Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Елизаров Михаил Владимирович

Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ
<
Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елизаров Михаил Владимирович. Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Елизаров Михаил Владимирович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2010.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/395

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 15

1.1. Эволюция государства как социального института и идеи 15

1. 2. Современное государство как феномен и социально-философская категория 47

ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА 77

2. 1. Воздействие глобализации на развитие современного государства 77

2. 2. Перспективы развития современного государства в эпоху глобализации 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования может быть обоснована целым рядом обстоятельств.

Первый аспект актуальности темы исследования связан с тем, что на рубеже XX-XXI столетий человечество оказалось на пороге новой эпохи: скорость перемен, взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, культуры различных государств настолько высока, что достигает поистине планетарных масштабов. В этих условиях наибольший интерес для философов приобретают проблемы, связанные с модернизацией различных сфер общественной жизни и трансформацией основных социальных институтов.

Второй аспект актуальности темы исследования связан с потребностью в переосмыслении традиционных представлений о государстве. Глобализация и связанные с ней процессы бросили беспрецедентный вызов некогда незыблемой позиции о «вечном» существовании государства как социального института, что предопределило необходимость его переосмысления в соответствии с новыми требованиями современного общества. Существенное изменение роли государства в жизни мирового сообщества поставило перед исследователями вопрос о том, каким оно станет в ближайшем будущем.

Третий аспект актуальности связан с тем, что в этих условиях возникает необходимость осмысления понятия «современное государство» как социально-философской категории. Возникает представление о современном государстве как социальном и культурном феномене, которое находится в стадии развития и включает в себя достаточно широкий диапазон различных социально-политических явлений. Поэтому выработка признаков, отличающих современное государство от традиционного, становится насущной потребностью.

Четвертый аспект актуальности темы исследования определяется необходимостью социально-философского анализа экономических, политических, социальных, культурных факторов влияния глобализации на развитие современного государства. Глобализация, с одной стороны, «открывает дверь» для реализации новых возможностей государств в торговой сфере, но, с другой, приводит к «размыванию» прежних торговых обычаев; локальное воздействие на экономическое развитие извне сменяется глобальной экспансией на национальные рынки; прежнее многообразие культур редуцируется, а признанные бренды, ориентированные на массового потребителя, всё чаще распространяются по земному шару через новейшие средства массовой коммуникации.

Эти и многие другие проблемы обусловливают актуальность исследования, необходимость серьёзного анализа и разработки возможных путей развития современного государства в будущем.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени сложился весьма объёмный массив литературы для специального социально-философского исследования.

Следует отметить, что вопросы, связанные с теоретическими исследованиями государства, взаимодействием государства и общества, государства и человека, находились в центре внимания мировой общественно-политической и философской мысли, начиная с древности. В своём исследовании диссертант опирается на логику развития философской мысли о государстве, представленную в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона, Аврелия Августина, Ибн Хальдуна, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и

ДР-

В настоящее время большое количество источников посвящено теоретическому исследованию происхождения и сущности государства, государственной власти. В этом отношении можно отметить работы Н.Н. Алексеева, Б. Бади, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Геллнера, Э. Гидденса, Л.Е. Грини-на, И.А. Ильина, Н. Неновски, Р.А. Ромашова, К.Н. Уолтца, В.Е. Чиркина и

ДР-

При этом проблемы, связанные с изучением современного государства, находят своё отражение в трудах Б. Андерсона, И. Бусыгиной, А.А. Зиновьева, А. Д. Керимова, В.И. Пантина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.

Большую роль в осмыслении указанной проблемы сыграли исследования в области методологии социального познания Г.С.Арефьевой, B.C. Барулина, Б.С. Галимова, В.Е. Кемерова, А.С. Панарина, СМ. Поздяевой, В.Г. Федотовой и др.

Принципиальное значение для понимания проблемы особенностей развития переходного, трансформирующегося общества имело знакомство с работами Т.А. Алексеевой, Д.М. Азаматова, О.А. Беленковой, O.K. Валито-ва, Т.В. Георгиади, К.А. Даллакяна, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, С.Г. Кара-Мурзы, А.В. Лукьянова, З.Я. Рахматудлиной и др.

