Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции и новации (социально-философский анализ) Черепанова Наталья Владимировна

Традиции и новации (социально-философский анализ)
<
Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ) Традиции и новации (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черепанова, Наталья Владимировна Традиции и новации (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2007 172 с. РГБ ОД, 61:07-9/259

Содержание к диссертации

Введение

1. СУЩНОСТЬ, МОДИФИКАЦИИ И ФУНКЦИИ ТРАДИЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 22

1.1. Сущность и модификации традиций 22

1.2. Функции традиций, обычай, обряд и ритуал 53

1.3. Роль и значение традиций в прошлом и настоящем России 79

2. СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ 99

2.1. Поливариативность антонимов категории «традиция» 99

2.2. Социокультурная природа новации 116

2.3. Новации в важнейших сферах социального бытия современной России 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Рубеж тысячелетий и первые почти шесть лет нового завершились для России весьма противоречивыми итогами. В условиях явно затянувшегося переходного периода, осложняемого целым рядом субъективных факторов, перед отечественной социальной философией в числе весьма актуальных видится проблема осмысления роли традиций в новых условиях, содержания традиций, позволяющих оптимизировать развитие общества,

Проблема социального развития, в свою очередь, объясняет значимость социально-философского ответа на актуальную общественную потребность в анализе сущности и механизмов общественного развития, обновления общества. Осмысление природы новаций, специфики новационной деятельности имеет особое значение как раз потому, что новации, агрегируя результаты прогресса, позволяют применить их для удовлетворения потребностей человека с помощью создаваемых новшеств, являются значимым условием развития общества. Оптимизация общественного развития сегодня вряд ли возможна вне широкого спектра самых различных новаций, являющихся поливариациями обновления общества на разных уровнях.

Можно по-разному оценивать мировую тенденцию к глобализации, но приходится констатировать её объективность. В этом процессе поток новаций становится все более разнообразным и целенаправленным. Именно поэтому можно обозначить теоретическую потребность в философско-методологическом анализе новаций. Видятся актуальными исследования, направленные на рассмотрение сути новационно го процесса и его особенностей, социальных механизмов, посредством которых эти процессы реализуются в обществе, субъектов новационной деятельности.

12 июня 2006 года, на праздновании Дня России и вручении Президентом РФ Государственной премии за 2005 год, слово «традиция» прозвучало неоднократно. О следовании традиции в своей речи сказал лауреат Государственной премии за 2005 год актер Алексей Баталов, в представлении лауреатов - создателей балета «Сказание о Йусуфе»: поэте Ринате Харисове, танцовщике Нурлане Канетове и композиторе Леониде Любовском было сказано как о людях, хранящих и возрождающих традиции. Говорили о сохранении традиций и академики, лауреаты премии за исключительный вклад в науку - что совершенно очевидно - за научные новации, и Святейшей Патриарх, Предстоятель Русской Православной церкви Алексий II. Государственная премия за 2005 год пианисту Михаилу Плетневу вручалась за новаторство в области музыкального искусства1.

В этой связи весьма значимо и в высшей степени актуально самое пристальное исследование не просто природы новаций, их сущностных характеристик, типологизации, важно изучение новаций в диалектическом единстве с теми фундаментальными устоями общества, в котором идет новацион-ный процесс. Именно поэтому мы полагаем, что действительно актуальна сама постановка проблемы о единстве и борьбе традиций и новаций.

Степень разработанности темы

Обращение к категории «традиция» в отечественной философской и обществоведческой мысли имеет уже свою, весьма значительную историю. Возможно, в силу многогранности

феномена общественных традиций, а также весьма эмоционального личностного отношения к проблеме роли традиции в социокультурном бытии, в науке не выработано единого, строго выверенного подхода к самому понятию «традиция». В настоящем же исследовании внимание акцентируется на традиции как фундаментальном элементе социокультурного бытия.

