Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России Кильчевский Владимир Игнатьевич

Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России
<
Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кильчевский Владимир Игнатьевич. Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кильчевский Владимир Игнатьевич; [Место защиты: Московский государственный университет].- Москва, 2007.- 180 с.: ил.

Введение к работе

1. Актуальность темы исследования

Современное российское общество испытывает системный кризис, затронувший все сферы жизни, в том числе и духовную Потратив колоссальное количество сил на построение социализма и коммунизма, воспитав целые поколения в русле соответствующих идей и правил, поведя за собой страны социализма, российское общество ныне отказалось от претворения в жизнь этих идей Этот отказ сопровождается болезненной переоценкой прежних целей и ценностей, а также всей истории XX века, что ставит перед личностью и обществом нелегкие вопросы о смысле потраченных усилий и необходимости принесенных жертв В настоящее время крайне важно стабилизировать системы ценностей, устранить возникшую дезориентацию, а также правильно расставить приоритеты и ориентиры в общественном сознании Это подтверждено на проходившем в апреле 2006 года X Всемирном Русском Народном Соборе, который являясь выразителем общественного мнения, указал на проблемы коррупции, злоупотребления властью, распада семей, сокращения рождаемости, ксенофобии и прочие, а также констатировал глубокий кризис крестьянства1

Кризисные процессы, протекающие ныне в российском обществе, признаются на всех уровнях от президента страны до рядовых граждан В науке эти процессы были подвергнуты разным видам анализа философскому, политическому, социологическому, экономическому и другим Тем не менее, следует отметить, что на философско-семиотическом уровне кризисные процессы не были изучены в достаточной степени В то время как в России имеют место

' "О земле, крестьянстве и продовольственной безопасности России» Резолюция X Всемирного Русского Народного Собора 6 апреля 2006 г Сайт Московской патриархии www mospat ru

кризисные процессы, развитые западные страны приступили к построению, так называемой, информационной цивилизации На этой стадии развития информация становится не только средством передачи сообщений по каналам коммуникаций, но и важнейшим ресурсом экономики, она используется в политической и геополитической борьбе, несет в себе стимулы развития или затухания Информация представляется населению в виде различных знаков, изучением которых занимается семиотика Исследовать кризисные процессы в общественном сознании в таком ракурсе -значит, выйти на уровень современных требований

Проблема обостряется тем, что в России наблюдается размывание оснований ее культуры и разрушение ее ценностей Не разделяя приоритетов, царящих в обществе, и не понимая, а потому и не принимая происходящего, личность чаще всего ставит во главу угла достижение собственных эгоистических целей Это породило разобщенность социальных групп и вызывает дальнейшую стагнацию в обществе В истории любого современного государства можно без труда припомнить случаи манипулирования общественным сознанием со стороны масс-медиа Это в немалой степени распространяется и на российскую действительность Социуму, осознавшему к середине 1980-х свое состояние как «застой», необходимо, наоборот, включить механизмы гармонизации и прояснения общественного сознания, устранить дезориентацию, выработать предложения, направленные на установление взаимопонимания между людьми на основе честности и ответственности

Указывалось, что одним из важных аспектов анализа является философско-семиотическое исследование Интерпретируя те или иные события общественной жизни, мы постоянно становимся перед проблемой понимания знаков и символов, которые пронизывают

социальную жизнь Отличительная черта нынешнего положения в том, что одна часть общества все более осознает и использует знаковый характер культуры, а другая вовлекается в такой круговорот смыслов, часто не представляя, что за этим кроется Многообразие знаков и символов, поступающих в этот период в общественное обращение, с одной стороны, выступает положительным фактором, так как посредством них привносится богатство новых смыслов, с другой стороны, многие из этих смыслов отличны от традиционных, а некоторые обладают деструктивным воздействием на сознание людей Противоречия общественного сознания в определенной мере детерминируются противоречиями, возникающими в его семиотической сфере Чтобы показать пути выхода из создавшегося положения, необходимо произвести углубленное изучение содержательной сферы общественного сознания, которое позволит осуществлять управление этой сферой на уровне гражданского общества, государства и церкви Таким образом, уяснить роль знаков в обществе и интерпретировать его общезначимые символы является задачей не только герменевтики и семиотики, но и важной проблемой социальной философии

2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект исследования общественное сознание современного