Исследования глобальных трансформаций, воздействие глобализации на современное государство, культуру и общественную жизнь в целом также характеризуются достаточной разработанностью, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. При этом важно отметить, что разными авторами глобализация рассматривается как многоуровневое явление. В частности, многие современные исследователи (например, И. Валлерстайн, Дж. Миттельман, А.И. Неклесса, Дж. Сорос, С. Стрейндж, А.И. Уткин, Т. Фридман, Ф. Шеснэ, Ю.В. Шишков) рассматривают глобализацию в экономиче-

ском измерении, исследуя процессы взаимопроникновения, либерализации и усиления роли наднациональной экономической интеграции, глобального разделения труда. Кроме того, они обращают внимание на существенное возрастание значимости многонациональных и транснациональных корпораций, мобильность капитала, высокую скорость оперативности глобальных рынков и т.п.

Ряд других исследователей (Э.Я. Азроянц, У. Бек, X. Булл, Д. Голдб-латт, Г. Киссинджер, Л. Лоусон, И.И. Лукашук, Г.В. Мальцев, М. Олброу, А. С. Панарин, Дж. Розенау, А. Уолферс, Д. Хелд, Э. Хугвелт, О. Янг и др.) больший акцент делают на политической интеграции отдельных государств как основном измерении глобализации, на тенденциях изменения правовых систем, появлении новых геополитических и экологических проблем, которые всё сильнее объединяют и связывают людей из разных стран и континентов в единую глобальную систему.

Ещё одна часть исследователей (Дж. Ваттимо, Э. Гидденс, Г.М. Кас-тельс, В.Б. Кувалдин, Э. Ласло, Э. Макрю, А.В. Миронов, А. С. Панарин, СМ. Поздяева, М. Уотерс, Д. Харви, Д. Хелд, А.А. Чернов, Я.А. Шолте, К. Ясперс и др.) рассматривают глобализацию в широком смысле - как цепь социальных трансформаций. Среди них выделяются: интенсификация социальных отношений по всей планете, пространственно-временное «сжатие» и, как следствие, уменьшение территориального параметра в социальной жизни, появление нового феномена мировой истории - «мира без границ», «сетевого общества» и т.п.

При этом важным направлением исследования являются масштабные культурные трансформации, в числе которых - проблемы «гомогенизации» и «гибридизации» культурного разнообразия, «стирания» культурных границ и многие другие. Эти проблемы широко представлены в работах О.Н. Астафьевой, Х.А. Барлыбаева, O.K. Валитова, М. Кастельса, Е.Э. Суровой, Дж. Томлинсона, А.И. Уткина, С. Хантингтона, А.Н. Чумакова и многих других.

Наконец, можно выделить еще одну группу авторов, которая размышляет о будущем государства. Большое внимание эти исследователи уделяют рассмотрению проблем, связанных с изменением позиции государства на мировой арене, его способностью противостоять глобальным «вызовам» современности. При этом одни учёные (X. Булл, Б. Барбер, П.В. Малиновский, К. Омае, С. Стрейндж, Э. Сепир, Р. Холтон, О. Янг и др.) придерживаются мнения, что процессы глобализации превращают современное государство в устаревший и более нефункциональный институт - анахронизм минувшей эпохи. Другие исследователи (Э. Гидденс, Г.Ю. Дубянская, Р. Джексон, Р. Джилпин, Б. Джонс, М.Н. Марченко, Л. Панич и др.), хотя и признают изменение традиционной позиции государства в условиях глоба-

лизации, всё же полагают, что оно не утрачивает своей важности в общественной жизни в целом.

При всем обилии теоретических работ по указанному кругу проблем в осмыслении сущности государства, следует обратить внимание на отсутствие фундаментальных работ, посвященных изучению понятия «современное государство», взятого в его непосредственной взаимосвязи с процессами глобализации. Именно необходимость комплексной оценки изменившихся функций государства и прогнозирование перспектив его развития в современных условиях составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования - государство как социальный институт и идея.

Предмет исследования - современное государство в контексте глобализации.