Характерно, что многомерность и многоплановость социокультурного феномена традиции обусловила широту спектра тех областей, в которых происходит обращение к её анализу. Вместе с тем, осмысление традиции на сущностном уровне, исследование проблемы функционирования традиций требует, прежде всего, социально-философского изучения, глубину которого может усилить обращение к духовному опыту русской философии в частности - основоположников славянофильства - И.В, Киреевского и А.С. Хомякова, с историософских позиций анализировавших социокультурные основы «исторических корней» русской культуры.2 Уже в начале XX века к исследованию природы национального характера обратились многие представители отечественной философской мысли «Серебряного века»: Н.А. Бердяев, В.Н. Ильин, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Г.В. Флоров-ский, С.Л. Франк.3

С 60-х годов прошлого века на смену «пролеткультовскому» отношению к «патриархальным пережиткам» приходит определенное переосмысление понятия «традиция», здесь можно выделить труды Н.С. Сарсенбаева, И.В. Суханова,

Б.Х. Цавкилова.4 Однако имело место некоторое смешение как смысла, так и объемов понятий «традиция» и «обычай», «обычай» и «обряд», особенно в исследованиях, посвященных отечественному фольклору и мифологии. Для последней четверти XX века характерно стремление отечественных ученых-обществоведов к более глубокому осмыслению сути традиции.6

Для европейской и, вообще, западной обществоведческой мысли в прошлом веке была характерна позиция, в наиболее завершенной концептуальности выраженная М. Вебером7. Однако, уже в 70-х годах западные социологи-востоковеды Л. и С. Рудольфы показали на примере Индии определенную модернизацию кастового строя под воздействием современных социально-экономических отношений.8

В научной литературе исследуются разные модусы и характеристики традиции. Проблема функционирования традиций анализируется в работах Э. Шилза, С. Эйзенштадта и П. Штомпки.9 В.Б. Власова, В. А. Колеватов, А.И. Лучанкин трактуют традицию как специфический способ социальной связи индивидов и групп в обществе в рамках процесса социализации.10 В. Д. Плахов, Л.П. Буева, Г.Ф. Салтыков в

первую очередь отмечают вовлеченность традиции в систему общественных отношений . п Ю.Н. Давыдов, Ю.Н. Сафронов, М.Н. Кулажников, К.С. Сарингулян обращают наибольшее внимание на нормативный характер традиции и интерпретируют традицию как регулятивное понятие.12 Понимание традиции как формы фиксации социальной информации является основным для Л.В. Даниловой, И.А. Барсегяна.13 В наши дни эту же позицию отстаивает целый ряд исследователей .

Весьма серьезное внимание в отечественной обществоведческой литературе на рубеже тысячелетий стало уделяться как истории собственно традиций, так и истории их осмысления в связи с взлетом интереса к дискуссии славянофилов и западников в XIX веке.15

По проблеме сущности новаций как социокультурного феномена также имеется весьма широкий спектр исследований. Вместе с тем, следует сразу оговориться о том, что в большинстве источников используется понятие «инновация»

и, по нашему мнению, происходит подмена понятий, а именно - логическая ошибка «часть вместо целого». В научной литературе редко можно встретить достаточно четкое понимание термина «новация»16.

Проблема сущности новации и вопросы структуры нова-ционных процессов анализировались в зарубежной литературе в связи с интересом к экономике и управленческой сфере, особенно в вопросах внедрения в трудах И. Ансоффа, М. Ху-чека, К. Оппенлендера, Б. Санто, И. Нонаки и X. Такеши, Б. Твисса, Р. Уотермана.17 Спецификой анализа проблемы новаций такими авторами как Д. Гелбрейт, П. Друкер, Г. Менш, Р. Форестер, И. Шумпетер является пристальное внимание к технико-технологическим видам новаций.18

