Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации Поночевный, Максим Анатольевич

Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации
<
Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поночевный, Максим Анатольевич. Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Поночевный Максим Анатольевич; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Таганрог, 2011.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/393

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Впервые за все время своего существования человечество способно четко видеть универсальность своего сосуществования в глобальном масштабе, единство и связь во всех сферах жизнедеятельности. Именно в этот момент особенно дискуссионным становится распространенное убеждение в бесперспективности построения универсальных теоретических конструкций исторического процесса, а неприятие любой попытки интерпретации универсальной исторической онтологии нередко остается в профессиональной среде историков «признаком хорошего тона и даже ритуальным жестом».

Однако последнее десятилетие вновь отмечено неуклонно растущим интересом к универсальной истории как в европейских и американских научных дискуссиях, так и в отечественных исследованиях'. Это выражается в создании новых научных школ и направлений, выходе публикаций в специализированных журналах, подготовке новых учебных курсов и тематических семинаров, которые приобретают всё более междисциплинарный характер. В качестве основного фактора, непосредственно влияющего на этот процесс, традиционно отмечается сложный и неоднозначный характер глобализационных процессов -интеграция, идущая рука об руку с отчетливой локализацией. Комплексное изучение сложных и неоднозначных процессов глобализации ставит вопрос о формате осмысления данного феномена в рамках доминирующей модели интерпретации истории.

Предшествующее современной полемике доминирование постмодернистской интерпретации истории и идеи о «смерти истории» фактически ей противоречили, а единственным возможным средством для создания единой исторической перспективы всемирной истории выступал критикуемый сегодня европоцентризм. Как и почему в общественном сознании вновь возобладал интерес к универсально-исторической интерпретация истории, какие метаморфозы он претерпел и какие изменения в мировоззрении современного трансформирующегося общества он способен объяснить - вопросы, определяющие проблемное поле предпринятого исследования в рамках социальной философии. Представляется актуальным выявление эвристической ценности теоретического конструкта «универсально-историческая размерность сознания», его возможности способствовать социально-философскому осмыслению истории.

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: синергетика, психология и футурология. - М.: ПЕР-СЭ, 2001. Мегилл'А. «Великий нарратив» и историческая дисциплина// MONSTERA: (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): Сб. науч. ст. Вып. 4. - М.: МГТУ-«МАМЙ», 2004. Олабарри И. "Новая" новая история: структура большой длительности // Ойкумена. Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций. Вып. 2. -Харьков: Константа, 2004. Соколов Б. Г. Гипертекст истории. -Спб.: Санкт-Петербургхкое философское общество, 2001,,ChristainD. The return of universal history // History and Theory, special issue on 'History and Theory: The Next 50 Years1.'- 2010. -Vol. 49. Issue 4. и др.

Проблемным делает этот конструкт и традиция его многозначного употребления. Наиболее часто универсально-историческая размерность сознания рассматривается исследователями в двух смыслах. Первый способ преимущественно онтологической интерпретации продолжает оставаться в традициях классического субстанциализма и утверждает, что за всякой неповторимостью и уникальностью становления человеческого общества, за локальными зигзагами истории лежит всеобщая генеральная логика, закономерность эволюции, как правило, связанная с представлением об общем поступательно-прогрессивном векторе становления. Другой мотив связан с гносеологической задачей рассмотрения всех социальных явлений в контексте всеобщей изменчивости, универсальной погруженности в определенные временные границы с господствующими социокультурными доминантами, всеобщей исторической обусловленности. Два подхода, как правило, никогда не выступают в чистом антагонизме, и проблемой является лишь степень признания теми или иными исследователями элементов устойчивости и неизменности в отношении к пределам изменчивости и инновационности. На языке диалектических отношений речь должна идти о субстанциональности самой историчности человеческого общества или об историчности сущности человеческой природы. В вопросе об универсально-исторической размерности сознания существенное значение имеет то, с каким понятием и как согласовано понятие «универсальное». Речь может идти как об универсальности самого исторического подхода, утверждающего приоритет изменчивости, в противоположность вневременному, так и об универсальности внутри, в самом историческом подходе: то есть признание во всеобщей изменчивости устойчивых форм, законов, векторов изменения, трансформации, присущих историческим объектам.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена несовпадением процессов, протекающих в рамках глобализации, и противоречивым способом отражения происходящей трансформации социальной реальности в социально-философских исследованиях, постулируемым в современных исследованиях «отделением проблематики смысла от проблематики бытия», необходимостью преодолеть смешение онтологических и гносеологических смыслов, вкладываемых в содержание термина «универсальная историчность» с соответствующим им набором необходимых предикатов, а также необходимостью выявить эвристическую перспективу социально-философского исследования универсально-исторической размерности, оправданность её выделения и вытекающие из неё следствия для отрасли научного знания.