Цель исследования - анализ специфики развития современного государства в эпоху глобализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

рассмотреть теоретические аспекты социально-философского исследования государства;

проанализировать современное государство как феномен и социально-философскую категорию;

показать воздействие глобализации на развитие современного государства;

проанализировать возможные пути развития современного государства в эпоху глобализации.

Методологическая основа диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход. Кроме того, диссертантом использованы элементы следующих подходов: историко-философского, диалектического, структурно-функционального и др. Также применены сценарный анализ, метод прогнозирования и др.

В исследовании также использовались общефилософские принципы историзма, объективности, конкретности и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

- установлено, что появление и развитие государства как социального
института опередило возникновение идеи государства в общественной мыс
ли: государство складывалось стихийно, в процессе предметно-
практической и коммуникативной деятельности человека по освоению ок
ружающего природного бытия, тогда как идея государства возникает и по
лучает своё концептуальное оформление на более позднем этапе развития -
в трудах мыслителей классической древности;

переосмыслено понятие «современное государство», под которым понимается тип политической системы, осуществляющей управление обществом, охрану его структуры, которая в своём развитии достигла высокого уровня организации, развитых принципов и идеалов демократии, чёткого размежевания светской и религиозной властей, применяет прогрессивные методы и средства решения разнообразных проблем социальной жизни;

выделены признаки, отличающие современный тип государства: 1) чёткие территориальные границы; 2) развитый институт гражданства; 3) наличие профессиональной армии; 4) разветвленная система демократических институтов власти; 5) разделение светской и религиозной властей; 6) наличие современных технических средств управления;

выявлена диалектическая связь между развитием государства и глобализацией как взаимосвязанными явлениями мировой истории; обосновано, что в широком смысле глобализация может пониматься как любое расширение - общественного и государственного характера за пределы естественных территорий;

обнаружено влияние глобализации на развитие современного государства: 1) ослабление традиционных форм социальной организации; 2) потеря контроля над внутренними и внешними рынками, а также над капиталом; 3) несоответствие территориальной природы государства с его новым трансграничным бытием; 4) конфликт традиционной и современной систем ценностей; 5) утрата культурной и языковой идентичности;

определены краткосрочные и долгосрочные перспективы дальнейшего развития современного государства в эпоху глобализации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что сформулированные автором выводы развивают и дополняют представления о государстве в эпоху глобализации и могут стать методологической основой анализа современного состояния государства в свете социальной философии.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что многие положения и выводы, содержащиеся в ней, могут использоваться при выработке основных направлений стратегии развития и функционирования государства в эпоху глобализации, формирования благоприятного социально-экономического и политического климата при проведении прогрессивных преобразований в современном российском обществе.

Полученные в ходе исследования результаты на практике могут найти применение в преподавании вузовских курсов и спецкурсов по социальной философии, социологии, культурологии, а также политологии и праву.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в ходе участия диссертанта в ряде научных и научно-практических конференций, в том числе:

международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и государства в XXI веке» (г. Уфа, 2009 г.), всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Судьба России в эпоху глобализации» (г. Уфа, 2009 г.), V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (г. Новосибирск, 2009 г.), на методологическом семинаре по социальной философии кафедры онтологии и теории познания, а также нашли отражение в 5 публикациях автора общим объёмом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа каждая), заключения и списка литературы из 199 наименования. Общий объём диссертации -159 с.

Эволюция государства как социального института и идеи

Государство является одним из самых древних и развитых институтов общества и вместе с тем величайшей философской проблемой, которая на протяжении нескольких тысяч лет вызывает интерес у мыслителей, учёных и общественно-политических деятелей. «Что такое государство? -вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом», - писал отечественный исследователь А. Паршин в начале XX столетия.1

В повседневной жизни термин «государство» зачастую употребляется наряду с такими схожими по смыслу словами как «страна», «отечество», «родина», «отчизна», «народ», как правило, при апеллировании к высшим ценностям и для обозначения одного и того же понятия, выражающего естественную и очевидную составляющую многообразия всего того, что существует в мире. По утверждению французского юриста и специалиста по государственному праву Ф. Ардана, «государство в одно и то же время -это идея и факт, абстракция и организация, оно не имеет конкретной реальности, но его присутствие чувствуется постоянно».2