Постановку вопроса о роли новаций в процессе общественного развития можно найти в -работах А.С. Ахиезера, И.В. Бестужева-Лады, В.Ж. Келле, Е.Н. Князевой, Н.Д. Кондратьева, Б.И, Кретова, Н.И. Лапина, В.А. Лукова, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, А.Г. Фонотова. Многогранность феномена новаций и широчайший спектр новационнои деятельности людей в самых различных сферах практики обусловили корпоративный интерес в рамках экономической науки, исследований инфраструктуры и новационнои политики, новационного менеджмента, актуален интерес к методологии новаций. В частности, изучению экономических аспектов новаций посвящены исследования А.А. Гордиенко, В.И. Громеко, П.Н. Завлина, А.И. Ипатова, Г.А. Краюхина, Л.С. Кулагина, А.А. Кутейникова, А.В. Ламанова, A.M. Медведева, Ю.В. Перевалова, П.И. Ратанина, Л.Ф. Шайбаковой, М. Хучека.20 К вопросам инфраструктуры и новационнои политики обращались в своих работах Н. Гапоненко, Л.Г. Глеба-нова, 3. Каспари, А.П. Клепов, Г. Коваленко, Г. Козлов, И. Курнышова, К. Мурзов, А. Пономаренко, Г. Семенцова, М. Сивякова, В. Н. Щуков .21

Вопросы, связанные с новационным менеджментом рассматривались А.А. Гейгером, С.Н. Кужевой, Р. А. Фатхутди-новым и др.22 Проблемы становления новационнои методологии

ставились в работах B.C. Дудченко, М.М. Иванова, СР. Ко-лупаевой, Г.Б. Кочеткова, А.В. Ламанова и В.А. Яковлева.23 Заметно обращение к проблеме новаций в педагогике , формально-логический анализ новаций в системе образования был предложен А.И. Субетто.25

Вообще, интерес к проблеме возникновения и реализации новаций в образовании весьма характерен для рубежа тысячелетий, а особенно для периода 2001-2006 годов. Более того, тенденция имеет характер к нарастанию.26

Для отечественной и зарубежной научной литературы весьма характерен разнообразный интерес к проблематике, касающейся феномена новаций не в качестве непосредственно предмета изучения, а опосредованно, в контексте исследования эвристических объектов, различных типов открытий и новаций - исследования А.С. Майданова, Е.П. Никитина27; работы, посвященные эвристическому поиску и творчеству в разное время подготовили Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская , М. Бунге, Г. Я. Буш, М. Вертгеймер, С. С. Голден-трихт, Л.Л. Гурова, В.Н. Данченко, Г.М. Добров, А.Т. Ку-люткин, К. С. Пигров, А. Пуанкаре, В.Н. Пушкин, А. Г . Роках, О.Ф. Серебрянников, П.В. Симонов, В.Н. Соколов, СИ.

Туманов, В.П. Ушачев, А.В. Чус, Ю.М. Чяпяле, А.Г. Шумилин, М.Г. Ярошевский, Л.В. Яценко.28

Большинство работ отечественных и зарубежных исследователей, как видно из обзора литературы, содержат обращение к новациям соотносительно решения других проблем, что приводит к преимущественно постановочным и описательным выводам. Вместе с тем, происходящие в стране глобальные трансформации формируют «социальный заказ», направляющий научную мысль на осмысление новых реалий, определение альтернатив преобразований, формируя потребность в изучении социокультурной новации, устранения незавершенности проработанности и теоретического изучения новации с социокультурной точки зрения, прежде всего, в системно-методологическом контексте29, что предполагает осуществление философско-методологического анализа новаций.

Наконец, более чем оправдана постановка проблемы о глубоком и направленном изучении механизмов взаимодействия традиции и новации. По-видимому, речь должна идти о теоретическом ответе социальной философии на практическую потребность современного общества в поиске конструктивных вариантов разрешения противоречий между старым и новым на практике. Следует признать, что серьезный задел в этом

направлении уже сделан: Э.Г. Абрамян30 объяснял движение от новации к традиции через стереотипизацию, С.А. Арутюнов, О.А. Осипова и другие установили, что под воздействием жизненной диалектики любая новация впоследствии становится традицией.31 Подобный подход развивают сегодня исследователи в различных областях обществоведения, например А.В. Сергеева и мн, др.32 Вместе с тем, вопрос о диалектике соотношения традиции и новации, столь актуальный на нынешнем этапе как в глобальном масштабе, так и непосредственно для судеб Отечества, фактически не получил сколько-нибудь последовательного и завершенного осмысления в рамках социальной философии.

Объект исследования - традиции и новации как элементы социокультурной реальности.

Предмет исследования - сущность и социальные механизмы традиций и новаций в их диалектическом единстве и противоположности.