Степень научной разработанности проблемы. Круг основных проблем, которые разрабатываются в данном исследовании, может быть условно структурирован на три основные сферы: теория исторического сознания и историописания, философия истории и историческая мысль в контексте истории культуры Европы, проблемы глобализации.

Наиболее важные и содержательные работы, составляющие классику исследований исторического сознания, включают в себя работы И. Канта, В.

Дильтея, М. Барга, А. Бергсона, И. Гобозова, М. Кисселя, Ю. Левады, Дж. Маркуса, М. Хайдсггера. Фундаментальные работы И.Канта о природе категорий времени и пространства, их культурной обусловленности и связи с сознанием, позволил проанализировать модели исторической интерпретации в неразрывной связи с их культурной средой. В.Дильтей отчетливо показал неразрывную взаимосвязь жизни человека, сферы истории и процесса ее постижения. Его обоснование специфичности «наук о духе» и критика универсальной истории внесли большой вклад в процесс осмысления эпистемологического кризиса универсальной истории в рамках данной работы. Работы А.Бергсона и М.Хайдеггера заложили основы понимания категорий времени, истории, сознания в их философской взаимосвязи и позволили сформировать представление о специфике и об основных функциях исторического сознания.

Необходимо особо отметить современных зарубежных исследователей, работы которых в сфере изучения теоретических аспектов историописания, исторического нарратива и функций исторического сознания имели большое значение для формирования теоретической базы работы и современного взгляда на проблему: П. Берк, Г. Иггерс, И. Олабарри, II. Рикер, Й. Рузен, Ч. Мегилл. Им принадлежит детальная разработка вопросов, касающихся нарративной структуры исторического повествования, механизмов функционирования исторического сознания, самостоятельный анализ универсальной истории как доминирующего «великого нарратива», что позволило сформировать представление о современном состоянии проблемы универсальной истории. Однако недостаточное внимание большинсгва названных исследователей к проблеме состояния универсальной истории в наши дни и ее связи с процессами глобализации, требуют самостоятельного рассмотрения данной темы.

Авторы, чьи работы служат примером глубоких и содержательных исследований по проблемам интерпретационных моделей истории разных эпох и традиций: Ф. Анкерсмит, Ф. Артог, П. Гречко, Дж Коллишвуд, Э. Трельч, X. Уайт, О. Шпенглер, К. Ясперс. Анализ концепций названных исследователей позволяет уяснить специфику наиболее важных вопросов генезиса и основных этапов развития универсально-исторической перспективы в европейской культуре. В сфере осмысления места универсально-исторической размерности сознания в европейской культуре особое место занимают груды современного отечественного исследователя Б. Г. Соколова, который ввел в отечественный научный оборот само понятие «универсально-историческая размерность сознания». В его работах также дается глубокий анализ причин кризиса новоевропейской универсально-исторической модели в контексте изменений культурно-исторического типа сознания.

Глобализация как одна из наиболее сложных и многосторонних проблем, изучаемых современной наукой, подвергается наиболее глубокому анализу в работах У. Андерсона, У. Бека, Э. Гидденса, И. Валлерстайна, Р.-Робертсона. Обзорная статья М. Гейера и Ч. Брайта «Всемирная история в

глобальную эпоху» представляет собой одно из наиболее успешных и
глубоких исследований в сфере изучения перспектив интерпретации
всемирной истории в контексте глобализационных процессов. Однако даже в
рамках этой достаточно известной и концептуальной статьи не
предпринимается философского анализа современного состояния

универсально-исторической перспективы и путей ее трансформации.

Несмотря на многочисленные примеры обращения разных авторов к проблемам универсальной истории, ее генезиса и дальнейшего развития, вопрос о трансформации универсально-исторической размерности сознания в условиях глобализации остается малоисследованным. Фактически данная проблема не рассматривалась как самостоятельная, хотя косвенно ей уделялось внимание в рамках исследований о современном состоянии исторического сознания или о его месте в европейской культуре. Необходимость показать условия, предоставляемые глобализацией, в неразрывной связи с предшествующим развитием универсально-исторического способа интерпретации истории и перспективами его трансформации, со степенью его укорененности в культуре и ролью подобной модели осмысления истории в функционировании исторического сознания, в этом отношении становится очевидной.