Несмотря на всю очевидность и лёгкость использования термина «государство», в теоретическом плане всегда существовали и до сих пор существуют определённые сложности, связанные с исследованием данного понятия. Как писал известный немецкий социолог М. Вебер, «...если мы зададим вопрос, что в эмпирической действительности соответствует идее «государства», то обнаружим бесконечное множество диффузных и дис кретных действий и пассивных реакций, фактически и юридически упорядоченных связей..., объединенных идеей, которая является верой в действительно значимые нормы или долженствующие быть таковыми и в отношения господства-подчинения между людьми».1

Будучи многогранным и неуловимым для точного определения понятием, государство и в наши дни представляет огромный интерес для исследователей и специалистов самого широкого профиля, как отечественных, так и зарубежных. При этом каждый исследователь, на наш взгляд, вкладывает в понятие «государство» собственное видение и смысл, и поэтому количество определений государства приближается к числу авторов, рассматривающих данное понятие. Как отмечают современные отечественные исследователи Р. А. Ромашов и Н. С. Нижник, «государство — явление, воспринимаемое неоднозначно и в зависимости от обстоятельств предстающее перед обывателем и умудрённым исследователем в различных образах».2

Примечателен и тот факт, что, несмотря на один и тот же объект исследования — государство, предмет его значительно варьируется у разных авторов. Так, одни исследователи делают акцент на политической составляющей изучения государства, другие - на классовой, третьи — на общефилософской и т.д. Соответственно при исследовании государства нередко приходится рассматривать несхожие и даже противоположные подходы, определения и идеи разных авторов.

Тем не менее, проанализировав большое количество определений, мы приходим к выводу, что государство является одним из основных институтов общества (или совокупностью институтов) и представляет собой исторически сложившуюся организацию верховной (суверенной) полити ческой власти на определённой территории. Так, например, в «Философском энциклопедическом словаре» государство определяется как «основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры». При этом отмечается, что «государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определённой территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».

По определению современного исследователя Л. Е. Гринина, «государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».3

Государство также может рассматриваться как историческое общество, объединение людей. Как писал Н. М. Коркунов, государство есть «...общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».4 По мнению выдающегося отечественного философа И. А. Ильина, государство представляет собой «...союз людей, организованный на началах права, объединённый господ ством над территорией и подчинением единой власти». С этой точки зрения, можно говорить «...о государстве римском, русском, египетском, и т.п., как о ряде исторических человеческих обществ».

К числу основных признаков государства зачастую относятся: «легитимность (законность) власти и монополия на её осуществление; наличие институтов, регулирующих отношения в обществе, в том числе и принуждением; наличие территории и населения, на которые распространяется воздействие государства».3 Как отмечает Л. Дюги, государство включает в себя четыре элемента: «...совокупность человеческих индивидов, определённую территорию, суверенную власть, правительство».4

Воздействие глобализации на развитие современного государства

Глобализация является, пожалуй, одним из наиболее популярных терминов нашего времени, активно используемых сегодня как в научной, так и в популярной литературе, СМИ и в повседневной жизни людей. Изучению глобализации посвящено огромное количество литературы по экономике, политологии, философии, социологии, праву и многим другим научным дисциплинам. И, несмотря на то, что учёные во всём мире до сих пор так и не выработали единого определения термина «глобализация», в наиболее общем смысле данное понятие обычно понимают как непрекращающийся процесс усиления глобальной интеграции, взаимодействия и взаимопроникновения региональных экономик, государств и культур через всемирную сеть связи и функционирования. Так, например, в наиболее часто цитируемой работе «Глобальные трансформации: политика, экономика, культура» (1999) известных современных британских авторов глобализация определяется как «.. .процесс расширения, углубления и ускорения мирового сотрудничества, затрагивающий все аспекты современной социальной жизни - от культурной до криминальной, от финансовой до духовной».1

Глобализацию, на наш взгляд, можно понимать двояко. В узком смысле данное понятие относится только к определённым тенденциям современного мира, в частности, свойственным XX столетию. В широком же смысле глобализация как процесс всегда имела место в истории человечества. С этой точки зрения, можно утверждать, что «глобализм - явление с древними корнями, а глобализация есть процесс проявления и развития глобализма как в настоящем, так и в прошлом».2 Как справедливо отмечает Дж. Бхагвати, «глобализация была всегда, в ней нет ничего особенного».