Цель исследования: концептуальное осмысление традиции и новации как социокультурных феноменов.

Решаемая научная задача - построение завершенного категориального ряда, характеризующего традиции, обычаи, обряды, ритуалы; выявление взаимозависимости и взаимообусловленности традиции и новации, которое позволяет создать операционабельную как в рамках социальной философии, так и в контексте частных наук, в том числе - экономических и правовых, терминологическую базу.

Для достижения цели исследования и реализации научной задачи представляется необходимым последовательно решить ряд следующих задач:

У дать системное осмысление сущности и механизма традиции как фундаментального элемента социокультурного бытия и представить его в системе категорий;

У охарактеризовать роль традиции в отечественной истории;

У изучить имеющийся в литературе спектр антонимов традиции;

У исследовать сущность и механизм новации как динамичного элемента социокультурного бытия;

У проанализировать взаимозависимость и взаимообусловленность традиции и новации;

У показать роль новаций в важнейших сферах социального бытия в современной России. Достижение цели и решение задач диссертационного исследования делает необходимым изучение, помимо всего спектра идейно-теоретического наследия прошлого и настоящего, фундаментальных, в том числе - монографических и периодических научных изданий, в качестве источников всего доступного массива информации официального, научного и справочного профиля, связанного с рассматриваемой проблематикой. По уровню обобщения информации, характеру и формам отражения действительности эти источники можно условно разделить на три основные группы.

Первую из них составляют официальные нормативно-правовые документы, концепции и доктрины, отражающие позицию властных структур.33

Вторая группа источников представляет собой диссертационные работы, а также учебно-методические и практические пособия отечественных исследователей, представителей различных отраслей знания.

Третья группа - информационно-справочные научные издания, в том числе мультимедиа-издания35.

Теоретике методологические основы исследования включают в себя логический, системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов социальной философии и ряда специальных наук.

Основные положения, выносимые на защиту;

1. Анализ сущности и механизма традиции как фундаментального элемента социокультурного бытия и представление его в системе категорий показал, что в достаточно широком спектре информационно-справочных научных изданий, в том числе мультимедиа-изданий, доступных в 2006 году на русском языке, имеет место весьма существенная разноголосица, касающаяся трактовки категорий «ритуал», «обряд», «обычай», «традиция», многие издания вообще не уделяют этим понятиям внимания, в то время как должно быть выработано четкое терминологическое представление, учитывающее понимание данных социальных феноменов и в отечествен

ном идейно-теоретическом наследии, и в зарубежном обществоведении. Учитывая многообразие издаваемых сегодня справочных изданий, а также известную техническую простоту обновления информации в мультимедиа-изданиях, важно дать в них научно корректные определения данным категориям.

2. Как в бытовой лексике, так и в научном языке имеет место самая серьезная неразбериха с поливариативностью антонимов категории «традиция», что далеко не всегда является только следствием авторского подхода. Из имеющегося спектра нерелевантны сочетание терминов «традиции» и «современность», ибо конъюнктивное соединение терминов «традиции» и «современность» вольно или невольно задает традиции архаичность, подчеркивает не её происхождение из прошлого опыта, а делает принадлежностью прошлого, не оставляя ей места в дне сегодняшнем, в современном бытии; антоним «традиционное - нетрадиционное», построенного по принципу логической альтернативы: А либо не-А. В данном случае логицистский подход оказывается явно реакционным. Вместе с тем, релевантным является сочетание «традиции» и «новаторство», так как в рассматриваемом сочетании нет временного разведения, оно более толерантно в терминологическом отношении, но следовало бы предложить паритет терминов: «традиционность» и «новаторство». В этом случае восстанавливается внутренняя логика такого сочетания.

