформ, до сих пор не сформулировала «национальную идею» -стержень, вокруг которого должно объединиться всё общество. Между тем мировоззренческий, духовный вакуум должен быть заполнен, а духовные потребности людей - удовлетворены. В сегодняшней России на роль такой «национальной идеи» претендует религиозное мировоззрение.

В дореволюционном российском обществе представления о добре и зле определялись религией. Одной из характерных черт российского сознания являлась идея служения царю как помазаннику Божьему. Как отмечал русский философ Н.О.Лосский, «основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанная с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царствие Божием»1.

Дореволюционная Россия держалась на православии, поскольку его ценности являлись государственно признанными. Но одновременно существовало множество других религий с иной системой ценностей. Общество не было единым в понимании высшего смысла бытия. Большевистская власть разрушила многобожие старой России и насаждала единую для всего общества духовную основу - социалистическую идеологию.

Советское общество, объявленное атеистическим, формирующееся по жестким принципам личной диктатуры вождя, нуждалось в своей религии. Такой религией стал марксизм-ленинизм. А поскольку каждая религия построена на легендах и мифах, то главным мифом стала социалистическая идея.

Цель существования общества определялось как движение к высшему идеалу - коммунизму, который приобретал сакральный, религиозный характер. Официально это называлось идеологией, но на самом деле это была система ценностей религиозного характера, которая имела и фанатичных приверженцев, и своих пророков, и своих святых, готовых умереть за идею. Социалистическая идеология удовлетворяла религиозные потребности людей в высших идеалах и ценностях (ведь традиционные религии, и прежде всего православие и ислам, вытеснялись и ограничивались).

Как пишут С.В.Кулешов и А.Н.Медушевский, «Обезбоживание» быта приняло широкие масштабы. Одновременно на роль новой религии претендуют коммунистические моральные нормы. Добродетелью становится классовый фанатизм, счастьем - мученичество и самоотречение во имя идей коммунизма, подвижничеством - отрешение от индивидуального во имя коллективного, презрение личным счастьем для блага общества. Марксистско-ленинская идеология фактически претендовала на роль нового Евангелия. Ее жрецы все более явственно принимали почти сакральный облик своего рода апостолов революции. Так, еще в годы гражданской войны был изготовлен плакат, изображающий Георгия Победоносца с головой Троцкого, поражающего копьем гидру мировой контрреволюции. Между тем религиозная стилистика присутствовала в партийно-пропагандистском лексиконе. При праздновании 50-летия Ленина Зиновьев называл его «апостолом коммунизма», а программную ленинскую работу «Что делать?» - евангелием искровцев». Идеологический пафос несли плакаты типа «10 заповедей пролетариата». Правда, заповедь «не убий» там не присутствовала. Классовый мотив перекрывал гуманизм и сострадание к ближнему. У формирующейся системы было свое понимание счастья, которое она пыталась насадить всемирно»1.

И все же массированная атака на массовое сознание давала результаты. Превращая человека в послушное орудие партийной воли, тоталитарные вожди вынуждены были прибегать к мистическому камуфляжу. Сталин называл большевистскую партию «орденом меченосцев», Троцкий - «орденом самураев». Действительно, это был «орден» - самое точное - «иезуитов». С двойной моралью, секретностью не только от «трудящихся», но и рядовых партийцев. С конспирацией и ритуальной идеологической хиромантией. С почти оккультным церемониалом.

Похожие диссертации на Возрождение религиозного сознания в современной России