Под глобализацией в принципе можно понимать любое расширение - племенного, общественного, государственного характера за пределы естественных территорий (среды обитания). В сущности, все завоевательные движения в мировой истории, «перекраивание» карты мира, создание торговых путей (подобно Шёлковому Пути), «сжатие Ойкумены», определённые тенденции изменения менталитета вследствие взаимодействия и взаимовлияния различных культур и систем ценностей в разные исторические эпохи, на наш взгляд, можно рассматривать как проявления глобализации.

В широком смысле глобализацию можно рассматривать как прогрессивно-направленную тенденцию развития человеческой истории, обусловленную, прежде всего, идеей и стремлением людей осваивать новые пространства, обмениваться с представителями иных народов и культур материальными и духовными ценностями. С этой точки зрения, «идея глобализации обладает большим позитивным потенциалом, заключающемся в провозглашении единства человечества, рассмотрении всей планеты в качестве общего дома землян».

Стремление людей осваивать и покорять новые пространства, вступать во взаимодействие с представителями иных культур и цивилизаций в различные исторические эпохи приводило к появлению не только отдельных храбрецов, странствовавших по свету, но и к миграции целых сообществ и даже народов. Как отмечает известный индийский экономист, лауреат Нобелевской премии Амартия Кумар Сен, «тысячелетиями глобализация вносит свой вклад в прогресс человечества через путешествия, торговлю, миграцию, распространение культурных влияний, знания и ин-теллекта (включающего науку и технику)».

Путешествуя поначалу на короткие, а затем и на более длинные расстояния, мигранты, торговцы, мастера своего дела распространяли свои идеи, обычаи и изделия на новые земли, и так происходило взаимодействие многих культур и народов. Подобно маленьким ручейкам, бегущим из различных уголков планеты, идеи, материальные и духовные ценности сталкивались, объединялись и растворялись, образуя глобальную сокровищницу человеческого знания.

Помимо идейного и культурно-ценностного основания глобализация как тенденция развития человеческой истории, на наш взгляд, обусловлена техническим прогрессом. В частности, важным фактором глобализации является развитие транспорта и связи. К таковым в широком смысле можно отнести приручаемые породы животных (лошадей, оленей, слонов, собак и т.п.), изобретение колеса, развитие сухопутных, речных и морских средств передвижения (повозок, парусных судов, велосипеда, парохода, железной дороги, автомобиля и т.п.). Кроме того, развитие средств переда Соколов К. Б., Жидков В. С. Судьбы национальной, этнической и массовой культуры в условиях глобализационного мира // Глобализация в культурологическом измерении.-М„ 2005.- чи информации (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения, спутниковой связи, Интернета).

Так, с появлением многомачтовых парусных судов и последовавшей за этим эпохой Великих географических открытий XV-XVI столетий начинается эра столкновения цивилизаций — период культурного, материального и биологического обмена между Новым Светом1 и Евразией. В свою очередь, изобретение железной дороги, парохода, рефрижератора и телеграфа в эпоху промышленной революции XIX столетия послужили предпосылкой начала активной интернационализации и интеграции. В частности, с изобретением парохода десятки миллионов людей получили возможность за относительно короткие промежутки времени пересекать океаны, а изобретение железной дороги впервые в истории позволило осуществлять перевозку огромных партий товаров на большие расстояния.