3. Требует четкого разрешения сложившаяся неясность с параллелизмом использования терминов «новация» и «инновация», которые, зачастую, синонимизируются. Вместе с тем, это явно ошибочно. Исходя из этимологии термина, следует понимать, что новации - понятие родовое, в то время как инновации - выступает видовым. Видообразующим признаком является приставка «ИН», что означает новации

«внутренние», «изнутри», а не «внутрь из вне», как понимают наши экономисты и правоведы. Следовательно, во многих исследованиях, где термин «новации» заменяется на «инновации», имеет место логическая ошибка, ибо следует различать те новации, которые порождаются социокультурным бытием данного общества, и, соответственно, отвечают его внутренним потребностям, поэтому являются собственно «инновациями», и те новации, которые являются пришлыми, часто - навязанными политико-экономической элитой и чуждыми большинству членов данного социума. В этой связи в контексте экономических отношений можно говорить даже не о логической ошибке, а о логической диверсии, так как весьма грамотная экономическая наука может идти на подмену понятий вполне осознанно. Вместе с тем, как под именем «новация», так и под именем «инновация» скрывается как раз широкое понятие «новация».

4. Проведение нетождественной аналогии между этимологией термина инновация и сути называемого им социального феномена, можно дать название и другому виду новаций, пришедших из вне, востребованных обществом или навязанных элитой или частью элиты, обладающей властью. Предлагаем ввести в научный и публичный оборот термин «эксновация», причем крайним случаем «эксновации» является, и об этом свидетельствует как отечественная, так и вся мировая история, привнесение нового силой, например, завоевателями - завоёванным народам.

5. Принятые в современном российском праве определения терминов делают их юридический смысл крайне узким, и, несомненно, весьма далеким от социально-философского содержания. «Новация» в современном российском гражданском праве определяется «как один из способов прекращения

обязательств». Что касается термина «инновации», то в современном российском праве он используется только в контексте деятельности, и прямо называется синонимом термина «внедрение». Использование данных терминов политической и экономической элитой России с данным содержанием подменяет их широкое значение.

6. Традиция и новация неразрывно взаимосвязаны. Они взаимовлияют и взаимообусловлены. Это составляющие "единого процесса, обеспечивающего существование, функционирование и развитие социальных систем. В этой связи и глобальный мир в целом, и Россия - в частности нуждаются в упорядочивании с научных позиций - и исторических, и культурософских социального взаимодействия в системе «традиция - новация - традиция». В том числе это касается необходимости руководства или, как минимум, контроля со стороны научного сообщества функционированием всех ветвей власти.

Новизна диссертационного исследования определяется рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по сходной тематике. Они заключаются в следующем:

- проведен комплексный анализ основных подходов к понятию «традиция» и его определению в научной литературе как зарубежной, так и отечественной XIX - начала XXI столетий;

- уточнены сущностные характеристики традиции и место понятий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал» в системе понятий и категорий социальной философии и специальных дисциплинах;

- впервые в современном отечественном обществоведении с социально-философских позиций проведено полное ис

следование терминов «новация» и «инновация» и всех упоминаний о них в действующем Российском праве, рассмотрено использование терминов «традиция», «новация» и «инновация» в важнейших событиях общенационального значения мая-августа 2006 года/

- выявлен весь спектр терминов, используемых в качестве антонимов к понятию «традиция» и производным от него, выявлены противоречия в научном и бытовом понимании;

- предложена оригинальная трактовка понятия «новация» как родового и понимания термина «инновация» как видового, означающего - «новация изнутри социума и его культуры», заявлен научный неологизм «эксновация», образуемый по языковой аналогии и означающий «новация, из вне социума и его культуры»;

- рассмотрены трактовки всех исследуемых терминов в имеющейся на август 2006 года в России основной справочной научной литературе, в том числе - мультимедиа-изданиях.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при анализе событий и процессов, происходящих в российском социуме с точки зрения проявления таких элементов социокультурного бытия как традиции в целом, обычаи, обряды и ритуалы, понимания сущности происходящих новаций как эксноваций или инноваций.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и положения, изложенные в диссертации, могут применяться в учебном процессе, при разработке учебных курсов, организации спецкурсов и семинаров по данной тематике, а также некоторые соображения исследования могут

послужить выработке в рамках социальной философии обновленного категориального ряда.

Апробация диссертационного исследования.

Практическое применение материалов исследования осуществляется с 2000 года в ходе преподавания учебного курса «Философия» для студентов СГА, обучающихся по направлениям «юриспруденция», «экономика», «психология» и с 2004 года в ходе преподавания учебного курса «Социальная философия» для студентов СГА, обучающихся по направлению «философия». Непосредственно по теме диссертации прочитан спецкурс для студентов Московского Пилотного центра и всех филиалов СГА по спутниковому телевидению академии.

