Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России Храпов, Сергей Александрович

Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России
<
Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Храпов, Сергей Александрович. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Храпов Сергей Александрович; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный социальный университет"].- Москва, 2011.- 304 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/108

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

На современном этапе развитие российского общества сопровождается глубокими структурными трансформациями на политическом, экономическом, культурном и антропологическом уровнях его бытия. Эти изменения качественно отличны от всех преобразований, которые произошли на предыдущих этапах социального развития, поскольку проходят в специфически новом цивилизационном контексте, обусловленном разрушением традиционных основ бытия общества и человека. Сегодня в мире в целом и в России в частности очевиден глубокий мировоззренческий кризис, вызванный тем, что утрачены устойчиво функционировавшие до недавнего времени культурные, ценностные и идентификационные регулятивы социально-антропологического развития, а то, что формируется взамен в ситуации постмодерна – весьма проблематично, зачастую очевидно неприемлемо.

В этих условиях общественное сознание как духовный феномен, интегрально выражающий и регулирующий социальное развитие, переживает девальвацию присущих ему гносеогенной и регулятивной функций. Ситуация усугубляется тем, что общественные преобразования в России, обусловленные спецификой ее социокультурного пространства, происходят в условиях вовлеченности нашей страны в стремительно формирующуюся систему глобальных политических, экономических и культурных коммуникаций.

Социальные и культурные параметры, обеспечивающие цивилизационную идентичность России и вектор исторического развития, сопрягаются сегодня в ее социокультурном пространстве с конкурирующими параметрами принципиально новых картин реальности, иными ценностными ориентирами, идентификационными стилями и адаптационными стратегиями, обретающими в общественном сознании статус новых регулятивов жизнедеятельности.

Парадоксальное сочетание в современном российском социокультурном пространстве «мифологического» и «современного», «советского» и «постсоветского» кардинальным образом влияет на трансформацию общественного сознания, изменение его онтологических характеристик и функциональности и осложняет конструктивный ход модернизации нашей страны. Духовная растерянность большинства россиян затрудняет их участие в построении в России общества с устойчивым типом развития. Причем, приходится признать, что такого рода дезориентация характерна и для носителей элитарных типов сознания, выступающих в качестве акторов общественных преобразований. Неясность и трудная прогнозируемость многих общественных преобразований в России объясняется односторонним структуральным подходом к социальному анализу и их реализации. Данный подход, основанный на идеологемах модернизма и прагматизма, не учитывает роль многих социокультурных феноменов в процессе социального развития, наиболее значимым из которых и является общественное сознание.

Ключевые характеристики мирового цивилизационного развития сегодня выступают в качестве базовых условий становления постсоветского российского социума. Аксиологический и идентификационный кризисы глобального мира усугубляют и духовный кризис российского общества. Эти преобразования находят интегральное выражение и в человеке, экзистенция которого оказалась чрезвычайно уязвимой в ситуации кардинальной смены атрибутов его бытия. Современные версии антропологии – от эволюционной до экзистенциальной – заявляют об исчезновении «классического человека» и возникновении нового вида. Человек из субъекта истории превращается в объект, жертву цивилизационной динамики, что выражается в глубоком экзистенциальном кризисе, изменении центрирующих связей его с самим собой, с Другим, с миром в целом, приводит к дисфункции во взаимодействии индивидуального и общественного сознания. Таким образом, можно говорить о кризисе всей системы социокультурного развития.

В складывающихся исторических условиях возрастает актуальность социально-философского осмысления основных аспектов трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России.

Масштабные и далеко не всегда конструктивные изменения социальной реальности в постсоветской России находят неизбежное выражение и в общественном сознании. В то же время в нем происходит интеграция «нового знания» с уже сложившимися картинами реальности, образами, ценностными ориентациями, адаптационными стратегиями, в том числе зафиксированными на уровне ментального и иррационального (бессознательного). Результат подобных аккумуляций и интеграций зачастую имеет кризисную, искаженную форму, затрудняющую формирование объективного знания о социокультурной динамике. В связи с этим анализ социальных преобразований с учетом их социокультурных оснований, тенденций и последствий сегодня является насущной необходимостью.