Перспективы развития современного государства в эпоху глобализации

На рубеже XX-XXI столетий человечество оказалось на пороге новой эпохи: скорость перемен и уровень взаимосвязанности и взаимозависимости региональных экономик, государств и культур по всей планете сегодня поистине достигают глобальных масштабов. Представители различных научных дисциплин — политологии и экономики, философии и истории, антропологии и социологии, культурологии и права фиксируют глубокие изменения, происходящие на международном, национальном и региональном уровнях не только в экономической и политической, но и социальной, культурной, правовой сферах. Большинство исследователей связывают эти изменения с процессами глобализации, которые находят отражение практически во всех сферах жизни общества — «культурной, экономической, политической, законодательной, военной - вплоть до экологической».1

Движимая технологическими новшествами, стремительным прогрессом и революцией средств массовой коммуникации, прорывом в Космос и социальными и культурными трансформациями, глобализация благоприятствует общемировому обмену в самых разных областях общественной жизни и роста глобального гражданского общества, в котором концентрируются огромные богатства и сдвигаются традиционные, устоявшиеся образцы в социально-экономической и социально-политической жизни. По мнению Г. А. Киссинджера - известного американского политолога, дипломата и лауреата Нобелевской премии, «глобализация содействует стремительному росту богатства и ускорению технологического прогресса, невообразимым в любую из предшествующих эпох... Что действительно уникально в наши дни, так это глобальный масштаб перемен и скорость технологических преобразований».1

Появление современных информационных, телекоммуникационных и транспортных технологий серьёзно повлияли на всё мировое развитие. На повседневную жизнь людей по всей планете всё большее влияние оказывают материальные и духовные ценности, которые приходят из других стран, из других культур. В то время как границы ставятся всё более прозрачными, а пространство и время «сжимаются», относительная скорость социальной практики и взаимодействий увеличивается так, что «...изменения в одной части планеты могут немедленно иметь далеко идущие последствия для судеб отдельных людей или сообществ на другом конце земного шара».2

В результате многие политические, экономические, религиозные, культурные явления и процессы, которые происходят в каком-либо регионе мира, стране или группе стран эхом отражаются во многих других частях света. В связи с этим Э. Гидденс определяет глобализацию как «...усиление общемировых социальных отношений, которые связывают отдалённые друг от друга географические местности так, что происходящее в одном точке земного шара обусловлено событиями, происходящими за многие мили оттуда, и наоборот».3

Происходит это благодаря увеличению и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между разными акторами мирового сообщества. Всё больше и больше разные страны и регионы мира связываются друг с другом через глобальные сети коммуникаций, которые охватили уже практически весь земной шар. Как отмечает А. А. Чернов, «стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом».1 Технологическое развитие средств передачи информации привело к тому, что личное присутствие более не является столь необходимым на встречах или конференциях. Чаще, чем когда-либо, люди во всём мире имеют возможность смотреть трансляции новостей и передач, которые ведутся не из телевизионных студий, а из самых непредсказуемых мест на Земле и даже из космоса. При этом современные тенденции мирового развития позволяют говорить о том, что «...столь быстрый прогресс во многих сферах технологии в последующие 30 лет вполне определённо принесёт новые яркие неповторимые достижения».2

Рассматривая масштабы и скорость глобальных перемен, происходящих в современном мире, венгерский учёный Э. Ласло приходит к выводу, что в наши дни человечество переживает состояние глобального критического сдвига - «макросдвига». Этот беспрецедентный в мировой истории глобальный критический сдвиг на самом деле является признаком более глубокой проблемы — современного состояния человеческого сознания, того, как люди воспринимают себя и окружающий мир.

Разрабатывая концепцию «макросдвига», Ласло утверждает, что происходящие ныне глобальные перемены являются результатом «всеобщей эволюционной трансформации», способной проложить путь к новой цивилизации. Эта трансформация есть "эра макросдвига" — «сдвига всеохватывающего, быстрого и необратимого, простирающегося до самых далёких уголков земного шара и затрагивающего все аспекты жизни», - пишет

Ласло. Человечество оказалось перед острой необходимостью и возможностью тотального пересмотра ценностей и приоритетов, осознанием собственной взаимосвязанности и необходимости начала курса перемен, призывающего жить в гармонии с природой и друг другом. По мнению Ласло, ключевым для предстоящей трансформации должен стать период с 2012 по 2020 гг.

Похожие диссертации на Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