Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ Герасименко, Анастасия Алексеевна

Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ
<
Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасименко, Анастасия Алексеевна. Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Герасименко Анастасия Алексеевна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2011.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/201

Введение к работе

Актуальность исследования. Область исследования - идеология вестернизма определяется взаимосвязью следующих явлений: глобализа-ционные процессы, европоцентризм, вестернизация и др. Ф. Фуку яма пишет: «Триумф Запада, вестерн-идеи, очевидно, прежде всего, общее истощение жизнеспособных систематических альтернатив западного либерализма» . Фактически слово «вестерн-идея» предполагает, прежде всего, вестерн-идеологию, подразумевающую под собой соответствующий язык, включающий в себя определенный понятийный аппарат («вестерн-цивилизация», «вестерн-образец » и т. д.), и сообщество людей, стремящихся эту идеологию реализовать в тех или иных вариантах. Вестерн-идеологией успешно пользуются представители и либеральной, и консервативной составляющих политической элиты различных стран.

Как пишут Петрус Индонго (Намибия), Филипп Мануэл Самбо (Сан-Томе и Принсипи), а также Майкл Ваганда (Кения): «Первые европейцы, ступившие на африканский континент, считали себя первооткрывателями "дикого мира" и носителями цивилизации, хотя цивилизация существовала там задолго до них. Морально-этические, философские и политические реалии меняющегося мира в нашу переломную для человечества эпоху стали основой насилия и унижения в отношении иных этнических групп и иноверцев. Спасением народов Африки от хищнического разграбления минеральных ресурсов и превращения континента в экологическую свалку планеты, по мнению приверженцев западного влияния, является "вестерн-цивилизация"» , «что не может не означать следования "вестерн-образцам"» , а значит, и принципам вестерн-идеологии вне зависимости от того, принесет ли положительные результаты следование этим принципам и окажутся ли они уместными для страны?

Следование идеологии вестернизма часто обеспечивается в различных странах средствами глобализационного давления извне и внутри страны. Поэтому, изучая идеологию вестернизма, важно изучить ее истоки и формы, а также особые качества социума, сформировавшиеся в результате реализации вестернистской идеологии. Вестернизм как идеология включает в себя, с одной стороны, классический европоцентризм, под которым подразумевается период, когда Европа утвердила свое доминирующее положение в мире (с открытия Америки в 1492 году и до Второй мировой войны). С другой стороны, вестернизм - это амери-

1 Fukuyama F. The end of history / F. Fukuyama [Электронный ресурс]. - Режим
доступа :

2 Индиго Петрус. Философия Африки / Петрус Индиго, Филипп Мануэла
Самбо, Майкл Ваганда / [Электронный ресурс]. - Режим доступа

Модернизация / Кафедра философии Ульяновского гос. техн. ун-та [Электронный ресурс]. -Режим доступа :

каноцентризм, особо проявившийся в последние полвека, в виде современных процессов глобализации.

Представления о согласии и относительной целостности всего человечества существовало в эпоху Просвещения - это то, что было названо «универсальной моделью культуры». Однако, согласно справедливому замечанию А. А. Грякалова, «отмеченные универсальные общности совершенно очевидны, но это не приближает к правдивому и честному портрету современного человека. По меньшей мере, существуют два типа отношений - универсальные и специфические» . Попытки искусственной и насильственной интеграции детерминировали создание соответствующей идеологии - европоцентризма, призванного оправдывать особое положение Европы по отношению к остальному миру. На базе этой концепции постепенно сформировалась идеология вестернизма, призванная не только пропагандировать Запад как образец для подражания, но и насильственным путем перестраивать мировое сообщество согласно западной ценностной шкале.

Современная глобализация как попытка реализации идеологии вестернизма осуществляется на основе экономической и культурной интеграции, объединения политических процессов, навязываемых Западом всему мировому сообществу. Как широкая социально-историческая данность процесс вестернизации представляет собой единство противоречивых явлений, включающее в себя: глобализм и антиглобализм, интеграцию и суверенизацию, национальный и религиозный радикализм, сотрудничество и противостояние одних обществ другим. В связи с этим возникает необходимость разработки нового подхода к формированию конструктивных взаимоотношений внутри мирового сообщества, и укрепления преимуществ традиционных обществ в условиях развертывания глобализацион-ных процессов в XXI веке, что значительно актуализировало исследование идеологии вестернизма.