Учитывая цель исследования, нами осмыслены наиболее значимые процессы и тенденции трансформации общественного сознания в постсоветской России за последние девятнадцать лет (1991–2010 гг.). В связи с социокультурной направленностью, анализ политических и социально-экономические аспектов трансформации общественного сознания не входит в задачи настоящего исследования. Тем не менее, они будут учтены в контексте осмысления смежных проблем. Социально-философское исследование трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве необходимо для формирования целостного представления о характере преобразований духовной и социальной сфер нашей страны, а также для объективной интерпретации, прогнозирования и регулирования процессов цивилизационного развития постсоветской России.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование феномена общественного сознания в зарубежной и отечественной философии и науке имеет весьма содержательную историю. Первым крупным философом, глубоко выразившим смысл «общественного сознания», был Г. Гегель, рассматривающий стадию объективации Духа как феноменальное выражение социальности. Саму категорию «общественное сознание» в философский дискурс ввели К. Маркс и Ф. Энгельс, заложив тем самым фундаментальные представления о данном феномене.

В зарубежном философском и научном знании долгое время преобладала социологическая интерпретация сознания, в основе которой лежал принцип «коллективной регуляции». К подобному методологическому подходу можно отнести теории Э. Дюркгейма, Ч. Кули, К. Поппера. Особое значение в зарубежных исследованиях общественного сознания имеют культурологические и социологические версии психоанализа (К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе). Отдельно необходимо отметить аналитическое направление (С. Пирст, Х. Патнэм, Дж. Серл), в котором в центре внимания находятся проблемы анализа феноменальности сознания, его индивидуальных и общественных атрибутов. Среди современных западных философских трактовок общественного сознания наиболее значительным на наш взгляд является коммуникационный подход. Выводы его представителей (Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Э. Ноэль-Ноймана) являются особенно значимыми в эпоху информатизации социокультурного пространства и общественного сознания.

В нашей стране философский и научный интерес к проблеме «общественного сознания» долгое время был идеологически обусловлен. Тем не менее, отечественным философам удалось прийти к фундаментальным выводам о природе и функциональности общественного сознания.

В 60-е годы XX века большой вклад в разработку концепции общественного сознания внесли такие философы, как Б.И. Шенкман, Г.М. Гак, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Б.Ф. Поршнев, В.А. Ядов, А.К. Уледов, К.М. Мамардашвили, Б.А. Грушин, Б.А. Чагин, Н.В. Мотрошилова и др. Им удалось сформировать представление об общественном сознании как идеальным феномене, в структуре которого отражались основные тенденции социального бытия. Ряд социальных философов (Э.X. Степанян, Г.Г. Караваев, В.С. Барулин) отстаивали позицию, согласно которой феноменальность и онтологический статус общественного сознания обусловлены его единой, целостной познавательной природой.

В 80-е годы XX века проблемой общественного сознания активно занимались Д.И. Дубровский, Э.В. Ильенков, Г.И. Иконникова, Л.Е. Моторина, М.В. Желнов, М. Лившиц, В.А. Лекторский, А.Г. Спиркин, В.И. Толстых, К.Х. Момджян, В.С. Барулин, С.Э. Кургинян. Главной особенностью этого периода являются фундаментальные разработки по исследованию феномена общественного сознания, в частности, рассмотрение комплекса проблем соотношения субъективного и объективного, материального и идеального в контексте общественного сознания.

Широкий анализ зарубежных и отечественных концепций показал, что осмысление социокультурного контекста трансформации общественного сознания проходило в процессе работы над смежными проблемами. Целостное концептуальное исследования этого вопроса фактически отсутствует.

Среди западных теорий, заложивших основы социокультурного подхода к анализу социальных трансформаций, необходимо отметить следующие шесть направлений: 1) цивилизационные концепции О. Шпенглера и А. Тойнби; 2) историко-культурный подход школы Анналов: Ж. Ле Гофф, М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель; 3) культурологические и социологические версии психоанализа: З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Р. Мэй, 4) структурализм П. Бурдье, Э. Гидденса; 5) информационно-коммуникативный подход Ю. Хабермаса и Н. Лумана; 6) концепции постмодернизма Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра.

Как таковые феномены социокультурного пространства стали предметом отечественных философских и научных изысканий в XX веке. Вопросы о душе, характере русского народа, национальной идее и их роли в историческом пути России решались в трудах Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, В.Н. Ильина, Л.Н. Гумилева. Во второй половине XX века исследования социокультурного пространства нашей страны переместились в историко-культурологическую плоскость (Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, М. Мамардашвили).