Объект исследования - универсально-историческая размерность сознания, т.е. обусловленный культурной средой способ интерпретации исторического процесса, основанный на единстве, целостности и смысле.

Предмет исследования — трансформация универсально-исторической размерности сознания в условиях глобализации.

Цель исследования - определение возможностей, границ и содержательного наполнения универсально-исторической размерности сознания в условиях глобализации на основе сравнительного анализа его социокультурных оснований. Цель исследования вытекает из анализа состояния разработанности темы и раскрывается постановкой и решением следующих исследовательских задач:

исследовать генезис и эволюцию универсально-исторической размерности сознания в её связи с господствующей фундаментальной метафизической установкой;

- определить объём, содержательное наполнение и необходимые
предикаты универсально-исторической размерности сознания, её
эвристическую функцию в системе социокультурно обусловленных
доминант и детерминант;

- выявить причины и сущность кризисного состояния универсально-
исторической размерности сознания на рубеже тысячелетий и основания её
сохранения в современной постклассической парадигме;

рассмотреть условия трансформации универсально-исторической размерности сознания, предоставляемые глобализацией, и изучить основные пути возможной ее трансформации;

- исследовать сценарии, опирающиеся на признание возможности
конструирования универсальной исторической перспективы;

- провести компаративный анализ сценариев, основанных на отвержении возможности построения универсальной исторической перспективы, и их оснований.

Теоретико-методологические основы исследования. Анализ генезиса и эволюции универсально-исторической размерности сознания с необходимостью предполагает диалектическое единство исторического и логического подходов. Однако это не только не исключает, но и предполагает использование синергийного эффекта междисциплинарных импликаций, сравнительных конкретно-исторических, культурологических методов и подходов. Отсутствие в становлении универсально-исторической перспективы устойчивых исследовательских конвенций и сколько-нибудь очевидного поступательно-прогрессивного развития не позволяет выявить диалектического снятия исследователями предшествующих интерпретаций, что позволяет применять преимущественно компаративистский анализ в соответствии с предметным полем рассмотрения. Исследование позволяет фиксировать синхронные соответствия и диахронные последовательности интерпретаций универсально-исторической размерности сознания, в значительной степени допускающих экстраполяцию проблемных дискуссий на современность.

Методологические рамки работы определяются комплексным предметом исследования. При изучении содержания, структуры, функций исторического сознания и моделей интерпретации истории используется инструментарий феноменологического и структурно-генетического анализа. Культурологический анализ применяется при характеристике современной культурной ситуации, рассмотрении современных перспектив и путей трансформации ' универсально-исторической размерности сознания. Историко-генетический и историко-философский анализ также играют важную роль при изучении процесса становления и деградации традиционной универсально-исторической размерности сознания.

В целом в исследовании применяется комплексный, междисциплинарный, системно-методологический, проблемно-понятийный подходы в полном соответствии с общенаучными и логическими методами.

Научная новизна исследования состоит в целостном осмыслении
историко-культурной трансформации универсально-исторической

размерности сознания и выражается в следующих результатах:

- показан генезис и эволюция универсально-исторической размерности
сознания в её связи с господствующей новоевропейской фундаментальной
метафизической установкой;

- определён объём, содержательное наполнение и необходимые предикаты
универсально-исторической размерности сознания как исторически
сформировавшегося в новоевропейской культуре способа легитимации
«великого нарратива», её эвристическая функция в системе социокультурно
обусловленных доминант и детерминант;

- выявлены причины и сущность кризисного состояния универсально-
исторической размерности сознания на рубеже тысячелетий, и основания её
сохранения в современной постклассической парадигме;

- дана характеристика условий трансформации универсально-исторической
размерности сознания, предоставляемых глобализацией, значение которых
заключается в создании действенных предпосылок для преодоления
традиционной европоцентристской исторической перспективы, а также
выявлены основные пути возможной ее трансформации, из которых наиболее
перспективным является формирование новой модификации универсально-
исторической размерности сознания;

- обозначены сценарии, опирающиеся на признание возможности
конструирования универсальной исторической перспективы, в рамках
которых новая модификация универсально-исторической размерности
сознания должна конвенциально конструироваться с учетом изменений
социально-исторической реальности;