По теме диссертации автором сделаны доклады на Семинаре «Философы о России: вчера, сегодня, завтра», проведенном в МПЦ СГА 16-17.05.2005, Региональной научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии в высшей школе: проблемы, перспективы», проходившей в Уфимском УЦ СГА, г. Уфа, 27.01.2005; и на Региональной научно-практической конференции «Социально - экономическая значимость инновационных технологий для цели повышения качества образования» проходившей в Орловском УЦ СГА, г. Орел, 09.12.2005.

По материалам диссертации сделаны два выступления на ежегодном семинаре «Философы о России» (в 2004 и 2005 годах), проходящем в МПЦ СГА.

Ряд фрагментов исследования использован при подготовке учебного пособия по социальной философии для аспирантов СГА. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,

двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Роль и значение традиций в прошлом и настоящем России

Говоря о традициях в отечественной истории и роли традиций сегодня, следует решительно выбрать из всего спектра традиций, обычаев, обрядов и ритуалов именно то, что не может быть декларативным, формальным, потерявшим сущностное содержание - этаким «а ля рюс». В этой связи, думается, важно остановиться на таких глубинных, сущностных традициях как «общинность» и «соборность», и их проявление в политических традициях, тем более, что возникновение и конституирование политических традиций - результирующая социального опыта отношений в данном обществе по поводу власти. Унаследованные от прошлого устойчивые представления, стереотипы и нормы, выражающие различные стороны политической жизни людей, закрепляются и передаются традицией, реализуясь в конкретных формах политического поведения. Политические традиции представляют собой средство сохранения устоявшихся элементов политической культуры. Они обеспечивают преемственность последней, участвуют в воспроизводстве способов реализации политических отношений в жизни следующих поколений. Политические традиции есть особый механизм становления и трансляции устойчивых форм политического сознания и поведения, форм и способов организации политического процесса.

Выдающийся отечественный мыслитель А.С. Хомяков подчеркивал, что «Славянское племя, и по преимуществу Русское, отличается от всех других особенностью своего общинного быта. Этим положено было начало нового умственного движения»126. Роль общины в отечественной истории, хотя бы измеряя время её существования, трудно переоценить. «Общины были и у других народов, например, у германцев. Однако у славян они лучше прижились, что определялось достаточно устойчивыми соборными архетипами славянской ментальности, их жизненным укладом.»12"5 указывает Е.С. Троицкий, При этом демократические основы, сформировавшиеся на самых ранних этапах истории этноса.

Общинность следует полагать не просто характеристикой социальной самоорганизации в отечественной истории, но и одной из центральных мировоззренческих основ, фундаментом политического менталитета128. Соборные принципы оказались следствием уже не общины как формы, а общинно-сти как ментальной традиции.

Поразительно, но в том, что на общинности и соборности основываются две, казалось бы, прямо противоположные традиции - демократизм и самодержавие - нет противоречия. Самодержец мыслился предками как хозяин, а община состояла и держалась на хозяевах. Царь (император) в патерналистском измерении был выражением, символом Отца129, главы большого Мира. Буквально «вскользь» обратимся к лингвистическому аспекту: миром, то есть общиной, соборно, делали то дело, которое принципиально было не под силу одному и малому числу. Миром били супостатов, прекрасно понимая, что соборный мир, в данном случае - это вся Русь, Россия. В 1812 году в крестьянском лексиконе утвердилось не иностранное слово «мародёр», а совершенно понятное «миро дёр»! Более того, в годы Великой Отечественной войны поэтическое «всем миром...» не требовало пояснения - это прямо означает, что общинность и соборность, ментальные традиции, остались присущи потомкам восточных славян.

В вопросе о конфессиях древних славян и, собственно, восточных славян, слишком много неясного и спорного, чтобы опора на это знание была точной. Исследователи расходятся не только в тонкостях, связанных с определенными персонажами мифологии, но и в принципиальных моментах: одни считают славян совершенно независимыми в мифотворческом плане, другие - называют их веру ведической, унаследованной от индоариев; одни склонны считать «Велесову книгу» фальшивкой, другие - строят свои теории на её содержании130 и так далее.