Современные исследования социокультурного пространства можно условно разделить на два основных направления. В концепциях первого преобладает историко-культурологический аспект. Следует отметить таких мыслителей, как С.С. Аверинцев, А. Ахиезер, И.Н. Ионов, А.И. Шендрик, И.В. Кондаков, И.М. Меликов, Д.В. Полежаев. Представители второго направления акцентируют внимание на современном состоянии социокультурного пространства: В.И. Жуков, В.Г. Федотова, В.М. Межуев, Г.И. Осадчая, Г.П. Отюцкий, Л.Г. Ионин, А.С. Панарин, В.И. Пантин, А.Е. Чучин-Русов, Е.О. Труфанова, В.К. Кантор, В.П. Ляшенко, О.Б. Скородумова, Н.Л. Иванова, Ф.Х. Кессиди, Д.Г. Когатько, В.Х. Тхакахов, С.В. Кортунов, Х.Э. Мариносян, В.Д. Попов, А. Рубцов, О.В. Рябов, В.А. Тишков.

Проблема общественного сознания также осмысливается с разных точек зрения. Сегодня многие исследователи не используют категорию «общественное сознание» в философском и научном дискурсах. Ее все чаще заменяют категорией «массовое сознание», что, на наш взгляд, методологически неточно, поскольку эти понятия не тождественны ни по содержанию, ни по смыслу. Тем не менее, вопросы о сопряженности общественного и массового сознания с ключевыми тенденциями социокультурного развития освещаются весьма широко, поскольку без преувеличения стоят на повестке дня. Они представлены в работах В.Г. Немировского, А.Э. Воскобойникова и др. При этом, необходимо отметить констатирующий характер данных исследований и отсутствие четкого методологического инструментария.

Значительное число философских и социологических исследований посвящено анализу кризисных тенденций в общественном сознании, вызванных преобразованиями ключевых социальных и культурных параметров российского общества (З.Т. Голенкова, Ж.Т. Тощенко, Л.А. Кудрявцева, В.Э. Бойков, А.В. Кинсбурский, Е.Д. Игитханян, Л.А. Беляева, Л.А. Гордон, А.Г. Здравомысловов, Ж.М. Грищенко, Е.В. Охотский, Н.М. Римшевская, Л.А. Галкин, Е.Д. Павлова). Эти исследования объединяет методологическая интенция сохранить в интерпретации общественного сознания фундаментальные идеи отечественной философии. Вместе с тем, в них в полной мере учитывается современный исторический контекст.

Феномены социокультурного пространства постсоветской России исследуются также в целом ряде диссертационных работ по историческим и социологическим наукам, что свидетельствует как об актуальности проблематики, так и о методологическом потенциале социокультурного подхода. В частности, можно отметить диссертации С.А. Яворской и М.В. Бакурского.

Многие философские диссертационные исследования посвящены различным аспектам современной социокультурной динамики России, ее ценностным, ментальным, бессознательным и идентификационным основаниям. Так, следует выделить работы Л.В. Баевой, В.Л. Соболева, И.В. Щербаковой, А.А. Краузе, И.В. Тулигановой, И.А. Кардоновой, Н.Н. Исаченко, М.В. Катаевой, Р.З. Зулькарнаевой, И.Ю. Соломиной, О.В. Хомякова, А.Г. Хлыстовой, Е.В. Куракиной, А.А. Маслова. Процессы трансформации общественного сознания в постсоветской России в диссертационных работах проанализировны в целом на массовом уровне и не основаны на комплексном учете основных тенденций ее социокультурного развития (П.Т. Караева, М.Р. Бестаева, Е.О. Гаврилов, В.Д. Шаколюкова, В.И. Наседкин, Д.В. Кузнецов).

Таким образом, в отечественной философии и других отраслях гуманитарного знания проблемы трансформации общественного сознания и современного социокультурного пространства России фактически исследуются изолированно друг от друга. Эти процессы до сих пор не являлись предметом целостного концептуального исследования и требуют специального социально-философского осмысления.

Актуальность темы исследования и степень её научной разработанности позволили сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объектом диссертационного исследования является общественное сознание постсоветской России.