российского общества

Предмет исследования семиотическая сфера общественного

сознания современного российского общества

Цель исследования провести философско-семиотический анализ

общественного сознания современного российского общества для

выявления его содержаний и противоречий, целей и ценностей

Задачи исследования

  1. Рассмотреть отражение социальных противоречий в российском обществе в период 1990-2005 годов в семиотической сфере Оценить обоснованность применения понятия «кризисные процессы» к этому периоду через их проявление в семиотической сфере культуры Предложить философско-семиотический метод анализа общественного сознания

  2. Составить семиотическую структуру общественного сознания Раскрыть семиотический механизм манипуляций общественным сознанием, которые допускались СМИ

  3. Исследовать проблему целеполагания как условия консолидации различных общественных сил и устранения социальной дезориентации

  4. Провести герменевтическое исследование общественного сознания для выявления и согласования ценностей российского общества в рассматриваемый период, что могло бы послужить созиданию в России гражданского общества

3. Методическая и теоретическая база исследования

Работа базируется на фундаментальных исследованиях в области социальной философии, семиотики, герменевтики и анализа языка Это относится как к разработке понятийного аппарата, так и к предложениям по объяснению различных социокультурных феноменов Как указывалось, кризисные явления в российском обществе 1990-2005 годов были подвергнуты в науке философскому, политическому, экономическому, социологическому и другим видам анализа, но комплексного философско-семиотического исследования общественного сознания в кризисные периоды до сих пор не проводилось

В работах по социальной философии В Барулина, А Бурдина, С Булгакова, П.Бурдье, М Вебера, В Келле, М.Ковальзона, Т.Парсонса, В Тугаринова, А Уледова, П Флоренского, С Франка, И Фролова, Ю Хабермаса, Б Чагина, А Шютца, Н Элиаса были исследованы основания, природа и структура общественного сознания, но философско-семиотического анализа его содержательной части сделано не было Существуют исследования А Уледова, посвященные структуре общественного сознания [53], монография Д Гавра, в которой рассматривается категория общественного мнения [13], но раскрытие содержательной стороны этой категории требует новых перспективных методов С другой стороны, взаимосвязь между языком и сознанием рассматривалась в работах М Мамардашвили и А Пятигорского [103], а также Дж Серля и Г Мида [283] В целом, изучением общественных символов и значений, которые люди придают своим действиям в XX веке, занималось направление символического интеракционизма Тем не менее, системный анализ общественного сознания через изменение в знаковой системе общества доныне оставался вне поля зрения [23, с 466-485].

Российская семиотика, получившая в 70-80-х годах XX века международное признание, не касалась проблемы общественного кризиса как результата краха социальной утопии В частности, Ю Лотман работал в относительно стабильную эпоху «построенного социализма», когда знаковая система общества была гораздо более стабильна по сравнению с периодом перестройки Для того чтобы применить семиотический анализ к общественному кризису, необходимо было экзистенциально соприкоснуться с ним Отметим работы, в которых рассматривается вопрос о влиянии общественных процессов на язык той или иной эпохи, или о том, как власть с помощью языка пытается управлять и манипулировать социумом Это

работы Н.Баранова, Р Барта, X Вайнтраха, В Виноградова, Р Дильтея, Е Доценко, В Елистратова, М Исаева, С Кара-Мурзы, В Клемперера, В Костомарова, Н Купиной, П Лафарга, А Моля, С Мусориной, Д Оруэлла, С.Разворотнева, А Смолина, И Сталина, Ш Фицпатрика, Г Щедровицкого и другие В период кризиса знаковая система подвергается активным изменениям и деформациям Г Гадамер писал «В жизни языка без конца происходят едва заметные изменения меняется его употребление, возникают и отмирают модные слова и языковые клише, и лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху - это наблюдать за изменениями в его языке» [167, с 50] Но в данной работе решается другая проблема по изменениям в языке научиться исследовать общественное сознание в России на рубеже XX-XXI века

Разработка семиотического и символического инструментария в данной диссертации основывалась на базовых исследованиях по семиотике бл Августин (Иппонский), преп. Максим Исповедник (важны были его истолкования символов), Ч Моррис, Ф Соссюр, Ч Пирс, Р О Якобсон, Ю Степанов, Г Почепцов, К Свасьян; У Эко, К Юнг, Э Кассирер, А Лосев, О. Розеншток-Хюсси, В Розин, Е Мелетинский, Ж Бодрийяр И все же не вполне ясны свойства знака и символа, что признается большинством исследователей Не было осуществлено также актуальной интерпретации символов и противоречивых знаковых сочетаний, накопившихся в языке за указанный период