Кроме того, необходимость исследования идеологии вестернизма связана также с тем фактом, что в современном массовом обществе человек как субъект, как персона, поглощен многоликой вещью, которая, благодаря особенности ее восприятия массами, воплощает в себе в концентрированном виде «всю семиотику мироздания». Речь идет о самовыпячивании и расползании объекта, который переходит всякие границы без принципиального сущностного превращения. Безудержное размножение внеструктурных элементов-«клеток» вещей сообщает им «самоуверенность» и властную мощь, не подконтрольную человеку (Ж. Бодрийяр). Эти

Грякалов А. А. Антропология диалога и гуманитарная безопасность / А. А. Гряка-лов // Философия человека и процессы глобализации : сб. науч. ст. - СПб.: РХГА. С. 51.

тенденции являются внешними проявлениями агрессивного навязывания вестерн-образцов, что является характерным для вестерн-цивилизации.

Вестернизм выступает идеологической основой европоцентризма и позже американоцентризма, который позиционирует себя как глобальную, общечеловеческую идею. Вместе с тем европоцентризм не имеет всех признаков современной глобализации, поэтому диссертантом он изучается как предшественник и методологический базис для изучения глобализационных процессов современности.

Таким образом, актуальность исследования идеологии вестернизма обусловлена следующими причинами:

во-первых, недостаточной изученностью идеологии вестернизма как основы современных глобализационных процессов, претендующей на унификацию мирового пространства;

во-вторых, действиями по объединению мирового сообщества, якобы вызванными необходимостью решения проблем, связанных с общечеловеческими угрозами, а на деле являющимися прикрытием для экспанси-стских притязаний идеологов вестернизма;

в-третьих, необходимостью разработки альтернативного вестернизму проекта мироустройства, учитывающего интересы всех субъектов мирового сообщества как равноправных.

Степень разработанности проблемы. Изучение различных интеграционных процессов, которые в той или иной степени раскрывают содержание вестерн-идеологии, и ее влияния на общественную жизнь представлено в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Широта данной тематики обусловливается разноплановостью и амбивалентностью подобных процессов, в связи с чем возникает необходимость классификации литературных источников исходя из различных аспектов проблематики вестернизации.

Вестернизация как основа современных процессов глобализации в различных ее проявлениях относится к числу тех проблем, которые сегодня находятся в зоне пристального внимания представителей как отечественной, так и зарубежной общественности. Практически нет ни одного крупного отечественного или западного исследователя, который в той или иной мере не затрагивал бы данную тему: М. Кастельс и И. Валлерстайн, Дж. Стиглиц и У. Бек, 3. Бжезинский и Н. Хомский, Дж. Сорос и Ж. Бове, команданте Марко и Ж. Атали, П. Друкер и Дж. Кьеза, Э. Ласло и Ф. Майор, А. Г. Богомолов и А. А. Галкин, Г. Г. Делигенский и Ю. А. Красин, А. Д. Некипелов и А. В. Бузгалин, М. И. Войейков и Н.М. Римашевская, А. И. Уткин и М. Г. Делягин, В. Л. Иноземцев и В. Г. Федотова, В. П. Кул-

тыгин и А. С. Панарин, В. К. Левашов и И. Б. Орлова, К. Г. Ашин и В. Ж. Келле, В. А. Коптюг и Н. Н. Моисеев и многие другие1.

Понятие вестернизации и различные ее проявления раскрываются в трудах российских исследователей: М. Г. Делягина, Н. С. Розова, Н. Н. Савельева, Н. М. Чуринова, И. А. Пфаненштиля, М. П. Яценко и др.

Теоретико-методологические аспекты роли вестернизации в общественном развитии освещаются в работах В. П. Казначеева, А. Н. Кочергина,

B. Г. Немировского, А. Д. Урсула, Е. А. Спирина.

Обновленческие процессы, ориентированные в государственном строительстве на освоение достижений Запада, теоретически определяются как политико-правовая модернизация. Теория модернизации (С. П. Хантингтон и др.) и исследования социальных кризисных явлений, сопровождающих глобализацию, приводят к выводу, согласно которому кризисный синдром преодолевается введением институциональных инноваций. Однако, как доказано в диссертации, такие инновации не должны иметь исключительно вестернистскую направленность, а должны опираться на общемировую практику.

Предметное поле исследования включает в себя различные «блоки» современного знания, что дает основания разделить исследователей вестернизации на следующие группы.