Предметом исследования выступают процессы трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является выработка социально-философской концепции трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

  1. обобщить опыт теоретического осмысления феномена общественного сознания в социально-гуманитарном знании;

  2. уточнить методологические основы исследования социокультурного пространства постсоветской России;

  3. систематизировать трансформацию общественного сознания в условиях

становления постсоветского социума;

  1. выявить кризисные тенденции массовизации общественного сознания постсоветской России;

  2. раскрыть сущность аксиологического кризиса и его роли в функционировании

общественного сознания постсоветской России;

  1. выяснить специфику кризиса социокультурной идентичности и его проявлений в общественном сознании постсоветской России;

  2. установить типологические черты современного человека;

  3. сформировать представления о процессах проявления типологических черт человека в

трансформации общественного сознания постсоветской России;

  1. выявить «механизмы» взаимодействия социального бессознательного, менталитета и общественного сознания постсоветской России;

  2. определить ключевые иррациональные процессы формирования новой реальности общественного сознания постсоветской России.

Гипотеза исследования: процессы трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России протекают в условиях исторического сопряжения структуральных социальных преобразований, «глобальных вызовов», глубоких культурных и антропологических кризисов, которые переживает весь мир. Исходя из данного исторического контекста и учитывая феноменальность общественного сознания, процессы его трансформации предлагается осмысливать с точки зрения ключевых аспектов их проявления в социокультурном пространстве нашей страны: социального, культурного, антропологического, иррационального.

Методологическими основаниями диссертации являются категориальный аппарат социальной философии и социальной онтологии, эвристический потенциал философии культуры и социальной антропологии, социокультурный подход к анализу цивилизационного развития, герменевтико-феноменологическая процедура выявления смысла, а также общелогические методы.

Источниковую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по социальной философии, философии культуры, социальной психологии, теоретической социологии, культурологи, социальной антропологии, освещающие различные аспекты проблемы трансформации общественного сознания постсоветской России. В процессе написания диссертации автор опирался на работы, посвященные анализу философско-методологической проблематики социального и культурного познания и, в частности, Б.А. Грушина, В.С. Барулина, Д.И. Дубровского, К. Юнга, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, П. Бурдье, Э. Гидденса, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Т.И. Заславской, В.И. Жукова, В.Г. Федотовой, Г.И. Осадчей, М.К. Горшкова, Ж.Т. Тощенко, Л.Г. Ионина, Н.И Лапина, В.П. Ляшенко, Г.П. Отюцкого, О.Б. Скородумовой, И.М. Меликова.

Научная новизна результатов диссертационного исследования:

  1. выработана социально-философская концепция трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России;

  2. уточнены методологические основы подхода к исследованию социокультурного пространства постсоветской России;

  3. установлены социальный, культурный, антропологический и иррациональный аспекты трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России;

  4. выявлены кризисные тенденции массовизации общественного сознания постсоветской России;

  5. раскрыта сущность аксиологического кризиса и его роль в функционировании общественного сознания постсоветской России;

  6. определена специфика кризиса социокультурной идентичности и его проявлений в общественном сознании постсоветской России;

  7. выяснены типологические черты современного человека (экономоцентризм, отчужденность, агрессивность, техногенность);

  8. сформированы представления о процессах проявления типологических черт человека в общественном сознании постсоветской России (экономоцентризм, агрессивность, парадоксальность, параллельность, техногенность);

  9. выявлены антропологический и социокультурный уровни и «механизмы» взаимодействия социального бессознательного, менталитета и общественного сознания постсоветской России (индивидуальные, социально-мненимические, социально-структурные, культурно-символические);

  10. определены ключевые иррациональные процессы формирования новой реальности общественного сознания постсоветской России.

Положения, выносимые на защиту.

1. Общественное сознание представляет собой целостный, идеальный феномен, онтогенно и гносеогенно сопряженный с индивидуальным сознанием, социальной памятью, социальным бессознательным, менталитетом, динамично выражающий и регулирующий наиболее значимые тенденции материальной и духовной жизни, содержащий индивидуальный, групповой, массовый и элитарный уровни, а также формы (культурную, религиозную, правовую, этическую, эстетическую, научную, политическую, экономическую). Трансформация общественного сознания постсоветской России представляет собой социокультурный процесс его содержательных и структурно-функциональных преобразований, выражающий и опосредующий основные тенденции социального, культурного и антропологического развития.