Современная историческая наука, основываясь на археологических фактах, показывает, что организованное, высококультурное общество сложилось у восточных славян задолго до христианизации. Весьма развиты были у наших предков культы родовых богов, которые со временем сложились в пантеон. Придерживаясь наиболее авторитетных позиций в этом вопросе автор склонен полагать, что у поздних славян существовал уже именно пантеон, пришедший на смену как Роду и рожаницам, так и родовым, домашним божкам, кумирам и т.д.

Поливариативность антонимов категории «традиция»

Необходимость использования в современной жизни исторически сложившихся способов социального поведения свидетельствует о значительном влиянии социокультурного наследия на общественную жизнь. Традиция, обеспечивая преемственность определенных характеристик человеческого способа существования, выражает тенденцию общественной организации к сохранению и воспроизводству сложившихся социокультурных форм. Однако сохранение и передача накопленного опыта не исчерпывают историческое развитие. Общественно-исторический процесс невозможен без необходимости преодолевать сложившиеся стереотипы, преобразовывать старое, изменять, развивать, творить новые общественные связи и отношения. Значительную роль здесь играют изменяющиеся условия бытия, которые порождают новые социальные цели, новые потребности, новые формы деятельности. Любая традиционная сфера социальной жизни развивается, воспроизводя устойчивое, системное и меняя в соответствии с новой исторической обстановкой формы его проявления. В процессе освоения и воспроизводства социокультурного опыта человек постоянно преобразует этот опыт, изменяет и обогащает его, разрешая противоречия, которые сложились между ранее накопленным опытом и изменившимися условиями. Традиция скрывает в себе предпосылки дальнейшего развития, возможности эволюции общественной системы. По метафорическому выражению Э. Шилза, «традиция - это не мертвая рука прошлого, она скорее подобна руке садовника, питающей и выявляющей духовные стремления, которые сами по себе не могли бы появиться. В этом отношении традиция является скорее предпосылкой для зарождающейся индивидуальности, чем ее врагом»147

Вместе с тем, необходимо установить соотношение традиции и той категории, которая отражает содержание феномена, противопоставляемого ей. В большинстве случаев они разделяются конъюнкцией - логическим «И». В данном случае следует пояснить, что логический смысл конъюнкции - соединительный, но специфическая её функция состоит именно в разделении143. В данном случае в науке имеет место определенная терминологическая неопределенность, связанная с такими понятиями как «новация», «инновация», «новаторство», «современность» и т.д.

Достаточно уверенное положение в научном аппарате занимает сочетание терминов «традиции» и «современность». Его используют, причем не только не обращаясь к анализу данных категорий, но и не давая вообще каких либо указаний на трактовку их содержания, исследователи в самых различных областях науки: от политики и образования и до проблем добычи и использования природных ресурсов149.

Вместе с тем, в этом случае возникает некоторый дискомфорт, ибо это противопоставление, хотя и без декларирования, дает разведение во времени. Поясним: содержание понятие «современность» считается явным, не зря его объяснения нет в энциклопедиях150. Смысл термина - то, что происходит в одно время с нами, сейчас (точнее было бы указать то, что все же есть несколько значений: «одновременность бытия», когда говорят о персоналиях, «сегодняш-несть» в прямом смысле слова и более широкое как понимание эпохи151; в контексте нашего рассуждения речь идет о последнем варианте). Соответственно, разведение происходит с прошлым. Иными словами, традиция в этом контексте оказывается тем, что не современно, следовательно - является частью прошлого. Однако же, как мы установили, сущность традиции, её функционирование предполагают опору на прошлый опыт, зафиксированный как позитивный и использование его именно сейчас, в условиях современности.

Весьма характерно, что в содержательном плане исследователи как раз весьма далеки от этого понимания, рассматривая проявления и даже возрождение традиций именно в условиях дня сегодняшнего, в самых современных условиях.