К первой группе диссертант относит исследователей вестернизации, понимающих ее в первую очередь как объективный процесс слияния национальных экономик в единую общемировую систему. В их интерпретации концепция вестернизации выступает как модернизация, различные аспекты которой представлены в работах ряда зарубежных авторов: А. Бланкенагель, Д. Грей, Д. Лукач, У. Пройсс, Л. Фробениус,

C. Хантингтон и др.; и отечественных: А. Г. Дугин, А. Н. Медушевский,
Ю. Н. Оборотов и др.

В данном контексте актуализируется, в частности, проблема соотношения вестернизации и интернационализации как формально близких процессов. Интернационализацию рассматривают либо как предшествовавшую глобализации стадию развития мировой цивилизации (А. Г. Володин, Г. К. Широков), либо как этап или форму последней (Г. Шахназаров). А. В. Бузгалин, А. Колганов интерпретируют интернационализацию и глобализацию как синонимичные понятия. Однако все ученые в данном вопросе сходятся в одном: интернационализация есть закономерный этап становления системы мировых капиталистических отношений и в современных условиях она проводится на вестернистском базисе.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска / 3. Бжезинский. - М., 1998; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В .Л. Иноземцев. - М., 2000; Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. Уткин. - М., 2001; Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики / О. Т. Богомолов. -. М., 2004.

Вторую группу представляют исследователи, которые связывают возникновение глобализации как современной формы вестернизма, прежде всего, со снятием всевозможных барьеров на пути развития экономики и культуры: это А. Этциони, Р. Коллинз, Р. Глоссон, Д. Бентли, Д. Медоуз, С. Браун, П. Дж. Бьюкенен. С их точки зрения в основе идеологии вестернизма лежит коммуникационное сближение, планетарная научная революция, межнациональные социальные движения, реализация телекоммуникационных технологий, интернационального образования. А. Уткин, к примеру, подчеркивает: «Идеология вестернизма в виде глобализации становится реальностью, когда возникает открытость мира, когда высокие технологии входят в быт и когда либерализация в сфере экономики и политики превращается в главный принцип организации общественной жизни» . В процессе анализа работ философов и историков, представляющих данную группу, диссертантом раскрываются различные аспекты специфики современных социальных процессов как следствия политики вестернизации, а также устанавливаются ее особенности. Принципиальное значение в этом отношении имеют работы ведущих российских исследователей: М. Г. Делягина, Н. С. Розова, Н. Н. Савельева, В. С. Стёпина, Н. М. Чуринова.

Третья группа исследователей идеологии вестернизма интерпретирует её как своеобразный инструмент установления нового мирового порядка, согласно которому право диктовать волю и управлять миром будет принадлежать только субъектам вестернизации. Эта точка зрения отражена в трудах отечественных ученых В. Л. Иноземцева, М. Г. Делягина, А. С. Глазьева, А. С. Панарина, И. А. Пфаненштиля, а также в работах зарубежных исследователей: К. Раслер, В. Томпсон, Ф. Фукуяма, Д. Сорос, А. Дж. Тойнби, А. Этциони, Р. Коллинз, Р. Глоссон, Д. Бентли, Д. Медоуз, С. Браун, П. Дж. Бьюкенен.

Исследователи четвертой группы анализируют вестернизацию в институциональном плане, развивая выдвинутые М. Ориу положения об осуществлении тех или иных идей или проектов преобразований правовыми средствами. Рассмотрению проблематики, связанной с социальными трансформациями, посвящены работы таких исследователей, как Т. Пар-сонс, В. М. Быченков У. Бек, И. Валлерстайн, Г.-П. Мартин, Дж. Сорос, Т. Фридман, X. Шуманн, а также Э. А. Азроянц, В. С. Васильев, А. Б. Вебер, О. Т. Богомолов, М. Г. Делягин, Э. Г. Кочетов, А. Д. Некипелов, А. И. Неклесса, Ю. М. Осипов, Н. Н. Савельев, Д. Е. Сорокин, А. И. Уткин, Ю. В. Шишков и др.

Исследователи, которые раскрывают особенности государственных объединений в условиях глобализации как следствие вестернистской идеологии, составляют пятую группу. Принципиальное значение для по-

Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин // Свободная мысль - XXI. - 2000. - № 11. - С. 34.

нимания роли идеологии вестернизма не только в историческом аспекте, но и в современных условиях имеют работы отечественных философов, обосновывающих идею единства мира в информационном плане: Б. В. Бирюков, В. С. Готт, А. Д. Урсул, А. Д. Московченко и др. Большинство представителей этого направления раскрывают российскую государственность как особый евразийский культурно-исторический тип (А. М. Величко, И. А. Иванников, А. Ю. Мордовцев, А. И. Овчинников, С. П. Овчинникова и др.).

К шестой группе относятся исследователи, интерпретирующие глобализацию как тотальную вестернизацию, т. е. внедрение западной системы ценностей как «общечеловеческих» путем навязывания чуждого образа и стиля жизни всем народам. Данная точка зрения выражена в работах С. Амина, Л. Бентона, А. Гилпина, А. Каллиникоса, Н. Глейзера. Последний, в частности, полагает, что глобализация - это «распространение во всемирном масштабе регулируемых Западом информации и средств развлечения, которые оказывают соответствующий эффект на ценности тех мест, куда соответствующая информация проникает» .