2. Методологические основы социокультурного подхода дополнены следующими принципами: 1) социокультурное пространство постсоветской России является интегральным феноменом, онтологически центрированным на географической и общественной реальности, сочетающим ключевые параметры ее культурного и социального развития; 2) интерпретация социальности как совокупности качеств и процессов современного общественного развития; 3) понимание культуры как системы, интегрирующей исторический опыт прошлого, регулирующей настоящее и формирующей потенции будущего социального развития; 4) рассмотрение культуры как системы разрешения противоречий социального развития и мировоззренческих образов; 5) сопряженность социокультурной динамики и процессов формирования социально-антропологических типов; 6) признание значимости иррационального типа знания о социокультурной динамике; 7) опосредование гносеогенной функции общественного сознания механизмами социальной памяти; 8) интерпретация общественного сознания как социокультурного феномена, фиксирующего и регулирующего наиболее значимые процессы духовной и материальной жизни страны.

3. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России раскрывается в социальном, культурном, антропологическом и иррациональном аспектах.

4. Массовизацию можно определить как процесс фиксирования во всех сферах социокультурного пространства и общественного сознания принципов социального взаимодействия, основанных на девальвации критериев иерархизации, аксиологизации усредненного и гедонистического. Кризисные тенденции массовизации общественного сознания постсоветской России состоят в сверхценности массового, деиерархизации, соматизации, (де) и гипериндивидуализации, параллелизации элитарного и массового типов сознания, эрзац-элитизации.

5. Аксиологический кризис в первую очередь проявился в изменении содержания классических мировоззренческих моделей «Бытия», «Бога», «Человека», «Культуры» и степени ценностного к ним отношения, что привело к феноменологическим, социо-гносеогенным и структурно-функциональным преобразованиям общественного сознания постсоветской России. В содержательном плане ему имманентны все базовые аксиологические кризисы современной западной культуры, преломленные через специфику социокультурного пространства и хода общественных преобразований в постсоветской России. В структурно-функциональном плане происходят четыре процесса: девальвация конструктивных традиционных ценностей; фиксация деструктивных ценностных ориентаций в силу их укорененности в ментально-бессознательных пластах; тяжелое усвоение конструктивных новых ценностей и быстрое включение деструктивных новых ценностей.

6. Социокультурная идентичность есть процесс типологического самоопределения и ориентирования социальных субъектов и общества в целом на выработанные культурно-исторической динамикой и фиксированные на уровнях общественного бессознательного и сознания образы, стратегии социального взаимодействия и модель цивилизационного развития. Кризис социокультурной идентичности постсоветской России выражается в отчуждении процессов самоопределения российского общества от ценностных культурно-ментальных образов и цивилизационной модели и в отсутствии нового четкого идентификационного образа, адекватного современному состоянию нашей страны и определяющего стратегию национального развития. Кризис социокультурной идентичности сформировал ряд кризисных тенденций общественного сознания. Содержательные кризисные тенденции общественного сознания представляют собой процессы девальвации конструктивных и фиксации деструктивных идентификационных образов. Структурно-функциональные кризисные тенденции общественного сознания проявляются в качестве процессов формирующих парадоксальный и расколотый типы его социо-гносеогенного и социально-регулятивного функционирования.

7. Универсализация социальности, аксиологический и идентификационный кризисы фактически, лишили человека центрирующих связей с самим собой и миром вообще. Бытие человека становится чрезвычайно неустойчивым и относительным. Отсутствие четко выраженной личностной, социальной, социокультурной идентичности создало социально-онтологическую реальность современного человека и сформировало его типологические черты (экономоцентризм, отчужденность, агрессивность, техногенность), определяющие трансформацию общественного сознания постсоветской России.

8. Процессы проявления типологических черт человека в общественном сознании постсоветской России можно определить как его содержательные новообразования (образы, ценностные ориентации, адаптационные стратегии, идентификационные стили) и структурно-функциональные преобразования, обусловленные социально-антропологическим развитием, имеющие устойчивость функционирования и выражающие его тяжелое переходное состояние.