По-видимому, весьма далеко от истинно научной основы, оказывается такое сочетание термина «традиция» с антонимом как «традиционное - нетрадиционное», построенного по принципу логической альтернативы: А либо не-А. В данном случае логицистский подход оказывается явно реакционным, ибо сфера действия логического «Закона исключенного третьего» весьма ограничена, в том числе и параметрами континуума: действует только в одно время и в отношении одного объекта153. Вместе с тем, наука не имеет права игнорировать сложившиеся языковые конструкции, а выражение «нетрадиционный» имеет место в языке, хотя и в ограниченных параметрах, даже - конкретных сочетаниях. В частности, принято говорить о «нетрадиционной ориентации» в интимной сфере, устоялось сочетание «нетрадиционная медицина». Вместе с тем, именно это сочетание и показывает со всей убедительностью то, что основанное на логическом исключении сочетание действует только в данных континуальных рамках, без учета диалектики. Пример: в июне 200 6 года, на торжественном мероприятии, посвященном 300-летию Госпиталя им. Бурденко, говорилось о том, что та медици на, которая сегодня называется «нетрадиционной», была до Петра Первого как раз традиционной, а европейская медицина называлась на Руси «нетрадиционной», сегодня же так именуют знахарок с их травами.

Вполне релевантным научным сообществом воспринимается сочетание «традиции» и «новаторство»154. В данном случае вновь имеет место отсутствие каких-либо пояснений о соотношении исходных терминов. Вместе с тем, выбор такой оппоненты традициям говорит о подходе, о системе принципов и последовательной совокупности действий и т.п. Безусловно, в рассматриваемом сочетании нет временного разведения, оно более толерантно в терминологическом отношении, но следовало бы предложить паритет терминов: «традиционность» и «новаторство». В этом случае восстановится и внутренняя логика такого сочетания.

Новации в важнейших сферах социального бытия современной России

2006-2007 годы завершают стабилизационный, восстановительный, «переходный» этап развития России, неизбежно и неотложно ставя проблему выбора стратегии страны в XXI веке. «Вопрос о будущем России, а завтрашнем дне страны волнует миллионы россиян. Ответ на него имеет не только политический и социально-экономический смысл, но и ДУХОВ-но-нравственное содержание.»

В обществах переходного типа, к которым принадлежит и российское, для возникновения социальных новаций необходим целый ряд как объективных, так и субъективных условий. В частности, помимо «социального заказа» той или иной группы или страты, требуются определенные организационные и экономические усилия со стороны государства.133 Государство, осознающее необходимость новаций в целом для общества, должно способствовать своей политикой созданию таких условий, чтобы эта общественная потребность была осознана предпринимателями как частная, только тогда можно для ее реализации устанавливать нормы, правила, выделять ресурсы.199

В этой связи вполне уместно говорить о том, что как бы ни были разнообразны и многоплановы измерения природы новаций и их вида - инноваций в рамках социологии, эконо мики и многих других наук, вплоть до понимания в масштабе социальной философии, в современных условиях особое значение приобретает правовое измерение новаций, подчеркнем - термин используется в философском смысле, а не указанном выше - юридическом.

Весьма характерно, что в действующих российских нормативно-правовых документах имеет место использование только понятия «инновации», хотя речь может идти о новациях разной природы. Итак, во всем многообразии федеральных законов термин «инновации» и вопросы правового регулирования инновационной деятельности вообще затронуты, а точнее, упомянуты:

В Бюджетном кодексе Российской Федерации

В статье 67. Капитальные расходы бюджетов

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов...200

В Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть Первая)

В статье 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.201

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

В статье 7. Государственные программы поддержки малого предпринимательства 2. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения: меры по обеспечению ... инновационных программ.202

В Федеральном законе «О статусе наукограда Российской Федерации»

В статье 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

научно-производственный комплекс наукограда - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность ...

В статье 3. Порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения

2. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент Российской Федерации утверждает определенные Правительством Российской Федерации приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности ...

В статье 7. Финансирование наукограда

1. Финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний...

В статье 10. ... Контроль за ... использованием ... средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность ... .

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды»

В статье 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.204

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»

В статье 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики

Похожие диссертации на Традиции и новации (социально-философский анализ)