В выходе из общественного кризиса особую роль играет проблема целеполагания Поэтому надо было в первую очередь исследовать природу общественного сознания с точки зрения его символических содержаний Автор опирался в разных аспектах на работы Г Гегеля, В Ильина, Е Зазыкиной, Ю Лотмана, И Мейендорфа, X Ортеги-и-Гассета, А Сахарова, Л Степновой, А Солженицына,

АТойнби, Н Федотова, П Чаадаева, А Швейцера, О Шпенглера, К Ясперса, С Хантингтона, А Яковлева и других Однако, с философско-семиотической точки зрения, проблема целеполагания прежде не рассматривалась

Знак должен быть адекватно воспринят обществом, а значит, возникает необходимость привлечь философскую герменевтику как науку о понимании Герменевтический подход предоставил ряд понятий, которые следовало применить для анализа искажений понимания в общественном сознании, соединив их с элементами семиотики Автор опирался на базовые работы по герменевтике Ф Шлейермахера, В Дильтея, М Хайдеггера, Г Гадамера, Р Барта, П Рикера, Д Дорофеева, П Гайденко и другие Необходимо было применить аппарат философской герменевтики к анализу современного общественного сознания в России и в этом ракурсе также сформулировать предложения по преодолению кризисных процессов

4. Новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка проведения комплексного философско-семиотического анализа кризисных процессов в общественном сознании России в период 1990-2005 годов Анализ основан на семиотических, герменевтических, социологических и телеологических процедурах 1 В рамках комплексного исследования российского общественного сознания доказано, что знаковый анализ языка, который употребляет активная часть населения, является объективным началом в его изучении В период смены общественно-государственной системы, когда нарастают кризисные процессы,

они фиксируются через беспрецедентное движение знаков, появление противоречивых знаковых сочетаний и утрату общезначимых смыслов

  1. Выявлена семиотическая структура общественного сознания и проведена практическая интерпретация его первичных содержаний для выявления в нем противоречий Показано, что в рассматриваемый период негативные явления - такие, как разрушение фундаментальных основ жизни, расслоение общества, искажение нравственных норм, снижение уровня толерантности в семье, общественных группах, в межнациональных отношениях, - нашли отражение в языке Установлена связь между общественными противоречиями и изменениями в знаковой системе общества, что существенно для анализа содержательной части общественного сознания

  2. Зафиксирована дезориентация личности и общественных структур На основании исследования природы общественного сознания, выдвинуты предложения по целеполаганию, в которых ведущая роль отводится культурным символам как порождающим «генам» культуры Возвращение этих символов могло бы способствовать консолидации общества

  3. Осуществлено исследование общественного сознания в соответствии с ведущими понятиями философской герменевтики Установлено резкое ослабление начал, обеспечивающих единство российского общества, и внесены предложения, которые послужат преодолению в нем кризисных процессов и установлению семиотического единства.

б.Основные положения, выносимые на защиту.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений

  1. Употребляемый обществом язык текущего момента, в силу его интерсубъективности, является объективным началом в изучении общественного сознания

  2. Содержание общественного сознания проясняется по изменениям в знаковой системе общества В частности, противоречия в общественном сознании оказываются связанными с появлением в языке противоречивых знаковых сочетаний

  3. Комплексный метод изучения общественного сознания должен включать социологические, герменевтические, телеологические и семиотические процедуры

  4. В содержательной части общественного сознания существуют два уровня первичный уровень доминантных смыслов и вторичный - второстепенных Для предотвращения манипуляций общественным сознанием властные структуры и СМИ призваны ориентироваться, в первую очередь, на доминантные смыслы

6. Практическое применение.

Результаты исследования могут использоваться при проведении дальнейших исследований общественного сознания в рамках социальной философии Разработанный метод является полезным дополнением к широко применяемым ныне методам статистического анализа на основе опроса населения С помощью столь различных подходов удастся сделать более точными инструменты контент-анализа сознания общества В работе содержится методическая база

для решения проблемы предотвращения манипуляций общественным сознанием

7. Структура работы и содержание

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии Каждая глава состоит из трех параграфов

Похожие диссертации на Философско-семиотический анализ общественного сознания современной России