9. В иррациональном аспекте трансформации взаимодействие общественного сознания с социальным бессознательным и менталитетом осуществляется на антропологическом и социокультурном уровнях посредством индивидуальных, социально-структурных, социально-мнемических и культурно-символических механизмов, в соответствии с принципами «антропогенности», «генетической сопряженности», «информационного единства», «социально-мнемической интеграции», «историчности», «культурно-исторической фильтрации», «культурно-лингвистической обусловленности», «символической кодификации», «сохранности-изменчивости» и «единства и взаимодействия противоположностей».

10. Ключевыми иррациональными процессами формирования новой реальности общественного сознания являются: деактуализация и актуализация иррационального, симуляция и виртуализация, позволяющие ставить вопрос о его новом онтологическом статусе.

Степень обоснованности и достоверности результатов исследования автор стремится обеспечить применением современных методов социально-философского познания, релевантным использованием общефилософских методов познания, источников по социальной философии, философии культуры, антропологии, социологии, социальной психологии. Достоверность полученных выводов определена обоснованностью интерпретаций процессов трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России. Для этого использован анализ результатов социологических исследований, проводимых учеными ИС РАН, РГСУ, ВЦИОМ.

Научно-практическая значимость работы.

Научное значение диссертации состоит в расширении методологической базы социально-философских, социально-онтологических, культурно-философских, социологических исследований процессов формирования общественного сознания и социальной реальности постсоветской России. Предлагаемые концептуальные основы позволяют более глубоко и комплексно осмыслить сущность, факторы и ключевые тенденции социальных изменений российского общества в эпоху глобальных социальных, культурных и антропологических трансформаций.

В практическом смысле исследование социокультурных процессов трансформации общественного сознания позволяет сформулировать футурологические прогнозы социального, культурного и антропологического развития, что дает возможность поиска решений целого ряда острых проблем, стоящих перед нашей страной, таких как: преодоление ценностного и идентификационного кризисов, становление толерантного мировоззрения, консолидация различных слоев населения на пути модернизации экономической, социальной и культурной сфер общества, формирование национальной стратегии развития.

В учебном процессе результаты исследования могут быть использованы при разработке и преподавании таких дисциплин и спецкурсов, как: социальная философия, социальная онтология, философия культуры, аксиология, философская антропология, социальная антропология, социология, социология культуры, социология современных трансформаций.

Апробация диссертации.

Основные идеи изложены в двух монографиях, выступлениях и статьях (общее количество – 45, из них 14 опубликовано в журналах рекомендованных ВАК РФ, общий объем – 42,2 п.л.), и апробированы на ряде конгрессов и конференций, в том числе: Международной научной конференции «Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение» (Астрахань, 2004), IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005), VI Международном социальном конгрессе «Глобализация: настоящие и будущее России» (Москва, 2006), Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007 г.), IV Международной конференции «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций. Материалы» (Астрахань, 2007), I Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм как социально-философское явление» (Орел, 2007), Всероссийской научной конференции «Современная российская элита (I Элитологические чтения)» (Астрахань, 2008), II Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм как социально-философское явление» (Орел, 2008), Всероссийской научной конференции «Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX – начала XXI вв.» (Санкт-Петербург, 2008), Международной научно-практической конференции «Электронная культура. Преодоление информационного неравенства» (Астрахань, 2008), Международной научной конференции «Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов» (Москва, 2008), I Международной научной Интернет-конференции «Общество, общности, человек: в поисках “вечного мира”» (Тамбов, 2008), Всероссийской научно-теоретической конференции «Этнонациональные ценности в условиях глобализации» (Махачкала, 2008), Всероссийской научной конференции «Современная российская элита (II Элитологические чтения)» (Астрахань, 2008), V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009), V Международной научной конференции Россия – Восток «Проблема коррупции: пути междисциплинарного исследования» (Астрахань, 2009), Международной научно-практической конференции «Приоритеты и интересы современного общества» (Астрахань, 2010), VI Международной научной конференции «Потребление как коммуникация-2010» (Санкт-Петербург, 2010), Всероссийской научной конференции «Четвертые чтения по истории российской социологии Российское общество в современных цивилизационных процессах» (Санкт-Петербург, 2010), III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Иваново, 2010), II Международной научно-практической конференции «Приоритеты и интересы современного общества» (Астрахань, 2011).

Структура диссертации представлена введением, пятью главами, десятью параграфами, заключением, библиографическим списком литературы на русском и иностранном языках количеством наименований 341.

Похожие диссертации на Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России