- на основе анализа сценариев, основанных на непризнании возможности
построения универсальной исторической перспективы, доказано, что
современная ситуация в сфере осмысления истории не дает весомых
оснований отказаться от универсально-исторической размерности сознания.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Универсально-историческая размерность сознания возникла как необходимый результат трансформации классической субстанциальной метафизической установки нового времени в эпоху Просвещения и выступила в качестве соединительного звена к неклассическому типу философствования. Исследовательская традиция «Анналов...» даёт основание утверждать, что именно в исторической науке, при всём её «индивидуализирующем пафосе», едва ли не больше, чем в социальной философии 20в. классическая метафизическая субстанциальная установка нашла свой последний бастион перед напором функционализма и сохранила принципы универсально-исторической размерности сознания. 2. Взаимополагание историчности и сознания, онтологическая перспектива удержания единства сознания, акцент на имманентных источниках идентичности и стратегия смыслополагания выступили атрибутами исторического сознания, обеспечивающими наличие универсально-исторической размерности в общественном сознании. В качестве рефлективной способности универсально-историческая размерность сознания конституирует объект в соответствии с продуцируемым смыслом, однонаправленностью, целевыми и ценностными установками вне зависимости от того, доступны ли эти смыслы познавательной способности. Любая надежда на построение исторической теории, свободной от предикатов универсально-исторической размерности, без риска перестать быть собственно историей лишена оснований в силу того, что сам факт осознания опосредованности даже «строго» научного исторического

дискурса, очевидная востребованность легитимации исторического нарратива является ничем иным, как метанарративом.

  1. Универсально-историческая размерность никогда полностью не уходила из философских и из исторических исследований, но лишь трансформировалась и уже не исчерпывалась традиционным набором предикатов, а скорее приобрела гносеологическую направленность на междисциплинарный смысловой дискурс, конституитивная функция (в кантовской терминологии) была окончательно вытеснена регулятивным рассмотрением, ориентированным на целое для объяснения своих «органических» элементов.

  2. Необходимость адекватного отражения протекающих глобализационных процессов во всей их сложности средствами исторического сознания делает рефлексию по поводу универсальной истории востребованной, как никогда раньше. Влияние современной картины глобализации на универсально-историческую размерность сознания заключается в создании предпосылок для преодоления традиционной европоцентристской универсальной перспективы и формирования новой модификации универсально-исторической размерности сознания.

  3. Проекция универсальной историчности в принципе не сможет быть преодолена на тех предпосылках, которые содержатся в новоевропейской универсальной метафизической установке. Они лишь трансформировались в условиях глобализации в конвенциально, профетически ориентированные притязания субстанциального субъекта выстраивать мир и историю в соответствии с собственным содержанием, который не нуждается в том, чтобы универсальную установку «извлекать» из внешнего ему содержания.

6. Формой новой универсально-исторической проекции для субъекта
становятся не апелляции к «историческим закономерностям» или
«предустановленным целям и ценностям», якобы открываемым
европоцентризмом, и их навязывание в качестве универсальных. Эта
модификация универсально-исторической размерности даже не должна быть
открыта в будущем. Она в соответствии с господствующими доминантами и
субстанциальными притязаниями общественного сознания может только
конвенциально конструироваться и трансформироваться на основе диалога и
консенсуса как реакция на изменения в социально-исторической реальности,
по аналогии с кантовским категорическим императивом, отказывающимся от
диктата содержания и ограничивающимся формой общеобязательности.

Научно-практическая значимость исследования. Выводы, полученные в ходе проведенного исследования, могут найти применение при изучении дисциплин социально-гуманитарного блока: социальной философии, культурологи, политологии, социологии, философской антропологии, чтении специализированных курсов по философии сознания и в прояснении доминант историографических исследований.

Положения работы могут быть использованы для анализа учебных курсов истории на предмет целесообразности введения курса универсальной

истории в вузах по примеру современных зарубежных и некоторых отечественных вузов.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных научных конференциях, на Международной конференции, на 56-ой и 57-ой конференции аспирантов и студентов ТТИ ЮФУ, на кафедрах философии, социологии, истории и политологии Технологического института Южного федерального университета в г.Таганроге, кафедре философии Таганрогского государственного педагогического института, в диссертационном совете при Краснодарском университете МВД России. Результаты и основные положения диссертационного исследования были апробированы на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: «Российский философский конгресс» (Новосибирск, 2009), «Молодежь XXI века -будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2009), «Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы. Десятые всероссийские чтения» (Новочеркасск, 2009), «Судьбы национальных культур в условиях глобализации» (Челябинск, 2010).

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 12 публикациях автора (3 из них в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ) общим объемом 4,4 п.л.

Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованной литературы. Данная структура обусловлена логикой решения поставленных задач и полученными результатами.

Похожие диссертации на Трансформация универсально-исторической размерности сознания в эпоху глобализации