Актуальность и практическая значимость вопросов, связанных с сущностью вестернизма, и недостаточная изученность идеологии вестернизма как основы современных глобализационных процессов определили выбор темы исследования «Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации (социально-философский анализ)».

Объект исследования - идеология вестернизма.

Предмет исследования - вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - социально-философский анализ идеологии вестернизма как основы современных процессов глобализации.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

изучить содержание понятия «вестернизация»;

доказать, что реализация вестернистской идеологии адекватна только странам с соответствующими, исторически сложившимися теоретическими и методологическими традициями, образом и стилем жизни обществ, востребующими вестернистскую идеологию;

показать разнообразие способов самоутверждения обществ на планете;

показать вестернизм как идеологию глобализации;

Практика глобализации: игры и правила новой эпохи // под ред. М. Г. Делягина.-М., 2000. - С. 103.

показать, что современный кризис западных обществ есть следствие кризиса вестернистской идеологии;

рассмотреть вестернистскую идеологию в системе кризиса традиционных идеологий.

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются философские методы и принципы научного познания. Достижение поставленной цели осуществляется на основе принципов диалектики: развития, всеобщей связи явлений.

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, а также общенаучных методов познания. Диссертант руководствуется положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования

  1. Установлено, что понятие вестернизации раскрывает исследовательскую стратегию, согласно которой разворачиваются потребительски существенные, умозрительные, удовлетворяющие требованиям субъекта вестернизации социальные проекты.

  2. Показано, что понятие вестернизации лежит в основе идеологии, согласно которой всё западное выступает как передовое, а все устроенное не по западным образцам является признаком отсталости.

  3. Показано, что стремление преувеличить значимость вестернистской идеологии существенно как показатель западных теоретических и практических успехов.

4. Установлено, что критика вестернистской идеологии:
во-первых, выступает как следствие объективного анализа результа
тов западного способа самоутверждения на планете;

во-вторых, вызвана к жизни попытками Запада переложить решение возникающих проблем на другие страны;

в-третьих, вызвана необходимостью защитить народы, имеющие многовековую практику собственного образа и стиля жизни, а также правомерностью стремления народов сохранить самоидентичность.

  1. Показано многообразие способов самоутверждения, зависящих от объективных условий и субъективных факторов жизни и деятельности народов, и попытки навязать обществам посредством вестернизации чуждые образ и стиль жизни, которые влекут за собой утрату идентичности и социальные катастрофы.

  2. Показано, что идеология вестернизма выступает как обоснование преимуществ общества потребления и его завышенных стандартов качества жизни и реализуется как система внешнего глобализационного давления

и формирования социума, а также как система внутренней поддержки в странах, выступающих объектами глобализационных процессов.

  1. Показано, что кризис западных обществ имеет множество составляющих: политическую, экономическую, социальную и духовную. При этом каждая кризисная составляющих выступает как аргумент против идеологии вестернизма.

  2. Установлено, что в каждую историческую эпоху (с 1492 года по настоящее время) идеология вестернизма адаптируется к современным условиям, претерпевая соответствующие метаморфозы и выступая, в частности сегодня, то как идеология стабилизации общественной жизни, то как идеология вхождения в мировую цивилизацию, то как идеология отведения военных угроз и т. п.

  3. Установлено, что вестернистская идеология разворачивается по мере целенаправленной дискредитации традиционных идеологий по принципам идеологизации, деидеологизации и реидеологизации обществ и является средством разрешения внутренних проблем общества по принципам оправдания экстраполяции вестерн-образцов и недопущения альтернативных перспектив общественного развития.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость полученных в диссертации результатов определяется возможностью их использования для проведения исследований в рамках проблематики социальной философии. Предложенные в диссертации подходы и решения могут быть использованы: как методологическая основа для исследования путей преодоления системного кризиса, характеризующего развитие современного мира; для построения целостной концепции развития мирового общества, отвечающей интересам всех народов; для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития индивидуалистического и коллективистского обществ с целью рационального управления и регулирования этими процессами; в педагогической практике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на следующих конференциях: II Всероссийская научная конференция «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в глобальном мире» (Красноярск, 21-23 ноября 2007 года); Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, апрель 2008 года); региональная научно-практическая конференция «Духовно-исторические чтения» (Красноярск - Шира, 21-28 июня 2009 года), II Всероссийская научная конференция, посвященная 50-летию военной кафедры Сибирского федерального университета «Проблемы развития и интеграции науки, профессионально-

го образования и права в глобальном мире» (Красноярск, 21-23 ноября 2007 года).

Объем диссертации и ее структура. Диссертация включает в себя: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и библиографический список.

Похожие диссертации на Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации : социально-философский анализ